Главные вкладки
Методический доклад на тему: «Руднева А.В. и её вклад в исследование фольклора. Значение работы «Народные песни Курской области»
В 1966 году в институте им. Гнесиных при кафедре хорового дирижирования было открыто отделение по подготовке руководителей народных хоров. Это была пост Захаровская эпоха, когда все ориентировались на хор им. Пятницкого, который пел массу песен и все они были написаны тем или иным автором, но чаще всего произведения писал художественный руководитель хора. Здесь была некая проблема, каким образом жанр в котором мы работаем привести к основам конкретнее национальным нежели это было в 50, 40 годы и вначале 60 годов. И перед выпускниками отделения руководителей народных хоров были возложены задачи: во-первых – ездить в фольклорные экспедиции, во – вторых уметь заниматься аранжировкой.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.57 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Управление культуры города Курска
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств № 5 имени Д.Д. Шостаковича» города Курска
Методический доклад на тему:
«Руднева А.В. и её вклад в исследование фольклора. Значение работы «Народные песни Курской области»
Выполнила: преподаватель высшей категории
по классу музыкального фольклора
ДШИ № 5 им. Д.Д. Шостаковича
Терещенко С.В.
Курск 2022
Содержание
- Введение
- А.В. Руднева – патриот своего национального искусства
- Вклад Л.В Рудневой в изучении и развитии музыкального фольклора и русского народного музыкального песенного творчества
- Песни села Плёхова Суджанского района Курской области в исследовании Л.В. Рудневой
- Заключение
Введение
В 1966 году в институте им. Гнесиных при кафедре хорового дирижирования было открыто отделение по подготовке руководителей народных хоров. Это была пост Захаровская эпоха, когда все ориентировались на хор им. Пятницкого, который пел массу песен и все они были написаны тем или иным автором, но чаще всего произведения писал художественный руководитель хора. Здесь была некая проблема, каким образом жанр в котором мы работаем привести к основам конкретнее национальным нежели это было в 50, 40 годы и вначале 60 годов. И перед выпускниками отделения руководителей народных хоров были возложены задачи: во-первых – ездить в фольклорные экспедиции, во – вторых уметь заниматься аранжировкой. Народная песня рождена в крестьянской среде, так как наша страна основную часть своей истории была аграрной, богатейшие залежи разножанровых произведений которые сочинялись коллективно этими людьми. Люди работали – пели, люди отдыхали - пели. Песня всегда помогала в разных жизненных ситуациях. Поэтому хочется сказать о качестве построения песенного репертуара как в среде исполнителей сольного народного пения, так и среди ансамблей. Чаще всего проблема однообразности репертуара возникает в среде певцов солистов.
Есть масса замечательных исполнителей таких как Аграфена Глинкина, Аграфена Оленичева, Ефим Сопелкин. Они брали за основу какую-то жизненную ситуацию и на этой ситуации бытовой сочиняли песни. Они сочинялись все теми же крестьянами на базе их жизненного опыта. Сейчас в наше время очень просто найти в интернете массу интересного материала, который может помочь в формировании мировоззрения начинающих исполнителей, которые хотят работать в этом жанре. Сейчас очень активно и продуктивно работает центр русского фольклора, можно выйти на сайт этого центра и получить много рекомендаций, в том числе и репертуарных.
Много песенного материала в свое время исследовала и записала доктор искусствовед, советский музыковед – фольклорист и педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР Анна Васильевна Руднева. Делом своей жизни Руднева считала работу, связанную с певческой практикой. Она была научным консультантом, а потом и руководителем Хора русской песни Всесоюзного радио. С 1966 по 1972 Руднева параллельно с занятиями в консерватории преподавала на отделении руководителей народных хоров в Институте имени Гнесиных. С 1959 и до конца жизни Анна Васильевна работала научным руководителем Кабинета народного творчества. Участвовала в многочисленных фольклорных экспедициях, стала автором более 60 публикаций. Я скажу о избранных публикаций, которые изучила и в настоящее время применяю их в своей педагогической практике.
1.Руднева А.В Русское народное музыкальное творчество. Очерки по теории фольклора
2.Руднева А.В Курские танки и карагоды. Таночные и карагодные песни и инструментальные танцевальные пьесы
3. Руднева А.В Русский народный хор и работа с ней
А.В. Руднева – патриот своего национального искусства
Анна Васильевна Руднева – это целая эпоха в советской фольклористике. Яркая личность, удивительно мудрый человек, талантливый учёный – исследователь, опытнейший фольклорист – практик, прекрасный педагог. Учитель Рудневой К.В Квитка, писал о ней как о человеке, обладающем «огромными способностями, необычным усердием, исключительным энтузиазмом и острой наблюдательностью».
