Оценочные процедуры в образовательном процессе детской школы искусств по предмету музыкальная литература

Марганова Рита Ризаевна

 Оценочные процедуры включают в себя тесты, контрольные работы для оценивания качества усвоения изучаемого материала на уроках музыкальной литературы.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «Оценочные процедуры в образовательном процессе

детской школы искусств

по предмету музыкальная литература»

Пояснительная записка

Разработка и формирование оценочных процедур по учебной дисциплине можно рассматривать как первый этап для создания оценочных процедур по основной образовательной программе в целом. Предлагаемые оценочные процедуры разработаны в соответствии с целями и содержанием образовательного процесса, включены в процесс преподавания и учения, являются их существенной частью.

Оценочные процедуры  по предмету музыкальная литература представляют собой совокупность контролирующих материалов, которые направлены на оценку качества обучения и позволяют оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций на этапе изучения данной учебной дисциплины.

Основным принципом проведения и организации всех видов контроля успеваемости является эффективная обратная связь от учителя к ученикам с помощью современных методов сбора, обработки и предоставления информации; использование технологий активного включения учеников  в процесс собственного учения и самооценки.

Текущий контроль знаний, умений и навыков происходит на каждом уроке в условиях непосредственного общения с учащимися, позволяет выявить учебные запросы учащихся, учесть способности учеников оценивать свои результаты. Промежуточный контроль успеваемости обучающихся проходит в форме итоговых контрольных уроков. Результаты обучающихся, полученные при оценивании, учитываются для построения процесса обучения. Итоговый контроль знаний, умений и навыков проводится в виде экзамена, подготовка к которому помогает ученикам осознать те учебные стандарты, которые они должны достичь.

Разработанные требования к знанию учебного материала, критерии диагностики учебной успеваемости, контроль в обучающем курсе предмета музыкальная литература, фонды оценочных средств позволяют выявлять зависимость мотивации и самооценки учащихся от используемой системы оценивания, выбирать и разрабатывать диагностические методики для валидной и технологической оценки достижений учащихся,  которые существенным образом влияют на обучение.

Основная часть

Требования к знанию учебного материала

по предмету музыкальная литература

Музыкально-теоретические знания

Музыкально-слуховой анализ

1 год

Знать:

-элементы музыкальной выразительности,  их роль в создании музыкального образа;

-певческие голоса;

- разновидности оркестра;

-состав симфонического оркестра;

-основные принципы развития темы;

- музыкальные формы, их структуру и новые понятия, связанные с той или иной формой;

-музыкальные жанры, их классификацию

Уметь:

-определять общий характер и образный строй произведения;

- выявлять выразительные средства музыки;

- узнавать тембры музыкальных инструментов;

- различать основные типы музыкальной фактуры;

- определять музыкальные формы - простая двухчастная и трёхчастная, рондо, вариации куплетная,  сонатная форма;

- понимать стиль музыки и основные музыкальные жанры.                                                                

2 год

Знать:

-биографию и творческое наследие зарубежных композиторов по учебному плану;

-форму, строение, характер основных тем музыкальных произведений, изучаемых по программе;

- значение терминов, понятий, встречающихся при изучении нового материала.

 Уметь:

-определять на слух музыкальное произведение, его образное содержание, музыкальную форму, средства музыкальной выразительности, их роль в создании музыкального образа;

-узнавать стиль эпохи и конкретного композитора;

- знать тембры музыкальных инструментов.

3 год

Знать:

-биографию и творческое наследие русских композиторов 19 века по учебной программе;

- историю развития русской музыкальной культуры с древних времён до 19 века;

- особенности жанров, изучаемых на уроках – от песен и инструментальных пьес до опер и симфоний.

Уметь:

- определять на слух музыкальное произведение, его образное содержание, музыкальную форму, средства музыкальной выразительности, их роль в создании музыкального образа;

-узнавать стиль композитора;

-узнавать темы и персонажей из изученных опер.

4 год

знать:

-хронологию и стили музыкального искусства;

-жизнь и творческое наследие композиторов конца 19 – 20 веков;

-особенности, новизну музыкальных жанров, стилей, музыкально-выразительных средств музыки 20 века;

Уметь:

- делать целостный анализ музыкального произведения с определением формы, эпохи и творческого почерка конкретного композитора.

5 год

Знать:

- специальную терминологию;  

- ориентироваться в биографии композитора;

- основные стилевые направления в культуре и определять их характерные черты;

- характерные черты пройденных жанров и форм.

