Роль логоритмики в развитии речи
Роль логоритмики в развитии речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_logoritmiki_v_razvitii_rechi.docx | 16.35 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей.
Тема: «Роль логоритмики в развитии речи»
В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи.
Логоритмика - помощь, которую можно оказать в условиях обычного детского сада детям с незначительными нарушениями речи.
Известно, что ребёнок развивается в движениях. С развитием двигательных навыков тесно связано звукопроизношение, поэтому так важно на занятиях в детском саду использовать логоритмику (пальчиковый игротренинг, пальчиковые гимнастики, динамические паузы, подвижные игры).
Логоритмика — это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.
Цель - преодоление речевых нарушений у детей дошкольного возраста средствами синтеза музыки, движения и слова.
Логоритмические занятия ведутся с первой младшей группой, что дает возможность для раннего выявления и коррекции нарушений речи.
Занятия отличаются вариативностью. Педагог может заменить какую-либо часть занятия, включить в него чистоговорки или упражнения артикуляционной гимнастики, соответствующие дефекту речи детей. Так, в песенный репертуар можно включать знакомые песни, возможно изменение игрового материала, использование знакомых стихотворений и т.п.
Логоритмические занятия не регламентированы строго по времени. При проведении занятия нужно учитывать самочувствие детей, их эмоциональное состояние. При необходимости занятие можно сократить.
В структуру логоритмических занятий тесно вплетены различные виды музыкальной и речевой деятельности, подчиненные одной цели — формированию правильного звукопроизношения.
Важнейшую роль в занятии играет музыка как интегральная основа всего занятия. С помощью музыки проводится развивающий дозированный эмоциональный тренинг, который приводит к улучшению психологического и физиологического состояния организма ребенка.
Особое внимание уделяется на занятиях развитию чувства ритма с помощью пластики, звучащих жестов, речевых игр, использования ритмосхем, игры на детских музыкальных инструментах под мело- и ритмодекламацию.
Все занятия имеют сюжетную основу.
Многолетняя работа по данной технологии показала: логоритмика способствует развитию речи и когнитивных процессов у детей дошкольного возраста, что выражается в исправлении дефектов речи, увеличении словарного запаса дошкольников, а также в улучшении внимания и памяти. Наибольший эффект возможен при интегрированном подходе.
На логоритмических занятиях решаются следующие задачи:
• активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания;
• развитие слухового и зрительного восприятия;
• увеличение объема памяти;
• развитие двигательного и артикуляционного праксиса;
• развитие двигательных кинестезий;
• формирование двигательных навыков;
• развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, темпа и ритма речи;
• развитие правильного дыхания;
• развитие чувства ритма и развитие слухового внимания.
Логоритмические занятия составлены с опорой на лексические темы. В сюжете использованы рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, что соответствуют возрасту детей и позволяет решать коррекционные задачи в игровой форме. Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых навыков. Содержание занятий изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала. Игровое построение занятий создает доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание, активизирует речь. Итогом работы является лучшее усвоение знаний и формирование умений и навыков у детей. На занятиях помимо речевых задач решаются также этические задачи, большое внимание уделяется развитию эстетического вкуса.
Логоритмические занятие включает следующие элементы:
• логопедическую (артикуляционную) гимнастику – комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарат;
•пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики, поскольку речь формируется под влиянием импульсов идущих от рук;
• упражнения на развитие мимических мышц для развития эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;
• коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения;
• упражнения на развитие словотворчества, расширение активного словаря детей.
Структура занятий может не всегда включать все перечисленные элементы. Последовательность коррекционной работы над звуками можно варьировать в соответствии с характером нарушения у детей и целями занятия. Дозировка повторений одного и того же упражнения определяется с учетом характера и тяжести речевого нарушения. Для достижения положительных результатов желательна тесная связь в работе педагогов ДОУ. Чистоговорки, пальчиковые игры, динамические паузы воспитатель может использовать на других занятиях. Необходимым моментом является наглядный материал – иллюстрации, элементы костюмов, игрушки, картинки для фланелеграфа и т. п. Многократное применение наглядного материала по лексическим темам помогает перейти образам – представлениям в образы-понятия, что очень важно для последующих этапов обучения. Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, психофизиологические и речевые возможности.
На занятиях или в течении дня в режимных моментах включаются пальчиковые игры или массаж пальцев. В восточной медицине существует убеждение, что массаж большого пальца повышает активность головного мозга, указательного- положительно воздействует на состояние желудка, среднего- на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинец – на сердце.
В планировании занятий используется принцип наращивания материала по всем разделам, изучаемых ежегодно лексических тем (время года, сбор урожая т.д). Основа занятий может быть разнообразна: сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия. Фольклорные источники, сюжетные и дидактические игры. Все упражнения проводятся на основе подражания. Речевой материал предварительно не выучивается. Во время занятия желательно, чтобы дети стояли вместе с педагогом по кругу или полукругом. Такое расположение позволяет ребятам хорошо видеть педагога, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним. Успешность работы педагога зависит в первую очередь от ощущения радости, полученной ребёнком на занятии.
В работе использовала литературу следующих авторов: М.Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий» (для разных возрастов), Н.В. Нищева «Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду», О.А. Новиковская «Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях».