Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Детский ансамбль гитаристов «Лира»

Мочалов Георгий Владиславович

Актуальность данной программы состоит в том, что приобщение к игре дуэтом, трио, квартетом в ансамбле является развитие личности учащихся, их творческого, эстетического и художественного потенциала. Обучение детей игре на гитаре в коллективном музицировании в системе дополнительного образования создает условия для массового приобщения молодежи к музыкально-исполнительскому искусству. Игра в ансамбле «Лира» является увлекательным занятием, она развивает в начинающих гитаристах гармонический, мелодический, полифонический слух, чувство ритма и темпа, умение слушать, прививает дисциплину и умение работать в команде. Игра юных музыкантов становится более осмысленной и эмоциональной. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_04_2022_programma_lira_.doc239.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Управление образования Беловского городского округа

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи имени Добробабиной А.П.

города Белово»

                                                                              Утверждаю

                                                                   Директор МБУДО ДТДиМ

                                                                   города Белово

                                                                   _____________ Н.Б. Данилкина

                                                                   Приказ №79 от 30.03. 2022  г.

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Детский ансамбль гитаристов «Лира»

Срок реализации: 1 год

Адресат: 12-18 лет

Рассмотрена на заседании методического совета.

Протокол № 3 от 30.03. 2022г.

          Принята

          Педагогическим советом

          Протокол №  3 от 30.03.2022 г.

           

                                 

                                                              Разработчик:

                                                              Мочалов Георгий Владиславович,

                                                          педагог дополнительного образования

                                         

                                             

                                                 г. Белово , 2022

Комплекс основных характеристик

1.1. Пояснительная записка

Дополнительная   общеобразовательная   общеразвивающая     программа

«Детский ансамбль гитаристов «Лира» имеет художественную направленность. Данная программа разработана на практическом опыте и на основе авторских работ композиторов и педагогов Кузина Ю. П.,  А.М. Иванова-Крамского,   Н.Г. Кирьянова,  Г. Головинского  и М. Ройтерштейна.

   Дополнительная        общеобразовательная        общеразвивающая     программа

«Детский ансамбль гитаристов «Лира» разработана в соответствии с нормативными документами:

- Федеральным Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 г.;  

- Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Письмом Минобрнауки России от 18.11.15 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;

- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

- Приказом Департамента образования  и науки Кемеровской области от 05.04.2019 № 740 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей»;

- Уставом Учреждения.

            Актуальность данной программы состоит в том, что приобщение к игре дуэтом, трио, квартетом в ансамбле является развитие личности учащихся, их творческого, эстетического и художественного потенциала. Обучение детей игре на гитаре в коллективном музицировании в системе дополнительного образования создает условия для массового приобщения молодежи к музыкально-исполнительскому искусству. Игра в ансамбле «Лира» является увлекательным занятием, она развивает в начинающих гитаристах гармонический, мелодический, полифонический слух, чувство ритма и темпа, умение слушать, прививает дисциплину и умение работать в команде. Игра юных музыкантов становится более осмысленной и эмоциональной. 

            Новизна программы состоит в том,  что коллективное музицирование создает максимально благоприятные условия для развития музыкально-интеллектуальных качеств учащихся. При совместной игре на гитаре фоне эмоциональной волны происходит общий подъем музыкально интеллектуальных действий. Из этого следует, что занятия ансамблевой игрой важны для учащихся не только как способ научиться играть синхронно, с  соблюдением ритма, такта и динамических оттенков, но и для расширения репертуарного кругозора и накопления музыкально-теоретических и музыкально-исторических сведений.

      Отличительной особенностью данной программы является то, что в процессе ее реализации учащиеся приобретают навыки синхронной игры в ансамбле, умение слушать друг друга и следовать заданному ритму и темпу.

     Педагогическая целесообразность  программы состоит в том, что, обучаясь по данной программе, учащиеся не только овладевают практическими умениями и навыками коллективной игре на гитаре, но и развивают интерес к музыкальной культуре, которая воспитывает у учащихся комплекс потенциальных способностей, для приобщения к деятельному образу жизни.                     

 Адресат: программа рассчитана на 1 год обучения для учащихся - 12-18 лет и предусматривает проведение групповых занятий по 2 часа 3 раза в неделю. Шесть  часов в неделю, 216 часов в год. Из них теории – 36, практики -180. Количество учащихся  в детском объединении  - 15 человек.

Уровень освоения - ознакомительный. При изучении дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы для учащихся предусмотрено выполнение домашних заданий. Набор учащихся в группу - свободный.

           Методы, формы и педагогические приемы организации образовательной деятельности

       Реализация программы основана на системно - деятельностном подходе, предусматривает использование различных форм организации работы: коллективные, групповые, и дифференцированно  - групповые.

 Принципы обучения:

- эмоционально положительное отношение учащихся к деятельности - основное условие развития детского музыкального творчества;

- учет индивидуальных особенностей учащихся – одно из главных условий успешного обучения;

- последовательность        освоения        учебного        материала        –        от простого        к сложному, от учебных заданий к творческим решениям;

- удовлетворение практических чувств ребенка через создание полезных и красивых вещей.

