«Самостоятельная работа ученика в промежутках между уроками»

Юношева Татьяна Юрьевна
В ходе открытого урока, я

попыталась установить, в чем собственно должно состоять это упорядочение, какие привычки, умения, подходы должны быть усвоены учеником для того, чтобы его домашняя работа была достаточно продуктивной. Я вскрыла те трудности, которые лежат на пути выработки правильных навыков работы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок тренинг236.13 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Т.Ю. Юношева

преподаватель «Фортепиано

Открытый урок специальности в средних классах ДШИ

«Фортепианный урок в музыкальной школе»
Тема учебного занятия - «Самостоятельная работа ученика в промежутках между уроками»

Место учебного занятия в учебном курсе – нетрадиционное  занятие.
Сложность занятия конкретно для данной группы - повышенный уровень сложности. Дети в группе с разным уровнем музыкальных способностей, разные по темпераменту.
Тип занятия – формирование умений и навыков

Вид урока: тренинг

Форма работы: групповое занятие.

Цель занятия:

Научить самостоятельной работе над произведением

Задачи:
Обучающие:

  1. Расширить знания учащихся об общих установках и привычках и содержании самостоятельной работы
  2. Изучить этапы работы над пьесой
  3. Обучить  исполнительскому анализу произведения.
  4.  Научить интегрировать на уроках специальности знания и умения полученные на уроках сольфеджио и музыкальной литературе.

Развивающие: Развитие эмоционального отклика, художественно- творческого воображения

Воспитательные: Воспитание живого и творческого отношения к самостоятельной работе

Методы обучения – словесный (объяснение), репродуктивный (воспроизводящий), объяснительно-иллюстративный (наглядные материалы сопровождают объяснение), эмоционального стимулирования, самостоятельной работы, создание ситуации успеха.
 Форма организации занятия – учебный диалог, практика.
 Хронометраж  учебного занятия

  1. Организационный этап - 1 мин.
  2. Подготовительный этап – 5 мин
  3. Основной этап - 25 мин.
  4. Итоговый этап - 2 мин.
  5. Рефлексивный этап - 2 мин.

Продолжительность занятия - 35 мин.
Учебный материал:  презентация, ноты, карандаши, ластики.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, фортепиано, столы и стулья.

Ход урока:

Организационный этап: 1 мин

uEVQPYSH3Jc.jpg

Дорогие коллеги и ученики!

Мы знаем, что отсутствие упорядоченных навыков самостоятельной работы характерно для очень многих учащихся музыкальных школ.

Сегодня мы попытаемся установить, в чем собственно должно состоять это упорядочение, какие привычки, умения, подходы должны быть усвоены учеником для того, чтобы его домашняя работа была достаточно продуктивной. Мы постараемся также вскрыть те трудности, которые лежат на пути выработки правильных навыков работы.

Подготовительный этап: 5 минут

Общие установки и привычки необходимые в самостоятельной работе.

Надо отметить, что совместная работа с учителем в классе, является образцом того, что должен делать ученик дома. Более того на уроке ученик должен работать так, как если бы он был один, а педагог лишь время от времени вмешивается, чтобы внести в самый ход работы, все те коррективы, которые создадут условия для самостоятельного обнаружения и устранения ошибок и неточностей.

Остановимся прежде всего, на общих установках и привычках при любом содержании работы:

  1. Предварительное обдумывание.

Привычка не начинать игру, прежде чем мысленно не будет охвачено все, что необходимо в данный момент сделать.

  1. Промежуточное обдумывание. Привычка в промежутках соображать, что не вышло, и что надо сделать лучше. Важно не переходить от конца разучиваемого отрывка к его началу, без снятия рук с клавиатуры и мысленным охватом задачи.
  2. Заключительное обдумывание. Умение по окончании работы над пьесой припомнить, какие не точности не удалось устранить, какие задачи не выполнены.Ученик должен уметь рассказать, следя по нотному тексту, где и что у него не вышло.

Воспитание навыка обдумывания игры играет решающую роль в деле развития художественного и технического воображения.

  1. Реализация  намеченных в уме задач  при первом же проигрывании. (брать более осторожный темп и заставлять руки двигаться правильно)
  2. Реализация всех художественных замыслов ( замедления, акценты)
  3. При многократном повторении построения или фразы, важно не прерывно повышать качество игры.
  4. Если нет уверенности в быстрой реализации технической задачи, должно иметь место ее предварительное упрощение трудности, сюда же входит снижение темпа, укорачивание прорабатываемых участков, игра одной рукой. Возврат к первоначальному виду, постепенно увеличивая темп и увеличивая проигрываемый участок. В дальнейшем периодически  возвращаться к преодоленной трудности с целью повторной проверки. Крайне важна привычка, возможно чаще возвращаться к самому раннему этапу работы над пьесой – к тщательному повторному разбору текста.
  5. Игра красивым звуком – планирование градаций силы звука, вслушивание в звучание, координация игровых движений, приподнятость эмоциональной настройки.

Основной этап: 25 минут

Начальный этап работы над пьесой

Общее ознакомление с пьесой, музыкально – теоретический анализ, трактовка, происходит через показ педагога.

