Программа по предмету музыкальная литература, срок обучения 8 (9) лет

Марганова Рита Ризаевна

Программа по предмету музыкальная литература, срок обучения 8 (9) лет

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. Нижневартовска

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №3»

Учебная программа по предмету

Музыкальная литература

ПО.02УП.03.

Дополнительных предпрофессиональных

общеобразовательных программ

в области музыкального искусства

«Фортепиано»,

«Струнные инструменты»,

«Народные инструменты»,

«Духовые и ударные инструменты»,

«Хоровое пение»

Срок реализации - 5 лет, 6 дополнительный год

Срок обучения 8 (9) лет

Структура программы учебного предмета

  1. Пояснительная записка
  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
  • Срок реализации учебного предмета;
  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
  • Форма проведения учебных аудиторных занятий;
  • Цель и задачи учебного предмета;
  • Обоснование структуры программы учебного предмета;
  • Методы обучения;
  • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
  1. Учебно-тематический план
  2. Содержание учебного предмета
  • Сведения о затратах учебного времени;
  • Годовые требования по классам;
  1. Требования к уровню подготовки обучающихся
  2. Формы и методы контроля, система оценок
  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
  • Критерии оценки промежуточной аттестации в форме экзамена и итоговой аттестации;
  • Контрольные требования на разных этапах обучения;
  1. Шестой год обучения по учебному предмету «Музыкальная литература» (9-й класс)
  2. Методическое обеспечение учебного процесса
  • Методические рекомендации педагогическим работникам;
  • Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
  1. Список учебной и методической литературы
  • Учебники;
  • Учебные пособия;
  • Хрестоматии;
  • Методическая литература;
  • Рекомендуемая дополнительная литература.

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и

роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Музыкальная литература» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты».

Музыкальная литература - учебный предмет, который входит в обязательную часть предметной области «Теория и история музыки»; выпускной экзамен по музыкальной литературе является частью итоговой аттестации.

На уроках «Музыкальной литературы» происходит формирование музыкального мышления учащихся, навыков восприятия и анализа музыкальных произведений, приобретение знаний о закономерностях музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных средствах музыки.

Содержание учебного предмета также включает изучение мировой истории, истории музыки, ознакомление с историей изобразительного искусства и литературы. Уроки «Музыкальной литературы» способствуют формированию и расширению кругозора обучающихся в сфере музыкального искусства, воспитывают музыкальный вкус, пробуждают любовь к музыке.

Учебный предмет «Музыкальная литература» продолжает образовательно-развивающий процесс, начатый в курсе учебного предмета «Слушание музыки».

Предмет «Музыкальная литература» теснейшим образом взаимодействует с учебным предметом «Сольфеджио», с предметами предметной области «Музыкальное исполнительство». Благодаря полученным теоретическим знаниям и слуховым навыкам, обучающиеся овладевают навыками осознанного восприятия элементов музыкального языка и музыкальной речи, навыками анализа незнакомого музыкального произведения, знаниями основных направлений и стилей в музыкальном искусстве, что позволяет использовать полученные знания в исполнительской деятельности.

Срок реализации учебного предмета

Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 5 лет (с 4 по 8 класс).

Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

Год обучения

1-й

2-й

3-й

4-й

5-й

Итого

часов

Форма занятий

Аудиторная (в часах)

33

33

33

33

49,5

181,5

Внеаудиторная

33

33

33

33

33

165

(самостоятельная,

в часах)

Максимальная учебная нагрузка по предмету «Музыкальная литература» составляет 346,5 часов.

В 9-м (6-м) классе учебная нагрузка распределяется следующим образом: аудиторная работа - 49,5 часа, самостоятельная (внеаудиторная) работа - 33 часа, максимальная учебная нагрузка - 82,5 часа.

Форма проведения учебных аудиторных занятий

Форма проведения занятий по предмету «Музыкальная литература»

- мелкогрупповая - от 4 до 12 человек.

Цель и задачи учебного предмета «Музыкальная литература»

Программа учебного предмета «Музыкальная литература» направлена на художественно-эстетическое развитие личности учащегося.

Целью предмета «Музыкальная литература» является развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе формирования комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно воспринимать, осваивать и оценивать различные произведения отечественных и зарубежных композиторов, а также выявление одаренных детей в области музыкального искусства, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения.

Задачами предмета «Музыкальная литература» являются:

  • формирование интереса и любви к классической музыке и музыкальной культуре в целом;
  • воспитание музыкального восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды и в разных странах;
  • овладение навыками восприятия элементов музыкального языка;
  • знания специфики различных музыкально-театральных и инструментальных жанров;
  • знания о различных эпохах и стилях в истории и искусстве;
  • умение работать с нотным текстом (клавиром, партитурой);
  • умение использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;
  • формирование у наиболее одаренных выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в образовательное учреждение, реализующее профессиональные программы.

Обоснование структуры программы учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

-    сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на

     освоение учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки обучающихся;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Учебно-тематический план и содержание учебного предмета «Музыкальная литература» для 9 (6) класса представлены в самостоятельном разделе.

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, рассказ, беседа);
  • наглядный (показ, демонстрация, наблюдение);
  • практический (упражнения воспроизводящие и творческие).

Описание материально-технических условий

реализации учебного предмета

Материально-технические условия, необходимые для реализации учебного предмета «Музыкальная литература»:

  • обеспечение доступа каждого обучающегося к библиотечным фондам, формируемым по полному перечню учебного плана; во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет;
  • укомплектование библиотечного фонда печатными или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно -методической литературы, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме, соответствующем требованиям программы;
  • наличие фонотеки, укомплектованной аудио- и видеозаписями музыкальных произведений, соответствующих требованиям программы;
  • обеспечение каждого обучающегося основной учебной литературой;
  • наличие официальных, справочно-библиографических и периодических изданий в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Музыкальная литература», оснащаются пианино, звукотехническим оборудованием, видео оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями, имеют звукоизоляцию.

