Конспект открытого урока по сольфеджио "Традиционные формы работы на уроках сольфеджио как залог качества обучения" (ссылка на видео в аннотации).

Мосина Елена Валериевна

Открытый урок по сольфеджио в 3 классе на тему: "Традиционные формы работы на уроках сольфеджио как залог качества обучения" 

1 часть https://youtu.be/bWacinz1P1U

2 часть https://youtu.be/MyNha-ygvrY

 

 

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкально – хоровая школа им. Г. Струве»

Открытый урок по сольфеджио:

«Традиционные формы работы на уроках сольфеджио как залог качества обучения»

                                                                                          

Выполнила:

преподаватель

музыкально-теоретических

дисциплин 1 категории

Мосина Елена Валериевна

г. Железногорск,

март, 2021г.

Дата проведения: 17.03.2021 г.

Место проведения: «Детская музыкально – хоровая школа им. Г. Струве»

ФИО преподавателя: Мосина Елена Валериевна

Квалификационная категория: специалист I категории

Педагогический стаж: 29 лет

Класс, группа: 3 класс (8 летнее обучение)

Тема урока:  Традиционные формы работы на уроках сольфеджио как залог качества обучения.

Цель урока: 

Способствовать систематизации и закреплению усвоения знаний учащимися.

Задачи:

Образовательные:

-совершенствование освоения изучаемого материала;

-умение использовать полученные знания на практическом занятии.

Развивающие:

-развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора;

-развитие мелодического, гармонического, звуковысотного слуха;

-развитие чувства ритма.

Воспитательные:

-воспитание интереса  и любви к предмету;

-воспитание чувства ответственности за результаты своей работы;

-воспитание навыков самоконтроля;

-воспитание активности, самостоятельности, коммуникативности.

Ожидаемые результаты:

-умение применять учащимися   приобретенные  теоретические сведения на занятии;

-повышение   познавательной и эмоциональной активности;

-выполнение учащимися упражнений, направленных на максимальный результат.

Методы: - словесныйнаглядныйпрактический.

Реализуемые технологии:

-развивающего обучения;

-творческая лаборатория;

-информационно-компьютерная;

-здоровьесберегающая.

Тип занятий:   

- обобщение и закрепление знаний, умений и навыков;

-применение знаний на практике.

План урока:

I. Организационный момент.           

II. Основной этап:

1.Работа в тональности  Ре мажор 

2. Творческие задания в тональности:        

   Упражнение «Вопрос – ответ».                                                      

3. Работа с ритмом:               

    Ритмическая разминка.  

    Ритмический лабиринт.          

4. Вопросы по теории.      

5. Слуховой анализ.

6. Чтение с листа.            

7. Вокально-интонационные упражнения.    

III. Заключительный этап.

 1. Рефлексия.            

Этапы урока:

I. Организационный момент                 2 мин.

Приветствие. Название темы урока. Вступительное слово преподавателя с обоснованием выбранной темы.

II. Основной этап

1.Работа в тональности Ре мажор:         10 мин.

а) повторение знаков альтерации (считалка), знаки тональности Ре мажор

б) пение гаммы Ре мажор:

* с дирижированием в размере 2/4 в заданном ритме

* с дирижированием в размере 3/4 в заданном ритме

* пение гаммы каноном на 2 группы;

* пение устойчивых ступеней с опеванием;

* пение неустойчивых ступеней с разрешением - М7=Т53

* пение ступеней по руке  I-III-V-I-III-I-V-I-VIII-V-I-VII-I 

в) Упражнение «Побегаем за мной» -

 анализ на слух ступеней гаммы Ре мажор:

I-II-III;    I-III-V ; VI-VI-V ; V-VI-VII-VIII ; II-VII-I ;

 VIII-VII-VI-V; V-V-I ; VII-II-IV-VI  ;  I-III-I.

2. Творческие задания в тональности .      5 мин.

Упражнение «Вопрос – ответ».                                                        

Ладовая импровизация.

Пение мелодических оборотов для заключения фразы:

-учащиеся выходят в центр класса, строятся в круг и «включают метроном» хлопают  доли 2/4 в ладоши. Учитель поёт начало фразы (вопрос), а ученик доложен предложить её окончание (ответ).

3. Работа с ритмом.                                       5 мин.

Ритмическая разминка.   

