"Работа концертмейстера над некоторыми пьесами из "Детского альбома" Назима Амедова.

Мамыко Виктория Михайловна

Тема, которая привлекла моё внимание, требует подробного и углублённого изучения. Работая в классе преподавателя скрипки Хатиповой Л.Ф., мне довелось познакомиться с произведениями неизвестного для себя композитора – Назима Амедова. Поскольку выбранные для работы с учениками произведения требовали достаточно длительного выгрывания как для учеников, так и для меня, концертмейстера,  вследствие чего работа велась особенно кропотливо, процесс оказался для меня достаточно интересным.  Музыкальный язык современного крымско-татарского композитора отличается оригинальностью и вместе с тем изобилует элементами национального колорита. К тому же тема творчества восточных композиторов встречается в нашей работе нечасто, поэтому я решила углубить свои знания, написав эту работу.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

 «Октябрьская детская музыкальная школа»

Красногвардейского района Республики Крым

Тема для самообразования:

«Работа концертмейстера над пьесами

из сборника Н.Амедова «Детский альбом»

Апрель-2020 г.

Содержание:

  1. Об авторе……………………………………………………………………………………….1
  2. Из истории создании альбома пьес для детей…………………………… 2
  3. Моё знакомство с «Альбомом» Н.Амедова……………………………….. 3
  4. Методические пояснения и особенности работы

концертмейстера над некоторыми пьесами ……………………………… 4

  1. Приложение: нотный материал…………………………………………………… 7

      Тема, которая привлекла моё внимание, требует подробного и углублённого изучения. Работая в классе преподавателя скрипки Хатиповой Л.Ф., мне довелось познакомиться с произведениями неизвестного для себя композитора – Назима Амедова. Поскольку выбранные для работы с учениками произведения требовали достаточно длительного выгрывания как для учеников, так и для меня, концертмейстера,  вследствие чего работа велась особенно кропотливо, процесс оказался для меня достаточно интересным.  Музыкальный язык современного крымско-татарского композитора отличается оригинальностью и вместе с тем изобилует элементами национального колорита. К тому же тема творчества восточных композиторов встречается в нашей работе нечасто, поэтому я решила углубить свои знания, написав эту работу.

Об авторе.

     Назим Амедов родился в 1958 году, в Ташкенте. В 1976 г.

Окончил специальную музыкальную школу им.В.А. Успенского по классу скрипки и поступил в Московскую консерваторию в класс профессора В.П. Бронина. Окончил консерваторию под руководством профессора А.Б. Корсакова в 1981 году. И в этом же году стал лауреатом Республиканского конкурса скрипачей в Ташкенте. С !981 года по 1985 преподавал в спеециальной  музыкальной школе при Тбилисской консерватории, работал концертмейстером камерного ансамбля.

    В 1985 году поступил в аспирантуру при Московской консерватории в класс профессора И.С. Безродного. С !987 по 1990 год преподавал в ташкентской консерватории, руководил камерным оркестром. В 1989 стал лауреатом Регионального конкурса камерных ансамблей.

    С 1990 года живёт и работает в Ялте, совмещая работу в симфоническом оркестре и преподавание в Крымском гуманитарном университете.

    С 1995 по 1997 гг. стажировался по дирижированию в классе профессора Ф.Ш. Мансурова при Казанской консерватории.

    В 1996 году стал лауреатом международного конкурса композиторов «Match Composition Prize» в Лондоне, где представил два своих произведения : «Эпитафию» для скрипки и фортепиано и «Концертные вариации» для скрипки соло.Выступал с сольными концертами в Германии, Венгрии, Турции, Южной Корее.

    Среди сочинений: пьесы для симфонического и камерного оркестра, сюита для струнного квартета, сборник «Крыскотатарские песни» для голоса и фортепиано, «Детский альбом» для юных скрипачей, сборник «Детская галактика» для юных пианистов, пьесы для фортепиано, виртуозные пьесы для скрипки соло, различные ансамбли, аранжировки.

