Конспект открытого урока по сольфеджио "Традиционные формы работы на уроках сольфеджио как залог качества обучения" (ссылка на видео в аннотации).
Открытый урок по сольфеджио в 3 классе на тему: "Традиционные формы работы на уроках сольфеджио как залог качества обучения"
1 часть https://youtu.be/bWacinz1P1U
2 часть https://youtu.be/MyNha-ygvrY
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 40.46 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкально – хоровая школа им. Г. Струве»
Открытый урок по сольфеджио:
«Традиционные формы работы на уроках сольфеджио как залог качества обучения»
Выполнила:
преподаватель
музыкально-теоретических
дисциплин 1 категории
Мосина Елена Валериевна
г. Железногорск,
март, 2021г.
Дата проведения: 17.03.2021 г.
Место проведения: «Детская музыкально – хоровая школа им. Г. Струве»
ФИО преподавателя: Мосина Елена Валериевна
Квалификационная категория: специалист I категории
Педагогический стаж: 29 лет
Класс, группа: 3 класс (8 летнее обучение)
Тема урока: Традиционные формы работы на уроках сольфеджио как залог качества обучения.
Цель урока:
Способствовать систематизации и закреплению усвоения знаний учащимися.
Задачи:
Образовательные:
-совершенствование освоения изучаемого материала;
-умение использовать полученные знания на практическом занятии.
Развивающие:
-развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора;
-развитие мелодического, гармонического, звуковысотного слуха;
-развитие чувства ритма.
Воспитательные:
-воспитание интереса и любви к предмету;
-воспитание чувства ответственности за результаты своей работы;
-воспитание навыков самоконтроля;
-воспитание активности, самостоятельности, коммуникативности.
Ожидаемые результаты:
-умение применять учащимися приобретенные теоретические сведения на занятии;
-повышение познавательной и эмоциональной активности;
-выполнение учащимися упражнений, направленных на максимальный результат.
Методы: - словесный, наглядный, практический.
Реализуемые технологии:
-развивающего обучения;
-творческая лаборатория;
-информационно-компьютерная;
-здоровьесберегающая.
Тип занятий:
- обобщение и закрепление знаний, умений и навыков;
-применение знаний на практике.
План урока:
I. Организационный момент.
II. Основной этап:
1.Работа в тональности Ре мажор
2. Творческие задания в тональности:
Упражнение «Вопрос – ответ».
3. Работа с ритмом:
Ритмическая разминка.
Ритмический лабиринт.
4. Вопросы по теории.
5. Слуховой анализ.
6. Чтение с листа.
7. Вокально-интонационные упражнения.
III. Заключительный этап.
1. Рефлексия.
Этапы урока:
I. Организационный момент 2 мин.
Приветствие. Название темы урока. Вступительное слово преподавателя с обоснованием выбранной темы.
II. Основной этап
1.Работа в тональности Ре мажор: 10 мин.
а) повторение знаков альтерации (считалка), знаки тональности Ре мажор
б) пение гаммы Ре мажор:
* с дирижированием в размере 2/4 в заданном ритме
* с дирижированием в размере 3/4 в заданном ритме
* пение гаммы каноном на 2 группы;
* пение устойчивых ступеней с опеванием;
* пение неустойчивых ступеней с разрешением - М7=Т53
* пение ступеней по руке I-III-V-I-III-I-V-I-VIII-V-I-VII-I
в) Упражнение «Побегаем за мной» -
анализ на слух ступеней гаммы Ре мажор:
I-II-III; I-III-V ; VI-VI-V ; V-VI-VII-VIII ; II-VII-I ;
VIII-VII-VI-V; V-V-I ; VII-II-IV-VI ; I-III-I.
2. Творческие задания в тональности . 5 мин.
Упражнение «Вопрос – ответ».
Ладовая импровизация.
Пение мелодических оборотов для заключения фразы:
-учащиеся выходят в центр класса, строятся в круг и «включают метроном» хлопают доли 2/4 в ладоши. Учитель поёт начало фразы (вопрос), а ученик доложен предложить её окончание (ответ).
3. Работа с ритмом. 5 мин.
Ритмическая разминка.
