Программа по предмету слушание музыки

Марганова Рита Ризаевна

Программа по предмету слушание музыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_predmetu_slushanie_muzyki.docx61.04 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. Нижневартовска

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №3»

Слушание музыки

ПО.02.УП.02

Программа учебного предмета дополнительных

предпрофессиональных общеобразовательных программ

«Фортепиано», «Струнные инструменты»,

«Народные инструменты»,

«Духовые и ударные инструменты»,

«Хоровое пение»

Срок реализации -  3 года

Разработчик: Марганова Рита Ризаевна,

преподаватель теоретических дисциплин

МАОУДО г. Нижневартовска

«Детская школа искусств №3»

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  1. Пояснительная записка
  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
  • Срок реализации учебного предмета;
  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом   образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
  • Форма проведения учебных аудиторных занятий;
  • Цель и задачи учебного предмета;
  • Обоснование структуры программы учебного предмета;
  • Методы обучения;
  • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

  1. Учебно-тематический план
  2. Содержание учебного предмета

  • Сведения о затратах учебного времени;
  • Годовые требования. Содержание разделов;

  1. Требования к уровню подготовки обучающихся
  2. Формы и методы контроля, система оценок

-Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Требования к промежуточной аттестации;

- Критерии оценки;

VI.        Методическое обеспечение учебного процесса

Методические рекомендации

VII.        Материально-технические условия реализации программы

VIII.Список рекомендуемой учебной и методической литературы

I.     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета слушание музыки разработана на основе с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты», «Хоровое пение».

Предмет слушание музыки направлен на создание предпосылок для творческого, музыкального и личностного развития учащихся, формирование эстетических взглядов на основе развития эмоциональной отзывчивости и овладения навыками восприятия музыкальных произведений, приобретение детьми опыта творческого взаимодействия в коллективе.

Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и ориентирована на:

  • развитие художественных способностей детей и формирование у обучающихся потребности общения с явлениями музыкального искусства;
  • воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности,
    способствующей приобретению навыков музыкально-творческой деятельности;

- формирование   комплекса   знаний,   умений   и   навыков,   позволяющих   в
дальнейшем  осваивать  профессиональные  образовательные программы  в  области музыкального искусства.

Слушание музыки находится в непосредственной связи с другими учебными предметами, такими, как сольфеджио, музыкальная литература и занимает важное место в системе обучения детей. Этот предмет является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области теории и истории музыки, а также необходимым условием в освоении учебных предметов в области музыкального исполнительства. 

2. Срок реализации учебного предмета слушание музыки

Срок реализации учебного предмета слушание музыки для детей, поступивших в образовательное учреждение в 1 класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 3 года.

3. Объем учебного времени и виды учебной работы

Вид учебной работы, нагрузки, аттестации

Затраты учебного времени, график промежуточной

Всего часов

Классы

1

2

3

1

полугодие

2

полугодие

1

полугодие

2

полугодие

1

полугодие

2

полугодие

Аудиторные занятия

16

16

16

17

16

17

98

Самостоятельная работа

8

8

8

8.5

8

8.5

49

Максимальная учебная нагрузка

24

24

24

25.5

24

25.5

147

Вид промежуточной аттестации

контр.

урок

контр

урок

контр.

урок

3

4.Форма проведения учебных аудиторных занятий

Реализация учебного плана по предмету слушание музыки проводится в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек.

Для   учащихся    1-3    классов   занятия   по   предмету слушание   музыки предусмотрены 1 раз в неделю по 1 часу.

5. Цель и задачи учебного предмета

Цель:

- воспитание культуры слушания и восприятия музыки на основе формирования представлений о музыке как виде искусства, а также развитие музыкально-творческих способностей, приобретение знаний, умений и навыков в области музыкального искусства.

Задачи:

- развитие интереса к классической музыке;

- знакомство с широким кругом музыкальных произведений   и формирование навыков восприятия образной музыкальной речи;

- воспитание   эмоционального   и   интеллектуального   отклика   в   процессе слушания;

 - приобретение необходимых качеств слухового внимания, умений следить за движением музыкальной мысли и развитием интонаций;

- осознание и усвоение некоторых понятий и представлений о музыкальных явлениях и средствах выразительности;

  • накопление слухового опыта, определенного круга интонаций и развитие музыкального мышления;

- развитие   одного   из   важных эстетических чувств   -   синестезии (особой способности человека к межсенсорному восприятию);

- развитие ассоциативно-образного мышления.

Результат освоения программы слушание музыки заключается в осознании выразительного значения элементов музыкального языка и овладении практическими умениями и навыками целостного восприятия несложных музыкальных произведений.

6. Обоснование структуры программы учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
    учебного предмета;
  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки обучающихся;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".

Программа обучения построена таким образом, что каждый год имеет единую стержневую тему, вокруг нее объединяются остальные разделы содержания, постепенно укрупняется масштаб изучения, нарастает сложность поставленных задач (концентрический метод).

4

Первый год обучения посвящен способам показа тематического материала и тому, как влияют на характер музыки лад, темп, ритм, фактура. Речь идет о том, как понимать интонацию и слышать музыкально-звуковое пространство во всем его красочном многообразии.

Второй год обучения посвящен изучению способов музыкального развития, вопросам восприятия музыки как музыкальной речи (музыкальный синтаксис, развитие музыкальной фабулы), а также тому, как в процессе этого развития раскрывается образное содержание произведения.