уметь:

- определить на слух тематический материал пройденных произведений;

- играть на фортепиано тематический материал пройденных произведений.

Критерии диагностики учебной успеваемости

по предмету музыкальная литература

Оценоч

ный

балл

Биографические знания

Музыкально-теоретические знания

Музыкально-слуховой анализ

Примечания

Отлично

«5»

Хорошее знание биографии композитора, его творческого наследия, умение дать характеристику  эпохи.

Хорошее знание терминов, определений, применение их в рассказе. Умение грамотно проанализировать произведение.

Определение на слух: музыкальной формы, средств музыкальной выразительности, приёмов музыкального развития темы.

Регулярное посещение уроков, активность на уроке, выполнение домашнего задания, проявление инициативы  в поиске дополнительного материала

Хорошо

«4»

Знание биографии и основных произведений композитора, отличительных  особенностей эпохи

Знание терминов и понятий путём тестирования. Умение проанализировать произведение.

Определение на слух: музыкальной формы, средств музыкальной выразительности.

Регулярное посещение уроков, активность на уроке.

Удовлет

вори

тельно

«3»

Знание отдельных фактов из биографии композитора, некоторых произведений.

Частичное знание терминов, неполный анализ музыкального произведения.

Неточное определение на слух музыкальной формы, средств музыкальной выразительности.

Нерегулярное посещение уроков, несвоевременное выполнение домашнего задания.

Неудо

влетво

ритель

но

«2»

Незнание биографии композитора, произведений.

Незнание терминов, неумение проанализировать музыкальное произведение.

Неумение сделать элементарный анализ музыкального произведения.

Частые пропуски уроков, невыполнение домашнего задания.

Контроль в обучающем курсе предмета музыкальная литература

Текущий

Промежуточный

Итоговый

Устный

Групповой опрос, индивидуальный опрос на знание терминологии; устный анализ музыкальных произведений.

Устный

Групповой опрос;

индивидуальный опрос на знание терминологии; устная музыкальная викторина по изученным произведениям

Устный 

Защита рефератов по творчеству композиторов 18 - 20 века.

Письменный 

письменные работы по пройденной теме;

доклады рефераты  по изучаемой теме;

хронологические таблицы по биографии композиторов;

анализ музыкальных произведений.

Письменный 

контрольные работы контрольные работы, тесты письменная музыкальная викторина  по изученным произведениям

Письменный 

контрольные работы, тесты;

музыкальная викторина  по изученным произведениям.

Фонды оценочных средств по предмету музыкальная литература

Промежуточная аттестация в конце второго года обучения

Контрольный урок включает в себя письменную работу и устный ответ. Письменная работа состоит из письменных заданий по пройденному материалу, викторины по пройденным музыкальным произведениям. Устный ответ включает в себя ответы на вопросы по пройденному материалу и творческое задание.

Примеры заданий к контрольному уроку

1. Письменные задания          

I вариант:  Определить жанр произведений: симфония, опера, цикл, соната

«ХТК»

 

«С тремоло литавр» Гайдна

 

«Патетическая» Бетховена

 

«Свадьба Фигаро» Моцарта

 

II вариант:  Определить автора  произведений

Увертюра «Эгмонт»

 

«Прощальная симфония»

 

Опера «Волшебная флейта»

 

«Хорошо темперированный клавир»

 

Найти и исправить ошибки.

I вариант

  1. Гобой — старинный французский танец
  2. Анданте — медленный темп
  3. Вальс — польский танец
  4. Шопен Ф. — русский композитор 19 века
  5. «Лунная» симфония – произведение Бетховена

II вариант

  1. Валторна — медно-духовой инструмент
  2. «Хорошо темперированный клавир» — опера И.С. Баха
  3. Реквием — заупокойная месса
  4. Й Гайдн — французский композитор 18 века
  5. Модерато — умеренный темп  

2. Викторина по пройденным музыкальным произведениям

Поставьте номер фрагмента по ходу викторины (в первую колонку). Впишите фамилию композитора (в третью колонку).

 

Токката и фуга ре минор

 

 

Соната №14 «Лунная»

 

 

Симфония № 103, I ч., главная партия

 

 

Реквием, Лакримоза

 

 

Фуга до минор из ХТК

 

 

Симфония № 5, финал

 

 

Ария Фигаро

 

 

Прелюдия и фуга до мажор

 

 

Соната «Патетическая», I ч., вступление

 

3. Устные вопросы

I вариант 

1. В каких городах жили и творили композиторы: И. С. Бах, Й. Гайдн, Л.В. Бетховен, В.А. Моцарт?