Учащиеся продолжают стучать « метроном» в ладоши и исполняют по очереди свой ритмический рисунок с использованием пройденных ритмических фигур. Учитель начинает - ученик продолжает.
Ритмический лабиринт.
На экране слайд с ритмическим лабиринтом (11 тактов с ритмом и
стрелки с направлением последовательности тактов).
Определяем размер задания и по одному, по кругу, стучим ритм.
*Усложняем задание: то же самое простучать под музыкальную фонограмму
(звучит фонограмма «Добрый жук»).
* Ускоряем темп. (Звучит фонограмма русской народной песни)
Ритмическое упражнение исполняется в подвижном темпе.
По окончанию задания учащиеся садятся на места.
4. Вопросы по теории: 5 мин.
1. Переход из неустойчивых ступеней в устойчивые называется – разрешением.
2. Перенос нижнего звука в трезвучии на октаву вверх или наоборот называется – обращением.
3. Сколько обращений имеет трезвучие? – 2
4. Как называется второе обращение? – 6/4= квартсекстаккорд
5. Где находится тоника у секстаккорда? – вверху
(спойте попевку = секстаккорд, тоника)
6. Где находится тоника у квартсекстаккорда? – в середине
(спойте попевчку = это квартсекстаккорд)
7. Самое близкое расстояние между 2 соседними звуками называется Полутон
8. Назовите порядок появления знаков при ключе – диезов и бемолей.
Фа-до-соль-ре-ля-ми-Си.
9. Сколько знаков в ЛЯ мажоре?- 3диеза= фа-до-соль.
10. На какой ступени находится последний диез в мажорных тональностях? – на VII.
11. Что такое тональность? – Высота лада.
12. Назовите главные ступени лада – 1,4,5 = Т, S, Д.
13. Как называется расстояние между 2 звуками? – Интервал
5. Слуховой анализ. 5 мин.
Преподаватель играет задание – учащиеся отвечают.
* Интервалы: ч1, м2, б2, м3, б3, ч4, ч5, м6, б6, ч8.
* Аккорды: М53, Б53, М6, Б6, М64, Б64, Т-S-Д-Т.
* Гаммы – мажорная, минорные 3 вида.
* анализ музыкальных произведений
6. Чтение с листа № 56 5 мин.
На экране номер для чтения с листа.
Учащиеся определяют тональность, размер, вид минора.
Поют настройку в тональности с дирижированием на 2/4
с последующим транспонированием на секунду вниз.
7. Вокально-интонационные упражнения. 5 мин.
Проверка домашнего задания:
1. Разучить песню «Дома ль воробей (м7)
2. Спеть номер 61 с аккомпанементом.
Учащиеся поют песню по партиям и на 2 голоса.
По желанию исполняют номер 61 в паре: один ученик играет аккомпанемент, другой поет номер сольфеджио.
III. Заключительный этап. 3 мин.
Подведение итогов урока.
Рефлексия.
Анализ урока.
Ход урока
Начало урока
Организационный момент. Сообщение темы и постановка задач:
- Здравствуйте, ребята и уважаемые преподаватели!
Сегодня на уроке в 3 классе (8-летнее обучение) мы покажем формы работы, которые присутствуют на каждом занятии. С их помощью мы осваиваем и закрепляем изученный материал.
Ребята, будьте, пожалуйста, внимательны и активны!
Приветствие. Настрой на работу.
Основной этап
1.Работа в тональности Ре мажор:
а) Педагог: Ребята, мы с вами проходили тональность Ре мажор. Скажите, сколько знаков при ключе в этой гамме?
Учащиеся: два диеза (перечисляют)
Педагог: Давайте повторим знаки альтерации по считалке.
Учащиеся: проговаривают хором считалку про знаки альтерации
Педагог: А что такое знаки альтерации? Какие знаки альтерации вы знаете и каков принцип их действия?
Учащиеся: перечисляют знаки альтерации и объясняют принцип их действия.
Педагог: мы сейчас споем гамму Ре мажор. Пожалуйста, примите правильное положение, расправьте плечи, старайтесь петь без напряжения, красивым, плавным звуком.
Учащиеся: поют гамму Ре мажор:
-с дирижированием в размере 2/4 в заданном ритме↓↑
-с дирижированием в размере 3/4 в заданном ритме
Педагог: Давайт споём гамму каноном, делимся на 2 голоса. Начинают сопрано. Затем первыми будут петь альты.