А.В. Руднева родилась в селе Воронцово – Александровке Ставропольского края. Ее отец был регентом, и восьми лет Аня уже пела в церкви. В 1923 году она поступила в Московскую государственную консерваторию, которую закончила по двум факультетам - дирижерскому и историко теоретическому.
С 1931-го по 1938 год Руднева жила на Дальнем Востоке, а затем в Воронеже, где работала на радио, руководила общегородским самодеятельным хором. Здесь же она начала по-настоящему серьезно изучать народную музыкальную культуру. Ее первые шаги на этом поприще - участие в публикации сборника народных песен Воронежской области совместно с А.Копосовым, К. Масалитиновым, С. Поповым, Н. Чаплыгиным.
В 1939году она переехала в Москву, где познакомилась с К.Квиткой, пригласившим ее на работу в Московскую консерваторию сначала лаборантом, а потом и в аспирантуру. С 1944 года Руднева была ассистентом на кафедре фольклора, в 1950 году ей было присвоено звание доцента. Она стала вести курс русского народного музыкального творчества. В 1963 году защитила диссертацию «Народные песни Курской области. Курские танки и карагоды, таночные и карагодные песни и инструментальные наигрыши, за которую, минуя кандитатскую, ей была присвоена ученая степень доктора искусствоведения.
Руднева была любимой ученицей Квитки – одного из основоположников советской музыкальной фольклористики. Как исследователь, она не только продолжила дело своего учителя, но и развила его основные теоретические положения.
Анна Васильевна была в прямом смысле слова патриотом русского национального фольклора. Она искала новые методы исследования его самобытной музыкально – поэтической стилистики. Вскрыть сущность русского музыкального фольклора, сделать народную песню, как того требовал А.Серов предметом науки – вот те главные и трудные задачи, которые она ставила в научной деятельности.
Вклад Л.В Рудневой в изучении и развитии музыкального фольклора и русского народного музыкального песенного творчества
На протяжении многих лет экспедиционной и аналитической работы Руднева накапливала ценнейший песенный материал и яркие впечатления от общения с талантливыми исполнителями – песенниками и инструменталистами. География ее поездок была не очень обширна: Воронежская, Белгородская, Московская, Курская области. В основном это южнорусский регион. Особое внимание еще с довоенных лет она уделяла красочному фольклору курской области, куда ездила в последнюю экспедицию 1973 года. Курский фольклор составлял основу фундаментального диссертационного труда.
В отличие от «засушенных», «теоретических работ» (в плохом смысле), исследование Рудневой было проникнуто песенностью, музыкальностью, любопытным отношением к фольклору Курской области и его исполнителям.
Руднева была высокопрофессиональным специалистом не только в области народного творчества, но и в области хоровой музыки. Она не была узким специалистом – напротив, в ее трудах мы сталкиваемся с многосторонним исследованием, охватывающим общие закономерности русского национального искусства в их связях с конкретными историческими, социально–экономическими и культурными особенностями.
Большая часть научных работ Анны Васильевны была посвящена анализу музыкально-поэтической стилистики русской народной песни: стихосложению, музыкальной и музыкально–поэтической ритмике, строфике, ладовым особенностям. Руднева выработала и широко использовала в своей научной и педагогической практике оригинальный метод анализа народных песен. Она отметила важную роль в музыкальном фольклоре поэтического текста, который, являясь одним из главных компонентов народного творчества, несет в себе не только идейное и образное содержание, но и черты определённой исторической эпохи со всеми ее общекультурными, языковыми и музыкальными особенностями.
В теоретическом наследии Рудневой особое место принадлежит исследованиям ладовых основ русской народной песни. Она внесла несомненный вклад в развитие теории лада. Здесь она показала, что лады русских народных песен самобытное явление.
Помимо исследования музыкально-поэтической стилистики, жанров народных песен, обрядов, обычаев, Руднева внесла свой неоценимый вклад в дело изучения народного инструмента.
Анна Васильевна создала свою школу в советской музыкальной фольклористике. Ее идеями, находками и открытиями пользуются ученые, исследователи, педагоги – фольклористы и музыковеды из разных уголков нашей Родины, а также зарубежные ученые и фольклористы – практики.
Анна Васильевна была прекрасным педагогом. Она была мастером своего дела. Сама она и пела, и рассказывала, и плясала, перевоплощалась в зависимости от того, о чем или о ком шла речь.
