методический материал итоговой аттестации по циклу предметов теория музыки (Сольфеджио, музыкальная литература) для выпускников ДМШ и ДШИ

Кулыгина Анастасия Алексеевна

разработка готовых билетов для устного и письменного экзамена по сольфеджио для учащихся 8 класса, темы проектов для защиты по музыкальной литератупе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_attestatsiya_teoriya_muzyki.docx220.04 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Итоговый устный экзамен по сольфеджио

8 класс

Билет № 1

  1. Интонационные упражнения в тональности фа минор.

Спеть:

  • гаммунатуральный вид, гармонический;
  • Ступени: I – III – V – IV – II – VII (нат.) – I;
  • Интервалы «цепочкой»: ч.5 – ч.8 – м.3 – б.2

I

Аккордовую последовательность: t 5/3 – s 6/4 – t5/3 – D 6/5 – t 5/3

  1. Спеть с листа № 605 (сборник с.-о К. и Ф. I ч., с. 99).

Протяжно                                                        Р.н.п. «Потеряла я колечко»

  1. Какие ув. и ум. интервалы образуются от повышения VII ступени минора и на каких ступенях?
  2. Определить на слух (все пройденные интервалы и аккорды, лады)

Билет № 2

  1. Интонационные упражнения в тональности Ля мажор.

Спеть:

  • гаммунатуральный вид, гармонический;
  • Ступени: I – V – III – IV – VII – I;
  • Интервалы «цепочкой»: ч.4 – м.3 – м.6 – ум.5 – м.2

V

  • Аккордовую последовательность: T6 – S5/3 – D 2 – T6
  1. Спеть с листа № 292 (сборник с.-о К. и Ф. I ч., с. 42).

Не торопясь                                                М.Красев «Счастливый день»

  1. Какие тональности называются энгармонически равными? Перечислить все энгармонически равные тональности мажора и минора, встречающиеся в музыкальной практике.
  2. Определить на слух (все пройденные интервалы и аккорды, лады)

Билет № 3

  1. Интонационные упражнения в тональности Ми мажор.

Спеть:

  • гамму(натуральный вид);
  • Ступени: I – VII –– IV – III –– I;
  • Интервалы «цепочкой»: б.3 – б.6 – ч.5 – б.2

III

  • Аккордовую последовательность: T6/4 – D5/3 – D 7 – T 5/3(н.)
  1. Спеть с листа № 346 (сборник с.-о К. и Ф. I ч., с. 51).

Скоро                                                                Укр.н.п. «На водiчовен»

  1. Сколько обращений имеет трезвучие? Как образуются, называются и обозначаются обращения трезвучия?
  2. Определить на слух (все пройденные интервалы и аккорды, лады)

Билет № 4

  1. Интонационные упражнения в тональности Фа мажор.

Спеть:

  • гамму(натуральный вид);
  • Ступени: III – II – VII –– IV – III –– I;
  • Интервалы «цепочкой»: ч.5 – м.3 – ум.5 – м.2 – б.3

V

  • Аккордовую последовательность: T5/3 – T6/4 – S6 – D7 – T5/3(н.)
  1. Спеть с листа № 258 (сборник «Чтение с листа» Фридкин, с. 50).

Скоро                                                Французская народная песня «Кадэрусель»

  1. Сколько обращений имеет септаккорд и как они называются? Интервальный состав обращений Д7, их построение и разрешение в ладу.
  2. Определить на слух (все пройденные интервалы и аккорды, лады)

Билет № 5

  1. Интонационные упражнения в тональности ми минор.

Спеть:

  • гаммунатуральный вид, гармонический;
  • Ступени: I – VII# – VI – V –– I;
  • Интервалы «цепочкой»: ч.5 – б.2 – м.3 – ув.2 – м.2

I

  • Аккордовую последовательность: t 5/3 – s 6/4 – D 6/5 – t 5/3
  1. Спеть с листа № 406 (сборник c.-o К. и Ф. I ч., с. 61).

Andante (Неторопливо)                                Словацкая народная песя «Что ж ты не шел»

  1. Что такое обращение интервала? Как называются интервалы шире октавы?
  2. Определить на слух (все пройденные интервалы и аккорды, лады)

Билет № 6

  1. Интонационные упражнения в тональности ми минор.

