"Адаптация первоклассников к обучению в музыкальной школе"
Адаптация в музыкальной школе – перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. Рассмотрим некоторые этапы этого процесса.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 39.35 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Адаптация первоклассников к обучению в музыкальной школе»
При поступлении в учреждения дополнительного образования, дети испытывают стресс, меняется режим дня, на детей возлагается некая ответственность за поступки и действия учебного характера, увеличиваются нагрузки, меняется коллектив, как сверстников, так и педагогов. Поступление ребенка в школу ведет к смене его социальной роли и ведущего типа деятельности. От того, насколько быстро и полноценно ребенок интегрируется в образовательный процесс, зависит его социальный и интеллектуальный статус в дальнейшем.
Многим детям приходится нелегко в этот период: может резко меняться настроение, появляются жалобы на плохое самочувствие и усталость, появляются проблемы с успеваемостью, проблемы со здоровьем и т.д. Поэтому данный процесс нельзя оставлять вне пристального внимания педагогов, психолога и родителей.
Существуют различные методики диагностики адаптации первоклассников к школе, позволяющие определить успешность прохождения этого процесса. Рассмотрим подробнее.
Школа ставит перед ребенком большое количество новых задач, которые требуют мобилизации его физических и интеллектуальных сил. Первокласснику необходимо привыкнуть к новым условиям, возникшим в его жизни, подстроиться под них.
Речь идет об адаптации к школе (в нашем случае, к музыкальной школе) – самом напряженном периоде в первый год обучения. Она происходит на социальном, физиологическом и психологическом уровне.
Период адаптации у каждого ребенка происходит индивидуально. Его сроки могут колебаться от трех недель до полугода. Важно следить за динамикой процесса адаптации, выявлять причины намечающейся дезадаптации и проводить необходимую коррекцию выявленных отклонений в ходе «подстраивания» первоклассника к школьной жизни.
Факторы социальной адаптации | Факторы физиологической адаптации | Факторы психологической адаптации |
Установлены новые формы отношений, новые коммуникативные связи. Сложились устойчивые способы взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Намечено направление дальнейшей личностной самореализации первоклассника в школе. | Высокая работоспособность. Хороший сон и аппетит. Отсутствие симптоматических заболеваний.
| Нет перепадов настроения и капризов. Присутствует положительная мотивация к обучению. Овладение основными навыками учебной деятельности. Готовность к самооцениванию. |
Диагностика проводится в несколько этапов.
- Наблюдение — идет в течение первого месяца обучения для обнаружения особенностей в поведении ребенка на уроках и переменах.
- Обследование
- Составление индивидуальных заключений — после проведения обследования делается итоговая обработка полученных данных, на основе которых:
- определяются дети, попадающие в группу риска;
- вырабатываются рекомендации для учителя и родителей.
- Ознакомление участников учебного процесса с результатами диагностики адаптации первоклассников — итоговые заключения обсуждаются во время проведения:
- малого педсовета или консилиума (чаще всего их проводят во время осенних каникул);
- индивидуальных консультаций;
- родительского собрания.
- Составление индивидуальных программ работы с детьми, имеющими признаки дезадаптации — происходит в тесном взаимодействии со всеми заинтересованными сторонами. Эта работа должна быть закончена к концу первой четверти. В программу необходимо включить:
- групповые занятия;
- индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение;
- индивидуальные формы работы, направленные на решение конкретных проблем.
- Реализация индивидуальных программ — занимает 1 – 4 месяца.
- Повторная диагностика — должна быть проведена в конце учебного года (апрель — май) для получения итоговых данных.
- Заключительный этап — необходим для сопоставления стартовых и окончательных показателей. На этом этапе анализируется динамика развития ребенка и устанавливается эффективность реализации выработанных рекомендаций и программ.
Адаптация в музыкальной школе – перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.
Основными особенностями систематического школьного обучения являются следующие.
Во-первых, с поступлением в музыкальной школу ребенок начинает осуществлять общественно оцениваемую деятельность - учебную деятельность.