Из истории создании альбома пьес для детей

     В разные эпохи композиторы различных стран писали музыку , предназначенную для исполнения детьми. В этих произведениях авторы ставили перед юными музыкантами определённые технические и художественные задачи. Некоторые композиторы объединяли свои пьесы в отдельные сборники. Так появился «Альбом для юношества» Р.Шумана, написанные как подарок ко дню рождения дочери Марии, «Детский альбом» П.Чайковского, «Микрокосмос» Б.Бартока, «Детская музыка» С.Прокофьева.

    Приведённые выше сборники написаны для фортепиано. Корифеи классической музыки не оставили, к сожалению, аналогичных сборников для скрипки, хотя и для скрипки создано немало интересных произведений, рассчитанных на начальный период обучения на инструменте.

Основной целью подобных сочинений для детей, помимо технического развития, является воспитание художественного вкуса, освоения разных жанров, развитие творческой фантазии и образно-ассоциативного мышления у ребёнка.

  Идея написания альбома музыкальных пьес для маленьких скрипачей возникла у автора непроизвольно. Сначала были сочинены несколько пьес и ансамблей для своего маленького сына Джамиля. В дальнейшем, по мере его роста, появились новые пьесы и этюды, а успешные концертные исполнения этих пьес вдохновили автора на создание «Детского альбома», презентация которого состоялась в феврале 2001 года в зале Ялтинской ДМШ №1, в концерте главным солистом был ученик 3-го класса Джамиль Амедов.

    В предлагаемом юным музыкантам сборнике музыкальных пьес представлена почти неизвестная в музыкальном мире крымскотатарская музыка. Изучая произведения этого альбома, дети смогут познакомиться с крымскотатарскими народными песнями инструментальными мелодиями в авторской обработке, со сложными ритмами и ладами, характерными для крымскотатрской музыки.В пьесах представлен весь спектр технических приёмов игры на скрипке. Пройдя через определнные трудности исполнения такой музыки, скрипачам будет легче ориентироваться в произведениях классического репертуара, а также в современной музыке, изобилующей полиладовостью и полиметрией.

   В сборник вошли несколько обработок народных мелодий других народов.

Моё знакомство со сборником.

Моё знакомство с пьесами из «Детского альбома» Амедова произошло несколько лет назад, когда преподаватель скрипки, в классе которой я в то время работала концертмейстером, вместе со своими коллегами приобрела этот сборник на одном из обучающих семинаров. Должна сказать, что в нашей школе нечасто можно было услышать музыку крымскотатарских композиторов и композиторов востока. Кроме того, необычно, но одним из первых произведений, взятых нами в работу из сборника Н.Амедова, было «Вариации на украинскую тему, т.к. в то время Крым считался территорией Украины.

    Далее было знакомство с пьесой «Рыжая козочка», «Айнени Белькис»(«Колыбельная Белькис»), «Агыр – ава и Хайтарма». Их исполняли дети от младших до старших классов соответственно.

   А второе знакомство случилось в 2020 году, когда я работала в классе другого преподавателя скрипки, которая, имея творческую идею, решила подготовить концерт класса для родительского собрания, посвящённый мусульманскому празднику Нового года «Наврез» в марте месяце. С этой целью в работу были взяты пьесы  «Наврез», «Танец воина», «Вальс сновидений», «Кукушка». Добавив к ним «Айнени Белькис», «Хайтарму», и ряд других произведений крымских композиторов, мы получили совместными усилиями хорошую программу, соответствующую празднику. Нам удалось подготовить достаточно сложные произведения, пройдя через кропотливую работу с учащимися. Благодаря обучению детей, и я, как концертмейстер, получила хороший опыт изучения неисполнявшегося в нашей школе музыкального материала, имеющего большую художественную ценность для культуры Крыма.

Методические пояснения

и особенности работы концертмейстера над пьесами.

«Наврез». Так называется весенний праздник, означавший начало нового года. Новый год у мусульман начинается весной. По рекомендации композитора пьеса предназначена для начальных классов по сложности партии скрипки, а исполнять пьесу надо широким полнозвучным штрихом деташе.

    Партия концертмейстера достаточно развита, обогащает простую по своему изложению партию скрипки. Общая задача – создать атмосферу праздника, шумного народного веселия. Поэтому звучность фактуры преимущественно форте и пиано, контраст этот может интерпретироваться как неожиданный сюрприз. Аккомпанемент имеет танцевальный характер, подкреплённый большим количеством шестнадцатых длительностей в левой руке, создающих постоянное движение и радостное настроение.