 «Разбор» текста :

Младшие классы:

  1. Простукивание ритмического рисунка отдельных голосов, реже одновременное простукивание двух голосов,со словесным анализом ритмики.
  2. Прочтение вслух всех нот каждого из голосов (аккорды снизу вверх, иногда можно заменять называнием интервалов или аккордов)
  3. Проигрывание голоса одним пальцем, вне ритма, называя каждый звук до его извлечения
  4. Осторожное проигрывание сольфеджированием.
  5. Аппликатура. Глядя в ноты назвать последовательно все пальцы. Игра вне ритма с предварительным называнием каждого пальца
  6. Артикуляция( указать все места, где рука снимается или места, где имеются связные переходы.)
  7. Ремарки (иностранные термины записать в тетрадь)

Средние и старшие классы

Поправочные остановки. Остановка игры  не только при замеченной явной ошибке, но и при малейшем сомнении и недоразумении. Обязательно нужно разобравшись. Что собственно не вышло, поправившись, нужно вернуться назад. Нужно помнить, что в самом начале работы, всякая неточность игры ведет к искажению формирующегося образа, ошибки прочно укореняются и тормозят разучивание пьесы. Возврат делаем на определенное расстояние,(один, два, четыре, восемь тактов) постепенно увеличивая длину возвратов.

Предупредительные остановки. Остановка игры, во всех случаях, когда ученик чувствует, что не успеет правильно охватить ближайшую группу звуков. Для того чтобы они не вошли в привычку, на второй и третий раз стараемся сыграть гладко.

Удобный темп ( не всегда медленный)

Дробление пьесы на звенья, с дальнейшим укрупнением

Проигрывание в уме

Проигрывание отдельных партий и голосов( аппликатура, артикуляция, голосоведение при одновременном удержании клавиш в партии одной руки)

Не смотреть на клавиатуру, находить клавиши по слуху или ощупью.

Счет вслух (с предварительным просчитыванием пустого такта, как в ансамбле, так и сольно)

Средний этап работы над пьесой (переходим к нему, если ученик уже может в осторожном темпе проиграть пьесу по кускам, с небольшим числом замедлений и поправочных остановок)

Здесь перед учеником стоит ряд задач:

  1. «Сцепление» игры – преодоление двигательных трудностей и прочное сочетание игровых образов. (многократное повторение или постепенное удлинение)
  2. Выразительность игры – контрасты, нюансы, правильно оформленные вступления, кульминации, окончания, цезуры, игра в правильном темпе и характере, с нужной эмоциональной настройкой)
  3. Уточнение звучности -  уничтожение выкриков, провалов, распределение силы звука по вертикали, нахождение нужных колоритов и педализация.
  4. Уточнение ритмики  - распределение устремлений и торможений, единство темпа.
  5. «Гладкость»  игры – постепенный переход от проигрывания небольших звеньев(звенья наслаиваются друг на друга, путем захвата одного или двух тактов следующего построения) к проигрыванию всей пьесы в целом в сочетании с выучкой на память (не непроизвольное запоминание, а сознательное закрепление запоминания)Работа по нотному тексту обязательна в течении всего хода освоения пьесы.
  6. Игра пьесы сразу подряд ( каждое последующие проигрывание должно быть лучше предыдущего)
  7. Метод «вариантов» - ритмические варианты, силовые варианты, артикуляционные( нон легато, стоккато)
  8. Закрепление выучивания на память – мысленная игра, игра в замедленном темпе, игра со многих «опорных» пунктов.

Разминка

А теперь на минуту мысленно представим себя дирежером, который руководит  своим оркестром, и в размере пьесы продирижируем. Не забывайте, дирежер веселый человек, и поэтому постарайтесь не только руками, а и  всем своим телом, мимикой на лице  показать характер исполняемого оркестрантами произведения. А сначала вы должны посмотреть, все  ли оркестранты заняли свои места.( поворот головы вправо- влево)

Заключительный этап работы над пьесой

( начинается, если ученик может с первого раза, с небольшим обдумыванием, сыграть пьесу гладко, цельно, с хорошей звучностью)

 Добиться:

  1. Уверенной, убежденной и убедительной игры ( устранены се технические и художественные сомнения, двигательные зажимы, умение «подавать» музыку с ориентиром на слушателя)
  2. Умения играть в любой обстановке, на любом инструменте, перед любыми слушателями.( настоящее полноценное исполнение достигается часто лишь на 3-4 выступлении)

На этом этапе громадную роль играют:

-замедленная мысленная игра,

-замедленная игра на инструменте,

-игра с опорных пунктов,

-медленная игра по нотам

Итоговый этап 2 минуты

В заключении, напоминаю, что все сказанное  имеет отношение как организации домашней работы, так и к проведению урока. Все установки и формы работы прочно усваиваются, если он практикуется на уроке под наблюдением педагога.

Предложенная мною схема работы ученика над пьесой лишь примерный образец, отталкиваясь от которой можно сделать свою личную схему, согласованную с своим педагогическим опытом, видоизменяемую конкретно под особенности каждого ученика и стадии его развития!

Рефлексивный этап 2 минуты

Сегодня на память о нашем необычном уроке  мы вручаем вам сертификат об участии и гайд по самостоятельной работе над пьесой. Ребята, следуя этим подсказкам, я уверена, ваша домашняя самостоятельная игра на фортепиано, будет более плодотворная и радостная! Перед вами нотки двух цветов: зеленая- я все поняла, красная –я ничего не поняла. Давайте свои итоги, нотки нужного цвета поднимем, чтобы всем было видно. По поднятым ноткам, я  поняла, что не ошиблась,  и вам понятна дальнейшая самостоятельная работа над пьесой! Желаю вам научиться быстро «читать», разучивать и исполнять любимые пьесы!