 Методы обучения:

-  репродуктивный (воспроизводящий);

-  иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

-  проблемный (педагог ставит проблему и решает ее вместе с учащимися);

- эвристический (проблема ставится самими учащимися, ими же предлагаются пути решения).

 Формы занятий: игра ансамблем «вживую» под счет метронома или под минусовую музыкальную фонограмму разными темпами, видеозанятия для ознакомления учащихся с историей создания произведения из репертуара ансамбля, творческие музыкальные отчеты, концерты.

                                             1.2. Цель и задачи программы

   

 Цель программы: развитие музыкальных способностей  учащихся при игре на гитаре дуэтом, трио, квартетом и ансамблем.

 Задачи:

обучающие:

- обучить учащихся основным приемам игры на гитаре в игре дуэтом, трио, квартетом и в ансамбле;

- формировать навыки  учащихся в  синхронной игре в ансамбле;

-  формировать умения учащихся  слушать друг друга и следовать заданному ритму и темпу;

- приобщать к историческим и искусствоведческим (музыковедческим) знаниям по  истории творчества отечественных и зарубежных композиторов  и мастеров гитарной музыки.

развивающие:

- развивать слух, чувства гармонии и ритма, музыкальную память и аналитическое мышление учащихся;

- развивать у учащихся  способность к оценочной деятельности в процессе работы над репертуаром;

- развивать технику исполнения учащегося при заучивании своей партии.

воспитательные:

- воспитывать социально активную, мобильную и адаптивную личность;

- формировать нравственно-этические представления учащихся;

- воспитание воли и стремление доводить начатое дело до конца;

- формировать способности учащихся организовывать свои действия и умения руководствуясь системой условий задачи, умения преодолевать отвлекающее влияние посторонних факторов.

- воспитывать уверенность в своих способностях.  

           

1.3. Содержание программы          

                                              Учебно-тематический  план      

№п/п

Наименование разделов  и  тем

Всего часов

Теория

Практика

 Формы

контроля

1.

Игра ансамблем музыкального произведения « Полет орла» дуэта «Саймон и Гарфункель»

36

12

24

1.1.

Вводное занятие. Разучивание партий 1 и 2 гитары под разные темпы на 40, 45 и 50 уд/мин.

8

4

4

Стартовая диагностика

Наблюдение

1.2.

Лекция-беседа  «От классики до рока»

8

8

Контрольный  устный опрос

1.3.

Репетиционные занятия игры ансамблем в 8-12 гитаристов под фонограмму разными темпами

20

-

20

Наблюдение

2

Игра дуэтом , трио, квартетом попурри на темы песен группы «Кино»

36

8

28

2.1

Разучивание партий 1 , 2 , 3 и 4 гитары под разные темпы. «Читка с нот» и разучивание партий

18

-

18

Наблюдение

2.2.

Видеозанятие  «Классическая музыка. Рок музыка в классической обработке»

8

8

-

Контрольный устный опрос

2.3.

Репетиционные занятия игры дуэтом, трио и квартетом гитаристов разными темпами

10

-

10

Наблюдение

3

Разучивание и игра ансамблем гитаристов музыкального произведения «Канцона» Ф.Де Милано

36

-

36

3.1

Разучивание партий 1 и 2 гитары под разные темпы.

12

-

12

Наблюдение

3.2

Игра каждой партии под профессиональную фонограмму-аккомпанемент

12

-

12

Наблюдение

3.3

Репетиционные занятия игры ансамблем гитаристов под фонограмму разными темпами

12

-

12

Наблюдение

4

Игра ансамблем музыкального произведения « Серенада» Франца Шуберта

36

8

28

4.1

Разучивание партий 1 и 2 гитары под разные темпы

18

-

18

Наблюдение

4.2

Видеозанятие  «Современная  молодежная  рок-музыка»

8

8

-

Контрольный устный опрос

4.3

Репетиционные занятия игры ансамблем гитаристов под фонограмму разными темпами

10

-

10

Контрольные упражнения

Наблюдение

5

Разучивание и игра с ансамблем музыкального произведения

 « Нарисуй это черным» группа «Роллинг Стоунз»

36

8

28

5.1

Разучивание партий 1 и 2 гитары под разные темпы

18

-

18

Наблюдение

Контрольное прослушивание

5.2

Лекция – беседа «От классики до рока

8

8

-

Контрольный устный опрос

5.3.

Репетиционные занятия игры ансамблем гитаристов под фонограмму разными темпами.

10

-

10

Наблюдение

Контрольное прослушивание

6

Игра ансамблем музыкальных произведений Л.В. Бетховена «К Элизе», «Ода  радости»

36

-

36

6.1

Разучивание партий 1 и 2 гитары под разные темпы

20

-

20

Наблюдение

6.2

Игра каждой партии под профессиональную фонограмму-аккомпанемент

8

-

8

Наблюдение

6.3

Итоговое занятие.  

8

-

8

Наблюдение

Самоанализ

Итоговая диагностика

Итого:

216

36

180

                                             

Содержание  программы

Раздел 1. Игра ансамблем музыкального произведения «Полет орла» дуэта «Саймон и Гарфункель» (36 часов)

1.1.  Вводное занятие. Разучивание партий 1 и 2 гитары под разные темпы на 40, 45 и 50 уд/мин.

