Исторические концерты С.А.Кусевицкого

Ваваева Ирина Павловна

Просветительская деятельность великого музыканта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoricheskie_kontserty_s.a._kusevitskogo.docx50.85 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

“Детская школа искусств им. С.А. Кусевицкого ”

Г. Вышний Волочек

 Методическое сообщение

«Исторические концерты С.А. Кусевицкого и просветительская деятельность»

Составители:

Ваваева И.П., Сверчкова С.Е..


Одна из характерных черт творческого облика Кусевицкого - обостренное чувство современности, постоянное расширение репертуарных горизонтов. 23 января 1908 года состоялся дебют дирижера Сергея Кусевицкого. Под его управлением оркестр Берлинской   филармонии   играл «Ромео   и Джульетту» Чайковского, произведения Танеева, Глиэра, а во втором отделении прозвучал Концерт для фортепиано с оркестром до минор Рахманинова, в котором солировал автор, согласившийся участвовать в концерте дебютанта.

Через месяц Кусевицкий снова стоял за дирижерским пультом, а солистом на этот раз был Собинов. Газеты заговорили о новой восходящей звезде – молодом дирижере Сергее Кусевицком.

Значительная часть большого состояния Ушковых с согласия отца - мецената-миллионера - была направлена на музыкально-просветительные цели в России. На этом поприще, помимо художественных, проявились незаурядные организаторские и административные способности Кусевицкого, основавшего в 1909 году новое "Российское музыкальное издательство". Основная задача, которую ставило новое нотное издательство, - популяризация творчества молодых русских композиторов. По инициативе Кусевицкого здесь впервые были опубликованы многие сочинения А. Скрябина, И. Стравинского ("Петрушка", "Весна священная"), Н. Метнера, С. Прокофьева, С. Рахманинова, Г. Катуара и многих других.

В том же году он собрал в Москве собственный оркестр из 75 музыкантов и начал там же и Петербурге концертные сезоны. Роль Оркестра Кусевицкого в русской музыке трудно переоценить. На его концертах исполнялось, наряду с классикой, много новой русской и западной музыки. Особо примечательна роль Кусевицкого и его оркестра в пропаганде музыки Скрябина; кроме того, Кусевицкий оказывал материальную помощь Скрябину до 1910 г., прекратившуюся после конфликта Скрябина с Кусевицким. Во многом именно он способствовал успеху произведений Скрябина, с которым их связывала творческая дружба. "Поэму экстаза" и     Первую симфонию он исполнял в Лондоне в 1909 году и в следующем сезоне в Берлине, а в России был признан лучшим исполнителем произведений Скрябина. Кульминацией их совместной деятельности явилась премьера "Прометея" в 1911 году. Кусевицкий был также первым исполнителем Второй симфонии Р. Глиэра (1908 год), поэмы "Аластор" Н. Мясковского (1914 год). Своей широкой концертной и издательской деятельностью музыкант прокладывал дорогу признанию Стравинского и Прокофьева. В 1914 году состоялись премьеры "Весны священной" Стравинского и Первого фортепианного концерта Прокофьева, где Кусевицкий солировал.

Это было уникальным примером того, как деньги начинают служить искусству. Дохода такая деятельность не приносила. Зато популярность музыканта возросла чрезвычайно. 

Но Кусевицкому этого было мало: он хотел донести «живую» музыку до самых отдаленных уголков России. Весной 1910 года он отправился с оркестром Большого театра на пароходе по Волге. Концерты под управлением Кусевицкого становились событием в больших и малых волжских городах, жители которых зачастую никогда не видели и не слышали симфонического оркестра. Градоначальник Нижнего Новгорода попросил дирижера посадить арфистку на возвышении впереди оркестра, чтобы все могли увидеть диковинный инструмент. А в одном из городков нижней Волги попавший на концерт сельский житель внимательно наблюдал за движениями тромбониста, который, по его мнению, безуспешно хотел разъединить две части тромбона. Когда объявили перерыв, он вскочил на сцену, схватил тромбон, мощным рывком   разорвал его и с улыбкой подал опешившему тромбонисту: «Вот, пожалуйста!»