2. Назовите композиторов, большая часть жизни и творчества которых приходится на XVIII век.

3. Расположите эти события в хронологическом порядке:

  • великая французская буржуазная революция,
  • создание II тома ХТК И.С. Баха,
  • год рождения В.А. Моцарта,
  • год смерти И.С. Баха,
  • год рождения И.С. Баха,
  • год смерти В.А. Моцарта,
  • год встречи Л. ван Бетховена и В.А. Моцарта в Вене,
  1. Чем отличается квартет от концерта?
  2. Назовите танцы, популярные в XIX веке. В творчестве каких композиторов они встречались?
  3. Чем отличается экспозиция сонатной формы от репризы?
  4. Как называется последняя часть сонатно-симфонического цикла?
  5. Кого из композиторов мы называем «венскими классиками» и почему? Какие жанры являются главными в их творчестве?
  6. Объясните термины: рондо, имитация, разработка

II вариант 

  1. Из каких стран композиторы: И. Бах, Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен?
  2. Назовите композиторов, большая часть жизни и творчества которых приходится на XIX век.
  3. Расположите эти события в хронологическом порядке:  
  • великая французская буржуазная революция,
  • создание I тома ХТК И.С. Баха,
  • год смерти Й. Гайдна,
  • год смерти И.С. Баха,
  • год смерти В.А. Моцарта,
  1. Чем отличается симфония от сонаты?
  2. Назовите танцы, популярные в XVIII веке. В творчестве каких композиторов они встречались?
  3. Какие темы изменяются в репризе сонатной формы, а какие - нет? В чем состоят эти изменения?
  4. Укажите жанр, этих произведений, их авторов и объясните их названия: «Хорошо темперированный клавир», «Прощальная», «Патетическая».
  5. Какие жанры и какую музыкальную форму использовали композиторы в третьей части симфонии?
  6. Объясните термины: романс, двойные вариации, ария, увертюра.
  1. Творческое здание

I вариант -  Рассказать  о творческом пути композитора.

II вариант – Рассказать историю создания и особенности строения произведения.

Промежуточная аттестация в конце третьего года обучения

Контрольный урок включает в себя письменную работу и устный ответ. Письменная работа состоит из письменных заданий по пройденному материалу; викторины по пройденным музыкальным произведениям. Устный ответ включает в себя ответы на вопросы по пройденному материалу и творческое задание

Примеры заданий к контрольному уроку

1. Письменные задания

I вариант: определить жанр произведений: романс, опера, фортепианный цикл, соната,  вокальный цикл,  прелюдия, симфония

«Прекрасная мельничиха» Шуберта

«Революционный этюд» Шопена

 

«Жаворонок» Глинки

 

«Старый капрал» Даргомыжского

 

«Спящая княжна» Бородина

 

«Неоконченная» Шуберта

 

 II вариант: определить автора произведений

Цикл ноктюрнов

 

Вокальный цикл «Зимний путь»

 

Песня «Титулярный советник»

 

Увертюра «Арагонская хота»

 

«Богатырская симфония»

 

Цикл мазурок

 

 Найти и исправить ошибки.

I вариант

  1. Либретто — оркестровое вступление к опере
  2. Ария — сольный номер героя оперы
  3. Увертюра — словесный текст оперы
  1. Речитатив — музыкальная декламация
  2. Дуэт — ансамбль из трёх исполнителей
  3. Каватина — разновидность арии          

II вариант 

  1. Ария — ансамбль из двух исполнителей
  2. Либретто — музыкальная декламация
  3. Каватина — оркестровое вступление к опере
  4. Речитатив — словесный текс оперы
  5. Увертюра — сольный номер героя оперы
  6. Сопрано — высокий женский голос

2. Викторина по пройденным музыкальным произведениям 

Поставьте номер фрагмента по ходу викторины (в первую колонку). Впишите фамилию композитора (в третью колонку).