«Агыр – ава и Хайтарма». Одна из самых ярких пьес сборника, представляющая собой мини-цикл по принципу прелюдии и фуги. Согласно крымскотатарской трактовке  - это  два танца: Первый, медленный и распевный, в определённой степени тяжеловесный, мужской народный танец. Вторая часть – хайтарма – женский, стремительный, в характерном размере 7/8, может просчитываться на 3 доли, в которой первая и вторая доля излагается двумя восьмыми, а третья – с характерным подчёркиванием – тремя восьмыми. Эта пульсация закладывается в шести тактах вступлениия, поэтому концертмейстер изначально должен «задать тон» всему произведению.

   Партия концертмейстера очень разнообразна, композитор, постоянным видоизменением её, по всей видимости стремился передать игривое настроение, расставляя в фактуре акценты в цифре «В», «С», при этом главной особенностью остаётся подчёркивание 3-й доли на протяжении всего произведения. Также важно сохранять штриховое разнообразие – смену стаккато и легато.

   Одним из сложных эпизодов – цифра «Д», где подключается полифоническое изложение в партии концертмейстера и , своего рода переклички с партией скрипки. Цифра «Е» исполняется на форте, до конца удерживается накал эмоций и праздничного настроения. Пьеса может быть причислена к концертным пьесам.

«Вальс сновидений». Очень оригинальная по своему материалу и задачам пьеса. Здесь происходит как бы совмещение жанра вальса, его классической трёхдольности, народных ладов и музыкально-художественной задачи, благодаря чему мы получаем своего рода вальс в народном стиле, изображающий «историю», которую мог увидеть спящий человек.

Партия концертмейстера, обогащая своим звучанием партию скрипки, как бы неспешно «разворачивается», передавая фазы сна – от процесса засыпания – дремотности, до быстрых фаз сна, где «разворачиваются основные события», с повторением уже увиденного. Завершение как бы уносит спящего в забытьё, когда, человек может не помнить «событий», чем сон закончился.

При всей своей сложности, партия концертмейстера необычайно выразительна в своих задачах и исполнении. Здесь много позиционного исполнения, однако современные гармонии запоминаются непросто, необходимо длительное вслушивание в их особенности звучания, т.к. фактура изобилует большим количеством альтерированных ступеней, встречных знаков, наложений гармоний. Хотя при всей сложности, здесь материал базируется на оборотах, характерных классической музыке, на их «формулах» и аппликатурных принципах.

«Танец воина». Одна из сложных пьес сборника, своего рода «мужская хайтарма», отличающаяся своим размером: вместо характерных 7/8, где акцент на третью долю, в «Танце» размер 9/8, где акцент припадает на четвёртую долю.

     При разборе партии концертмейстер может столкнуться с такими сложностями как тональность. Здесь она неопределена, при указанном знаке соль-диез при ключе. А окончание пьесы как бы незавершено, неустойчиво на звуке «ми» в обеих руках.

   Достаточно много альтерированных ступеней, фактура неоднородна. В первом эпизоде – остинатные обороты в левой руке, создающие определённый базис для вкраплений разбросанных восьмых в правой руке. Партия левой руки как бы «застолблена» ровными тяжёлыми четвертями, символизируя некоторую грубость и решительность. «Танец» скорее даже не танец как таковой, сколько характеристика человека, исполняющего этот «танец». Здесь есть достаточно большие эпизоды «В» «С», где партия концертмейстера насыщена большим количеством мелодических линий-подголосков в обеих руках, создавая неспокойное движение, в противовес движению мелодии солиста-скрипача. Это своего рода лирические отступления, в какой-то степени сомнения, переживание за своих близких, свою родину.

В Эпизоде «Д» кульминация всей пьесы, где левая рука излагается октавами, широким расположением фактуры на клавиатуре, охватывает разные регистры, что требует больших физических усилий от концертмейстера. Заключение закрепляет в сознании слушателя колоритный образ, в котором сочетаются и удаль, и мелодичность, смелость.