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения

Наименование раздела, темы

Вид учеб-

ного занятия

Общий объем времени (в часах)

Макс. учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Ауди-

торные

занятия

1

Музыкальные жанры

Деление на жанры по содержанию, по составу исполнителей

Урок

4

2

2

2

Вокальные жанры

Урок

8

4

4

3

Вокально – хоровые жанры

Урок

8

4

4

4

Камерные инструментальные жанры

Урок

9

5

4

5

Музыкальный цикл, сюита

Урок

8

4

4

6

Симфонические жанры

Урок

7.5

3.5

4

7

Опера

Урок

10

5

4

8

Балет

Урок

10

5

5

Контрольный урок 

Урок

1.5

0.5

2

Всего часов

66

33

33

2 год обучения

Наименование раздела, темы

Вид учеб-

ного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максималь-

ная учебная нагрузка

Самосто-ятельная работа

Аудиторные

занятия

1

Эпоха барокко

Творчество И.С. Баха

Урок

18

9

9

2

Эпоха классицизма

Творчество Й. Гайдна

Урок

14

7

7

3

Творчество В.А. Моцарта

Урок

17.5

8.5

9

4

Творчество Л. В. Бетховена

Урок

15

8

7

Контрольный урок

Урок

1.5

0.5

1

Всего часов

66

33

33

3 год обучения

Наименование раздела, темы

Вид учеб-

ного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максималь-

ная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудито

рные

занятия

1

Эпоха романтизма

Творчество Ф.Шуберта

Урок

10

5

5

2

Творчество Ф. Шопена

Урок

9

5

4

3

Русская музыка с древних времён до 19 века

Урок

4

2

2

4

Вокальная музыка начала 19 века.

Урок

5.5

2.5

3

5

Творчество М. Глинки

Урок

12

6

6

6

Творчество А.Даргомыжского

Урок

12

6

6

7

Творчество А.Бородина

Урок

12

6

6

Контрольные уроки

 Урок

1.5

0.5

1

Всего часов

66

33

33

4 год обучения

Наименование раздела, темы

Вид учеб-

ного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максималь-

ная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные

занятия

1

Творчество Н. Римского-Корсакова

Урок

10

5

5

2

Творчество М. Мусоргского

Урок

10

5

5

3

Творчество П. Чайковского

Урок

10

5

5

4

Русская музыкальная культура конца 19 - начала 20 века.

Урок

9

5

4

5

Творчество А.Скрябина

Урок

7.5

3.5

4

6

Творчество С. Рахманинова

Урок

       8

4

4

7

Творчество С. Прокофьева

Урок

10

5

5

Контрольный урок

Урок

1.5

0.5

1

Всего часов

66

33

33

5 год обучения

Наименование раздела, темы

Вид учеб-

ного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максималь-

ная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудитор-

ные

занятия

1

Творчество Д. Шостаковича

Урок

10

4

6

2

Творчество А. Хачатуряна

Урок

8

2

6

3

Творчество Г. Свиридова

Урок

10

4

6

4

Творчество Р. Щедрина

Урок

10

4

6

5

Отечественные композиторы конца 20 века

Урок

15

5

10

6

Зарубежные композиторы 20 века

Урок

20

     10

10

7

Стили и направления джазовой музыки

Урок

9.5

4

5.5

Всего часов

82.5

33

49.5

Содержание изучаемого материала

Первый год обучения посвящён изучению музыкальных жанров: вокальных, вокально-хоровых, камерных инструментальных, симфонических, музыкально-театральных. Знания о музыкальных жанрах, полученные в первый год впоследствии закрепляются на примере творчества зарубежных и русских композиторов.

Тема 1 Музыкальные жанры

Знакомство с понятием «жанр». Сравнить с жанрами литературы, живописи, кино, театра. Разновидности музыкальных жанров по содержанию и по составу исполнителей.

Тема 2 Вокальные жанры

Особенности вокальной музыки. Разновидности вокальных жанров. Сравнение песни и романса – сходства и различия. Элегия, баллада, серенада, баркарола – история создания, особенности строения.

Тема 3 Вокально-хоровые жанры

Особенности хоровой музыки, виды и типы хоров, хоровых партий. Кантата, оратория – сходства и различия.

Тема 4 Камерные инструментальные жанры

Понятие «камерная музыка», разновидности камерных жанров. Происхождение, особенности строения жанров: прелюдия, ноктюрн, токката, музыкальный момент, экспромт, этюд.

Тема 5 Музыкальный цикл, сюита

Разновидности музыкальных цикла, сюиты: вокальные, инструментальные, симфонические. Жанровое или сюжетное единство циклов. Знакомство с инструментальными циклами, сюитами

Тема 6 Симфонические жанры

Знакомство с симфоническими жанрами: увертюра, симфоническая картина, симфоническая сюита, симфония. Особенности строения, принципы музыкального развития.

Тема 7 Опера

История театра со времён древней Греции. Разновидности театров. Понятия: партер, аншлаг, авансцена, рампа, декорации. Роль музыки в театральной постановке. История оперы, жанровые разновидности. Строение оперного спектакля, его составляющие: либретто, увертюра, пролог, эпилог, сольные номера, ансамблевые, хоровые. Оперные певцы. Тембры оперных голосов, их значение в создании музыкального образа.

Тема 8 Балет

История балета, жанровые разновидности. Строение балетного спектакля, его составляющие: вариации, па-де-де, па-де-труа, па-де-катр, кордебалет, апофеоз, дивертисмент. Артисты балета.

Музыкальные произведения

Бах И. ХТК

Гайдн Й. Соната ре мажор

Глинка М. «Руслан и Людмила»

Григ Э. «Пер Гюнт»

Лядов А. «Кикимора»

Мусоргский М. «Рассвет на Москва- реке»

Прокофьев С. «Александр Невский»

Равель М. «Рассвет»

Чайковский П. «Щелкунчик»

Чайковский П. «Времена года»

Шопен Ф. Прелюдии, этюды

Шуберт Ф. Песни, Музыкальный момент фа минор,  

Экспромт ми бемоль мажор

Второй год обучения посвящён изучению биографии и творчества зарубежных композиторов 17 –18 веков.

Тема 1 Эпоха барокко. Творчество И.С. Баха

Временные рамки, отличительные черты эпохи барокко. Представители барокко в музыке – Вивальди, Гендель. Монтеверди, Корелли, Бах. Жанры барокко. Биография И.С. Баха, обзор творчества композитора. Образный строй музыкальных произведений, особенности музыкального языка. Понятие «клавир». Строение инвенции, фуги. Принцип построения, предпосылки создания ХТК.  Органное творчество. Анализ музыкальных произведений: Прелюдия и фуга до мажор, Прелюдия и фуга до минор (1 ч ХТК), Токката и фуга ре минор, «Бранденбургские концерты», Сюита до минор

Тема 2 Эпоха классицизма. Творчество Й. Гайдна

Временные рамки, отличительные черты, идеалы классицизма. Представители классицизма в музыке – Гайдн, Моцарт, Бетховен – «венские классики». Классические жанры. Биография Й. Гайдна, обзор творчества композитора. Образный строй музыкальных произведений, особенности музыкального языка. Понятие сонатного цикла, сонатно-симфонического цикла. Анализ музыкальных произведений: Соната ре-мажор, Соната ми минор, Симфония ми бемоль мажор.                              

