"Большая музыка маленьким городам и селам"

Юношева Татьяна Юрьевна

Авторская Программа является итогом многолетнего опыта и создает условия для творческого развития личности обучающихся, их личностного и профессионального самоопределения , обеспечивает эмоциональное благополучие, а также  является, одной из  профилактических форм  асоциального поведения несовершеннолетних.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования

«Городовиковская детская школа искусств » ГРМО РК

(МКУ ДО «ГДШИ» ГРМО РК)

359000 г.Городовиковск, ул. Садовая, д. 13,  телефон (846 31)  91546

e-mail: super.dmsh@yandex.ru

                                                                                                                         

 

АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  

«БОЛЬШАЯ МУЗЫКА – МАЛЕНЬКИМ ГОРОДАМ И СЁЛАМ»

Возраст учащихся от 7 до 15 лет

Программу разработали:

Юношева Татьяна Юрьевна

преподаватель «Фортепиано» высшая категория

Ульдинова Валентина Викторовна

Преподаватель «Теория музыки» первая категория

2020г

Пояснительная записка

«Музыкальное воспитание не есть воспитание музыканта -  это прежде всего воспитание человека!»

Михаил Казиник

На 10000 детей, которых учат музыке, только один становится настоящим музыкантом, и наверное из миллиона детей, только один становится музыкантом уровня Горовица или  Спивакова. Значит ли это что остальных детей не надо учить музыке? Нет, как раз наоборот! Человек музыки,- это  человек гармонии! Музыка – это питание человеческого мозга, в музыке запечатлены формулы мышления и бытия, существование бессмертия и гармонии. Музыка в течении многих тысячелетий приобщает человека к его космическим корням , к незатухающему чувству и энергии Вечности.  Все музыкальные формы учат ребенка восприятию не только музыки, но слова, поэзии, изобразительного искусства, пробуждает творческий дар! Независимо от профессии каждый должен обладать знанием и чувствованием подлинной культуры. Ребенок, познакомившийся с музыкой,  получает огромную подпитку мозга! Более того этот ребенок, может быть куда удачливее, чем ребенок без музыкального начала.

Социологические исследования показывают, что классическую музыку слушают и ею увлекаются  менее 10% старших школьников. И это ни движение вспять! Никогда еще не бывало, чтобы классической музыкой увлекалось большинство. Ведь высоты музыкальной культуры прежде были доступны только узкому кругу людей, серьезная музыка жила только во дворцах аристократии. Накануне появления радиовещания и грамзаписи, любителями классической музыки  могли быть только те, кто имел возможность слушать ее в концертных залах городов, где выступали симфонические оркестры. Этих залов было не много в нашей огромной стране.

Вот и сейчас при всех открывшихся возможностях, значительная часть молодежи отвергает классическую музыку или относится к ней безразлично. Большинство современных детей происходит из той части населения , которая далека от классической музыки и не имеет навыков и традиций слушания этой музыки. Сам язык классических произведений нередко оказывается совершенно им не понятным. Задумываясь над тем, как наладить общение детей с музыкой, как приобщить их  к искусству мы пришли к мысли об организации  проекта- программы под названием «Большая музыка – маленьким городам и селам!»

Программа является итогом многолетнего опыта и создает условия для творческого развития личности обучающихся, их личностного и профессионального самоопределения , обеспечивает эмоциональное благополучие, а также  является профилактической формой асоциального поведения несовершеннолетних.

Программа внедрена  в стенах структурного подразделения «Городовиковской школы искусств» и используется для разнообразия форм, методик и технологий в работе с учащимися. Была опробована для проведения дополнительных, нетрадиционных уроков, а также в концертно – просветительских мероприятиях в летних лагерях дневного пребывания , служит подспорьем интеграции общего и дополнительного образования,

Цель: увлечь и породнить детей и молодежь с классической  музыкой.

Задачи:

        •        Помочь увидеть в конкретном произведении красоту искусства, зажечь энтузиазмом, пробудить интерес к музыке;

        •        Приобщить детей к достижениям поэзии, литературы и музыки;

        •        Воспитать у детей уважение к труду музыканта – исполнителя и научить их разбираться в качестве исполнения;

        •        Привить критическое отношение к воспринимаемой музыке, дать надежные ориентиры, которые помогли бы детям в дальнейшем разобраться в искусстве;

        •        Добиться того, чтобы слушателям после концерта захотелось больше узнать о музыке;

        •        Сформировать мировоззрение и нравственно – эстетическое отношение к жизни.

Уникальность программы в том, что в селе нет возможностей для организации концертной работы, нет оркестра, театра, нет большого числа концертантов,  и мы используем, главным образом то, что можем представить сами со своими учениками. Все устраивается своими силами и по инициативе самих детей (разумеется вместе со взрослыми и под их руководством): преподаватели и дети исполнители; преподаватели  и дети – художники; преподаватели, родители, дети и гости - слушатели.

Основной принцип работы: Мероприятия программы собраны в макроциклы с постоянными рубриками, тематика мероприятий программы варьируется, она разрабатывается преподавателями и может быть изменена, в зависимости от событий, нередко  идеи приходят от самих детей и исполняемых ими произведений.

Все мероприятия проводятся в форме  интегрированных уроков - концертов -  с широким применением межпредметных связей, сокращающих разрыв между тем, что делается в классе, в котором учат играть на инструменте, и в  классе, где развивают слух и объясняют основы теории музыки и музыкальной литературы.

Музыка звучит обязательно на каждом мероприятии, но её функции различны. Она может быть иллюстрацией к теоретическим вечерам или иметь самостоятельное значение в разборе отдельных произведений. Она звучит  в основном в живом исполнении, либо в записи. Исполнению музыки на таких уроках всегда предшествует обстоятельная беседа со слушателями в сочетании с поэзией, литературой, произведениями изобразительного искусства, биографическими комментариями. Ведущие, как правило, преподаватели, придерживаются плана , но не утрачивая серьезности и  глубины, стремятся к динамичности и увлекательности. В зале атмосфера непринужденности, простоты и дружелюбия. Обязательно, любая музыка сопровождается видео презентацией или иллюстрациями подходящих к тематике фото - копий картин художников разных столетий, стилей и направлений.

Для того чтобы дети имели возможность дома со своими родными и друзьями продолжить разговор о музыке нами изготавливаются к концертам специальные буклеты с портретами композиторов и отрывками из произведений использованных в данном мероприятии, индивидуальные афиши, статьи в местных газетах о событиях музыкальной жизни, композиторах и музыкальных произведениях.

Для большей мотивации и результативности мы используем награждение. Награждаем многих и за самые даже незначительные достижения.

Практическая значимость: Данную программу можно использовать  в ДМШ, ДШИ, хоровых студиях, эстетических центрах, музыкальных студиях при общеобразовательных школах, кружках при домах культуры, в домах детского творчества  и других учреждениях с учетом их специфики.

Результативность: Так как программа была составлена по итогам многолетнего опыта, с уверенностью можно сказать, что воздействие классической музыки на ребёнка или подростка огромна – она облагораживает эмоционально, обогащает умственно, способствует развитию социально ценных качеств человека, чрезвычайно эффективна в качестве стимулятора школьной успеваемости - дети начинают творчески мыслить, они предлагают множество решений для каждой проблемы, их решения более оригинальны. Чем больше и активнее подросток занимается музыкой, тем менее вероятны его трения с законом.  Музыкальное образование напрочь исключает всякий криминальный опыт. Огромное число наших слушателей и выпускников – любят музыку и музицируют, мало того они во всех сферах деятельности являются успешными специалистами.

