ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА по учебному предмету «Занимательное сольфеджио» (Раннее развитие музыкальных способностей) Срок обучения 1 год, с 6 до 7 лет

Зенина Юлия Леонидовна

ДООП «Занимательное сольфеджио. РРМС» реализуется на отделении Раннее развитие музыкальных способностей и рассчитана на 1 год обучения. Рекомендуемый возраст детей, приступающих к освоению программы с 6 до 7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_rrms_zenina.docx49.42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУДО «ДМШ»

________________ Белова Т.В.

Приказ № 0206/1-ОД от 2.06.2021

ОДОБРЕНО

Заседанием Педагогического совета, протокол № 7

   

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

по учебному предмету

«Занимательное сольфеджио»

(Раннее развитие музыкальных способностей)

Срок обучения 1 год, с 6 до 7 лет

Составитель:

Преподаватель   Ю.Л. Зенина

г. Дзержинский  2021

Содержание

I.

Пояснительная записка ………………………………………………………

3

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе……………………………………………………..

3

2. Срок реализации учебного предмета…………………………………….

4

3.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом МБУДО «ДМШ» на реализацию учебного предмета………………………

4

4. Сведения о затратах учебного времени…………………………………

4

5. Форма проведения учебных аудиторных занятий………………………

5

6. Цель и задачи учебного предмета…………………………………………

5

7. Структура программы учебного предмета………………………………

6

8. Методы обучения………………………………………………………………

6

9.Описание материально-технических условий реализации учебного предмета…………………………………………………………………………

6

II.

Содержание учебного предмета…………………………….………………

7

1.Учебно-тематический план…………………………………………………

8

2. Распределение учебного материала на 1 год обучения………………

8

3.Формы работы на уроке сольфеджио……………………………………

10

III.

Планируемые результаты освоения программы…………………………

13

IV.

Формы учета и критерии оценки……………..………………..……………

14

V.

Методическое обеспечение учебного процесса…………………..………

15

VI.

Список рекомендуемой учебно-методической литературы……..……

18

1. Список рекомендуемой учебной литературы……………………………

18

2. Список рекомендуемой методической литературы……….…………

19

I. Пояснительная записка

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Сольфеджио – один из важнейших предметов теоретического цикла в ДМШ, позволяющий развить мотивацию к познанию и творчеству, приобщить учащихся к общечеловеческим ценностям, привить художественные интересы и вкусы, вникнуть в структуру музыкальных сочинений, понять их устройство как в общем плане (форма, функциональность), так и более конкретно (виды использующихся аккордов, интервалов).

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательное сольфеджио» для отделения Раннее развитие музыкальных способностей (далее – ДООП «Занимательное сольфеджио. РРМС») разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ.

Сольфеджио по праву считают основой основ музыкального воспитания, так как этот предмет представляет собой целую систему музыкального развития, включающую формирование звуковысотного слуха, чувства лада, чувство метроритма, гармонического слуха, музыкальных представлений.

Полученные на уроках сольфеджио знания и навыки помогают учащимся в их занятиях по специальности и другим музыкальным дисциплинам, пробуждают в них интерес к музицированию, подбору по слуху, сочинению и слушанию музыки.

Актуальность и новизна данной программы заключена в соединении известных современных методик с наработками педагогов школы и синтезировании различных методологических подходов к обучению детей в подготовительном классе. Программа нацелена на разработку комплексного культурологического образования и развития творческих способностей ребенка.

        Работа по ДООП «Занимательное сольфеджио. РРМС» предполагает творческий подход и гибкий, вариативный способ выстраивания учебного материала; возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из степени усвоения учащимися предполагаемых знаний и практических умений.

ДООП «Занимательное сольфеджио. РРМС» разработана в русле личностно-ориентированной педагогики, что позволяет дифференцированно подойти к развитию каждого ребенка, с учетом его  индивидуальных психологических особенностей, художественно – творческих способностей, состояния здоровья, ситуации в семье.

2. Срок реализации учебного предмета

ДООП «Занимательное сольфеджио. РРМС» реализуется на отделении Раннее развитие музыкальных способностей и рассчитана на 1 год обучения. Рекомендуемый возраст детей, приступающих к освоению программы с 6 до 7 лет.

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом МБУДО «ДМШ» на реализацию учебного предмета

При реализации ДООП «Занимательное сольфеджио. РРМС» продолжительность учебных занятий составляет 34 недели в год.

Общая трудоемкость 1 года обучения составляет 85 часов.

 Из них: 51 часов – аудиторные занятия, 34 часа – самостоятельная работа.

Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:

Аудиторные занятия:

  • 1 год обучения – 1,5 часа (55 минут) в неделю

Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):

  • 1 год обучения – 1 час (35 минут) в неделю

4. Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной работы, нагрузки,

аттестации

Затраты учебного времени

Всего часов

Год обучения

1-й год

Триместры

1

2

3

Количество недель

10

12

12

Аудиторные занятия

15

18

18

51

Самостоятельная работа

10

12

12

34

Максимальная учебная нагрузка

25

30

30

85

Общая трудоемкость ДООП «Занимательное сольфеджио. РРМС» 85 часов.  Из них: 51 час – аудиторные занятия, 34 часа – самостоятельная работа.

Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:

Аудиторные занятия:

  • 1,5 часа в неделю.

Самостоятельная работа:

  • 1 час в неделю.

Данный объем часов позволяет обеспечить овладение необходимым минимумом знаний, умений и навыков, а также выявить творческие способности учащихся.

5. Форма проведения учебных аудиторных занятий

Основной формой учебной и воспитательной работы по ДООП «Занимательное сольфеджио. РРМС» является урок в форме группового занятия преподавателя с учениками. Ученический состав групп постоянный (10-14 человек).

Продолжительность одного урока 55 минут (1,5 часа). Групповые занятия проводятся 1 раз в неделю.

Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (театров, центров культуры, концертных залов, музеев, выставок и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно – просветительской деятельности МБУДО «ДМШ».

Необходимо постоянное сотрудничество с родителями, не менее важным является совместное с родителями ознакомление с дополнительной литературой, аудио и видеозаписями.

По окончании каждого триместра предусмотрены каникулы, в соответствии с графиком работы МБУДО «ДМШ».

6. Цели и задачи учебного предмета

Целью ДООП «Занимательное сольфеджио. РРМС» является всестороннее развитие музыкального слуха, что должно помогать воспитанию мыслящего, самостоятельного, владеющего знаниями и навыками человека, могущего применить их на практике.

Освоению основных целей сопутствуют и следующие задачи:

Обучающие: овладение знаниями и умениями необходимыми начинающему музыканту в освоении вокально – интонационных, метроритмических, слуховых и творческих навыков;

Развивающие: развитие познавательных интересов и творческих способностей, внимания, памяти, логического и творческого мышления;

Воспитательные: формирование таких качеств как настойчивость, трудолюбие, усидчивость в достижении оптимального уровня знаний, умений, навыков и способов деятельности, необходимых для дальнейшего эффективного обучения в начальных классах ДМШ.

7. Структура программы учебного предмета

ДООП «Занимательное сольфеджио. РРМС» содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение предмета;
  •  распределение учебного материала по годам обучения;
  •  описание дидактических единиц учебного предмета;
  •  требование к уровню подготовки учащихся;
  •  формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
  • методическое обеспечение учебного процесса;

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание   учебного предмета».

8. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач ДООП «Занимательное сольфеджио. РРМС» используются следующие методы обучения:

  • словесный (устное изложение, объяснение, беседа, рассказ);
  • наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, использование пособий, показ педагогом образца выполнения);
  • практический (выполнение задания по инструкциям, образцам, карточкам);
  • игровой мотивации (использование дидактических игр);
  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления);
  • методы сравнения, нахождения сходства и различия, анализа;
  • методы музыкального обобщения;
  • методы «забегания вперед» и «возвращения» к пройденному на новом уровне;
  • метод создания ситуации успеха.

9. Описание материально – технических условий реализации учебного предмета

Материально-техническая        база музыкальной школы соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Учебные кабинеты для занятий    оснащены инструментом фортепиано (рояль) и имеют площади не менее 16 кв. метров. Помещения имеют достаточную звукоизоляцию, своевременно ремонтируются, обставлены современной удобной учебной мебелью.

Учебно-методическими условиями для реализации ДООП «Занимательное сольфеджио. РРМС» являются наличие:

  • нотной и методической литературы, учебных сборников и пособий;
  • дидактических раздаточных материалов (наглядные пособия, таблицы, карточки);
  • музыкально – шумовые инструменты (для выполнения отдельных видов деятельности);
  • видео – аудио пособия;
  • школьная доска с нотным станом;
  •  музыкальный центр, DVD, телевизор, ноутбук с подключением к сети Интернет;
  • материалы (нотные тетради, мел, карандаши, ручки, ластики).        

Музыкальные инструменты регулярно обслуживаются настройщиком (настройка, мелкий и капитальный ремонт). 

