«Привлечение и удержание контингента детской музыкальной школы» /актуальные пути решения проблемы/

Мартынова Екатерина Геннадьевна

Как часто мы слышим сегодня от преподавателей фразы о том, что ученики прерывают занятия, не доучившись, что их тяжело заинтересовать. К сожалению, в нынешних условиях музыкальную школу бросают, причём нередко уже на втором-третьем годах обучения, а самое обидное – участились случаи прекращения обучения в выпускных классах. Отсев учащихся на протяжении учебного года может составлять до 10%. Давайте разберёмся в причинах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_martynovoy-.doc44.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Привлечение и удержание контингента детской музыкальной школы»

/актуальные пути решения проблемы/ 

Выполнил: коцертмейстер

                                                     МБОУ ДО ДШИ №9 г. Курска

Мартынова Е.Г.

2021 год


АННОТАЦИЯ: Разработка затрагивает актуальную проблему «текучести» контингента учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства.

1.    Введение. Актуальность проблемы. Причины.
2.    Пути решения проблемы: 1) создание имиджа школы;
                                                    2) способы педагогической профилактики;
                                                    3)  работа с родителями.

1.    Введение. 
Как часто мы слышим сегодня от преподавателей фразы о том, что ученики прерывают занятия, не доучившись, что их тяжело заинтересовать. К сожалению,  в нынешних условиях музыкальную школу  бросают, причём нередко уже на втором-третьем годах обучения, а самое обидное – участились случаи прекращения обучения в выпускных классах. Отсев  учащихся на протяжении учебного года может составлять до 10%. Давайте разберёмся в причинах.

Причина первая.  Слабые данные. 

 Поступающих в музыкальную школу детей всегда было принято условно делить на тех, кто будет  продолжать профессиональное обучение, и на тех, кто желает получить начальное образование «для себя». В наше время можно добавить: и на тех, кому просто нужно где-то провести время. Не смею утверждать, что работать с одарёнными, профессионально ориентированными детьми легко, однако благодаря сильной и обоснованной мотивации к получению знаний, такие дети, как правило,  не бросают  обучение на полпути. 
Что касается вторых, составляющих большинство, здесь дело обстоит серьёзнее. Из тех, кто хочет учиться «для себя», попадаются учащиеся с хорошими данными. Правда, поскольку современные условия  набора в ДШИ предполагают отбор по творческим способностям (а мы зачастую берём всех желающих), преподаватель всё чаще сталкивается с проблемой обучения детей без соответствующих данных. Таким детям тяжело следовать учебной программе. К ним необходим иной, личностно-ориентированный, подход. 
Третьей категорией школа воспринимается как нечто вроде продлёнки, куда можно привести ребёнка, чтобы он «не болтался по улицам». О покупке необходимых профессиональных материалов, аккуратном посещении и выполнении заданий речь не идёт. В подобных семьях наблюдается низкий уровень образования и культуры,  отсутствует установка на труд. 

У родителей зачастую формируется ложное мнение о второстепенности и необязательности музыкальной школы. Итак, что мы имеем? Дети со способностями ниже средних начинают заниматься. Как правило, проблемы начинают выявляться довольно рано, при возрастании трудностей учащиеся чувствуют, что не справляются с учебным процессом, педагоги наседают, родители в недоумении. Эти первые неудачи в детском возрасте влекут за собой опускание рук, депрессии и нежелание ходить в школу.  Принимая детей без выраженных творческих данных, мы берём на себя ответственность за их физическое и психологическое здоровье, поэтому мы должны либо прекратить их принимать, либо обязаны адаптировать учебный процесс и разработать под них новые программы ( в данном случае переводить таких детей на общеразвивающие программы).

Причина вторая. Большая загруженность в общеобразовательной школе.
 Это действительно серьёзнейшая причина. По словам родителей, дети не успевают делать уроки, потому что им нужно бежать «в музыкалку». Налицо дефицит времени. К сожалению, по этой причине уходят из школы и детки со способностями выше средних.

Причина третья.  Приоритеты. 
Амбициозные родители стремятся к посещению их ребёнком всех секций и домов творчества в районе, факультативов, причём кружки по изучению английского языка находятся в неоспоримом приоритете. В результате ребёнок не справляется с объёмом знаний в силу нечеловеческой загруженности, а родителям всё же приходится  сокращать количество кружков, но выбор, увы,  чаще всего оказывается не в пользу музыкальной школы. 

