Рабочая программа по ритмике для детей 5 лет

Мосина Елена Валериевна

Программа была разработана специально для занятий по римике на эстетическом отделении МОУДО "ДМХШ им. Г. Струве". Возраст детей - 5 лет. Срок реализации -1 год. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritmika_5_let.docx47.58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкально-хоровая школа имени Г. Струве»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА  «ХОРОВОЕ ТВОРЧЕСТВО», «ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Программа по учебному предмету

РИТМИКА

(предмет по выбору для детей с 5 лет)

Срок реализации – 1 год

Железногорск 2020 г.

Рассмотрено                                                                      Утверждаю

Методическим  советом                                                   Директор МОУДО «ДМХШ им. Г. Струве»

МОУДО «ДМХШ им. Г. Струве»                                  _________________________  Т.Ю.Скорова

«____»_______________ 2020г.                                    «_____»___________________  2020г.

Составитель программы:

Мосина Е.В., преподаватель муниципального образовательного учреждения дополнительного образования  «Детская музыкально-хоровая школа имени Г. Струве».

Структура программы учебного предмета

I.        Пояснительная записка:                                                        

- характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- срок реализации учебного предмета;

- объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательнойорганизации на реализацию учебного предмета;

-  форма проведения учебных аудиторных занятий;

- цели и задачи учебного предмета;

- структура программы учебного предмета;

- методы обучения;

- описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II.        Содержание учебного предмета.                                                

III.        Требования к уровню подготовки учащихся.                        

IV.        Формы и методы контроля.                                

V.        Методическое обеспечение учебного процесса.                        

VI.        Список рекомендуемой литературы.

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место

и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Ритмика» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области музыкально-ритмического развития детей в детских музыкальных школах и школах искусств.

Ритмическое воспитание занимает важное место в системе обучения детей в детской музыкальной школе, является наиболее эффективной формой художественно-эстетического развития личности ребенка, так как способствует раскрепощению детей, стимулирует их творческое общение, активизирует развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, воли.  

        Программа «Ритмика» имеет практическуюнаправленность, так какразвивает у детей чувство ритма, координацию движений, танцевальную выразительность. Ритмика входит в цикл теоретических предметов и имеет прямую связь с программой «Сольфеджио», помогает в усвоении музыкальных терминов, способствует лучшему ощущению звуковысотности и запоминанию длительностей.

Настоящая программа используется в составе дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства (хорового, инструментального) в качестве предмета по выбору.

Возраст детей, поступающих в детскую музыкальную школу на общеразвивающую программу - 5 лет.

Срок реализации учебного предмета

При реализации программы учебного предмета «Ритмика» со сроком обучения 1 год, объём учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета 72 часа в год. Занятия  проводятся 2 раза в неделю, продолжительность 30 минут для детей 5-ти лет.

Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность учащихся в группе - от 4 до 10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Цели и задачи учебного предмета

Целью предмета «Ритмика» является раннее развитие музыкальных способностей учащихся через овладение основами слуховой, ритмической и музыкальной культуры.

Задачами учебного предмета являются:

-формирование чувства метроритма;

-развитие музыкально-ритмических способностей;

-развитие физических данных, координации, ориентировки в пространстве;

-активизация творческих способностей;

-психологическое раскрепощение;

-формирование умений соотносить движение с музыкой;

-усвоение музыкально-теоретических знаний;

-развитие художественного вкуса, фантазии;

-воспитание внимания, аккуратности, трудолюбия.

Структура программы

Программа содержит следующие разделы:

-сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;

-распределение учебного материала по годам обучения;

-описание дидактических единиц учебного предмета;

-требования к уровню подготовки учащихся;

-формы и методы контроля;

-методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета

используются следующие методы обучения:

- словесно-образное объяснение, беседа, рассказ;

- наглядный качественный показ;

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления);

- практический (творчески-самостоятельное создание учащимися музыкально-двигательных образов, разучивание композиций).