На третьем году обучения решается задача восприятия художественного целого. Учащиеся приобретают первое представление о музыкальных жанрах и простых формах, постепенно осознают жанр как особый тип изложения, а форму - как результат развития интонаций.

7.  Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмет используются следующие методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративные (объяснение материала происходит в ходе знакомства с конкретным музыкальным примером);
  • поисково-творческие (творческие   задания, участие   детей   в   обсуждении, беседах);

-        игровые (разнообразные формы игрового моделирования).

8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета, оснащаются пианино/роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью и оформляются наглядными пособиями. Для работы со специализированными материалами аудитория оснащается современным мультимедийным оборудованием.

II.     УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов по разделам и темам учебного предмета.

Учебно-тематический план

I год обучения

Название темы

Общий объем времени

(в часах)

максимальная

учебная нагрузка

самостоятельная

работа

аудиторные занятия

1.

Окружающий мир и музыка. Что такое музыка?

3

1

2

2.

Образы игрушек в музыке

4,5

1,5

3

3.

Настроение и характер человека в музыке.

4,5

1,5

3

4.

Сказочные образы  в музыке

6

2

4

5.

Образы природы в музыке

6

2

4

6.

Образы животных и птиц в музыке

4,5

1,5

3

7.

Язык музыки. Мелодия и её разновидности. Ритм, метр. Регистры и фактура. Динамика. Штрихи

5

1

4

8.

Создание музыкального образа с помощью комплекса выразительных средств

4

2

2

9.

Инструменты симфонического оркестра

6

2

4

10.

Музыкальные инструменты – герои сказки С. Прокофьева «Петя и волк»

3

1

2

Контрольный урок

1.5

0,5

1

ИТОГО

48

16

32

II год обучения

Название темы

Общий объем времени

(в часах)

максимальная

учебная нагрузка

самостоятельная

работа

аудиторные занятия

1.

Времена года в народном календаре. Осенние народные обряды и песни. Жатва.

3

1

2

2.

Зима. Обряды и песни. Масленица.

3

1

2

3.

Весна. Народные обряды и песни. Веснянки.

3

1

2

4.

Лето. Летние праздники, обряды и песни.

3

1

2

5.

Детский фольклор

1,5

0,5

1

6.

Народные музыкальные инструменты

1,5

0,5

1

7.

Инструменты, не входящие в оркестровые группы

3

1

2

8.

Инструменты духового и эстрадного оркестра

4

2

2

9.

Содержание музыкальных произведений. Программная музыка

7,5

2,5

5

10.

Музыкальный инструмент – человеческий голос

4

1

3

11.

Виды ансамблей и хоров

4

1

3

12.

Элементарные формы и жанры:

а) Песня. Куплетная форма;

б) Марш. Трехчастная форма;

в) Танец: полька, вальс, менуэт

6

2

4

13.

Жанры песни, марша, танца в характеристике образа

4,5

1,5

3

Контрольный урок

1,5

0,5

1

ИТОГО

49,5

16,5

33

III год обучения

Название темы

Общий объем времени

(в часах)

максимальная

учебная нагрузка

самостоятельная

работа

аудиторные занятия

1.

Язык музыки. Мелодия и её разновидности. Ритм, метр, размер. Регистры и фактура. Динамика. Штрихи.

7

2

5

2.

Жанры вокальной музыки. Песня, романс, ария. Куплетная форма и трёхчастная форма.

7

3

4

3.

Жанры инструментальной музыки. Инструментальная миниатюра. Прелюдия, пьеса, этюд. Простые формы. Рондо. Вариации.

7

3

4

4.

Содружество муз.

а) музыка и слово;

б) музыка и живопись.

6

2

4

5.

Программная музыка:

6

2

4

6.

Комические образы в музыке: игровая логика, приемы развития

4

1

3

7.

Симфонический оркестр

5

1

4

8.

«Музыка – душа танца»:

6

2

4

Контрольный урок

1,5

0,5

1

ИТОГО

49,5

16,5

33

Итого часов в курсе

147

49

98

Содержание курса

                                                     I год обучения

Тема 1. Окружающий мир и музыка. Что такое музыка?

Музыкальная азбука – азбука выразительных средств музыки. Мир музыкального звука в картинках. Звуки окружающего мира как источник музыкальных звуков. Мифы разных народов о возникновении музыки, выдающихся певцах и исполнителях.

Самостоятельная работа: история в картинках на тему:

а) «Я и музыка»;        б) «Мир, где нет музыки».

Музыкальный материал: «Простая песенка» сл. М. Ивенсена, муз. А.  Александрова, «Музыка» сл. Л. Дымовой, муз. Е. Тиличеевой.        

Тема 2. Образы игрушек в музыке

Определить образное и эмоциональное содержание музыкальных произведений.  При слушании музыки выявить «игрушечные» черты

Самостоятельная работа: рассказ о своей любимой игрушке.

Музыкальный материал: П. Чайковский «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла»; С. Прокофьев «Шествие кузнечиков»; Р. Шуман «Смелый наездник»; Э. Григ «Шествие гномов». Ж. Бизе «Труба и барабан», «Волчок», «Маленький муж-маленькая жена» (Детский уголок); П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков», К. Дебюсси. «Кукольный кэк-уок». (Детский уголок),

Тема 3. Настроение и характер человека в музыке

Определить образное и эмоциональное содержание музыкальных произведений.  После выяснения эмоционального содержания музыки обратить внимание на приёмы и средства выразительности, при помощи которых композитор создал тот или иной образ.

