Работа над вокальным дыханием, как необходимое условие формирования начальных певческих навыков.

Грачёва Анастасия Александровна

 

Умение дышать – это первостепенный навык, необходимый певцу. Если считается, что дыхание - это жизнь, то для певца правильно поставленное дыхание – фундамент его профессии. Правильное певческое дыхание способствует естественному развитию голоса, свободному пению, оздоровлению всего организма и, прежде всего, голосового аппарата. Правильный вдох и выдох - лучшее средство для укрепления легких. Великий певец Э.Карузо говорил: «Невозможно художественно петь, не владея в совершенстве контролем дыхания». Дыхание – это двигательная сила голоса, без него голосовой аппарат при всем его природном совершенстве будет мертв.

 

Человеческий голос - самый совершенный из всех музыкальных инструментов, и этим инструментом нужно научиться владеть. Только здоровый голосовой аппарат, хорошая вокальная выучка и регулярные занятия, будут служить основой  творческих  достижение вокалиста.

Цель урока: познакомить обучающуюся с основными видами вокального дыхания,  научить пользоваться нижнерёберным диафрагмальным дыханием. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhanie_plan_otkrytogo_uroka.docx71.87 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБУДО НСО ДШИ «Радуга»

Татарского района Новосибирской области

Конспект открытого урока по предмету сольное академическое пение

Тема урока: Работа над вокальным дыханием, как необходимое условие формирования начальных певческих навыков.

Дыхание так же важно для пения,

как и хороший голос.

Джулио Каччини

Умение дышать – это первостепенный навык, необходимый певцу. Если считается, что дыхание - это жизнь, то для певца правильно поставленное дыхание – фундамент его профессии. Правильное певческое дыхание способствует естественному развитию голоса, свободному пению, оздоровлению всего организма и, прежде всего, голосового аппарата. Правильный вдох и выдох - лучшее средство для укрепления легких. Великий певец Э.Карузо говорил: «Невозможно художественно петь, не владея в совершенстве контролем дыхания». Дыхание – это двигательная сила голоса, без него голосовой аппарат при всем его природном совершенстве будет мертв.

Человеческий голос - самый совершенный из всех музыкальных инструментов, и этим инструментом нужно научиться владеть. Только здоровый голосовой аппарат, хорошая вокальная выучка и регулярные занятия, будут служить основой  творческих  достижение вокалиста.

 Цель урока: познакомить обучающуюся с основными видами вокального дыхания,  научить пользоваться нижнерёберным диафрагмальным дыханием.

 Задачи:

  1. Образовательные:

    - дать основные понятия о видах дыхания;

    - познакомить с процессом дыхания и органами входящими в этот процесс

  2. Развивающие:

    - развитие навыка правильного вдоха и плавного, спокойного выдоха;

    - развитие творческого мышления.

  3. Воспитательные:

    - воспитание умения на каждом рабочем этапе добиваться поставленной цели;

    - приобщение учащегося к музыкальной культуре.

    - воспитание осознанного подхода к обучению.

  Тип урока: обучающий, изучение нового материала.

  Оборудование: фортепиано, пюпитр, доска.

  Методическое обеспечение занятия: партитуры, информационный плакат.

  Обучающаяся: 1 класс (срок обучения – 4 года).

  Время проведения: 40 минут.

  Прогнозирование результатов занятия: на уроке обучающаяся должна познакомиться с  навыком  правильного дыхания и равномерного плавного выдоха.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент: приветствие.

Цель: создание положительной установки на ход и результат урока.

Задача: сконцентрировать внимание учащейся, настроить на совместную работу.

Определение настроения обучающейся с помощью вырезных смайликов

(смайлик с настроением клеится на доску).

  1. Сообщение новых знаний.

 Цель: познакомить обучающуюся с основными видами вокального дыхания,  научить  пользоваться нижнерёберным - диафрагмальным дыханием.

 Задача: дать основные понятия о видах дыхания и познакомить с процессом дыхания и  органами входящими в этот процесс

Обучающийся отвечает на следующие вопросы: Чем отличается бытовое дыхание от вокального дыхания?

Певческое дыхание отличается коротким вдохом и длительным выдохом. Это более активная работа дыхательных мышц, при обычном разговоре мы задействуем их по минимуму.