Учащиеся: поют канон а капелла.
Педагог: Спойте, пожалуйста, ступени по руке с названием нот.
Учащиеся: поют ступени по руке I-III-V-I-III-I-V-I-VIII-V-I-VII-I .
Педагог: Ребята, а теперь выполним упражнение «Побегаем за мной» -
Учащиеся: выполняют анализ на слух ступеней гаммы Ре мажор:
I-II-III; I-III-V ; VI-VI-V ; V-VI-VII-VIII ; II-VII-I ;
VIII-VII-VI-V; V-V-I ; VII-II-IV-VI ; I-III-I.
2. Творческие задания в тональности .
Упражнение «Вопрос – ответ». Ладовая импровизация.
Педагог: ребята, а сейчас мы с вами побудем композиторами. Вы знаете, что при сочинении произведений композитор может импровизировать. А что такое импровизация?
Учащиеся: импровизация – это сочинение на ходу.
Педагог: в импровизации важно закончить произведение на тонике, чтобы получилось завершение сочинения. Я сейчас буду петь нотами в тональности Ре мажор вопросительное предложение, а вы импровизируйте ответное предложение.
Педагог: Ребята, для следующего задания я приглашаю вас выйти в центр класса и сделать круг.
Учащиеся: выходят в центр класса, строятся в круг и «включают метроном», т.е. хлопают доли 2/4 в ладоши. Учитель поёт начало фразы (вопрос), а ученик, используя любой мелодический оборот, доложен предложить её окончание (ответ).
3. Работа с ритмом.
Педагог: отличная работа, молодцы! Ребята, а сейчас мы немного и отдохнем и, в то же время, поработаем с ритмом.
Учащиеся: продолжают стучать « метроном» в ладоши и исполняют по очереди свой ритмический рисунок с использованием пройденных ритмических фигур с ритмослогами.
Учитель начинает - ученик продолжает.
Педагог: продолжаем нашу работу, играем в Ритмический лабиринт,
по одному, по кругу, стучим ритм.
На экране слайд с ритмическим лабиринтом
(11 тактов с ритмом и стрелки с направлением последовательности тактов).
Учащиеся: по очереди исполняют заданный ритм.
Педагог: предлагаю вам усложнить задание: надо то же самое задание простучать под музыкальную фонограмму, меняя темп.
(звучит фонограмма «Добрый жук»)
Ускоряем темп.
(Звучит фонограмма русской народной песни «Пойду ль я»)
Педагог: Ну, ребята, отлично, все старались, настроение, как вижу, у вас поднялось, вы оживились! Прошу занять свои места.
Учащиеся: По окончанию задания учащиеся садятся на места.
4. Вопросы по теории:
Педагог: а сейчас наступила минутка теории. Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы:
1. Переход из неустойчивых ступеней в устойчивые называется – разрешением.
2. Перенос нижнего звука в трезвучии на октаву вверх или наоборот называется – обращением.
3. Сколько обращений имеет трезвучие? – 2
4. Как называется второе обращение? – 6/4= квартсекстаккорд
5. Где находится тоника у секстаккорда? – вверху
(спойте попевку = секстаккорд, тоника)
6. Где находится тоника у квартсекстаккорда? – в середине
(спойте попевчку = это квартсекстаккорд)
7. Самое близкое расстояние между 2 соседними звуками называется Полутон
8. Назовите порядок появления знаков при ключе – диезов и бемолей.
Фа-до-соль-ре-ля-ми-Си.
9. Сколько знаков в ЛЯ мажоре?- 3диеза= фа-до-соль.
10. На какой ступени находится последний диез в мажорных тональностях? – на VII.
11. Что такое тональность? – Высота лада.
12. Назовите главные ступени лада – 1,4,5 = Т, S, Д.
13. Как называется расстояние между 2 звуками? – Интервал
5. Слуховой анализ.
Педагог: отличная работа, спасибо, ребята! Урок наш продолжается, и сейчас мы с вами послушаем и отгадаем блоки слухового анализа.
Вспомните, какие блоки мы уже проработали?
Учащиеся: гаммы, интервалы и трезвучия.
