Статья "Формирование личности дошкольника в процессе музыкальной деятельности".

Кобцева Елена Николаевна

в статье дается определение «формирование личности», влияние музыки на развитие дошкольника.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Чиншивая Е.Н. Чернова К.Б.

Формирование личности дошкольника в процессе музыкальной деятельности.

Аннотация: в статье дается определение «формирование личности», влияние музыки на развитие дошкольника,

Ключевые слова: формирование  личности, музыкальная деятельность, музыкальное воспитание.

Формирование личности человека – это процесс приобретения человеком личных и социальных качеств в процессе различных видов деятельности.

Особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста занимает музыка, ее называют «зеркалом человеческой души», «эмоциональным познанием». Б.М. Теплов писал: «музыка отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нем и в самом человеке» [2,79]. А наше отношение – это, наши эмоции. Поэтому, эмоции являются главным компонентом  музыки, что делает ее одним из самых эффективных условий формирования эмоциональной сферы дошкольника. Она играет глобальную роль в формировании личности ребенка, регуляции его психических функций, а также поведения в целом, особенно в дошкольном возрасте, когда эмоции являются генетическими формами регуляции поведения.

Музыка, воздействуя на чувства ребенка, формирует его моральный облик. Все виды музыкальной деятельности доступны детям и обеспечивают разностороннее музыкальное и общее развитие личности ребенка.

Под влиянием музыки происходит формирование эстетического вкуса дошкольника. Роль  музыки состоит в формировании гуманного отношения к миру, в присвоении личностью эмоционального начала извечных человеческих ценностей – любви, красоты, добра, человеческого достоинства, жизнелюбия. Музыка является предметом и источником духовного общения, совершенствования. При знакомстве детей с произведениями различного эмоционального образовательного содержания, мы побуждаем их к эмпатии, чуткости и сопереживанию за чужую судьбу, как за свою. Песни и танцы о родном крае пробуждают патриотические чувства любви к Родине, отечеству. Хороводные русско-народные игры и песни, танцы народов мира вызывают интерес, как к своей культуре, так и к другим традициям и обычаям, воспитывают толерантность и межкультурные чувства, национальные ценности и традиции. Обогащают переживания детей и их духовный мир именно разнообразные чувства возникающие при восприятии музыки. Под влиянием музыки происходит формирование эстетического вкуса как ядра ценностных ориентаций и развивается способность эстетического созерцания.

Но музыка несет в себе не только эмоции; в процессе музыкальной деятельности происходит  знакомство с историческими эпохами, личностями, лучше усваивается поэзия и литература.

Музыкальное, как и любое искусство, воздействует на всестороннее развитие личности дошкольника, побуждает к нравственно эстетическим переживаниям, и ведет к преобразованию окружающего мира.

Ребенок, общаясь с музыкой, развивается всесторонне, совершенствуется физический облик ребенка, устанавливаются гармонические связи.

В процессе пения развивается на только музыкальный слух, но и певческий голос, а, следовательно, и голосовой двигательный аппарат. Музыкально ритмические движения побуждают к правильной осанке, координации движений, их гибкости и пластичности.

Решению воспитательных задач во многом способствуют коллективное пение, танцы, игры, когда дети охвачены общими переживаниями. Пение требует от участников единых усилий. Общие переживания создают благотворную почву для индивидуального развития. Пример товарищей. Общее воодушевление, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Для избалованного вниманием, изменение самоуверенного, успешного выступление других детей, служит известным тормозом отрицательных проявлений. Такому ребенку можно предложить оказать помощь товарищам, воспитывая тем самым скромность и одновременно развивая индивидуальные способности. Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения дошкольника. Чередование различных занятий, видов деятельности (пения, слушание музыки, игры на детских музыкальных инструментах, движения под музыку и т.д.) требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявление волевых усилий: исполняя песню, вовремя начать и закончить её; в танцах, играх уметь действовать, подчиняясь музыке, удерживаясь от импульсивного желания быстрее побежать, кого то перегнать. Всё это совершенствует тормозные процессы, влияют на волю ребенка.

«Музыкальное воспитание – самое мощное оружие, поскольку ритмичность и гармония проникают в самые сокровенные глубины человеческой души» – гласят Древнегреческие рукописи.

Музыкальное воспитание – это область эстетического воспитания; приобщение личности к музыкальной культуре[1,47]. Задачи музыкального воспитания – научить понимать музыку, чувствовать ее красоту, развить музыкальный слух и вкус, музыкальные способности, привить исполнительские навыки при исполнении песен, игры на ДМИ, танца, театрализации, ритмопластики, используя основные средства музыкального воспитания – слушание музыки, импровизации, музыкальные игры, хоровое пение, музицирование, танцы, сказки.

Только в тесной взаимосвязи эстетического музыкального воспитания с нравственным, умственным и физическим обеспечивается разностороннее развитие личности ребенка.

1.        Гогоберидзе А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская.  – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 320 с.

2.        Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н., Методика музыкального воспитания, «Музыкальное искусство – средство воспитания детей» М.: – «Музыка»,1990 г. 176ст.

Сведение об авторе: Чиншивая Елена Николаевна – педагог 1К.К.

Чернова Кристина Батыровна – педагог 1К.К.