Тематический  план

Первая возрастная категория от 7 -11 лет

Наименование  цикла

Описание цикла

Возможные темы цикла

Дата проведения

«Первая встреча с музыкой»

Начальные сведения о музыке, ее выразительных средствах, жанрах и формах

«Мы танцуем и поем»

 «О трех китах в музыке»

«Музыкальный конструктор»

октябрь

«Наши друзья – музыкальные инструменты»

Знакомство с музыкальными инструментами, инструментальными ансамблями, с камерным, духовым, симфоническим оркестрами, разновидностями певческих голосов.

«Говорят музыкальные инструменты»

«Инструментальная республика и ее обитатели»

«Звучи фортепиано»

«Путешествие в волшебный мир «Фортепиано».

ноябрь

«Как дружат слово, краски и музыка»

Начальные сведения о взаимодействии искусств

«Послушаем детскую оперу»

январь

«Мой любимый композитор»

Из серии концертов –монографий, каждый год посвящается творчеству какого либо нового композитора.

И.Гайдн

В.А.Моцарт

Л.Бетховен

Ф.Шуберт

март

«Неделя музыки»

Показ новых произведений.

«О программности в музыки»

«Сказка в музыке»

апрель

«Музыкальная викторина и итоговый концерт»

Этот итоговый концерт очень важен в художественно познавательном и организационном отношении: повторение полюбившихся произведений .

Вторая возрастная категория от 12 -15 лет.

Наименование  цикла

Описание цикла

Возможные темы цикла

Дата проведения

«Литература и музыка»

Связь литературы и музыки на примере вокальных и музыкально – театральных произведений. «Музыка Александра Блока» Творчество поэта. Музыкальные произведения на слова Блока.

«Музыка в семье искусств»

Тема любви в музыке

«Моцарт и Сольери»А.Пушкин

декабрь

«Из истории музыкальных стилей и направлений»

Различные стили в живописи, музыке, поэзии, их влиянии, высказывания крупнейших деятелей. Бах «Страсти по Матфею»- «Иисус Христос – супер звезда»этические ценности и время.

Голоса столетий

Композитор- исполнитель -  слушатель

«Музыка барокко»

Классицизм

Романтизм

Импрессионизм

январь

«Музыкальные портреты»

Творческие портреты композиторов, писателей, поэтов, художников, разговор о их жизни, эпохе, о восприятии их творчества современностью, исполнение произведений.

Памятные музыкальные даты

Композиторы XX века

Вечер «заигранной» музыки.

февраль

«Музыка твоего народа»

Традиции, конкурсы, музыкальные театры и постановки. Яркие представители. Стили и направления.

Музыкальные столицы мира

март

«Музыка и театр»

Знакомство с высокохудожественным литературным текстом и с видео - отрывками оперной музыки

«Страсти по Матфею» И.С.Баха и Эндрю Веббер «Иисус Христос  - супер звезда»

Апрель

« Война и музыка»

Знакомство с музыкой созданной во время ВОВ  или посвященная ей и композиторами, художниками, поэтами работавшими в тематике.

 Описание основных разделов программы

Программа состоит из циклов по 5-6 мероприятий в год и рассчитан на две возрастные категории: первая возрастная категория от 7 -11 лет, вторая возрастная категория от 12 -15 лет.

В младшей возрастной категории каждый цикл планируется как «макроцикл» рассчитанный на один год, и предполагает определенный круг обязательных рубрик, которые  позволяют в течении одного года рассказать об элементарных основах построения музыкальных произведений, о музыкальных жанрах и формах, об инструментах и связи музыки с другими искусствами.

В мероприятиях для детей среднего школьного возраста  применяется более широкая тематика, углубленное ее раскрытие, показ произведений большей сложности. Тематика носит обще-развивающий характер и собрана в условные циклы: «Концерты – монографии», «Музыка твоего народа», «Литература и музыка», «Музыка и театр» « Война и музыка».

«Концерты – монографии» посвящены творчеству композиторов . Эти программы охватывают разные жанры и к их привлекаются большое число учеников -исполнителей.

В программах  концертов проходящих под заголовком «Музыка твоего народа», проходит знакомство с музыкой народов России, которую связываем с историей, поэзией, архитектурой.

В цикле «Литература и музыка» отрывки из литературных произведений чередуются с музыкальными номерами, прямо или косвенно соприкасающимися с этими отрывками.

В цикле «Музыка и театр» мы обращаемся к оперному репертуару. На таких мероприятиях ребята получают возможность познакомиться с высокохудожественным литературным текстом и с видео - отрывками оперной музыки.

Прогнозируемые результаты

Для мониторинга достижений используются викторины и итоговые концерты, а также вопросы в конце мероприятия и анкеты после концерта, где ученики показывают свое отношение к услышанному и приобретенные навыки:

        •        умение учеников  критически относиться к воспринимаемой многоликой музыкальной действительности,

        •        иметь надежные ориентиры, которые помогут разобраться в восприятии музыки,

        •        желать больше узнать о музыке после концерта,

        •        иметь интерес узнать больше, почитать, расспросить педагогов и родителей,

        •        провести исследовательскую работу .

Методический комплект

        •        Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Манускрипт, 2000.

        •        Апраксина О. А. Музыкальное воспитание в школе. – М., 1985.

        •        Готсдинер А. Л. Музыкальная психология. – М.: Белые альвы, 1993.

        •        Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – с. 19.

        •        Буренина А. И. Музыкальная палитра: музыкальное воспитание в детском саду, семье и школе. – М.: Ред. журнала «Музыкальная палитра», 2008. – с. 34

        •        Дьячкова Л. М. Инновационные формы работы на уроках музыки. –Биробиждан, 2004.

        •        Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке. – М.: Спарк, 1999.

        •        Леонтьев А. А. Антология гуманитарной педагогики. – М.: Ника, 1996.

        •        Музыка. 1 класс четырехлетней начальной школы: 1-3 классы трехлетней начальной школы (с краткими методическими пояснениями) / Под.науч. рук. Д. Б. Кабалевского; 5-8 классы (с краткими методическими пояснениями) / Под.науч. рук. Д. Б. Кабалевского. – М., 1994.

        •        Музыка. 1-8 классы / Под общ.ред. Ю. Б. Алиева. – М.: Манускрипт, 1993.

        •        Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание. 1-4 классы / Авт.-сост. Н. А. Терентьева. – М., 1994.

        •        Музыкальное образование в школе: Учеб.пособие для студентов муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Школяр, В. А. Школяр, Е. Д. Критская и др.; Под ред. Л. В. Школяр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

        •        Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Просвещение, 2006. – с. 18.

        •        Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Сказка в музыке. Музыкальные инструменты. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – с. 63.

        •        Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Природа и музыка. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – с. 58.

        •        Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании (Материалы конференции 7-11 декабря 1999 г.). – М., 1999.

        •        Школяр Л. В. Музыкальное образование в школе. – М.: Дрофа, 2002.

Библиографический список:

        •        Б. Диментман. «Вечера ровесников» как форма музыкально- эстетического воспитания юношества. –М.: Советский композитор,1985

        •        А.Будагян. Из опыта работы Ереванской «Филармонии школьника».- М.: Советский композитор,1985

        •        В.Малов. Детская филармония -М.: Советский композитор,1985

        •        Гр.Фрид .О московском молодежном музыкальном клубе. -М.: Советский композитор,1985

        •        Н.Сондецкис.Из опыта работы со школьным оркестром. -М.: Советский композитор,1985

        •        С.Мальцев. Раннее обучение гармонии – путь к детскому творчеству. -М.: Советский композитор,1985

        •        Л.Борухзон. О детском музыкальном театре, как форме творческого развития ребенка. -М.: Советский композитор,1985

        •        Ю. Козырев. Импровизация – путь к музыки для всех. -М.: Советский композитор,1985

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

«Путешествие в волшебный мир «Фортепиано».
Место учебного занятия в учебном курсе
 – вводное занятие
 Сложность занятия конкретно для данной группы - средний уровень сложности. Дети в группе с разным уровнем музыкальных способностей, разные по темпераменту.
 Тип занятия - изучение, усвоение нового материала.