Педагог: я напоминаю вам, что наши секретики - подсказочки у нас в голове, а отвечать нужно правильными музыкальными терминами.
Учащиеся отгадывают прослушанные элементы
Преподаватель играет задание – учащиеся отвечают.
* Интервалы: ч1, м2, б2, м3, б3, ч4, ч5, м6, б6, ч8.
* Аккорды: М53, Б53, М6, Б6, М64, Б64, Т-S-Д-Т.
* Гаммы – мажорная, минорные 3 вида.
* анализ музыкальных произведений
6. Чтение с листа № 56
Педагог: Ребята, нам с вами часто приходится читать ноты, то есть знакомиться с произведением впервые. С чего мы должны начинать разбор музыкального номера или произведения? (На экране номер для чтения с листа.)
Учащиеся определяют тональность Ля минор, размер 2/4, вид минора гармонический.
Поют настройку в тональности с дирижированием на 2/4.
Педагог: предлагаю вам перенести этот номер на 1 ступень вниз. Как этот способ называется?
транспонирование.
Педагог: правильно, молодцы! Назовите новую тональность, в которой мы сейчас этот номер исполним?
Учащиеся: Соль минор гармонический.
Педагог: поём настройку – тоническое трезвучие и VII повышенную ступень.
Учащиеся: поют номер с дирижированием.
7. Вокально-интонационные упражнения. Проверка домашнего задания:
1. Разучить песню «Дома ль воробей (м7)
2. Спеть номер 61 с аккомпанементом.
Педагог: на прошлом уроке мы знакомились с интервалом м7 и разбирали песню «Дома ль воробей». Надеюсь, все выучили 1 часть песенки?
Учащиеся: поют песню по партиям и на 2 голоса.
Педагог: спасибо, хорошо, на следующих занятиях мы разучим песню до конца. А сейчас повторим номер 61: поем и аккомпанируем себе на инструменте, т.е. закрепляем тему главные трезвучия лада.
Учащиеся: по желанию исполняют номер 61 в паре: один ученик играет аккомпанемент, другой поет номер сольфеджио.
III. Заключительный этап.
Подведение итогов урока. Рефлексия. Анализ урока.
Педагог: ребята, наш урок закончился. Вы довольны своей работой?
Не устали? Вам было интересно? Как вы считаете, все ли у нас получилось? Есть ли у нас проблемы или то, над чем еще стоит работать?
Ответы учащихся
Педагог: я по достоинству оценила работу каждого из вас. И приготовила приятный сюрприз. Возьмите, пожалуйста, карточки и посмотрите, что в них написано?
Учащиеся: получают подарочные сертификаты в которых есть номинации:
- освобождение от домашнего задания;
- помощь на контрольной работе;
- повышение оценки на 1 балл;
- право на невыставление оценки в журнал.
Педагог: наш урок подошёл к концу. Дорогие ребята и уважаемые преподаватели! Вот на этой замечательной ноте мы расстаёмся.
Спасибо за внимание и всего доброго!
Анализ урока:
Урок прошел в хорошем темпе и показал достаточные знания, навыки и умения учащихся.
Цель урока – показать традиционные формы работы на уроках сольфеджио – достигнута.
Учащиеся были эмоционально активны, внимательны, настроены на творческий лад, пытались максимально показать свои знания.
Безусловно, открытый урок предполагает новую непривычную обстановку и для преподавателя и для обучающихся, тем не менее, можно сказать об отсутствии скованности у детей в начале занятия, что радует.
Все запланированные этапы занятия были выполнены, уложены в урочное время, задачи урока определены.
Предложенные методы и приёмы были эффективны для осуществления поставленной цели урока.
Данный урок ценен именно тем, что перед учащимися ставятся конкретные задачи и им легче сосредоточиться. Это помогает учащимся эмоциональней воспринять данный материал, запомнить его и применять в работе на уроке.
Преподаватель оказывает положительное эмоциональное воздействие на учащихся, подбадривает, направляет внимание в нужное русло.
Восприятие указаний педагога быстрое и сознательное.
Преподаватель владеет музыкальным материалом, воспитывает у учащихся умение применить свои знания на практике.
Учащиеся показали навыки и умение работать над деталями и в целом над материалом урока.
- Мне нравится (1)