Во-вторых, особенностью систематического школьного обучения является то, что оно требует обязательного выполнения ряда для всех одинаковых правил, которым подчинено все поведение ученика во время его пребывания в музыкальной школе.
Благополучное сочетание социальных внешних условий ведет к адаптированности, неблагополучное – к дезадаптации.
Существует несколько уровней адаптации:
1. Высокий уровень.
Первоклассник положительно относится к музыкальной школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; глубоко и полно овладевает программным материалом; прилежен; внимательно слушает указания объяснения учителя; выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе. Общественные поручения выполняет охотно и добросовестно; занимает в классе благоприятное статусное положение.
Причем исходя из данных некоторых исследователей большинство шестилетних первоклассников не может иметь высокий уровень адаптации в силу неразвитости таких аспектов адаптации, как готовность к школьному обучению (по параметрам произвольности поведения, способности к обобщению, учебной мотивации и др.), несформированность личностных новообразований кризиса 7 лет (самооценка и уровень притязаний) без необходимого вмешательства педагогов и психологов.
- Средний уровень.
Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ, внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда занимается чем-то, что ему интересно, общественные поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками.
- Низкий уровень адаптации.
Первоклассник отрицательно относится к школе; нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдается нарушение дисциплины; объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно; самостоятельная работа затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно; необходимы постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха, общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.
- Дезадаптация.
Это отклонения в школьной деятельности – затруднения в учебе, конфликты с одноклассниками, учителями. Школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка в школе в форме нарушений учебы, поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.
Существует три дезадаптационных стиля:
Аккомодационный
– ребенок стремиться полностью подчинить свое поведение требованиям среды, ассимиляционный
– ребенок стремится подчинить социальную среду своим потребностям.
Незрелый
– связан с психологической незрелостью ребенка и проявляется в неспособности его к принятию новой социальной ситуации развития.
Повышенная степень выраженности каждого из этих стилей приспособления ведет к школьной дезадаптации.
Различно поведение этих детей в школе.
Первоклассники с аккомодационным стилем приспособления, соответствующим типичному образцу «хороший ученик», с готовностью подчиняются всем правилам и нормам школьной жизни, и тем самым, как правило, оказываются наиболее приспособленными к учебной деятельности и нормам школьной жизни.
Положительные оценки со стороны учителей, благодаря их высокому авторитету, способствуют формированию позитивной самооценки детей и повышению их социального статуса.
Дети с ассимилятивным типом адаптации, которые прогнозируют новые для них школьные правила или же выполняют их только в присутствии учителя, оказываются, как правило, дезадаптированными в отношении принятия учебной деятельности, требований школы.
Типичные в таких случаях негативные оценки учителя в присутствии одноклассников ведут, как правило, к еще большему снижению их авторитета, статуса в классе, затрудняя тем самым их социальную адаптацию.
Однако отмечено: относительно слабая ориентация детей на авторитет учителя предохраняет их от сильного занижения самооценки.
Наиболее трудно адаптируемые дети с незрелым стилем, когда он обусловлен недостаточным развитием воли. Такие дети неспособны координировать свое поведение в соответствие с правилами и нормами школьной жизни.
Главная причина школьной дезадаптации в младших классах, по мнению некоторых психологов связана с характером семейного воспитания.
Если ребенок приходит в школу из семьи, где он не чувствовал переживания «мы», он и в новую социальную общность – школу – входит с трудом.
Помимо понятия «школьная дезадаптация» в литературе встречаются термины «школьная фобия», «школьный невроз». Как правило, школьные неврозы проявляются в беспричинной агрессивности, боязни ходить в школу, отказе посещать уроки и т.д.
Чаще наблюдается состояние школьной тревожности, которая проявляется в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников.
В случаях дидагтогенных неврозов травмирующей является в первую очередь сама система обучения.
Цели ученика и учителя изначально расходятся:
учитель должен учить, ученик должен учиться, т.е. слушать, воспринимать, запоминать и т.д.
