Рабочая программа по ритмике для детей 4-х лет

Мосина Елена Валериевна

Программа  разработана специально для занятий по ритмике на эстетическом отделении МОУДО "ДМХШ им. Г Струве". Возраст детей - 4 года. Срок раеализации - 1 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritmika_4_goda.docx47.3 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования  «Детская музыкально-хоровая школа имени Г. Струве»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА

 «ХОРОВОЕ ТВОРЧЕСТВО», «ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Программа по учебному предмету

РИТМИКА

(предмет по выбору для учащихся с 4-хлет)

Срок реализации – 1 год

Рассмотрено                                                            Утверждаю

Методическим  советом                                         Директор МОУДО  «ДМХШ им. Г. Струве»

МОУДО «ДМХШ им. Г. Струве»                          ________________________  Т.Ю.Скорова

«___»__________________ 2020г.                         «_____» _________________ 2020г.

Составитель программы:

Мосина Е.В., преподаватель муниципального образовательного учреждения дополнительного образования  «Детская музыкально-хоровая школа имени Г. Струве».

Железногорск, 2020г.

                     СОДЕРЖАНИЕ

I.

Пояснительная записка.

II.

Учебно-тематический план.

  1. Содержание курса и требования к уровню подготовки

обучающихся.

IV.   Перечень учебно - методического и материально-технического

Обеспечения:

1.

Нотный материал и методические пособия.

2.

Список литературы.

                                                        1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                                            Характеристика учебного предмета, его место

и роль в образовательном процессе

            Программа учебного предмета «Ритмика» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области музыкально-ритмического развития детей в детских музыкальных школах и школах искусств.

  • настоящее время разработка образовательных программ, в том числе музыкальных для детей раннего и дошкольного возраста является весьма актуальной. Продолжается поиск содержательного наполнения курса музыкального воспитания и образования детей младшего возраста, целей и задач обучения.

В нашем регионе воспитание, развитие и обучение детей младшего и дошкольного возраста является социально востребованным. В «Детской музыкально - хоровой школе им. Г. Струве» ведѐтся приѐм детей с 3-х лет в «группы раннего эстетического развития», где дети поют в  хоре, посещают творческую мастерскую «Умелые ручки», занимаются ритмикой.

          Программа по ритмике предназначена для работы с детьми 4-х лет, обучающихся в «группах раннего эстетического развития». Эмоциональный отклик на музыку, пережитый в движении, - основа ритмики и танца в дошкольном возрасте, при этом дети приобретают и элементарные теоретические знания о музыке и движении. Ритмика развивает детей духовно и физически. А значит целесообразно еѐ введение в программы групп развития независимо от дальнейшей специализации ребѐнка, тем более что в дошкольном возрасте сделать правильный выбор детям и родителям достаточно сложно. При реализации программы по ритмике, необходимо учитывать все возможные траектории развития ребѐнка в области искусств в дальнейшем.

         Программа ориентирована на развитие музыкальности ребѐнка, его приобщение к музыкальной культуре, развитие основных музыкальных навыков, возможных на данном этапе (певческих, интонационных, ритмических, слуховых и т.д.)

Одна из задач программы – пробуждение творческой активности ребѐнка, развитие музыкального воображения и мышления, развитие творческих способностей.

Целью программы является также возможность дать ученикам необходимую базу теоретических знаний о музыке, которые могут быть усвоены в данном возрасте.

 Для достижения поставленных целей и задач программы на уроках музыки используются различные формы музыкальной деятельности.

 В первую очередь уделяется особое внимание одной из доступных форм музыкальной деятельности ребѐнка – пению. В освоении певческой деятельности главной задачей является возможность раскрепостить ребѐнка, привить основные певческие навыки (правильно артикулировать, петь свободно, правильно брать дыхание и т.д.) Важно место в обучении занимает практическое усвоение музыкальных знаний и возможностей тела в игровой практике; удовлетворение потребности детей в эмоциональном и двигательном самовыражении.

 

      Большая роль на каждом уроке отводится также ритмическому воспитанию, слуховому анализу, импровизации и творчеству (с использованием детских шумовых и музыкальных инструментов). Таким образом, происходит системное освоение детьми различных видов музыкальной деятельности. В результате дети овладевают музыкальными умениями, совершенствуют имеющиеся навыки, что положительно влияет на развитие их музыкальных способностей.