Самостоятельная работа: Нарисовать рисунок, соответствующий своему настроению.

Музыкальный материал: Р. Шуман «Отзвуки театра»; С. Прокофьев «Раскаяние»; Г. Свиридов «Упрямец», «Попрыгунья»; Д. Кабалевский «Плакса», «Злюка», «Резвушка»; С. Слонимский. «Ябедник»; П. Чайковский. «Мама», А. Гречанинов. «Жалоба»; Д. Благой. «Хвастунишка»; Р. Шуман. «Веселый крестьянин»; М. Мусоргский «В углу» (Детская); О. Хромушин «Бармалей».

Тема 4. Сказочные образы в музыке

При изучении этой темы, вспомнить известные детям сказки и персонажи, которые в них изображаются. Слушая музыку, обратить внимание на особые виды ладов (уменьшенный, увеличенный, целотоновый), интервалы, регистры,

тембры. Можно отметить выразительные средства злых и добрых фантастических персонажей.

Самостоятельная работа: прочитать любимую сказку, дать характеристику главным героям.

Музыкальный материал: С. Прокофьев «Сказочка»; С. Екимов «Вальс Дюймовочки»; П. Чайковский «Нянина сказка»; М. Равель «Разговор красавицы и чудовища», «Мальчик с пальчик» (Сказки матушки Гусыни); М. Мусоргский. «Избушка на курьих ножках», Э. Григ. «Кобольд», А. Лядов «Волшебное озеро»; С. Слонимский «Марш Бармалея»; П. Чайковский Вступление к балету «Спящая красавица» (темы Феи Карабос и Феи Сирени), А. Шнитке «Лес сказок»; Ф. Лист «Хоровод гномов».

Тема 5. Образы природы в музыке

Музыкальный пейзаж как основа музыкального художественного образа. Изображение стихии воды в музыке. Изображение стихии огня и света в музыке. Главные задачи - развить наблюдательность детей, вызвать у них желание описывать в словах свои жизненные впечатления от окружающего мира природы, смены состояний природы.

Самостоятельная работа: нарисовать пейзаж.

Музыкальный материал: Л. Дюрей «Снег»; Г. Свиридов «Дождик», А. Аренский «Ручеёк в лесу»; Н. Мясковский. «Весеннее настроение»; К. Дебюсси. «Шаги на снегу»; А. Глазунов «Эпизод бури из симфонической поэмы «Море»; А. Вивальди «Гроза» III ч. из концерта «Лето»; Бетховен «Гроза. Буря» (Эпизод из IV ч. 6 симфонии); М. Равель «Игра воды»; Н. Римский-Корсаков «Океан – море синее»; А Хачатурян эпизод бури из балета «Гаянэ». Ф. Шуберт «Форель»; К. Дебюсси «разговор ветра с морем»; А. Глазунов «Эпизод бури из симфонической поэмы «Море»

Тема 6. Образы животных и птиц в музыке

Беседа о диких и домашних животных, птицах, рыбах, млекопитающих. Их повадки, характер, размеры и среда обитания. Знакомясь с музыкой, изображающей животных, птиц, рыб, можно обратить внимание детей на выразительную роль темпа, регистров, интервалов, штрихов. Подчеркнуть, что эти понятия — темп, регистр, интервал — аналогичны «скорости», «размеру», «амплитуде движений» животных.

Самостоятельная работа: нарисовать животное, рассказать о его повадках, характере.

Музыкальный материал: К. Сен-Санс. «Карнавал животных» (Королевский марш льва, Слон, Аквариум, Антилопы, Петухи и курицы, Кукушка в чаще леса, Лебедь); Г. Галынин. «Медведь»; Д. Шостакович. «Медведь»; Ф. Рыбицкий. «Кот и мышь»; Д. Кабалевский. «Ежик»; Л. Дакен «Кукушка»; Н. Римский-Корсаков. Пляска золотых рыбок из оперы «Садко».

Тема 7. Язык музыки. Мелодия и её разновидности. Ритм, метр, размер. Регистры и фактура. Динамика. Штрихи.

Отмечать в произведении преобладающее средство музыкальной выразительности. Основное внимание акцентируется на осознание выразительной роли мелодии как основы музыкального образа произведения. Дается понятие вокальной, кантиленой, инструментальной мелодии. Различные типы мелодического рисунка. Метроритм, пульсация в музыке. Сильные и слабые доли в доли такта. Метрическое своеобразие музыки и чувственное восприятие доли-пульса, музыкального «шага».

Динамические оттенки – музыкальные краски, один из важных секретов превращения звука. Выразительные возможности регистра. Умение различать звуки низкого, среднего и верхнего регистров.

Самостоятельная работа: найти средства музыкальной выразительности в своих произведениях.

Музыкальный материал: Ф. Шопен «Ноктюрн», Es-dur, Ф. Шуберт «Ave, Maria», В.А. Моцарт «Симфония g-moll», П. Чайковский «Похороны куклы», М.И. Глинка Речитатив Руслана из оперы «Жизнь за царя», В.А. Моцарт Концерт для фортепиано с оркестром №23, II ч., К.Сен-Санс «Карнавал животных», С. Прокофьев «Золушка», полночь, А. Филиппенко «Скакалка», М. Мусоргский «Картинки с выставки» (Быдло, Прогулка)

Тема 8. Создание музыкального образа с помощью комплекса выразительных средств

Сравнение пьес, противоположных по образному содержанию. Сравнение произведений с одинаковым названием. Сравнение произведений близких по тематике. Это подготавливает обучающихся к сравнительному анализу музыкальных произведений. При слушании музыки отмечаются идентичные и контрастные приёмы выразительных средств.