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Класс для занятий ритмикой должен быть просторным, светлым, оснащен необходимым оборудованием (фортепиано, шумовые инструменты, мяч, звуковоспроизводящее устройство), наглядными пособиями.

Учащиеся должны иметь специальную форму одежды: легкий, не стесняющий движения костюм и удобную обувь (тапочки, чешки).

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебная программа по предмету «Ритмика» рассчитана на детей 5 лет и 1 год обучения. В программе учтен принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Программу наполняют темы, составленные с учетом возрастных возможностей детей.

Содержание программы группируется по трем направлениям (видам деятельности):

1.Общеразвивающие вокально - интонационные упражнения.

2.Упражнения с музыкально-ритмическими движениями.

3. Игра или танец. Упражнения на ориентировку в пространстве.

Программа обучения включает в себя учебные материалы по всем видам деятельности.

Содержание первого раздела.

 Подготовка голосового и артикуляционного аппарата к правильному звучанию. Выполнение различных вокальных и речевых упражнений. Подражание голосам птиц, животных. Разучивание и декламация коротких стихов, потешек, имитация «голоса» персонажей. Исполнение по ролям. Разучивание попевок на 1 звуке, 2-х соседних звуках, песен - попевок в объѐме терции, кварты. Пение несложных песен, построенных на простой мелодии, содержащих повторяющиеся фразы.

Формировать певческие навыки, умение петь легким звуком в диапазоне от «до» первой октавы до «ре-ми» второй октавы; брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню, эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно громко и тихо. Способствовать развитию навыков сольного пения, с музыкальным сопровождением и без него. Содействовать проявлению самостоятельности и творческому исполнению песен разного характера. Создавать фонд любимых песен, тем самым развивая песенный музыкальный вкус.

Выразительная декламация стихов, потешек и т. Д. Освоение простых пальчиковых игр. Двигательная импровизация под музыку, соответствующая характеру, образу музыкального произведения.

Второй раздел включает в себя задания для лучшего запоминания и закрепления теоретических сведений об элементах музыкального языка: строении музыки, ее характере, темпе, динамике. В раздел включены ритмические упражнения, музыкальные игры, музыкальные задания по слушанию и анализу музыки. В результате дети приобретут умение шагать под музыку в соответствии с музыкальным пульсом, овладеют навыками ритмического инструментального аккомпанемента через игру ритмическое «эхо»,  научатся элементам ритмической импровизации на шумовых инструментах.

 Данный вид деятельности формирует музыкальное восприятие, представление о выразительных средствах музыки; развивает чувство ритма; умение ориентироваться в маршевой, песенной и танцевальной музыке, определять ее характер, метроритм, строение; умение согласовывать музыку с движением.

Третий раздел предусматривает освоение учащимися техники правильного движения, улучшение координации, приобретение уверенности и свободы поведения на сцене. В начале обучения с учащимися проводят беседу по технике безопасности при выполнении танцевальных движений.

Упражнение для ориентировки в пространстве.

Построение в одну линию по музыкальному сигналу. Построение в круг в круг. Сужение и расширение круга.  Движение по линии танца (хоровод). Ровные интервалы в кругу.

Движение произвольно по залу, не задевая друг друга.

Постановка корпуса.

Шаги:

- простой шаг (спокойный, чѐткий, мягкий).

- топающий шаг; шаги на полупальцах;

- приставные шаги; подскоки;

- легкий бег.

Повороты вокруг себя на полупальцах; приседания; выставление ноги на носок или пятку; притопы одной ногой в пол и поочерѐдно.

Прыжки на двух ногах ; прыжки вперѐд, вправо, влево; положение рук на поясе;

поднимание и опускание рук вместе и поочерѐдно, плавно и резко в зависимости от характера музыки.

Качание руками; повороты кистей рук, сгибание и разгибание пальцев рук; наклоны головы; наклоны корпуса; хлопки ладонь о ладонь перед собой, справа, слева, вверху, внизу; поворот вокруг себя на топающем шаге; поворот в паре.

Движения исполняются самостоятельно, а также в простых комбинациях, сочетаниях: ходьба и бег, бег и прыжки, в различном темпе, динамических оттенках и образах.

Задания на танцевальное и игровое творчество. Танцевальные блоки. Импровизация под разнохарактерную музыку. Самостоятельный выбор движений в ролевых играх.

Учебно-тематический план

Наименование темы

Кол-во часов

1

Звуки музыкальные и шумовые. Свойства музыкального звука

2

2

Звуковысотность (звуки низкие, средние, высокие), регистр

1

3

Жанры в музыке (песня, танец, марш)

1

4

Понятие пульс, доля. Чередование движений: ходьба и бег

2

5

Метр, ритм. Бег и прыжки, в различном темпе.

2

6

Динамика. Динамические оттенки (f, p)

Прыжки, в различном темпе, динамических оттенках и образах.

2

7

Темп (быстрый, медленный, умеренный)

2

8

Жанры музыки – марш. Движение по залу колонной.

1

9

Разучивание стихов с помощью упражнений из  пальчиковой гимнастики.

2

10

Музыкальный размер  2-х дольный

Шаги на месте; наклоны головы; наклоны корпуса; хлопки ладонь о ладонь перед собой, определение сильной доли

2

11

Разучивание стихов с помощью упражнений из  пальчиковой гимнастики.

1

12

Движение по линии танца. Хоровод.

2

13

Воспроизведение ритмического рисунка.

Работа по карточкам (четверть - та, восьмые - ти-ти, четвертная пауза)

2

14

Затакт. Разучивание песенок. Развитие навыков сольного пения.

2

15

Знакомство с терминами. Фермата

2

16

Ритмизация стихов. Исполнение по ролям с помощью различных интонаций.

4

17

Жанры музыки – песня. Исполнение песен с музыкальным сопровождением. размере

4

18

Определение на слух музыкальных жанров (песня, танец, марш)

4

19

Ритмический канон

2

20

Ритмическая партитура. Такт. Затакт

2

21

Основные ритмоблоки в 2-х дольном

2

22

Основные ритмоблоки в 3-х дольном размере

2

23

Музыкальный размер 3-х дольный

Повороты вокруг себя на полупальцах, приседания в танце.

2

24

Определение сильной доли в 2-х и 3-х дольных размерах

Прыжки на двух ногах ; прыжки вперѐд, вправо, влево; положение рук на поясе.

4

25

Определение музыкальных размеров на слух.

1

26

Музыкальные игры. «Эхо»

1

27

Пластика движений. Движение произвольно по залу, не задевая друг друга.

2

28

Динамические нюансы f, p, mf и mp, cresc., dim. на примере игр, стихов, песен.

2

29

Воспроизведение равномерной метрической пульсации речи, музыки, хлопками в ладоши, на шумовых инструментах.

2

30

Жанры музыки – танец (вальс)

2

31

Понятие «лад», «тональность». Определение на слух настроения музыки.

2

32

Музыкальная фраза. Начало и окончание движения с музыкой

2

33

Воспроизведение ритмического рисунка к прослушанным мелодиям, к знакомым песенкам.

Работа по карточкам (четверть - та, восьмые - ти-ти, четвертная пауза)

2

34

Исполнение песен с музыкальным сопровождением.

2

35

Закрепление пройденного материала

2

Итого:

70

Годовые требования

1. Умение определять на слух и передавать через движение основные   музыкальные жанры: песня, танец, марш.

2. Формирование восприятия музыки разного характера.

3. Восприятие звуковысотности.

4. Начинать и заканчивать движение одновременно с музыкой.

5. Определять сильную и слабые доли в 2-х и 3-х дольных размерах.