II. Содержание учебного предмета

ДООП «Занимательное сольфеджио. РРМС» - общеразвивающая программа в области музыкального искусства со сроком обучения 1 год, является заметным нововведением, меняющим традиционные представления в сфере дополнительного образования. В программе предлагается системное распределение материала, в процессе освоения которого обучающиеся обретут необходимые практические навыки и основополагающие теоретические знания. В содержании программы можно видеть определенный компромисс между информативностью и занимательностью, что поможет использовать их в работе с начинающими обучающимися.

Программа направлена на знакомство и изучение основных правил, развитие нотного письма, слуховых представлений, коллективного и индивидуального интонирования, пения по нотам.  Учебный материал сгруппирован в парные уроки: это дает возможность преподавателю свободно выбирать задания и их подразделы для классной и домашней работы.

Основными педагогическими принципами в освоении данной программы являются:

  • от простого к сложному;
  • от медленного к быстрому;
  • послушай и повтори;
  • осмысли и выполни;
  • от эмоций к логике;
  • от логики к ощущению.

1. Учебно – тематический план

Наименование темы

Вид учебного

занятия

Кол-во

часов

I триместр

1

Музыка в нашей жизни. Три основных жанра в музыке. Музыка и музыкальные инструменты

Урок

1,5

2

Звуки высокие, средние, низкие. Регистры. Клавиши фортепиано. Октава.

Урок

1,5

3

Ноты. Скрипичный ключ.

Урок

3

4

Длительности. Ритмический рисунок.

Урок

3

5

Сильная и слабая доли. Такт.

Урок

3

6

Текущий контроль

Контрольный урок

1,5

7

Повторение пройденного материала.

Урок

1,5

II триместр

8

Размер 2/4. Схема дирижирования в размере 2/4.

Урок

3

9

Тон. Полутон. Знаки альтерации.

Урок

3

10

Затакт. Паузы.

Урок

3

11

Музыкальные фразы.

Урок

1,5

12

Аккорд. Мажорное и минорное трезвучие.

Урок

1,5

13

Тоника. Тональность. Ступени лада.

Урок

1,5

14

Тональность До мажор.

Урок

1,5

Текущий контроль

Контрольный урок

1,5

15

Повторение пройденного материала

Урок

1,5

III триместр

16

Тональность Ре мажор

Урок

3

17

Тональность Соль мажор. Ломаная гамма

Урок

3

18

Тональность Фа мажор.

Урок

3

19

Музыкальные размеры 2/4, 3/4, 4/4.

Урок

3

20

Интервалы.

Урок

3

21

Итоговая аттестация.

Контрольный урок

1,5

22

Повторение пройденного материала.

Урок

1.5

ИТОГО: 34 урока по 1,5 часа

51

2. Распределение учебного материала

Высокие, средние и низкие звуки. Регистр.

Громкость звука. Динамические оттенки.

Клавиатура фортепиано.

Нотный стан, скрипичный ключ, ноты первой и второй октавы.

Долгие и короткие звуки.

Ритм. Ритмослоги.

Длительности: целая, половинная, четвертная, восьмая.

Мелодии на одном звуке.

Мелодии на соседних звуках.

Мелодии на трех соседних звуках. Знакомство с «лесенкой».

Звукоряд, гамма, ступени.

Цифровое обозначение ступеней.

Устойчивость и неустойчивость.

Тоника, тоническое трезвучие, аккорд.

Лад. Мажор и минор.

Тон. Полутон. Диез. Бемоль. Бекар.

Тональности: До мажор, Фа мажор, Соль мажор, Ре мажор.

Понятия мотив, фраза, цезура, вступление, заключение.

Аккомпанемент. Куплет, припев.

Реприза.

Нотное письмо.

Направление мелодии.

Мелодии на четырех соседних звуках.

Мелодии на пяти соседних звуках.

Ладоинтонационные упражнения по звукам трезвучия.

Темп.

Размер 2/4 и 3/4, группировки длительностей, навыки дирижирования.

Такт, тактовая черта, затакт.

Сильная и слабая доли. Пульс. Метр.

Паузы четвертная и восьмая.

Ритмический ансамбль. Ритмическая партитура.

Шумовой оркестр.

Интервалы. Ступеневая величина интервалов.

3. Формы работы на уроках сольфеджио

Основные формы работы и виды заданий на уроках сольфеджио служат для развития музыкального слуха: мелодико-интонационного, ладового, гармонического, а также чувства метроритма, внутренних слуховых представлений, музыкального мышления, памяти, чувства формы.

Структуру учебного процесса на подготовительном отделении определяют практические формы, лежащие в основе каждого урока; принцип активной деятельности дошкольника определяет также преобладание устных форм в урочной системе и домашних заданиях, которые должны быть минимальны.

Базовые методические принципы лежат в основе построения программы.

