Фонды оценочных средств по предмету музыкальная литература, срок обучения 8 (9)

Марганова Рита Ризаевна

Фонды оценочных средств по предмету музыкальная литература, срок обучения 8 (9)

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

     «Детская школа искусств №3»  города Нижневартовска

 

 

 

                            Предметная область

ПО.02. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ

Фонд оценочных средств по предмету музыкальная литература

Срок освоения программы 4 года

Срок обучения 8(9) лет

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
  2. Требования к промежуточной и итоговой аттестации
  3. Критерии оценок
  4. Фонды оценочных средств
  5. Список методической и учебной литературы, использованной при    

           составлении контрольно-измерительных материалов

Фонды       оценочных       средств      разработаны       на       основании       и       с       учетом  федеральных  государственных  требований  к   дополнительной  предпрофессиональной общеобразовательной программе в предметной области  «Теория и история музыки», утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12.03.2012 № 164, Положения о порядке и формах проведения итоговой  аттестации обучающихся, освоивших  дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств, утвержденного Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 09.02.2012 № 86.

  1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Цель аттестационных (контрольных) мероприятий - определить успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе. Содержание и требование программы «Музыкальная литература»  определяет уровень подготовки обучающихся. В соответствии с ними ученики должны уметь:

- грамотно и связно рассказывать о том или ином сочинении или историческом событии, знать специальную терминологию, ориентироваться в биографии композитора;

- представлять исторический контекст событий, изложенных в биографиях композиторов;

- определить на слух тематический материал пройденных произведений;

- играть на фортепиано тематический материал пройденных произведений;

- знать основные стилевые направления в культуре и определять их характерные черты;

- знать и определять характерные черты пройденных жанров и форм.

  1. Требования к промежуточной и итоговой аттестации

Виды контроля: текущий, промежуточный, итоговый.

Текущий контроль - осуществляется регулярно преподавателем на уроках. Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, на ответственную организацию домашних занятий. Текущий контроль учитывает темпы продвижения ученика, инициативность на уроках и при выполнении домашней работы, качество выполнения заданий. На основе текущего контроля выводятся четвертные оценки.

Формы текущего контроля:

  • устный опрос (фронтальный и индивидуальный),
  • выставление поурочного балла, суммирующего работу ученика на конкретном уроке (выполнение домашнего задания, знание музыкальных примеров, активность при изучении нового материала, качественное усвоение пройденного),
  • письменное задание, тест.

Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится ведущий преподаватель. Целесообразно проводить контрольные уроки в конце каждой учебной четверти. На основании текущего контроля и контрольного урока выводятся четвертные оценки.

На контрольном уроке могут быть использованы как устные, так и письменные формы опроса (тест или ответы на вопросы - определение на слух тематических отрывков из пройденных произведений, указание формы того или иного музыкального сочинения, описание состава исполнителей в том или ином произведении, хронологические сведения и т.д.). Особой формой проверки знаний, умений, навыков является форма самостоятельного анализа нового (незнакомого) музыкального произведения.

Промежуточный контроль - осуществляется в конце каждого учебного года. Может проводиться в форме контрольного урока, зачета. Включает индивидуальный устный опрос или различные виды письменного задания, в том числе, анализ незнакомого произведения. Задания для промежуточного контроля должны охватывать весь объем изученного материала. Учебными планами по образовательным программам «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты» и некоторых других в качестве промежуточной аттестации может быть предусмотрен экзамен по учебному предмету «Музыкальная литература» в конце 14 полугодия - то есть в конце 7 класса. Его можно проводить как устный экзамен, предполагающий подготовку билетов, или как развернутую письменную работу.

Итоговый контроль осуществляется в конце 7 класса. Федеральными государственными требованиями предусмотрен экзамен по музыкальной литературе, который может проходить в устной форме (подготовка и ответы вопросов по билетам) и в письменном виде (итоговая письменная работа). Эффективной формой подготовки к итоговому экзамену является коллоквиум. Для подготовки к коллоквиуму учащиеся должны использовать в первую очередь учебники по музыкальной литературе, а также «Музыкальную энциклопедию», музыкальные словари, книги по данной теме. Полный список вопросов учащимся до коллоквиума не известен. Коллоквиум проводится в устной индивидуальной или мелкогрупповой форме (группы не более 4 человек). Возможно выполнение небольшого письменного задания, например, запись различных музыкальных терминов, названий произведений, фамилий деятелей культуры с целью проверки уровня грамотности и владения профессиональной терминологией у учащихся.