Тема 3 Творчество Моцарта

Обзор творчества композитора, биографические сведения. Образный строй музыкальных произведений, особенности музыкального языка. Сонатно-симфонический цикл, использование формы вариаций в сонатном цикле. Оперное творчество композитора. Анализ музыкальных произведений: соната ля мажор, симфония соль минор, опера «Свадьба Фигаро»

Тема 4 Творчество Бетховена

Обзор творчества композитора, биографические сведения. Образный строй музыкальных произведений, особенности музыкального языка. Жанр симфонической увертюры, сонаты, симфонии. Анализ музыкальных произведений: соната №8 «Патетическая», соната № 14 «Лунная», увертюра «Эгмонт», симфония №5

Музыкальные произведения

Бах И.С. Клавирные произведения: Инвенции, ХТК, Сюита до минор, Токката и фуга ре минор, хоральные прелюдии

Бетховен Л. Соната №8, Соната № 14, Увертюра «Эгмонт», Симфония №5

Гайдн Й. Соната Ми минор, Соната ре мажор, Симфония № 103 ми бемоль мажор

Моцарт В. Соната № 11 Ля мажор, Симфония № 40 соль минор, опера «Свадьба Фигаро»

Третий год обучения посвящён изучению зарубежной и русской музыкальной литературы 19 века.

Тема 1 Эпоха романтизма. Творчество Шуберта

Временные рамки, отличительные черты, идеалы романтизма. Представители романтизма в музыке – Шуберт, Шопен, Шуман, Мендельсон, Григ.  Романтические жанры. Обзор творчества Ф. Шуберта, биографические сведения. Образный строй музыкальных произведений, особенности музыкального языка. Жанр песни, вокальный цикл. Двухчастная симфония. Анализ музыкальных произведений: Вокальные циклы «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь», Симфония №8

Тема 2 Творчество Шопена

Обзор творчества композитора, биографические сведения. Образный строй музыкальных произведений, особенности музыкального языка. Циклы прелюдий, мазурок, вальсов, этюдов. Анализ музыкальных произведений: мазурки, вальсы, прелюдии, этюды

Тема 3 Русская музыка с древних времён до 19 века

История развития русской музыки с древних времён. Народная вокальная, инструментальная музыка. Зарождение духовной музыки. Формирование светских музыкальных жанров. 18 век - «Век разума и просвещения». Развитие образования, в том числе музыкального. Появление первых профессиональных композиторов. Первые оперы, их особенности.

Тема 4 Вокальная музыка начала 19 века

Биографические сведения, обзор вокального творчества Алябьева, Варламова, Гурилёва. Характерные черты русского городского романса. Анализ музыкальных произведений.

Тема 5 Творчество Глинки

Обзор творчества композитора, биографические сведения. Образный строй музыкальных произведений, особенности музыкального языка. Вокальные произведения, симфонические произведения.  Первая русская историческая опера «Жизнь за царя» - история создания, характеристика главных персонажей. Анализ музыкальных произведений.

Тема 6 Творчество Даргомыжского

Обзор творчества композитора, биографические сведения. Образный строй музыкальных произведений, особенности музыкального языка. Вокальные произведения.   Опера «Русалка» - первая русская социально-бытовая драма, история создания, характеристика главных персонажей. Анализ музыкальных произведений.

Тема 7 Творчество Бородина

Обзор творчества композитора, биографические сведения. Образный строй музыкальных произведений, особенности музыкального языка. Вокальные произведения. Симфония№2 «Богатырская». Опера «Князь Игорь» - история создания, характеристика главных персонажей. Анализ музыкальных произведений.

Музыкальные произведения

Алябьев А. «Соловей», «Зимний путь»

Бородин А. Вокальные произведения, опера «Князь Игорь», Симфония№2 «Богатырская»                                                                  

Варламов Е. «Красный сарафан», «На заре ты её не буди», «Белеет парус одинокий»

Гурилёв А. «Колокольчик», «И скучно, и грустно»

Глинка М. Вокальные произведения, «Камаринская», «Арагонская хота», «Вальс-фантазия», опера «Жизнь за царя»

Даргомыжский А. Вокальные произведения, опера «Русалка»

Шопен Ф. Прелюдии, мазурки, этюды, вальсы

Шуберт Ф. Песни, вокальный цикл «Прекрасная мельничиха», пьесы для фортепиано, Симфония № 8 си минор «Неоконченная»                                                  

Четвёртый год обучения посвящён изучению отечественной музыки конца 19 – первой половины 20 века.

Тема 1 Творчество Н. Римского-Корсакова

Обзор творчества композитора, биографические сведения. Образный строй музыкальных произведений, особенности музыкального языка. Вокальные произведения. Симфоническая сюита «Шехеразада». Опера «Снегурочка» - история создания, характеристика главных персонажей. Анализ музыкальных произведений.

Тема 2 Творчество М. Мусоргского

Обзор творчества композитора, биографические сведения. Образный строй музыкальных произведений, особенности музыкального языка. Вокальные произведения. Опера «Борис Годунов» - история создания, характеристика главных персонажей. Анализ музыкальных произведений.

Тема 3 Творчество П.Чайковского

Обзор творчества композитора, биографические сведения. Образный строй музыкальных произведений, особенности музыкального языка.  Опера «Евгений Онегин» - история создания, характеристика главных персонажей. Симфония № 1 «Зимние грёзы». Анализ музыкальных произведений.

Тема 4 Русская музыкальная культура конца 19 - начала 20 века.

Исторические предпосылки развития музыкальной культуры рубежа 19 – 20 веков. Формирование нового музыкального языка, новых образов. Обзор творчества Лядова, Аренского, Калинникова, Танеева

Тема 5 Творчество А. Скрябина

Обзор творчества композитора, биографические сведения. Образный строй музыкальных произведений, особенности музыкального языка. Фортепианные произведения.  «Поэма экстаза». Анализ музыкальных произведений.

Тема 6 Творчество С. Рахманинова

Обзор творчества композитора, биографические сведения. Образный строй музыкальных произведений, особенности музыкального языка. Фортепианные произведения.  Концерт №2 для ф-но с оркестром Анализ музыкальных произведений.

