"Методы и приёмы развития музыкального восприятия на предметах музыкальная литература и слушание музыки"

Марганова Рита Ризаевна

Методическое сообщения для преподавателей ДМШ и ДШИ помогает использовать методы и приёмы, способствующие более эффективному усвоению музыкального материала обучающимися. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metody_i_priyomy_razvitiya_muzykalnogo_vospriyatiya.doc53 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. НИЖНЕВАРТОВСКА

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №3»

Методы и приёмы развития музыкального

восприятия на предметах музыкальная

литература и слушание музыки

Методическое сообщение

Подготовила

преподаватель теоретических

дисциплин высшей категории

Марганова Рита Ризаевна

Восприятие и освоение учащимися музыкального произведения требует от учителя умелого использования различных методов и приёмов. Последовательность развития музыкального восприятия должна идти от простых жанров и форм к более сложным.  В целом результаты работы учителя ощутимы, когда он создаёт все условия для развития творческого восприятия, и каждый ученик вносит что-то своё в процесс общения с искусством. Именно это обусловливает воспитывающее воздействие музыки.

Одним из приёмов активизации эмоционального отношения к музыке является вокализация тем и мелодий из инструментальных и вокальных произведений, с которыми предстоит познакомиться. Н.Л.Гродзенская утверждала, что пение тем способствует развитию интереса к музыке и расширяет возможности её восприятия; обогащает «интонационный словарь» учащихся, который со временем поможет им определить стиль того или иного композитора. Кроме того, предварительное знакомство с темами позволяет свободно следить за развитием музыкального образа. Б.В.Асафьев писал, что узнавание слушателем знакомого в новом, ранее неизвестном произведении всегда доставляет ему особое удовольствие.

Велико значение словесного метода в развитии восприятия. Речь идёт не о каком-либо пересказе музыки, а о необходимости углубить восприятие музыки учащимися. С помощью умело проведённой беседы педагог может не только привить интерес, любовь к музыке, расширить представления о некоторых явлениях действительности, но и обогатить их внутренний мир, чувства, сформировать нравственные качества, интересы.

Важнейшим методом активизации восприятия является метод сравнения. И.М.Сеченов называл способность сравнения самым драгоценным умственным сокровищем человека. В условиях музыкального воспитания метод сравнения особенно важен, так как возможности разбора произведения ограничены небольшой теоретической подготовкой и опытом детей. Сравнивая, дети могут заметить то, на что в другом случае не обратили бы внимание.

Помимо того, что метод сравнения даёт ценные познавательные результаты, он очень привлекает ребят: мало кто из учеников остаётся равнодушным, пассивным тогда, когда даётся задание сопоставить два произведения. Можно сравнивать пьесы разного жанра, характера, формы. При сравнении легче определить и сходство, и разницу.

Труднее находить общее в разных явлениях. В таких случаях помогает сопоставление с третьим объектом, контрастным. Например, дети сравнивают две польки и затрудняются найти между ними что-то общее. Тогда им предлагается сравнить их с вальсом. Тут обнаруживаются наиболее характерные черты польки: быстрый темп, двухдольный размер.

Сопоставляя разные явления, дети развивают наблюдательность, учатся осмысливать то, что слушают. Особенно полезно находить различное в сходном. Можно несколько раз исполнить знакомое произведение, изменяя темп, регистр, лад т.д. и предложить детям узнать, в чём разница.

Для сравнения используются и музыкальные произведения, различные по характеру, но близкие по тематике или имеющие общие названия, например, пьеса Шостаковича «Шарманка» и пьеса Чайковского «Шарманщик поёт». В обоих произведениях есть изобразительные моменты, передающие однообразно повторяющиеся монотонные звуки шарманки. Но в то же время в этих пьесах выражено разное настроение, разные чувства.

Различение детьми оттенков одного настроения помогает им глубже, тоньше различать характер музыки, внимательно вслушиваться в её звучание, а также понимать, что, одним словом, например, «весёлая», можно лишь очень приблизительно охарактеризовать настроение, выраженное в музыке. Необходимо находить несколько слов-образов, раскрывающих различные оттенки одного настроения.

Разнообразные слуховые представления, полученные в активной музыкальной деятельности, осознаются детьми, обобщаются и закрепляются в музыкальных терминах. Так, благодаря приёмам активизации наблюдения за развитием музыкального образа, создаются условия для усвоения знаний о музыке. Полученные знания помогут ребятам осознанно воспринимать музыку, высказывать о ней свои суждения.

Можно обратить внимание на выразительные средства, используя «Музыкальные небылицы»: сыграть пьесу Шумана «Смелый наездник» медленно, а «Дюймовочку» Слонимского в низком регистре. Используя эти приёмы, для расширения представлений о выразительности музыкальных средств, необходимо показать учащимся, что ни одно из них не может создать музыкальный образ вне связи с другими. Например, созданию образа скачущего всадника в пьесе «Смелый наездник» способствуют, упругий ритм, подвижный темп, мажорный лад, смена динамики. Если изменить одно из выразительных средств, изменится сам образ.  