    Также одной из главных задач является освоение необходимой базы теоретических знаний по предмету, освоение основных музыкальных понятий, терминов. Основной формой в достижении поставленных задач является игра.

   Данная программа по ритмике рассчитана на 1 год обучения детей в «группах раннего эстетического развития».

 Количество недель -35. Количество учебных часов – 70.

Учащиеся посещают групповые занятия по ритмике 2 раза   в неделю. Каждое занятие длится 20 минут.

Формами контроля являются уроки - визиты  для преподавателей и родителей в начале и в  конце года, где учащиеся демонстрируют полученные знания, умения и навыки.

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Группы раннего эстетического развития, возраст 4 года

Содержание курса

Кол-во часов

1

Знакомство с музыкой

3

2

Знакомство с шумовыми и музыкальными инструментами

9

3

Слушание и восприятие музыки

11

4

Метроритмическое развитие

13

5

Упражнение для ориентировки в пространстве.

14

6

Темп. Динамика

6

7

Вокально-интонационное развитие

12

8

Урок- визит

2

Всего: 70

Учебно-тематический план

Наименование темы

Кол-во часов

1

Введение в мир звуков

1

2

Звуки шумовые и музыкальные.

1

3

Построение в одну линию по музыкальному сигналу

2

4

Свойства музыкальных звуков (высота, длина, громкость).

2

5

Настроение и характер музыки.

2

6

Направление движения мелодии.

1

7

Знакомство с музыкальными инструментами

1

8

Игра на инструментах шумового оркестра.

4

9

Воспроизведение ритмического рисунка на музыкальных инструментах

4

10

Построение в круг в круг.

2

11

Игра в «ритмическое эхо»

2

12

Определение высоты, длины, громкости звука.

2

13

Сужение и расширение круга.

2

14

Жанры музыки – марш, простой шаг (спокойный, чѐткий, мягкий).

2

15

Разучивание стихов с помощью упражнений из  пальчиковой гимнастики.

2

16

Музыкальный пульс.

1

17

Движение по линии танца. Хоровод.

2

18

Настроение и характер музыки. Исполнение песен по ролям.

2

19

Краски музыки: мажор (светлые) и минор (тѐмные).

2

20

Разучивание попевок, песенок – потешек.

2

21

Пение несложных песен.

4

22

Воспроизведение ритмического рисунка.

Работа по карточкам (четверть - та, восьмые - ти-ти, четвертная пауза)

2

23

Темпы – медленный, быстрый, умеренный. Приставные шаги

2

24

Мелодия – «душа музыки» (общее понятие).

1

25

Ритмический инструментальный аккомпанемент: ритмическое «эхо», ритмическая импровизация на шумовых инструментах.

1

26

Подбор аккомпанемента к знакомой песенке.

2

27

Движения под музыку в соответствии с музыкальным пульсом.

2

28

Пластика движений. Движение произвольно по залу, не задевая друг друга.

2

29

Жанры музыки – танец. Приставные шаги, подскоки.

2

30

Тембры шумовых и музыкальных инструментов.

2

31

Воспроизведение равномерной метрической пульсации речи, музыки, хлопками в ладоши, на шумовых инструментах.

1

32

Темпы – медленный, быстрый, умеренный. Легкий бег.

2

33

Динамические нюансы f, p, mf и mp, cresc., dim. на примере игр, стихов, песен.

2

34

Исполнение песен с музыкальным сопровождением.

4

35

Закрепление пройденного материала

2

Итого:

70

III. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА И ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

Группы раннего эстетического развития, возраст 4 года.

1.Знакомство с музыкой.

Введение в мир звуков. Звуки шумовые и музыкальные. Свойства музыкальных звуков (высота, длина, громкость). Настроение и характер музыки.

2.Знакомство с шумовыми и музыкальным  инструментами.

Знакомство с музыкальными инструментами: струнными, духовыми, клавишными, народными. Игра на инструментах шумового оркестра.

Воспроизведение ритмического рисунка вместе и по группам (например: шуршащие – звенящие– стучащие инструменты).

Игра в «ритмическое эхо» (например: повторение ритмического рисунка за учителем). Аккомпанемент к знакомой песенке.

Музыкальная иллюстрация к сказке или рассказу ( пантомима, пластика движений и т.д.)

3.Слушание и восприятие музыки.

Жанры музыки – (марш, песня, танец).

Разновидности песни: колыбельная, плясовая.

Настроение и характер музыки.

Краски музыки: мажор (светлые) и минор (тѐмные).

Определение высоты, длины, громкости звука.

 Определение жанровой принадлежности музыки (марш, песня, танец), темпа (быстрый, медленный), характера (в общих чертах), лада (мажор, минор).

Умение различать тембры шумовых и музыкальных инструментов.

Мелодия – «душа музыки» (общее понятие).

 Направление движения мелодии.

Восприятие и передача в движениях как общего характера музыкального произведения, так и конкретных средств музыкальной выразительности должны происходить во взаимосвязи и единстве. В соответствии с характером музыки выбирается и характер движений, а изменение характера, появление нового настроения влечет за собой и изменение движений. Преподавателю музыки следует подбирать такие музыкальные произведения, которые рисуют яркие образы, близкие и понятные детям. Ярко подобранный вариант исполнения придает движениям учащихся эмоциональность, помогает двигаться ритмично и выразительно. Ознакомив учащихся с основными движениями, преподаватель предлагает детям самостоятельно различить произведения и выразить их с помощью языка тела (П. И. Чайковский «Детский альбом»), это стимулирует творческую активность учащихся, развивает музыкальную память, слух, а так же чувство ритма.

4.Метроритмическое развитие

Метр – порядок в музыке.

Музыкальный пульс.

Темп в музыке (быстрый, медленный).

Музыкальная фраза.

Звуки длинные и короткие (общее понятие),  уметь различать их  на слух.

Разучивание стихов с помощью упражнений из  пальчиковой гимнастики.

Воспроизведение равномерной метрической пульсации речи, музыки, хлопками в ладоши, на шумовых инструментах.

Умение воспроизводить элементарный ритмический рисунок по карточкам (четверть -та, восьмые - ти-ти, четвертная пауза)

Умение шагать под музыку в соответствии с музыкальным пульсом.

 Овладение навыками ритмического инструментального аккомпанемента: ритмическое «эхо», ритмическая импровизация на шумовых инструментах.

 5.Упражнение для ориентировки в пространстве.

Построение в одну линию по музыкальному сигналу. Построение в круг в круг. Сужение и расширение круга.  Движение по линии танца (хоровод). Ровные интервалы в кругу.

Движение произвольно по залу, не задевая друг друга.

Постановка корпуса.

Шаги:

- простой шаг (спокойный, чѐткий, мягкий).

- топающий шаг; шаги на полупальцах;

- приставные шаги; подскоки;

- легкий бег.

Повороты вокруг себя на полупальцах; приседания; выставление ноги на носок или пятку; притопы одной ногой в пол и поочерѐдно.

Прыжки на двух ногах ; прыжки вперѐд, вправо, влево; положение рук на поясе;

поднимание и опускание рук вместе и поочерѐдно, плавно и резко в зависимости от характера музыки.

Качание руками; повороты кистей рук, сгибание и разгибание пальцев рук; наклоны головы; наклоны корпуса; хлопки ладонь о ладонь перед собой, справа, слева, вверху, внизу; поворот вокруг себя на топающем шаге; поворот в паре.

Движения исполняются самостоятельно, а также в простых комбинациях, сочетаниях: ходьба и бег, бег и прыжки, в различном темпе, динамических оттенках и образах.

Задания на танцевальное и игровое творчество. Импровизация под разнохарактерную музыку. Самостоятельный выбор движений в ролевых играх.

6.Темп. Динамика

Несложные ролевые игры, основанные на изменении регистра, динамики, темпа, характера, настроения музыкального сопровождения («Бабочки и комарики», «Погуляем», «Вышла курочка гулять» и др. по выбору преподавателя); пальчиковые игры «Кошка и гусь», «Зимняя прогулка» и коммуникативные игры («Поменяйся погремушкой», «Две лошадки», «Шѐл козѐл» и др. по выбору преподавателя )

Характер музыки, темп и динамика неотделимы друг от друга, и работа над ними осуществляется часто на одном и том же музыкальном материале. При исполнении музыкального произведения необходимо точно соблюдать предложенный композитором темп. Воспитывать умение удерживать нужный темп, не ускорять и не замедлять его.