Самостоятельная работа: дать характеристику какому-либо литературному персонажу, подобрать средства музыкальной выразительности для его описания.

Музыкальный материал: С. Прокофьев «Утро»-«Вечер»; П. Чайковский «Утренняя молитва»- «Хор»; К. Дебюсси «Маленький негритёнок»- Р. Шуман «Засыпающий ребёнок»; Витлин «Дед мороз» (песня) - Р. Шуман «Дед мороз»;С. Прокофьев «Утро» - Э. Григ «Утро»; П. Чайковский «Баба- Яга» - А. Лядов «Баба- Яга». П. Чайковский «Шарманщик поёт» - Д. Шостакович «Полька-шарманка»; П. Чайковский «Итальянская песенка» - Р. Шуман «Сицилийский танец». П. Чайковский «Мужик на гармонике играет» - Г. Свиридов «Парень с гармошкой»- В. Гаврилин «Одинокая гармонь», К. Сен-Санс «Соловей и роза» (вокализ); Н. Римский – Корсаков «Три чуда»; С. Прокофьев «Сказочка»; А. Лядов «Кикимора»

Тема 9. Инструменты симфонического оркестра

Знакомство с музыкальными инструментами. Истории возникновения музыкальных инструментов. Сравнение инструментальных тембров. Сопоставление контрастных тембров: скрипка – виолончель, флейта – фагот, фортепиано– клавесин. Звуковые диапазоны и выразительные возможности.

Самостоятельная работа: подготовить рассказ о своем музыкальном инструменте; рисунок любого музыкального инструмента.

Музыкальный материал:

К. Сен-Санс «Рондо - каприччиозо» - скрипка

К. Сен-Санс «Лебедь» - виолончель

И.С. Бах «Шутка» - флейта

П. Чайковский «Симфония №6» - соло фагота

П. Чайковский Сцена из балета «Лебединое озеро» - соло гобоя

П. Чайковский «Старинная французская песенка» - соло кларнета

П. Чайковский «Вальс цветов» - соло валторны

Д. Верди «Марш» из оперы «Аида» - труба

М. Равель «Болеро» - барабан

И.С. Бах «Прелюдия C-dur» - клавесин

В.А. Моцарт «Соната №11» - фортепиано

Тема10. Музыкальные инструменты – герои сказки С. Прокофьева «Петя и волк»

Сопоставление героя сказки и инструментального тембра. Повторение изученных музыкальных тембров.

Самостоятельная работа: нарисовать героев музыкальной сказки, сочинить свои музыкальные темы.

Музыкальный материал: С. Прокофьев «Петя и волк»

II год обучения

Тема 1. Времена года в народном календаре.

Осенние народные обряды и песни. Жатва.

Календарные даты, начало жатвы и её ход, песни.

Самостоятельная работа: разучивание обрядовых песен.

Музыкальный материал:

Песни, связанные с обрядами и праздниками матушки Осенины.

Дожинки, обжинки, жнивные песни, «Осень пришла».

Тема 2. Зима. Обряды и песни. Масленица

Святки. Разыгрывание святочных обрядов. Рождество. Масленица. Обычаи, гадания. Особые приготовления к праздникам.

Самостоятельная работа: сочинить колядку, нарисовать чучело Масленицы и её проводы.

Музыкальный материал:

Колядки, подблюдные песни, масленичные песни.

Н. Римский-Корсаков Проводы масленицы из оперы «Снегурочка»

А. Лядов «Восемь русских народных песен» («Коляда»)

Тема 3. Весна. Народные обряды и песни. Веснянки

Встреча весны. Образы птиц. Весенние заклички. Описание подготовки к полевым работам.

Самостоятельная работа: сочинить песню-веснянку.

Музыкальный материал:

Песни-веснянки. «Ой, кулики», «Весна, весна красная».

Тема 4. Лето. Летние праздники, обряды и песни (2 часа)

Егорьев день, семик, Иван Купала. Обряды и ход праздников. Семицкие и купальские песни. Завивание березки, кумование, гадание на венках. Различные виды хороводов: круговые и замкнутые.

Самостоятельная работа: нарисовать наиболее понравившийся обряд из летних праздников.

Музыкальный материал:

«Ай, во поле липенька» (семицкая), «Около сырова дуба» (егорьевская),

«Во поле береза стояла», «Ходила младешенька», «Бояре».

Контрольный урок. Обобщающее занятие по темам четверти

Тема 5. Детский фольклор

Колыбельные. Прибаутки. Потешки. Считалки. Дразнилки.

Самостоятельная работа: сочинить мелодию в народном стиле (потешка, считалка). Вспомнить и записать известные детские считалки.

Музыкальный материал: на выбор педагога.

Тема 6. Народные музыкальные инструменты

Балалайка. Домра. Гусли. Свирель. Гармонь. Трещотка. Коробочка. Возникновение оркестра. Особенности звучания русских народных инструментов.

Самостоятельная работа: подготовить рассказ о народном инструменте.

Музыкальный материал: возможно использование серии «Фонохрестоматии по инструментоведению».

Тема 7. Инструменты, не входящие в оркестровые группы: арфа и орган

Устройство инструментов. Характер звучания. Назначение инструментов. Выразительные возможности.