Песни села Плёхова Суджанского района Курской области в исследовании Л.В. Рудневой
Вошедшие в сборник песни села Плёхово Суджанского района Курской области представляют исключительно художественный интерес. Они раскрывают весьма своеобразный певческий стиль, типичный для многих селений курско-белгородской зоны на Юге России.
Село Плёхово и ближайшие селения Суджанского района – Чёрный Олех, Будище, Саморядово, Заломное и другие привлекли внимание московских фольклористов еще в 1937 году, во время поисков редкостного народного музыкального инструмента «кувичек» - русской флейты Пана. Искали так же лиру и старинный струнный инструмент гудок, который был распространён в быту до скрипки. Уже в 1939 году в учебнике истории русской музыки были опубликованы результаты первой экспедиции Московской государственной консерватории. С тех пор музыкальный фольклор южных районов курско-белгородской зоны – песни, инструментальная музыка и хореография – стали объектом неустанного изучения.
Встречи с исполнителями из села Плехово в 1940, 1964, 1967 годах дали возможность Рудневой познакомиться с уникальной певческой и музыкальной устойчивой культурой, требующей фиксации не только в полевых условиях.
Зимой 1967 года в Москве была произведена грамзапись и многомикрофонная фонозапись ансамбля из пяти певиц, позволившая зафиксировать партию каждой из участниц.
Яркие оригинальные партитуры, составленные из нотированных отдельных партий, позволяют получить полное представление о художественной значимости репертуара и мастерстве исполнительниц. Во всех партитурах чувствуется слаженный ансамбль, основанный на умении, слышать всю песню и ее разноголосие, умение чувствовать своих партнеров и в любой момент заменить ведущего, найти своему голосу «путь» ко всем остальным в ансамбле. Благодаря тембровой индивидуальности каждой певицы, мелодическое витьё пяти голосов слышится отчётливо и в то же время многоголосная мелодия песни – единая, как шнур свитый из пяти цветных нитей.
Для плёховского ансамбля характерны не стабильные, а свободно варьируемые как одним певцом, так и разными, каждый в своей манере, запевы песен. У одних запевы проще, короче, у других они длиннее и замысловатее. При общей метрической четкости пения как в подвижных, так и в медленных песнях заметна ритмическая изощренность, свободная смена разных ритмических фигур при повторении слов одного стиха. В протяжных песнях унисонные концы звучат долго с неожиданным «сбрасыванием» ферматы на «широкую» большую секунду вниз, которая затем переходит иногда в малую «узкую» терцию.
Мелодические плетения в подвижных песнях напоминают походку многих курянок – быструю, скользящую, как бег ящерицы.
Для курских песен характерен местный диалект. В песнях, заученных с детства, еще очень сильны.
Примечательной локальной особенностью плёховского музыкального фольклора являются «алилёшные» песни с движением, с припляской. Они исполняются в хороводах (а хороводы здесь называются «танками») и на свадьбах. В них обязательны припевные слова «лели, лёли» в разных слогосочетаниях.
В сборнике так же есть календарные песни: постовые, масленичные, покосные. Все они глубоко лиричны по содержанию. В сюжете каждой песни раскрываются драматические ситуации, семейные конфликты. Суровая жизненная правда находит отклик в сердце каждого поющего и слушающего эти песни.
Заключение
Народное творчество села Плёхово, представленное в сборнике тринадцатью хоровыми песнями, - это далеко не все, что заслуживает быть отмеченным и опубликованным. За страницами сборника остаётся редкостная культура инструментальной ансамблевой музыки с разнообразными народными духовыми и струнными инструментами и, конечно, связанная с нею народная хореография. Замечательные русские пляски «Тимоня», «Чибатуха», «Журавель» и другие, составляющие гордость не только села, но всей Курской области, являются своеобразным хореографическим завершением цикла таночных, алилёшных песен.
Общее впечатление от плёховских песен нелегко выразить словами. Здесь и глубокая печаль, скорбные интонации плачей в жалобных женских постовых и масленичных песен; и элегическая простота и непосредственность в лирических; строгая и даже воинская суровость - в мужских песнях жизнелюбие и оптимизм - в хороводных, мудрость и теплота – в свадебных песнях, праздничность и полная отдача сил – в «карагодных» плясках под музыку.
Но основной жизненный «настрой» курян выражен в радостных «алилёшных» - таночных и величальных свадебных песнях. Слушая их в исполнении хоров, ансамблей, забываешь, что поют только люди; с ними поют леса, поля, луга, сады, реки; поют птицы, звенит небо, ярче играет солнце. Поёт земля. Во время таких песен и неистовых плясок человек, отдавая природе душу и сердце, поверяя ей свои помыслы, радости и печали, обретает в общении с ней большую внутреннюю силу.