6. Умение определять на слух лад и размер.

7. Умение изменять движения в соответствие с музыкой (темп, динамика).

8. Умение импровизировать в соответствии с характером музыки.

III.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Данный раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа по учебному предмету «Ритмика»:

1.  Знание основных понятий и терминов в области музыкального искусства.

2. Знание техники безопасности.

3.  Представление о двигательных функциях отдельных частей тела.

4. Навыки координации.

5. Владение начальными танцевальными движениями.

IV.        ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ.

Данная программа предусматривает безоценочную систему, так как главная цель обучения - способствовать развитию творческих и коммуникативных способностей ребёнка.

Основной критерий оценки качества выполненной работы - выразительное, согласованное исполнение детьми упражнений и танцев, которые в таком законченном варианте могут быть        исполнены        на открытых уроках для родителей и праздниках.        

Контроль знаний, умений, навыков учащихся ведет преподаватель, который отвечает за  учебный процесс и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы (текущий контроль).

V.        МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

В каждом ребенке в большей или меньшей степени заложена потребность в движении, в танце. Основная педагогическая задача –активизировать и поддержать эту потребность. «Добывая» музыкальные знания, ребенок осуществляет мыслительные действия, которые позволяют ему повторить открытия, когда-то уже совершенные. В данном процессе происходит «присвоение» знаний, которые становятся духовным капиталом ребенка.  

В процессе обучения ребенок открывает для себя свойства музыкального звука (тембр, длительность, высоту, громкость); познает двигательные способности своего тела. Учебная работа по восприятию данных качеств звука развивает музыкальные способности ученика, метроритмическое чувство. И, как результат развития этих способностей, - формирование навыков движения под музыку.

Программа имеет своей целью адаптировать относительно сложные музыкальные понятия к младшему школьному возрасту; сформировать навыки исполнения различных танцев, обогатить познания ребенка об окружающем мире представлениями о музыкальном искусстве. Поскольку речь идет о групповых занятиях, предпочтение отдается методике игрового сотрудничества.

Музыкальное сопровождение урока является основой музыкально-ритмического воспитания и влияет на развитие музыкальной культуры учащихся. Музыкальное оформление должно быть разнообразным и качественно исполненным. Произведения должны быть доступными для восприятия детей, ясными по фактуре, жанру, стилю, разнообразными по характеру и мелодическому содержанию.

На занятиях используется:

- классическая музыка;

- народная музыка;

- современная ритмическая музыка.

VI.        СПИСОКРЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бырченко Т., Франио Г. Хрестоматия по сольфеджио и ритмике. М., Советский композитор, 1991
  2. Жак -Далькроз Э. Ритм. – М.: Классика – XXI век, 2001
  3. Жигалко Е., Казанская Е. Музыка, фантазия, игра. Учебное пособие по ритмике, сольфеджио, слушанию музыка для детей 5-8 лет. – С.-П.; Композитор, 1999
  4.     Заводина И. В. Методическое пособие по ритмике для 3 класса музыкальной школы (любое издание)
  5.     Заводина И. В. Методическое пособие по ритмике для 4 класса музыкальной школы   (любое издание)
  6. Ивановский Н. Бальный танец XVI - XIX в. М. - Л., 1948
  7. Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. Вып 1, 2. - М.: Музыка, 1978
  8. Луговская А. Ритмические упражнения, игры и пляски - М.: Советский композитор, 1991
  9. Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение.- М.: Просвещение, 1972
  10. Франио Г.С., Лифиц И.В. Методическое пособие по ритмике. 1 класс.    М., Музыка, 1995
  11. Франио Г.С. Методическое пособие по ритмике. 2 класс. М., Музыка, 1996
  12. Франио Г.С. Роль ритмики в эстетическом воспитании. М., 1988
  13. Шушкина З. Ритмика. – М.,  1967
  14. Яновская В. Ритмика. – М., 1979