В течение года учащиеся должны  по теме «Темп»:

а) освоить темпы – медленный, быстрый, умеренный;

б) научиться играть на инструментах шумового оркестра в темпе исполняемого произведения;

 в) научиться по заданию ускорять и замедлять темп;

 г) научиться сохранять темп при исполнении ритмического рисунка после временного прекращения звучания музыки (например: 1-я и 3-я фразы слушать; 2-я и 4-я – ритм в хлопках;

 по теме «Динамика»:

 а) знать основные динамические нюансы f, p, mf и mp, cresc., dim.;

 б) ощущать связь между динамикой и изменением движений, темпа.

7. Вокально-интонационное развитие.

Подготовка голосового и артикуляционного аппарата к правильному звучанию. Выполнение различных вокальных и речевых упражнений. Подражание голосам птиц, животных. Разучивание и декламация коротких стихов, потешек, имитация «голоса» персонажей. Исполнение по ролям. Разучивание попевок на 1 звуке, 2-х соседних звуках, песен - попевок в объѐме терции, кварты. Пение несложных песен, построенных на простой мелодии, содержащих повторяющиеся фразы.

Формировать певческие навыки, умение петь легким звуком в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы; брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню, эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно громко и тихо. Способствовать развитию навыков сольного пения, с музыкальным сопровождением. Содействовать проявлению самостоятельности и творческому исполнению песен разного характера. Создавать фонд любимых песен, тем самым развивая песенный музыкальный вкус.

Выразительная декламация стихов, потешек и т. Д. Освоение простых пальчиковых игр. Двигательная импровизация под музыку, соответствующая характеру, образу музыкального произведения.

8. Контрольный урок.

Открытые уроки-визиты для родителей.

Структура построения занятия:

1. Вход в класс.

2. Разминка. Пальчиковая гимнастика.

3. Построение. Музыкально – ритмическая разминка.

    Упражнения для развития ориентировки в пространстве, координации, равновесия.

4. Изучение танцевальных элементов.

6. Музыкально-ритмические упражнения. Работа с карточками.

7. Задания на танцевальное и игровое творчество. Игры.

8. Исполнение песенок. Музыкальное сопровождение на инструментах.

9. Рефлексия.

10.Поклон. Выход из класса.

Требования к уровню подготовки учащихся в  возрасте 4-х лет на конец учебного года

К концу обучения в группе раннего эстетического развития дети должны уметь:

- одновременно начинать и оканчивать пение песен, фраз, вокальных упражнений. Петь по возможности выразительно, слаженно;

- исполнить несколько выученных в течение года песенок, стихов, потешеки т.д.;

- с помощью педагога воспроизводить равномерную метрическую пульсацию речи, музыки, уметь шагать под музыку в соответствии с музыкальным пульсом;

-двигаться в соответствии с характером музыки еѐ динамическими и метроритмическими особенностями;

-владеть простейшими музыкальными терминами;

- ориентироваться в пространстве, построениях  в кругу, линиях, диагоналях, соблюдать интервалы;

- уметь различать на слух высоту, длину, громкость звука;

-уметь координировать движения, напрягать и расслаблять мышцы;

-выполнять упражнения с предметами (платочками, лентами, мячом, шумовыми музыкальными инструментами);

- определять характер (в общих чертах), жанр (марш, песня, танец), темп (быстрый, медленный), лад (мажор, минор);

- передавать в движениях образы явлений природы, животных, сказочных персонажей.

  1. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Класс для занятий должен быть просторным, с хорошим освещением.

Основным музыкальным инструментом для сопровождения занятий является фортепиано.

Со второй четверти в работу подключаются детские шумовые инструменты.

В аудитории должны быть удобные стулья, лавочки по высоте соответствующие возрасту детей.

Отдельное место отводится для работы с наглядными пособиями, это может быть либо стол, либо магнитная доска.