Самостоятельная работа: рассказ об инструменте, рисунок.

Музыкальный материал:

П. Чайковский фрагмент из балета «Щелкунчик»

К. Дебюсси «Прелюдия» (арфа)

И.С. Бах Органные сочинения

С. Франк «Андантино»

Тема 8. Инструменты духового и эстрадного оркестра

Состав оркестра. История возникновения оркестров. Репертуар.

Самостоятельная работа: рассказ об инструменте, рисунок.

Музыкальный материал: старинные вальсы в исполнении духового оркестра, эстрадный оркестр О. Лундстрема, современный эстрадный оркестр.

Контрольный урок. Обобщающее занятие по темам четверти

Тема 9. Содержание музыкальных произведений. Программная музыка

Прослушивание и анализ программных произведений. При знакомстве с

музыкой, изображающей картины природы, животных, птиц, рыб, обратить внимание на выразительную роль темпа, регистров, интервалов, штрихов. Подчеркнуть, что эти понятия - темп, регистр, интервал - аналогичны «скорости», «размеру», «амплитуде движений».

Самостоятельная работа: описать настроение пьесы, исполняемой на специальности.

Музыкальный материал:

П. Чайковский «Шарманщик поет»

Ф. Шуберт «Шарманка»

И. Стравинский «Шарманка» из балета «Петрушка»

К. Сен-Санс «Ослы», «Кенгуру», «Слон», «Лебедь»

Э. Григ «Пер Гюнт»

С. Рахманинов «Сирень»

П. Чайковский «Вальс снежных хлопьев»

Глазунов «Иней. Лед. Снег» из балета «Времена года»

Тема 10. Музыкальный инструмент – человеческий голос

Женские певческие голоса – сопрано, меццо-сопрано, контральто.

Мужские певческие голоса – тенор, баритон, бас.

Самостоятельная работа: сообщение о композиторе.

Музыкальный материал:

А. Алябьев «Соловей»

Н. Римский-Корсаков Ария Снегурочки

П. Чайковский Ариозо Татьяны «Пускай погибну я…» из оперы «Евгений Онегин»

Ж. Бизе Хабанера Кармен

М. Глинка Ария Ратмира «И жар, и зной сменила ночи тень» из оперы «Руслан и Людмила»

В.А. Моцарт Каватина Фигаро

А. Бородин Ария Игоря из оперы «Князь Игорь»

Тема 11. Виды ансамблей и хоров

Вокальные ансамбли: дуэт (согласия, противоречия), терцет и трио, квартет, квинтет. Хоры детские, женские и мужские. Инструментальные ансамбли: дуэты, трио, квартет.

Самостоятельная работа: сообщение о композиторе.

Музыкальный материал:

В.А. Моцарт Дуэт Графини и Сюзанны из 3-го действия оперы «Волшебная флейта», дуэт Папагено и Папагены из оперы «Волшебная флейта»,

М. Глинка Трио «Не томи, родимый» из 1-го действия «Жизнь за царя»

А. Даргомыжский Терцет из 1-го действия оперы «Русалка»

М. Глинка Квартет оцепенения «Какое чудное мгновенье…» из 1-го

действия оперы «Руслан и Людмила»

В.А. Моцарт. Соната для скрипки и фортепиано, Ре мажор

Й. Гайдн Квартеты

П. Чайковского Хор мальчиков и девочек из 1-й картины оперы «Пиковая дама»

А. Бородин Хор девушек «Мы к тебе, княгиня» из 1-го действия оперы «Князь Игорь», хор поселян из этой же оперы, 3-е действие

В. Гаврилин «Перезвоны»

Самостоятельная работа: сообщение о композиторе.

Контрольный урок. Обобщающее занятие по темам четверти

Тема 12. Элементарные формы и жанры

Сравнить песню, танец, марш. Определить характерные черты каждого жанра.  Знакомство с куплетной и трехчастной формой.

Песня. Куплетная форма.

Марш. Трехчастная форма.

Танец. Полька, вальс, менуэт.

Самостоятельная работа: рассказ об истории жанров.

Музыкальный материал: детские песни, С. Прокофьев Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам», «Детская музыка» Марш

П. Чайковский «Детский альбом» Полька, Вальс

С. Рахманинов «Полька»

И. Штраус «Вальсы»

Тема 13. Жанры песни, марша, танца в характеристике образа

Музыкальный материал:

А. Рыбников «Волк и семеро козлят»

А. Половинкин «Золотой ключик»

Самостоятельная работа: рассказ об истории жанров.

Контрольный урок. Обобщающее занятие по темам четверти

III год обучения

Тема 1. Язык музыки. Мелодия и её разновидности. Ритм, метр, размер. Регистры и фактура. Динамика. Штрихи

Осознание выразительной роли мелодии как основы музыкального образа. Ритмический орнамент. Ритмические формулы марша, вальса, мазурки, польки, тарантеллы. Характеристика фактуры с точки зрения плотности, прозрачности, многослойности.

Музыкальный материал:

А. Рубенштейн «Мелодия»

Р. Шуман «Грёзы»

Э. Григ «Ариэтта», «Птичка», «Весной»

М. Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»

Тема 2. Жанры вокальной музыки. Песня, романс, ария. Куплетная форма и трехчастная форма

Роль музыки в выражении чувств и словесного содержания текста песен. Виды арий: лирическая, комическая, ламенто.