  1. Критерии оценки промежуточной и итоговой аттестации

5 («отлично») - содержательный и грамотный (с позиции русского языка) устный или письменный ответ с верным изложением фактов.

Точное определение на слух тематического материала пройденных сочинений. Свободное ориентирование в определенных эпохах (историческом контексте, других видах искусств).

  1. («хорошо»)  - устный или письменный ответ, содержащий не более 2-3 незначительных ошибок. Определение на слух тематического материала также содержит 2-3 неточности негрубого характера или 1 грубую ошибку и 1 незначительную. Ориентирование в историческом контексте может вызывать небольшое затруднение, требовать время на размышление, но в итоге дается необходимый ответ.

 3  («удовлетворительно») - устный или письменный ответ, содержащий 3 грубые ошибки или 4-5 незначительных. В определении на слух тематического материала допускаются: 3 грубые ошибки или 4-5 незначительные. В целом ответ производит впечатление поверхностное, что говорит о недостаточно качественной или непродолжительной подготовке обучающегося.

2 («неудовлетворительно») - большая часть устного или письменного ответа неверна; в определении на слух тематического материала более 70% ответов ошибочны. Обучающийся слабо представляет себе эпохи, стилевые направления, другие виды искусства.

Промежуточная аттестация в конце второго года обучения

Промежуточная аттестация проводится в конце 10 полугодия (5 класс) в форме контрольного урока в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный процесс.

Контрольный урок включает в себя письменную работу и устный ответ. Письменная работа состоит из письменных заданий по пройденному материалу; викторины по пройденным музыкальным произведениям. Устный ответ включает в себя ответы на вопросы по пройденному материалу и творческое задание

Примеры заданий к контрольному уроку

1.Письменные задания          

I вариант Определить жанр произведений, вписать соответствующий: симфония, опера, цикл, соната

«ХТК»

 

«С тремоло литавр» Гайдна

 

«Патетическая» Бетховена

 

«Свадьба Фигаро» Моцарта

 

II вариант  Определить автора  произведений

Увертюра «Эгмонт»

 

«Прощальная симфония»

 

Опера «Волшебная флейта»

 

«Хорошо темперированный клавир»

 

 

Найти и исправить ошибки.

I вариант

  1. Гобой — старинный французский танец
  2. Анданте — медленный темп
  3. Вальс — польский танец
  4. Шопен Ф. — русский композитор 19 века
  5. «Лунная» симфония – произведение Бетховена

II вариант

  1. Валторна — деревянный духовой инструмент
  2. «Хорошо темперированный клавир» — опера И.С. Баха
  3. Реквием — торжественная месса
  4. Й Гайдн — французский композитор 18 века
  5. Модерато — быстрый темп  

2.Викторина по пройденным музыкальным произведениям

Поставьте номер фрагмента по ходу викторины (в первую колонку). Впишите фамилию композитора (в третью колонку).

 

Токката и фуга ре минор

 

 

Соната №14 «Лунная»

 

 

Симфония № 103, I ч., главная партия

 

 

Реквием, Лакримоза

 

 

Фуга до минор из ХТК

 

 

Симфония № 5, финал

 

 

Ария Фигаро

 

 

Прелюдия и фуга до мажор

 

 

Соната «Патетическая», I ч., вступление

 

 

3.Устные вопросы

I вариант 

1. В каких городах жили и творили композиторы: И. С. Бах, Й. Гайдн, Л.В. Бетховен, В.А. Моцарт?

2. Назовите композиторов, большая часть жизни и творчества которых приходится на XVIII век.

