Методический доклад на тему: "Некоторые задачи организации игровых движений левой руки скрипача"

Печенкина Наталья Владимировна

Освоение правильных навыков держания инструмента, овладение правильным положением рук и всего корпуса, свободных, организованных, кооординированных движений, обусловленных художественно-исполнительскими намерениями, тоесть работа над постановкой, есть одним из наиважнейших элементов процесса обучения игре на скрипке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методический доклад28.27 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская музыкально-хоровая школа им.Г.Струве»

Методический доклад

НЕКОТОРЫЕ ЗАДАЧИ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВЫХ ДВИЖЕНИЙ ЛЕВОЙ РУКИ СКРИПАЧА

                                                                               подготовила

                                            преподаватель по классу скрипки

                                           Печенкина Наталья Владимировна

г. Железногорск 2019 год

 

         Освоение правильных навыков держания инструмента, овладение  правильным положением рук и всего корпуса, свободных, организованных, координированных движений, обусловленных художественно - исполнительскими намерениями, то есть работа над   постановкой, есть одним из наиважнейших элементов процесса обучения игре на скрипке.

Постановка не должна восприниматься как что-то неизменное. В современной методике обучения игре на струнно-смычковых инструментах всё больше проявляется стремление истолковать  по-новому  термин «постановка», который обычно воспринимается как способ держания скрипки и смычка. Если раньше существовала единая форма держания инструмента, то сейчас  постановка – это постепенное привыкание к инструменту. Постановка у скрипача не должна восприниматься как что- то неизменное, стабильное.

Но старые понятия часто еще сохраняются в практике. Еще очень часто  педагоги обращаются к ученикам: «Держи скрипку (смычок)», «Следи за постановкой», «Работай над руками». Нужно помнить, что  слово очень сильно воздействует на маленьких детей, с которыми педагоги работают на начальном этапе обучения.

В настоящее время  понятия «постановка» как процедура двигательного приспособления к инструменту, исключающая  неподвижность, требует переосмысления многих понятий о методах работы над становлением игрового аппарата скрипача. Если когда то считалось, что постановкой нужно заниматься только на начальном этапе обучения, то в настоящее время постановка - это основная задача всего процесса обучения. Естественно, на начальном этапе постановке нужно уделять  больше внимания. Но и на всех дальнейших этапах обучения очень важно следить за  постепенным  привыканием рук и всего корпуса играющего к инструменту, к осуществлению  движений посложнее.

 Музыкально-исполнительские успехи ученика зачастую зависят от того, как быстро он овладеет рациональной постановкой и освободится от лишних мышечных напряжений. Особое внимание нужно уделять подбору инструмента. Очень частое  завышение размеров скрипки и смычка, а это в процессе обучения пол года или год, вполне достаточно, чтобы возникло вредное перенапряжение и зажатость  мышц. Скрипка большого размера приводит к быстрой утомляемости рук, к обострению хватательного рефлекса. Длинный смычок развивает  появлению двух распространенных недостатков - удалению правой руки назад, что мешает правильной  смене смычка.

Очень большое значение имеет  ширина расположения струн и их высота над грифом. Высота струн над грифом  должна соответствовать толщине и силе пальцев ученика, мост должен быть удобным, соответствующего размера. Далее что касается  постановки левой руки: основной  задачей является привыкание к скрипке. При держании инструмента не должно быть никаких хватательных движений.  Скрипку ни в коем случае не нужно держать левой рукой. Скрипка должна лежать на ключице и придерживаться подбородком.

Если акцентировать внимание на распределение веса скрипки, то наибольшая  его тяжесть приходится  на постоянную точку опоры. В переменной точке опоры левая рука только поддерживает скрипку в положении наиболее удобном                                                                      для качественного звукоизвлечения и не зажатых  целенаправленных движений обеих рук.    Огромное значение имеет также направление удержания инструмента по отношению к корпусу играющего (правее или левее). При повороте  инструмента  влево правая рука вынуждено выдвигается вперед, потому что  в противном случае смычок будет вестись  не перпендикулярно струне, что отразится на звуке. Постоянная точка опоры важна  для удержания скрипки, чтобы закрепить инструмент. Переменная точка опоры нужна  только  для поддержания скрипки.

Большое значение имеет высота положения скрипки. Для свободных переходов в позицию обязательно нужно держать скрипку высоко. При нисходящем переходе   скрипка будет опускаться. При низком положении инструмента  плечо и локоть прижаты к туловищу исполнителя и стеснены в своих движениях, высокое же положение скрипки дает возможность очень  легко совершать требуемые движения как  вверх и вниз, так и в вправо и влево.

 Огромное значение имеет и направление держания инструмента по отношению к корпусу играющего. При  отклонении инструмента влево правая рука вынуждена двигаться вперед, в противном же случае смычок станет двигаться не перпендикулярно струне и это скажется на звуке.