Спеть:

  • гаммугармоническийвид;
  • Ступени: I – II – VI – V –– III;
  • Интервалы «цепочкой»: ч.8 – б.3 – м.3 – ум.5 – м.2

I

  • Аккордовую последовательность: t 5/3 – D6/5 – t5/3 – s6/4 – t5/3
  1. Спеть с листа № 465 (сборник c.-o К. и Ф. I ч., с. 72).

Медленно                                                Р.н.п «Слобода ль моя ты, слободушка»

  1. Что такое размер? Виды размеров.
  2. Определить на слух (все пройденные интервалы и аккорды, лады)

Билет № 7

  1. Интонационные упражнения в тональности Ре мажор.

Спеть:

  • гаммунатуральный вид, гармонический;
  • Ступени: I –II – VI C:\Users\User\Desktop\aprCoFHkzgk - копия.jpg – VII – I;
  • Интервалы «цепочкой»: ч.5 – м.2 – ум.5 – м.2 – б.3

V

  • Аккордовую последовательность: T 5/3 – S 6/4 – D6 – D6/5 – T 5/3
  1. Спеть с листа № 283 (сборник «Чтение с листа» Фридкин, с. 56).

Скоро                                                                Укр.н.п. «Ой, пiшла дiвчина»

  1. Что такое аккорд? Трезвучие и его виды?

  1. Определить на слух (все пройденные интервалы и аккорды, лады)

Билет №8

  1. Интонационные упражнения в тональности Фа мажор.

Спеть:

  • гаммунатуральный вид, гармонический;
  • Ступени: I – V – VI C:\Users\User\Desktop\aprCoFHkzgk - копия.jpg – VII –– I;
  • Интервалы «цепочкой»: м.6 – ч.4 – б.2 – м.3 – м.2 – ум.5 – м.2

III

  • Аккордовую последовательность: T 6/4 – D 5/3 – D7 – T 5/3
  1. Спеть с листа № 407 (сборник c.-o К. и Ф. I ч., с. 61).

Conbrio (Живо)                                

                                                        Польская народная песня «С гор высоких»

  1. Что такое ритм? Перечислить основные деления длительностей звуков.
  2. Определить на слух (все пройденные интервалы и аккорды, лады)

Билет № 9

  1. Интонационные упражнения в тональности ре минор.

Спеть:

  • гаммумелодический вид, гармонический;
  • Ступени: I – VII# – VI – III –– I;
  • Интервалы «цепочкой»: б.3 – м.2 – ум.7 – м.2

III

  • Аккордовую последовательность: t5/3 – D6 – t5/3 – t6 – s5/3 – t5/3
  1. Спеть с листа № 408 (сборник c.-o К. и Ф. I ч., с. 61).

Andante (Неторопливо)                                                Чешская народная песня «Пастух»

  1. Какой лад называется минорным? Назвать виды минора. То же самое рассказать о мажорном ладе.
  2. Определить на слух (все пройденные интервалы и аккорды, лады)

Билет № 10

  1. Интонационные упражнения в тональности до минор.

Спеть:

  • гаммугармонического вида;
  • cтупени: III – IV – VII# – I – II – I;
  • Интервалы «цепочкой»: ч.4 – м.2 – ув.2 – м.2

I

  • Аккордовую последовательность: t 5/3 – s 6/4 – t5/3 – D6 – t 5/3
  1. Спеть с листа № 217 (сборник c.-o К. и Ф. I ч., с. 30).

Не очень медленно                                                 Укр.н.п. «Ой, вербо,вербо»

  1. Что такое метр? Что такое такт? Тактовая черта, её роль.
  2. Определить на слух (все пройденные интервалы и аккорды, лады)

Экзаменационные билеты для 8 класса (письменно)

Билет № 1.

1. а). Разделите мелодию на такты, сделайте инструментальную группировку.

б). Определите и подпишите тональность мелодии, особенности лада.

И. Дунаевский «Веселый ветер»

2. Напишите гаммы: от «соль»  мажор гармонический ↑,

минор мелодический ↑,

минор хроматический ↑.