Тема 7 Творчество С. Прокофьева

Обзор творчества композитора, биографические сведения. Образный строй музыкальных произведений, особенности музыкального языка. Симфония №7 до-диез минор. Кантата «Александр Невский», балет «Ромео и Джульетта» - история создания, Анализ музыкальных произведений.

Музыкальные произведения

Аренский С. «Фантазия на темы Рябинина»

Калинников В. Симфония №2

Лядов А. «8 русских народных песен для оркестра», симфонические картины «Кикимора», «Волшебное озеро»

Мусоргский М. Вокальные произведения, опера «Борис Годунов»

Прокофьев С. Симфония №7, кантата «Александр Невский», балет «Ромео и Джульетта»

Римский-Корсаков Н. Симфоническая сюита «Шехеразада», опера «Снегурочка»

Скрябин А. Прелюдии, «Поэма экстаза»

Танеев С. Хоровые произведения

Чайковский П. Симфония № 1 «Зимние грёзы», опера «Евгений Онегин»

Пятый год обучения посвящён знакомству со стилями и направлениями отечественной и зарубежной музыки 20 века.

Тема 1 Творчество Д. Шостаковича

Обзор творчества композитора, биографические сведения. Образный строй музыкальных произведений, особенности музыкального языка. Произведения для фортепиано. Симфония №7 до мажор – история создания, характеристика основных тем 1 части. Анализ музыкальных произведений.

Тема 2 Творчество А. Хачатуряна

Обзор творчества композитора, биографические сведения. Образный строй музыкальных произведений, особенности музыкального языка.  Концерт для скрипки с оркестром – национальные особенности музыкального языка. Балет «Гаянэ». Анализ музыкальных произведений.

Тема 3 Творчество Г. Свиридова

Обзор творчества композитора, биографические сведения. Образный строй музыкальных произведений, особенности музыкального языка.  Хоровые произведения на стихи А. Пушкина, С. Есенина, Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель». Анализ музыкальных произведений.

Тема 4 Творчество Р. Щедрина

Обзор творчества композитора, биографические сведения. Образный строй музыкальных произведений, особенности музыкального языка.  Балет «Кармен-сюита», опера «Мёртвые души». Анализ музыкальных произведений.

Тема 5 Отечественные композиторы конца 20 века

Условия возникновения авангардизма в России. Образный строй музыкальных произведений, особенности музыкального языка. Новаторские приёмы композиторской техники. Обзор творчества композиторов А. Шнитке, С. Губайдуллиной, Э. Денисова, Э. Артемьева.

Тема 6 Зарубежные композиторы 20 века

Исторические, художественные условия возникновения направления «экспрессионизм», «неоклассицизм». Образный строй музыкальных произведений, особенности музыкального языка. Обзор творчества композиторов А. Шёнберг, А. Онеггер, Д. Мийо. Ф. Пуленк, Б. Барток, К. Орф, П. Хиндемит, Б. Бриттен

Тема 7 Стили и направления джазовой музыки

Условия возникновения джаза в США, разнообразие стилей. Разновидности жанров. Проникновение джаза в классическую музыку.  Творчество Д. Гершвина. Джазовые исполнители.

Музыкальные произведения

Артьемьев Э. «Мозаика»

Барток Б. Дивертисмент для струнного оркестра,

Берг А. «Лирическая сюита для струнного квартета»

Бриттен Б. Вариации и фуга на тему Пёрселла

Гершвин Д. «Рапсодия в стиле блюз», «Порги и Бесс»

Губайдуллина С.  Кантата для баритона и камерного оркестра «Рубайят»

Денисов Э. «Пение птиц», сюита из оперы «Пена дней»

Мийо Д. «Скарамуш», «Провансальская сюита»

Онеггер А.«Пасифик 231»

Орф К. «Кармина бурана»

Пуленк Ф. Концерт для органа, струнного оркестра и литавр

Свиридов Г. Хоровые произведения, Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель»

Хачатурян А. Концерт для скрипки с оркестром, балет «Гаянэ»

Хиндемит П. «Траурная музыка для альта с оркестром»

Щедрин Р. Балет «Кармен-сюита»

Шнитке А. «Поток»

Шёнберг А. «Лунный Пьеро», «Последний из Варшавы»

Шостакович Д. Произведения для фортепиано, Симфония №7 до мажор

Щедрин Р. Балет «Кармен-сюита», опера «Мёртвые души».

IV.    ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Содержание программы учебного предмета «Музыкальная литература» обеспечивает художественно-эстетическое и нравственное воспитание личности учащегося, гармоничное развитие музыкальных и интеллектуальных способностей детей. В процессе обучения у учащегося формируется комплекс историко-музыкальных знаний, вербальных и слуховых навыков.

Результатом обучения является сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося музыкальной памяти и слуха, музыкального восприятия и мышления, художественного вкуса; знание музыкальных стилей, владение профессиональной музыкальной терминологией, определенного исторического кругозора.

Результатами обучения также являются:

  • первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;
  • знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно программным требованиям;
  • знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности;
  • умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов;
  • умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения;
  • навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его понимание и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств.
  1. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Цель аттестационных (контрольных) мероприятий - определить успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.

Виды контроля: текущий, промежуточный, итоговый.

Текущий контроль - осуществляется регулярно преподавателем на уроках. Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, на ответственную организацию домашних занятий. Текущий контроль учитывает темпы продвижения ученика, инициативность на уроках и при выполнении домашней работы, качество выполнения заданий. На основе текущего контроля выводятся четвертные оценки.

Формы текущего контроля:

  • устный опрос (фронтальный и индивидуальный),
  • выставление поурочного балла, суммирующего работу ученика на конкретном уроке (выполнение домашнего задания, знание музыкальных примеров, активность при изучении нового материала, качественное усвоение пройденного),
  • письменное задание, тест.

Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится ведущий преподаватель. Целесообразно проводить контрольные уроки в конце каждой учебной четверти. На основании текущего контроля и контрольного урока выводятся четвертные оценки.

На контрольном уроке могут быть использованы как устные, так и письменные формы опроса (тест или ответы на вопросы - определение на слух тематических отрывков из пройденных произведений, указание формы того или иного музыкального сочинения, описание состава исполнителей в том или ином произведении, хронологические сведения и т.д.). Особой формой проверки знаний, умений, навыков является форма самостоятельного анализа нового (незнакомого) музыкального произведения.

