Методическая разработка серии занятий "Воспитание юного петербуржца через знакомство с историей и музыкальной культурой своей страны"

Пескова Татьяна Геннадьевна

Воспитание культуры петербуржца происходит за счет уклада собственной школьной жизни, традиций и правил, установленных в гимназии, характеризующих взаимодействие старшего и младшего поколения, внеурочная деятельность школьников. Проведение занятий курса «Я – Петербуржец» главная цель которого - формирование у обучающихся современного патриотического сознания, чувства верности культуре своей Родины (большой и малой), изучение музыкальной культуры, обычаев и традиций. Важное при проведении серии занятий (уроков) создать условия для приобретения живого и непосредственного духовного опыта, с помощью которого можно убедиться в безусловных достоинствах своего Отечества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_peterburzhtsa.muzykalnaya_kultura.doc64 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Воспитание юного петербуржца через знакомство с историей и музыкальной культурой своей страны

“О, светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская,

многими красотами прославлена ты…

Всем ты преисполнена, земля Русская…»

Слово о погибели русской земли

после смерти Великого князя Ярослава

Автор: Т.Г. Пескова, учитель

Воспитание культуры петербуржца происходит за счет уклада собственной школьной жизни, традиций и правил, установленных в гимназии, характеризующих взаимодействие старшего и младшего поколения, внеурочная деятельность школьников. Проведение занятий курса «Я – Петербуржец» главная цель которого - формирование у обучающихся современного патриотического сознания, чувства верности культуре своей Родины (большой и малой), изучение музыкальной культуры, обычаев и традиций. Важное при проведении серии занятий (уроков) создать условия для приобретения живого и непосредственного духовного опыта, с помощью которого можно убедиться в безусловных достоинствах своего Отечества.

Время проведения фестиваля: февраль - март.

Организаторы фестиваля: заместитель директора по воспитательной работе, педагоги-организаторы

В подготовке и проведении Фестиваля принимают участие заместитель директора по ВР, педагоги-организаторы, классные руководители, воспитатели ГПД, заведующая библиотекой, учителя музыки, методист по информатизации, учащиеся 1-х — 11-х классов, родители. Содержательная часть мероприятий для учащихся 1-х — 4-х классов остаётся неизменной, в основном связана с изучением русского народного творчества на уроках русского языка, литературы, музыки. В конкурсных программах 5-х — 11-х классов изменяются группы народностей и выбор произведения для представления театрализации.

Во время участия в Фестивале происходит поэтапное изучение истории России:

1 класс — знакомство с «детским фольклором» (пестушки, потешки, сказки, поговорки, песенки-заклички, плясовые песни, русские народные игровые песни).

2 класс — знакомство с играми разных народов, в том числе и подвижными русскими народными играми.

3 класс — предметы домашней утвари, традиции рукоделия, пословицы и поговорки о доме, исполнение лирических и хороводных песен (виды хороводов).

4 класс — традиции празднования масленичной недели (проигрывание обряда проводов масленицы).

5 — 7 классы — знакомство с особенностями, традициями и обрядами жителей:

  • финно-угорской группы;
  • Кавказа, Средней Азии и Севера;
  • стран Балтии.

8 — 11 классы знакомятся с творчеством известных мастеров искусства, театральными деятелями, правилами театрального этикета, представляют собственные театрализации в разных жанрах искусства.

При подготовке к Фестивалю составляется план подготовки Фестиваля

Сроки

Техническое задание

Ответственный

1

Январь

Разработка положения о проведении фестиваля, постановка целей и задач, координирование

Зам. директора по ВР

2

15 — 20 января

  • составление плана проведения мероприятий и создание рабочих групп по подготовке;
  • определение критериев оценки мероприятия;
  • составление графика проведения мероприятий;
  • оформление помещения для проведения мероприятия;
  • определение и приглашение жюри;
  • обеспечение музыкального и технического оформления

Педагоги – организаторы

Совместно с методистом по информатизации

3

20 февраля — 2 марта

  • проведение мероприятий по графику
  • проведение репетиций
  • оформление мероприятия (реквизит, музыкальное и техническое оформление)
  • привлечение родительского актива
  • продумывают формы награждения

Классные руководители, классные воспитатели

4

4 марта

Подведение итогов фестиваля

Зам. директора по ВР, педагоги-организаторы

5

6 марта

Награждение по итогам фестиваля

Администрация гимназии

Фестиваль истории культуры России

ПОЛОЖЕНИЕ

Дата проведения: февраль - март (сроки уточняются ежегодно)

Нормативная основа:

  • Национальная инициатива «Наша новая школа»
  • Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011–2020 гг. «Петербургская Школа 2020»
  • Программа развития гимназии «Создание условий для эффективной реализации модели современного качества образования» 2008 – 2012, 2012 – 2015
  • Программа гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в Санкт-Петербурге на 2011 – 2015 гг. (программа «Толерантность»)

Цель фестиваля: активизация и поиск новых форм просветительской деятельности, способствующей восприятию феномена российской культуры как синтеза этнокультур народов и народностей, проживающих в России, изучению и осмыслению исторических особенностей, традиций и обычаев

Задачи фестиваля:

  • воспитание уважение к культуре и историческому наследию
  • активизация творческой деятельности
  • развитие творческих способностей
  • совершенствование эстетического воспитания
  • воспитание у молодежи позитивных ценностей и установок на уважение, понимание и принятие сконцентрированного в Санкт-Петербурге многообразия культур
  • формирование культуры общения

Участники фестиваля:

Учащиеся 1 – 10 классов, их родители и учителя.

Возрастные группы:

  • Начальная школа: 1 – 4 классы.
  • Основная и старшая школа: 5 – 10 классы.

Итоги фестиваля подводят зам. директора по ВР, педагоги – организаторы, члены жюри конкурсов. К обсуждению приглашаются классные руководители. Обсуждаются вопросы качества подготовки и проведения мероприятия, степень участия родителей и активность учащихся, распределяются награждения по номинациям.

Краткое содержание мероприятий

Параллель

Мероприятие

Первые классы

Праздник устного народного творчества «Весела была беседа»

Праздник состоит из представления для родителей изученных на уроках детьми жанров «детского фольклора» (пестушки, потешки, сказки, поговорки, песенки — заклички, плясовые песни, русские — народные игровые песни). Родители готовят русские народные костюмы. Праздник проходит в игровой форме, разыгрывая ситуации, в которых дети демонстрируют свои знания (исполняют потешки, песенки, игры). Праздник проводится в каждом классе отдельно.

Вторые классы

Праздник «Сюиты народных игр»

В период подготовки к празднику, во внеурочное время, дети знакомятся с играми разных народов, проигрывают их на переменках или прогулке. Праздник проходит в форме эстафеты. В празднике сочетаются примеры устного народного творчества (чтение на скорость скороговорок, как можно больше произнести пословиц и поговорок на тему...) и участие в играх.  Родители присутствуют в качестве группы поддержки. Праздник проводится на параллель в спортивном или актовом зале, в зависимости от количества участников.

Третьи классы

Русские народные посиделки «Здравствуй, хозяюшка!»

Готовясь к празднику, учащиеся знакомятся с традициями посиделок.

Для оформления интерьера собирают предметы домашней утвари. На посиделках рассказывают о традициях рукоделия, вспоминают пословицы и поговорки о доме, исполняют лирические песни, демонстрируют виды хороводных песен. Родители участвуют в подготовке костюмов (их элементов), собирают предметы интерьера, готовят блюда для последующего чаепития. Праздник проводится на параллель в актовом зале, затем участники расходятся по классам.

Четвертые классы

Праздник «Прощай, Масленица!»

К празднику учащиеся изучают стихи и песни о блинах, масленице. На уроках музыки знакомятся с примерами проводов масленицы в творчестве русских композиторов. Наряжают Масленицу. В день проведения праздника  родители приносят блины для чаепития. Праздник условно делится на три части: познавательная (проигрываются события масленичной недели) проводится в помещении, игровая (проведение масленичных народных игр и проводы Масленицы) может проводиться на улице (по выбору класса); чаепитие с блинами.

Предполагается 2 варианта проведения праздника — на параллель или по классам. Родителям предлагается стать непосредственными участниками действия.

Пятые

седьмые

классы

Конкурс «Многоликое соцветье»

Ежегодно задание для участников меняется. Предлагается Выбрать народность, которую необходимо представить на Фестивале:

  • жители финно-угорской группы;
  • жители Кавказа, Средней Азии и Севера;
  • жители стран Балтии.

Выбирается команда, представляющая класс на конкурсе. Для присутствующих в зале учащихся и родителей (по желанию) происходит знакомство с особенностями, традициями и обрядами жителей выбранных командой народностей. Участникам конкурса необходимо подготовить:

  • видеоряд или презентация, которая знакомит с природой, достопримечательностями, культурными особенностями, территориальным расположением данного народа; задать несколько вопросов зрителям по материалам презентации;
  • рассказ о национальных праздниках и традициях;
  • представить национальное блюдо;
  • провести национальную игру со зрителями;
  • демонстрация женского или мужского национального костюма (или его элементов), рассказать об особенностях, значении тех или иных деталей, причёске.

Конкурс оценивает жюри под председательством директора гимназии по заранее разработанным критериям оценивания.

Восьмые

десятые классы

Конкурс «Театральный разъезд»

При подготовке к конкурсу учащимся предлагается познакомиться с правилами театрального этикета, знакомятся с творчеством заранее определённых известных мастеров искусства, театральных деятелей, в качестве домашнего задания заранее, по жеребьёвке разыгрываются жанры, в которых команды (классы) представляют собственные театрализации. Особое внимание уделяется костюмам и музыкальному оформлению. В процессе конкурса команды участвуют в заданиях:

  • вопросы на знание театрального этикета;
  • блиц-турнир по вопросам искусствознания, истории театров Петербурга;
  • театрализация сказки, басни в жанре комедии, трагедии, мюзикла и т.д.

Название литературного произведения ежегодно обсуждается перед началом фестиваля.

Конкурс оценивает жюри по заранее разработанным критериям.