3. Постройте и разрешите тритоны и характерные интервалы в мажорной тональности предыдущего задания.

4. «Переведите» названия тональностей, поставьте ключевые знаки:

        B, F, d, h, fis, Еs, c.

5. Постройте от звука «ми» (без разрешения):

             ↑ м3, ув4, м.6, М6/3, D4/3.

             ↓ б.2, ч.4, б.7, М5/3, D2.

6. Постройте и разрешите аккорды в мажорной тональности вопроса № 2 или № 4 (в любой):   T5/3, S6/4, D6/5, МVII7, Т5/3.

Билет № 2.

1. а). Перепишите мелодию, разделите на такты и сгруппируйте звуки по правилам инструментальной группировки:

б). Подпишите тональность, особенности лада.

Э.Меларти. Сонатина

2. Напишите гаммы  от «ре»  минор гармонический ↑,

мажор мелодический ↓,

мажор хроматический ↓.

3. Постройте и разрешите цепочку тритонов и характерные интервалы в гармоническом миноре предыдущего вопроса.

4. Напишите буквенно названия тональностей и ключевые знаки: мажорные диезные тональности по квинтовому кругу.

5. Постройте от звука «ля» (без разрешений):

        ↑ М6/4, м.6, м.2, ум5, Б5/3;

        ↓ б.2, ч.5, б6, D2, М6/3.

6. Постройте и разрешите аккорды в любой мажорной тональности из задания № 4:  S6/3,  D5/3, D7, Т5/3, Т6/3.

Билет № 3.

1. а). Разделите мелодию на такты, сделайте инструментальную группировку.

б). Определите и подпишите тональность мелодии, особенности лада.

Ф.Шуберт. Баркарола

2. Напишите гаммы: от «ми» (все ↑)  мажор гармонический,

минор мелодический,

минор хроматический.

3. Постройте и разрешите цепочку тритонов и характерные интервалы в мажорной тональности предыдущего задания.

4. «Переведите» названия тональностей, поставьте ключевые знаки:

        A, G, H, d, gis,a, fis.

5. Постройте от звука «ре» (без разрешения):

            ↑ ч.5, б.6, б.3, М6/3, Ум.VII7.

            ↓ м.2, ув.4, б.6, Ум.5/3, D6/5.

6. Постройте и разрешите аккорды в мажорной тональности вопроса № 2 или № 4 (в любой):   T6/3, S5/3, D2, Т6/3.

Билет № 4.

1. а). Перепишите мелодию, разделите на такты и сгруппируйте звуки по правилам инструментальной группировки:

б). Подпишите тональность, особенности лада.

Р. Шуман. «Арлекин»

2. Напишите гаммы от «ля»  минор гармонический ↑,

мажор гармонический ↓,

мажор хроматический ↑.

3. Постройте и разрешите цепочку тритонов и характерные интервалы в гармоническом миноре предыдущего вопроса.

4. Напишите буквенноназвания тональностей и ключевые знаки: мажорные тональности в хроматическом порядке.

5. Постройте от звука «си» (без разрешений):

        ↑ Ум.5/3, м.7, б.3, ч.5, D7;

        ↓ б.3, ч.5, М.5/3, Б6/4, ув.4.

6. Постройте и разрешите аккорды в любой мажорной тональности из задания № 4: T6/4, S6/3,  T6/3, D4/3,  Ум.VII6/5, Т5/3.

Билет № 5.

1. а). Разделите мелодию на такты, сделайте инструментальную группировку.

б). Определите и подпишите тональность мелодии, особенности лада.

Укр. нар. песня

2. Напишите гаммы: от «фа» (все ↑)  мажор гармонический,

минор мелодический,

минор хроматический.

3. Постройте и разрешите цепочку тритонов и характерные интервалы в мажорной тональности предыдущего задания.

4. «Переведите» названия тональностей, поставьте ключевые знаки:

        As, Fis, c, е, g, Е, cis.

5. Постройте от звука «ре» (без разрешения):

             ↑ ум.5, м.6, м.7, Б6/3, D7.

             ↓ м.2, ч.5, б.7, Ув.5/3, Ум.VII7.

