«Основные аспекты профессиональной компетентности концертмейстера детской школы искусств»

В статье затрагивается вопрос о важности формирования и развития ключевых профессиональных компетенций концертмейстера ДШИ, ДМШ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_shelegova_m.i.doc95 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств»

(МАУДО «ДШИ»)

«Челядьлы искусство школа» содтöд тöдöмлун сетан муниципальнöй асшöрлуна учреждение

(«ЧИШ» СТСМАУ)

                                           Описание: логотип школа новый

«Основные аспекты профессиональной компетентности концертмейстера детской школы искусств»

Автор:

Шелегова Марина Ивановна,

преподаватель,

концертмейстер

МАУДО «ДШИ»

Сыктывкар

2023

«Основные аспекты профессиональной компетентности концертмейстера детской школы искусств»

Кто такие концертмейстеры и зачем они нужны?

Ни в коем случае -это пианисты-исполнители-виртуозы и все…

Это  совокупность многих профессий: педагог, контролер, математик, врач, психолог, организатор!  Он первый оказывает помощь в изучении партий, тщательно контролирует  уровень качества исполнения, подсказывает, корректирует недочеты.

Концертмейстер,  в переводе с немецкого,-мастер концерта. Много лет тому назад понятие «концертмейстер» означало музыканта, руководящего оркестром или группой инструментов.

Концертмейстерство появилось во второй половине 19 века, когда большое количество инструментальной музыки потребовало особого умения аккомпанировать солисту. Концертмейстеры были профессионалами « широкого профиля»: играли хоровые и симфонические партитуры, читали в разных ключах, транспонировали на любые интервалы. Такими мэтрами были братья Рубинштейны, Мусоргский, Нейгауз, Рихтер.

С течением времени данная профессия постепенно оформляется, обрастает обязанностями и требованиями.

Готовят будущих концертмейстеров в вузах России в предостаточном количестве. И с трудоустройством у них проблем не бывает.

Можно начать первые шаги в ДШИ, потом консерватория, множество факультетов искусств в институтах, симфонический оркестр. а самые талантливые концертмейстеры могут занять место дирижера в оркестре!

Но для этого недостаточно одного таланта и диплома. Нужно постоянное самообразование. А достичь этого способны единицы.

Несмотря на тотальную компьютеризацию и внедрение искусственного интеллекта, исчезновение профессии концертмейстера не грозит. Без человека в этой сфере искусства еще долго не смогут обойтись. Одним словом, безработица их не затронет.

Музыкант – концертмейстер, воспитанный на лучших традициях отечественной подготовки, привык играть аккуратно по нотам, следуя оригинальному тексту, следя не только за своей партией, но и за партией солистов. Неопытный концертмейстер бывает в состоянии запомнить лишь ключевые моменты, основные движения. И при остановке теряется, возникает проблема «с какого места начать»

А ведь он должен исполнять фортепианное произведение на уровне, достойном маэстро, аккомпанировать как  одному солисту, так и ансамблям, уметь транспонировать свой аккомпанемент и объединять его с солистами, подбирать по слуху мелодии и гармонизовать их, быстро читать с листа незнакомые произведения.

Успешная деятельность концертмейстера невозможна без пополнения багажа знаний в сфере исполнительства и педагогики, а также, свободного владения фортепиано. Независимо от места работы, концертмейстер обязан постоянно развиваться - обретать новое и оттачивать уже имеющиеся навыки, обладать личными качествами: эмоциональностью, внимательностью, любознательностью, отличной памятью, эрудированностью, артистизмом, аналитическим складом ума.

Кроме этого, концертмейстер должен уметь различать главное и второстепенное, а также быстро реагировать, если что-то пойдет не по плану.

Во время болезни или командировки ведущего педагога, концертмейстеру приходится самостоятельно проводить занятия. А для этого необходимо обладать определенным комплексом Знаний, Умений, Навыков в области вокальной, хоровой, хореографической терминологии и фонетики, основ распределения дыхания, создания динамического ансамбля, иметь навыки чтения партитур хора и оркестра.

Деятельность концертмейстера - это всегда творческий процесс, а как известно, творчество-это созидание, открытие нового, источник материальных и духовных ценностей.

В настоящее время, учитывая переход на новые Федеральные государственные требования, профессия концертмейстера выходит на новый уровень. Концертмейстер востребован везде, и в классе на уроках, и на сцене.

Это самая распространенная профессия среди пианистов.

 

Использованная литература

  1. Воскресенская Т. «Заметки о чтении с листа в классе концертмейстера»
  2. Горошко Н. «Современная подготовка пианиста - концертмейстера»
  3. Живов Л. «О работе концертмейстера»
  4. Кубанцева Е. «Процесс учебной работы концертмейстера с хором и солистом»
  5. Музыкальный энциклопедический словарь