Вид урока: интегрированный

Форма работы: групповое занятие.


 Цель занятия:

        •        Познакомить детей с инструментом «Фортепиано» и его разнообразным звучанием .

Задачи
Обучающие:

        •        Обучение приемам музыкальной выразительности,  необходимых для воплощения художественного образа, и навыкам  импровизации.

Развивающие:

1.развитие познавательного интереса  к музыкальным занятиям;

        •         воображения, образного мышления.

Воспитательные:

        •        Воспитание интереса к музыке и инструменту

 Методы обучения – словесный (объяснение), репродуктивный (воспроизводящий), объяснительно-иллюстративный (наглядные материалы сопровождают объяснение), эмоционального стимулирования, самостоятельной работы, создание ситуации успеха.
 Форма организации занятия – учебный диалог, практика.
 Хронометраж  учебного занятия

        •        Организационный этап - 1 мин.

        •        Подготовительный этап – 5 мин

        •        Основной этап - 21 мин.

        •        Рефлексивный этап - 2 мин.

        •        Итоговый этап - 1 мин.

        •        Информационный этап - 1 мин.

Продолжительность занятия - 35 мин.
Учебный материал:  презентация, аппликация героев сказки «Репка»,  восьмые ноты из золотой фольги, двухлинеечные нотные станы, кружочки - нотки.

Оборудование: мультимедийная доска, ноутбук, фортепиано, стульчики.

Ход урока:

Организационный этап (1 мин.)
Мне очень приятно видеть вас у нас в гостях! Давайте с вами познакомимся.

 (преподаватель пишет имена детей на медальонах и одевает их на детей).

-А меня зовут Татьяна Юрьевна. Я работаю в Детской музыкальной школе и занимаюсь любимым делом – учу детей играть на фортепиано.

Подготовительный этап (5 мин.)

Сегодня я хочу пригласить вас окунуться  в волшебный мир Фортепиано.

Фортепиано – это клавишный инструмент, который почти 300 лет назад изобрёл итальянский музыкант Бартоломео Кристофори . На фортепиано сила звука зависит от силы удара пальца о клавиши. Громко по итальянски – фортэ, тихо – пиано, инструмент так и назвали ФОРТЕПИАНО


 

До возникновения фортепиано существовали клависин и клавикорд. Это были музыкальные инструменты богато украшенные резьбой и перламутром. Они обладали звуком с металлическим  отливом. Громкость при игре не менялась.

В наше время название фортепиано не относится не к одному конкретному инструменту. Так называется группа клавишных, в которую входят рояль и пианино. Рояль большой инструмент с откидной крышкой для концертных залов. У рояля сильный мощный и благородный звук. Пианино ставят в квартирах и в классах музыкальных школ, потому что оно занимает меньше места и звучит тише. Давайте откроем крышку пианино и попробуем разглядеть механику извлечения звука. При нажиме клавиши звучат сразу три струны, которые относятся к этой клавише и звучат в унисон. Находящийся внизу молоточек подскакивает и ударяет по струнам. Заставляя их вибрировать и тем самым звучать. Если не отпускать клавишу, а слегка её придерживать, струны будут звучать до тех пор. пока не перестанут вибрировать. Но если отпустить клавишу – на струны сверху упадёт мягкая подушечка( демпфер – глушитель) и остановит колебание струн; тогда они сразу умолкают. Обратите внимание внизу инструмента есть две педали правая педаль служит для создания особого колорита  и продления звука. Попробуем! Левая педаль служит для приглушения звука. Можно провести эксперимент!

( дети нажимают на педаль и на клавишу, слушают звучание) Молодцы!

Музыканты любой специальности должны учиться игре на фортепиано. Этот инструмент имеет наибольшее количество звуков – 88, и на нём можно сыграть любую музыку, даже написанную для целого оркестра

Вопрос: Человека  пишущего стихи называют поэт, а вы знаете как называют человека пишущего музыку?

Ответ: Композитор

Преподаватель: А каких композиторов вы знаете?

Ответ:

Преподаватель: Были композиторы , которые всю жизнь писали музыку только для фортепиано. Например польский композитор Фридерик Шопен.

А вы хотели бы поиграть на фортепиано, как настоящие пианисты?

Ответ:

Преподаватель: Начнём наш путь в мир музыки со сказки. Итак. Слушайте.

Основной этап (21 мин.)

1. Изучение нового материала

Преподаватель выразительно рассказывает сказку:

-В одном небольшом городе жила – была такая же как и вы девочка по имени Ксюша. Она очень любила музыку и мечтала научиться играть на рояле. И вот настал тот счастливый день, когда в её комнате появился большой сверкающий инструмент. Она то идело подходила к нему, касалась чёрных и белых клавиш, и они отзывались разными голосами…Незаметно пробежал день и пришло время спать, но от волнения она долго ворочалась в постели. Вдруг видит: какой – то маленький гномик в шляпе с бубенчиками подошёл к её кровати и, забавно кланяясь, представился: «Дилидон» Он подал свою маленькую руку и потянул девочку за собой. Неожиданно Ксюша оказалась в какой –то тёмной пещере. Ах какие страшные звуки раздавались кругом: гулкие, низкие.(проиграть взволнованные арпеджио в контроктаве) Да это же море так шумит! Гномик крепче взял девочку за руку и ласково проговорил: «Не бойся!»И тут же Ксюша увидела длинную – длинную лестницу, которая смутно ей что – то напомнила: на ней всё время чередовались то две, то три чёрные ступеньки. Дилидон помог ей взобраться на лестницу, и они начали подниматься.

- Ой! Что это за странные голоса? – спросила Ксюшенька. – Но совсем не страшно.(в большой октаве исполнить импровизацию)

- Это медведи в своей берлоге басами распелись, а голоса у них на рёв похожи, громкие, низкие.

Поднялись повыше и увидели смешную картину: лиса на гуслях играет, а волк воет – видно, так поёт. И звуки уже не такие страшные, не такие низкие. (импровизация в малой октаве) Поднялись ещё выше. А здесь опять веселье: один заяц на барабане играет, другой – гитаре.( импровизация в 1 –й октаве) Третий песню поёт. Белочки на пригорке хором подпевают (импровизация во 2-й октаве), а мышата своими тоненькими голосами попискивают(импровизация в 3-й октаве). Вот это концерт! И музыка звучит весёлая…(импровизация в 1,2 и 3 -й октаве),

Подпевая зайчатам, Дилидон и Ксюша поднялись на самый верх. Кругом так красиво: солнышко сияет, сверху видно всех зверушек, вода на солнце сверкает, а вокруг – птицы весело щебечут, звонко распевают свои песенки. Голоса у них высокие – высокие…(импровизация в 4-й октаве).

Засмеялась от нахлынувшей радости Ксюша, а Дилидон стал так смешно хохотать, что у него даже бубенчики на шляпе весело зазвенели…

-А знаешь ли ты, в какую страну мы с тобой попали!?Какие законы в этой стране? Кто в ней живёт? – спросил Дилидон.

Преподаватель голосом Дилидона обращается к учащимся:

-А вы ребята знаете?

Ответ: Нет

Преподаватель голосом Дилидона:

Мы попали в страну музыки , а страна музыки  это страна звуков. Когда поют или играют на музыкальных инструментах, мы слышим звуки. Они различаются,как и голоса по высоте: низкие, не очень низкие, средние, высокие, очень высокие.Высокие ноты на инструменте находятся справа( птички, солнышко), а низкие – слева ( медведь в берлоге,) а кто ещё? Как вы думаете море, кита можно изобразить низкими звуками?

Сейчас я вам сыграю музыкальное стихотворение. В котором выуслышите,как изменяются звуки по высоте на фортепиано.

Упражнение: Прогулка по чёрным клавишам

(На каждый слог стихотворения последовательно нажимать чёрные клавиши, начиная с самой нижней, двигаться по направлению вверх, затем вернуться в нижний регистр.)

Вот из чёрных вод поднимается с волною кашалот,

А вокруг тепло, светит солнышко, Стайки птичек летят в вышину…

Ночью звёздочки, днём ни облачка,

Ветерок чуть колышет волну…

Но кашалоту всё равно –он уплывёт опять на дно…

2. Закрепление нового материала в практической деятельности

Преподаватель: (задание №1 для всех) Попробуйте сыграть звуки в нижнем регистре. Затем – в верхнем. (дети по очереди играют ) Попробуйте взять звук на правой педали и без неё. Что изменилось?

Ответ: Продлевает звук.

Так для чего нужна педаль

Преподаватель: Правильно. Молодцы!

Преподаватель: (задание № 2)- А теперь попытаемся расселить героев сказки «Коза и семеро козлят» на клавиатуре инструмента. Ученики по очереди  с помощью преподавателя дотрагиваются до инструмента в разных регистрах.

Жила была коза и было у неё семеро козлят. Однажды подошёл волк к дому и услышал слова козы: Козлятушки, ребятушки, ваша мама пришла, молочка принесла…» Сейчас я спою вам эту песенку голосом козы, и вы решите. Открывать мне дверь или нет.

Преподаватель поёт высоким голосом.

Ответ: Открывать!

Преподаватель поёт низким голосом.

Ответ: «Нельзя открывать!»

-У козы высокий голос, а у волка низкий. Волк запомнил слова и мелодию, подошёл к дому и спел, но голос у него грубый низкий. Козлята ему и не отворили.

Преподаватель: Ребята  я вам уже говорила, на фортепиано 88 клавиш. Вы наверное уже заметили, что они разного цвета. Какого?

Ответ: Чёрного и белого.

Преподаватель: Молодцы!

Преподаватель: Клавиш так много , что кажется тут можно легко заблудиться, Но мы этого не сделаем так позовём на помощь чёрные клавиши. Посмотрите  на клавиатуру. Видите, чёрные клавиши объединились то по две, то по три? И находятся они чуть повыше белых, так что можно их нащупать даже с закрытыми глазами. Попробуйте!

Преподаватель: (задание №3). Вы наверняка рисовали красками. А теперь мы попробуем «Рисовать» музыкальные картинки звуками. Давайте изобразим ночь и звёздочки, используя только чёрные клавиши. (Один ученик левой рукой нажмёт любую чёрную клавишу в нижнем регистре и ногой нажмет  педаль, а другой ученик  правой, очень нежно прикасаясь к клавишам в высоком регистре)

Преподаватель:«Зажигай звёздочки». Пусть звёздочки гуляют по небу, танцуют, кружатся, отдыхают, засыпают. Всё это старайся изобразить различными звуками: долгими, короткими, чередующимися, громкими, тихими, нежными, весёлыми.

(Ученики совместно импровизируют.)

Преподаватель: (Задание №4.)

А сейчас попробуем импровизировать на одном звуке.

Вопрос:  А вы знаете что такое импровизация?

Слово импровизация означает «Неожиданно», «Без подготовки». Импровизация – это сочинение музыки прямо во время исполнения. Многие композиторы были искусными импровизаторами. Например, Бетховен мог импровизировать практически во всех существовавших тогда музыкальных формах и мог повторить свои импровизации, а Вольфганг Амадей Моцарт будучи ещё семилетним мальчиком мог сочинить на предложенную  мелодию или музыкальную фразу, пьесу и сыграть её. И мы сейчас попробуем сыграть импровизацию к

Песенке – игре «Карась и сом»

-С Карасём усатый Сом

Толковал о том,о сём.

И кричал глухой Карась:

- Ничего не слышу! Ась?

Давай попробуем сыграть слова карася на клавише, которая находится перед двумя чёрными клавишами (ДО)

(1 –й  ученик играет совместно с преподавателем)

Преподаватель: А теперь попробуем на двух звуках: начиная то снизу, то сверху, чередуя звуки.(2 –й  ученик играет совместно с преподавателем)

Задание № 5.Попробуй повторить партию преподавателя в верхнем регистре. Обратите внимание, мы будем играть на чёрных клавишах!

Песенка игра на чёрных клавишах «Крот»(1 –й  ученик играет совместно с преподавателем)

Песенка игра на чёрных клавишах «Трактор»(2 –й  ученик играет совместно с преподавателем)

Преподаватель: Ребятки, мы хорошо свами позанимались. Многое узнали, а теперь давайте немножко отдохнём.

 Физкультминутка. 
«Прилетела стрекоза (Махи руками, как крылья).
Пучеглазые глаза (круговые движения руками)
А сама как вертолет (руками перед собой «вертушку»)
Влево, вправо, взад, вперед» (наклоны туловищем)
Преподаватель – Ребята, а что-то наша «Ксюша на прогулке» заскучала. Ей хочется, чтобы вы отгадали  её загадки.

Сейчас вам нужно внимательно послушать песенку и ответить на Ксюшины вопросы.

Преподаватель исполняет на фортепиано Песню – шутку «Путаница»

Преподаватель голосом Ксюши:Ребята, своим ли голосом закричал воробышек?

Ответ: Нет. Ведь голос у него высокий. А закричал он низко, как корова.

Преподаватель голосом Ксюши:А у медведя какой голос?

Ответ: Низкий. А он закричал высоко-высоко, как петушок.

Преподаватель: Молодцы ребята! А вот следующая загадка.

Преподаватель исполняет песню «Качели»

Преподаватель: Споём песню и на слова «вверх» поднимем руку вверх, а на слова «вниз» - опустим её.

(Учащиеся совместно с преподавателем исполняют песню)

Преподаватель: Узнайте сейчас.где сначала были качели – вверху или внизу.(преподаватель играет на фортепиано два звука поочереди РЕ1-ДО2.)

Ответ: Первый звук ниже, а второй – выше.

Преподаватель:Ребята , звуки можно не только слышать, но и изображать на бумаге или доске. Представим, что звук это кружочек. Давайте возьмём в руки цветные кружочки и  попробуем выставить ими высоту звуков. На листочке перед вами нарисованы две полосы, на них мы и расположим кружочки. Первый кружочек - это первый нижний звук. Мы расположим на нижней линеечке, второй звук выше, значит  где мы должны расположить второй кружочек?

Ответ: На второй полосе.

Ученики рисуют один звук, а второй чуть выше первого.

Преподаватель: Ребята вы очень внимательны, молодцы! А теперь послушаем следующую загадку Ксюши:

Преподаватель исполняет песню «Спите куклы»

Мама качает куклу и поёт:

Спите куклы. Баю. Баю, звёзды ясные сияют.

Смотрит в окна дуб мохнатый. Все ли спать легли ребята.

Споём «Баю – баю» кукле и покачаем её:

Преподаватель: Ребята, давайте все вместе споём и одновременно «покачаем куклу», поднимая руки то выше – на слог «ба», то ниже – на слог «Ю»

Исполняется песня преподавателем и детьми с движениями.

