Открытый урок "Роль упражнений на начальном этапе обучения гитариста"

Ваваева Ирина Павловна

Необходимость использования упражнений для более быстрого и качественного обучения игре на гитаре.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема:

Роль упражнений на первоначальном этапе обучения

(открытый урок с учащейся 1 класса, обучающейся по предпрофессиональной программе, Герасимовой Василисой, гитара).

Цель:

Формирование навыков исполнения легато, динамических оттенков.

Задачи:

оздоровительная: формирование правильной осанки, улучшение эластичности мышц и связок, повышение гибкости суставов;

- развивающая: развитие музыкального слуха, чувства ритма, координации и мышечной памяти;

- воспитательная: знакомство с начальными навыками исполнительской культуры.

 

Методы:

Метод формирования новых знаний и способов действий: объяснительно – иллюстративный и  репродуктивный методы (словесный, метод упражнений и повторений, метод показа, практический);

Метод формирования личностных результатов:

метод эмоционального стимулирования (создание ситуаций успеха); метод игры (вызывание повышенного интереса учащихся; метод развития творческого воображения учащихся 

проблемный и частично – поисковый методы (создание ситуации затруднения),

Методы контроля и самоконтроля: метод контроля над исполнением движений, метод сравнительного анализа, самоконтроля (умение самостоятельно находить допущенные ошибки),

Технологии:

Здоровьесберегающая,

личностноориентированная

Средства обучения: ноты, инструмент гитара.

Ход урока:

  • Вводная часть.
  • Исполнение упражнений, произведений.
  • Работа над трудными местами.
  • Заключительное проигрывание.

Приложения:

Вводная часть:

        1.Роль упражнений на первоначальном этапе обучения

2.Методические комментарии к уроку.

3.Отзыв об уроке.

Роль упражнений на первоначальном этапе обучения

Умение исполнить пьесу как органическое художественное целое, где все детали подчинены четкому исполнительскому замыслу цель нашей работы. На первоначальном этапе обучения это сложная задача, так как учащийся только начинает осваивать инструмент. Поэтому все сложные для начинающих моменты я отрабатываю и закрепляю на определённых упражнениях.

Инструментальная музыка имеет свои закономерности, но, в конечном счете, мелодия связана в большей или меньшей степени с принципами вокального искусства, с естественными закономерностями человеческого дыхания. Певучесть при игре на инструменте должна быть краеугольным камнем, внутренней потребностью гитариста. Легато - штрих, означающий связное исполнение. В игре на гитаре легато это не только штрих, но и способ звукоизвлечения. Я добиваюсь певучести на следующих упражнениях («гусеница», «качели»). Помогает мне сегодня Герасимова Василиса. Сыграй, пожалуйста, сначала «гусеницу». Обрати внимание на связность звукоизвлечения. Хорошо, молодец. Теперь навык связного исполнения мы перенесём на фрагмент пьесы. Джулиани «Аллегро». Ход в басу (ля, си, до, ля). Василиса, скажи, пожалуйста, а как называется связное исполнение? Правильно, легато. Также поработать над легато хотелось бы и в пьесе Л. Ивановой «Маша         и Медведь» (второй такт). Как раз похоже на «качели». Самое главное услышать внутри себя. Можно пропеть сложный фрагмент мелодии. Давай, Василиса, пропой. Хорошо. А теперь попробуй сыграть этот такт. Как у тебя получилось? Ты думаешь, что хорошо. Дома поработаешь над следующим фрагментом (пятый, шестой, седьмой и восьмой такты).        

В каждом мелодическом построении всегда есть наиболее выразительный, главный для всего музыкального отрывка звук или группа звуков, то есть кульминация. Именно она и объединяет в одно целое все музыкальное построение, делает его внутренне законченным. Все остальные звуки музыкальной фразы делают подготовку к кульминации или спад после нее. Осознание кульминации музыкального построения делает исполнение осмысленным и выразительным, помогает исполнителю ясно ощутить единство формы художественного произведения. Педагогу нужно как можно раньше ознакомить ученика с основными динамическими оттенками, начиная от пианиссимо и до фортиссимо. Каждый гитарист должен знать возможности своего инструмента, старательно изучать его динамическую шкалу. Гитаристу необходимо воспитать умение ощущать как постепенную, так и резкую смену силы звука. Работа над динамической «управляемостью» ведется, как правило, не один год. На первоначальном этапе обучения учащиеся ещё не умеют делать крещендо и диминуэндо. На лёгких упражнениях мы отрабатываем это. Василиса, сыграй упражнение «волна». Первое звено (p,i,m,a,m,i) тихо, второе – громче, третье – самое громкое, четвёртое – тише. Василиса, как ты думаешь, получилось у тебя волна? Тебе кажется, что не очень. Я тоже так думаю. Сыграй более контрастно. При этом старайся не зажимать правую руку. Работают одни пальцы. Теперь у тебя хорошо получилось, молодец. Какие динамические термины ты знаешь? Давай повторим. Хорошо, молодец. Теперь попробуем исполнить «Романс». Спасибо за исполнение. Как ты думаешь, у тебя получилась «волна»? Ты сомневаешься. Я тоже не услышала. Давай ещё раз. Теперь хорошо. Дома продолжишь работу над динамикой. Не забывай следить за постановкой правой руки.