3. Расположите эти события в хронологическом порядке:

  • великая французская буржуазная революция,
  • создание II тома ХТК И.С. Баха,
  • год рождения В.А. Моцарта,
  • год смерти И.С. Баха,
  • год рождения И.С. Баха,
  • год смерти В.А. Моцарта,
  • год встречи Л. ван Бетховена и В.А. Моцарта в Вене,
  1. Чем отличается квартет от концерта?
  2. Назовите танцы, популярные в XIX веке. В творчестве каких композиторов они встречались?
  3. Чем отличается экспозиция сонатной формы от репризы?
  4. Как называется последняя часть сонатно-симфонического цикла?
  5. Кого из композиторов мы называем «венскими классиками» и почему? Какие жанры являются главными в их творчестве?
  6. Объясните термины: рондо, имитация, разработка

II вариант 

  1. Из каких стран композиторы: И. Бах, Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен?
  2. Назовите композиторов, большая часть жизни и творчества которых приходится на XIX век.
  3. Расположите эти события в хронологическом порядке:  
  • великая французская буржуазная революция,
  • создание I тома ХТК И.С.Баха,
  • год смерти Й. Гайдна,
  • год смерти И.С. Баха,
  • год смерти В.А. Моцарта
  1. Чем отличается симфония от сонаты?
  2. Назовите танцы, популярные в XVIII веке. В творчестве каких композиторов они встречались?
  3. Какие темы изменяются в репризе сонатной формы, а какие - нет? В чем состоят эти изменения?
  4. Укажите жанр, этих произведений, их авторов и объясните их названия: «Хорошо темперированный клавир», «Прощальная», «Патетическая».
  5. Какие жанры и какую музыкальную форму использовали композиторы в третьей части симфонии?
  6. Объясните термины: романс, двойные вариации, ария, увертюра.

4.Творческое здание

1 вариант - Рассказать  о понравившемся композиторе

2 вариант – Рассказать о понравившемся произведении

Промежуточная аттестация в конце третьего года обучения

Промежуточная аттестация проводится в конце 12 полугодия (6 класс) в форме контрольного урока в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный процесс.

Контрольный урок включает в себя письменную работу и устный ответ. Письменная работа состоит из письменных заданий по пройденному материалу; викторины по пройденным музыкальным произведениям. Устный ответ включает в себя ответы на вопросы по пройденному материалу и творческое задание

Примеры заданий к контрольному уроку

1.Письменные задания

I вариант

Определить жанр произведений, вписать соответствующий: романс, опера, фортепианный цикл, соната, вокальный цикл, прелюдия, симфония

«Прекрасная мельничиха» Шуберта

«Революционный этюд» Шопена

 

«Жаворонок» Глинки

 

«Старый капрал» Даргомыжского

 

«Спящая княжна» Бородина

 

«Неоконченная» Шуберта

 

    II вариант

Определить автора произведений

Цикл ноктюрнов

 

Вокальный цикл «Зимний путь»

 

Песня «Титулярный советник»

 

Увертюра «Арагонская хота»

 

«Богатырская симфония»

 

Цикл мазурок

 

 

Найти и исправить ошибки.

I вариант

  1. Либретто — оркестровое вступление к опере
  2. Ария — сольный номер героя оперы
  3. Увертюра — словесный текст оперы
  1. Речитатив —музыкальная декламация
  2. Дуэт — ансамбль из трёх исполнителей
  3. Каватина — разновидность арии          

II вариант 

  1. Ария — ансамбль из двух исполнителей
  2. Либретто — музыкальная декламация
  3. Каватина — оркестровое вступление к опере
  4. Речитатив —словесный текс оперы
  5. Увертюра — сольный номер героя оперы
  6. Сопрано — высокий женский голос

2. Викторина по пройденным музыкальным произведениям

Поставьте номер фрагмента по ходу викторины (в первую колонку). Впишите фамилию композитора (в третью колонку).

 

Прелюдия до минор

 

 

Экспромт ми бемоль мажор

 

 

Симфоническая фантазия «Камаринская»

 

 

Ария Князя Игоря из оперы «Князь Игорь»

 

 

Ария Сусанина из оперы «Жизнь за царя»

 

 

Ария Мельник из оперы «Русалка»

 

 

Мазурка ля минор

 

 

Половецкие танцы из оперы «Князь Игорь»

 

 

Симфония №8 «Неоконченная», I ч., главная партия

 

3.Устные вопросы

1 вариант

  1. Назовите композиторов — членов «Могучей кучки».
  2. Дайте определение прелюдии.
  3. Что означают термины «консонанс», «диссонанс»?
  4. Что такое «кордебалет»?
  5. Сколько симфоний сочинил Ф. Шуберт?
  6. Кто говорил: «Я схвачу судьбу за глотку и не позволю, чтобы она сокрушила  меня!»?
  7.  Кто и о ком сказал: «Не ручей, а море должно быть ему имя!»?
  8. Как назывались музыкальные вечера, на которых Шуберт играл для друзей свои произведения?
  9. На надгробии какого композитора высечены слова: «Смерть похоронила здесь богатое сокровище, но ещё более прекрасные надежды»?
  10. Что такое «вокализ»?

