Доклад "Формы работы на уроках сольфеджио"

Мосина Елена Валериевна

Доклад является теоретической основой к открытому уроку "Традиционные формы работы на уроках сольфеджио как залог успешного обучения"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкально – хоровая школа им. Г. Струве»

Доклад на тему:

 «Формы работы на уроках сольфеджио»

 

                               Преподаватель теоретических дисциплин

       Мосина Е.В.         

Сольфеджио, слушание музыки и музыкальная литература – теоретические предметы, изучаемые в современной школе искусств. Они изучаются на протяжении всего курса обучения в музыкальных образовательных учреждениях, начиная со школы искусств и заканчивая консерваторией.

К  сожалению, родители и дети недооценивают важность важность и значимость этих дисциплин, предпочитая большую часть своего времени посвящать игре на инструменте, т.е. специальности.

Тем не менее,  тот огромный объём учебного материала, который изучается на теоретических предметах, всесторонне развивает учащихся интеллектуально, культурно и музыкально.

Программа по сольфеджио предполагает использование основных видов музыкальной деятельности учащихся на уроке: слушание музыки, анализ на слух, интонационные упражнения, пение, чтение с листа, изучение нотной грамоты, музыкально – ритмические упражнения. Однако на сегодняшний день этот список расширен и включает: размышления по поводу услышанной музыки, импровизации (вокальные, ритмические), творческие задания, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений – все эти формы способствуют развитию ученика, формированию его как творческой и музыкальной личности. На некоторых из вышеперечисленных форм можно остановиться подробнее.

Основными задачами теоретических дисциплин являются:

• выявление и развитие задатков и способностей детей;

• выработка качеств личности и деятельности, обусловливающих проявление творчества в любом деле;

• личностно-ориентированный подход и создание условий для самовыражения.
Сольфеджио в переводе с итальянского – «пение по нотам» 

Сoльфеджио – дисциплина практическая, предполагающая выработку в первую очередь ряда практических навыков. Пoэтому для успешных занятий необходимы следующие составляющие:

• хорошее знание предмета самим педагогом: владение теорией и грамотное её использование на практике;

• умение заинтересовать и передать свои знания ученикам – в данном случае речь идёт именно о творческом подходе преподавателя в свoей деятельности;
•любовь к детям.

Формы работы на уроках сольфеджио:

1.Интонационные упражнения

2.Сольфеджирование, чтение с листа.

3.Ритмические упражнения.

4.Слуховой анализ.

5.Музыкальный диктант.

1.Интонационные упражнения.

Эти упражнения даются с целью выработать  чистое пение каждой ноты. Для этого активируется  работа внутреннего слуха и координация голоса.

Занятия с начинающими обычно включают в себя пение простейших песен на одном звуке. Эти попевки дают возможность поставить сразу несколько задач. Песню на одном звуке можно спеть и сыграть forte, piano, в разных регистрах и октавах, на любой черной и белой клавише, медленно, быстро, окрашивая гармоническим сопровождением педагога, любым количеством исполнителей, в октаву, в квинту и другие интервалы (вводя понятия «консонанс» и «диссонанс»), staccato, legato и т.п.

Расширяя диапазон предлагаемых песен, можно воспитывать в детях ощущение устойчивости и неустойчивости звуков, а также умение распознавать на слух интонацию: движение гаммообразное, скачкообразное, опевание, движение по звукам трезвучия и т.п.

Таким образом, круг узнаваемых интонационных оборотов расширяется, составляя своеобразный «музыкальный словарь».

Разучивание и запоминание происходит  путем многократного повторения мелодических оборотов в заданных тональностях. Вырабатывается навык и  умение точно, красиво и быстро воспроизвести нотный текст в новой тональности.

Эти упражнения требуют системной работы, чтобы закрепить приобретённые навыки.

К таким заданиям относятся:

- пение настроек, устойчивых ступеней с опеванием,  неустойчивых ступеней с разрешением в тональности;

- пение тетрахордов, гамм, различных мелодических оборотов;

- пение попевок, интервалов, аккордов и последовательностей;

- пение  секвенций тональных и модулирующих, песенок;

- пение в ладу и от звука.