Учащиеся продолжают стучать  « метроном» в ладоши и  исполняют по очереди свой ритмический рисунок с использованием пройденных ритмических фигур. Учитель начинает - ученик продолжает.

Ритмический лабиринт.             

 На экране слайд с ритмическим лабиринтом (11 тактов с ритмом и

стрелки с направлением последовательности тактов).

Определяем размер задания  и по одному, по кругу, стучим ритм.

*Усложняем задание: то же самое простучать под музыкальную фонограмму

 (звучит фонограмма «Добрый жук»).

* Ускоряем темп. (Звучит фонограмма русской народной песни)

Ритмическое упражнение исполняется в подвижном темпе.

По окончанию задания учащиеся садятся на места.

4. Вопросы по теории:                                    5 мин.

1. Переход из неустойчивых ступеней в устойчивые называется – разрешением.

2. Перенос нижнего звука в трезвучии на октаву вверх или наоборот называется – обращением.

3. Сколько обращений имеет трезвучие? – 2

4. Как называется второе обращение? – 6/4= квартсекстаккорд

5. Где находится тоника у секстаккорда? – вверху

(спойте попевку = секстаккорд, тоника)

6. Где находится тоника у квартсекстаккорда? – в середине

(спойте попевчку = это квартсекстаккорд)

7. Самое близкое расстояние между 2 соседними звуками называется Полутон

8. Назовите порядок появления знаков при ключе – диезов и бемолей.

Фа-до-соль-ре-ля-ми-Си.

9. Сколько знаков в ЛЯ мажоре?- 3диеза= фа-до-соль.

10. На какой ступени находится последний диез в мажорных тональностях? – на VII.

11. Что такое тональность? – Высота лада.

12. Назовите главные ступени лада – 1,4,5 = Т, S, Д.

13. Как называется расстояние между 2 звуками? – Интервал

5. Слуховой анализ.                                         5 мин.

Преподаватель играет задание – учащиеся отвечают.

* Интервалы: ч1, м2, б2, м3, б3, ч4, ч5, м6, б6, ч8.

* Аккорды: М53, Б53, М6, Б6, М64, Б64, Т-S-Д-Т.

* Гаммы – мажорная, минорные 3 вида.

* анализ музыкальных произведений

6. Чтение с листа № 56                                      5 мин.

На экране номер для чтения с листа.

Учащиеся определяют тональность, размер, вид минора.

Поют настройку в тональности с дирижированием на 2/4

с последующим транспонированием на секунду вниз.

7. Вокально-интонационные упражнения.     5 мин.

 Проверка домашнего задания:

1. Разучить песню «Дома ль воробей (м7)

2. Спеть номер 61 с аккомпанементом.

Учащиеся поют песню по партиям и на 2 голоса.

По желанию исполняют номер 61 в паре: один ученик играет аккомпанемент, другой поет номер сольфеджио.

 

III. Заключительный этап.                                  3 мин.

Подведение итогов урока.

 Рефлексия.

 Анализ урока.

Ход урока

Начало урока

Организационный момент. Сообщение темы и постановка задач:

- Здравствуйте, ребята и  уважаемые преподаватели!

Сегодня на уроке в 3 классе (8-летнее обучение) мы покажем формы работы, которые присутствуют на каждом занятии. С их помощью мы осваиваем и закрепляем изученный материал.

Ребята, будьте, пожалуйста, внимательны и активны!

Приветствие. Настрой на работу.

Основной этап

1.Работа в тональности Ре мажор:  

а) Педагог: Ребята, мы с вами проходили тональность Ре мажор. Скажите, сколько знаков при ключе в этой гамме?

Учащиеся: два диеза (перечисляют)

Педагог: Давайте повторим знаки альтерации по считалке.

Учащиеся: проговаривают хором считалку про знаки альтерации

Педагог: А что такое знаки альтерации? Какие знаки альтерации вы знаете и каков принцип их действия?

Учащиеся: перечисляют знаки альтерации и объясняют принцип их действия.

 Педагог: мы сейчас споем гамму Ре мажор. Пожалуйста, примите правильное положение, расправьте плечи, старайтесь петь без напряжения, красивым, плавным звуком.