Музыкальный материал:

Романсы русских композиторов (А. Варламов, А. Алябьев, М. Глинка, А. Даргомыжский),

Г. Гендель Ария Самсона из оратории «Самсон»

Н. Римский-Корсаков Ария Снегурочки «С подружками по ягоды ходить» из оперы «Снегурочка», Колыбельная Волховы из оперы «Садко»

В.А. Моцарт Ария Лепорелло «День и ночь готов служить» из оперы «Дон Жуан».

Контрольный урок. Обобщающее занятие по темам четверти

Тема 3. Жанры инструментальной музыки. Инструментальная миниатюра. Прелюдия, пьеса, этюд. Простые формы. Рондо. Вариации.

Понятие камерной музыки. Знакомство с камерными жанрами инструментальной музыки: прелюдия, пьеса, этюд. Простые формы. Рондо. Вариации.

Музыкальный материал:

И.С. Бах. Прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавира»

Ф. Шопен. Прелюдии, мазурки, вальсы

В.А. Моцарт Соната A-dur, III ч.

П. Чайковский «Времена года»

С. Рахманинов Прелюдия cis-moll

Г. Гендель «Чакона»

Тема 4. Содружество муз

Музыка и слово в фольклоре. Из истории оперы. Либретто, речитатив, ария, ансамбль, хор. Музыка и живопись. Портрет, пейзаж, батальная сцена в музыке и живописи.

Музыкальный материал:

Н. Римский-Корсаков Опера «Сказка о царе Салтане», хор «О-хо-хо-нюшки»

М. Глинка Опера «Руслан и Людмила, ансамбль «Какое чудное мгновенье»

П. Чайковский Опера «Евгений Онегин», ариозо Ленского

К. Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна»

Р. Шуман «Карнавал» (Арлекин, Пьеро)

Н. Римский-Корсаков «Океан-море синее» вступление к опере «Садко»

П. Чайковский «Времена года»

С. Прокофьев Кантата «Александр Невский» (Ледовое побоище).

Контрольный урок. Обобщающее занятие по темам четверти

Тема 5. Программная музыка

Знакомство с примерами программной музыки, содержание музыкальных произведений, средства музыкальной выразительности.

Музыкальный материал:

А. Лядов «Кикимора», «Волшебное озеро»

М. Равель «Волшебный сад»

М. Чюрленис «В лесу»

К. Дебюсси «Лунный свет»

М. Мусоргский «Рассвет на Москве - реке»

С. Прокофьев Танцы Фей из балета «Золушка».

Тема 6. Комические образы в музыке: игровая логика, приемы развития

Изложение музыкального материала в неожиданной интерпретации.

Музыкальный материал:

М. Глинка Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила»

Н. Римский-Корсаков Шествие царя Берендея из оперы «Снегурочка»,

К. Дебюсси «Детский уголок»

Контрольный урок. Обобщающее занятие по темам четверти

Тема 7. Симфонический оркестр

«Биографии» музыкальных инструментов. Партитура.

Музыкальный материал:

Б. Бриттен «Путешествие по оркестру»

И.С. Бах «Брандербургский концерт» №4

М. Глинка Увертюра к опере «Руслан и Людмила»

Э. Григ Сюита «Пер Гюнт»

Тема 8. «Музыка – душа танца»

Из истории балета. Строение балетного спектакля. Танцевальные номера в балете.

Музыкальный материал:

П. Чайковский «Лебединое озеро»: Вступление, «Вальс», «Лебеди», «Танец

маленьких лебедей», «Одетта и Зигфрид», Испанский танец, «Измена», Финал.

С. Прокофьев «Золушка»: Золушка, Фея-нищенка, Урок танца, Вальс, Дуэт.

И. Стравинский «Петрушка»: Народные гуляния, Танец Петрушки, Танец Арапа, Танец Балерины, Финал.

Контрольный урок. Обобщающее занятие по темам четверти.

IV.Требования к уровню подготовки обучающихся

Раздел содержит перечень знаний умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Слушание музыки»:

  • наличие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, ее основных составляющих, в   том   числе   о   музыкальных инструментах, исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах;
  • способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения;
  • умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального   произведения, провести   ассоциативные   связи   с   фактами   своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств;

-        первоначальные   представления   об   особенностях   музыкального   языка   и средствах выразительности;

-        владение навыками восприятия музыкального образа и умение передавать свое впечатление в словесной характеристике (эпитеты, сравнения, ассоциации).

Педагог оценивает следующие виды деятельности учащихся:

  • умение давать характеристику музыкальному произведению;
  • создание музыкального сочинения;
  • «узнавание» музыкальных произведений;
  • элементарный анализ строения музыкальных произведений.

V.Формы и методы контроля, система оценок

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Основными принципами проведения и организации всех видов контроля успеваемости является систематичность и учет индивидуальных особенностей обучаемого.

Текущий контроль знаний, умений и навыков происходит на каждом уроке в условиях непосредственного общения с учащимися и осуществляется в следующих формах:

  • беседа, устный опрос, викторины по пройденному материалу;
  • обмен мнениями о прослушанном музыкальном примере;
  • представление своих творческих работ (сочинение музыкальных иллюстраций, письменные работы по графику, схеме, таблицы, рисунки).

Программа «Слушание музыки» предусматривает промежуточный контроль успеваемости учащихся в форме итоговых контрольных уроков, которые проводятся во 2, 4, 6 полугодиях. Контрольный урок проводится на последнем уроке полугодия в рамках аудиторного занятия в течение 1 урока. Рекомендуется в 6 полугодии провести итоговый зачет, оценка по которому заносится в свидетельство об окончании школы.

