«Как раскрыть детям красоту музыки»

Зенина Юлия Леонидовна

Главной целью данной методической разработки было помочь педагогу уметь раскрыть ученика в тонком восприятии музыки, ритма, мелодики. Не бояться проявить свои способности, умения и эмоции в музыкальном направлении.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Преподаватель МБУДО «ДМШ»

г.Дзержинский, Московская область

Зенина Юлия Леонидовна

2023 г.

Методическая разработка

«Как раскрыть детям красоту музыки»


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Основная часть. Восприятие детьми музыки

Раздел 1. Учим слышать музыку в природе

Раздел 2. Обучаем слышать ритм и музыку в окружающем пространстве

Раздел 3. Ознакомление с инструментами и их прослушивание

Раздел 4. Поэзия и музыка. Их взаимосвязь

Раздел 5. Педагог как личный пример связи ученика с музыкой


Введение

Перед педагогом стоит благородная задача: раскрыть творческий потенциал своего ученика через музыку. Когда он предоставляет смысловую, творческую и логическую базу ученику, у последнего появляется фундамент, основа. Вдохновив собственным примером, заряжая своей энергией, верой в проект, окрыляя его своей поддержкой, у ученика раскрываются крылья, образно говоря. Чтобы эта прекрасная картинка была реальностью, необходимо понять смысл, суть своих действий, ежедневного труда, понять какую задачу вы ставите для себя как педагог, чтобы проще и легче объяснить, научить, раскрыть тему ученику.

Педагог с учеником идут в одной связки. Они – одно звено. Чтобы раскрыть красоту музыки детям, нужно самому быть влюблённым в музыку, нужно ею жить. Тогда, такое состояние передастся детям. Весь успех начинается с психологического состояния.

Основная часть. Восприятие детьми музыки

Когда мы видим в школах на уроках скучно сидящих детей с потухшими глазами и ждущих окончания урока, прослушивание при этом всем классом фортепианное исполнение классиков, то становится действительно грустно. В этом вина не учителя, отчасти. Просто не задействовали мозг детей, не дали пищу для размышления разными интересными фактами биографии того или иного известного композитора. Красочно им не показали на плакатах немного даже иронично в какие эпохи они жили, на географической карте не показали флажком из какой страны они родном. Не вышли с ними по весне на улицу и не стали слушать пение птиц с признаками различия их друг от друга только по пению. Не все дети музыкальны, ни у каждого есть слух, не все восприимчивы к мотивам. Но все в душе немного поём, потому что это естественно.

 Детям, как и каждому человеку, запоминается лучше то, что он сам открыл для себя, понял, осознал. Когда сам почувствовал себя на гребне мелодии. Когда вспомнил какое-то событие по отрывку звучащей музыки.

Раздел 1. Учим слышать музыку в природе

Природа – это то, что нас окружает. Мы являемся её частью. Она покоряет нас своей красотой, спокойствием, стихиями, могуществом. Сидя на берегу реки, наслаждаясь летним пением птиц, мы отождествляемся окружающим нас миром. Можно запоминать напевы птиц, попробовать что-то напевать себе под нос, или имитировать их трели, насвистывая. Природа расслабляет, умиротворяет. Только в таком состоянии можно творчески раскрыться и не бояться самовыразиться. А когда всё стемнело за окном и раскатами гремит гром, невольно можно подумать, что упало что-то тяжёлое с неба на пол и покатилось. Это уже визуализация. Без неё никак нельзя в познавании музыки. Можно прислушиваться: то сильно и близко он прогремел, то отдаленно, где-то вдали и эхом распространился звук. Таким наблюдением за природой мы также развиваем слух. Потом начинает идти дождь. Сначала капли не особо громко падают на подоконник. Но потом, после грома и молнии, сила, темп и ритм дождя увеличивается, убыстряется и мы слышим оглушительные, похожие на град, падающие капли воды. Так, по дождю, можно учится ритму. При этом ритм будет не однообразный и не нудный. Приходится быстро подстраиваться под новый ритм. Эта практика наблюдения отлично поможет музыканту в работе оркестра. А когда летом, приехав к бабушке мы идём на пасеку и слышим жужжание пчёл. То они трудолюбиво и терпеливо жужжат над каждым цветком, то вдруг замолкают и наступает непривычная тишина на время, но мы ловим этот момент. Момент музыкальной паузы. Когда мы слышим переливы ручья или городского фонтана. Музыка есть во всём, главное уметь ее слышать. Приучая себя слышать музыку там, где её не слышат другие, мы воспитываем в себе такие положительные качества, как наблюдательность, внимательность, сообразительность, умение чувствовать момент, гармоничность. Все эти качества помогут нам и дальше в бытовой жизни. Когда же мы сидим перед костром в лесу или перед камином дома и прислушиваемся к успокаивающим трескам тлеющих веточек, то такое наблюдение разовьет тактику пения в жанре битбокс.