 Теория - 4 часа. Знакомство с новым репертуаром ансамбля. Прослушивание фонограмм произведений в оригинальном исполнении и в программе «Guitar Pro». Просмотр  видеоматериала.    

   Практика - 4 часа. Игра учащихся под определенный темп и ритм. Синхронность исполнения.

1.2. Теория – 8 часов. Лекция – беседа «От классики до рока». 

История музыки. Основные направления и стили в музыке. Народная и духовная музыка. Классическая арабская, индийская и европейская музыка. Латиноамериканская музыка. Блюз, ритм энд блэз, джаз, кантри. Ска, рокстеди, регги.  Шансон, романс, авторская песня.  Электронная музыка. Рэп (Хип-хоп). Поп музыка. Рок музыка. История возникновения рок музыки. Основные направления рок - музыки ( из 64). Хард-рок. Хэви-металл. Арт-рок. Металл. Панк-рок. Фольк-рок. Просмотр видеоматериала по теме.  

1.3. Репетиционные занятия игры ансамблем в 8-12 гитаристов под фонограмму разными темпами.

Практика – 20 часов. Игра  ансамблем гитаристов музыкальных произведений из раннего репертуара. Работа над темпом и синхронностью звучания. Игра  ансамблем гитаристов музыкальных произведений из нового  репертуара. Работа над темпом и синхронностью звучания. Игра под минусовую фонограмму и «вживую».

Раздел 2. Игра дуэтом, трио, квартетом попурри на темы песен группы «Кино» (36 часов)

2.1.  Разучивание партий 1 , 2 ,  и 3 гитары под разные темпы. «Читка с нот» и разучивание партий.

Практика – 18 часов. Игра учащихся дуэтом, трио и квартетом попурри на темы песен группы «Кино». Техника исполнения каждой из шести частей при смене тональностей. Работа над ритмом, разучивание нот на память и игра под плюсовую фонограмму в разных темпах. Игра учащихся в три и четыре партии гитары.  Работа над текстом, игра с  нот на память, ритм и темп, синхронность исполнения.  

2.2. Видеозанятие «Классическая музыка. Рок музыка в классической обработке».

Теория – 8 часов. Лекция  об истории создания известных  классических произведениях Моцарта, Шуберта, Чайковского, Бетховена, Верди,  Шопена, Вагнера и др. Известные произведения групп Metallica, Deep Purple, Nazareth, Nirvana, Scorpions и др. в классической обработке в исполнении симфонических оркестров «Epic Symphonic Rock», «Сoncord Orchestra» и «The Studio  Orchestra Recording» и др .   Просмотр видеоматериала по теме.

2.3.  Репетиционные занятия игры дуэтом, трио и квартетом гитаристов разными темпами.

Практика – 10 часов. Игра  дуэтом, трио, квартетом  гитаристов музыкальных произведений из всего  репертуара. Работа над темпом и синхронностью звучания. Игра под минусовую фонограмму разными темпами. Подготовка к концертным выступлениям - репетиция и игра без фонограмм.  

Раздел 3. Разучивание и игра ансамблем гитаристов музыкального произведения «Канцона» Ф. Де Милано (36 часов)

3.1.  Разучивание партий 1 и 2 гитары под разные темпы.

Практика – 12 часов. Разучивание учащимися  партий 1 и 2 гитары из нового репертуара и игра  под разные темпы. Работа над темпом и синхронностью звучания.    

3.2.  Игра каждой партии под профессиональную фонограмму-аккомпанемент.

Практика – 12 часов. Репетиционные занятия ансамбля. Игра учащимися каждой партии под профессиональную фонограмму-аккомпанемент разными темпами. Сводные репетиции для 2-х гитарных партий. Работа над синхронностью.

3.3..Репетиционные занятия игры ансамблем гитаристов под фонограмму разными темпами.

Практика – 12 часов. Работа над темпом, синхронностью звучания и нюансами нового произведения. Игра под минусовую фонограмму разными темпами. Подготовка к концертным выступлениям - репетиции и игра без фонограмм.  

Раздел 4. Игра ансамблем музыкального произведения « Серенада» Франца Шуберта ( 36 часов)

4.1.  Разучивание партий 1 и 2 гитары под разные темпы.

Практика – 18 часов. Разучивание учащимися  партий 1 и 2 гитары из нового репертуара и игра  под разные темпы. Работа над темпом и синхронностью звучания.    

4.2.  Видео занятие  «Современная  молодежная  рок-музыка» (8 часов)

      Теория- 8 часов. Самоанализ. Знакомство с творчеством зарубежных и отечественных исполнителей рок музыки разных направлений: ”Green Day”,”Linkin Park”,”Muse”,”Arctic  Monkeys”,”Slipknot”,”Thirty Seconds To Mars” ,”Maroon 5”, российские: «Пилот», “Chees People” “Moremoney””In White”и др. Просмотр видеоматериала по теме.

4.3. Репетиционные занятия игры ансамблем гитаристов под фонограмму разными темпами.

Практика – 10 часов. Работа над темпом, синхронностью звучания и нюансами нового произведения. Игра под минусовую фонограмму разными темпами. Подготовка к концертным выступлениям - репетиции и игра без фонограмм.  