Учитель остается в позиции «над» школьником, и, порой не осознавая этого, подавляет инициативу учащегося, его познавательную активность, столь необходимую учебной деятельности.
Стиль и характер педагогического взаимодействия учителя и ребенка в значительной мере отличается от классического подхода к обучению семилеток.
Другой причиной дезадаптивного поведения может быть чрезмерное переутомление и перегрузка. Само поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. Успешность обучения его в школе зависит от особенностей воспитания в семье, его уровня подготовленности к школе.
Ряд авторов считают, что основной причиной школьной дезадаптации являются не сами промахи в учебной деятельности или отношения ребенка с учителем, а переживания по поводу этих промахов и отношений.
Для многих детей поступление в школу может стать трудным испытанием.
Хотя бы с одной из следующих проблем сталкивается каждый ребенок:
- режимные трудности (они заключаются в относительно низком уровне произвольности регуляции поведения, организованности);
- коммуникативные трудности (чаще всего наблюдаются у детей, имеющих малый опыт общения со сверстниками, проявляются в сложности привыкания к классному коллективу, к своему месту в этом коллективе);
- проблемы взаимоотношений с учителем;
- проблемы, связанные с изменением семейной обстановки.
Таким образом, успешность адаптации зависит от уровня развития интеллектуальных функций, эмоционально-волевой сферы, сформированности коммуникативных навыков и т.д. Незрелость какой-либо из указанных сфер является одной из причин, которая может привести к той или иной форме дезадаптации.
Особенности первоклассника-музыканта.
Главная особенность детей-первоклассников – первичное осознание позиции школьника, прежде всего через новые обязанности, которые ребенок учится выполнять. Ребенок убежден в том, что у него все должно получаться хорошо, поэтому сильно переживает свои неудачи, не всегда понимает их причины.
Учебная деятельность эффективнее осуществляется в условиях игры, наличия элементов соревновательности. Первоклассник хорошо запоминает, когда не только слышит информацию, но и видит ее наглядное отображение, имеет возможность потрогать носитель информации.
Внимание и память в основном не произвольны, то есть для концентрации ребенку требуется внешняя помощь (интересные картинки, звуковые сигналы, игровые ситуации). Внимание во многом определяется темпераментом. В силу этого отвлекаемость во время выполнения заданий довольно высокая, а контролировать свои действия (например, проверить наличие ошибок в разборе нотного текста) малыш умеет плохо.
Условия успешной адаптации первоклассников-музыкантов в классе по специальности.
На самых первых уроках главная задача – заинтересовать, подавать материал так, чтобы он не казался сложным, переходить от простейших приемов игры к сложным очень постепенно, не форсировать события.
Необходимо также разнообразие на уроке: слушание, теория, ритм, посадка, отвлечение на иные темы, использование музыкальных игр (развивает анализаторские способности, ритм, внимательность), чередование работы за инструментом и без него, стараться давать меньше теории, предпочитать больше показа, а для малышей также необходима и творческая работа (рисование, чтение стихов, игры, фантазирование).
Следующие рекомендации можно использовать в работе с родителями, на собраниях или на встречах, беседах.
Правила успешной адаптации первоклассников-музыкантов для родителей.
Поступление ребенка в музыкальную школу – это принципиально новый этап его жизни. Наиболее трудным для него является период адаптации к школе. Родителям надо быть готовыми к тому, что период адаптации может затянуться на несколько месяцев. Ребенку нужна помощь и, в первую очередь, он нуждается в поддержке самых близких ему людей – родителей.
Главная забота родителей в период адаптации первоклассника к школе – поддержание и развитие стремления учиться, узнавать новое. Ваше участие и интерес положительно скажутся на развитии познавательных способностей ребёнка. И эти способности вы также сможете ненавязчиво направлять и укреплять в дальнейшем.
Не сравнивать ребёнка с одноклассниками в музыкальной школе. Уважайте индивидуальность своего ребёнка, любите и принимайте его таким, какой он есть. Сравнивайте его собственные успехи.
