Методическая разработка на тему: «Музыка И.С. Баха и современная гитара»

Васильева Ирина Владимировна

Данная методическая разработка позволяет сформировать представление об особенностях композиторского творчества И.С.Баха

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ОЛИМП»

ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Методическая разработка

на тему:

«Музыка И.С. Баха

и современная гитара»

Выполнил:

Васильева Ирина Владимировна

педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

2020

Цель музыки – трогать сердца»

И.С. Бах

Цель:

1.Приобщить обучающихся к наследию мирового музыкального искусства.

2.Сформулировать представление об особенностях композиторского творчества И. Баха, музыкальных жанрах, стилях.

Задачи:

1.Формировать навыки оценочной деятельности духовно-нравственной и эстетической позиции.

2.Научить разбираться и анализировать музыкальные жанры и стилистические особенности музыкальных произведений.

3.В доступной и интересной форме донести сложный материал до обучающихся.

План.

I.Вводная часть.

II.Жизненный путь И.С. Баха.

III.Сюита – анализ произведений.

IV.Гитарная интерпретация сочинений И.С. Баха.

I.Вводная часть.

Музыка И.С. Баха звучит в мире около трёхсот лет, а со дня рождения мастера уже исполнилось триста двадцать пять лет. Мы слышим его музыку не только в филармонии, концертных залах и т.д., но и в повседневной жизни – по телепередачам, на мобильном телефоне (называется «Шутка») и др.

Произведения Баха отмечены величием и красотой музыки, совершенством формы и непревзойдённым мастерством. В его музыке отображены все стороны духовного мира человека.

За свою жизнь Бах написал более тысячи музыкальных произведений. Он был не только великим композитором, исполнителем, но и великим педагогом и оставил нам огромное число поклонников великого композитора, и его великие произведения не нуждаются ни в какой рекламной подпитке. В музыке И. Баха есть что-то всеобъемлющее, универсальное – она гениальна. Его музыка принадлежит всем – вне зависимости от цвета кожи, разреза глаз, вероисповедания – она принадлежит всему человечеству.

II. И.С. Бах родился в 1685 году в городе Эйзенах Тюрингии. В XVII-XVIII веках слово «Бах» было почти синонимом слову «музыкант», и И.С. Бах гордился тем, что принадлежал к знаменитому музыкальному роду (кстати, и его сыновья – Вильгельм, Карл, Иоган, Кристиан стали впоследствии выдающимися музыкантами). Бах никогда не покидал пределов Германии – Эйзенах – Арнштадт – Мюльхайзен – Веймар – Кетен – Лейпциг – вот цепь его жизненных странствий. Он служил то органистом, то капельмейстером при небольших немецких княжеских дворах или при церквях, а потом стал музыкальным директором в Лейпциге и кантором, т.е. учителем пения и руководителем хора лейпцигской Томасшуле. Это здание и сейчас возвышается на Рыночной площади города. Здесь он работал в течение двадцати семи лет.

Поставленный в 1908 г. перед Томаскирхе памятник изображает И. Баха в кафтане с пуговицей, готовой оторваться – намёк на его пренебрежение к внешним сторонам жизни и, что более символично, – с вывернутым пустым карманом. Он не нажил себе состояние – одна музыка была его ремеслом, профессией и смыслом жизни. Он сочинял гениальную музыку, которая, к сожалению, не была по достоинству оценена современниками. При жизни он славился как великий органист-исполнитель. Он был великим мастером полифонии, её высшей формы – фуги. Только много лет спустя после смерти И. Баха, когда музыкальное искусство в творчестве В. Моцарта и Л. Бетховена достигло новых высот, новой глубины и драматизма, только тогда музыка лейпцигского «кантора» раскрылась миру. Иногда даже называют дату открытия – 1829 год. Интерес к его музыке постоянно рос, и, наконец, было издано полное собрание сочинений. Последний том вышел в 1900 г., спустя сто пятьдесят лет после смерти великого композитора.

В жизни он был живым, общительным человеком, ценил шутку и добродушно смеялся. Бах, по свидетельству близко знавших его людей, был сердечным человеком, отличался участием к попавшим в беду и вообще любил людей.

У Баха много танцевальной музыки – кураты, алеманды, сарабанды, менуэты – это говорит о том, что он не был затворником, а просто любил жизнь во всех её проявлениях.

И.С. Бах, сочинявший грандиозные оратории, мессы, сложнейшие фуги, фантазии, с большим удовольствием писал музыку всех этих танцев, входящих в сюиту. Когда слушаем эти сюиты, мы замечаем, что танцевальный характер растворён в музыкальном движении, мелодических, гармонических и ритмических богатствах. Бах очень умело использовал принцип контраста при сопоставлении частей сюиты. Но сюита заключает в себе и единство: все танцы пишутся в одной тональности и связаны общими интонациями. И.С. Бах сумел добиться единства и цельности сюиты более чем кто-либо из его предшественников. Это один из больших и малых «миров», которые все вместе образуют мир музыкального искусства, созданного человеком.