Итальянцы говорят, что пение – и есть дыхание, и есть свобода. Есть несколько типов дыхания, но я расскажу тебе только о двух. Есть ключичное дыхание, а есть нижнерёберное-диафрагмальное. Да, вот такое страшное умное слово! И чтобы понять, чтоже такое прапвильное дыхание я предлагаю надуться тебе как бочонок, но надуться так, чтобы у тебя не поднимались плечи – этого делать нельзя – это и есть то самое ключичное дыхание.

Что происходит при ключичном дыхании? Вдох очень маленький, незаполненные лёгкие, зажаты плечи и гортань, и, как итогнекрасивый и зажатый звук.

Итак, отключаем плечи, делаем вдох и надуваемся как бочонок – но правильно нижней частью живота. А чтобы легче понять процесс дыхания, давай выполним следующее упражнение.

Упражнение № 1 – «книга».

Цель: понять процесса правильного дыхания.  

Процесс исполнения: Лёжа  пытаться поднять книгу только нижней частью живота

Аргументация: именно в лежачем положении ребёнок легче усваивает понятие правильного вдоха, ему уже не надо следить за плечами, он концентрируется только на области живота.

Теперь посмотрим на рисунок. Ты видишь сейчас все органы и мышцы, которые участвуют в процессе голосообразования. Но особую, главную роль здесь играет – диафрагма. Это главная мышца певца, она находится там, где солнечное сплетение. Что же с ней происходит при вдохе? При вдохе она уходит вниз, рёбра расширяются, а чтобы вернуть её на место – достаточно просто расслабиться, и она входит в своё привычное состояние. Хорошо, а теперь сделаем следующее упражнение.

Упражнение № 2 – «обруч».

Цель: ощущение диафрагмы, формирование правильного выдоха.

Процесс исполнения: ребёнок должен представить себя бочонком и образно надеть на него обруч. Выдыхать на звук «с» на ладонь.

Аргументация: ребёнок должен почувствовать место диафрагмы, должен научиться ровному и равномерному выдоху.  

Конечно это всё очень сложно сразу понять и запомнить, но при систематической работе, у тебя это всё выйдет на автоматизм.

А сейчас мы переходим с тобой к следующему этапу работы – распеванию!

  1. Вокальные упражнения

Распевание – наилучшая форма прочного закрепления основных певческих навыков. Система распевания дает возможность целенаправленного, избирательного и последовательного развития вокальной техники, музыкальности и артистизма.

Цель: подготовка голосового аппарата к вокальной работе.

Задачи: формирование основных певческих навыков обучающейся:

·  певческое дыхание и опора звука;

·  точное интонирование;

·  ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса;

·  использование различных видов звуковедения;

·  артикуляционные навыки.

Для чего же нужно распевание?

Атлеты,  перед тем как выйти на стадион разминают свои мышцы? Конечно, так и мы должны разогреть и приготовить свой вокальный аппарат к дальнейшей работе.

Упражнение № 1. Подготовка певческого аппарата к процессу фонации. Пение закрытым ртом на слог «м» (на одной ноте).

Цель: добиваемся ровного и долгого звука, тренировка плавного выдоха, разогреваем голосовой аппарат, убираем зажимы.

Задачи:  разогреть связки на естественном певческом тоне, закрепить положение «зевка» в звукообразовании, закрепить систему певческого дыхания.

Методы: Пение закрытым ртом, губы сомкнуты,  челюсти разомкнуты, ощущаем округлость мягкого неба, распевание начинаем на примарных тонах согласно индивидуальности каждого голоса.

Ребёнок должен испытывать ощущение лёгкой вибрации в области передних зубов. Нужно следить за тем, чтобы вибрация была только на конце фраз. Ни в коем случае не допускать гнусавого звука!

Упражнение № 2. Пение на слог «Бр-бр» (3 и 5 нот).

Цель: разогрев гортани и расслабление мышц шеи

Задачи: закрепить систему певческого дыхания, расслабление мышц шеи.

Ребёнок должен почувствовать работу гортани, на пентахорде добавляется плавный поворот головы с права на лево, для расслабления мышц шеи.

Упражнение № 3.  Пение на ё-тированную гласную: ми-я (в пределах трезвучия).

Цель: ощущение диафрагмы, работа над артикуляционным аппаратом.

Задачи: почувствовать положение диафрагмы, освобождение нижней челюсти, помогает сглаживанию регистров.        