Преподаватель: Какой звук выше: Когда поём «Ба»? или когда поём «Ю»?

Ответ: Выше слог «Ба»

Преподаватель: Попробуем выставить кружочками.

Ученики выкладывают первый звук на второй линеечке, а второй на первой.

Преподаватель: Послушайте другую песню. Меняются ли вней звуки или всё время поются одинаковые?

Преподавателем на слог ЛЯ исполняется песня «Андрей – воробей»

Ответ: Да, здесь звуки всё время одинаковые.

Преподаватель: Споём теперь эту песню со словами.

Дети поют, преподаватель аккомпанирует.

Преподаватель: А теперь попробуем выложить.

Ученики выкладывают два кружочка рядом.

Контрольный этап (4 мин.)

Преподаватель:  Кто может показать самую высокую и самую низкую ноту на фортепиано?

Один из учеников выходит и нажимает самую последнюю ноту в верхнем регистре и самую последнюю в нижнем регистре.

Преподаватель обращаясь к другому ученику: А кто попробует изобразить высоту нажатых звуков кружочками.

Преподаватель: Молодцы!

Преподаватель: А теперь давайте вспомнить сказку Репка и попробуем её рассказать , характеризуя героев музыкальными «мазками»  на инструменте.

( Преподаватель приклеевает героев к крышке фортепиано, согласно высоты голоса каждого)

Педагог направляет и хвалит детей: молодцы, великолепно, замечательно, отлично, хорошо и т.д.
Рефлексивный этап (2 мин.)
Преподаватель: Ребята, какие точные образы у нас получились! Мне очень понравилось, а вам?

Ответ: То же.

Преподаватель: По музыкальной традиции в конце каждого концерта. Репетиции или даже хорошо выполненного задания мы дарим друг другу аплодисменты. Сила аплодисментов является оценкой труда каждого участника работы.

Давайте оценим нашу музыкальную сказку (аплодисменты)

А теперь давайте оценим как прошло наше занятие ( аплодисменты)
Итоговый этап (1 мин)
Ребята наше знакомство с Фортепиано– состоялось.
Мы  овладели понятиями высокий и низкий звук. Много играли , импровизировали! Вы были Большие сегодня молодцы. Огромное вам спасибо. Мне было с вами приятно общаться, приятно работать.

А наши сказочные персонажи Ксюша и гномик Дилидон дарят вам на память за работу на уроке золотые нотки  .
Информационный этап (1 мин.)
Но на этом наше знакомство с фортепиано не заканчивается. Я с вами не прощаюсь и с нетерпение жду нашей новой встречи,  но уже в стенах ДМШ. Занимаясь в детской музыкальной школе, вы научитесь   высокие и низкие звуки записывать, ведь у них есть своя азбука, только музыкальная. Научитесь из этих нот – звуков складывать красивые слова – мелодии , исполнять  и даже сочинять рассказы и сказки. До новых встреч!

 (Дарятся информационные буклеты о музыкальной школе и классе Фортепиано)

В рамках празднования года литературы РФ и к 175-летию Петра Чайковского.

Интегрированный урок по музыкальной литературе, основам изобразительного искусства и фортепиано в младших классах ДШИ

Тема:  «Музыка П.И. Чайковского  и литературные произведения русских поэтов»

Сложность занятия конкретно для данной группы - средний уровень сложности. Дети в группе с разным уровнем музыкальных способностей, разные по темпераменту.
 Тип занятия - изучение, усвоение нового материала.

Вид урока: интегрированный

Форма работы: групповое занятие.

Цель: показать, как музыка и изобразительное искусство, используя разные  средства выразительности (музыка – звуками, изо – красками) создают различные образы природы.

Задачи:

Воспитательные - воспитывать чувство патриотизма, гордости  и  любви к своей Родине .

Обучающие – обучить  умению анализировать, сопоставлять, обобщать учебный материал и информацию, делать выводы. Научить находить взаимодействие между музыкой и изо.

Развивающие – развивать технику работы с акварелью, фортепианные навыки, эмоциональный отклик, развитие художественно- творческого воображения в создании образа.

Учебный материал:  презентация, видео - репертуар «Времена года» Чайковского, , репродукции Левитана, Шишкина, Якунчикова, Кустодиева, Жуковского, Врубеля, Венецианова, Серова, Брюлова. мультфильм « Времена года.» ( режиссер Иванов Вано 1970г), альбомные листы, акварельные краски и кисточки.

Оборудование: ноутбук, фортепиано, столы, стулья.

Ход урока:

Вход учащихся под песню «Баркаролла», (на доске идёт фрагмент мультфильма « Времена года »)

Приветствие:

ТЮ Дети, мы рады вас приветствовать в нашем классе на сегодняшнем уроке, он несколько необычен тем, что включает в себя два вида искусства -  музыку и изо.

ВВ Надеемся на ваше активное сотрудничество и творчество, разбудите ваше воображение и фантазию.

А сейчас небольшая  разминка, найти как можно больше общего между музыкой и живописью. Вам нужно сложить словосочетания из  слов, взятых из области музыки и изо.

(на доске предлагаются слова в вперемежку:  цветовая гамма, музыкальная живопись, живописная музыка, муз. портрет, муз. картина ,музыкальный пейзаж,  музыкальная зарисовка – миниатюра). Дети составляют  словосочетания.

Вот вам первое тесная связь музыки и изо.

Петр Ильич Чайковский – русский композитор, мастер – симфонист, новатор в области балета, профессор Московской консерватории.

Родился 7 мая 1840 года в Вятской губернии. В 5 лет он начал играть на фортепиано, но пожеланию родителей окончил  Училище правоведения, и лишь в 21 год начал серьёзные занятия музыкой. В 22 года поступил в консерваторию, которую закончил в 25 лет по классам А.Г.Рубинштейна и Н.И. Зарембы. В 26 лет был приглашён на должность профессора Московской консерватории. В этот период написал много музыки – 5 опер, 4 симфонии, 3 Концерта №1,2,3 для фортепиано с оркестром, симфонические фантазии, множество фортепианных пьес в том числе знаменитый цикл «Времена года»

«Времена года» были написаны по заказу журнала «Нувеллист» в 1875году. Свое название цикл получил после первой публикации. Каждая пьеса была снабжена поэтическим эпиграфом, которые были предложены издателем журнала Н.Бернардом и соответствует каждому месяцу года.

Январь «У камелька»

«И мирной неги уголок

Ночь сумраком одела,

В камине гаснет огонёк,

И свечка нагорела….»

Это отрывок из стихотворения Пушкина «Мечтатель»

Пьеса написана в сложной трёхчастной форме с кодой. Музыка пьесы – настроение покоя, умиротворённости и уюта. Мелодию легко напеть. Она покоится на мягком аккомпанементе. Яркой иллюстрацией к этой картине является картина М.Якунчикова «У камина»

Исполняет пьесу Шептырева Эльзята.

Февраль «Масленница»

«Скоро маляницей бойкой

Закипит широкий пир.»

Эпиграфом к пьесе стали строки стихотворения П.Вяземского «Масляница на чужой стороне»

Живописные образы Масленицы, достаточно известны. Обратите внимание на картины В Сурикова «Взятие снежного городка» и  Б Кустодиева «Масленица»

Пьеса написана в сложной трёхчастной форме с кодой. Простыми и очень точными средствами П.Чайковский передает характерное звучании е гармоники.

Исполняет пьесу Ульдинова В.В.

Март «Песня жаворонка»

«Поле зыблется цветами,

В небе льются света волны,

Вешних жаворонков пенье

Голубые бездны полны»

Эпиграфом служит стихотворение А.Майкова.

