Рабочая программа по ритмике для детей 5 лет
Программа была разработана специально для занятий по римике на эстетическом отделении МОУДО "ДМХШ им. Г. Струве". Возраст детей - 5 лет. Срок реализации -1 год.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 47.58 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкально-хоровая школа имени Г. Струве»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ХОРОВОЕ ТВОРЧЕСТВО», «ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО»
Программа по учебному предмету
РИТМИКА
(предмет по выбору для детей с 5 лет)
Срок реализации – 1 год
Железногорск 2020 г.
Рассмотрено Утверждаю
Методическим советом Директор МОУДО «ДМХШ им. Г. Струве»
МОУДО «ДМХШ им. Г. Струве» _________________________ Т.Ю.Скорова
«____»_______________ 2020г. «_____»___________________ 2020г.
Составитель программы:
Мосина Е.В., преподаватель муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Детская музыкально-хоровая школа имени Г. Струве».
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка:
- характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- срок реализации учебного предмета;
- объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательнойорганизации на реализацию учебного предмета;
- форма проведения учебных аудиторных занятий;
- цели и задачи учебного предмета;
- структура программы учебного предмета;
- методы обучения;
- описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета.
III. Требования к уровню подготовки учащихся.
IV. Формы и методы контроля.
V. Методическое обеспечение учебного процесса.
VI. Список рекомендуемой литературы.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место
и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Ритмика» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области музыкально-ритмического развития детей в детских музыкальных школах и школах искусств.
Ритмическое воспитание занимает важное место в системе обучения детей в детской музыкальной школе, является наиболее эффективной формой художественно-эстетического развития личности ребенка, так как способствует раскрепощению детей, стимулирует их творческое общение, активизирует развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, воли.
Программа «Ритмика» имеет практическуюнаправленность, так какразвивает у детей чувство ритма, координацию движений, танцевальную выразительность. Ритмика входит в цикл теоретических предметов и имеет прямую связь с программой «Сольфеджио», помогает в усвоении музыкальных терминов, способствует лучшему ощущению звуковысотности и запоминанию длительностей.
Настоящая программа используется в составе дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства (хорового, инструментального) в качестве предмета по выбору.
Возраст детей, поступающих в детскую музыкальную школу на общеразвивающую программу - 5 лет.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Ритмика» со сроком обучения 1 год, объём учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета 72 часа в год. Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность 30 минут для детей 5-ти лет.
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность учащихся в группе - от 4 до 10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Цели и задачи учебного предмета
Целью предмета «Ритмика» является раннее развитие музыкальных способностей учащихся через овладение основами слуховой, ритмической и музыкальной культуры.
Задачами учебного предмета являются:
-формирование чувства метроритма;
-развитие музыкально-ритмических способностей;
-развитие физических данных, координации, ориентировки в пространстве;
-активизация творческих способностей;
-психологическое раскрепощение;
-формирование умений соотносить движение с музыкой;
-усвоение музыкально-теоретических знаний;
-развитие художественного вкуса, фантазии;
-воспитание внимания, аккуратности, трудолюбия.
Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
-сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
-распределение учебного материала по годам обучения;
-описание дидактических единиц учебного предмета;
-требования к уровню подготовки учащихся;
-формы и методы контроля;
-методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
- словесно-образное объяснение, беседа, рассказ;
- наглядный качественный показ;
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления);
- практический (творчески-самостоятельное создание учащимися музыкально-двигательных образов, разучивание композиций).
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Класс для занятий ритмикой должен быть просторным, светлым, оснащен необходимым оборудованием (фортепиано, шумовые инструменты, мяч, звуковоспроизводящее устройство), наглядными пособиями.
Учащиеся должны иметь специальную форму одежды: легкий, не стесняющий движения костюм и удобную обувь (тапочки, чешки).
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебная программа по предмету «Ритмика» рассчитана на детей 5 лет и 1 год обучения. В программе учтен принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Программу наполняют темы, составленные с учетом возрастных возможностей детей.
Содержание программы группируется по трем направлениям (видам деятельности):
1.Общеразвивающие вокально - интонационные упражнения.
2.Упражнения с музыкально-ритмическими движениями.
3. Игра или танец. Упражнения на ориентировку в пространстве.
Программа обучения включает в себя учебные материалы по всем видам деятельности.
Содержание первого раздела.
Подготовка голосового и артикуляционного аппарата к правильному звучанию. Выполнение различных вокальных и речевых упражнений. Подражание голосам птиц, животных. Разучивание и декламация коротких стихов, потешек, имитация «голоса» персонажей. Исполнение по ролям. Разучивание попевок на 1 звуке, 2-х соседних звуках, песен - попевок в объѐме терции, кварты. Пение несложных песен, построенных на простой мелодии, содержащих повторяющиеся фразы.
Формировать певческие навыки, умение петь легким звуком в диапазоне от «до» первой октавы до «ре-ми» второй октавы; брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню, эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно громко и тихо. Способствовать развитию навыков сольного пения, с музыкальным сопровождением и без него. Содействовать проявлению самостоятельности и творческому исполнению песен разного характера. Создавать фонд любимых песен, тем самым развивая песенный музыкальный вкус.