III.Танцы

Гавот – живой, четырёхдольный, с обязательным затактом в две четверти.

Бурре – двудольный размер, быстрый, весёлый.

Менуэт – «мелкий шаг», стал изысканным танцевальным приветствием. Галантные поклоны, реверансы находят отражения в музыке, которая пишется в трёхдольном размере, с приседаниями на первой доле. Новые танцы заняли в сюите строго определённое место между сарабандой и жигой.

Алеманда – немецкий танец, известен с XII века.

Это был величественный, тяжеловатый танец. Размер алеманды 4/4 с характерным затактом в одну восьмую или шестнадцатую – ритмическим отображением шага с каблука на носок.

Куранта – известна с XIV века и не однажды претерпевала изменения. Слово «куранта» происходит от французского «бегать». Характерны скользящие движения ног, - танец подвижный и трудный, размер трёхдольный. Курантой открывали балы.

Сарабанда – размер 3/2 и 6/4, приписывают восточное (мавританское) происхождение. Характер торжественный, но очень страстный.

Жига – пишется в триольном движении 6/8, 9/8, 12/8, это старинный английский танец, с XVI ставший бальным.

Сюита – это французское слово, обозначает «следовать», «последовать», «ряд», «вереница».

В сюите XVII-XVIII веков соблюдаются чередования быстрых и медленных танцев. Но это не просто собрания пьес – как в старинных шествиях, процессиях, соблюдается свой порядок, и они объединены общей идеей, композиторским замыслом.

IV. Произведения И.С. Баха занимают большое место в репертуаре современных гитаристов, и начало этому положил испанский гитарист А. Сеговия.

Но нужно добавить, что не всем дано по-настоящему понимать музыку Баха.

И. С. Баха не нужно играть:

-в романтическом стиле;

-слишком увлекаться техникой исполнения;

-слишком часто менять оттенки;

-подчёркивать мелодию или выделять музыкальные фразы;

-играть чрезмерно экспрессивно;

-злоупотреблять контрастами;

-добиваться чрезмерного динамизма в раскрытии сквозного драматического действия;

-стилизовать под «академические образцы». Это приводит к «музейности» баховской музыки.

Музыка И. Баха должна играться:

-искренне, просто, с чувством;

-с духовной собранностью;

-с таким вкусом, благородством, чтобы добиться мудрой простоты;

-добиваться прозрачности полифонической фактуры и ясности голосоведения;

-взять самое ценное из исполнительской практики великих музыкантов. Всё, что поможет музыканту сделать музыку Баха живой и понятной, раскрыть в ней искренность, силу духа и нравственную чистоту композитора.

Исполняя пьесы Баха на гитаре, а это переложения с других инструментов (флейта, клавесин, лютня, скрипка, виолончель), очень важно сохранить стиль, своеобразие полифонического склада, движения голосов по темпу (необоснованно ускорять, замедлять).

Нельзя забывать, что во многих сочинениях И. Баха танцевального характера нет полифонизма, поэтому искать подголоски в пьесах не следует. Но в полифонических произведениях – инвенциях, фугах и т.д., необходимо внимательно просмотреть, обратив внимание на гармонии и движение подголосков. Добиваться чёткой артикуляции главной мысли, прослушивая подголоски, не нарушать движение мелодических линий.

Сочинения И. Баха можно исполнять либо в современном стиле (применяя подвижную динамику, экспрессию), либо в стиле эпохи композитора. Главное при исполнении – чёткий ритм, синхронность движения контрапунктирующих линий и сохранения заданного тембра.

Одна из важнейших задач исполнителя – ритмически выравненное, чёткое воспроизведение интонационного рисунка каждого из голосов. Заучив пьесу наизусть, нужно обдумать эмоциональность исполнения – но не переходя разумную грань, чтобы не мешать прослушиванию мелодических линий в полифонии.

Из средств агогики реже всего пользуются «аччелерандо», а вот «ritenuto» в конце пьесы почти всегда уместно. Музыка Баха играется связно, мягко, без резких перепадов от «пиано» к «форте» (кроме случаев, предусмотренных композитором). В конце пьесы нужно выдерживать длительность аккорда и аккуратно снять звук.

Гитара – оригинальный, самодостаточный инструмент. На этом инструменте звучит любая музыка, разные стили и направления, в том числе, конечно, полифоническая.

Гитара очень богата тембровыми красками, может имитировать звучания инструментов от барабана до органа, человеческого голоса и даже хора. Гитара – это универсальный инструмент.