Промежуточный контроль - осуществляется в конце каждого учебного года. Может проводиться в форме контрольного урока, зачета. Включает индивидуальный устный опрос или различные виды письменного задания, в том числе, анализ незнакомого произведения. Задания для промежуточного контроля должны охватывать весь объем изученного материала. Учебными планами по образовательным программам «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты» и некоторых других в качестве промежуточной аттестации может быть предусмотрен экзамен по учебному предмету «Музыкальная литература» в конце 14 полугодия - то есть в конце 7 класса. Его можно проводить как устный экзамен, предполагающий подготовку билетов, или как развернутую письменную работу.

Итоговый контроль

Итоговый контроль осуществляется в конце 7 класса. Федеральными государственными требованиями предусмотрен экзамен по музыкальной литературе, который может проходить в устной форме (подготовка и ответы вопросов по билетам) и в письменном виде (итоговая письменная работа).

Эффективной формой подготовки к итоговому экзамену является коллоквиум. Для подготовки к коллоквиуму учащиеся должны использовать в первую очередь учебники по музыкальной литературе, а также «Музыкальную энциклопедию», музыкальные словари, книги по данной теме. Полный список вопросов учащимся до коллоквиума не известен. Коллоквиум проводится в устной индивидуальной или мелкогрупповой форме (группы не более 4 человек). Возможно выполнение небольшого письменного задания, например, запись различных музыкальных терминов, названий произведений, фамилий деятелей культуры с целью проверки уровня грамотности и владения профессиональной терминологией у учащихся.

Критерии оценки промежуточной аттестации в форме экзамена (зачета) и итоговой аттестации

5 («отлично») - содержательный и грамотный (с позиции русского языка) устный или письменный ответ с верным изложением фактов. Точное определение на слух тематического материала пройденных сочинений. Свободное ориентирование в определенных эпохах (историческом контексте, других видах искусств).

  1. («хорошо») - устный или письменный ответ, содержащий не более 2-3 незначительных ошибок. Определение на слух тематического материала также содержит 2-3 неточности негрубого характера или 1 грубую ошибку и 1 незначительную. Ориентирование в историческом контексте может вызывать небольшое затруднение, требовать время на размышление, но в итоге дается необходимый ответ.

      3  («удовлетворительно») - устный или письменный ответ, содержащий 3 грубые ошибки или 4-5 незначительных. В определении на слух тематического материала допускаются: 3 грубые ошибки или 4-5 незначительные. В целом ответ производит впечатление поверхностное, что говорит о недостаточно качественной или непродолжительной подготовке обучающегося.

2 («неудовлетворительно») - большая часть устного или письменного ответа неверна; в определении на слух тематического материала более 70% ответов ошибочны. Обучающийся слабо представляет себе эпохи, стилевые направления, другие виды искусства.

Контрольные требования на разных этапах обучения

Содержание и требование программы «Музыкальная литература» определяет уровень подготовки обучающихся. В соответствии с ними ученики должны уметь:

- грамотно и связно рассказывать о том или ином сочинении или историческом событии, знать специальную терминологию, ориентироваться в биографии композитора;

- представлять исторический контекст событий, изложенных в биографиях композиторов;

- определить на слух тематический материал пройденных произведений;

- играть на фортепиано тематический материал пройденных произведений;

- знать основные стилевые направления в культуре и определять их характерные черты;

- знать и определять характерные черты пройденных жанров и форм.

  1. ШЕСТОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (9-й или 6-й класс)

Пояснительная записка

Содержание учебного предмета «Музыкальная литература» при 9- летнем и 6-летнем сроке направлено на подготовку учащихся к поступлению в профессиональные учебные заведения.

В то же время освоение выпускниками данной программы создает благоприятные условия для развития личности, укрепляет мотивацию к познанию и творчеству, эмоциональному обогащению.

Содержание программы рассчитано на годовой курс. Время аудиторных занятий - 1,5 часа в неделю. Время самостоятельных занятий - 1 час в неделю. В целом максимальная нагрузка за год составляет 82,5 часа, из них 33 часа - самостоятельная (внеаудиторная) работа, а 49, 5 часа - аудиторная.

Обоснованность последовательности тем в программе отвечает ходу музыкально-исторического процесса последних трех веков и включает темы по творчеству ведущих композиторов европейских стран.

Главная цель занятий (сверх перечисленных в начале данной учебной программы) - научить обучающихся вслушиваться в звучащую музыку при максимальном        слуховом внимании. Регулярное знакомство с выдающимися творениями великих композиторов способствует формированию художественного вкуса, умению слышать красоту художественных        образов, осознавать талант их авторов. Помимо чисто музыкальных навыков ученики получают немало знаний о великих композиторах европейских стран, основных событиях музыкальной жизни минувших эпох, ведущих стилях, направлениях в развитии европейской музыки.

Шестой год обучения (9-й или 6-й классы) по учебному предмету «Музыкальная литература» является дополнительным к основному курсу.

Назначение занятий по музыкальной литературе - содействовать профессиональной ориентации учащихся, их сознательному выбору профессии музыканта через расширение и углубление знаний, навыков и умений, приобретенных при изучении основного курса и в самостоятельном общении с музыкой.

Одной из основных целей учебного предмета «Музыкальная литература» является дальнейшее художественно-эстетическое развитие учащихся, а также овладение ими знаниями, умениями, навыками, достаточными для поступления в профессиональное учебное заведение.

Из подбора и последовательности тем и произведений у учащихся должно сложиться общее представление о музыкальном процессе в Европе XVIII-XX веков, об основных жанрах музыки, художественных направлениях и национальных композиторских школах в их наиболее ярких проявлениях.

Формы занятий

Занятия могут проводиться в форме бесед и лекций преподавателя, диалога между преподавателем и обучающимися. Эффективной формой занятий являются выступления обучающихся с заранее подготовленными докладами по заданной теме. На уроке выступают не более двух докладчиков (занятия в форме семинара). Остальные ученики являются активными слушателями, задают вопросы, высказывают свои суждения. Доклад подкрепляется прослушиванием музыкальных произведений. Накопленный обучающимися опыт позволит обращаться к более сложным и объемным произведениям, позволит затрагивать вопросы, отвечающие интересам взрослеющих школьников. Безусловно, подготовка к докладу осуществляется с помощью преподавателя, который рекомендует перечень литературы; объясняет схему выступления; контролирует

продолжительность выступления; указывает моменты, на которые необходимо при выступлении обратить особое внимание учеников.

Отличительная особенность программы шестого года обучения

Учитывая, что русская музыкальная классика XIX-XX веков в лице всех ее основных представителей обучающимся уже знакома, а европейская классика в предшествующем курсе (пять лет обучения) была представлена лишь шестью монографическими темами, целесообразно вновь вернуться к классическому периоду европейской музыки и,  не дублируя темы основного курса, познакомить их с именами и некоторыми сочинениями крупнейших композиторов Италии, Германии, Франции, ряда других стран, музыкальное искусство которых входит в сокровищницу мировой музыкальной культуры.

Обозревая европейскую классику трех последних веков, необходимо найти возможность приблизить школьников к современной музыкальной жизни, участниками которой они становятся, к некоторым ее проблемам. Хорошим материалом для этого могут послужить важнейшие события музыкальной жизни (конкурсы, фестивали, премьеры музыкальных театров и т.п.), обзор событий и фактов, содержащийся в средствах массовой информации, в интернете. Свое место в учебной работе должны найти и памятные музыкальные даты.

На усмотрение преподавателя несколько уроков можно посвятить творчеству выдающихся исполнителей ХХ века (пианистов, скрипачей, виолончелистов, певцов, дирижеров).

Учебно-тематический план

Предлагаемый план является одним из возможных вариантов содержания предмета в 9 (6) классе. Педагог должен ориентироваться на уровень подготовки обучающихся и исходить из методической целесообразности изучения той или иной темы.

Наименование раздела, темы

Вид учеб-

ного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максималь-

ная учебная нагрузка

Самосто-ятельная работа

Аудиторные

занятия

1

Античность, Средневековье, Возрождение

Урок

13

5

8

2

Барокко

Урок

13

5

8

3

Классицизм

Урок

13

5

8

4

Романтизм

Урок

13

5

8

5

Импрессионизм

Урок

13

5

8

6

Стили и направления музыки 20 века

Урок

17.5

8

9.5

Всего часов

82.5

33

49.5

 

Шестой год обучения посвящён повторению всего предшествующего материала – от античности до современности - и приведения его в стройную систему с соотнесением эпохи и творчества композиторов.

Тема 1 Античность. Средневековье. Возрождение

История развития музыкального искусства от античности до барокко. Создание нотной записи. Развитие многоголосия, полифонии. Рождение оперы и кантаты.

Тема 2 Барокко

Характерные черты стиля барокко в архитектуре, скульптуре, музыке. Повторение, обобщение – творчество И.С. Баха. Обзор творчества А. Вивальди Г.Ф. Генделя - хоровые, оркестровые произведения.

Тема 3 Классицизм

Характерные черты стиля классицизм, рококо в архитектуре, литературе, живописи, музыке. Венская классическая школа. Становление сонатно-симфонического цикла. Сонатная форма.  Повторение, обобщение – творчество Й. Гайдна, В. Моцарта, Л. Бетховена.

Тема 4 Романтизм

Характерные черты стиля романтизм в литературе, живописи, музыке. Образный строй музыкальных произведений, особенности музыкального языка. Программная симфония. Развитие оперного жанра. Повторение, обобщение – творчество Ф. Шуберта, Ф. Шопена. Обзор творчества Э. Грига, И. Брамса, Р. Шумана, Н. Паганини, Д. Россини.

Тема 5 Импрессионизм

Характерные черты стиля импрессионизм в литературе, живописи, музыке. Образный строй музыкальных произведений, особенности музыкального языка. Обзор творчества М. Равеля, К. Дебюсси

Тема 6 Стили и направления музыки 20 века

Исторические, художественные условия возникновения направления авангардистских и модернистских течений в 20 веке. Своеобразие средств музыкальной выразительности современной музыки, особенности исполнительства. Разнообразие направлений современной музыки – поп-музыка, рок-музыка, авторская песня. Авторы и исполнители этих направлений.

Музыкальные произведения

Бах И.С. «Бранденбургский концерт» №2, Месса си минор

Бетховен Л.В. Симфония №6, № 9, сонаты

Брамс И. Симфония №4

Вагнер Р. Увертюра к опере «Тангейзер»

Вивальди А. «Времена года»

Гайдн Й. Симфония № 45 «Прощальная»

Гендель Г.Ф. Кончерто гроссо, «Музыка фейерверка», оратория «Самсон»

Глюк К. опера «Орфей и Эвридика»

Григ Э. Концерт для фортепиано с оркестром

Дебюсси К. «Облака», «Послеполуденный отдых Фавна»

Малер Г. Симфония №5

Моцарт В. А. Симфония № 41 «Юпитер», опера «Волшебная флейта»

Паганини Н. «Каприсы»

Равель М. «Болеро», «Игра воды»

Россини Д. Увертюра к опере «Вильгельм Телль»

Стравинский И. Балет «Весна священная»

Тищенко Б. «Ярославна»

Шуман Р. «Карнавал»

Методические рекомендации по проведению урока в 9 (6) классе

Каждую новую тему открывает небольшое вступительное слово преподавателя, устанавливающее связи новой темы с содержанием предшествующих уроков, собирающее внимание учеников. Затем слово передается ученику, подготовившего сообщение (доклад) по данной теме в пределах 5-10 минут (возможно чтение заранее написанного текста). Оно должно содержать краткую характеристику эпохи, среды, личности и творческого наследия композитора (при этом необходимо приводить наиболее значительные факты из жизни композитора). Ввиду того, что подобная форма заданий ранее не практиковалась и представляет для подростка определенную сложность, задача преподавателя - объяснить, каким должно быть подобное сообщение и как его следует готовить.

Отсутствие единого школьного учебника по тематическому плану дополнительного года обучения делает необходимым обращение к иным источникам информации (словари, справочники, энциклопедии, литература о музыке для школьников). И здесь не обойтись без советов и практической помощи преподавателя.

Выступление обучающегося перед своими одноклассниками должно быть прокомментировано преподавателем, а его замечания и советы - учтены будущими «докладчиками». Количество выступлений каждого ученика зависит от численного состава группы, но не должно быть менее 2-3-х раз в учебном году. Каждое выступление засчитывается как выполнение требований и включается в обший зачет. Оценивать выступления в баллах нежелательно, - самостоятельность обучающихся при подготовке выступления всегда относительна, и это неизбежно в силу характера самого задания и отсутствия опыта. Обучающая направленность такого задания - в приобщении школьников к студенческому виду работы над текстовым материалом, из которого нужно отобрать минимум необходимого. Распределение тем для сообщений можно осуществить как в начале четверти, полугодия, так и по ходу занятий.

Основное время урока посвящается прослушиванию музыки с необходимым предисловием преподавателя, подготавливающим осмысленное восприятие произведения (возможен предварительный показ одной или нескольких основных тем на фортепиано). Обмен впечатлениями и краткое подведение итогов завершают урок.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Дополнительный год обучения должен содействовать проявлению творческой инициативы обучающихся. Хорошо обсудить с ними на первых уроках общую тематику занятий, выслушать и учесть пожелания учеников, объяснить назначение и содержание их сообщений, предусмотреть возможность исполнения музыки (по тематике занятии) школьниками.