На занятиях используются разнообразные наглядные пособия: карточки с изображением динамических оттенков (форте, пиано), ритмоблоков, длительностей, картинки с изображением музыкальных инструментов и др.

  1. Нотный материал и методические пособия.

1. Абелян С. «Забавное сольфеджио». М. «Советский композитор», 1982г.

2. Алексеева Л.Н. «Игровое сольфеджио для малышей». М. Московская консерватория, 1996г.

3. Альтерман С. «40 уроков начального обучения музыке детей 4-6 лет» тетр. I-II. С. П. Композитор 1999г.

4. Бырченко Т.В. «С песенкой по лесенке. Методическое пособие для подготовительных классов ДМШ». М. «Советский композитор», 1984г.

5. Вейс П. «Ступеньки в музыку». М. «Советский композитор», 1980г.

6. Ветлугина Н.А. «Музыкальный букварь». М. «Музыка», 1985г.

7. Ветлугина Н.А. «Музыка в детском саду». М. «Музыка», 1995г.

8. Дубянская Е.М. «Нашим детям. Игры, пляски, музыкально – двигательные упражнения для дошкольников». М. «Музыка», 1985г.

9. Зимина А.Н. «Образные упражнения и игры в музыкально – ритмическом развитии детей 4-8 лет». М. «Издательство Гном и Д», 2001г.

10. Котляровская-Крафт М. «Сольфеджио. Учебное пособие для подготовительных классов ДМШ». Л. «Музыка», 1986г.

11. Металлиди        Ж.,        Перцовская        А.        «Сольфеджио        для        дошкольной        группы        ДМШ».

С.–П.«Композитор», 1999г.

12. Министерство Культуры РСФСР, Республиканский методический кабинет по учебным заведениям искусств и культуры, «Ритмика», Методические рекомендации для преподавателей ДМШ, ДШИ, Москва, 1989 год.

13. Москалькова И., Рейниш М. «Уроки сольфеджио в дошкольных группах ДМШ». М. «Музыка», 1998г.

14. Нестерова Н.Ф., Селиверстова Н.Б. «Песенки малышам. Игры и забавы». С. – П. «Композитор», 1998г.

15. Нечаева Т.Б., Пустякова М.Ю. «Хоровод сказок». Методическая разработка;

16. Нечаева Т.Б.. Котова М.Ю.«Танцуем вместе с мамой». Методическая разработка;

17.Радынова О.П. «Конспекты занятий и развлечений. Музыкальные инструменты и игрушки». М. «Издательство Гном и Д». 2000г.

18. Радынова О.П. «Конспекты занятий и развлечений. Настроения, чувства в музыке». М. «Издательство Гном и Д», 2000г.

19. Радынова О.П. «Конспекты занятий и развлечений. Сказка в музыке». М. «Издательство Гном и Д», 2001г.

20. Поплянова Е. «Чики-брики-гав». Ч. «Автограф», 2000г.

21.Слуцкая С.Л. «Танцевальная мозаика» Хореография в детском саду. М.: Линка-пресс, 2006 год.

22.Франио Г. С. «Ритмика в детской музыкальной школе», Москва 1997 год.

23. Франио Г. С. «Роль ритмики в эстетическом воспитании детей». М. «Советский композитор»,

1989г.

Наглядные пособия, предметы, инструменты.

Техническое обеспечение: музыкальный центр, аудиокассеты, диски.

  1. Список литературы.

Алексеева Л.Н. «Игровое сольфеджио для малышей». М. Московская консерватория, 1996г.

Альтерман        С.        «40        уроков        начального        обучения        музыке        детей        4-6        лет»        тетр.        I-II,        С.        –П.

«Композитор», 1999г.

Вишняк Е.Н. «Работа с детьми в подготовительной группе ДМШ. Методические рекомендации для преподавателей ДМШ». М., 1986г.

Давыдова Е.В. «Методика преподавания сольфеджио». М. «Музыка», 1986г.

Зимина А.Н. «Образные упражнения и игры в музыкально – ритмическом развитии детей 4-8 лет». М., 2001г.

Франио Г. «Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. Учебное пособие». М. «Советский композитор», 1989г.

Юдина Е.И. «Первые уроки музыки и творчества». М. «Аквариум», 1999г