2 вариант

1. Что такое «а капелла»?

2. Почему Симфонию № 8 Ф. Шуберта назвали «Неоконченной»?

  1. Перечислите произведения, созданные на сюжеты и слова Пушкина (автор, жанр, название).
  2. В какой стране возник танец «полька»?
  1. Что такое «увертюра»?
  2. Сколько прелюдий и фуг в каждом  томе «ХТК» и почему?
  3. Кому принадлежит фраза: «Пусть я не граф, но чести во мне побольше, чем у иного графа!»?
  4. Закончите высказывание одного из композиторов: «Князь, тем, чем вы являетесь, вы обязаны случайности своего происхождения, тем, чем я являюсь, я обязан самому себе. Князей существует и существовало тысячи, а …».
  5. Какой композитор прослужил тридцать лет капельмейстером у богатого венгерского князя Эстерхази?
  6. Что такое «камертон»?

4.Творческое задание 

        Написать краткую рецензия на оперный спектакль

Итоговая  аттестация в конце четвёртого года обучения

Итоговая  аттестация проводится в конце 14 полугодия (7 класс) в форме экзамена, который включает в себя письменную работу и устный ответ. Письменная работа состоит из письменных заданий по пройденному материалу; викторины по пройденным музыкальным произведениям, устного ответа, который включает в себя защиту рефератов (с презентацией).

Примеры заданий экзамену

  1. Письменные задания

I вариант

  1. Что означают термины «консонанс», «диссонанс»?
  2. В какой стране возник танец «полька»?
  3. Что такое «кордебалет»?
  4. Что такое «увертюра»?
  5. Кто из русских композиторов был учёным-химиком?
  6. Кто из композиторов был морским офицером и совершил кругосветное путешествие?
  7. Какой композитор учился с младшим братом Пушкина?
  8. Назовите первую классическую русскую оперу?

        II вариант 

  1. Что означает слово «рондо»?
  2. Что такое «а капелла»?
  3. Что такое «вокализ»?
  4. Как называется ансамбль из 8 музыкантов?
  5. Назовите первые русские балеты?
  6. Что является литературной основой оперы «Князь Игорь»?
  7. Кто автор цитаты: «Хочу правды, хочу, чтобы звук прямо выражал слово!»
  8. О каком произведении сказал Чайковский: «Вся русская симфоническая музыка в (  ) подобно тому, как дуб в жёлуде».

3 вариант

Определить Родину композиторов, вписать в пустую клетку соответствующий номер из правой колонки

1. Римский – Корсаков

1. Петербург

2. Мусоргский

2. Село Сонцовка

3. Чайковский

3. Имение  Онег

4. Скрябин

4. Город Тихвин

5. Рахманинов

5. Город Воткинск

6. Прокофьев

6. село Новоспасское

 

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

 

2. Викторина по пройденным музыкальным произведениям

Поставьте номер фрагмента по ходу викторины (в первую колонку). Впишите фамилию композитора (в третью колонку).

Симфония №1«Зимние грёзы», I ч., побочная партия

Хор из оперы «Борис Годунов»

Прелюдия ре минор

Концерт №2

Концерт №1, 1 часть,

Ария Онегина из оперы «Евгений Онегин»

Симфоническая сюита «Шехеразада», 1 часть

Монолог Бориса из оперы «Борис Годунов»

Ария Снегурочки из оперы «Снегурочка»

Прелюдия до диез минор

Симфония №7, 1 часть

Танц рыцарей из балета «Ромео и Джульетта»

  1. Устный ответ включает защиту рефератов по творчеству композиторов 19 - 20 века