Весной 1912 года Кусевицкий опять отправился по Волге, на этот раз уже с собственным оркестром. Оркестр Кусевицкого, в который вошли лучшие музыканты Москвы, отличался особой сыгранностью, с ним с удовольствием выступали самые выдающиеся исполнители того времени. Тур по Волге был частью обширной просветительской программы, задуманной Кусевицким. Абонементные «Концерты Кусевицкого» привлекали огромное количество слушателей в Москве и Петербурге, а на утренних общедоступных концертах слушателями были студенты, рабочие, служащие.

Возвратившись из турне, оркестр принял участие в фестивале, посвященном Петру Ильичу Чайковскому. Послушав оркестр, брат композитора Модест Ильич Чайковский сказал: «Пока Кусевицкий исполняет произведения моего брата, музыка Чайковского будет жива».

Третий тур по Волге, начавшийся весной 1914 года, был прерван войной. Последовавшие затем события вовлекли Кусевицкого в свой водоворот.

В 1912 г. основал в Санкт-Петербурге бесплатную музыкальную библиотеку. В те же годы Кусевицкий занял ряд постов в общественных организациях: председатель правления Общества призрения престарелых артистов, почетный член московского Общества оркестровых музыкантов, член жюри петербургского конкурса скрипачей имени Л. Ауэра, участник издания журналов «Аполлон» и «Студия», один из учредителей акционерного общества «Московские общедоступные театры» (наряду с С. Мамонтовым, К. Станиславским, В. Немировичем-Данченко).

15 мая 1917 года он был назначен дирижером и музыкальным руководителем Государственного (бывшего Придворного) симфонического оркестра в Петрограде. После Октябрьской   революции он лишился своего состояния, были национализированы его издательство, оркестр, художественные коллекции. В ноябре 1917 года в письме для прессы он заявил: «Как я вполне определенно высказывался, в первые же дни последнего переворота, ни о каком "контакте" между мной и фактической новой властью не может быть и речи; наряду со всеми сознательными русскими гражданами, я подчинюсь только тому правительству, которое будет установлено Учредительным собранием;   а до этого буду   по-прежнему руководить государственным оркестром – при том условии, что никакая новая "власть" ни в какой форме не станет вмешиваться в дела этого учреждения».

И все же, мечтая о будущем России, артист в условиях хаоса и разрухи продолжал творческую работу. Находясь в плену заманчивых лозунгов "искусство в массы", созвучных и его идеалам просветительства, он участвовал в многочисленных "народных концертах" для пролетарской аудитории, учащихся, военнослужащих. Являясь видной фигурой музыкального мира, Кусевицкий наряду с Метнером, Неждановой, Гольденвейзером, Энгелем участвовал в работе художественного совета при концертном подотделе музыкального отдела Наркомпроса. Входя в различные организационные комиссии, он был одним из инициаторов многих культурно-просветительных начинаний.

Продолжалась и его концертная деятельность. В холодной и голодной Москве в Большом театре он дирижировал «Пиковой дамой». Музыканты играли в шапках и валенках, но, по словам юного тогда виолончелиста оркестра Григория Пятигорского, исполнение было прекрасным.

Последней его крупной работой в советской России явилось участие в попытке реформирования отечественного музыкального образования. Московская комиссия МУЗО НКП (музыкальный отдел Народного комиссариата просвещения), куда Кусевицкий был приглашен А. Луначарским в качестве члена художественного совета, разработала проект, который не был реализован.

 В 1920 году Луначарский предложил ему возглавить оркестр в Москве, но он отказался  и попросил разрешения выехать на год в Берлин. Свой отъезд за рубеж в 1920 году Кусевицкий мотивировал желанием наладить работу зарубежного филиала своего издательства. К тому же необходимо было вести дела и управлять капиталом семьи Ушковых-Кусевицких, оставшимся в зарубежных банках. Разрешение было дано, и в мае 1920 года   Кусевицкие уехали за границу – навсегда. 

Сохранив в зарубежных банках значительную часть капитала, он смог продолжить свою деятельность в Европе.

В 1921 году Кусевицкий вновь создал оркестр, с которым начал ежегодные циклы «Симфонических концертов Кусевицкого» в парижской "Grand Opera". В концертах звучала русская класическая музыка, произведения современных композиторов России и Франции, в том числе сделанное Равелем по предложению Кусевицкого оркестровое переложение «Картинок с выставки» Мусоргского. По своей значимости эти концерты сопоставимы со знаменитыми «Русскими сезонами» Дягилева.