 

Прелюдия до минор

 

 

Экспромт ми бемоль мажор

 

 

Симфоническая фантазия «Камаринская»

 

 

Ария Князя Игоря из оперы «Князь Игорь»

 

 

Ария Сусанина из оперы «Жизнь за царя»

 

 

Ария Мельник из оперы «Русалка»

 

 

Мазурка ля минор

 

 

Половецкие танцы из оперы «Князь Игорь»

 

 

Симфония №8 «Неоконченная», I ч., главная партия

 

  1. Устные вопросы

I вариант

  1. Назовите композиторов — членов «Могучей кучки».
  2. Дайте определение прелюдии.
  3. Что означают термины «консонанс», «диссонанс»?
  4. Сколько симфоний сочинил Ф. Шуберт?
  5. Кто говорил: «Я схвачу судьбу за глотку и не позволю, чтобы она сокрушила  меня!»?
  6.  Кто и о ком сказал: «Не ручей, а море должно быть ему имя!»?
  7. Как назывались музыкальные вечера, на которых Шуберт играл для друзей свои произведения?
  8. На  надгробии какого композитора высечены слова: «Смерть похоронила здесь богатое сокровище, но ещё более прекрасные надежды»?

II  вариант

1.   Что такое «а капелла»?

2.   Почему Симфонию № 8 Ф. Шуберта назвали «Неоконченной»?

  1. Перечислите произведения, созданные на сюжеты и слова Пушкина (автор, жанр, название).
  2. В какой стране возник танец «полька»?
  1. Что такое «увертюра»?
  2. Сколько прелюдий и фуг в каждом  томе «ХТК» и почему?
  3. Кому принадлежит фраза: «Пусть я не граф, но чести во мне побольше, чем у иного графа!»?
  4. Закончите высказывание одного из композиторов: «Князь, тем, чем вы являетесь, вы обязаны случайности своего происхождения, тем, чем я являюсь, я обязан самому себе. Князей существует  и существовало тысячи, а …».
  5. Какой композитор прослужил тридцать лет капельмейстером у богатого венгерского князя Эстерхази?

4.Творческое задание: Написать краткую рецензия на оперный спектакль.

Итоговая аттестация в конце  четвёртого года обучения

Итоговая аттестация проводится в форме экзамена, который включает в себя письменную работу и устный ответ. Письменная работа состоит из письменных заданий по пройденному материалу; викторины по пройденным музыкальным произведениям. Устный ответ включает защиту рефератов по творчеству композиторов 18 - 20 века

Примеры заданий к экзамену

1. Письменные задания

I вариант 

  1. Каких композиторов и почему мы называем «венскими классиками»?
  2. Кто из великих композиторов был выдающимся музыкантом-исполнителем? (желательно указать страну и время, когда жил этот музыкант)
  3. Какие важные исторические события произошли в России за время жизни Глинки?
  4. Назовите основные жанры русских народных песен. Кто из композиторов и как работал с народными песнями?
  5. Какие виды оркестров вы знаете, в чем их различие?
  6. Когда и где возникли первые консерватории в России, кем они основаны, чьи имена носят?
  7. Вспомните музыкальные произведения, рисующие картины природы (напишите автора, название, жанр). Как мы называем музыку такого характера?
  8. Вспомните произведения русских композиторов, в которых есть образы Востока, Испании, Италии (напишите автора, жанр, название).
  9. У кого из композиторов есть циклы из 24 пьес, с чем связано такое количество?
  10. Вспомните, какие партии мужских персонажей в опере исполняет женский голос (автор, название оперы, персонаж).
  11. Что такое либретто, концерт (по 2 значения каждого термина).
  12. В основе каких музыкальных форм лежат две темы? Три темы?
  13. Какие музыкальные произведения возникли как отклик на современные исторические события (автор, жанр, название)?
  14. Какое произведение старинной музыки входит в вашу экзаменационную программу? Напишите, что вы знаете об авторе (страна, время), жанр, тональность произведения.

II вариант 

  1. Назовите русских композиторов рубежа XIX–XX века. Кто из них был выдающимся исполнителем?
  2. Перечислите произведения, созданные на сюжеты и слова Пушкина (автор, жанр, название).
  3. Что такое фортепианное трио, струнный квартет, фортепианный квинтет? Кто из композиторов писал произведения для таких составов?
  4. В творчестве каких композиторов встречается жанр «поэма»? Укажите автора, название произведения и состав исполнителей.
  5. Что такое цикл? Приведите примеры разных циклов.
  6. Запишите эти произведения в порядке их создания: «Евгений Онегин», «Шехерезада», «Иван Сусанин», Первая симфония Чайковского, «Борис Годунов», «Руслан и Людмила», «Русалка».
  7. Вспомните музыкальные произведения, в которых композитор изобразил сражение (автор, жанр, название). Как мы называем сцены, изображающие сражение в живописи, в музыке?
  8. Какое важное историческое событие оказало влияние на мировоззрение и творчество Бетховена?
  9. В чем сходство и в чем отличие заключительной партии и коды?
  10. Перечислите оперы: с историческими сюжетами, со сказочными сюжетами (автор, название).
  11. Кто из известных русских композиторов получил образование в консерватории, и кто сам преподавал в консерватории?
  12. Что такое партитура и в каком порядке она записывается?
  13. Что такое клавир, квартет (по 2 значения каждого термина)?
  14. Какие этюды входят в вашу экзаменационную программу? Напишите, что вы знаете об авторах (страна, время)?