Музыка наполнена светлым лирическим чувством и передает настроение ожидания весны.

Пьеса написана в сложной трёхчастной форме с кодой.

 Иллюстрацией является картина И.Левитана «Март»

Исполняет ансамбль пианистов  Шептырева/Манжикова

Апрель «Подснежник»

«Голубенький чистый

Подснежник  - цветок,

А подле сквозистый

Последний снежок.

Последние слёзы

О горе былом

И первые грёзы

О счастье ином…»

Эпиграфом является стихотворение Майкова «Весна»

Пьеса написана в сложной трёхчастной форме с кодой.

Настроение пьесы трепетность – её передают мелодия и аккомпанемент пьесы.

Иллюстрация. С.Жуковский «Первые предвестники весны»

Исполняет пьесу Юношева Т.Ю.

Май. «Белые ночи»

«Какая ночь! На всем какая нега!
Благодарю, родной, полночный край!

Из царства льдов, из царства вьюг и снега

Как свеж и чист твой вылетает май!»

Эпиграфом является стихотворение А.Фета.

Спокойный темп и тихое звучание передают умиротворённый мечтательный характер.

Пьеса написана в сложной трёхчастной форме .

Иллюстрация «Ночь на неве у взморья»

Исполняет Манжикова Данара

Июнь . «Баркарола»

«Выйдем на берег; там волны

Ноги нам будут лобзать;

Звёзды с таинственной грустью

Будут над нами сиять.» Отрывок из стихотворения А.Плещеева.

Для передачи водной стихии Чайковский использует необычные музыкальные приёмы.

Пьеса написана в сложной трёхчастной форме с кодой.

Иллюстрация М. Врубель. «Венеция .Мост вздохов.»

Исполняет дуэт Балыкова Эльзята /Юношева Т.Ю.

Июль. «Песнь косаря»

«Раззудись плечо,

Размахнись рука!

Ты пахни в лицо

Ветер с полудня!»

Строки из стихотворения А.Кольцова «Косарь»

Музыка создает образ человека в труде с общением с природой.

Аккордовая гармония подчеркивает её мужественный характер.

Пьеса написана в сложной трёхчастной форме с кодой.

Иллюстрация Б. Кустодиева «Сенокос»

Исполняет Черкашина Н.В.

Август. « Жатва»

«Люди семьями

 принялися жать.

Косить под корень

Рожь высокую!

В копны частые

Снопы сложены.

От возов всю ночь

Скрыпит музыка.»

Эпиграфом послужило стихотворение А.Кольцова «Урожай»

Чайковский передал пьесе движения характерные для этого вида работы.

Пьеса написана в сложной трёхчастной форме с кодой.

Иллюстация: А Венецианов «На жатве летом»

Исполняют: Ульдинова В.В./ Юношева Т.Ю.

Сентябрь. «Охота»

«Пора, пора! Рога трубят;

Псари в охотничьих уборах

Чем свет уж на конях седят;

Борзые прыгают на сворах.»

 Стихотворение А.Пушкина.

Музыка воссоздает определённые сигналы которые сопровождают настоящую охоту.

Пьеса написана в сложной трёхчастной форме с кодой.

Иллюстрация: В.Серов «Петр II и цесаревна Елизавета на псовой охоте»

Видеозапись исполнения.

Октябрь. «Осенняя песнь»

«Осень осыпается весь нас бедный сад

Листья пожелтелые по ветру летят»

Отрывок из стихотворения А.Пушкина.

Проникновенная мелодия – исповедь души вдохновленной увядающей красотой русской природы.

Пьеса написана в сложной трёхчастной форме с кодой. Иллюстрация: И.Левитан «Октябрь»

Просмотр отрывка мультфильма «Времена года»

Ноябрь. «На тройке»

«Не гляди же с тоской на дорогу

И за тройкой во след не спеши,

И тоскливую в сердце тревогу

Поскорей навсегда затуши»

Стихотворение Н Некрасова.

Мелодия рисует образы русских просторов, широкого зимнего пейзажа.

Пьеса написана в сложной трёхчастной форме с кодой.

Иллюстрация: Отрывок из мультфильма «Времена года»

Декабрь. «Святки»

«Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок

Сняв с ноги бросали»

Это первые строки баллады В.Жуковского «Светлана»

Музыка пьесы – это грациозный вальс.

Пьеса написана в сложной трёхчастной форме с кодой.

Иллюстрация : К. Брюллов «Гадающая Светлана»

 Исполняют Юношева/Манжиков Очир

С.Р. А теперь перейдём к практической части нашего урока. Давайте образы услышанные в произведениях попытаемся изобразить в своих рисунках. (Звучит музыка «Времен года») дети рассаживаются за парты и рисуют.

Итог работы, демонстрация картин и анализ.

Вывод: Красочный, трепетный образ природы отображенный в творчестве Чайковского, поэтов и художников 19 века имеет тесную связь и взаимно дополняет друг друга. Знакомясь  с их творчеством, мы познакомились с  русским реализмом и романтизмом.  Любовь к родине подвигла всех представителей искусства отобразить в своем творчестве красоту родного края. Их творчество  помогло и вам почувствовать, то о чем хотели рассказать авторы. Вы это с успехом отразили в своих рисунках, которые будут участвовать в выставке, посвященной 175- летию П.Чайковского.

Рефлексия: Лучшая награда для любого творческого человека – это аплодисменты зрителей! Давайте поаплодируем  всем исполнителям произведений Чайковского, и всем ребятам которые нарисовали музыку Чайковского. Аплодисменты!

Интегрированный урок по музыкальной литературе, специальности и сольфеджио в старших классах ДШИ

«Практика работы над клавирными сочинениями композиторов - классиков»
Тема учебного занятия - «ВИВАТ! МАЭСТРО  ГАЙДН!»

Место учебного занятия в учебном курсе – нетрадиционное  занятие.
Сложность занятия конкретно для данной группы - повышенный уровень сложности. Дети в группе с разным уровнем музыкальных способностей, разные по темпераменту.
Тип занятия - комбинированный урок

Вид урока: интегрированный

Форма работы: групповое занятие.

Цель занятия:

Привить любовь к творчеству Й. Гайдна

Задачи:
Обучающие:

        •        Расширить знания учащихся об особенностях творчества Й Гайдна и основах исполнительства в «галантном» стиле.

        •        Изучить особенности стиля и интерпретации произведений композитора– классика.

        •        Обучить  исполнительскому анализу произведения.

        •         Научить интегрировать на уроках специальности знания и умения полученные на уроках сольфеджио и музыкальной литературе.

Развивающие:

Развитие эмоционального отклика, художественно- творческого воображения в создании образа

Воспитательные:

Воспитание живого и творческого отношения к классике

Методы обучения – словесный (объяснение), репродуктивный (воспроизводящий), объяснительно-иллюстративный (наглядные материалы сопровождают объяснение), эмоционального стимулирования, самостоятельной работы, создание ситуации успеха.
 Форма организации занятия – учебный диалог, практика.
 Хронометраж  учебного занятия

        •        Организационный этап - 1 мин.

        •        Подготовительный этап – 5 мин

        •        Основной этап - 21 мин.

        •        Итоговый этап - 1 мин.

        •        Рефлексивный этап - 2 мин.

Продолжительность занятия - 35 мин.
Учебный материал:  презентация, ноты, портрет композитора, карандаши, ластики.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, фортепиано, столы и стулья.