Кусевицкий  продолжил издательскую деятельность, переведя из Москвы в Париж «Российское музыкальное издательство» и основав его филиалы в Лондоне и Нью-Йорке.

Пропаганда русской музыки не ограничивалась концертами: в том же 1921 году Кусевицкий принял участие в постановке опер Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина» в "Grand Opera", на следующий год дирижировал «Борисом Годуновым» в Барселоне, а спустя несколько лет поставил в "Grand Opera" оперу Прокофьева «Огненный ангел».

Слава дирижера Кусевицкого пересекла океан, и в 1923 году он получил предложение сменить Пьера Монтё (Pierre Monteux) на посту руководителя Бостонского   симфонического оркестра. Ему давно хотелось иметь постоянную работу на жаловании, и он принял предложение. 2 сентября 1924 года правительство Франции наградило   его Орденом Почетного   Легиона, а 4 сентября он отплыл в Америку на пароходе «Аквитания».

Кусевицкие прибыли в Нью-Йорк 12 сентября и в тот же день отправились в Бостон. Начался новый этап жизни и творчества Сержа Кусевицкого, не менее, а, может быть, даже более блестящий, чем предыдущие.

 Бостонский симфонический оркестр, один из старейших в Америке, к моменту приезда Кусевицкого пользовался устойчивой славой крепкого коллектива классического репертуара. Музыканты настороженно встретили нового руководителя: газеты успели сделать его «модернистом». Их опасения оказались не напрасными: он не хотел иметь дела с «оркестром стариков» и заменил многих пожилых музыкантов молодыми, в основном воспитанниками русской, немецкой и французской музыкальных школ. Это, кстати, на первых порах облегчало ему общение: он приехал с нулевым английским, по-немецки же и по-французски говорил бегло. Во многом ему помогал концертмейстер оркестра Ричард Бургин, прекрасный скрипач, ученик знаменитого Леопольда Ауэра. «Ломка» оркестра продолжалась довольно долго и болезненно. Музыканты, недовольные его требовательностью, уличали его в дилетантстве, однако публике не это было важно, а важны результаты. А они были налицо: оркестр звучал все лучше и лучше. «Вы играете прекрасно, но я хотел бы, чтобы вы вкладывали в игру больше себя, своего чувства», – говорил дирижер, и звучание приобретало особую теплоту.

Первым толчком к налаживанию отношений между оркестром и Кусевицким стал его сольный концерт в пользу нуждающихся русских студентов 4 октября 1927 года. Перед концертом Кусевицкий собрал музыкантов оркестра на "party" и сыграл им кое-что из   программы концерта. Музыканты были потрясены легкостью, с которой он преодолевал труднейшие пассажи на своем громоздком инструменте. Они убедились в том, что Кусевицкий, несмотря на его огрехи в дирижировании (а они действительно случались), –выдающийся музыкант.

 Постепенно оркестр превращался в спаянный коллектив, в котором каждый исполнитель был соучастником в творчестве дирижера. Они играли много классики, но   Кусевицкий настойчиво вводил   в репертуар произведения Скрябина, Стравинского, Прокофьева, Равеля, Дебюсси и многих других современников. Особое внимание уделял Кусевицкий молодым американским композиторам: под его управлением прозвучали, часто впервые, сочинения Сэмюэла Барбера, Леонарда Бернстайна, Аарона Копленда, Роя Харриса… Да и сам дирижер иногда выставлял на суд слушателей свои композиторские опусы:   на одном из   концертов было объявлено, что исполняется увертюра, автор которой не хочет раскрывать своего имени. При первых же звуках стало ясно, что автор – из России, настолько русской была музыка. Кроме того, автор должен был хорошо знать Бостонский оркестр: буквально каждый оркестрант получил свою партию. Авторство обнаружилось сразу же по окончании исполнения: музыканты, которым Кусевицкий доверил свою тайну, встали и тепло приветствовали автора увертюры.

