М. Е. Пятницкий-основатель и первый художественный руководитель русского народного хора

Гилязетдинова Надежда Владимировна

В материале рассказывается об интересных малоизвестных  фактах из жизни  музыканта, исполнителя и собирателя народных песен, основателя и первого  художественного руководителя народного хора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pyatnitskiy_-osnovatel_hora_pervyy_i.docx32.43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пятницкий Митрофан Ефимович -  основатель и первый художественный руководитель русского народного хора

Российский музыкант. Певец. Заслуженный артист России. Исполнитель и собиратель русских народных песен. Основатель и первый художественный руководитель русского народного хора, получившего впоследствии его имя. Преподаватель вокала в театре имени Вахтангова.

Митрофан Пятницкий родился 3 июля 1864 года в селе Александровка, Воронежская область. Мальчик с детства увлекался пением и даже мечтал стать оперным певцом. Но поскольку семья жила бедно, то после церковно-приходской школы в 1876 году родители отправили сына в Воронежское духовное училище. Однако, учеба в семинарии не задалась: у юноши случился нервный срыв и родители оставили его дома.

Тогда Пятницкий стал осваивать разные профессии. Сначала выучился на слесаря, затем уехал на заработки в Воронеж, где устроился писарем в контрольной палате, а изучив бухгалтерское дело, стал работать экономом. Параллельно с работой, Митрофан увлекался сбором народных песен, которые тщательно записывал, и параллельно брал уроки пения у музыкального педагога Льва Михайловича Образцова, ставил голос. Эти занятия не прошли даром и весной 1896 года его прослушали в консерватории и даже согласились принять на учебу, невзирая на возраст.

Однако здесь вмешалась несчастная любовь и юноша вновь впал в глубокую депрессию. Вместо поездки в Москву, поступать в консерваторию, Пятницкий вернулся в родительский дом и несколько месяцев не общался ни с кем. В итоге его отправили в Воронежскую лечебницу для душевнобольных, а затем, стараниями друзей, переведен в подобную московскую больницу, где применялись передовые методы лечения. Лечение помогло, и через два года Пятницкий вновь смог общаться с людьми и устроился на работу делопроизводителем в эту же клинику в Москве, где проработал на протяжении двадцати четырех лет.

Параллельно с работой Митрофан продолжил и свои занятия музыкой, не оставляя идеи стать профессиональным певцом. Брал уроки вокала у известного московского педагога Камилло Эверарди и даже сумел подружиться с Федором Шаляпиным, который его очень поддерживал. Продолжал и свою работу по сбору песен: путешествуя по деревням, записал более четырехсот русских народных песен в исполнении самих крестьян.

Вскоре Митрофан и сам стал выступать на концертах, исполняя народные песни, которые слышал и любил с детства. Его все чаще стали приглашать не только на благотворительные вечера, но и на занятия со студентами. В 1903 году Пятницкий стал членом музыкально-этнографической комиссии при Московском обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии.

После выхода в 1904 году книги Пятницкого «12 русских народных песен», он стал известен, а его вторая книга «Жемчужины старинной песни Великой Руси» пользовалась уже просто-таки невероятной популярностью. Причем Митрофан не ограничивался только собиранием песен и инструментальных наигрышей. Также собрал большую коллекцию народных инструментов и костюмов. В итоге, эта увлеченность народным музыкальным творчеством приводит Пятницкого к созданию ансамбля народной песни.

Все началось в 1910 году, когда Пятницкий встретил свою «музу»: 70-летнюю крестьянку Аринушку Колобаеву, обладавшую великолепным голосом и знавшую огромное количество песен. Женщина выступала с двумя дочерями и внучкой. Постепенно набрались и другие певцы. В результате, создан хор из певцов Воронежской и Рязанской областей.

«Крестьянский «  так  называл свой  хор  Пятницкий  впервые выступил в Москве в зале Благородного собрания  2 марта 1911 года. Зал Благородного собрания был полностью заполнен публикой. Медленно раздвинулся занавес, и перед зрителями предстала обыкновенная деревенская изба, вдоль бревенчатых стен стояли грубо сколоченные лавки. Русская печка, чугунки, кочерга. Люлька, прялки, сундук с приданым. Посетители увидели крестьян, которые пели как умели, но от всего сердца и широты своей души. Они даже не репетировали перед выходом. Крестьяне приехали в Москву из своих деревень и пели, как будто они не на сцене, а дома, на завалинке или в поле за работой, просто и искренне. На присутствующих их исполнение произвело невероятное впечатление. Во время первого выступления прозвучало 27 песен. Среди поклонников хора Пятницкого были Федор Шаляпин, Иван Бунин .

Успех пришел сразу. В 1912 году концерты хора проходили в консерватории, а песни «как на завалинке» завоевывали все больше поклонников. Хотя конкурентов у хора имелось немало, и среди них настоящие профессиональные коллективы, выступали они преимущественно в ресторанах, а Пятницкий ресторанами брезговал, а мечтал о высоком искусстве.

С началом Первой мировой войны выступления хора пришлось приостановить, так как многих хористов забрали в армию. Пятницкий не сдавался: «перетягивал» уцелевших хористов в Москву, устраивал их на работу, а вечерами репетировал. Работая в одной из московских больниц, куда поступали раненые, из их числа создал так называемый «хор инвалидов», с которым продолжал выступать. Но потом началась революция.