Требования к промежуточной аттестации

класс

Форма промежуточной аттестации / требования

Содержание промежуточной аттестации

1

Итоговый контрольный урок - обобщение пройденного    понятийного    и    музыкального материала.

Наличие    первоначальных    знаний    и представлений о средствах выразительности, элементах музыкального языка.

Наличие умений и навыков:

-слуховое           восприятие           элементов музыкальной речи, интонации;

-  умение передавать свое впечатление в словесной характеристике (эпитеты,

сравнения);

-    воспроизведение    в   жестах,    пластике, графике,   в  песенках-моделях  ярких  деталей музыкальной    речи    (невербальные    формы выражения собственных впечатлений).

•   Первоначальные знания и представления о некоторых музыкальных явлениях: звук и его характеристики, метр, фактура, кантилена, речитатив, скерцо, соло, тутти, кульминация, диссонанс, консонанс, основные типы интонаций, некоторые танцевальные жанры, инструменты симфонического оркестра.

Музыкально-слуховое осознание средств выразительности в незнакомых

произведениях с ярким программным содержанием.

  2

Итоговый контрольный урок.    

Наличие     первоначальных     знаний     и музыкально-слуховых        представлений       о способах развития   темы   и   особенностях музыкально-образного содержания.    

Наличие первичных умений и навыков: умение    охарактеризовать         некоторые стороны   образного   содержания   и   развития музыкальных интонаций; - умение работать с графическими моделями, отражающими детали музыкального развития в   незнакомых   произведениях,   избранных   с учетом        возрастных         и        личностных возможностей учащихся.

Первоначальные знания и музыкально-слуховые представления: -  выразительные свойства звуковой ткани, средства создания музыкального образа; -   способы   развития   музыкальной   темы (повтор, контраст); -  исходные типы интонаций (первичные жанры); кульминация    в    процессе    развития интонаций.  

Осознание      особенностей      развития музыкальной   фабулы   и   интонаций   в музыке,      связанной      с     театрально-сценическими         жанрами         и         в произведениях   с  ярким   программным содержанием.

 3

Итоговый контрольный урок (зачет).

Наличие первоначальных знаний и музыкально-слуховых представлений о музыкальных жанрах, простых формах, инструментах симфонического оркестра.

Наличие умений и навыков: умение передавать свое впечатление в словесной характеристике с опорой на элементы музыкальной речи и средства выразительности; зрительно-слуховое восприятие особенностей музыкального жанра, формы; умение работать с графической моделью музыкального произведения, отражающей детали музыкальной ткани и развития интонаций; навык творческого взаимодействия в коллективной работе.

Первоначальные знания и музыкально-слуховые представления: об исполнительских коллективах; - о музыкальных жанрах; о строении простых музыкальных форм и             способах             интонационно-тематического развития.

Музыкально-слуховое      осознание      и характеристика    жанра    и    формы    в произведениях         разных         стилей.

Устный опрос - проверка знаний в форме беседы, которая предполагает знание выразительных средств (согласно календарно-тематическому плану), владение первичными навыками словесной характеристики.

Письменные задания - умение работать с графическими моделями произведений, отражающими детали музыкального развития и выбранными с учетом возрастных и личностных возможностей учащихся.

Критерии оценки

«5» - осмысленный и выразительный ответ, учащийся ориентируется в пройденном материале;

«4» - осознанное восприятие музыкального материала, но учащийся не активен, допускает ошибки;

«3» - учащийся часто ошибается, плохо ориентируется в пройденном материале, проявляет себя только в отдельных видах работы.

  1. Методическое обеспечение учебного процесса

Методические рекомендации

Изучение учебного предмета «Слушание музыки» осуществляется в форме мелкогрупповых занятий.

В основу преподавания положена вопросно-ответная (проблемная) методика, дополненная разнообразными видами учебно-практической деятельности.

Наиболее продуктивная форма работы с учащимися младших классов - это уроки - беседы, включающие в себя диалог, рассказ, краткие объяснения, учебно-практические и творческие задания, где слуховое восприятие дополнено, нередко, двигательно-пластическими действиями. Педагог, добиваясь эмоционального отклика, подводит детей к осмыслению собственных переживаний, использует при этом беседу с учащимися, обсуждение, обмен мнениями. Процесс размышления идет от общего к частному и опять к общему на основе ассоциативного восприятия. Через сравнения, обобщения педагог ведет детей к вопросам содержания музыки.

Программа учебного предмета «Слушание музыки» предполагает наличие многопланового пространства музыкальных примеров. Оно создается при помощи разнообразия форм, жанров, стилевых направлений (в том числе, современной музыки). Учащиеся накапливают слуховой опыт и получают определенную сумму знаний. Однако все формы работы направлены не просто на знания и накопление информации, а на приобретение умений и навыков музыкально-слуховой деятельности - ключа к пониманию музыкального языка.

В программе учебного предмета «Слушание музыки» заложен интонационный подход в изучении музыкальных произведений. Интонация и в речи, и в музыке является носителем смысла. Путь к глубокому изучению музыкальной ткани и музыкального содержания проходит через интонацию (В.В. Медушевский). Сам процесс непрерывного слухового наблюдения и слежения заключается в способности интонирования мотивов, фраз внутренним слухом. Интонационный слух лежит в основе музыкального мышления.