С пониманием относитесь к тому, что у вашего малыша что-то не получается, даже если это кажется вам элементарным. Ваш ребенок не сможет сразу научиться играть как профессиональный музыкант. Запаситесь терпением. Помните, что высказывания типа: «Ну, сколько раз тебе повторять? Когда же ты, наконец, научишься?» и т.п. – кроме раздражения с обеих сторон, ничего не вызовут. Лучше поддерживайте, подбадривайте ребенка. Показываете, что вы верите в его силы, что у него все получится, и он всего добьется.
Музыкальная школа является дополнительным образованием, но это не кружок, а именно школа. С первых дней необходимо настроить ребенка на серьезное отношение к посещению школы. Как известно, лучший прием воспитания это собственный пример, поэтому от Вашего отношения к музыкальной школе, будет зависеть отношение к ней вашего ребенка. Если вы будете интересоваться классической, живой музыкой, то и ваш ребенок будет увлечен ей. Слушайте такую музыку дома, смотрите и посещайте концерты классической музыки.
Самая главная цель родителей в этот период – дать ребенку опыт самостоятельной работы, с первых же дней внушая, что только он сам ответственен за то, что происходит с ним в школе. Это очень важно на этой, самой главной ступеньке во взрослую жизнь. И ребенок в силу своих возрастных особенностей уже вполне способен принять и понять эту ответственность.
Не следует все время делать уроки вместе с ребенком. Иначе потом, когда вы придете с работы, окажется что он не занимался, т.к. взрослых не было дома.
Не стоит регулярно проверять домашнее задание, если ребенок сам об этом не попросит. Если вы сами окончили музыкальную школу, то ваша помощь может понадобиться ребенку, но это не должно быть систематически, потому что ребенок переложит ответственность за свои ошибки на ваши плечи.
Не стоит интересоваться только отметками в музыкальной школе, лучше спросить, что сегодня было интересного в школе, что нового он узнал, что ему больше всего нравится в школе.
Первое время необходимо все-таки ненавязчиво контролировать выполнение домашних заданий по музыке, пока ребенок не привыкнет к новому режиму дня. А режим дня должен быть у школьника обязательно. И даже если ваш ребенок уже не первоклассник в общеобразовательной школе и у него уже выработался свой режим, то с поступлением в музыкальную школу необходимо внести соответствующие изменения в его режим.
Ни в коем случае нельзя превращать занятия музыкой в наказание.
Такие условия выработают негативное отношения к музыке у ребенка. Музыкой необходимо заниматься каждый день. В первом классе для этого достаточно 20-30 минут. На выходных можно устраивать семейные концерты, на которых дети смогут продемонстрировать вам выученные песенки или пусть даже упражнения.
После домашних заданий ребенок может отправиться на дополнительные занятия - в нашем случае, в музыкальную школу. Дорогу на занятия можно совместить с прогулкой.
Хотелось бы сообщить о том, почему же нужно заниматься музыкой?
1. Играть - это следовать традиции.
Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицировать — это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер.
2. Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину:
заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов. Зимой и летом, в будни и в праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке.
3. Занимаясь музыкой, ребенок развивает математические способности.
Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить!
4. Музыка и язык - близнецы-братья.
Они родились следом друг за другом: сначала — музыка; потом - словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке и в речи. Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику.
5. Музыка структурна и иерархична:
крупные сочинения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов, это развивает структурное мышление у учащихся.
6. Музыкальные занятия развивают навыки общения или как их сегодня называют коммуникативные навыки.
7. Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны.
Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувствительны как дамы, а музыканты-женщины стойки и тверды духом как мужчины. Музыка смягчает нравы, но чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным.
8. Занятия музыкой приучают «включаться по команде».
Музыканты меньше боятся страшного слова deadline - срок сдачи работы. В музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю вперед зачет по гаммам и классный концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу» и ребенок с таким опытом не завалит серьезный экзамен, интервью при приеме на работу и ответственный доклад. Музыкальные занятия в детстве — это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.