Раздел 5. Разучивание и игра с ансамблем музыкального произведения

 « Нарисуй это черным» группа «Роллинг Стоунз» (36 часов)

5.1. Разучивание партий 1 и 2 гитары под разные темпы.

Практика – 18 часов Разучивание учащимися  партий 1 и 2 гитары из нового репертуара и игра  под разные темпы. Работа над темпом, синхронностью звучания и нюансами.    

5.2. Лекция - беседа «От классики до рока».

Теория – 8 часов. История зарождения современных музыкальных направлений хип-хопа и рэпа. Их отличительная особенность. Зарубежные и отечественные исполнители рэпа и хип-хопа.

Популярная музыка, история возникновения названия. Зарубежные и отечественные исполнители популярной музыки. Бардовская песня. История бардовской песни. Известные барды исполнители – «от песен у костра, до шансона» .  Просмотр видеоматериала по темам.

5.3. Репетиционные занятия игры ансамблем гитаристов под фонограмму разными темпами.

Практика – 10 часов. Работа над темпом, синхронностью звучания и нюансами нового произведения. Игра под минусовую фонограмму разными темпами. Подготовка к концертным выступлениям - репетиции и игра без фонограмм

Раздел 6. Игра ансамблем музыкальных произведений Л.В. Бетховена «К Элизе», «Ода к радости» (36 часов)

6.1.  Разучивание партий 1 и 2 гитары под разные темпы.

Практика – 20 часов. Разучивание учащимися  партий 1 и 2 гитары из нового репертуара и игра  под разные темпы. Работа над темпом, синхронностью звучания и нюансами.    

6.2.  Игра каждой партии под профессиональную фонограмму-аккомпанемент.

Практика – 8 часов. Репетиционные занятия ансамбля. Игра учащимися каждой партии под профессиональную фонограмму-аккомпанемент разными темпами. Сводные репетиции для 2-х гитарных партий. Работа над синхронностью.

6.3. Итоговое занятие.

Практика – 8 часов. Работа над темпом, синхронностью звучания и нюансами всех произведений репертуара. Игра под минусовую фонограмму разными темпами. Подготовка к итоговому отчетному концерту. Игра концертных произведений «вживую», без фонограмм. Генеральная репетиция концерта и видеозапись выступления. Просмотр видеозаписи генеральной репетиции. Анализ и разбор выступления. Работа над ошибками во время репетиций.  Итоговый отчетный концерт.

                                     

                                   1.4. Планируемые результаты                          

                                         Предметные УУД

По окончании обучения учащиеся приобретут:

  знания:  

- по основным приемам игры на гитаре в игре дуэтом, трио, квартетом и в ансамбле;

- по истории рок-музыки, творчества отечественных и зарубежных композиторов  и мастеров гитарной музыки;     

  • по жанрам и направлениям в музыке;
  • по темпу и ритму при игре в ансамбле;
  • по динамическим оттенкам при коллективном исполнении произведения;

    умения:

  • слушать друг друга и следовать заданному ритму и темпу;

-  играть синхронно при  игре в ансамбле и технически правильно  исполнять  свою партию;

-  играть под разные темпы метронома и минусовой фонограммы;

  • пользоваться специализированной музыкальной литературой, учебными видеороликами и музыкальными компьютерными программами;

- выступать публично  в любительских концертах.

Личностные УУД:

- развивать ценностную ориентацию учащихся для повышения уровня социальной зрелости. 

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

- развивать самостоятельность, решительность и инициативность при принятии ответственных решений.

Познавательные:

- формировать умение обобщать, сравнивать, делать выводы.

Коммуникативные:

  • приобретение навыков учебного сотрудничества со сверстниками.

Оценочные материалы, формирующие систему оценивания      

         1.Методики диагностики уровня развития личностных УУД.  

                                          Тест «Социальная зрелость»

                                     

  1. Нравится ли вам учиться?
  1.  Нравится
  2.  Скорее нравится, чем не нравится
  3.  Затрудняюсь ответить
  4.  Скорее не нравится, чем нравится  
  5.  Не нравится
  1. Ниже представлен ряд суждений. Выберите те из них, которые наиболее соответствуют вашему мнению.
  1.  Учиться необходимо, чтобы не осложнять отношения с родителями
  2.  Хорошее образование позволяет получить престижную работу
  3.  В процессе обучения развиваются интеллектуальные способности человека
  4.  Продолжают образование те, у кого нет желания работать
  5.  Хорошее образование позволяет достичь высокого социального положения
  6.  Образование дает человеку возможность реализовать свой творческий потенциал
  7.  Затрудняюсь ответить
  1. Ниже представлен ряд суждений. Выберите те из них, которые наиболее соответствуют вашему мнению.