Учащиеся: поют гамму Ре мажор:hello_html_7b0be41f.png

-с дирижированием в размере 2/4 в заданном ритме↓↑

hello_html_m188f2363.png-с дирижированием в размере 3/4 в заданном ритме 

 Педагог:  Давайт споём гамму каноном, делимся на 2 голоса. Начинают сопрано. Затем первыми будут петь альты.

Учащиеся: поют канон а капелла.

 Педагог: Спойте, пожалуйста, ступени по руке  с названием нот.

Учащиеся: поют ступени по руке  I-III-V-I-III-I-V-I-VIII-V-I-VII-I .

Педагог: Ребята, а теперь выполним упражнение «Побегаем за мной» -

 Учащиеся: выполняют анализ на слух ступеней гаммы Ре мажор:

 I-II-III;    I-III-V ; VI-VI-V ; V-VI-VII-VIII ; II-VII-I ;

 VIII-VII-VI-V; V-V-I ; VII-II-IV-VI  ;  I-III-I.

2. Творческие задания в тональности .  

Упражнение «Вопрос – ответ». Ладовая импровизация.

Педагог: ребята, а сейчас мы с вами побудем композиторами. Вы знаете, что при сочинении произведений композитор может импровизировать. А что такое импровизация?

Учащиеся: импровизация – это сочинение на ходу.

Педагог:  в импровизации важно закончить произведение на тонике, чтобы получилось завершение сочинения. Я сейчас буду петь нотами в тональности Ре мажор вопросительное предложение, а вы импровизируйте ответное предложение.

Педагог: Ребята, для следующего задания я приглашаю вас выйти в центр класса и сделать круг.

Учащиеся: выходят в центр класса, строятся в круг и «включают метроном», т.е. хлопают  доли 2/4 в ладоши. Учитель поёт начало фразы (вопрос), а ученик,  используя любой мелодический оборот, доложен предложить её окончание (ответ).

3. Работа с ритмом. 

Педагог: отличная работа, молодцы! Ребята, а сейчас мы немного и отдохнем и, в то же время, поработаем с ритмом.

Учащиеся:  продолжают стучать  « метроном» в ладоши и  исполняют по очереди свой ритмический рисунок с использованием пройденных ритмических фигур  с ритмослогами.

Учитель начинает - ученик продолжает.

Педагог: продолжаем нашу работу, играем в  Ритмический лабиринт,

по одному, по кругу, стучим ритм.          

На экране слайд с ритмическим лабиринтом

(11 тактов с ритмом и стрелки с направлением последовательности тактов).

Учащиеся:  по очереди исполняют заданный ритм.

Педагог: предлагаю вам усложнить задание: надо то же самое задание простучать под музыкальную фонограмму, меняя темп.

 (звучит фонограмма «Добрый жук»)

 Ускоряем темп.

 (Звучит фонограмма русской народной песни «Пойду ль я»)

Педагог: Ну, ребята, отлично, все старались, настроение, как вижу, у вас поднялось, вы оживились! Прошу занять свои места.

Учащиеся:  По окончанию задания учащиеся садятся на места.

4. Вопросы по теории:

Педагог: а сейчас наступила  минутка теории. Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы:

1. Переход из неустойчивых ступеней в устойчивые называется – разрешением.

2. Перенос нижнего звука в трезвучии на октаву вверх или наоборот называется – обращением.

3. Сколько обращений имеет трезвучие? – 2

4. Как называется второе обращение? – 6/4= квартсекстаккорд

5. Где находится тоника у секстаккорда? – вверху

(спойте попевку = секстаккорд, тоника)

6. Где находится тоника у квартсекстаккорда? – в середине

(спойте попевчку = это квартсекстаккорд)

7. Самое близкое расстояние между 2 соседними звуками называется Полутон

8. Назовите порядок появления знаков при ключе – диезов и бемолей.

Фа-до-соль-ре-ля-ми-Си.

9. Сколько знаков в ЛЯ мажоре?- 3диеза= фа-до-соль.

10. На какой ступени находится последний диез в мажорных тональностях? – на VII.

11. Что такое тональность? – Высота лада.

12. Назовите главные ступени лада – 1,4,5 = Т, S, Д.

13. Как называется расстояние между 2 звуками? – Интервал

5. Слуховой анализ.

Педагог: отличная работа, спасибо, ребята! Урок наш продолжается, и сейчас мы с вами послушаем и отгадаем блоки слухового анализа.

Вспомните, какие блоки мы уже проработали?