Текущий контроль. Традиционная поурочная проверка знаний должна сочетаться с иными формами контроля, например небольшими тестовыми работами.

Должны оцениваться также сообщения учеников, поощряться и учитываться высказывания по ходу урока. Возникающие элементы дискуссии могут свидетельствовать о растущем интересе к занятиям, способствовать выявлению собственных суждений.

Видом текущего контроля является контрольный урок, если проводится самим преподавателем без присутствия комиссии.

Промежуточный контроль в виде контрольного урока или зачета может проводиться в конце полугодий. Можно рекомендовать для такого контроля такой вид оценивания, как семинар по пройденному материалу. Ответы на семинаре, как и активность обучающихся в его работе, оцениваются дифференцированно. Эффективным видом оценивания является также анализ нового (незнакомого) музыкального произведения, который проводится в старших классах. Контрольный урок или зачет как промежуточная аттестация проводится в присутствии комиссии.

Итоговый контроль предполагает проведение экзамена по музыкальной литературе в соответствии с федеральными государственными требованиями. Если обучащийся осваивает дополнительный год обучения (6-й или 9-й класс) итоговая аттестация (экзамен) завершает дополнительный год обучения.

Целесообразно выпускной экзамен проводить не в виде ответов по заранее подготовленным билетам, а в виде коллоквиума и итоговой письменной работы. Одним из вариантов письменной работы может быть предложен анализ незнакомого произведения.

Возможно проведение своеобразной олимпиады, содержание и формы которой выбирает сам преподаватель. Особого внимания потребуют обучающиеся, поступающие на теоретическое отделение, где проводится вступительный экзамен по музыкальной литературе.

Результат освоения программы «Музыкальная литература».

Шестой год обучения

Выпускники должны продемонстрировать:

- первичные знания в области основных эстетических и стилевых направлений музыкального, изобразительного, театрального и киноискусства;

- навыки восприятия современной музыки;

- умение понять и объяснить роль и значимость выразительных средств музыки в исполняемом музыкальном произведении; умение проанализировать незнакомое музыкальное произведение.

  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Занятия по предмету «Музыкальная литература проводятся в сформированных группах от 4 до 10 человек (мелкогрупповые занятия).

Работа на уроках предполагает соединение нескольких видов получения информации: рассказ (но не монолог) педагога, разбор и прослушивание музыкального произведения. Методически оправдано постоянное подключение обучающихся к обсуждаемой теме, вовлечение их в активный диалог. Подобный метод способствует осознанному восприятию информации, что приводит к формированию устойчивых знаний.

На каждом уроке «Музыкальной литературы» необходимо повторять и закреплять сведения, полученные на предыдущих занятиях.

Современные технологии позволяют не только прослушивать музыкальные произведения, но и осуществлять просмотр видеозаписей. Наиболее целесообразными становятся просмотры на уроках отрывков балетов и опер, концертных фрагментов, сопровождаемых комментариями педагога.

На уроках зачастую невозможно прослушать или просмотреть произведение целиком, подобная ситуация предусмотрена учебным планом.  Однако,  в         старших классах целесообразно в пределах самостоятельной работы предлагать обучающимся ознакомиться с сочинением в целом, используя возможности Интернета.

Методические рекомендации преподавателям

Урок музыкальной литературы, как правило, имеет следующую структуру: повторение пройденного и проверка самостоятельной работы, изучение нового материала, закрепление и объяснение домашнего задания.

Повторение        и        проверка знаний в начале урока помогает мобилизовать внимание учеников, активизировать работу группы и установить связь между темами уроков. Чтобы вовлечь в процесс всех присутствующих в классе,        рекомендуется пользоваться формой фронтального устного опроса. Возможно проведение небольшой тестовой работы в письменном виде. Реже используется форма индивидуального опроса. Изложение нового материала и прослушивание музыкальных произведений занимает основную часть урока. Необходимо пользоваться всеми возможными методами обучения для достижения максимально эффективных результатов обучения.

Практически весь новый материал учащиеся воспринимают со слов преподавателя и при музыкальных прослушиваниях, поэтому огромное значение имеют разнообразные словесные методы (объяснение, поисковая и закрепляющая беседа, рассказ). Предпочтение должно быть отдано такому методу, как беседа, в результате которой ученики самостоятельно приходят к новым знаниям. Беседа, особенно поисковая, требует от преподавателя умения грамотно составить систему направленных вопросов и опыта управления беседой. Конечно, на уроках музыкальной литературы нельзя обойтись без такого универсального метода обучения, как объяснение. Объяснение необходимо при разговоре о различных музыкальных жанрах, формах, приемах композиции, нередко нуждаются в объяснении названия музыкальных произведений, вышедшие из употребления слова, различные словосочетания, фразеологические обороты. Специфическим именно для уроков музыкальной литературы является такой словесный метод, как рассказ, который требует от преподавателя владения не только информацией, но и ораторским и актерским мастерством. В построении рассказа могут использоваться прямая речь, цитаты, риторические вопросы, рассуждения. Рассказ должен быть подан эмоционально, с хорошей дикцией, интонационной гибкостью, в определенном темпе. В форме рассказа может быть представлена биография композитора, изложение оперного сюжета, история создания и исполнения некоторых произведений.

Наглядные методы. Помимо традиционной для многих учебных предметов изобразительной и графической наглядности, на музыкальной литературе используется такой специфический метод, как наблюдение за звучащей музыкой по нотам. Использование репродукций, фотоматериалов, видеозаписей уместно на биографических уроках, при изучении театральных произведений, при знакомстве с различными музыкальными инструментами и оркестровыми составами, и даже для лучшего понимания некоторых жанров - концерт, квартет, фортепианное трио. Использование различных схем, таблиц помогает структурировать материал биографии композитора, осознать последовательность событий в сюжете оперы, представить структуру сонатно-симфонического цикла, строение различных музыкальных форм. Подобного рода схемы могут быть заранее подготовлены педагогом или составлены на уроке в совместной работе с учениками.