С целью активизации слухового внимания в программе «Слушание музыки» используются особые методы слуховой работы. Прослушивание музыкальных произведений предваряется работой в определенной форме игрового моделирования. Особенностью данного метода является сочетание всех видов деятельности, идея совместного творчества. Слушание музыки сочетается с практическими заданиями по сольфеджио, теории, с творческими заданиями.

На уроке создаются модели - конструкции, которые иллюстрируют наиболее яркие детали музыкального текста и вызывают множественный ассоциативный ряд. С помощью таких моделей - конструкций обучающимся легче понять и более общие закономерности (характер, герой, музыкальная фабула).

Приемы игрового моделирования:

  • отражение в пластике телесно-моторных движений особенностей метроритма, рисунка мелодии, фактуры, артикуляции музыкального текста;
  • сочинение простейших мелодических моделей с разными типами интонации;
  • графическое изображение фразировки, звукового пространства, интонаций;

-        игры-драматизации (песни-диалоги, мимические движения, жесты-позы) с опорой на импровизацию в процессе представления;

-        исполнение на инструментах детского оркестра ритмических аккомпанементов, вариантов оркестровки небольших пьес.

Осваивая программу, учащиеся должны выработать примерный алгоритм слушания незнакомых произведений.   В процессе обучения большую роль играют принципы развивающего (опережающего) обучения: поменьше давать готовых определений и строить педагогическую работу так, чтобы вызывать активность детей, подводить к терминам и определениям путем «живого наблюдения за музыкой» (Б. Асафьев). Термины и понятия являются итогом работы с конкретным музыкальным материалом, используются как обобщение слухового опыта, но не предшествуют ему. «Термин должен обобщать уже известное, но не предшествовать неизвестному» (А. Лагутин).

Сущность слушания музыки можно определить, как внутреннее приобщение мира ребенка к миру героя музыки. Каждая деталь музыкального языка может стать центрообразующей в содержании урока, вызвать комплекс ассоциаций и создать условия для эстетического общения и вхождения в образный мир музыки.

VII.      Материально-технические условия реализации программы

Материально-технические условия реализации программы «Слушание музыки» должны обеспечивать возможность достижения обучающимися результатов, установленных настоящими Федеральными Государственными требованиями.

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Образовательное учреждение должно соблюдать своевременные сроки текущего и капитального ремонта.

Минимально необходимый для реализации в рамках программы «Слушание музыки» перечень аудиторий и материально-технического обеспечения включает в себя:

-учебные аудитории для мелкогрупповых занятий с роялем/фортепиано;

- учебную мебель (столы, стулья, стеллажи, шкафы);

наглядно-дидактические    средства: наглядные    методические    пособия, магнитные   доски, интерактивные   доски, демонстрационные   модели  

 (например, макеты инструментов симфонического и народных оркестров);

- электронные   образовательные   ресурсы: мультимедийное оборудование (компьютер, аудио- и видеотехника, мультимедийные энциклопедии);

- библиотеку, помещения для работы со специализированными материалами
(фонотеку, видеотеку, просмотровый видеозал/класс).

Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию. В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. 

VIII. Список рекомендуемой учебной и методической литературы

  1. Асафьев   Б.   Путеводитель   по   концертам: Словарь   наиболее   необходимых терминов и понятий. М., 1978
  2. Бернстайн Л. Концерты для молодежи. Л., 1991
  3. Выгодский Л. Психология искусства. М., 1968
  4. Гилярова   Н.   Хрестоматия   по   русскому   народному   творчеству.   1-2   годы обучения. М., 1996
  5. Гильченок Н. Слушаем музыку вместе. СПб, 2006
  6. Газарян С. В мире музыкальных инструментов. М., 1989
  7. Жаворонушки. Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры. Вып. 4. Сост.  Науменко. М.,1986
  8.  Книга о музыке. Составители Г. Головинский, М. Ройтерштейн. М., 1988
  9.  Конен В. Дж. Театр и симфония. М., 1975
  10. Лядов А. Песни русского народа в обработке для одного голоса и фортепиано. М., 1959
  11. Мазель Л. Строение музыкальных произведений. М., 1979

12. Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990

13. Назайкинский Е. Логика музыкальной композиции. М., 1982

14. Новицкая М. Введение в народоведение. Классы 1-2. Родная земля. М., 1997

15. Попова   Т.    Основы    русской    народной   музыки.    Учебное    пособие    для музыкальных училищ и институтов культуры. М.,1977

16. Римский-Корсаков Н. 100 русских народных песен. М.-Л., 1951

17. Рождественские песни. Пение на уроках сольфеджио. Вып 1. Сост. Г.   Ушпикова.М.,1996

18. Русское народное музыкальное творчество. Хрестоматия. М.,1958

19. Русское народное музыкальное творчество. Хрестоматия. Учебное пособие    для музыкальных училищ. Сост. Б. Фраенова. М., 2000

20. Русское народное музыкальное творчество. Сост. З. Яковлева. М., 2004

21. Скребков С. Художественные принципы музыкальных стилей. М., 1973

22. Слушание музыки. Для 1-3 кл. Сост. Г. Ушпикова. СПб, 2008

23. Способин И. Музыкальная форма. М., 1972

24. Царева Н. Уроки госпожи Мелодии. Методическое пособие. М.,2007

25. Яворский Б. Строение музыкальной речи. М., 1908

26. Яворский Б. Статьи, воспоминания, переписка. М., 1972