Промежуточная аттестация в конце пятого года обучения

Итоговая аттестация проводится в конце 16 полугодия (8 класс) в форме контрольного урока, который включает в себя письменную работу и устный ответ. Письменная работа состоит из письменных заданий по пройденному материалу; викторины по пройденным музыкальным произведениям. Устный ответ включает защиту рефератов по творчеству композиторов 18 - 20 века

Примеры заданий к контрольному уроку

1. Письменные задания

I вариант 

  1. Каких композиторов и почему мы называем «венскими классиками»?
  2. Кто из великих композиторов был выдающимся музыкантом-исполнителем? (желательно указать страну и время, когда жил этот музыкант)
  3. Какие важные исторические события произошли в России за время жизни Глинки?
  4. Назовите основные жанры русских народных песен. Кто из композиторов и как работал с народными песнями?
  5. Какие виды оркестров вы знаете, в чем их различие?
  6. Когда и где возникли первые консерватории в России, кем они основаны, чьи имена носят?
  7. Вспомните музыкальные произведения, рисующие картины природы (напишите автора, название, жанр). Как мы называем музыку такого характера?
  8. Вспомните произведения русских композиторов, в которых есть образы Востока, Испании, Италии (напишите автора, жанр, название).
  9. У кого из композиторов есть циклы из 24 пьес, с чем связано такое количество?
  10. Вспомните, какие партии мужских персонажей в опере исполняет женский голос (автор, название оперы, персонаж).
  11. Что такое либретто, концерт (по 2 значения каждого термина).
  12. В основе каких музыкальных форм лежат две темы? Три темы?
  13. В чем отличие ариозо от арии? Приведите примеры ариозо.
  14. Какие музыкальные произведения возникли как отклик на современные исторические события (автор, жанр, название)?
  15. Какое произведение старинной музыки входит в вашу экзаменационную программу? Напишите, что вы знаете об авторе (страна, время), жанр, тональность произведения.

II вариант 

  1. Назовите русских композиторов рубежа XIX–XX века. Кто из них был выдающимся исполнителем?
  2. Перечислите произведения, созданные на сюжеты и слова Пушкина (автор, жанр, название).
  3. Что такое фортепианное трио, струнный квартет, фортепианный квинтет? Кто из композиторов писал произведения для таких составов?
  4. В творчестве каких композиторов встречается жанр «поэма»? Укажите автора, название произведения и состав исполнителей.
  5. Что такое цикл? Приведите примеры разных циклов.
  6. Запишите эти произведения в порядке их создания: «Евгений Онегин», «Шехерезада», «Иван Сусанин», Первая симфония Чайковского, «Борис Годунов», «Руслан и Людмила», «Русалка».
  7. Вспомните музыкальные произведения, в которых композитор изобразил сражение (автор, жанр, название). Как мы называем сцены, изображающие сражение в живописи, в музыке?
  8. Какое важное историческое событие оказало влияние на мировоззрение и творчество Бетховена?
  9. В чем сходство и в чем отличие заключительной партии и коды?
  10. Перечислите оперы: с историческими сюжетами, со сказочными сюжетами (автор, название).
  11. Кто из известных русских композиторов получил образование в консерватории, и кто сам преподавал в консерватории?
  12. Что такое партитура и в каком порядке она записывается?
  13. Что такое клавир, квартет (по 2 значения каждого термина)?
  14. Назовите известные вам музыкальные музеи, укажите, где они находятся.
  15. Какие этюды входят в вашу экзаменационную программу? Напишите, что вы знаете об авторах (страна, время)?

2. Викторина по пройденным музыкальным произведениям

Поставьте номер фрагмента по ходу викторины (в первую колонку). Впишите фамилию композитора (в третью колонку).

I вариант

«Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане»

«Утро» из сюиты «Пер Гюнт»

«Марш тореадора» из балета «Кармен-сюита»  

«Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»

Прелюдия до мажор из 1 тома ХТК

Токката ре минор

Симфония №5, 1 часть

Соната №11, 3 часть

«Аве, Мария»

Сюита «Шехеразада»

Д.Д. Шостакович Симфония №7, 1 часть

Танец рыцарей из балета «Ромео и Джульетта»

II вариант

Скерцо из сюиты си минор

«В пещере горного короля» из сюиты  «Пер Гюнт»

«Марш тореадора» из балета «Кармен-сюита»  

«Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»