Наблюдение за звучащей музыкой по нотам, разбор нотных примеров перед прослушиванием музыки также тесно соприкасается с практическими методами обучения. К ним можно также отнести прослушивание музыкальных произведений без нотного текста и работу с текстом учебника. Формирование умения слушать музыкальное произведение с одновременным наблюдением по нотам должно

происходить в ходе систематических упражнений. Степень трудности должна быть посильной для учеников и не отвлекать их от музыки. Наиболее простой текст для наблюдения по нотам представляет фортепианная музыка, сложнее ориентироваться в переложении симфонической музыки для фортепиано. Известную трудность представляют вокальные произведения, оперы, где необходимо следить за записью нот на нескольких нотоносцах и за текстом. Знакомство с партитурой предполагается в старших классах и должно носить выборочный характер. Перед началом прослушивания любого произведения преподавателю следует объяснить, на что следует обратить внимание, а во время прослушивания - помогать ученикам следить по нотам. Такая систематическая работа со временем помогает выработать стойкие ассоциативные связи между звуковыми образами и соответствующей нотной записью.

Прослушивание музыки без нотного текста, с одной стороны, представляется самым естественным, с другой стороны имеет свои сложности. Обучая детей слушать музыку, трудно наглядно продемонстрировать, как это надо делать, и проверить, насколько это получается у учеников. Преподаватель может лишь косвенно проследить, насколько внимательны ученики. Необходимо помнить о том, что слуховое внимание достаточно хрупко. Устойчивость внимания обеспечивается длительностью слуховой сосредоточенности. Именно поэтому объем звучащего музыкального произведения должен увеличиваться постепенно. Педагогу необходимо уметь организовывать внимание учащихся, используя определенные приемы для сосредоточения внимания и для его поддержания (рассказ об истории создания произведения, разъяснение содержания произведения, привлечение изобразительной наглядности, создание определенного эмоционального состояния, переключение слухового внимания).

Работа с учебником является одним из общих учебных видов работы. На музыкальной литературе целесообразно использовать учебник в классной работе для того, чтобы ученики рассмотрели иллюстрацию, разобрали нотный пример, сверили написание сложных имен и фамилий, названий произведений, терминов, нашли в тексте определенную информацию (даты, перечисление жанров, количество произведений). Возможно выполнение небольшого самостоятельного задания в классе по учебнику (например, чтение фрагмента биографии, содержания сценического произведения). Завершая урок, целесообразно сделать небольшое повторение, акцентировав внимание учеников на новых знаниях, полученных во время занятия.

Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся. Домашнее задание, которое ученики получают в конце урока, должно логично вытекать из пройденного в классе. Ученикам следует не просто указать, какие страницы в учебнике они должны прочитать, необходимо подчеркнуть, но и что они должны сделать на следующем уроке (рассказывать, отвечать на вопросы, объяснять значение терминов, узнавать музыкальные примеры и т.д.) и объяснить, что для этого нужно сделать дома. Самостоятельная (внеаудиторная) работа составляет 1 час в неделю. Рекомендуется делить это время на две части на протяжении недели от урока до урока. Регулярная самостоятельная работа включает в себя, в том числе, повторение пройденного материала (соответствующие разделы в учебниках), поиск информации и закрепление сведений, связанных с изучаемыми темами, повторение музыкальных тем.

  1. Список учебной и методической литературы 

Учебники

  1. Аверьянова О.И. «Отечественная музыкальная литература ХХ века» Учебник для ДМШ (четвертый год обучения). М.: «Музыка», 2005
  2. Брянцева В.Н. «Музыкальная литература зарубежных стран: учебник для детских музыкальных школ (второй год обучения)», М. «Музыка», 2002
  3. Козлова Н.П. «Русская музыкальная литература». Учебник для ДМШ. Третий год обучения. М.: «Музыка», 2004
  4. Лагутин А. И, Владимиров В.Н. Музыкальная литература. Учебник для 4 класса детских музыкальных школ и школ искусств (первый год обучения предмету). М.: «Престо», 2006
  5. Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. Музыкальная литература. Первый год обучения
  6. Прохорова И.А. «Музыкальная литература зарубежных стран» для 5 класса ДМШ. М.: «Музыка», 1985.
  7. Смирнова Э.С. «Русская музыкальная литература». Учебник для ДМШ (третий год обучения). М.: «Музыка»

Учебные пособия

  1. Калинина Г.Ф. Тесты по музыкальной литературе для 4 класса Тесты по зарубежной музыке Тесты по русской музыке
  2. Калинина Г.Ф., Егорова Л.Н. Тесты по отечественной музыке
  3. Островская Я.Е., Фролова Л. А., Цес Н.Н. Рабочая тетрадь по музыкальной литературе зарубежных стран 5 класс (2 год обучения). «Композитор» С-Пб, 2012
  4. Панова Н.В. Музыкальная литература зарубежных стран (рабочая тетрадь для 5 кл.). М., «Престо», 2009
  5. Панова Н.В. Русская музыкальная литература (рабочая тетрадь для 6 7 кл.). I часть. М., «Престо», 2009; II часть. М., «Престо», 2010

Хрестоматии

  1. Хрестоматия по музыкальной литературе для 4 класса ДМШ. Составители Владимиров В.Н., Лагутин А.М.: «Музыка», 1970
  2. Хрестоматия по музыкальной литературе зарубежных стран для 5 класса ДМШ. Составитель Прохорова И.М.: «Музыка», 1990
  3. Хрестоматия по русской музыкальной литературе для 6-7 классов ДМШ. Составители. Смирнова Э.С., Самонов А.М.: «Музыка», 1968
  4. Хрестоматия по музыкальной литературе советского периода для 7 класса ДМШ. Составитель Самонов А.М.: «Музыка», 1993

Методическая литература

  1. Лагутин А.И. Методика преподавания музыкальной литературы в детской музыкальной школе. М., Музыка, 1982
  2. Лагутин А.И. Методика преподавания музыкальной литературы в детской музыкальной школе (для музыкальных училищ). М., 2005
  3. Лисянская Е.Б. Музыкальная литература: методическое пособие. Росмэн, 2001
  4. Методические записки по вопросам музыкального образования. Сб. статей, вып.3. М.: «Музыка»,1991

Рекомендуемая дополнительная литература

  1. Всеобщая история музыки /авт.-сост. А.Минакова, С. Минаков - М.: Эксмо, 2009.
  2. Жизни великих музыкантов. Эпоха творчества:

вып.1 - Роланд Вернон. А.Вивальди, И.С.Бах, В.А.Моцарт, Л.Бетховен;

вып.2 - Роланд Вернон. Ф.Шопен, Дж.Верди, Дж.Гершвин, И.Стравинский;

вып.3 - Николай Осипов. М.Глинка, П.Чайковский, М.Мусоргский, Н.Римский-Корсаков. Изд-во «Поматур»