На начальном этапе обучения ученик ещё не «прилажен» к инструменту, поэтому быстро устаёт. Ноги затекают, спина устаёт. Поэтому нужен перерыв. Можно походить бодрым шагом на месте, понаклоняться, подвигаться энергично. Сделать физкультминутку.

В ряду средств музыкальной выразительности ритм является одним из важнейших  в силу того, что музыка – это звуковой процесс, разворачивающийся во времени. Ритм находится в прямой зависимости от эмоционального содержания произведения, поэтому при работе над произведением часто возникает необходимость рассмотрения и других факторов этого временного процесса – метрической управляемости ритмических группировок, темпа произведения, а также отдельных его частей и разделов, логики темповых отклонений, вызванных определенными художественными задачами.

Основой работы над метро - ритмом служит точное прочтение записанных в нотах временных соотношений звуков. Одну из труднейших задач, стоящих перед учеником, представляет умение выдержать темп на протяжении всего произведения и добиться единого ритмического пульса. Это особенно относится к полифоническим произведениям, музыке старинных композиторов, сонатам. Естественность ритмической пульсации нарушается, если первоначальный темп взят неправильно. Правильный темп должен органично вытекать из характера исполняемой музыки. Усилия педагога должны быть направлены на то, чтобы активизировать, обострить образно – эмоциональное восприятие, переживание учеником музыки. Можно предложить ученику пропеть несколько тактов произведения, чтобы начав исполнение, он был уже в нужной ритмической сфере…

Во время физкультминутки можно прохлопывать ритмический ритм сложных тактов. Василиса, прохлопай, пожалуйста, с пятого по восьмой такт «Маша и Медведь». Молодец, спасибо.  

Во время завершения работы над произведением главную роль играет метод синтеза, сосредоточенное, собранное, активное в творческом отношении исполнение пьесы в настоящем темпе - характерная форма проработки произведения дома и в классе. Исполнение всего произведения желательно или в начале ежедневного занятия, как исходный момент для дальнейшей шлифовки в связи с целым, или в конце занятия как итог сделанного.

После сквозного проигрывания пьесы анализируются и критикуются все недостатки исполнения. Важно осознать и самокритично отнестись ко всем техническим неточностям, дефектам звуковедения и ритма, провалам памяти и т.д.

Именно музыкальное исполнение является конечной целью многолетних занятий педагога с учеником. Постановка рук, звукоизвлечение, техника, безусловно, необходимы для создания музыкального образа. Точное воспроизведение нотного текста, ритмического рисунка, правильная фразировка и т.п, являются обязательными, но не достаточными условиями.

 Часто ученики точно выполняют все динамические и темповые (агогические) указания в нотном тексте, но игра все равно остается формальной и не трогает слушателя. Это происходит потому, что внутренне ученик не участвует в музыкальном процессе. Ноты звучат только за счет движения пальцев.

 Каждый педагог находит свои приемы вовлечения ученика в творческое состояние. Конечно, степень этой вовлеченности в большой мере зависит от индивидуальности учащегося. Ученика можно попросить спеть какой-нибудь отрывок пьесы. При этом точность интонации не так важна, как выразительность исполнения. Добившись нужной выразительности в пении, ученик должен попробовать спеть про себя, но с той же степенью выразительности. Затем можно сыграть это на инструменте, руководствуясь внутренним слуховым представлением. Педагог же оценивает, «получилась» ли музыка. Работа эта очень трудная и кропотливая.

Самое полезное - слушать записи великих исполнителей. При всем их различии они абсолютно схожи в одном - отсутствии надуманной, деланной музыкальности.

Таким образом, на лёгких упражнениях мы отрабатываем сложные для начинающих моменты: динамические оттенки, легато, ритм. На первоначальном этапе игре на гитаре это очень важно.

Программа  Герасимовой Василисы:

  1. М. Джулиани «Аллегро»
  2. В. Гомес «Романс»
  3. Л. Иванова Маша и Медведь»