Открытый урок "Народно-сценический танец"

Юревич Олег Орестович

Открытый урок

народно-сценического танца

преподавателя хореографического отделения

Тема: «Особенности работы с мужским классом на уроках хореографии»

Дата проведения:

Цель: 

- показ результата работы ансамбля учащихся с разным уровнем подготовки;

- создание предпосылок мотивации обучения.

Задачи:

- овладение трюковыми элементами русского народного танца;

- воспитание у обучающихся артистичности, музыкальности        исполнения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_nar._tantsu.docx20.13 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Открытый урок

народно-сценического танца

преподавателя хореографического отделения

Тема: «Особенности работы с мужским классом на уроках хореографии»

Дата проведения:

Цель: 

- показ результата работы ансамбля учащихся с разным уровнем подготовки;

- создание предпосылок мотивации обучения.

Задачи:

- овладение трюковыми элементами русского народного танца;

- воспитание у обучающихся артистичности, музыкальности        исполнения.

План урока

I. Организационный момент. Поклон обучающихся.

II. Приветствие гостей.

    Вступительное слово педагога о содержании урока.

III. Выступление учащихся класса:

- экзерсис на середине зала.

- allegro.

IV. Этюдная работа:

- сольные танцевальные композиции на основе перепляса;

- дуэтные и массовые композиции на основе русской пляски;

- танцевальный этюд в характере русского народного танца «Скоморохи».

V. Исполнение обучающимися танцевальной композиции  «Барыня».

VI. Поклон.

VII. Оценка учащихся.  Подведение итогов выступления.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие гостей, поклон  и представление обучающихся.

Музыкальное сопровождение: Шендерев А. Русский танец.

        

II. Вступительное слово педагога.

Так как целью открытого урока является показ результатов работы над ансамблем младших и старших классов, необходимо отметить, что основной трудностью такой работы является разный уровень подготовки, меньший опыт сценической практики в младших классах и, конечно, разница физических данных обучающихся.  Также хочется отдельно остановиться на особенностях работы с мужским классом.

Если в младших классах ученицы и ученики мало отличаются по своему исполнительскому стилю и физическим возможностям, то в  переходном возрасте эта разница становится все более заметной. Девочки десяти - двенадцати лет уже стремятся быть убедительно-грациозными, изящными, тогда как мальчики в этом же возрасте проявляют еще некоторую мальчишескую нескладность.

Практика показывает, что девочки, как правило, двигаются гораздо смышленее, ловчее и увереннее, так как психофизически развиваются раньше, чем мальчики. Юноши только к шестнадцати-восемнадцати годам (в переходном возрасте от юношества к зрелости) начинают обретать мужественность и гармоничность движения, в то время как девушки этого же возраста уже чувствуют себя гораздо самостоятельнее.

Учитывая эту разницу, а также преобладание в классе хореографии учениц, их лидерство, необходимо особое внимание уделять формированию в учениках мужского начала, сохранении своеобразной манеры, характерной для их возраста. Корифей в области мужского танца, выдающийся педагог Н. Тарасов, утверждал, что «все начинается с младших классов – в них закладывается та первооснова, то невидимое пока что зернышко мужского исполнительского стиля, которое впоследствии может дать неправильные ростки – появление излишней грациозной, женственной манеры движения». И, если не уделять должного внимания учебной специфике, стилю, характеру и множеству других исполнительских тонкостей, «воспитание мальчишеской психологии для будущего танцовщика может быть незаметно упущено. Слишком изящный исполнительский стиль, копирующий грацию учениц, противоречит естественной природе мужского танца…».

В народно-сценическом танце особую роль в создании танцевального образа или передаче национальных черт танца играет рисунок и постановка рук. Например, в русском танце, построенном на притопах, дробях и присядках, движения рук танцора тоже имеют своеобразный характер: тот или иной фрагмент завершается хлопушками-ударами по голенищам сапог, подошве, груди или по плечу. Конечно, нюансы исполнения зависят от характера танца. Но в целом, манера исполнения юноши отличается большей свободой и широтой,  тогда как девушка двигается более грациозно, сдержанно и застенчиво.

Ходы и шаги русского народного танца в мужском и женском исполнении также имеют различную окраску. В женском медленном танце, девушка скользит, как «лебедушка», а в танце юноши допускаются «коленца» и легкие притопы, позволяющие передать мужскую силу и удаль. Еще одной характерной чертой русского народного танца являются трюки, присущие мужской пляске, которых  никогда не может быть в девичьем танце.

Поэтому при разучивании и выполнении одних и тех же танцевальных элементов необходимо сразу же четко разграничивать нюансы мужского и женского характера: положение корпуса, рук и головы,  амплитуды движения, внутреннего содержания жеста.

III. Выступление обучающихся:  экзерсис на середине зала.

Элементы русского танца:

  1. Основные движения рук (женские и мужские).
  2. «Хлопушки» (одинарные, двойные и тройные).
  3. Переменный шаг (девичий).
  4. Мужской переменный шаг на каблук.
  5. «Хлопушки» в сочетании с присядками, простыми дробями и подскоками.
  6. Переменный шаг с акцентом на всю стопу и скользящим ударом.
  7. «Припадания».

Виртуозные элементы по диагонали с возрастающей по ходу исполнения степенью сложности:

  1. «Молоточки» с поворотом.
  2. Бег с поворотом и прыжками.
  3. Подскоки в повороте.
  4. Синкопированные дроби в повороте.
  5. «Шене» в характере белорусского народного танца.

IV. Танцевальные этюды:

  1. Сольные комбинации, основанные на женских танцевальных элементах русского танца и мужских трюках: различные виды вращений и дробные движения, комбинированные присядки, «подсечка», «крокодильчик» и «пистолет».

(Русские тверские частушки (фонограмма))

  1. Танцевальный этюд, построенный на парных и массовых движениях русского танца: «воротца», «шен», «прочес» и т.д.

(Ан-ль «Русская песня». Сени)

V. Исполнение обучающимися танцевальной композиции «Барыня».

VI. Поклон.

VII. Подведение итогов выступления. Оценка учащихся.

Обучающимся рекомендовано больше внимания уделять работе над ансамблем, не останавливаясь на достигнутом, всесторонне овладевать разнообразной и сложной виртуозной техникой народно-сцениического танца.  

Используемая литература:

  1. Ткаченко Т. Народные танцы. -  М., 1975.
  2. Устинова Т. Беречь красоту русского танца. -  М., 1959.
  3. Заикин Н., Заикина Н. Областные особенности русского народного танца. – Орел, 1999.
  4. Климов А. Основы русского танца. – М., 1994.
  5. Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка. - М., 2002.
  6. Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинац