Открытый урок. Работа над полифонией в классе фортепиано.

Буракова Неля Алексеевна

план-конспект открытого урока с ученицей 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_rabota_nad_polifoniey.docx23.35 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МКУ ДО «Детская школа искусств» АЦРМО РК

Открытый урок

по специальности фортепиано

с ученицей 4-го класса

Воробьевой Юлией

Тема урока: «Работа над полифонией в классе фортепиано ДШИ»

Урок провела:

преподаватель Буракова Н.А.

16.12.18г

с. Троицкое

План-конспект

Тема урока: Работа над полифонией в классе фортепиано ДШИ»

Тип урока:  урок совершенствования новых знаний и умений.

Цель урока: систематизация и обобщение знаний полифонии и более глубокое их осмысление, работа над полифонией в младших классах ДШИ на примере методико-исполнительского анализа двухголосной инвенции C-dur  И-С. Баха.

Задачи урока:

Образовательные: развитие навыков полифонического мышления. Передача содержания музыки, поиск нужного соотношения голосов в их одновременном звучании, осознание кульминации, устойчивость темпа.

Воспитательные: развитие коммуникативной культуры поведения и общения.

Развивающие:  расширение кругозора по теме «полифония», развитие интеллекта – памяти, внимания, мышления, воображения.

Методы: аналитический, эмоциональной драматургии, развивающие логическое и ассоциативное мышление, нравственно-эстетического познания.

Применение педагогических технологий:

  • Проблемно-развивающие
  • Здоровьесберегающие
  • Личностно-ориентированные
  • Технология формирования мотивации.

Структура урока.

1. Начало урока.

  • Организационный этап:

а) приветствие;

б) сообщение цели и хода работы на уроке.

2.Основная  часть урока.

  • Теоретическая часть.
  • Работа над инвенцией C-dur И.-С. Баха

3.Заключительный этап:

  • Оценка.
  • Домашнее задание.
  • Конец урока.

Основная часть урока.

   Работа над полифоническими произведениями является неотъемлемой частью обучения фортепианному исполнительскому искусству. Это объясняется тем громадным значением, которое имеет для каждого играющего на фортепиано развитое полифоническое мышление и владение полифонической фактурой. Умение слышать полифоническую ткань, исполнять полифоническую музыку учащийся развивает и углубляет на всем протяжении обучения. Сборник И.-С. Баха «Инвенции и симфонии», благодаря художественной содержательности образов и полифоническому мастерству, представляет большую ценность и является одним из важных и обязательных разделов педагогического репертуара в области полифонии. Известно, что для обучения музыке своего сына Вильгельма Фридемана  И-С Бах начал записывать в специальную тетрадь полифонические упражнения. А в 1723г. появляется окончательный вариант сборника:   15 двухголосных инвенций и 15 симфоний.

Педагог: Что значит слово «симфония»?

Ученица: Это произведение, которое исполняет симфонический оркестр. А во времена, когда Бах писал свою музыку, слово «симфония» означало – инструментальное произведение.

Педагог: Какое произведение мы будем играть на уроке?

Ученица: Инвенцию.

Педагог: Что означает «инвенция»? Почти не употреблявшимся в то время словом «инвенция» (от латинского invention –изобретение, открытие),  Бах хотел подчеркнуть новизну и своеобразие созданных им двухголосных пьес.  

        В своих  рукописях Бах ограничивался записью нот и украшений и не оставил почти никаких указаний относительно динамики, темпа, фразировки, аппликатуры, расшифровки украшений.

       Почему так произошло?

Предлагается проиграть экспозицию.

Педагог: Куда нас завели проделки Буратино? Как это выражается в тональном плане?

Ученица: Экспозиция заканчивается в Соль Мажоре. И начинается разработочный раздел, который почти совершенно симметричен первой части.

Педагог: Какой голос первым начинает диалог?

Ученица: Нижний голос.

Педагог: А что же есть в этой части такого, чего нет в других?

Ученица: Кульминация.

Ученице предлагается сыграть инвенцию без разработочной части.

Педагог: И что же произошло с нашей сказкой? Мы как будто уснули посреди сказки и проспали самое интересно. А попробуй закончить сразу после второй части. Что-то опять не то.

Посмотрим, что происходит в третьем разделе. Что на твой взгляд здесь самое главное? В какой тональности мы оказались и что нас к этому привело?

Следует обратить внимание ученицы на восходящий ход путем троекратного проведения темы, который победно ведет в главную тональность.

Педагог: Мы можем «пожертвовать» каким-нибудь разделом?

Конечно, нет.

Для того, чтобы ученица не теряла из виду целое, необходимо, чтобы она постоянно слышала пьесу целиком.

Когда ученица играет инвенцию целиком, в работу будут включаться новые музыкальные задачи. Одна из них – поиск нужного соотношения голосов в их одновременном звучании.

Какое отличие в звучании двух  голосов?

Каждый голос имеет свое «лицо», характер, окраску. Ученице следует добиваться нужного туше: более звонкого, открытого звука в верхнем голосе; более густого, основательного, солидного и благородного звука в басу.