Работаем активно с нажимом на звук я, ощущаем положение диафрагмы, следим за активным ртом.

 

Хорошо, закончили, теперь наш голос готов к процессу фонации, к пению. Но прежде чем приступить к работе над произведениями, давай вспомним наш основной девиз: расковано, расслаблено и комфортно!

  1. Работа над произведениями

Музыка Т. Попатенко, слова М. Ивенсена «Скворушка прощается».

Цель: овладение навыками дыхания на примере высокохудожественных музыкальных произведений.

Задачи:

 - следить за правильным дыханием и плавным равномерным выдохом;

 - работа над формированием исполнительских навыков;

 - работа над сценическим воплощением произведения.

1. Пение ранее изученного материала по музыкальным фразам, особое внимание уделяем  процессу дыхания;

2. Проверка домашнего задания:

- осмысление литературного текста;

- выделение главных и ведущих слов;

- выразительность прочтения.

3. Соединяем два куплета с аккомпанементом, следить за процессом дыхания.

Музыка и слова Ц. Кюи «Мыльные пузыри»

 

Цель: овладение новым материалом.

Задачи: 

 - следить за правильным дыханием и плавным равномерным выдохом;

 - работа над формированием исполнительских навыков;

 - работа над сценическим воплощением произведения.

1.Познакомить обучающуюся с новым произведением. Спеть произведение с аккомпанементом, чтобы она поняла, как приблизительно должна звучать песня в конце работы над ней.

2.  Пропеваем произведение на слог «па» по фразам.

При этом нужно следить, чтобы на протяжении всего произведения ребёнок брал дыхание правильно, не судорожно, а практически незаметно и без шума.

3. Когда музыкальный материал закреплён, подключаем слова, а затем партию концертмейстера. Желательно быстрое выучивание стихотворного текста.

Одновременно со словами обращаем внимание ребёнка на нюансы в произведении, акценты, штрихи. Следим за тем, чтобы ученик старался это выполнять,  чтобы это было органично и в характере произведения.

4. В заключение - пропеть песню целиком.

5.Домашнее задание.

- сольфеджирование разобранного нотного текста;

- подбор удобного слога для пения;

- упражнение «книга» и «обруч» выполнять внимательно дома!

Заключение

Пение – одно из проявлений высшей психической деятельности, и если учащийся будет работать вяло, не сосредоточенно и без должного творческого подъема, правильного звучания он не получит.

Овладение певческим дыханием является очень сложным процессом. Огромная работа должна быть проделана певцом для того, чтобы добиться полной свободы в передаче музыкальных образов.

Личность каждого ученика сугубо индивидуальна: у каждого свой особый психологический склад, характер, волевые качества, в той или иной мере выраженные музыкальные способности. Общее положение педагогики об индивидуальном подходе к учащемуся приобретает важное значение при индивидуальном вокальном обучении. В классе сольного пения на передний план выходит необходимость учета особенностей звучания голоса и голосообразования каждого ученика, которые обусловлены особенностями строения и работы его голосового аппарата. Каждый новый ученик для педагога – вокалиста оказывается неповторимой задачей, которую ему приходится решать, гибко преломляя и сочетая методы и приемы педагогического воздействия.

Овладение техникой вокального искусства требует многолетней работы, поэтому на данном уроке велась планомерная работа над формированием вокальных навыков, не предполагающая мгновенного результата.

Список используемой литературы

  1. А. Г. Менабени «Методика обучения сольному пению». Москва «Просвещение», 1987г.
  2. Г. Н .Пустынникова  « Практическое пособие по восстановлению речевого и певческого голоса». Москва.  Издательский дом «Альянс», 2009г.    
  3. Н.Б. Гонтаренко «Сольное пение. Секреты вокального мастерства». Ростов – на Дону. Феникс.2007г.
  4. А.С. Яковлева «Вопросы вокальной педагогики». Москва. «Музыка».1984г. выпуск 7.
  5. Л.Б. Дмитриева «Вопросы вокальной педагогики».  Москва. «Музыка». 1982г.
  6. И.К. Назаренко «Искусство пения». Москва. «Музыка». 1968г.
  7. О. Павлищева «Методика постановки голоса». Москва. 1964г.
  8. П.Голубев «Советы молодым педагогам- вокалистам». Москва. 1963г.
  9. Л.Б. Дмитриев « Вопросы вокальной методики». Москва. 1968г.