Ее структуру определяют следующие направления:

  • развитие вокально – интонационных навыков и ладового чувства;
  • воспитание чувства метроритма;
  • формирование музыкально – слуховых представлений;
  • развитие творческих способностей;

Несмотря на то, что обучение по ДООП «Занимательное сольфеджио. РРМС» проводится в группах, задача педагога – найти индивидуальный подход к каждому ученику. Индивидуальные качества и способности учеников желательно учитывать при планировании урока, а также при выборе музыкального материала.

I триместр

Донотный период

  • беседа о музыке, композиторах, сравнение с другими видами искусства;
  • накопление и развитие музыкально – слуховых представлений: воспитание внимания, воображения, расширение эмоциональной сферы восприятия в процессе слушания музыкальных произведений; звукоизобразительные и звукоподражательные возможности музыки;
  • восприятие высоты звука (высокие, средние, низкие звуки), изобразительность музыки, связанная с регистром, сравнение высоты отдельных звуков, отстоящих друг от друга на октаву и шире, затем более низких по высоте;
  • воспроизведение отдельных звуков, коротких попевок на одном, двух, трех звуках; разучивание несложных песен;
  • развитие метроритмического чувства: слушание музыки (марш, песня, танец) с показом равномерной пульсации метрических долей (ходьба, хлопки, покачивание);
  • восприятие длительности звука (звуки длинные и короткие), знакомство с системой ритмослогов, ритможестов, ритмизация отдельных слов, считалок;
  • музыкальные игры со сменой темпа, динамики;
  • знакомство с инструментом, клавиатурой, делением на октавы, названием клавиш; творческие задания по слушанию музыки: сочинить рассказ, нарисовать картинку.

Развитие вокально – интонационных навыков и ладового чувства

  •  формирование правильного певческого дыхания (спокойный вдох, экономный выдох);
  •  вокально – интонационные упражнения (исполнение коротких попевок как секвенционных звеньев по полутонам и тонам);
  •  лад, окраска лада: мажор, минор;
  •  гамма До мажор, ступени, тоника, вводные звуки;
  •  освоение мажорного звукоряда в пределах терции: интонирование звукоряда, коротких мелодических оборотов с восходящими и нисходящими интонациями, повторность звуков (использовать наглядно пособие «Лесенка», дидактические карточки с обозначением ступеней;
  • пение попевок по нотной записи, с тактированием, исполнение со словами, с сопровождением и без. В качестве подготовительного упражнения использовать прием сольмизации (проговаривание звуков в ритме);
  • определять на слух наклонение лада, устойчивое окончание мелодии, направление мелодического развития.

Воспитание чувства метроритма

  •  развитие ощущения метрической пульсации с помощью подражательных, равномерных движений под музыку;
  •  ритмизация детских стихов, песен, запись ритмического рисунка с помощью четвертей и восьмых (система ритмослогов), использовать дидактические карточки;
  •  осмысление сильной и слабой долей размер 2/4;
  •  понятие «темп», его разновидности;
  •  ритмические игры «Обезьянки», «Вопрос – ответ»;
  •  ритмические диктанты на материале знакомых попевок.

Развитие творческих способностей, обогащение слухового опыта учащихся

  •  допеть, досочинить мелодию;
  •  придумать варианты окончаний знакомой песни;
  •  продолжить знакомство с основными музыкальными жанрами: песней, танцем, маршем и их разновидностями; различать жанры при повторном прослушивании;
  •  определять характер, регистр, лад, темп, динамику.

II триместр

Развитие вокально – интонационных навыков и ладового чувства

  • продолжить работу над формированием правильного певческого дыхания: смена дыхания между фразами;
  • продолжить работу над артикуляцией, дикцией на примере песенных упражнений;
  • вокально – интонационные упражнения на расширение певческого диапазона, на правильное звукообразование;
  • гамма До мажор, устойчивые и неустойчивые ступени, вводные звуки, тоническое трезвучие;
  • сопоставление одноименного мажора и минора на примере коротких песен и попевок, трезвучий;
  • включение в песенный репертуар мелодии с движением по устойчивым звукам, скачками на устойчивые звуки;
  • разучивание песен с текстом, с сопровождением и без, пропеванием на ритмослоги;
  • устные диктанты в пределах двух тактов с поступенным мелодическим движением;
  • определять на слух: лад, устойчивость и неустойчивость мелодических оборотов;
  • понятия: тон и полутон.

Воспитание чувства метроритма

  • размер 2/4, длительности нот, паузы;
  • тактировать в размере 2/4, отмечать чередование сильных и слабых долей;
  • работа с ритмослогами и карточками в размере 2/4;
  • освоение ритможестов в размере 2/4, с включением пауз;
  • узнавать песню по ритмическому рисунку;
  • определять размер по ритмическому рисунку;
  • ритмические игры;
  • ритмические диктанты.