2. Викторина по пройденным музыкальным произведениям

Поставьте номер фрагмента по ходу викторины (в первую колонку). Впишите фамилию композитора (в третью колонку).

I вариант

«Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане»

«Утро» из сюиты «Пер Гюнт»

«Марш тореадора» из балета «Кармен-сюита»  

«Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»

Прелюдия до мажор из 1 тома ХТК

Токката ре минор

Симфония №5, 1 часть

Соната №11, 3 часть

«Аве, Мария»

Сюита «Шехеразада»

Д.Д. Шостакович Симфония №7, 1 часть

Танец рыцарей из балета «Ромео и Джульетта»

II вариант

Скерцо из сюиты си минор

«В пещере горного короля» из сюиты  «Пер Гюнт»

«Марш тореадора» из балета «Кармен-сюита»  

«Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»

Прелюдия до мажор из 1 тома ХТК

Токката ре минор

Соната № 14, 1 часть

Симфония №40, 1 часть

Этюд до минор «Революционный»

Концерт №1 для ф-но с оркестром, 1 часть

«Танец с саблями»  из балета «Гаянэ»

«Время. вперёд»

3.Устный ответ включает защиту рефератов по творчеству композиторов 18 - 20 веков

Список рекомендуемой  литературы

Учебники

  1. Аверьянова О.И. «Отечественная музыкальная литература ХХ века» Учебник для ДМШ (четвертый год обучения). М.: «Музыка», 2005
  2. Брянцева В.Н. «Музыкальная литература зарубежных стран: учебник для детских музыкальных школ (второй год обучения)», М. «Музыка», 2002
  3. Козлова Н.П. «Русская музыкальная литература». Учебник для ДМШ. Третий год обучения. М.: «Музыка», 2004
  4. Лагутин А. И, Владимиров В.Н. Музыкальная литература. Учебник для 4 класса детских музыкальных школ и школ искусств (первый год обучения предмету). М.: «Престо», 2006
  5. Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. Музыкальная литература. Первый год обучения
  6. Прохорова И.А. «Музыкальная литература зарубежных стран» для 5 класса ДМШ. М.: «Музыка», 1985.
  7. Смирнова Э.С. «Русская музыкальная литература». Учебник для ДМШ (третий год обучения). М.: «Музыка»

Учебные пособия

  1. Калинина Г.Ф. Тесты по музыкальной литературе для 4 класса Тесты по зарубежной музыке Тесты по русской музыке
  2. Калинина Г.Ф., Егорова Л.Н. Тесты по отечественной музыке
  3. Панова Н.В. Музыкальная литература зарубежных стран (рабочая тетрадь для 5 кл.). М., «Престо», 2009
  4. Панова Н.В. Русская музыкальная литература (рабочая тетрадь для 6-7 кл.). I часть. М., «Престо», 2009; II часть. М., «Престо», 2010

Хрестоматии

  1. Хрестоматия по музыкальной литературе зарубежных стран для 5 класса ДМШ. Составитель Прохорова И.М.: «Музыка», 1990
  2. Хрестоматия по русской музыкальной литературе для 6-7 классов ДМШ. Составители. Смирнова Э.С.,  Самонов  А.М.: «Музыка», 1968
  3. Хрестоматия по музыкальной литературе советского периода для 7 класса ДМШ. Составитель Самонов  А.М.: «Музыка», 1993

Методическая литература

  1. Лагутин А.И. Методика преподавания музыкальной литературы в детской музыкальной школе. М., Музыка, 1982
  2. Лисянская Е.Б. Музыкальная литература: методическое пособие.  Росмэн, 2001
  3. Методические записки по вопросам музыкального образования. Сб. статей, вып.3. М.: «Музыка»,1991