Интонационные упражнения должны помочь узнаванию этих элементов при анализе на слух, при записи диктантов.

Но основная их цель – создать базу для воспитания навыков чтения с листа. Обучение проводится группами и индивидуально, по «цепочке», чередуя пропевания вслух и про себя, сольфеджируя, с закрытым ртом, с текстом и т.д.

Пение каждого упражнения нужно проводить с гармонической поддержкой, затем постепенно переходить к пению а cappella.

При пении a cappella следует не торопить ученика, а дать ему возможность услышать звучание внутренним слухом, а затем уже воспроизвести голосом. Многоголосные упражнения следует включать в работу как можно раньше и далее вести работу параллельно.

2.Сольфеджирование, чтение с листа.

Сольфеджирование - основная форма работы в классе на протяжении всех лет обучения. При сольфеджировании вырабатываются правильные певческие навыки, интонационная точность, сознательное отношение к музыкальному тексту, воспитываются чувства лада, ритма, ансамбля.

Для чтения с листа необходимы теоретические знания, развитый слух, чувство метроритма, вокальные навыки, понимание музыкальной формы. Многое зависит от индивидуальных особенностей учащихся и поэтому не следует ставить непосильные задачи. Техника чтения с листа требует обязательной тренировки, приобретаемой в упорной работе.

Педагогу следует неустанно и терпеливо работать над воспитанием внутренних представлений, над способностью, видя записанные ноты, слышать их. Одним из важнейших принципов в обучении чтению с листа является последовательность в нарастании трудностей.

Владение интервалами, то есть умение их петь, слышать, называть, необходимо для всего хода развития навыков чтения с листа и записи диктантов. Однако овладение интервалами – длительный путь, работа должна вестись на протяжении всего курса сольфеджио.

Следует добиваться чистого, выразительного пения по нотам без поддержки инструмента, уметь мысленно представлять себе звуки и понимать нотный текст, стараться понять и охватить в целом музыкальную мысль.

Обязательное условие при повторном исполнении петь с дирижированием, используя правильный и чёткий дирижёрский жест.  Номера на уроке  разбираются, анализируются, разучиваются, определяется размер, длительности нот, счёт, схема дирижирования, направление и движение мелодии, тональность. В процессе чтения с листа добиваемся  осмысленного пения.

Формы чтения с листа разные:

-пение мелодии c одновременным проигрыванием её на фортепиано;

-пение мелодии с одновременным проигрыванием её на фортепиано в другой октаве;

-пение с тактированием под импровизируемый преподавателем гармонический аккомпанемент;

-пение выученного примера в различных темпах;

-пение с транспонированием;

-пение по «цепочке»;

-пение индивидуально;

-пение на слоги или с текстом.

Традиционно выполняем  задание - сольфеджировать № или диктант.

Дома эти упражнения можно проиграть со счётом, мелодию выучить наизусть, транспонировать. Важное условие - добиваться чистоты пения во всех заданиях данной.

3.Ритмические упражнения.

С самых первых уроков ритмические упражнения в игровой форме всегда являются важной частью занятия. Метроритм присутствует в каждом виде работы. Первоначальным знаниям метроритма принадлежит существенная роль. Не освоив азов ритмической грамоты, не овладев необходимыми умениями и навыками, ученикам трудно воспроизвести ритмический рисунок,  сольфеджировать музыкальные номера, писать различные виды диктантов. Эти знания оформляются в правила про длительности нот, паузы, ритмические группировки, размер, сильные и слабые доли, дирижёрский жест в разных размерах и др.

Упражнения для развития метроритма:

- ритмизация стихотворений, песенок;

- ритмические, двигательные и речевые каноны;

- ритмические партитуры на 2, 3 голоса;

-воспроизвести ритмический рисунок номера;

-ритмические диктанты с заданием определить размер, расставить тактовые черты, выполнить правильную группировку. Упражнения в разных размерах, темпах. Отдельные задания на письменное выполнение правильной группировки. Правила и ритмические группировки нужно знать наизусть, повторять. В домашней работе ребёнок должен разучивать номер со счётом вслух, дирижировать и называть ноты.