Учащиеся: гаммы, интервалы и трезвучия.

Педагог: я напоминаю вам, что наши секретики - подсказочки у нас в голове, а отвечать нужно правильными музыкальными терминами.

Учащиеся отгадывают прослушанные элементы         

Преподаватель играет задание – учащиеся отвечают.

* Интервалы: ч1, м2, б2, м3, б3, ч4, ч5, м6, б6, ч8.

* Аккорды: М53, Б53, М6, Б6, М64, Б64, Т-S-Д-Т.

* Гаммы – мажорная, минорные 3 вида.

* анализ музыкальных произведений

6. Чтение с листа № 56  

 Педагог: Ребята, нам с вами часто приходится читать ноты, то есть знакомиться с произведением впервые. С чего мы должны начинать разбор музыкального номера или произведения? (На экране номер для чтения с листа.)

Учащиеся  определяют тональность Ля минор, размер 2/4, вид минора гармонический.

Поют настройку в тональности с дирижированием на 2/4.

Педагог: предлагаю вам перенести этот номер на 1 ступень вниз. Как этот способ называется?

транспонирование.

Педагог: правильно, молодцы! Назовите новую тональность, в которой мы сейчас этот номер исполним?

Учащиеся: Соль минор гармонический.

Педагог: поём настройку – тоническое трезвучие и VII повышенную ступень.

Учащиеся: поют номер с дирижированием.

7. Вокально-интонационные упражнения. Проверка домашнего задания:

1. Разучить песню «Дома ль воробей (м7)

2. Спеть номер 61 с аккомпанементом.

Педагог: на прошлом уроке мы знакомились с интервалом м7 и разбирали песню «Дома ль воробей». Надеюсь, все выучили 1 часть песенки?

Учащиеся:  поют песню по партиям и на 2 голоса.

Педагог: спасибо, хорошо, на следующих занятиях мы разучим песню до конца. А сейчас повторим номер 61: поем и аккомпанируем себе на инструменте, т.е. закрепляем тему главные трезвучия лада.

Учащиеся:  по желанию исполняют номер 61 в паре: один ученик играет аккомпанемент, другой поет номер сольфеджио.

 

III. Заключительный этап.           

Подведение итогов урока. Рефлексия. Анализ урока.

Педагог: ребята, наш урок закончился. Вы довольны своей работой?

Не устали? Вам было интересно? Как вы считаете, все ли у нас получилось? Есть ли у нас проблемы или то, над чем еще стоит работать?

Ответы учащихся

Педагог: я по достоинству оценила работу каждого  из вас. И приготовила приятный сюрприз. Возьмите, пожалуйста, карточки и посмотрите, что в них написано?

Учащиеся: получают подарочные сертификаты в которых есть номинации:

- освобождение от домашнего задания;

- помощь на контрольной работе;

- повышение оценки на 1 балл;

- право на невыставление оценки в журнал.

Педагог: наш урок подошёл к концу. Дорогие ребята и уважаемые преподаватели! Вот на этой замечательной ноте мы расстаёмся.

Спасибо за внимание и  всего доброго!

Анализ урока:

Урок прошел в хорошем темпе и показал достаточные знания, навыки и умения учащихся.

 Цель урока – показать традиционные формы работы на уроках сольфеджио – достигнута.

Учащиеся были эмоционально активны, внимательны, настроены на творческий лад, пытались максимально показать свои знания.

Безусловно, открытый урок предполагает новую непривычную обстановку и для преподавателя и для обучающихся, тем не менее, можно сказать об отсутствии скованности у детей в начале занятия, что радует.

Все запланированные этапы занятия были выполнены, уложены в урочное время, задачи урока определены.

Предложенные методы и приёмы были эффективны для осуществления поставленной цели урока.

Данный урок ценен именно тем, что перед учащимися ставятся конкретные задачи и им легче сосредоточиться. Это помогает учащимся эмоциональней воспринять данный материал, запомнить его и применять в работе на уроке.

 Преподаватель оказывает положительное эмоциональное воздействие на учащихся, подбадривает, направляет внимание в нужное русло.

Восприятие указаний педагога быстрое и сознательное.

Преподаватель владеет музыкальным материалом, воспитывает у учащихся умение применить свои знания на практике.

Учащиеся показали навыки и умение работать над деталями и в целом над материалом урока.