Развитие творческих способностей, обогащение слухового опыта учащихся

  • досочинить ответные фразы;
  • придумать музыкальные вопросы и ответы;
  • раскрывать доступно пониманию ребенка содержание музыкальных произведений (настроение, чувства, пейзаж, портрет);
  • определять средства музыкальной выразительности, направление мелодического развития.

III триместр

Развитие вокально – интонационных навыков и ладового чувства

  • продолжать работу над качеством пения, чистотой интонационного строя, умением петь распевно, выразительно;
  • распевание на мотив несложных песен в тональностях: До, Ре, Соль, Фа мажор;
  • работа над интонированием ступеней на примерах песен, включающих обороты: V – IV – III – II – I, I – II – III – IV – V,    IV – III – II – I,    I – II – III – IV,   III – II – I,   I – II – III – II – I, скачки     I – V  и   V – I (при пении ступеней использовать наглядное пособие «Лесенка»);
  • знакомство с минорным звукорядом на уровне восприятия и освоения песенного репертуара: минорные песни, песни в одноименных тональностях;
  • устные диктанты: включать интонационные «модели», пройденные в учебном году

Воспитание чувства метроритма

  • освоение ритможестов  в размере 2/4, 3/4, 4/4, с включением пауз;
  • продолжить работу по развитию чувства ритмической пульсации: отстукивать рукой ритмические доли с одновременным проговариванием ритмослогов;
  • ритмические диктанты

Развитие творческих способностей, обогащение слухового опыта учащихся

  • прослушивание программной музыки, определение связи между характером и средствами музыкальной выразительности; расширять словарный запас детей для описания ими своих ощущений;
  • определять на слух: регистр, лад, характер, жанр, темп, определять количество фраз.

III. Планируемые результаты освоения программы  

В процессе занятий по ДООП «Занимательное сольфеджио. РРМС» учащиеся получают необходимые знания, умения, навыки для поступления в детскую музыкальную школу, формируются первичные музыкальные знания, развитие музыкального слуха, чувства ритма.

Дети учатся умению рационально использовать время для самостоятельной работы.

Прогнозируемый результат

Во время обучения учащиеся получают общее эстетическое воспитание, понимание основ музыкальной грамоты, жанровых первооснов, а также ритмических знаний.

После освоения курса данной программы обучения учащиеся должны уметь:

  • научиться различным приемам работы;
  • петь звукоряд гаммы До, Ре, Соль, Фа мажор;
  • петь выученную песню со словами, по нотной записи с дирижированием 2/4, проговаривать ритмический рисунок на ритмослоги, отмечать рукой ритмическую пульсацию;
  • обладать умением сольфеджировать простейшие одноголосные музыкальные примеры;
  • ритмический диктант (использовать знакомые мелодии): выкладывать карточками ритмический рисунок, проговаривать на ритмослоги, определять сильные доли;
  • определять размер по нотной записи;
  • определять на слух небольшие попевки, включающие поступенное движение вверх и вниз, движение по устойчивым ступеням, скачки;
  • определять жанр, характер, лад, темп, динамику;
  • знать основы музыкальной грамоты;
  • приобрести начальные навыки нотного письма

IV. Формы учета и критерии оценки

В процессе урока преподаватель оценивает качество занятий и уровень подготовки учащихся. Учебная система учета успеваемости осуществляется следующими формами контроля:

  • текущий контроль успеваемости;
  • итоговая аттестация обучающихся.

В качестве средств текущего контроля успеваемости используются устные опросы, пение песен со словами и сольфеджирование музыкальных примеров, письменные задания, ритмические упражнения и задания.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Итоговая аттестация проводится в форме контрольного урока в конце года.

В критерии оценки знаний, умений, навыков входят:

  • степень трудности программы и ее соответствие возможностям ученика;
  • уровень владения теоретическими сведениями;
  • уровень владения музыкальными понятиями;
  • уровень владения ритмическими навыками;
  • эмоциональная отзывчивость.

Постоянная фронтальная работа со всей группой позволяет преподавателю осуществлять беглый текущий опрос всех учащихся на каждом занятии.

Основные знания и навыки учащиеся приобретают на уроке. Домашние задания на закрепление пройденного в классе материала должны быть небольшими по объему и доступными по трудности. Это могут быть задания на сольфеджирование нотных примеров, пение интонационных упражнений и попевок, выполнение ритмических упражнений, творческие задания, письменные задания.

