Технологическая карта урока «Работа над конкурсным репертуаром в младших классах по специальности (балалайка)»

Ладыкина Юлия Викторовна

Подготовка к конкурсам – это стиль жизни, составная часть учебного процесса уважающего себя преподавателя. Исполнительские конкурсы играют важную роль в выявлении талантливых детей. Возможность участия – сильнейший стимул для работы на инструменте. У детей стремление к состязанию намного естественнее, чем у взрослых. Перед учениками ставится конкретная цель – померяться силами с другими. Зачастую, детей, принимающих участие в конкурсе, сопровождают учителя. Самая главная задача преподавателя – приучить ребенка к выступлениям на публике, чтобы это стало потребностью и приносило моральное удовлетворение и радость. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Технологическая карта69.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

«Работа над конкурсным репертуаром в младших классах по специальности (балалайка)»

 Дата проведения: 18 марта 2020 года в 10.00

Ф.И.О. преподавателя: Ладыкина Юлия Викторовна – преподаватель по классу балалайки и гитары ГБУ ДО НАО

«ДШИ»

Концертмейстер: Листова Анна Сергеевна

Ученик: Филиппов Даниил – 3 класс восьмилетнего срока обучения

Возраст: 9 лет

Предмет: Специальность (балалайка)

Тема урока: «Работа над конкурсным репертуаром в младших классах по специальности «Балалайка»»

Вид урока: Урок-практикум

Форма проведения урока: Индивидуальная

Методы обучения: словесный, наглядно-слуховой, практический, игровой, музыкального обобщения

Необходимое оборудование: балалайки, нотный материал, фортепиано, пюпитр, стулья.

Цель урока – обобщение  педагогического опыта и оказание методической и практической помощи в период подготовки учащегося  к  конкурсу.

Задачи:

  1) развитие творческого потенциала;

    2) формирование и развитие творческого мышления;

    3) формирование и развитие навыков самостоятельного умственного труда;
    4) применение полученных знаний в практической деятельности;
    5) преодоление психоэмоциональных факторов перед выступлением.

Пояснительная записка к открытому уроку

«Работа над конкурсным репертуаром в младших классах по специальности (балалайка)»

         Подготовка к конкурсам – это стиль жизни, составная часть учебного процесса уважающего себя преподавателя. Исполнительские конкурсы играют важную роль в выявлении талантливых детей. Возможность участия – сильнейший стимул для работы на инструменте. У детей стремление к состязанию намного естественнее, чем у взрослых. Перед учениками ставится конкретная цель – померяться силами с другими. Зачастую, детей, принимающих участие в конкурсе, сопровождают учителя. Не секрет, что конкурсы являются состязанием не только для детей, но и для преподавателей. Они являются хорошей практической школой, показателем профессионализма.

         Конечно, возникает чувство страха, но конкурс является хорошей тренировкой, особенно для робких ребят. Конкурсы очень полезны: они помогают открывать таланты, развивают стремление к соревнованию, расширяют репертуар у детей, укрепляют их нервную выносливость. Подготовка к конкурсу имеет свои правила. Их нельзя обойти. Важно знать, что подготовка к конкурсу начинается не тогда, когда преподаватель задаёт ученику определенную пьесу для разучивания, а намного раньше, когда педагог обдумывает и подбирает конкретное произведение.

           Не всякий ребёнок годится для конкурсов и не каждому участие пойдет на пользу. Преподаватель должен хорошо знать своих учеников и уметь заранее определить кого из них можно готовить на конкурс. Уже в начале обучения у некоторых детей проявляются возможности, характерные задатки будущего «конкурсанта»: это музыкальность, одаренность, способность быстро, сосредоточенно и основательно заниматься, причем заниматься профессионально.

           Быстрота в занятиях необходима для того, чтобы подготовка к конкурсу не вызвала застоя в развитии учащихся. Работа над произведением требует от конкурсантов запомнить множество указаний преподавателя, что невозможно без предельной концентрации. Вполне понятно, что преподаватель сам должен обладать такой способностью.