Полностью собрать и восстановить хор как исполнительский коллектив Митрофану Ефимовичу удалось лишь в 1919 году, объединив вокруг себя исполнителей и знатоков народных песен. На одном из выступлений крестьян присутствует Владимир Ильич Ленин. Говорят, его до мурашек тронуло пронзительное пение и он пообещал всяческую поддержку коллективу. Гастролей прибавилось, а крестьянам пришлось оставить хаты и перебраться в Москву.

          Вскоре хор вновь стал известным и популярным, и по его примеру создано большое количество профессиональных хоров. Сам же Пятницкий, оставаясь бессменным художественным руководителем хора до конца жизни, также занимался педагогикой. С 1921 года на протяжении четырех лет преподавал пение в Третьей студии Московского художественного академического театра. В 1925 году ему присвоено звание «Заслуженного артиста России».

Митрофан Ефимович Пятницкий скончался 21 января 1927 года в Москве. Похоронен великий певец и фольклорист на Новодевичьем кладбище столицы. В память о нем хор получил имя своего создателя, и сегодня Государственный русский народный хор имени Пятницкого, как и много лет, продолжает вести большую концертную и творческую деятельность.

        Культурная революция Митрофана Пятницкого

Звучит, может быть, и пафосно, но, по сути, так и было. Дворяне начала XX века предпочитали исключительно высокое искусство – балет, оперу, оперетту. Музыкант Митрофан Ефимович Пятницкий изменил эти привычки. В 1911 году он заставил всех слушать и любить народные песни.

         Судьба хора после смерти руководителя

В 1927 году основатель коллектива умер, и именно тогда хор стал официально называться Пятницким. На его место пришел фольклорист и литеротуровед Петр Михайлович Казьмин, родственник Митрофана Ефимовича.

 Авторские песни хор Пятницкого запел с приходом нового руководителя Захарова Владимира Григорьевича в 1931 году. В них отражалась эпоха того времени - индустриализация и коллективизация. Именно тогда и родилась "Песня о России".

В 1936-м в составе хора появилась танцевальная группа. Основала её Татьяна Алексеевна Устинова, впоследствии 60 (!) лет отдавшая коллективу. Чтобы создать народные танцы для хора, ей пришлось немало поездить по стране, изучая особенности движений разных регионов. Устинова – автор знаменитого «воронежского шага», когда девушки, словно лебёдушки, степенно плывут в хороводе, , а за оркестр нес ответственность Хватов Василий Васильевич.

Вокально-танцевальные композиции – своеобразная визитная карточка коллектива. Внедрил их Валентин Левашов, возглавивший коллектив в 1962 году. Сейчас «Брянские игрища», «Калужские переборы», «Расцветай, земля весенняя», «Здравствуй, Волга!», «Поэма о Москве» – золотой фонд Хора имени Пятницкого.

Во время Великой Отечественной войны хор выступал на передовой как фронтовая концертная бригада.. 9 мая 1945 года артисты пели на Красной площади в честь Великой Победы. В коллективе бережно хранят письма с фронта.  В 1943 году Владимир Захаров сочинил на стихи Михаила Исаковского песню «Ой, туманы мои,  растуманы». Она становиться гимном партизанского движения .

С 1956 по 1962 годы руководителем хора был Мариан Коваль - народный артист РСФСР и советский композитор, за это время хор получил Орден Трудового Красного Знамени.

Левашов Валентин Сергеевич, известный композитор, возглавил хор Пятницкого и привлек к сотрудничеству А. Пахмутову, А. Новикова, С. Туликова и других великих людей. Теперь в репертуаре появился новый жанр - вокально-хореографическая композиция.

С 1989 года Хором имени Пятницкого руководит Александра Андреевна Пермякова. В 1971-м она пришла в коллектив простой артисткой и вряд ли даже мечтала стать директором и худруком. За сильный характер её прозвали «железной леди».

У Александры Андреевны уникальная судьба. Родилась в Тамбовской губернии, в крестьянской семье. Несмотря на то, что всегда любила петь, по настоянию отца поступила в оптико-механический техникум. Получив красный диплом,  пошла работать в НИИ. Но самодеятельность не оставляла, участвовала в вокальных конкурсах. Там её и приметила солистка Хора имени Пятницкого Александра Прокошина, сидевшая в жюри, и позвала в родной коллектив. Так начался путь Александры Андреевны.

В 1990 году Александре Пермяковой пришлось буквально возрождать коллектив. Экономическая ситуация в стране была аховая: зарплат не платили, гастролей почти не было. Из хора стали уходить голоса. Пришлось самой искать по стране новые. У Пермяковой жёсткий отбор! И не только творческий. Очень большое внимание внешним данным. Девушки все как на подбор красавицы! Ростом не менее 165 см, с размером одежды не более 44! Ну а парни обязательно должны быть статными!

В 1960–1970-е годы прошлого века основу репертуара хора составляли песни композиторов, написанные специально для коллектива. Сейчас же это подлинно народные композиции разных областей России. К вековому юбилею хора многие регионы присылали в подарок коллективу записи песен, собранных в экспедициях. Кстати, поют их артисты на местных диалектах. «Липецкие припевки» – на диалекте Липецкого уезда Тамбовской губернии, Владимирские – на владимирском.

 Сегодня в Пятницком поют, танцуют, играют около 90 артистов из 30 российских регионов. Главный критерий при отборе — одаренность. Чтобы работать в самом часто гастролирующем коллективе мира, нужен  

большой талант. Неслучайно самый длинный номер хора… выход на поклон! 

Хор побывал в каждом регионе России и посетил более 40 стран мира.