Хореография в вокальном исполнительском искусстве как вид интеграции в дополнительном образовании

Сиротюк Наталья Андреевна

Хореография и вокально исполнительское искусство являются важными составляющими художественно-эстетического развития в дополнительном образовании. В настоящее время актуален вопрос интеграции танцевальной и вокальной деятельности с целью комплексной подготовки коллективов. Разработанная двухступенчатая программа направлена на всестороннюю подготовку учащихся на основе требований хореографических и музыкальных дисциплин и включает в себя овладение теорретическими и практическими навыками интегрированных дисциплин.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                             Сиротюк Наталья Андреевна

                                                            Педагог дополнительного образования

Хореография в вокальном исполнительском искусстве

как вид интеграции в дополнительном образовании

Дополнительное образование – вид учебной деятельности, при котором всесторонне удовлетворяются потребности ребёнка в совершенствовании интеллектуальных, духовных, нравственных, физических или профессиональных умений. В соответствии с федеральным стандартом в дополнительном образовании существует шесть основных направлений: художественное-эстетическое, научно-техническое, естественно-научное, туристско-краеведческое, социально-педагогическое, физкультурно-спортивное.

Художественно-эстетическое развитие в образовательном процессе традиционно представлено различными видами деятельности: изобразительной, художественно-речевой, музыкальной и хореографической. Хореография обладает большими возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармонического и физического развития. В современном образовательном процессе актуальна интеграция и установление межпредметных связей. Слияние хореографического искусства с вокально-исполнительским творчеством вызвано потребностью комплексной подготовки вокальных коллективов, для успешных выступлений на конкурсах и фестивалях.

Система интеграции вокала и танцевальных движений была разработана известным швейцарским музыкантом, педагогом Э. Жаком-Далькрозом и получила широкое признание. По мнению исследователей, Жак Далькроз стал основателем музыкального ритмического воспитания. Ритмика, в свою очередь, стала учебной дисциплиной в музыкальном образовании.

Метод Далькроза заключается в том, чтобы использовать специальные тренировочные упражнения и развивать у детей музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластическую выразительность движений. Система Далькроза включает в себя такие виды упражнений: музыкально-ритмические; волевые; пластико-гимнастические; выразительные; ритмические игры, этюды; танцы.

Немецкий музыкант и педагог К. Орф, явился продолжателем учения Далькрозе и активно применял на своих занятиях сочетание музыки, слова, движения. Это позволяло укреплять мышечный аппарат ребёнка, развивать голосовые данные. В результате такой тесной связи и взаимного дополнения педагог добивается чистоты интонирования и выразительности пения. Кроме этого, сочетание этих трёх компонентов влияет на развитие мимики, эмоциональной сферы детей. Ритмические упражнения совершенствуют двигательные навыки, благотворно воздействуют на работу органов дыхания и кровообращения.

По традиции при обучении детей хоровому искусству большое внимание уделяется певческой установке, то есть тому положению, которое исполнитель должен принять перед началом фонации (звукоизвлечения). Делается упор на правильное положение корпуса, так как оно положительно влияет на голосообразование. Мышечная собранность исполнителя в момент пения способствует лучшей организации звука. В хоровом пении необходимо стоять прямо и подтянуто, не сутулясь, с равномерной опорой на обе ноги, руки опущены, грудь развёрнута, голова держится прямо, движения не должны стеснять дыхание. Но при такой постановке корпуса возникает мышечная усталость, сложно оставаться в статичной позе во время исполнения, исчезает интерес к занятиям. В связи с этим наряду с традиционным подходом обучения детей пению, необходимо включать ритмико-хореографические движения.

Такая интеграция успешно используется в дополнительной общеобразовательной программе «Школа вокально-хорового пения» МАОУ Гимназии № 3 г. Южно-Сахалинска.

Программа направлена на обеспечение разносторонней подготовки учащихся на основе требований хореографических и музыкальных дисциплин и реализуется на протяжении 8 лет обучения. Она состоит из 2-х уровней: стартовый уровень (1 – 4 класс); базовый уровень (5 – 8 класс). Целью программы является музыкально-хореографическое воспитание детей для участия в концертной деятельности.

Программа предполагает изучение теоретических основ хореографии (классического, народного и бального танца), обучению ритмике и музыкальной грамоте, овладение практическими навыками танцевального и хорового исполнительского искусства.

Процесс обучения, используемый для разучивания танцевальных движений, построен на основе принципов: наглядности, систематичности и последовательности. Основные задачи учебного процесса реализуется методами:

  • наглядным, предполагающим визуальную подачу материала педагогом, демонстрация видеоматериалов;
  • словесным, который заключается в изучении теоретических основ хореографии, объяснении техники выполнения движений;
  • практическим, основанным на разучивании и проработке танцевальных движений, закреплении их путём многократного повторения, развития синхронности и координации, тренировки мышечной памяти.

Приобретённые навыки, учащиеся демонстрируют на различных концертных площадках, мастер-классах, фестивалях и конкурсах.

Таким образом, идеи интеграции вокального и танцевального искусства, заложенные в начале XX века, нашли своё отражение в системе современного дополнительного образования. Разработанная программа, построенная на овладении базовыми теоретическими знаниями и практическими навыками классического и народного танца, ритмики, успешно применяется в образовательном процессе хорового исполнительского искусства. Учащиеся приобретают ритмические и координационные способности, успешно используют приобретённые навыки синхронного вокального и танцевального исполнения.

Список использованной литературы

  1. Приказ министерства просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». –  URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/(дата обращения: 13.11.2022).
  2. Значение ритмики на уроках хореографии. – URL : https : //artshcola2012.hmansy.muzkult.ru/media/2018/09/18/1217039765/4_Znachenie_ritmiki_na_uroke_Khoreografii.pdf (дата обращения: 16.02.2023). 
  3. Ковальчук К. С. Слияние вокала и хореографии – URL : https : //www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/369644-metodicheskaja-razrabotka-slijanie-vokala-i-h (дата обращения: 17.02.2023).
  4. Ритмика Э. Жак-Далькроза: вчера, сегодня, завтра // Вестник Челябинской государственной академии культуры искусств. – 2013. – № 1(33). – С.109 –114.
  5. Поливода М. Л. К вопросу об использовании танцевальных движений в академическом хоровом пении / М. Л. Поливода. —// Молодой учёный. — 2019. — № 31 (269). — С. 136-139. — URL:https: //moluch.ru/archive/269/61904/ (дата обращения: 13.11.2022).