Проблемы патриотического воспитания дошкольников и пути ее решения средствами искусства

Кобцева Елена Николаевна

в статье рассматривается проблема патриотического воспитания и способы ее решения в ДОУ.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Проблемы патриотического воспитания дошкольников и пути ее решения средствами искусства

Е.Н.Кобцева

Г.Воронеж МБДОУ «ЦРР-Детский сад №120»

Аннотация: в статье рассматривается проблема патриотического воспитания и способы ее решения в ДОУ.

Ключевые слова: патриотизм, фольклор, народная музыка.

Актуальность статьи состоит в том, в настоящее время, к сожалению, материальные ценности становятся ключевыми, нежели духовные. Современные дети мало знают о родном крае, о родной стране, о народных традициях и об истории родной земли. «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего» - Михаил Ломоносов.

В современном мире актуальна и трудна работа с родителями, так как в молодых семьях вопросы патриотизма и гражданственности не считаются важными, а дети в дошкольном возрасте как «губки» впитывают все, что они увидели, услышали и эмоционально пережили, поэтому важным методом в патриотическом воспитании является личный пример.

Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможно, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России[2]. 

Во время дошкольного детства формируется общий характер поведения ребенка, закладывается основа для получения социальных навыков и знаний. Именно в этот период уделяется особое внимания к патриотическому воспитанию, так как оно является базой приобщения ребенка к культуре, к традициям и обычаям, с его помощью обеспечивается овладение нормами и правилами взаимодействия с окружающим миром людей и природы[1].

Патриотическое воспитание предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представление о социокультурных ценностях нашего народа, о традициях и праздниках нашего народа, а также формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, усвоение норм и ценностей, принятых в обществе. С задачей воспитания у детей чувства гордости за родную страну, интереса к ее истории, отношения к ее традициям, справляются развлечения и праздники патриотической направленности («9 мая», «День защитника отечества», «День народного единства», «День освобождения Воронежа»).

Главным комплексов мероприятий для оказания влияния на нравственное развитие ребенка, считается музыка, литература и изобразительное искусство, так как они окрасят  чувствами и переживаниями.

С младшего возраста и используется то, что близко и
понятно ребенку, а именно фольклор, природа, искусство, сказка, человек.

Огромные возможности воздействия заключаются в музыке. Народные музыкальные произведения, часто в игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Способы подачи информации для детей разнообразны: беседы, занятия, участие в обрядах, играх, хороводах, праздники и развлечения народной тематики: («Осенние посиделки», «Масленица», «Зимние колядки»), прослушивание народной музыки и обучение игре на народных
инструментах.

Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие.

Так же значимым является использование музыки при ознакомлении с образом Родины.
Для дошкольника тема Родина – это мама, все, что окружает его, его родные и близкие. Формирование сознания ребенка напрямую зависит от его окружения, от того, что он видит и слышит вокруг себя, и начинается это формирование с воспитания любви и уважения к маме.  Поэтому слушание и исполнение песен о маме, колыбельных, народной и классической музыки является очень важной частью работы.

Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Так же патриотические чувства нужно развивать воспитанием любви к родному краю и родной природе, ведь природные объекты и явления окружают ребенка с момента появления на свет, они близки ему, понятны для восприятия и сильно воздействуют на эмоциональную сферу.

Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты, воспитывается такое же отношение и к образам реальной природы.

Меняются времена, эпохи, люди, но вечным остается стремление людей к добру, свету, любви. Заложить нравственные основы в наших детях, сохранить человечность, научить детей правилам общения и умению жить среди людей – это одни из главных идей воспитания нравственно патриотических чувств. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, позднее станет его и нашей жизнью[2].

Список литературы:

  1. Алиева, Ш. Г. Социальное развитие дошкольников / Ш. Г. Алиева // Молодой ученый. – 2014. – № 2 (61). –С. 711-715.
  2. Семёнова  Г. А. Нравственно-патриотическое духовное воспитание детей дошкольного возраста / Г. А. Семенова // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 6. – С. 12-14.