          Отдельное внимание стоит уделить выбору конкурсной программы. Выбирая для ученика программу к предстоящему конкурсу, преподаватель тщательно изучает программные требования, условия и порядок проведения конкурса. Здесь надо показать ученика с самой лучшей стороны, поэтому подбираем произведения, которые в техническом и исполнительском отношении лучше всего ему удаются. Но вместе с тем программа конкурса должна показать ученика по возможности всесторонне. Конкурсная программа состоит из произведений, предъявляющих к ученику повышенные требования и из пьес менее трудных для него. С самого начала надо разучивать наиболее важные и трудные произведения, причем, технические места отрабатывать в виде упражнений. Работу над основными произведениями надо довести почти до конца, после чего можно отложить на некоторое время и заняться более легкими другими произведениями.

         До конкурса необходимо выступать на школьных концертах, различных мероприятиях, с целью обыгрывания программы. Для того, чтобы программу не «заиграть» необходимо снова возвращаться  к работе, проучивая в медленном темпе по нотам. Поэтому на преподавателе лежит ответственность – рассчитать время, чтобы ученик на момент проведения конкурса был в самой лучшей форме, и был готов к выступлению и морально, и физически.

        В дни конкурса основная задача педагога – создать благоприятную атмосферу. Ученик должен хорошо выспаться, перед выступлением не следует много пить (потеют руки). Не желательно, чтобы он следил за ходом конкурса в качестве зрителя, это может отрицательно сказаться на его выступлении. Учитель должен приложить все усилия для того, чтобы ребенок просто радовался возможности померяться силами, а не стремился к завоеванию первенства. Мы должны воспитывать в учениках способность радоваться успеху других, умению внимательно слушать, учиться с удовольствием. Поймите, если вы ничего не заняли, то участие — уже ваша победа, победа над собой. Вы приобрели опыт, а опыт поражения – тоже опыт. Самая главная задача преподавателя – приучить ребенка к выступлениям на публике, чтобы это стало потребностью и приносило моральное удовлетворение и радость.

        Подготовка к конкурсу не ограничивается малым промежутком времени.  Это большой, кропотливый труд в несколько этапов:

1 этап. Выбор конкурсной программы.

2 этап. Ознакомление и разбор конкурсных произведений.

3 этап. Работа над музыкальными произведениями отдельными фрагментами.

4 этап. Целостное оформление конкурсных произведений.

5 этап. Достижение уровня концертной готовности и конкурсному прослушиванию.

            

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

Задания для обучающегося, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Организация введения в урок

Вступительное слово. Краткий обзор задач урока. Мотивация учащегося на творческую работу.

Подготовка к уроку: приветствие, подготовка рабочего места – пюпитр, нотный материал, дневник.

Обращает внимание на гостей в классе, переключает внимание на преподавателя. Предварительный диалог.

Активный, рабочий настрой на урок. Готовность к творческой работе.

Основная часть урока

Преподаватель вступает в диалог с учеником о действиях в начале урока: «С чего мы начинаем урок?», «Почему?»; предлагает исполнить упражнения на бряцание и гитарный приём.

Преподаватель объясняет выбор данной конкурсной программы.

Начинаем работу над произведением Л.В. Бетховена «Экосез». Преподаватель вступает в диалог с учащимся. Рассуждаем об эпохе, композиторах, краткая информация о Л.В. Бетховене, особенностях танца – экосез. Хвалит ученика за домашнюю работу, исполнение пьесы.

Далее, работа над произведением В. Конова «Походная». Диалог с учащимся о особенностях музыкальной формы произведения, музыкально-образном содержании.

Хвалит ученика за домашнюю работу, исполнение пьесы.

Заключительная и показательная пьеса конкурсной программы – русская народная песня «Барыня» в обр. Н. Толмачёва. Диалог с учащимся о богатом музыкально-образном содержании произведения, и о музыкальных и технических средствах, необходимых для реализации этого образа.

Очень полезно и нужно представить словесную характеристику  музыкальных тем и эпизодов. 

В завершении урока показ р.н.п. «Барыня» преподавателем.

Отвечает на вопросы.

Включается в работу, активизирует знания теории, отвечает на вопросы преподавателя.

Убеждается в необходимости домашних занятий.

Включается в работу, активизирует знания музыкальной теории, отвечает на вопросы преподавателя.

Убеждается в необходимости домашних занятий.

Анализ нотного текста, учащийся отвечает на наводящие вопросы. Раскрывает музыкальный образ русской пляски, его развитие.

Учащийся настраивается на прослушивание.

Готовится исполнять упражнения для «разыгрывания рук», контролирует правильное положение исполнительского аппарата, которое необходимо для исполнения гитарного приёма на балалайке.

Показывает результат домашней подготовки.  Объясняет применение динамических оттенков, штрихов, наличие реприз. Отрабатывает конкретные задания преподавателя (чистота и качество гитарного приёма, штрихи) Слушает себя и анализирует свое исполнение. Накопление творческих впечатлений и исполнительских навыков от проделанной работы.

Показывает результат домашней подготовки. А именно, качество исполняемых игровых приёмов (бряцание, пиццикато большим пальцем, аккордовая техника), штрихов и динамики для создания художественного образа произведения. Анализирует своё исполнение.

Накопление творческих впечатлений и исполнительских навыков от проделанной работы.

Показывает результат домашней подготовки. А именно, качество исполняемых игровых приёмов (бряцание, пиццикато большим пальцем, аккордовая техника, колористические приёмы, вибрато, обратная дробь), штрихов и динамики. Анализирует своё исполнение.

Подведение итогов, мотивация к домашней работе.

Ученик показывает свою готовность на выполнение задания.

Демонстрирует уверенное исполнение упражнений.

Исполняет «Экосез» в характере, осмысленно и эмоционально, выполняя оговоренные с преподавателем правила исполнения.

Мотивация для дальнейшего обучения в классе специального инструмента – балалайка.

Исполняет «Походную» в характере, осмысленно и эмоционально, выполняя оговоренные с преподавателем правила исполнения.

Умение пользоваться различными способами звукоизвлечения, чувствует уверенность в своих силах, получает удовольствие от игры на балалайке.

Закрепление творческих навыков и исполнительских навыков. Применяет на практике   знания, накопленные в процессе совместной с преподавателем работы.  

Желание ученика выступать на концертах и конкурсах. Психологический самоанализ и настрой на выступление.

Домашнее задание

Преподаватель говорит о продолжении работы в развитии исполнительской техники левой и правой руки (игра упражнений, гамм), работы над художественным образом произведений (музыкальность исполнения, красивое звукоизвлечение). При домашней подготовке к конкурсу одним из важных моментов является развитие ряда важных психологических характеристик личности учащегося: умение концентрировать внимание, управлять своими эмоциями, приводить себя в оптимальное концертное состояние.

Учащийся выражает готовность продолжать работу в данных видах деятельности, развивая свои исполнительские умения и навыки, повышая своё мастерство и профессионализм.

Учащийся проявляет заинтересованность

в результатах обучения и собственных достижениях.

Подведение итогов. Рефлексия

На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учащимся собственной учебной деятельности. Совместно наметить цели домашней работы и методы их достижения.

Педагог проводит беседу с учащимся:

- Чему он научился?

- Легко ли было?

- Доволен ли собой учащийся?

Учащийся анализирует свою работу на уроке (оценивает свою игру, что получилось, что нет и в чем необходимо добиться положительных результатов), отвечает на вопросы преподавателя. Формулирует домашнее задание, слушает, дополняет.