Почему от нас уходят дети? Почему набор осуществляется в недостаточном конкурсном количестве  (соответственно, нет более благоприятных условий для профильного отбора)?  В сложившихся экономических условиях в провинции России престиж профессии катастрофически падает. Что же всё-таки может сделать для себя ДШИ? Во-первых, необходимо поднять имидж своего учреждения, во-вторых, правильно организовать совместную работу сотрудников школы — администрации и преподавателей разных предметов, в-третьих, необходима грамотная работа с родителями – главными заказчиками нашей деятельности.

2. Пути решения проблемы. 

Создание имиджа школы. 

    Среди людей непосвященных существует миф о том, что педагоги дополнительного образования — люди, не имеющие образования, профессиональной подготовки, надлежащей квалификации, в сравнении с педагогами СОШ. Миром правят слухи. Именно на их основе формируется представление о дополнительном  образовании и о конкретной школе в частности. Цель руководства школы — целенаправленно сформировать имидж учреждения, ориентируясь на свою целевую аудиторию, в нашем случае — на родителей учащихся, самих учащихся, социальных партнёров, СМИ.  Из чего складывается имидж? Фундамент — это базовая идея учреждения — те принципы, которым необходимо следовать. Внешний имидж — восприятие школы обществом. Необходимо постоянно транслировать цели и виды деятельности школы для всех групп целевой аудитории. Это создание и регулярное пополнение сайта школы, информирование «внешнего потребителя» через буклеты, памятки, листовки, рассылка благодарственных писем, участие в мероприятиях, имеющих широкий общественный резонанс. Внутренний имидж — отношение к школе учеников и сотрудников. Неосязаемый имидж — эмоциональный настрой работников, атмосфера школы, свои сложившиеся традиции.
Имидж школы могут составлять детали, кажущиеся на первый взгляд мелочами: внешний вид работников, их вежливость и доброжелательность, оформление холлов, классных комнат, уборных, порядок в гардеробе, чистота и ухоженность лестничных пролётов.

Способы педагогической профилактики. 

В современных условиях педагоги обязаны искать оптимальные педагогические системы, применять новейшие достижения педагогики, в т.ч. информационно-коммуникационные технологии, идти по пути индивидуализации обучения. Создавать адаптированные варианты учебных программ для детей с недостаточными данными. Систематически контролировать и оценивать результаты обучения и своевременно выявлять пробелы посредством работы с родителями учащихся.

Работа с родителями.
   Самые близкие для ребёнка люди — это, безусловно, его родители. Никто лучше них не знает характер, темперамент своего ребёнка, а, значит, никто, кроме них, не может так помочь маленькому человеку в знакомстве и укреплении связей с новым занятием, которое — кто знает? — со временем может перерасти в серьёзное увлечение или даже профессию.  Поэтому педагог должен по мере возможности вовлекать родителя в образовательный процесс. Очень хорошо, когда близкие люди посещают первые занятия вместе с ребёнком.. Члены семьи способны стать незаменимыми помощниками педагога и — в первую очередь — ребёнка. 

Способы организации работы с родителями.
   Работа с родителями должна вестись не только на уровне класса одного педагога, но и на уровне школы. И здесь немалую роль играет и позиция администрации, и отношение к работе преподавателей теоретического цикла предметов. Но на общих родительских собраниях администрация может знакомить родителей с нормативно-правовыми документами, уставом школы, внутренним распорядком, минимальными требованиями, перспективами развития учреждения и перспективами дальнейшего профильного  образования, агитировать за престижность обучения искусству, приводить в пример перспективных учащихся, лауреатов, дипломантов, которыми гордится школа, организовывать встречи с родителями этих детей, одним словом, создавать неголословную мотивацию. Можно проводить регулярное анкетирование с целью изучения родительского запроса и анализа результата обучения. 

Использованная литература:

1)    Горский В.А. Методологическая основа внедрения компетентностного подхода в содержание программ дополнительного образования. / Материалы областной научно-практической конференции (8 – 9 ноября 2007 года). Часть 1. – Омск: ГОУ «РИЦ», 2007 – 92 с. 
2)    Хоменко И.А. Имидж школы: механизмы формирования и способы построения.
3)    Куприянов Б.В. Диагноз: профессиональный аутизм. О педагоге дополнительного образования.