Прелюдия до мажор из 1 тома ХТК

Токката ре минор

Соната № 14, 1 часть

Симфония №40, 1 часть

Этюд до минор «Революционный»

Концерт №1 для ф-но с оркестром, 1 часть

«Танец с саблями»  из балета «Гаянэ»

«Время,  вперёд»

3.Устный ответ включает защиту рефератов по творчеству композиторов 18 - 20 века

Эффективной формой подготовки к итоговому экзамену является коллоквиум. Для подготовки к коллоквиуму обучающиеся должны использовать в первую очередь учебники по музыкальной литературе, а также «Музыкальную энциклопедию», музыкальные словари, книги по данной теме.

Полный список вопросов обучающимся до коллоквиума не известен. Коллоквиум проводится в устной индивидуальной или мелкогрупповой форме (группы не более 4 человек). Возможно выполнение небольшого письменного задания, например, запись различных музыкальных терминов, названий произведений, фамилий деятелей культуры с целью проверки уровня грамотности и владения профессиональной терминологией у обучающихся.

Промежуточная аттестация в конце шестого

(дополнительного)  года обучения

Итоговая аттестация проводится в конце 18 полугодия (9 класс) в форме контрольного урока, который включает в себя письменную работу и устный ответ. Письменная работа состоит из письменных заданий по пройденному материалу; викторины по пройденным музыкальным произведениям. Устный ответ включает защиту рефератов по творчеству композиторов 18 - 20 века

1. Письменные задания

1) Подчеркнуть нужное:

Барокко — фуга, романс, месса, полифония, ноктюрн, орган, оратория, концерт Классицизм — прелюдия, сонатно-симфонический цикл, клавесин, опера, гомофония, этюд

Романтизм — вокальный цикл, менуэт, фортепиано, инвенция, миниатюра, прелюдия, вальс

Импрессионизм — звуковые краски, диссонанс, гармонические пятна, гавот, балет, клавесин

2) Тестовые задания:

I вариант

Вписать соответствующее понятие (в правую колонку): барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм

Й. Гайдн

 

Ф. Шуберт

 

К. Дебюсси

 

И.С. Бах

 

Ф. Шопен

 

В.А. Моцарт

 

Р. Шуман

 

Ф. Лист

 

Л. Бетховен

 

А. Вивальди

 

II вариант

  1. К. Дебюсси —  
  2. Соната —  
  3. Полька —
  1. Логический ряд: экспозиция – побочная тема – разработка – рефрен – реприза – главная тема.

Подчеркнуть лишнее. Почему?

  1. Й. Гайдн —
  2. «Пер Гюнт» —
  3. Виолончель —
  1. Логический ряд: Н. Амати – А. Страдивари – Дж. Гварнери – И. Батов – Н. Паганини. Кто лишний? Почему?
  2. Либретто —  
  3. «Свадьба Фигаро» —

III вариант

1. Ж. Бизе —

2. Логический ряд: Бах – Гайдн – Моцарт – Бетховен.

Кто лишний?  

3. Вальс —  

4. Фагот —  

5. Симфония —  

6. Полифония —

7. Л. Бетховен —

8. В. А. Моцарт —

  1. Логический ряд: флейта – валторна – гобой – кларнет – фагот.

Лишнее подчеркнуть. Почему?

  1. «Карнавал животных» —

2. Викторина по пройденным музыкальным произведениям

Поставьте номер фрагмента по ходу викторины (в первую колонку). Впишите фамилию композитора (в третью колонку).

 

Органная токката ре минор

 

 

Симфония № 40, I ч., главная партия 

 

 

Концерт «Лето»

 

 

«Седины» из цикла «Зимний путь»

 

 

Соната №8, I ч., главная партия

 

 

Симфония №103, I ч., побочная партия

 

 

«В пещере горного короля»

 

 

Болеро

 

 

«Камаринская», плясовая

 

 

«Шахерезада», вступление

 

 

«Богатырская» симфония, вступление

 

 

«Пиковая дама», ария Германа из IVд.

 

«Раймонда», испанский танец

Концерт №2, I ч., главная партия

Симфония №7, I ч., эпизод нашествия

Романс из муз. иллюстраций к повести

А. Пушкина «Метель»

Тарантелла из балета «Анюта»  

Концерт «Озорные частушки»

Концерт для скрипки с оркестром,

I ч., главная партия

3. Устный ответ включает защиту рефератов по западноевропейской и русской культуре XVIII–XIX вв. (с презентацией). Рекомендуемые темы:

  1. Стиль барокко и его черты в творчестве А. Вивальди.
  2. Композиторы Венской классической школы.
  3. Романтизм в музыке.
  4. Импрессионизм в искусстве рубежа XIX–XX веков.
  5. Русская музыка доглинкинского периода.
  6. М. Глинка — основатель русской классической школы.
  7. Композиторы «Могучей кучки».
  8. Творчество П. Чайковского.

  1. Список учебной и методической литературы

Учебники

  1. Аверьянова О.И. «Отечественная музыкальная литература ХХ века» Учебник для ДМШ (четвертый год обучения). М.: «Музыка», 2005
  2. Брянцева В.Н. «Музыкальная литература зарубежных стран: учебник для детских музыкальных школ (второй год обучения)», М. «Музыка», 2002
  3. Козлова Н.П. «Русская музыкальная литература». Учебник для ДМШ. Третий год обучения. М.: «Музыка», 2004
  4. Лагутин А. И, Владимиров В.Н. Музыкальная литература. Учебник для 4 класса детских музыкальных школ и школ искусств (первый год обучения предмету). М.: «Престо», 2006
  5. Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. Музыкальная литература. Первый год обучения
  6. Прохорова И.А. «Музыкальная литература зарубежных стран» для 5 класса ДМШ. М.: «Музыка», 1985.
  7. Смирнова Э.С. «Русская музыкальная литература». Учебник для ДМШ (третий год обучения). М.: «Музыка»

Учебные пособия

  1. Калинина Г.Ф. Тесты по музыкальной литературе для 4 класса Тесты по зарубежной музыке Тесты по русской музыке
  2. Калинина Г.Ф., Егорова Л.Н. Тесты по отечественной музыке
  3. Островская Я.Е., Фролова Л. А., Цес Н.Н. Рабочая тетрадь по музыкальной литературе зарубежных стран 2 год обучения. «Композитор» С-Пб, 2012
  4. Панова Н.В. Музыкальная литература зарубежных стран (рабочая тетрадь для 5 кл.). М., «Престо», 2009
  5. Панова Н.В. Русская музыкальная литература (рабочая тетрадь для 6-7 кл.). I часть. М., «Престо», 2009; II часть. М., «Престо», 2010

Хрестоматии

  1. Хрестоматия по музыкальной литературе для 4 класса ДМШ. Составители Владимиров В.Н., Лагутин А.М.: «Музыка», 1970
  2. Хрестоматия по музыкальной литературе зарубежных стран для 5 класса ДМШ. Составитель Прохорова И.М.: «Музыка», 1990
  3. Хрестоматия по русской музыкальной литературе для 6-7 классов ДМШ. Составители. Смирнова Э.С., Самонов А.М.: «Музыка», 1968
  4. Хрестоматия по музыкальной литературе советского периода для 7 класса ДМШ. Составитель Самонов А.М.: «Музыка», 1993

Методическая литература

  1. Лагутин А.И. Методика преподавания музыкальной литературы в детской музыкальной школе. М., Музыка, 1982
  2. Лагутин А.И. Методика преподавания музыкальной литературы в детской музыкальной школе (для музыкальных училищ). М., 2005
  3. Лисянская Е.Б. Музыкальная литература: методическое пособие. Росмэн, 2001
  4. Методические записки по вопросам музыкального образования. Сб. статей, вып.3. М.: «Музыка»,1991

Рекомендуемая дополнительная литература

  1. Всеобщая история музыки /авт.-сост. А.Минакова, С. Минаков - М.: Эксмо, 2009.
  2. Жизни великих музыкантов. Эпоха творчества:

вып.1 - Роланд Вернон. А.Вивальди, И.С.Бах, В.А.Моцарт, Л.Бетховен;

вып.2 - Роланд Вернон. Ф.Шопен, Дж.Верди, Дж.Гершвин, И.Стравинский;

вып.3 - Николай Осипов. М.Глинка, П.Чайковский, М.Мусоргский, Н.Римский-Корсаков. Изд-во «Поматур»