Для обеспечения свободы движений обеих рук огромное значение имеет устойчивость инструмента, поэтому очень важно правильное  устройство подбородника и моста. Подбородник не  должен быть высоким, но и не плоским и должен быть достаточно глубоким, что бы подбородок лежал на нем устойчиво, удобно, и ученик сумел  уверенно держать скрипку.

Подготавливая переменную точку опору, обязательно необходимо пояснить  ученику, что работа большого и указательного пальцев состоит не в обхватывании  инструмента, а в легком её поддерживании, представляющей функцию подвижной подставки. Положение шейки скрипки между большим и указательным пальцами должно быть обусловлено от обычного падения пальцев на струны. Как правило,  встречается такое изначальное  положение, когда шейка скрипки с одной стороны лежит в области сустава, связующего фаланги большого пальца, а с другой - у основания указательного пальца.

Найти  постоянные  точки контакта большого и указательного пальца с шейкой скрипки невозможно, потому что по ходу  игры эти точки двигаются в соответствии  от смены струн, смены позиций, вибрации.

Тем не менее очень глубокое и слишком высокое положение шейки нужно рассматривать как крайние и следует избегать их. При глубоком положении шейки  длина пальцев увеличивается на столько, что они утрачивают ощущение грифа. При высоком расположении шейки пальцы укорачиваются, теряя свою силу, что также тормозит хорошему чувству грифа. Изначальное  положение кистевого сустава во всем определяется удобством осуществления основных видов игровых движений: падения - отскока, хроматического передвижения, переброски с одной струны на другую. У учеников встречается  две крайности – очень сильное отклонение кисти и, напротив, подведение её к шейке скрипки.

В первом варианте кисть удаляет четвертый палец, делая  неизбежность  его вытягивания. Во втором - пальцы: третий и четвёртый ложатся слишком плоско. Эти положения вызывают излишнее напряжение мышц всей руки. Поэтому наиболее естественное положение, при котором кисть образует одну линию с предплечьем, являясь его продолжением. Форма пальцев на грифе должна быть естественно - закруглённой. Плоское положение, как и слишком закругленное, нерационально. Именно при подобной форме установки пальцев очень ранимы пальцевые подушечки и создается приспособленность  к удобному и свободному выполнению трех основных видов движений пальцев.

Что бы ученик правильно держал инструмент, нужно научить его во-первых, фиксировать положение левой руки и стоять с поднятой скрипкой несколько секунд не двигаясь, во вторых, самостоятельно брать скрипку и самому добиваться правильного ее держания. Постановка пальцев усваивается изначально путем фиксации их положения на струне без участия смычка. Во время начального изучения  пальцевых движений интонацию проверяют при помощи пиццикато правой рукой. Прежде всего необходимо овладеть постановкой первых двух соседних  пальцев, начиная с первого, а потом приемом поочередного выставления на одну струну всех четырех пальцев. Для развития чувства грифа пальцами, следует при восходящем движении мелодии придерживаться принципа удержания  нижних пальцев на грифе. При этом не нужно излишне прижимать пальцы к грифу, следует лишь мягко фиксировать их, легко касаясь струны. Опускать палец  на струну активно, снимать также активным движением.

  Второй  способ - установка пальцев, начиная с четвёртого. Первый палец при этом конечно же отходит назад, а кисть сама принимает положение, наиболее соответствующее удобству игровых приемов всех пальцев.

 Очень важно, что бы большой палец левой руки был не напряженным и легко поддерживал шейку скрипки. Так как это является одной из предпосылок развития дальнейших навыков работы над позициями и вибрацией. Сильный обхват шейки скрипки левой рукой,  который выражается в «хватательном» движении большого пальца, очень опасен.

В процессе обучения игре на скрипке очень часто говорится о естественности приемов постановки. Как понимать эту естественность? Если обратить внимание на положение левой руки скрипача с вывернутым под скрипку локтем, то должны будем признать это положение само по себе совершенно неестественным; в обычной жизни такое положение руки может встретиться как единичный случай. Доказательством этого является то обстоятельство, что на первых уроках у учеников постоянно устает левая рука, и, разумеется, именно потому, что положение ее с точки зрения естественности наиболее уязвимо.

Вопрос целесообразности постановки может рассматриваться лишь в непосредственной связи с теми движениями, ради которых эта постановка создается и свободу которых она должна обеспечить. Перспективность постановки скрипача определяется именно тем, насколько она может обеспечить весь комплекс движений, которые понадобятся скрипачу.

                                    Список литературы:

1.Петрова. И.«К вопросу о развитии творческих способностей младших школьников» Москва «Музыка» 1986 г

2. В.Григорьев «Некоторые проблемы специфики игрового движения музыканта–исполнителя» Москва» Музыка» 1986г.

3. Янкелевич Ю. «О первоначальной постановке скрипача» Москва 1993 г.

4. Якубовская В. «Вверх по ступенькам» Ленинград 1990 г.

5.М. Либерман, М. Берлянчик «Культура звука скрипача»  «Музыка» 1985 г.

6.В.Стеценко «Методика обучения игре на скрипке» Киев «Музыкальная Украина» 1982г.