Цель аттестации - контроль знаний, умений и навыков обучающихся, который обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функцию.

При прохождении итоговой аттестации ДООП «Занимательное сольфеджио. РРМС» учащиеся должны продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями.

Оценки выставляется по пятибалльной шкале:

Оценка «5» («отлично»):

  • Выполнение всех заданий программы в полном объеме;
  • Точное выполнение поставленных задач.

Оценка «4» («хорошо»):

  • Выполнение всех заданий программы в объеме менее 95%;
  • Грамотное выполнение поставленных задач.

Оценка «3» («удовлетворительно»):

  • Выполнение заданий программы в неполном объеме;
  • Неточное выполнение поставленных задач.

Оценка «2» («неудовлетворительно»):

  • Невыполнение заданий программы;
  • Несоответствие работ учащегося поставленным задачам;

При выставлении оценки пятибалльная шкала может дополняться системой «+», «-» (5, 5-, 4+, 4, 4-, 3+, 3, 3-, 2).   

V. Методическое обеспечение учебного процесса

Успешное усвоение всех рекомендаций должно сочетаться с созданием на занятии такого психологического микроклимата, когда преподаватель, свободно общаясь с детьми на принципах сотрудничества, содружества, общего интереса к делу, четко реагирует на восприятие обучающихся, поддерживая атмосферу радости, интереса, побуждает их к творчеству.

Развитие вокально-интонационных навыков и ладового чувства

Одной из необходимых форм работы на уроках сольфеджио являются вокально- интонационные упражнения. Они помогают развитию музыкального слуха: ладового, гармонического, внутреннего. Вокально – интонационные упражнения дают возможность закрепить практически те теоретические сведения, которые учащиеся получают на уроках сольфеджио.

При работе над интонационными упражнениями преподаватель должен внимательно следить за качеством пения. Большую роль играет тональная настройка.

На начальном этапе обучения рекомендуется петь интонационные упражнения хором или группами и, лишь затем, переходить к индивидуальному исполнению. Интонационные упражнения вначале выполняются в умеренном темпе, в свободном ритме по руке преподавателя.

Вокально – интонационные упражнения чаще всего используются вначале урока. Музыкальным материалом могут служить отрывки, составленные преподавателем и ориентированные на голосовой диапазон учащихся. При этом вырабатываются правильные певческие навыки, интонационная точность, воспитывается чувство лада.

На уроках используется как пение без сопровождения, так и с гармоническим сопровождением.

Воспитание чувства метроритма

Воспитание чувства метроритма столь же необходимо, как и развитие ладово- интонационных навыков.

Возможности для развития чувства метроритма имеются в каждом виде работы, но для более успешного, эффективного результата необходимо иногда вычленять и отдельно прорабатывать.

При подборе первоначальных ритмических упражнений следует опираться на то, что восприятие ритма, особенно у детей, связано с двигательной реакцией.

На занятиях используется целый ряд рекомендованных ритмических упражнений. Это исполнение ритмического рисунка знакомых мелодий, повторение ритмического рисунка; исполнение рисунка, записанного на доске, специальных карточках, по нотной записи и т.д.

Необходимо помнить, что каждая новая ритмическая фигура, оборот должны быть, прежде всего, восприняты эмоционально, затем практически проработаны, и лишь затем дано их теоретическое обоснование.

Большую роль в работе над развитием чувства метроритма играет дирижирование, но не следует делать его самоцелью. Дирижирование по схеме на начальном этапе представляет для учащегося значительную трудность, поэтому его можно заменить тактированием.

Вначале лучше работать над дирижерским жестом при пении знакомых, выученных мелодий, упражнений, а также при слушании музыки.

Развитие творческих способностей

Знакомство с современными системами музыкального воспитания показало, что развитие творческой инициативы в процессе обучения играет огромную роль. Оно способствует более эмоциональному и вместе с тем осмысленному отношению учащихся к музыке, раскрывает индивидуальные творческие возможности каждого из них, вызывает интерес к предмету, что является необходимой предпосылкой для успешного его усвоения, помогает в исполнительской практике.

Поскольку творчество ребенка связано с самостоятельными действиями, он психологически раскрепощается, становится смелее при выполнении практических музыкальных заданий, учится принимать быстрее решения, аналитически мыслить. Творческие упражнения на уроках сольфеджио активизируют слуховое внимание, тренируют различные стороны музыкального слуха, а также развивают вкус и наблюдательность.

Одним из обязательных условий творческой работы, особенно на начальном этапе, является ведущая роль эмоционального начала. Вместе с тем все упражнения необходимо тесно связывать с основными разделами.