Выразительная декламация стихов, потешек и т. Д. Освоение простых пальчиковых игр. Двигательная импровизация под музыку, соответствующая характеру, образу музыкального произведения.
Второй раздел включает в себя задания для лучшего запоминания и закрепления теоретических сведений об элементах музыкального языка: строении музыки, ее характере, темпе, динамике. В раздел включены ритмические упражнения, музыкальные игры, музыкальные задания по слушанию и анализу музыки. В результате дети приобретут умение шагать под музыку в соответствии с музыкальным пульсом, овладеют навыками ритмического инструментального аккомпанемента через игру ритмическое «эхо», научатся элементам ритмической импровизации на шумовых инструментах.
Данный вид деятельности формирует музыкальное восприятие, представление о выразительных средствах музыки; развивает чувство ритма; умение ориентироваться в маршевой, песенной и танцевальной музыке, определять ее характер, метроритм, строение; умение согласовывать музыку с движением.
Третий раздел предусматривает освоение учащимися техники правильного движения, улучшение координации, приобретение уверенности и свободы поведения на сцене. В начале обучения с учащимися проводят беседу по технике безопасности при выполнении танцевальных движений.
Упражнение для ориентировки в пространстве.
Построение в одну линию по музыкальному сигналу. Построение в круг в круг. Сужение и расширение круга. Движение по линии танца (хоровод). Ровные интервалы в кругу.
Движение произвольно по залу, не задевая друг друга.
Постановка корпуса.
Шаги:
- простой шаг (спокойный, чѐткий, мягкий).
- топающий шаг; шаги на полупальцах;
- приставные шаги; подскоки;
- легкий бег.
Повороты вокруг себя на полупальцах; приседания; выставление ноги на носок или пятку; притопы одной ногой в пол и поочерѐдно.
Прыжки на двух ногах ; прыжки вперѐд, вправо, влево; положение рук на поясе;
поднимание и опускание рук вместе и поочерѐдно, плавно и резко в зависимости от характера музыки.
Качание руками; повороты кистей рук, сгибание и разгибание пальцев рук; наклоны головы; наклоны корпуса; хлопки ладонь о ладонь перед собой, справа, слева, вверху, внизу; поворот вокруг себя на топающем шаге; поворот в паре.
Движения исполняются самостоятельно, а также в простых комбинациях, сочетаниях: ходьба и бег, бег и прыжки, в различном темпе, динамических оттенках и образах.
Задания на танцевальное и игровое творчество. Танцевальные блоки. Импровизация под разнохарактерную музыку. Самостоятельный выбор движений в ролевых играх.
Учебно-тематический план
№ | Наименование темы | Кол-во часов |
1 | Звуки музыкальные и шумовые. Свойства музыкального звука | 2 |
2 | Звуковысотность (звуки низкие, средние, высокие), регистр | 1 |
3 | Жанры в музыке (песня, танец, марш) | 1 |
4 | Понятие пульс, доля. Чередование движений: ходьба и бег | 2 |
5 | Метр, ритм. Бег и прыжки, в различном темпе. | 2 |
6 | Динамика. Динамические оттенки (f, p) Прыжки, в различном темпе, динамических оттенках и образах. | 2 |
7 | Темп (быстрый, медленный, умеренный) | 2 |
8 | Жанры музыки – марш. Движение по залу колонной. | 1 |
9 | Разучивание стихов с помощью упражнений из пальчиковой гимнастики. | 2 |
10 | Музыкальный размер 2-х дольный Шаги на месте; наклоны головы; наклоны корпуса; хлопки ладонь о ладонь перед собой, определение сильной доли | 2 |
11 | Разучивание стихов с помощью упражнений из пальчиковой гимнастики. | 1 |
12 | Движение по линии танца. Хоровод. | 2 |
13 | Воспроизведение ритмического рисунка. Работа по карточкам (четверть - та, восьмые - ти-ти, четвертная пауза) | 2 |
14 | Затакт. Разучивание песенок. Развитие навыков сольного пения. | 2 |
15 | Знакомство с терминами. Фермата | 2 |
16 | Ритмизация стихов. Исполнение по ролям с помощью различных интонаций. | 4 |
17 | Жанры музыки – песня. Исполнение песен с музыкальным сопровождением. размере | 4 |
18 | Определение на слух музыкальных жанров (песня, танец, марш) | 4 |
19 | Ритмический канон | 2 |
20 | Ритмическая партитура. Такт. Затакт | 2 |
21 | Основные ритмоблоки в 2-х дольном | 2 |
22 | Основные ритмоблоки в 3-х дольном размере | 2 |
23 | Музыкальный размер 3-х дольный Повороты вокруг себя на полупальцах, приседания в танце. | 2 |
24 | Определение сильной доли в 2-х и 3-х дольных размерах Прыжки на двух ногах ; прыжки вперѐд, вправо, влево; положение рук на поясе. | 4 |
25 | Определение музыкальных размеров на слух. | 1 |
26 | Музыкальные игры. «Эхо» | 1 |
27 | Пластика движений. Движение произвольно по залу, не задевая друг друга. | 2 |
28 | Динамические нюансы f, p, mf и mp, cresc., dim. на примере игр, стихов, песен. | 2 |
29 | Воспроизведение равномерной метрической пульсации речи, музыки, хлопками в ладоши, на шумовых инструментах. | 2 |
30 | Жанры музыки – танец (вальс) | 2 |
31 | Понятие «лад», «тональность». Определение на слух настроения музыки. | 2 |
32 | Музыкальная фраза. Начало и окончание движения с музыкой | 2 |
33 | Воспроизведение ритмического рисунка к прослушанным мелодиям, к знакомым песенкам. Работа по карточкам (четверть - та, восьмые - ти-ти, четвертная пауза) | 2 |
34 | Исполнение песен с музыкальным сопровождением. | 2 |
35 | Закрепление пройденного материала | 2 |
Итого: | 70 |
Годовые требования
1. Умение определять на слух и передавать через движение основные музыкальные жанры: песня, танец, марш.