6. Постройте и разрешите аккорды в мажорной тональности вопроса № 2 или № 4 (в любой):   D4/3, S6/4, S6, МVII7, Т6/3.

Билет № 6.

1. а). Перепишите мелодию, разделите на такты и сгруппируйте звуки по правилам инструментальной группировки:

б). Подпишите тональность, особенности лада.

Ф.Шопен

2. Напишите гаммы  от «до»  минор гармонический ↑,

минор мелодический ↑,

мажор хроматический ↓.

3. Постройте и разрешите цепочку тритонов и характерные интервалы в гармоническом миноре предыдущего вопроса.

4. Напишите буквенноназвания тональностей и ключевые знаки: мажорные бемольные тональности по квинтовому кругу.

5. Постройте от звука «соль» (без разрешений):

        ↑ Б.6/4, м.6, м.3, б.7, М6/3;

        ↓ б.3, ум.5, Ум.5/3, D6/5, Б6/3.

6. Постройте и разрешите аккорды в любой мажорной тональности из задания № 4:  S6/3,  D6/3,  м.VII7,  D4/3,  Т6/3.

Билет № 7.

1. а). Разделите мелодию на такты, сделайте инструментальную группировку.

б). Определите и подпишите тональность мелодии, особенности лада.

Г.Гершвин. «Summertime»

2. Напишите гаммы: от «си C:\Users\User\Desktop\aprCoFHkzgk - копия.jpg» (все ↑) мажор гармонический,

минор мелодический,

минор хроматический.

3. Постройте и разрешите цепочку тритонов и характерные интервалы в мажорной тональности предыдущего задания.

4. «Переведите» названия тональностей, поставьте ключевые знаки:

        D, Gis, b, a, f, C, d.

5. Постройте от звука «до»(без разрешения):

             ↑ ч.5, м.3, б.6, Б6/4, D4/3.

             ↓ м.2, ум.5, м.7, Ум.5/3, D7.

6. Постройте и разрешите аккорды в мажорной тональности вопроса № 2 или № 4 (в любой): T5/3, D6/5, T6/3, S5/3, S6,  МVII7, Т5/3.

Билет № 8.

1. а). Перепишите мелодию, разделите на такты и сгруппируйте звуки по правилам инструментальной группировки:

б). Подпишите тональность, особенности лада.

А.Бородин. Хор половецких девушек

2. Напишите гаммы  от «ля»  мажор гармонический ↑,

минор мелодический ↑,

минор хроматический ↓.

3. Постройте и разрешите цепочку тритонов и характерные интервалы в гармоническом мажоре предыдущего вопроса.

4. Напишите буквенноназвания тональностей и ключевые знаки: минорные диезные тональности по квинтовому кругу.

5. Постройте от звука «фа» (без разрешений):

        ↑ М.6/3, б.6, ув4, м.3, Б6/4;

        ↓ ч.5, б.3, Б5/3, D2, Б6/3.

6. Постройте и разрешите аккорды в любой мажорной тональности из задания № 4:  S5/3, Т6/3, D4/3, D2, Т6/3, Т5/3.

Итоговый экзамен по музыкальной литературе 8 класс – защита проектов на выбранную тему.

Перечень тем проектов для защиты

  1. Эпоха Классицизма. Композиторы «венской школы»
  2. Основные жанры русских народных песен. Композиторы, которые обращались в своем творчестве к народными песнями?
  3. История возникновения и развития симфонического оркестра.
  4. Произведения А.С. Пушкина в творчестве русских композиторов
  5. Оперное творчество В.А. Моцарта
  6. Балеты П.И Чайковского
  7. С.В. Рахманинов пианист и композитор
  8. Композиторы «Могучей кучки»
  9. «Детская музыка» в творчестве русский композиторов
  10.   Д.Д. Шостакович в годы ВОВ. «Ленинградская симфония»
  11. Эпоха романтизма в музыке. Композиторы – романтики (зарубежные)
  12.  Н.А. Римский – Корсаков «сказочный» композитор.
  13.  Тема Востока в произведениях русских композиторов.
  14.  Образы сказочных персонажей в произведениях русских композиторов
  15. Образы сказочных персонажей в произведениях зарубежных композиторов.