Для меня наиболее предпочтительна профессия, которая позволяла бы:

 Работать в хороших условиях; чтобы работа не была утомительной, не вызывала отрицательных эмоций

  1.  Достичь высокого общественного положения, получить признание окружающих
  2.  В наибольшей степени проявить творческую инициативу, самостоятельность
  3.  Сохранить достаточно энергии и времени для разнообразного досуга, увлечений, общения с друзьями
  4.  Получать заработную плату. Обеспечивающую высокий уровень благосостояния
  5.  Максимально раскрыть свои способности и склонности
  6.  Затрудняюсь ответить  
  1. Определились ли вы с выбором своего дальнейшего жизненного пути (выбор профессии, продолжение образования, создание семей и т.п.)?
  1. Да
  2. Скорее да, чем нет
  3. Затрудняюсь ответить
  4. Скорее нет, чем да
  5. Нет
  1. Самостоятельно ли вы приняли решение о выборе своего дальнейшего жизненного пути (выбор профессии, продолжение обучения и т.п.)?
  1. Да
  2. Скорее да, чем нет
  3. Затрудняюсь ответить
  4. Скорее нет, чем да
  5. Нет
  1. Как вы считаете, сможете ли вы реализовать свои ближайшие жизненные планы, учитывая ваши способности и возможности?
  1. Да
  2. Скорее да, чем нет
  3. Затрудняюсь ответить
  4. Скорее нет, чем да
  5. Нет
  1. Определились ли вы с выбором профессии?
  1. Да
  2. Скорее да, чем нет
  3. Затрудняюсь ответить
  4. Скорее нет, чем да
  5. Нет
  1. Если «Да», то почему вы выбрали именно эту профессию?
  1.  Выбрал данную профессию по настоянию родителей
  2.  Эта профессия престижна и уважаема в обществе
  3.  Выбранная профессия – мое призвание
  4.  Выбрал профессию за компанию с друзьями
  5.  С этой профессией у меня не будет проблем при трудоустройстве
  6.  Выбранная профессия отвечает моим способностям и склонностям
  7. Эта профессия не требует длительного и сложного обучения
  8.  Эта профессия обеспечит мне высокий заработок  
  9.  Мне нравится эта профессия
  10.  Затрудняюсь ответить
  1. Что, по вашему мнению, побуждает вас учиться?
  1.  Учусь, так как это мой долг перед обществом
  2.  Хочу иметь авторитет у родителей
  3.  Люблю думать, рассуждать, находить новые способы выполнения заданий
  4.  Не хочу, чтобы меня ругали учителя, родители
  5.  Хочу быть лучшим учеником в классе  
  6.  Хочу быть образованным, культурным человеком
  7.  Стремлюсь выполнять все требования учителей
  8.  Хочу получать одобрение со стороны родителей
  9.  Понимаю, что знания мне нужны для дальнейшей учебы и работы
  10.  Не хочу иметь низкий авторитет в классе из-за плохой учебы
  11.  Хочу получать хорошие оценки
  12.  Люблю узнавать новое
  13.  Затрудняюсь ответить                         
  1. Как вы считаете, от чего, главным образом, будет зависеть ваш успех в жизни
  1.  От помощи родственников, друзей, знакомых
  2.  От моих физический данных, состояния здоровья, внешности
  3.  От моей личной инициативы, энергии, предприимчивости
  4.  От удачного стечения обстоятельств
  5.  От умения показать себя с лучшей стороны, подать себя
  6.  От моих интеллектуальных способностей, качества жизни
  7.  Затрудняюсь ответить
  1. Как вы считаете, готовы ли вы к самостоятельной «взрослой» жизни
  1.  Да
  2.  Скорее да, чем нет
  3.  Затрудняюсь ответить
  4.  Скорее нет, чем да
  5.  Нет

1.2. Диагностика уровня развития нравственно-этической ориентации учащихся. Модифицированная методика  Лейчуг Л.И.

«Выявление уровня нравственно-этической ориентации учащихся».

Инструкция для выполнения заданий: внимательно прочтите предложения. Выберите одно наиболее подходящее для вас высказывание в каждой категории, обведите его кружком.

Предложенные высказывания

количество

баллов

1. Отношение к истории своего народа

1.

Бережно отношусь к традициям и истории своего народа

2.

Интересуюсь традициями и историей своего народа

3.

Не интересуюсь традициями и историей своего народа

2. Отношение к старшим людям

1.

Уважаю старших;  осуждаю грубость, направленную в сторону старшего человека

2.

Уважаю старших, но на неуважительное отношение к ним не обращаю никакого внимания

3.

Могу грубо ответить при общении со старшими

3. Соблюдение правил культуры поведения

1.

Соблюдаю правила культуры поведения, требую этого от других

2.

Достаточно культурен, но иногда допускаю нетактичность при общении со сверстниками

3.

Не знаю и не соблюдаю нормы и правила поведения

4. Отношение к культуре, искусству, творчеству

1.

Посещаю культурные центры, активно участвую в различных мероприятиях

2.

Посещаю культурные центры, но не участвую в различных мероприятиях

3.

Не посещаю культурные центры, не участвую в различных мероприятиях

5. Отношение к сверстникам

1.

Дружелюбно отношусь к сверстникам, имею много друзей

2.

Стараюсь быть дружелюбным, но друзей у меня нет

3.

Не уважаю своих сверстников

2. Методики диагностики уровня развития регулятивных УУД.

Диагностика способности учащихся организовывать свои действия и умения руководствуясь системой условий задачи, умения преодолевать отвлекающее влияние посторонних факторов.

                                     Тест на самостоятельность

1. Как ты просыпаешься по утрам?