2. Формирование восприятия музыки разного характера.
3. Восприятие звуковысотности.
4. Начинать и заканчивать движение одновременно с музыкой.
5. Определять сильную и слабые доли в 2-х и 3-х дольных размерах.
6. Умение определять на слух лад и размер.
7. Умение изменять движения в соответствие с музыкой (темп, динамика).
8. Умение импровизировать в соответствии с характером музыки.
III.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Данный раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа по учебному предмету «Ритмика»:
1. Знание основных понятий и терминов в области музыкального искусства.
2. Знание техники безопасности.
3. Представление о двигательных функциях отдельных частей тела.
4. Навыки координации.
5. Владение начальными танцевальными движениями.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ.
Данная программа предусматривает безоценочную систему, так как главная цель обучения - способствовать развитию творческих и коммуникативных способностей ребёнка.
Основной критерий оценки качества выполненной работы - выразительное, согласованное исполнение детьми упражнений и танцев, которые в таком законченном варианте могут быть исполнены на открытых уроках для родителей и праздниках.
Контроль знаний, умений, навыков учащихся ведет преподаватель, который отвечает за учебный процесс и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы (текущий контроль).
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
В каждом ребенке в большей или меньшей степени заложена потребность в движении, в танце. Основная педагогическая задача –активизировать и поддержать эту потребность. «Добывая» музыкальные знания, ребенок осуществляет мыслительные действия, которые позволяют ему повторить открытия, когда-то уже совершенные. В данном процессе происходит «присвоение» знаний, которые становятся духовным капиталом ребенка.
В процессе обучения ребенок открывает для себя свойства музыкального звука (тембр, длительность, высоту, громкость); познает двигательные способности своего тела. Учебная работа по восприятию данных качеств звука развивает музыкальные способности ученика, метроритмическое чувство. И, как результат развития этих способностей, - формирование навыков движения под музыку.
Программа имеет своей целью адаптировать относительно сложные музыкальные понятия к младшему школьному возрасту; сформировать навыки исполнения различных танцев, обогатить познания ребенка об окружающем мире представлениями о музыкальном искусстве. Поскольку речь идет о групповых занятиях, предпочтение отдается методике игрового сотрудничества.
Музыкальное сопровождение урока является основой музыкально-ритмического воспитания и влияет на развитие музыкальной культуры учащихся. Музыкальное оформление должно быть разнообразным и качественно исполненным. Произведения должны быть доступными для восприятия детей, ясными по фактуре, жанру, стилю, разнообразными по характеру и мелодическому содержанию.
На занятиях используется:
- классическая музыка;
- народная музыка;
- современная ритмическая музыка.
VI. СПИСОКРЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Бырченко Т., Франио Г. Хрестоматия по сольфеджио и ритмике. М., Советский композитор, 1991
- Жак -Далькроз Э. Ритм. – М.: Классика – XXI век, 2001
- Жигалко Е., Казанская Е. Музыка, фантазия, игра. Учебное пособие по ритмике, сольфеджио, слушанию музыка для детей 5-8 лет. – С.-П.; Композитор, 1999
- Заводина И. В. Методическое пособие по ритмике для 3 класса музыкальной школы (любое издание)
- Заводина И. В. Методическое пособие по ритмике для 4 класса музыкальной школы (любое издание)
- Ивановский Н. Бальный танец XVI - XIX в. М. - Л., 1948
- Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. Вып 1, 2. - М.: Музыка, 1978
- Луговская А. Ритмические упражнения, игры и пляски - М.: Советский композитор, 1991
- Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение.- М.: Просвещение, 1972
- Франио Г.С., Лифиц И.В. Методическое пособие по ритмике. 1 класс. М., Музыка, 1995
- Франио Г.С. Методическое пособие по ритмике. 2 класс. М., Музыка, 1996
- Франио Г.С. Роль ритмики в эстетическом воспитании. М., 1988
- Шушкина З. Ритмика. – М., 1967
- Яновская В. Ритмика. – М., 1979