Подобно тому, как в России Кусевицкий помогал Прокофьеву и Стравинскому, во Франции и в Америке он всячески стремился стимулировать творчество крупнейших музыкантов современности. Так, например, к пятидесятилетию Бостонского симфонического оркестра, которое отмечалось в 1931 году, по специальному заказу дирижера были созданы произведения Стравинского, Хиндемита, Онеггера, Прокофьева, Русселя, Равеля, Копленда, Гершвина.

Еще в России Кусевицкий проявил себя как крупный музыкально-общественный деятель и талантливый организатор. Само перечисление его начинаний может заставить усомниться в возможности осуществить все это силами одного человека. Причем каждое из этих начинаний оставило глубокий след в музыкальной культуре России, Франции, Соединенных Штатов. Особо следует подчеркнуть, что все идеи и планы, реализованные Сергеем Александровичем в течение жизни, зародились у него в России. Так, в 1911 году Кусевицкий задумал основать в Москве Академию музыки. Но эту идею удалось осуществить лишь в США тридцать лет спустя. В 1934 году в городке Тэнглвуд (Tanglewood) в живописных Беркширских горах (Berkshire Mountains), Массачусетс, был организован летний музыкальный фестиваль. Устроители фестиваля мечтали, чтобы их детище стало «американским Зальцбургом», имея в виду ежегодные фестивали на родине Моцарта. И фестиваль стал выдающимся событием в музыкальной жизни Америки, когда, начиная с лета 1936 года, в нем стал участвовать Бостонский симфонический оркестр. В Беркширском музыкальном центре – так официально называлась академия –Кусевицкий был директором, вел класс дирижирования, руководил студенческим оркестром. Класс композиции вели Хиндемит, Копланд и многие другие выдающиеся   композиторы, а музыканты   Бостонского оркестра вели классы по своим инструментам. Центр стал подлинной музыкальной Меккой Америки.

 С 1938 года постоянно проводится летний фестиваль в Тэнглвуде (графство Леннокс, штат Массачусетс), куда съезжается до ста тысяч человек. В 1940 году Кусевицкий основал в Беркшире Тэнглвудскую школу подготовки к выступлениям, где вел со своим помощником, А. Коплендом, класс дирижирования. К работе были привлечены также Хиндемит, Онеггер, Мессиан, Далла-пикколо, Б. Мартину. Одним из открытий Беркширского музыкального фестиваля 1942 г. стал Альфредо Кокоцца — будущий великий тенор Марио Ланца (Кусевицкий стал автором его псевдонима).

 Кусевицкий много и с большим успехом гастролировал в Европе. Распространение фашизма и приход к власти Гитлера не могли оставить его равнодушным. Он с готовностью присоединился к направленному Гитлеру протесту Тосканини и других выдающихся деятелей музыкального искусства против преследования еврейских музыкантов, за что был занесен в Германии в «черный список».

Когда гитлеровские полчища вторглись на территорию Советского Союза,   Кусевицкий сказал своему тэнглвудскому ученику, композитору и дирижеру Леонарду Бернстайну: «Лёнечка, теперь Гитлеру конец». Во время Второй мировой войны Сергей Александрович возглавил сбор средств в помощь Красной армии, став председателем Комитета помощи России в войне, был президентом музыкальной секции Национального совета Американо-советской дружбы, а в 1946 году занял пост председателя Американо-советского музыкального общества.

Ведущие американские дирижеры боролись за право первыми исполнить Седьмую «Ленинградскую» симфонию Шостаковича. Эту честь разделили два дирижера: Тосканини впервые исполнил ее по радио, Кусевицкому принадлежит ее первое концертное исполнение в Тэнглвуде. Обращаясь к публике перед началом концерта, Кусевицкий сказал: «Я заявляю о моей вере в человечество, потому что надеюсь на победу России… Симфония Шостаковича является посланием веры и победы человеческого духа над смертью. Мы должны быть благодарны этому великому народу, который через тягчайшие страдания ведет нас к надежде, свету и воскрешению». Весь сбор с концерта (11 тысяч долларов) был перечислен в фонд помощи России. Дирижерскому стилю Кусевицкого свойственны яркий темперамент и сдержанность, что при четкой технике дирижирования позволяло ему добиваться совершенства оркестрового исполнения. Интерпретации Кусевицкого отличаются чрезвычайным вниманием к авторскому тексту и замыслам. Так, после записи исполнения Седьмой симфонии Д. Шостаковича, получив список замечаний автора, он сделал новую запись с их учетом.