Предлагается ученице сыграть темы в разных голосах. Играть голоса с различной динамикой, попеременно выделяя то один, то другой. При игре всех голосов, один из них петь.

Ровность движения этой инвенции зависит от пульсации шестнадцатых. Она придает размеренность и устойчивость темпу.

Если ученица не отвечает, вспомним, что Бах сам занимался со своими детьми.

Педагог: Как же мы узнали, как нужно исполнять его музыку? Чтобы тебе легче было ответить на этот вопрос, вспомни, для каких инструментов писал Бах.

Ученица: Клавесин, клавикорд.

Устройство клавикорда позволяло исполнителю передать любые тончайшие динамические оттенки, предоставляло возможность исполнять пьесы, требующие очень певучей, связной игры. Звукоизвлечение на клавесине достигалось задеванием струны перышком или металлическим стержнем. Клавесин обладает звуком острым, блестящим, немного отрывистым. На этом инструменте великолепно звучат быстрые, отчетливые пьесы.

Выяснили, что природа этих произведений в звучании этих инструментов. Но не слепое подражание их звучанию должно быть целью, а лишь поиски наиболее точного определения характера пьес, правильной артикуляции и динамики.

Педагог: Бах оставил рукописи, но посмотри в текст, что ты там видишь, кроме текста?

Ученица: Лиги, staccato, tenuto.

Педагог: Но если Бах их не писал, то кто это сделал?

Ферруччо Бузони много лет посвятил изучению музыка Баха.

Этот выдающийся музыкант-исполнитель дал большие сопроводительные пояснительные тексты, где много внимания уделил анализу формы и структуре каждого произведения.

Педагог: Для музыки барокко было характерно обилие украшений. Посмотри в ноты, ты видишь их?                                                                                                                                         Все расшифровки украшений вписаны в текст.

Ученице предлагается сыграть произведение.                                                                         Тема в инвенциях Баха – ядро всего произведения, именно она и ее дальнейшие видоизменения и развитие определяют характер и образный строй всего произведения.     Предлагается сыграть тему.

Педагог: Какая она?  Как она проходит?                                                                            Вспомним, какие образы у нас родились при знакомстве с этой инвенцией.           Ученица: Сказка о Буратино.                                                                                               Педагог: А теперь обратимся к форме пьесы. Какие разделы в ней есть? И что в них происходит?                                                                                                                            Ученица: Инвенция состоит из трех частей. В первой части Темы в правой руке играют главенствующую роль, а левая рука вторит правой. Экспозиция заканчивается в Соль Мажоре. И начинается разработочный раздел, который почти совершенно симметричен первой части, но главенствующая роль теперь переходит в левую руку, а правая вторит левой. И в третьей части обе руки становятся равнозначными по смыслу и звуку.

Педагог: Молодец, все правильно! Мы можем «пожертвовать» каким-нибудь из этих разделов?

Ученица: Конечно нет, это единое произведение, одно вытекает из другого.

Педагог: Какое отличие в звучании двух голосов? Я подскажу: нужно вспомнить про несколько мануалов у клавиров.

Ученица: Каждый голос имеет свое “лицо”, характер, окраску.

Педагог: Правильно! Так как на клавесине мануалы отличались по звучанию, то следует предположить, что Тема игралась на «яркой» клавиатуре, а Противосложение  на «тихой». Давай найдем и сыграем все Темы в разных голосах. Играй голоса с различной динамикой, попеременно выделяя то один, то другой. Пропевай нотами каждое проведение Темы – так быстрее запомнится мелодия.

(Ученица  находит в тексте все Темы инвенции).

Педагог: Хорошо, у тебя все правильно получилось! Молодец!

Заключительный этап.                                                                                                           Работа над инвенциями И.С.Баха помогает понять мир глубоких, содержательных музыкально-художественных образов композитора.  Изучение двухголосных инвенций много дает учащимся детских музыкальных школ для приобретения навыков исполнения полифонической музыки и для музыкально-пианистической подготовки в целом. Звуковая многоплановость свойственна всей фортепианной литературе. Особенно значительна роль работы над инвенциями в слуховом воспитании, в достижении тембрового разнообразия звучания, в умении вести напевную мелодическую линию.

Педагог: Юля, ты сегодня молодец! Хорошо поработала и дома, и на уроке. Грамотно разобралась с текстом, аппликатурой, динамикой, формой. На уроке была очень внимательна и активна. Твердая  четверка.

Домашнее  задание:                                                                                                                       1. Поработать над кульминацией, её динамикой.                                                           2.Постараться добиться более основательного, солидного звука в басу.                      3.Отдельно отработать ровность движения шестнадцатых в басу.                                 4.Послушать Инвенцию в исполнении разных исполнителей.                                                 Урок закончен.

Используемая литература:

1.В.Цуккерман. «Анализ музыкальных произведений. Полифония».

2.И.Способин. «Музыкальная форма»