Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста

Шерепенко Ольга Вячеславовна

Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechevogo_sluha_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx12.67 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста»

При развитии речевого слуха работа проходит от различения и узнавания к восприятию и представлению, от слухозрительного восприятия к чисто слуховому восприятию.

Слухозрительное восприятие слова - это такое восприятие, когда ребёнок не только слышит голос, но и видит губы говорящего. Не следует путать слухозрительное восприятие с восприятием со зрительной опорой, при котором ребёнок слышит название предмета и видит сам предмет или картинку. Восприятие со зрительной опорой намного легче. По существу этот процесс является неполноценным слуховым восприятием слова, а лишь различением, узнаванием. Например, перед ребёнком лежат на столе два предмета- юла и кошка (игрушка, мы называем их, происходит не восприятие, а различение слов. По звуковому составу эти слова различны. Но даже такое различение может происходить по-разному. Если ребёнок видит лицо воспитателя, то его слова воспринимаются и различаются слухозрительно. Если педагог стоит за спиной у ребёнка или закрывает лицо экраном, то слова различаются на слух.

Когда перед ребёнком нет ни игрушек, ни картинок, то есть нет зрительной опоры для узнавания слова, в этом случае происходит уже не различение, а восприятие. Оно тоже может происходить слухозрительно, то есть в условиях,. при которых ребёнок видит лицо и губы говорящего педагога, и на слух, когда ребёнок не видит говорящего, а только слышит его голос.

Слухозрительное восприятие речи легче, чем восприятие на слух. Поэтому каждый раз, когда ребёнок затрудняется при восприятии слов на слух, нужно переходить к слухозрительному восприятию.

Например,можно поиграть с детьми в такую игру: " Угадай, кто пришёл?"

Педагог выводит небольшую группу детей в коридор или в другую комнату, а одного оставляет в групповой комнате. Сажает его спиной к двери, просит закрыть глаза и не оборачиваться, внимательно слушать и узнавать по голосу, кто войдёт в групповую комнату. Входит один ребёнок и говорит:" Здравствуй, Саша!"(Таня, Тёма и другие). Сидящий ребёнок, не оборачиваясь, должен назвать того, кто вошёл по имени. После этого отгадывает тот, кто вошел, а отгадывавший присоединяется к детям, стоящим в другой комнате.