Творческие задания должны быть доступны учащимся. Их необходимо хорошо продумывать и подбирать в зависимости от состава группы.

Творческие задания могут быть как классными, так и домашними, с условием обязательной проверки или обсуждения работ всем классом.

Обогащение слухового опыта учащихся

Всякое осознание начинается с восприятия, поэтому важнейшая задача – научить учащегося правильно слушать музыку. Музыкальное восприятие создает необходимую слуховую базу для изучения и осознания разнообразных музыкальных явлений и понятий. Оно тесно связано с остальными формами работы.

Систематическая работа по обогащению слухового опыта учащихся дает возможность накопить внутренние слуховые представления, развивает музыкальную память, мышление. Умение слышать музыку и понимать музыкальный язык развивается в разных видах деятельности – пении, движении под музыку, исполнительской деятельности. Таким образом, изучение основ музыкального языка – основная задача всех предметов музыкального цикла в школе, а развитие исполнительских навыков – средство, при помощи которого  происходит общение на языке музыки.

VI. Список рекомендуемой учебно-методической литературы

1. Список рекомендуемой учебной литературы

  1. Алексеева Л., Голубева Е. Интонационно – смысловое сольфеджио. Наглядный музыкальный практикум №1. – «Раменская типография» Моск. Обл. г.Раменское, 2006.
  2. Алексеева Л., Голубева Е. Певческая азбука. Альбом – практикум. – М.: Моск. Гос. Консерватория им. П.И. Чайковского, 2003.
  3. Андреева М. От примы до октавы 1 класс. М.: Кифара, 2007.
  4. Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио для 1-2 классов детских музыкальных школ. -М.: Кифара, 2008.
  5. Барабошкина А. Сольфеджио для 1 класс. ДМШ. М.: Музыка, 2007.
  6. Бергер Н. Сначала ритм: Учебно – методическое пособие для ДМШ и ДШИ . СПб.: Композитор * Санкт Петербург, 2018.
  7. Вахромеева Т. Справочник по музыкальной грамоте и сольфеджио. – М.: Музыка, 1999.
  8. Вейс П. Музыкальный букварь. – М.- Л.: Музыка, 1966.
  9. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. – М.: Музыка, 1989.
  10. Ефремова Л. Учить интересно: Пособие по сольфеджио. СПб.: Композитор * Санкт Петербург, 2006.
  11. Камаева Т., Камаев А. Азартное сольфеджио. Иллюстративный и игровой материал. Учебное пособие по сольфеджио и теории музыки. – М.: Владос, 2004.
  12. Камозина О. Неправильное сольфеджио, в котором вместо правил – песенки, картинки и разные истории. – М.: Феникс, 2010.
  13. Камозина О. Сольфеджио в сказках, волшебный учебник с карточками и наклейками. – Издательство Эксмо, 2020.
  14. Королева С. Я слышу, знаю и пою. Теория музыки на уроках Сольфеджио с 1-го по 7-й класс. – СПб.: Композитор, 2019.
  15. Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем, поем. Сольфеджио для подготовительного класса. – СПб.: Композитор * Санкт Петербург, 2015.
  16. Пилипенко Л. Простые интервалы. – Издательство В.Катанского, 2016.
  17. Фролова Ю. Сольфеджио. Подготовительный класс. – Ростов-на-Дону «Феникс», 2018.