Раздел 2. Обучаем слышать ритм и музыку в окружающем пространстве

Приучая себя всякий раз в обыденной жизни останавливать свое внимание на предметах, извлекающих звуки, мы становимся более восприимчивыми к музыке в целом и способным к созданию потом собственной партии, произведения. Порой можно заметить, что певцы или композиторы задают ритм исполнению песни или музыки, отбивают такт хлопками, щелчками пальцев или ногой. Всё тело может включится в такт и ритм музыки. Так и детям предлагается этот метод. Чтобы быстрее запомнить какой-то материал, надо "включить тело". Продолжая раскрывать раздел слышания ритма и музыки в окружающим пространстве, надо заметить, что даже поезд, а точнее, стук колёс может нас убаюкать своими ровными, приглушенными тактами. Есть замечательная методика различать автомобили по звучанию их двигателей. Необходимо не смотрев на проезжающую машину сказать: это был грузовик, легковая машина, фура, старая-ретро машина и т.д. Это наблюдательная практика отлично разовьет слух и музыкальную память. Ещё есть замечательная тактика учится запоминать людей по их тембру голоса. В этом поможет наблюдательный аспект за человеком в разные моменты его психологического настроения. Учится запоминать высоту его голоса, его оттенки в зависимости от проявленных эмоций. Можно начать с одного человека. Результатом можно будет гордится, когда при разговоре по телефону или слыша голос за спиной, вы будите угадывать своих знакомых, соседей, сотрудников. Этот навык придаст уверенность и особенность Вам, как человеку.

Раздел 3. Ознакомление с инструментами и их прослушивание

Перед тем как «окунуть» ребёнка в мир музыки, нужно ознакомить его с различными музыкальными инструментами как национальным, так и народов мира. Кругозор у ребёнка не должен сводится к одним и тем же инструментам, участвующих в оркестре при филармонии. Главное, найти для ребёнка «свой» инструмент, который полюбится всей душой.

Человек достигает успеха тогда, когда есть способность, когда ему легче это даётся, чем другим, и когда он это делает в удовольствие. Надо готовить ребёнка к тому, что музыкальный успех тоже не приходит просто так с утра. Для этого требуются годы и труд. Ежедневный труд. Известный факт, что всемирно любимые великие творцы музыки не пропускали ни дня без репетиции. И было не важно, есть ли концерт у маэстро или нет. Есть гениальная фраза: «Если я не занимаюсь на фортепьяно один день, это замечаю только я. Если я не занимаюсь два дня, это замечают критики. Если я не занимаюсь три дня, это замечает публика». Что лишний раз доказывает, что музыкант, композитор, певец, танцор, артист – это профессии, связанные с большой волей, в чём-то нежаления себя. Подрастающему поколению необходимо это напоминать. Чтобы блистать на сцене, нужно в полную силу трудится за кулисами. Хотелось бы донести ученикам мысль о том, что это не просто творчество и творческая романтика.

Творческая профессия – это тяжёлый и ответственный труд, к которому следует относится уважительно.

Рассказав немного о всех инструментах, дав прослушать их ребёнку, мы воспитываем у него чувства различия прекрасного в многообразии, учится слушать себя, слышать что нравится. Для этого ученику задаётся вопрос: «Какой инструмент оставил след в твоём сердце? Какой больше всего понравился по звучанию? Почему?» Ребёнок будет чувствовать, что он интересен как личность и больше откроется педагогу. Рассказав о своих инструментальных предпочтениях, педагог сумеет найти ключик к сердцу ученика. Остановив свой выбор на одном инструменте, педагог может спросить ребёнка обозначить характер данного музыкального инструмента. Также спросить его об остальных инструментах с небольшой их характеристикой. Если же ребёнку трудно описать словами, то можно спросить, когда грустно какой инструмент он выберет, а когда весело и хочется танцевать.