9. Музыкальные занятия воспитывают маленьких «цезарей»,
умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так читающий с листа пианист сразу делает несколько дел - помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее. Музыка течет в своем темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях. Ребенку-музыканту будет легче, чем Вам бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым.
10. Музыка приучает ребенка к ежедневному труду,
воспитывает в нем терпение, силу воли и усидчивость, совершенствует эмоции, дает особое видение окружающего мира.
Музыка даёт и образное мышление, и пространственное представление, и привычку к ежедневному кропотливому труду. Музыка учит ребенка не только видеть, но и воспроизводить увиденное, не только слышать, но и представлять то, что слышишь. Следовательно, она развивает все виды восприятия: зрительное, слуховое, чувственное – и все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную.
11. Музыка облагораживает эмоционально; обогащает умственно; музыка способствует росту основных человеческих способностей – способности к логическому мышлению и способности к овладению языком и речью. Существует огромное число выдающихся и просто успешных людей, которые не стали музыкантами, но любят музыку и музицируют.
Очень рекомендуется родителям вместе с детьми посещать концерты в музыкальной школе. Это сблизит, и позволит в подростковом возрасте более легко достигнуть взаимопонимания с ребенком.
Преподаватель 1 категории Мосина Е.В.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Вопросы по выявлению успешности адаптации первоклассников к школе.
Красным шрифтом выделены вопросы, на которые отвечал учитель
Черным шрифтом выделены вопросы, на которые отвечал ученик
- Охотно ли, с интересом ребенок учится?
- Активен ли на уроках? Часто ли выражает желание высказаться, ответить на вопросы?
- Вполне ли дисциплинирован ученик?
- Умеет ли организовать себя в работе?
- Достаточно ли внимателен, целеустремлен, настойчив?
- Отвечает ли работоспособность первоклассника предъявляемым школой требованиям?
- Переживает ли ученик свои учебные неудачи и удачи?
- Стремиться ли к улучшению своих результатов?
- Вполне ли удовлетворительно усваивает школьную программу 1-го класса?
- Достаточно ли ученик контактен, доверчив; легко ли откликается на воспитательные воздействия, на помощь?
- Хорошо ли складываются его отношения с другими детьми в классе?
- Нуждается ли ребенок в дополнительной индивидуальной помощи при выполнении заданий?
- Успешно ли прошел процесс адаптации к школе?
- Можно ли рассчитывать в работе с ребенком на отзывчивость его родителей?
АНАЛИЗ ДАННЫХ: ответы на вопросы обозначаются цифрами. В графе соответствующего вопроса против фамилии ученика ставятся следующие цифры:
1 – «безусловно, нет»;
2 – «скорее нет, чем да»;
3 – «скорее да, чем нет»;
4 – «безусловно, да».
В случаях, когда ответ затруднителен, графа остается незаполненной.
Чем ближе сумма баллов к максимальному числу (56 баллов), тем выше показатель адаптации первоклассников к школе.
Методика обобщения данных по адаптации первоклассников к школе.
Школа_________ Класс__________ Дата ______________________
ФИО учителя___________________________________________________
№ | Фамилия, имя учащегося | Ответы на вопросы | Сумма баллов | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | |||||
1 | ||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||||
9 | ||||||||||||||||||
10 | ||||||||||||||||||
11 | ||||||||||||||||||
12 | ||||||||||||||||||
13 | ||||||||||||||||||
14 | ||||||||||||||||||
15 | ||||||||||||||||||
16 | ||||||||||||||||||
17 | ||||||||||||||||||
18 | ||||||||||||||||||
19 | ||||||||||||||||||
20 | ||||||||||||||||||
21 | ||||||||||||||||||
22 | ||||||||||||||||||
23 | ||||||||||||||||||
24 | ||||||||||||||||||
25 | ||||||||||||||||||
26 | ||||||||||||||||||
27 | ||||||||||||||||||
28 | ||||||||||||||||||
29 | ||||||||||||||||||
30 | ||||||||||||||||||