4.Слуховой анализ.

Это очень важна систематическая работа на каждом уроке. В ней объединяются все знания и умения, получаемые учащимися на уроках. «Слуховая наглядность» — метод работы над анализом на слух. Осознание слышимого, умения правильно и целенаправленно слушать. Многократное слушание ведет к запоминанию, узнаванию элементов. При анализе элементов музыкального языка следует использовать контрастные сочетания. Например, интервалы- после секунды брать октаву, после терции – септиму. Контрасты по высоте и по звучанию помогут лучше запомнить теорию. Соблюдение принципа контрастности имеет особое значение на первом этапе.  Музыкальная память, мышление, накопление внутренних слуховых представлений, развитие гармонического слуха. При данной форме работы нужно уметь применять знания теории. Например, уметь построить интервалы, аккорды, знать о ступенях гаммы, о ладах и их видах. Играть данные построения, слушать, петь. Систематическая работа как слушание, осознание и запоминание. Работа над анализом на слух имеет большое значение для чтения с листа и особенно для записи диктанта.

5.Музыкальный диктант.

Наиболее полной формой слухового анализа является музыкальный диктант – запись услышанной музыки. Цель музыкального диктанта состоит в том, чтобы воспитать навыки непосредственного перевода воспринимаемых музыкальных образов в четкие слуховые представления.

Совершенно очевидно, что сложный процесс записи диктанта –

«слышу – понимаю – записываю» – требует специальной подготовки. Это одна из важнейших задач методики сольфеджио: показать и научить, как писать диктант.

В процессе записи диктанта участвуют самые разные стороны слуха и разные свойства психологической деятельности:

-мышление (образное и ассоциативное), обеспечивающее осознание слышимого;

-память, дающая возможность уточнять слышимое, запоминать ;

-внутренний слух, способность мысленно слышать и представлять себе звуки, ритм и другие элементы.

Во время диктанта важно уметь слышать, анализировать мелодию.

Кроме того, диктант предполагает наличие теоретических знаний, помогающих грамотно записать услышанное.

Эта форма работы является одной из сложных в курсе сольфеджио. Как анализ на слух, так и диктант – это итог знаний и навыков, определяющий уровень музыкально-слухового развития ученика.

Работа над диктантом в основном проходит в классе, на уроках. Руководствуясь работой класса, педагог должен знать индивидуальные особенности каждого ученика и учитывать их. Его роль в процессе написания диктанта очень ответственна – он направляет ученика.

Одна из важнейших задач методики сольфеджио – показать алгоритм как писать диктант. Отработанные навыки написания диктанта выстраиваются в примерный план, который помогает ученику  во время работы.

На ранних стадиях следует требовать, чтобы все ученики дирижировали при записи.

Приступая к работе над музыкальным диктантом, следует помнить об огромном разнообразии возможных форм заданий в этой области, применимых на разных стадиях обучения.

Формы диктанта могут быть разные:
• ритмическое оформление записанных на доске нот;

• диктант с «ошибками» - исправление ошибок в написанном нотном тексте;
• запись знакомой музыки (возможно мелодии, исполненной ранее при чтении с листа);

• самодиктант (запись ранее выученного наизусть номера или мелодии по памяти);
• составление диктанта по карточкам (ритмический диктант);

• традиционный диктант.
Кроме того, не стоит забывать и о творческих формах работы над диктантом:
• транспонирование диктанта в разные тональности как устно, так и письменно;

• подбор басового голоса к диктанту;

• сочинение ритмической вариации на основе мелодии диктанта и другие.

Творческие задания различных видов необходимо включать в работу как можно чаще, так как они стимулируют активность учащихся, способствуют их раскрепощению. Кроме того, игровые задания очень нравятся детям всех возрастов. Творчество, как альтернатива механическому, пассивному заучиванию – это обучение через активное обращение с материалом, возможность проявить себя, создать что-то новое, приобрести опыт.

Творческий подход значительно ускоряет усвоение материала, облегчая процесс обучения, делая его занимательным и радоcтным.

В старших классах диктант пишется 20-25 минут. Если учащийся написал диктант быстрее, то  можно попросить его спеть наизусть или сыграть на фортепиано, можно транспонировать письменно.

Однако, целесообразно не отказываться от упомянутых форм диктанта на всех этапах обучения, поскольку они мобильны и позволяют решать много задач за короткое время.

6. Знания по теории. 

С самого первого урока большое внимание уделяется знанию теории, правил. На занятиях в младших классах чтобы запомнить правило используем песенки, в содержании которых изложено правило. Затем переходим на работу с карточками по теории, где изложены формулы строения аккордов, правила по теории, гармонические последовательности и т.д.

Каждое домашнее задание содержит правило или правила по новой теме либо на повторение. Если правил несколько, то значит они небольшие.

В старших классах учащиеся применяют теоретический материл для выполнения заданий, построения билетов и отвечают по вопросам  на оценку. В таком формате знания окончательно закрепляются и систематизируются.

В сферу знаний и умений входят также умение записывать и воспроизводить нотные тексты в различных октавах, в скрипичном и басовом ключах, различных ритмических рисунков и со всеми возможными знаками альтерации. Важным является то, что любые теоретические сведения необходимо «извлекать» из слуховых представлений, на основе показа и анализа музыкальных примеров.

Использование наглядного материала, ИКТ существенно обогащают занятия и вносят элементы современности, актуализируют изучаемый материал. Компьютер является средством повышения эффективности процесса обучения в музыкальной  школе.

Компьютерную презентацию можно использовать не в течение всего урока, а на отдельном этапе, что существенно экономит время.

Важно, чтобы любой ученик, приходящий на урок сольфеджио, понимал, что именно на этих занятиях он приобретет навыки быстрой концентрации внимания, разовьет свою память и ассоциативную базу. То есть, все то, что пригодится в самых разных областях его будущей деятельности, независимо от того, станет он профессиональным музыкантом или нет.

Для этого сольфеджио в XXI веке надо преподавать так, чтобы на деле убедить ученика в поистине удивительных возможностях этого предмета.

 

Изучение предмета «сольфеджио» помогает  выполнить следующие задачи:

• развитие общей музыкальности и творческого отношения к музыке;

• развитие музыкального слуха как основы для практических навыков (чтение и запись музыки);

• воспитания бережного отношения к национальной культуре, фольклору, к русской народной музыке;

• развитие «наслышенности» - знакомство с лучшими образцами классической и современной музыки;

• применение принципа единства обучения и воспитания, развитие мышления и самостоятельности.

Итогом обучения являются выпускные экзамены по сольфеджио: письменный и устный. Письменный: мелодический диктант, построение и слуховой анализ.

В заключении можно сказать, что освоение учащимися комплекса знаний, приобретение ими умений и навыков возможно при условии  всех форм работы на уроке «Сольфеджио».

Важная задача на уроках сольфеджио – в условиях групповых занятий найти индивидуальный подход к каждому ребенку и максимально раскрыть его потенциал. Следует выбирать доступные для учащихся задания и формы их исполнения

Список используемой литературы:

1.Баева Н. Зебряк Т. Сольфеджио для 1-2 классов ДМШ. – М., 1975

2.Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. – М., 1986

3.Калинина Г.Ф. Сольфеджио. Рабочая тетрадь.1-7 классы. - М., 2003

4.Музыкальные занимательные диктанты. Младшие классы. Составитель Г.Ф. Калинина.-М., 2002

5.Первозванская Т. Мир музыки. Полный курс теоретических дисциплин. С - Пб, 2007

6.Столицкая Т. Сто уроков по сольфеджио для самых маленьких. – М., 1998

7.Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. – М., 1974

Март, 2021г.,

г. Железногорск.