 В 1942 г., после смерти жены, Кусевицкий основал и посвятил ее памяти Музыкальную ассоциацию (издательство) и Фонд имени Натальи Кусевицкой, помогающий композиторам.

1949 г. Под его руководством Бостонский симфонический оркестр стал ведущим коллективом в Соединенных Штатах Америки, а затем завоевал мировое признание. В течение всей жизни Кусевицкий продолжал оставаться неутомимым пропагандистом русской музыки 19–20 вв., он дирижировал исполнением произведений С. Прокофьева, Д. Шостаковича, И. Стравинского.

Уступив в 1949 г. пост главного дирижера Бостонского симфонического оркестра Ш. Мюншу, Кусевицкий инициировал первые гастроли Израильского филармонического оркестра в США, в 1950 г. дирижировал в Израиле циклом концертов этого оркестра. Он много концертировал в Европе, США и Латинской Америке; последний концерт с участием Кусевицкого состоялся в Сан-Франциско, за три месяца до его смерти. Свою нотную библиотеку Кусевицкий завещал Еврейскому университету в Иерусалиме, а коллекцию музыкальных инструментов — Академии музыки имени С. Рубина (Иерусалим).

Кусевицкий также занимался композицией, среди его произведений — концерт для контрабаса с оркестром и «Пассакалия на русскую тему» для оркестра. В личности и творчестве Кусевицкого сочетались выдающийся инструменталист и дирижер, музыкальный просветитель и меценат.

Литература

1. Бычкова Е., Демпке Н., Рябкова Л. Неизвестные страницы биографий. (Сергей Кусевицкий, Сергей Рахманинов, Николай Струве

2. Константин Бальмонт – Сергею Кусевицкому, 27 августа 1920, Париж. – Архив С. Кусевицкого. Библиотека Конгресса, Вашингтон. При последующих отсылках - АК-БК.

3. Сергей Прокофьев. Дневник. 1919-1933. (Часть вторая). Париж: sprkfv, 2002. C. 416.

4.«Хроника», «Музыка», №147, 14 сентября 1913. С. 578.

5. Владимир Цедербаум. «"Хованщина" на сцене парижской Оперы», «Руль». Берлин, 5 мая 1923.

6. Морис Равель. "«Борис Годунов»". Цит. по кн.: Статьи и рецензии композиторов Франции. Конец XIX – начало ХХ века. Составление, перевод, вступительная статья и комментарии А.Бушен. Москва: "Музыка", 1972. С. 372

7. Савелий Сорин - Сергею Кусевицкому, 20 августа 1920 года, Париж. – AK-БК.

8.Сергей Кусевицкий. Черновые наброски к беседам со студентами Беркширского музыкального центра. Без даты. Машинопись. Л. 7а. – АК-10 Мария Давыдова. Мои артистические годы за границей. Рукопись. ГЦММК имени Глинки, ф. 305 [М.С. Давыдова], ед. хр. 1. С. 8.

9. Сергей Кусевицкий – Наталии Кусевицкой, без даты [март 1922], Барселона. – AK-БК.

10. Цит. по ст.: Владимир Цед[еербау]м. "«Борис Годунов» на сцене Парижской Большой Оперы" , "Руль", 26 [13] апреля 1922.

11. Морис Равель.«Борис Годунов». Цит. по кн.: Статьи и рецензии композиторов Франции. Конец  XIX – начало ХХ века. Составление, перевод, вступительная статья и комментарии А.Бушен. Москва: "Музыка", 1972. С. 373. 

12. Сергей Прокофьев. Дневник. 1919-1933. (Часть вторая). Париж: sprkfv, 2002. C. 259.

13. Владимир Цедербаум – Сергею Кусевицкому, 25 января 1922 года, Париж. – AK-БК.

14. Андрей Римский-Корсаков. «"Хованщина" М.П. Мусоргского и С. Дягилев», «Русская молва», 23 марта 1913. – Цит. по журн.: «Музыка», №123, 30 марта 1913. С. 231.

15. Борис Шлецер. «Концерты Кусевицкого», «Последние новости», 26 октября 1922.