Любимый инструмент тот, на чьём без сомнения будет играть твоя душа.

Раздел 4. Поэзия и музыка. Их взаимосвязь

Поэзия и музыка идут рука об руку. Стихотворение само по себе имеет свою музыкальность, ритм, благодаря благозвучности стихотворного размера (ямба, хорея). Раскладывая стихотворение по слогам мы учим детей слышать его «мелодию». Пусть это будет естественным: читать стихотворение и определять его размер, записывая всё в тетрадь. Можно также показать различие ученику в стихотворном размере. Изменить слог, поставить другое слово и спросить звучит ли оно теперь складно, как шёлк или потеряло первоначальную гармонию. Такой способ звуковой организации стиха помогает нам декламировать произведение складно, словно реченька журчит.

Для слуха аудитории ритмическая форма стихотворения, её рифма, форма, содержание и эвфемизмы играют важную роль.

Поэзия связана с музыкой и с песней неразрывно. Поэтому важно воспитывать у молодого поколения тягу к прекрасному: стихосложению, чтению классический литературы, посещение филармонии и т.п. Чем больше читает ученик стихотворений, слышит их ритм, тем легче ему будет в пении, выступлении. Развивается слог, появляется культурная манера разговора. Речь становится чистой и красивой. Эти великолепные последствия от чтения поэзии и литературы пригождаются и в повседневной жизни.

Раздел 5. Педагог как личный пример связи ученика с музыкой

Гуманное и уважительное общение педагога с учеником является той высокой ступенью культуры взаимоотношений, которая в нашем современном мире всегда будет востребована и которая всегда будет поднимать ваш статус выше в обществе. Взаимодействия так с учеником, он впитывает атмосферу культуры, учится межличностным отношениям, не боится представлять себя в обществе.

Педагог не только друг ученику, он заботливый отец той сферы, в которой чутко ведёт ученика от урока к уроку, не забывая, что сам когда-то не знал того, что сейчас преподаёт. Чтобы вдохновить ученика к восприятию музыки, нахождению красоты в музыке, повести ученика за собой в мир мелодии и звуков, педагог должен сам быть как песня. Через все его действия, жесты, слова, взгляд, голос должна идти красной нитью страстная любовь к музыке.

Перед тем, как выйти в школу к детям, педагог должен вспомнить: он – пример для подражания! Он важен и нужен детям, потому что именно он расскажет и подскажет то, что знает сам, откроет клад собственных мыслей и поделится ими с детьми. Именно через него должна пройти культура общества в целом и именно он является этой планкой.

Заключение

Главной целью данной методической разработки было помочь педагогу уметь раскрыть ученика в тонком восприятии музыки, ритма, мелодики. Не бояться проявить свои способности, умения и эмоции в музыкальном направлении.

Понять ребенку смысл многих произведений через призму собственных эмоций. Быть более наблюдательным к окружающему миру. Развить музыкальный слух и способность к самовыражению. Обострить внимание к данной проблематики и её актуальности в современном педагогическом мире.


Список использованных источников

  1. Амонашвили Шалва. Основы гуманной педагогики. Книга 6. Педагогическая симфония. Часть 1. Здравствуйте, Дети!.: Амрита, 2020 г.
  2. Газарян С. В мире музыкальных инструментов. - Москва.: Просвещение, 1989.
  3. Имханицкий Михаил Иосифович. Соотношение музыкальной дикции и типа музыкального инструмента.: Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2011. - № 3 (27).
  4. Лифиц И.В. Ритмика. Учебное пособие. - М.: Академия, 1999.
  5. Моррис Нейл. Музыка и танец.: Астрель,2002.
  6. Поляновский Г.А., Ройтерштейн М.И. Как слушать и понимать музыку. – Москва: Сов.композитор, 1961.
  7. Тодорова Наталья Валентиновна. Философский анализ природы музыки.: Научный журнал «Известия АГУ» №. 2-2 (66), 2010.