а) просыпаюсь рано, чтобы не опоздать в школу. Мне не нужны для этого ни звон будильника, ни уговоры родителей;

 б) стараюсь с вечера завести будильник, чтобы не проспать, или прошу маму разбудить меня в нужное время;

 в) будильник не завожу – все равно не слышу, как он звенит. Маме по утрам приходится стаскивать с меня одеяло, чтобы я, наконец, оторвал голову от подушки .

2. Кто готовит тебе завтрак?

а) готовлю его себе сам, я умею и люблю это делать ;

б) чаще готовит мама, но я и сам могу в случае необходимости чтонибудь приготовить – не отправляться же в школу голодным ;

в) утром я способен (способна) разве что размешать ложечкой сахар в чашке чая. Так что если мама не приготовит завтрак, отправлюсь в школу голодным и несчастным .

 3. Когда ты собираешь необходимые тебе для занятий учебники и тетрадки?

а) только вечером, иначе обязательно что-нибудь да забуду ;

б) получается по-разному, а потому иногда, придя на занятия, не могу найти то, что мне необходимо: то дневник дома оставлю, то учебник ;

в) да я его и не собираю – у меня всего-то пара тетрадей и сразу по всем предметам. А носить учебники в школу вообще незачем – только тяжесть лишняя .

4. Кто наводит порядок в твоей комнате?

а) конечно, я сам (сама). Только в этом случае могу быть полностью уверен (уверена), что каждая вещь находится на своем месте, и я запросто ее отыщу ;

б) вообще-то я не против наведения порядка в своей комнате. Но когда за меня это делает кто-нибудь другой, не возражаю;

в) навести порядок в комнате мне самому просто не под силу. Да и таких, кто готов рискнуть это сделать, тоже немного ).

5. Кто решает, что тебе надеть завтра в школу?

а) только я сам (сама). Не хватало еще, чтобы кто-то распоряжался моим гардеробом;

б) не вижу ничего страшного в том, чтобы посоветоваться с родителями. Но окончательный выбор остается за мной;

 в) зачем решать заранее? Проснулся утром, выглянул в окно, а потом залез в шкаф и достал оттуда то, в чем не будет холодно .

6.Определяет, с кем ему дружить?

а) только я сам

б) по совету родителей

в) по совету друзей

7.Ходит в магазин за покупками?

а) постоянно хожу, когда попросят родители

б) хожу, когда есть время

 в) не хожу

8.Определяет время возвращения домой после школьного вечера и после дискотеки?

а) не задерживаюсь, всегда вовремя

б) когда как, но стараюсь предупредить родителей

в) всегда прихожу, когда захочу  

   

  3. Методики диагностики уровня развития познавательных УУД.

      Диагностика умения учащихся обобщать, сравнивать и делать выводы.  

Тест  на мышление " Исключи слова"

Тест предназначен для исследования аналитико-синтетической деятельности сферы мышления у детей и подростков, их умения выделять и строить обобщения понятий.

Убрать одно слово в каждом перечне и объяснить  почему оно лишнее.  "Время - 5 минут, предлагается 10, 15 , 20 заданий

1.дряхлый, старый изношенный, маленький, ветхий

2.мелый храбрый, отважный, злой, решительный

3.Василий, Фёдор, Семен, Иванов, Порфирий

4.молоко, сливки, сыр, сало, сметана

 5.скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо

6.глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий

7.лист, почка, кора, дерево, сук

8.дом, сарай, изба, хижина, здание

9.берёза, сосна, дерево, дуб, ель

10. ненавидеть, презирать, негодовать, возмущать, наказывать

11. темный, светлый, голубой, ясный, тусклый

12.гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога

13.неудача, крах, провал, поражение, волнение,

14. молоток, гвоздь, клещи, топор, долото

15. минута, секунда, час, вечер, сутки

16. компьютер, ноутбук, моноблок, неттоп, диктофон

17. Лада, Фольксваген, Ниссан, Грузовик, Мерседес

18. бег, прыжки в длину, плавание, спортивная ходьба, прыжки в высоту

19.смартфон, смарт –часы, смартбраслет, виртуальные очки, сотовый телефон

20. Apple, Samsung, Huawei ,Gorenie,Alcatel

          4. Методики диагностики уровня развития коммуникативных УУД.

 Диагностика умения действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества.

Тест на выявление «Коммуникативных и организаторских склонностей»  

КОС-2

       Данный тест предназначен для выявления коммуникативных и организаторских склонностей личности (умение четко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремление расширять контакты, участие в групповых мероприятиях, умение влиять на людей, стремление проявлять инициативу и т. д.).

Тест содержит 40 вопросов, на каждый из которых обследуемый должен дать ответ «да» или «нет».

Время выполнения методики 10-15 мин.

При этом отдельно определяется уровень коммуникативных и организаторских склонностей.

Вопросы:

1. Есть ли у Вас стремление к изучению людей и установлению знакомств с различными людьми?

2. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?

3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненной Вам кем-либо из Ваших товарищей?

4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

5. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?

6. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?

7. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо другим занятием, чем с людьми?

8. Если возникли некоторые помехи в осуществлении Наших намерений, то легко ли Вам отказаться от своих намерений?

9. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?

10. Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

11. Трудно ли Вам включаться в новые для Вас компании (коллективы)?

12. Часто ли Вы откладываете на другие дни дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?

13. Легко ли Вам удается устанавливать контакты и общаться с незнакомыми людьми?

14. Стремитесь ли Вы добиться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?

15. Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?

16. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?

17. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

18. Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?

19. Раздражают ли Вас окружающие люди, и хочется ли Вам побыть одному?

20. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?

21. Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?

22. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?

23. Испытываете ли Вы затруднение, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

24. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

25. Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?

26. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?

27. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди незнакомых людей?

28. Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

29. Полагаете ли, что Вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую группу?

30. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе (на производстве)?

31. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых?

32. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято товарищами?

33. Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомый коллектив?

34. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

35. Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно умеренным и спокойным, когда приходится говорить что- либо большой группе людей?

36. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

37. Верно ли, что у Вас много друзей?

38. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?

39. Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

40. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

5. Методики диагностики уровня   предметных  УУД

5.1.Диагностика теоретических знаний учащихся.

Тест «Ритм и темп в ансамбле. Синхронность ансамблевого звучания»

 1. Темп и ритм в ансамбле:

– темп способствует правильной передаче характера музыки;

- быстрый темп искажает характер музыки;

- для достижения нужного темпа, репетируют от медленного темпа к быстрому;

- темп произведения определяется количеством ударов в час;

- темп в классических произведениях обозначается итальянскими терминами;

- скорость темпа определяется количеством ударов в минуту и пишется в начале произведением над нотным станом (например - 120);

- темп никогда не заложен в музыкальном произведении;

- что означает темп –Аdagio : а) не спеша, шагом (66-69 ) б) медленно (56-60) в) умеренно (88-108) ;

- какой темп -  Allegro : а) умеренно (88-108) б) широко, протяжно, долго (48-52) в) скоро (132-160) ;

- темп – это чередование звуков и пауз (моменты тишины) разной продолжительности;

- ритм - это чередование звуков и пауз (моменты тишины) разной продолжительности.

- Какие музыкальные жанры вы знаете, где ритм является особенностью танцевальной музыки (выделить необходимое) :  а) Регтайм б) Вальс в) Хэвиметалл  г) Самба д) Танго е) Панк-рок  ж) Твист  з) Пасодобль к) Арт-рок.  

2.Синхронность ансамблевого звучания:

- синхронность  ансамблевого звучания – это точность совпадения слабых долей каждого такта;

- точность совпадения во времени сильных и слабых долей каждого такта, называется сонхронностью ансамблевого звучания;

- чтобы синхронно играть в ансамбле, надо вместе начать произведение;

-  чтобы синхронно играть в ансамбле, надо вместе закончить произведение;

- чтобы синхронно играть в ансамбле, необходимо начать пьесу вместе, играть в дальнейшем вместе и   закончить произведение вместе;

- перед игрой  в ансамбле необходимо настроить все гитары;

- играть в ансамбле можно без соблюдения штрихов исполнения произведения;

- разные штрихи – это дисгармония музыки, поэтому игра в ансамбле подразумевает одинаковые штрихи исполнения;

- в ансамбле каждый играет свою партию, как выучил, и как он ее понимает;

- Все участники ансамбля должны неуклонно придерживаться одного музыкального жанра или манеры игры.

                      5 .2. Диагностика практических умений учащихся.

               Карта наблюдения практической деятельности учащихся

ФИО

Чувство ритма, темпа и такта в ансамбле

Балл

Синхронность

при игре в ансамбле

Балл

Техника исполнения

каждой партии

Балл

Итого

1. Высокий уровень: четко правильно чувствует ритм, темп и сильную и слабую долю в такте.

1. Высокий уровень: при игре выполняет основные 3 функции в ансамбле и без фальшивых нот.

1. Высокий уровень: предложенную партию исполняет верно, в темпе и с правильной аппликатурой

2. Средний уровень: ритм чувствует, но ошибается с долями в такте.

2. Средний уровень: вступает точно, но в дальнейшем или отстает и или бежит вперед.

2. Средний уровень: предложенную партию исполняет  сбиваясь, из-за неправильной аппликатуры.

3. Низкий уровень: ритм и темп чувствует слабо , путает доли в такте , часто сбивается

3. Низкий уровень:  не чувствует коллективной игры , постоянно сбивается и из-за незнания своей партии   .

3. Низкий уровень: предложенную партию исполняет с грубыми ошибками, меняя темп и с неправильной пальцовкой.

     Мониторинг освоения общеобразовательной  общеразвивающей программы «Детский ансамбль гитаристов «Лира» осуществляется путем проведения стартового и итогового мониторинга с помощью специально подобранных и модифицированных методик (приложение 1).