Ход урока:

Организационный этап:

Дорогие ребята! Сегодня вы все увлечены музыкой! В основном, конечно, это современные песни исполняемые различными исполнителями! Сегодня мы постараемся с вами понять и полюбить творчество композитора, который жил двести лет назад. С его творчеством вы уже знакомились на уроках музыкальной литературы, многие играли его произведения на уроках специальности. Сегодня, только с помощью одного произведения мы постараемся попасть в 18 век и узнать  - какую музыку слушали меломаны тогда и чем она им нравилась!

Подготовительный этап:

Моцарт сказал:

«Ни кто из нас не умеет так балагурить и потрясать, вызывать смех и глубоко трогать и делать это одинаково хорошо, как умеет делать наш единственный папаша Гайдн!»

Франц Йозеф Гайдн!У его предшественника, Иоганна Себастьяна Баха,  было 4 гениальных сына,  каждый из них забыл папу, как великого композитора и пошел дальше! В другую сторону! Вообще в другую сторону! Потому что они поняли, туда куда шел папа идти нельзя, там космос, там бездны, там Эйнштейн, там еще не открытая теория относительности, неоткрытые квазары, пульсары и черные дыры, туда нельзя – там сингулярность! И потому дети, очень талантливые, поняли, так нельзя, потому что они воспитаны особой эпохой- эпоха, которую мы называем – Эпоха Просвещения!

Когда появились Вольтер, Дидро, Руссо и Монтескьё, которые сказали: ВСЁ! ВСЁ! ВСЁ! – Единственное чему можно верить – это разум, при помощи разума нужно просветить, освятить, и всем сказать,- « Смотрите, где вы живете! и тогда, тогда в мире воцарится чудо и гармония! И вот идеи просветителей, французских просветителей, витали в воздухе, они инфлюировали, они воздействовали, они как бактерии распространялись во все углы, во все мозги, во все сердца, они стали влиять на все! И постепенно… вот дети Баха, - они уже дети Просвещения!

И.С.Бах знал одно – есть великий Бог, в этого Бога надо верить, ему надо посвящать, всю свою жизнь, быть прилежным протестантом! Работать! Работать! Работать не покладая рук! Ведь так говорил Протестантизм – Ты кто? Ты мастер, ты ремесленник! Работай и воздастся тебе! Бах работал, писал тысячи гениальных произведений! А его дети изучали просветителей, у которых все не так просто и в отношениях с Богом и во многих отношениях. Они отринули мистицизм, они сказали, -«Если у человека есть Божий дар, то это его мозг, его разум, это его безграничные возможности и способности чувствовать и понимать! Поэтому давайте разумом, разумом!»

Вот дети Баха - это были те гениальные люди, которые пошли по этому пути и они подготовили трех гениев на земле. Трех венских классиков – Гайдна, Моцарта и Бетховена!

И так от музыки Барокко мы приходим к музыке венских классиков! Следующий этап в истории цивилизации, в истории культурной и духовной жизни человечества!

Вообще о жизни Гайдна нельзя говорить как об одном казусе. Потому что, ну вот подумайте он сын кухарки и каретника, когда проявились его способности, кстати отец играл на арфе, а мать слушала, а малыш развивался, был очень талантлив, но денег не было, связей не было. И вот его отдали в хор, он 9 лет пропел в хоре, с 8  летнего возраста и до 17 лет, пока не сломался голос, не произошла мутация, он пел потрясающие партии, самые сложные, самые высокие, голос был пронзительный и свежий! До 17 лет не мутировал голос! Не было ломки! А когда была ломка – выгнали! И Гайдн вынужден был почти 9 лет прожить в нищете.

Что он только не делал, чем только не занимался, Господи это было очень  давно, биография такая, будто он современник Хемингуэя в Америке! Нет! Это было очень давно, это была эпоха Просвещения, это 200 лет назад! Но подумайте, он работал даже камердинером, он готовил еду, он подавал туфли, подавал халаты! Боже что он только не делал!..

Но однажды он устроился работать к композитору Никола Порпора - это был совершенно потрясающий знаменитый композитор! 40 опер написал!  Очень богатый! Каждая опера принесла ему большие доходы! И молодой Гайдн работал у него камердинером, не  случайно, не просто так – за еду и за уроки музыки! Вот и все образование сына каретника и кухарки – Гайдна!

А потом случается чудо! Выясняется что этот человек не получивший никакого постоянного образования, как все гениальные композиторы до него и большинство после него – он сам целая школа, он Гений, он научился «балагурить и потрясать, вызывать смех и глубоко трогать и делать это одинаково хорошо», как говорил Моцарт! Это был самый добрый человек в истории музыкального искусства!

Он встретился с Моцартом, который был моложе его на 27 лет, полюбил его и Моцарт полюбил Гайдна. Они дружили! Боже, какая это была дружба! Но Моцарт рано умер, оставив Гайдна одного! В конце жизни Гайдн встречает Бетховена, молодого Бетховена и говорит – Да! Вот это гениальный человек! Он встретил Бетховена когда он еще не проявил себя по настоящему, когда Бетховену было 23 года и еще через 7 лет только Бетховен напишет свои великие произведения !

И так Гайдн, сын кухарки и каретника, у которого не было настоящего образования, который работал слугой, кем угодно… а потом вдруг все! Стал величайшим! Самым уникальным!

Основной этап:

Сегодня мы говорим- Гайдн один из величайших, а вот в те времена его не понимали, говорили что он скандально веселый, ни когда не знаешь куда повернет его музыка! Сейчас мы вам покажем и докажем, что действительно, не возможно ничего предположить в его музыке!

В.В.Итак, Соната №52 ми бемоль мажор, которую Гайдн написал вернувшись из своего второго путешествия в Англию.

Он устал и начал ощущать свой возраст!  Уже прошло несколько лет как он ни написал ни одной фортепианной сонаты! Она посвящена популярной тогда в Вене великолепной пианистке Магдалине фон Куржбёк, которая общалась с Гайдном вплоть до его смерти.

66- летний композитор во время и под влиянием своих величайших произведений написал сочинение для домашнего музицирования для красивых и одаренных рук! Это одна из самых значительных сонат дошедших до нас – это лебединая песнь для фортепиано! Изобилие идей буквально пронизывают её!

Сейчас вы услышите Iчасть Сонаты №52 ми бемоль мажор, и возможно Вы будете еще много играть и слушать сонат Гайдна, но сейчас на примере этой сонаты, вы поймете за что его не понимали и даже ругали!

Первая часть состоит из двух образов: первый – героический, эмоциональный, страстный, темпераментный ! Несколько раз, но каждый раз в измененном виде, торжественно вздымается начальное предложение первой  темы, а ответное с уверенным спокойствием скользя секвенциями вниз, подготавливает поворот к веселию второй темы! Вторая тема очень схожа по характеру с темой из  симфонии №83 соль минор «Курица» своими капризными скачками, но уже не просто курицы, а подхрамывающей, танцующей курицы! После благородной, героической первой темы-капризные скачки «хромой курицы»! Вот вам первый неожиданный поворот музыки Гайдна! Первая тема это сила, энергия, романтизм, потом переход ко второй – и… Курица! Это так экспозиция звучит! Два образа! Самый героический – вы сразу полюбите его, и второй – куриный – вы опять его полюбите!

А потом разработка! В разработке рокочущие, героические аккорды полностью отсутствуют и сменяются скачущими ритмами темы курицы. Внезапный переход Гайдна в далекие тональности, Курица  после своего завершения на Доминанте параллельной тональности неожиданно пританцовывает в  основную тональность. Это второй неожиданный поворот музыки!

А как остроумно звучат нисходящие хроматические движения в конце экспозиции, в начале разработки и в конце первой части сонаты! Вот вам третий неожиданный поворот!

Это Гайдн так может! Как же изменчив маэстро, если только в одной части небольшой сонаты столько непредсказуемых поворотов!