2. Список рекомендуемой учебно- методической литературы

  1. Белая Н. Маленькие хитрости, или как сделать сольфеджио любимым занятием малышей. – СПб.: Композитор * Санкт Петербург, 2017.
  2. Белая Н. Нотная грамота. Элементарная теория музыки. Игры на уроках. Часть I и II – СПб.: Композитор * Санкт Петербург, 2017.
  3. Биркенгоф А. Интонируемые упражнения на занятиях сольфеджио. – М.: Музыка, 1990.
  4. Боровик Т. Изучение интервалов на уроках сольфеджио. Подготовительная группа, 1-2 классы ДМШ и ДШИ. Методические рекомендации. – М.: Классика XXI века.
  5. Ветрова Н. Сольфеджио для начинающих: учимся в школе и дома. Универсальный курс для группового и индивидуального обучения, 1-2 классы. – СПб.: Композитор * Санкт Петербург, 2016.
  6. Вогралик Т. Метроритмический букварь, ч.1 и ч.2. – СПб.: Композитор * Санкт Петербург, 2008.
  7. Даг Гудкин  - Пой, играй, танцуй. Введение в Орф – педагогику. – М.: Москва Классика – XXI века, 2013.
  8. Давыдова Е. Как развить музыкальный слух. – М.: Москва, 1957.
  9. Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. – М.: Музыка, 1982.
  10. Жак – Далькроз Э. - Ритм. – М.: Москва Классика – XXI века, 2010.
  11. Жакович В. Готовимся к музыкальному диктанту. – Ростов-на-Дону «Феникс», 2012.
  12. Жигалко Е., Казанская Е. Музыка, фантазия, игра. Учебное пособие по ритмике, сольфеджио, слушанию музыки, ч.1 и ч.2. - СПб.: Композитор * Санкт Петербург, 2015.
  13. Замуруева О. Развиваем музыкальный и ритмический слух. – Ростов-на-Дону «Феникс», 2015.
  14. Зебряк Т. Играем на уроках сольфеджио. – М.: Музыка, 1990.
  15. Калугина М., Халабузарь П. Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио: Методическое пособие для ДМШ. – М.: Советский композитор, 1989.
  16. Картавцева М. Развитие творческих навыков на уроках сольфеджио. – М.: Музыка, 1978.
  17. Князева Л. Музыкально – творческие задания для начинающих. Методические рекомендации для преподавателей ДМШ. – М.: Музыка, 1989.
  18. Королева Е. Музыка в сказках, стихах и картинках. Методические рекомендации для преподавателей ДМШ и ДШИ. – М.: Просвещение, 1988.
  19. Левин В. Воспитание творчества. – М.: Знание, 1977.
  20. Лехина Л. Ладовые сказки, тональные подсказки. Учебно – игровое пособие. – М.: Классика – XXI века, 2012.
  21. Лехина Л. Путешествие в страну интервалов. Учебно – игровое пособие. – М.: Классика – XXI века, 2019.
  22. Овсянников А. Прописи по сольфеджио. Для учащихся 1 класса ДМШ и ДШИ. Учебное пособие. – Изд. «Союз художников» Санкт Петербург, 2017.
  23. Огороднова – Духанина Т. Музыкальные игры на уроках сольфеджио. Учебное пособие для подготовительной группы и младших классов ДМШ. – СПб.: Композитор * Санкт Петербург, 2008.
  24. Осколова Е. Мое любимое сольфеджио, ч.1, ч.2, ч.3. – М.: Москва, 2017.
  25. Ошуркова Т. Интервалы и аккорды – просто, весело, легко! – Учебно – методическое пособие по сольфеджио для учащихся ДМШ и ДШИ. – Ростов-на-Дону «Феникс», 2015.
  26. Панова Н. Конспекты по элементарной теории музыки. Учебное пособие для учащихся музыкальных школ. – М.: Москва, 2001.
  27. Панова Н. Рабочая тетрадь и прописи по сольфеджио для дошкольников и учащихся 1 классов. – М.: Престо, 2018.
  28. Первозванская Т. Теория музыки для маленьких музыкантов и их родителей, Часть I и II. Учебник сказка. – СПб.: Композитор * Санкт Петербург, 2019.
  29. Рогальская О. Учимся вместе. Пособие – справка для родителей. – СПб.: Композитор * Санкт Петербург.
  30. Сиротина Т. Музыкальная азбука. – М.: Музыка, 2018.
  31. Сиротина Т. Ритмическая азбука. – М.: Музыка, 2017.
  32. Стоклицкая Т. 100 уроков сольфеджио для самых маленьких. Части 1, 2. – М.: Композитор, 2014.
  33. Струве Г. Хоровое сольфеджио: Методическое пособие для детских хоровых студий и коллективов. – М.: Советский композитор, 1988.
  34. Тютюнникова Т. Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей. Вып.1. – Учебно – методическое пособие. – М.: Санкт Петербург, 2003.
  35. Тютюнникова Т. Видеть музыку и танцевать стихи. Творческое музицирование, импровизация и законы бытия. – М.: Либроком, 2010.
  36. Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. – М., 1994.
  37. Храмых И., Шатохина Р. Сольфеджио для мам, пап, бабушек, дедушек, а также для первоклашек и их педагогов. – СПб.: Композитор * Санкт Петербург, 2019.
  38. Чибрикова – Луговская А. Ритмика. Методическое пособие.- М.: Изд. дом «Дрофа», 1998.
  39. Чустова Л. Гимнастика музыкального слуха. – М.: Владос, 2003.
  40. Шатковский Г. Развитие музыкального слуха. – М.: Амрита, 2010.
  41. Шахназарова Н. Чудо ступени. Учебное пособие по сольфеджио. – Издательство В.Катанского, 2015.
  42. Шинкарь А. Развитие музыкального слуха и интонации у детей. – М.: Москва, 1974.
  43. Школяр Л. Теория и методика музыкального образования детей. – М.: «Флинта – Наука», 1998.