Тип УУД

Вид результатов

Методика

Максим

 балл

Балл по УУД

%

Личностные УУД

Личностные результаты

Тест «Социальная зрелость»

 Тест «Выявление уровня нравственно-этической ориентации учащихся»

Метапредметные УУД

Регулятивные результаты

Тест на самостоятельность

 

Познавательные результаты

Тест «Исключи слова»

 

Коммуникативные результаты

Тест «КОС 2»

Предметные УУД

Теоретические знания

Тест:

«Ритм и темп в ансамбле. Синхронность ансамблевого звучания»

Практические результаты

Карты наблюдения практической деятельности:

 «Чувство ритма, темпа и такта в ансамбле. Синхронность при игре в ансамбле. Техника исполнения  каждой партии»

 (12-18 лет)  

                    6. Комплекс организационно-педагогических условий

                                    Условия реализации программы.

                              Методическое обеспечение программы

            Для успешного усвоения программы используются:

- занятия в кабинете: теоретические и практические;

- прослушивание музыкальных записей;

- просмотр видео материалов;

- посещение концертов.

   Для полноценного проведения занятий предусмотрено следующее оборудование:

1.​ Помещение с рабочими столами.

2.​ Достаточное количество инструментов.

3.​  Учебная и методическая литература.

4.​ Музыкальный центр.

5.​ Компьютер.

                Сведения о квалификации педагогических работников,

                         реализующих образовательную программу

Дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Детский ансамбль гитаристов «Лира» реализует педагог дополнительного образования, имеющий высшее профессиональное образование и/или:

- среднее профессиональное образование,

- дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика"  в области, соответствующей направленности образовательной программы.

Педагог, реализующий данную программу, повышает свой профессиональный уровень через систему повышения квалификации и самообразования.

           На занятиях используются следующие педагогические методы:

- формирования сознания (методы убеждения): объяснение, рассказ, беседа, диспут;

- организации деятельности и формирования опыта поведения: приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие ситуации;

- стимулирования поведения и деятельности: поощрение (ведение рейтинговой таблицы, конкурсы по разным номинациям).

               Имеют место различные типы и формы занятий:

- изучение нового материала;

- формирование новых умений и навыков;

- практические занятия (применение умений и навыков);

- творческие отчеты и концерты;

Применение различных форм и методов в организации занятий позволяет сохранить активность учащихся, их интерес к занятиям в течение всего периода обучения.

                                         Методическое обеспечение:

     Наличие методических и учебных пособий (видеофильмы, DVD-фильмы и слайд-презентации) по всем темам программы в полном объѐме.

     Способы определения результативности

- открытые занятия;

- тестирование по темам;

- творческие задания, опросы устные;

- наблюдения педагога, творческие отчеты;

- самотестирование, конкурсы.

                                             

                                                 Список литературы

                                    Список  литературы  для  педагога 

1.​ Бадьянов А. Б. Джазовый гитарист: учебное пособие. – М.: Издатель Смолин К. О., 2002. – 112 с.

2.​ Дэвис Х. Битлз. Авторизованная биография: пер. с англ. – М.: Радуга, 1990. – 448 с.

3.​ Книга о музыке. Популярные очерки об ансамбле. сост. Г. Головинский., М. Ройтерштейн. – М. : Сов. композитор, 1988. – 220 с.

4.​ Коллиер Дж. Л. Становление джаза.  Популярный исторический очерк. – М.: Радуга, 1984. – 390 с.

5.​ Кузин Ю. П. Азбука гитариста. Пособие для преподавателей. – Новосибирск, НМК, 1999. – Ч. 1. Доинструментальный период. – 40 с.

6.​ Манилов В. А. Техника джазового аккомпанемента на шестиструнной гитаре [Текст] / В. А. Манилов В. А. Молотков В.А. - Киев : «Музычна Украйина», 1988. – 120 с.

9.​ Мархасев Л. В легком жанре. Очерки и заметки. – 2-е изд., уточн. и доп. – Л.: Сов. Композитор. 1986. – 296 с.

10.​ Молотков В. А. Джазовая импровизация на шестиструнной.– Киев : «Музычна Украйина», 1989. – 151с.

11.​ Паулс Р. В. Мелодии в ритме жизни. – М.: Мол. гвардия, 1989. – 315 с.

12.​ Слово о музыке: рус. композиторы XIX в . Хрестоматия . сост. В. Б. Григорович, З. М. Андреева. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение. 1990. – 319 с.

                                   

                                        Список литературы для учащихся

1.​ Калинин В. П. Юный гитарист. – М. : Музыка, 2001. – 127 с.

2.​ Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре.  – М.: Советский композитор, 1973. – 150 с.

3.​ Катанский В. М. Гитара для всех. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Таблицы гитарных аккордов. – М.: Издательство В. Катанского. 2003. – 112 с.

4.​ Кирьянов Н. Г. Искусство игра на шестиструнной гитаре. – М. : «ТОНИКА», 1991. – Ч. II. Тетрадь вторая. - 240 с.

5.​ Кирьянов Н. Г. Искусство игры на гитаре в ансамбле.– М.: «ТОНИКА», 1991. - Ч. III. – 284 с.

6.​ От Ренессанса до наших дней. Для шестиструнной гитары. сост.И. Пермяков.– Ленинград. «Музыка». 1989. - Вып.2. - 39 с.

7.​ Хрестоматия игры на шестиструнной гитаре для начинающих. – М. : АСТ; Донецк : Сталкер, 2005. – 54 с.

8.​ Шестиструнная гитара. Подготовительный класс. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. – 56 с.