Вот послушайте! Я уверена, что сейчас будет для многих потрясениеми, вы навсегда запомните это имя! Йозеф Гайдн – отец симфонии, сонаты, сонатной формы!

Итак, пока звучит первая часть сонаты № 52 ми бемоль мажор, проследим  и отметим по нотному тексту две темы, и посчитаем, сколько раз в экспозиции прозвучат героическая тема  и тема Курицы?

Второе задание найдите в нотном тексте и отметьте троекратное прохождение  «Таинственных» нисходящих аккордов.

( Звучит соната в исполнении Манжиковой Данары )

Ну что?Ну скажите сами разве это не чудо?! Разве не испытали сейчас многие чуткие люди сейчас потрясение?! Вы слышали? Не знаешь смеяться или плакать, куда повернет Гайдн! Его не понимали за это! А мы сегодня счастливы! Потому что он безумно современен! Порыв! Романтика! И вдруг курица!

У Гайдна все построено основательно, его музыка преисполнена постоянной очаровательной выдумки. Его необъятное творчество изобилует новшествами и неожиданностями! У него постоянно, что- то новое, он ускользает! Он постоянно преподносит нам неожиданные сюрпризы!

Во время прослушивания сонаты вы просчитали сколько раз проходит героическая тема и тема Курицы в экспозиции сонаты? Хотелось бы услышать ваши предположения.

Ответ: Героическая(1) – 4,Курица(2) -1

Всели услышали и нашли «таинственные» нисходящие аккорды? В каких местах сонаты вы их обнаружили?

Ответ: В конце экспозиции, В начале разработки, и в конце репризы.

Молодцы ребята! Вы правильно справились с заданием! Ну а мы движемся дальше!

Разминка: А теперь на минуту мысленно представим себя Гайдном, который руководит  своим оркестром, и в размере сонаты продирижируем Героическую тему. Не забывайте, Гайдн был веселым человеком, и поэтому постарайтесь не только руками, а и  всем своим телом, мимикой на лице  показать характер исполняемого оркестрантами произведения. А сначала вы должны посмотреть, все  ли оркестранты заняли свои места.( поворот головы вправо- влево)

После великого полифониста И.С.Баха давшего в полифоническом стиле высшие красоты, трудно было придумать что – либо новое и лучшее, сыновья Баха первые показали новые искания, решительно обратившись к гомофонии и сонатной форме, как к новым возможностям движения вперед! Церковный стиль сменяется светским «Staile galant»! Полифонический стиль Баха давший глубину настроений, с его мощью и богатством форте, прерывается вступившим «галантным стилем». Гайдн не является продолжателем баховских музыкальных эмоций. В задачи исполнения произведений стиля галанд, входит прежде всего осторожное и тонкое обращение с динамикой, правая педаль употребляется очень редко, так как она вредит ясности мелодических рисунков и арабесок. Левая педаль уместна как колорит в эпизодах, требующих особой окраски.

Музыка Гайдна прозрачна, грациозна, свежа, местами по - детски наивна и шутлива. Звук при исполнении Гайдна не должен быть излишне глубоким: даже певучесть в исполнении легато, не требует излишней сочности. Технические пассажи и упражнения исполняются легким, прозрачным звуком, иногда тончайшим liggiero. Потетичность и аффективность в  дикломации , не приемлемы для галантного стиля!

 На протяжении долгого времени многие Гайдновские шедевры звучали редко. А если же исполнялись, то чаще всего претерпевали изменения в духе романтической музыки. Такие явления проявились и в редактировании классических сочинений Гайдна.

При изучении музыкальных произведений Гайдна необходимо обратить внимание на редакции клавирных произведений, так как стилистические ориентации редактора сильно влияет на осмысление музыки. Стиль интерпретации музыки прошлого, к сожалению редакторами XIX  и первой третиXXвека воспроизводится в рамках другого времени с переинтонированием»,«осовремениванием» с сильнейшим воздействием романтического исполнительского искусства, в восприятии сочинений первых венских классиков возникли трудности. Это коснулось прежде всего артикуляции, начали господствовать широкие романтические мелодические линии, протяженный волны развития, а короткие лиги-штрихи венских классиков на 2-3- звука казались атавизмами! Мелкая авторская лигатура в большинстве редакций была утрачена. 

Было явное предпочтение игры легато, в то время как это обозначение во всех случаях отсутствует в оригинале.

Редакторам не нравятся знаки стаккато- как в виде точек, так и вертикальных черточек над нотой, тут же обильная педализация.

В середине XX столетия в издательской практике наглядно проявилась деромантизация. Среди этих редакторских работ следует выделить издания Кристы Лэндон охарактеризованный П.Бадурой-Скодой, как «превосходное издание». Уже при зрительном ознакомлении с ее изданием нельзя не заметить подлинные обозначения и авторские штрихи.

Лэндон максимально подчеркнула тонкость гайдановских артикуляционных штрихов. Конечно, мелкие штрихи никак не отменяют важности выразительного произнесения фразы в целом. Гайдн безусловно понимал значение фраз, но со времен Баха было не принято обозначать фразировку в тексте.

 Гайдн не выставляет педаль. Но известно, что он изредка педалью пользовался, поэтому следует остерегаться применять педаль там, где это может затушевать штрихи и исказить звуковую картину.

При чтении уртекстов, первое, что необходимо сделать – это разобраться с Гайдновскими клинышками. У композиторов – романтиков клинышки понимаются как острое акцентированное стаккато, для Гайдна он указывал лишь на то, что нота очень краткая и мягкая.

Задание: Найдите в тексте и подчеркните данные штрихи.

Следующий момент – это точка под лигой, этот штрих так же входил в градацию гайдновской артикуляции. Это традиционное укорачивание ноты в 2 раза.

Итак, расшифровку авторских штрихов можно представить себе следующим образом

Итоговый этап

Честно говоря не понимаю, как такое мог написать человек не получивший образование! Или в хоре учили основам искусства? Но разве вы не догадываетесь, что гений получает образование на прямую! Он получает его из воздуха, он получает его из энергии, ему гению достаточно намека, мелочи, детали, для того чтобы проявиться и взорваться! И вообще вся история искусства говорит о том что с гениальными творцами все не так просто!

И вот Гайдн до 25 лет работал камердинером, чтобы выжить, пока не обратили на него внимание! Он поздно стал писать и известным стал поздно! Но при жизни добился величия, он стал при жизни Великим! Он прожил по тем временам достаточно продолжительную жизнь – 77 лет! Родился когда еще жил Бах! А умер, уже познакомившись с Моцартом и Бетховеным!

77 лет из которых – 50 – безумного творчества – это путь от Баха – океана, до Бетховена – второго космического пришельца невероятной силы, грандиозности и энергии!

И закончить наш урок хочется словами самого Йозефа Гайдна:

«На моем примере, юношество может научиться тому, что из ничего может получиться нечто! Только, я очень много и усердно работал!»

Рефлексивный этап:

Сегодня на память о нашем необычном уроке  мы вручаем вам сертификат об участии, профиль с подписью Гайдна ,а также копию Сонаты №52.

Ребята мы вам обещали, что в конце урока вы обязательно полюбите музыку Гайдна, познакомившись с его многогранным творчеством на примере одной только сонаты. Давайте мы покажем свое отношение к его творчеству  нотками : зеленая- понравилось, красная – не понравилось. Свои оценки, нотки нужного цвета прикрепим к фортепиано.

По прикрепленным ноткам, мы поняли, что не ошиблись,  и вам понравилось произведение Гайдна! Желаю вам в дальнейшем продолжать знакомство с творчеством Гайдна на основе полученных на этом уроке знаний!