Одним из эффективных практических приёмов развития музыкального восприятия учащихся младших классов является передача характера музыки в движении, или пластическое интонирование (инсценировка песен, творческое использование танцевальных и образных движений). Педагог объясняет детям, что, выбирая движение, прежде всего, необходимо прислушаться к характеру музыки. Для этого он должен своим исполнением ясно подчеркнуть смену характера музыки, передающей разные образы, найти выразительные интонации, исполнительские краски, делающие образ доступным восприятию. Лишь в этом случае можно говорить о слитности движений с характером музыки и об их выразительности.

Приёмы развития музыкального восприятия необходимо варьировать, сочетать друг с другом. Так, оркестровка может сочетаться с передачей характера музыки в движении, инсценировкой песен. В этом случае объединяются такие виды музыкальной деятельности, как слушание музыки, музыкально- ритмическое движение, музицирование.

Остановимся на характеристике приёма «цвет – настроение». Он позволяет детям применять новое слово и в игровой форме высказываться о характере музыки. Кроме того, он помогает выявить реакции детей на музыку, закрепить представление об её характере.  Определённый цвет (карточки из цветной бумаги) связывается с соответствующим настроением музыки: пастельные светлые тона (голубой, розовый) – с нежным, спокойным характером музыки; тёмные, густые тона (коричневы, синий, фиолетовый) – с мрачным, тревожным характером; интенсивные, яркие тона (красный, алый, оранжевый) – с решительным, торжественным характером.

Ярким приёмом, способствующим развитию музыкального восприятия, является объединение различных видов искусства – музыка, литература, живопись. Важно только точно и тонко подбирать произведения для сравнения. Чтение стихотворения может предварять прослушивание музыкального произведения, если оно созвучно ему по настроению. Использование репродукций картин или иллюстраций желательно после прослушивания произведения, так как предварительный просмотр отвлекает учащихся от музыки, направляет восприятие по более конкретному, заранее обусловленному руслу, что не всегда оправданно.

Задание усложняется, приобретает более проблемный характер, если использовать несколько контрастных произведений. В этом случае ученики ставятся в проблемную ситуацию: они должны выбрать из двух картин одну, соответствующую по настроению музыке, или из двух музыкальных произведений – одно, близкое по настроению картине. Можно соотнести и два музыкальных произведения с двумя картинами. Аналогично можно сопоставлять и музыкальные произведения со стихотворениями.

Иногда учащимся предлагается выполнить рисунок, передающий характер музыки. Главное – чтобы они не просто рисовали на заданную тему, а старались использовать те средства выразительности, которые соответствовали бы характеру музыки, поняли, что цвет в рисунке имеет важное выразительное значение.

Для формирования у младших школьников представлений о взаимосвязи содержания произведения и средств выразительности можно использовать различный наглядный и игровой материал – плакаты, музыкальное лото.

Наглядность в обучения в музыкальном воспитании реализуется разнообразно. Мы используем главным образом слуховую наглядность. Все знания дети получают на основе слуховых впечатлений, все понятия формируются в процессе слушания музыкальных произведений. Зрительная наглядность имеет место тогда, когда мы показываем детям нотную запись отдельных тем, портреты композиторов, иллюстрации, репродукции картин, рисунки музыкальных инструментов т.д. Более глубокому осознанию формы музыкального произведения способствует графическая запись частей произведения, примеры которой даны в приложении.  

Важным условием эффективности обучения является доступность изучаемого материала и прочность его усвоения. Музыка только в том случае помогает формированию вкуса, расширению кругозора, развитию восприятия, если она хорошо усвоена.

                                            Список использованной литературы

1. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей. – Воронеж, 1998.  

2. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М., 2000.

3. Апраксина О.А. Методика музыкального образования в школе. – М., 1993.  

4. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении. – Л. 1973.

5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб., 1997

6. Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку М., 1969.

7. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. – М.: Смысл, 2001.

8.  Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? – М., 1978.

9. Лагутин А. Методика преподавания музыкальной литературы в детской музыкальной школе. – М., 1982.

10. Лисянская Л.С. Методические рекомендации к проведению школьных уроков музыки – М., 1999.

11. Методологическая культура педагога – музыканта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, О.В. Ванилихина, Н.В. Морозова и др. Под ред. Э.Б. Абдуллина. – М.: Изд. Центр «Академия», 2002.

12. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М., 1972.

13. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М.,2001.                                                          

14. Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М., 1997.

15. Петрушин В.И. Музыкальное восприятие как средство изучения личности школьников // Вопросы психологии. – 1986 – №1.

16. Пиличяускас А. Нравственное воспитание школьников в процессе слушания музыки // Музыка в школе. – 1990 – №4.

17. Спутник учителя музыки / Сост. Г.В. Челышева. – М., 1995.

18. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. М., 1978.

19. Халабузарь Н., Попова Е., Добровольская Л. Методика музыкального воспитания. – М., 1990.