Тема занятия «Звук. Источник Звука. Звуки шумовые и музыкальные».

Талыпова Татьяна Викторовна

Комплексная  программа  дополнительного образования детей  «Обучение игре на музыкальных инструментах»

Направление работы - дополнительное образование художественной направленности.

Предмет- слушание музыки.

Вводный урок к курсу «Слушание музыки»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта29.42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к  учебному  занятию  по предмету «Слушание музыки» в рамках

Комплексной  программы  дополнительного образования детей  «Обучение игре на музыкальных инструментах»

Направление работы - дополнительное образование художественной направленности.

Предмет- слушание музыки.

Вводный урок к курсу «Слушание музыки»

Тема занятия «Звук. Источник Звука. Звуки шумовые и музыкальные».

Количество часов в неделю-1 час. В год-36 часов.

Групповое занятие с обучающимися 1 класса.

Возраст обучающихся – 8-10 лет.

Характеристика группы. На начальном этапе изучения нового предмета (сентябрь-         октябрь) психологом ДТД и М была проведена входящая диагностика по следующим параметрам и методикам:

1. «Методика выявления коммуникативных склонностей Р.В.Овчаровой.

2. «Общая ориентация детей в окружающем мире»

3. методика изучения учебной мотивации Т.А. Лукьяновой.

Результаты диагностики показали, что большинство обучающихся имеют средний уровень коммуникаций, что тхарактерно для данного возраста детей. Практически у 100% обучающихся сформирована высокая мотивация к деятельности на занятиях. При этом преобладает мотивация на саморазвитие. Однако, уровень общекультурной компетенции сформирован недостаточно. Тип занятия: Комплексное занятие по изучению нового материала и формированию практических умений и навыков.

Структура занятия включает следующие этапы:

  1. Организационная часть – мотивация  к обучению с опорой на использование ранее полученных  знаний и навыков о звуке как о физическом явлении, характеристике звука, умении  анализировать  музыкальные произведения
  2. Основная часть .Формирование нового понятия – звуки шумовые и музыкальные,  новых способов действий, применение знаний,  умений и навыков при анализе музыкальных произведений.
  3. Рефлексия. Обучающиеся в устных высказываниях дают оценку своей работе на занятии, анализируют полученные знания, применение их на практике. Выявляются трудности в работе, личное отношение обучающихся к материалу урока.

Образовательная цель:

  1. Сформулировать представление о звуке как о физическом, так и о музыкальном явлении.  
  2. Дать понятия «Звук шумовой и музыкальный», «Источники звука»
  3. Отработать начальные навыки характеристики музыкального произведения на основе характеристики музыкального звука.

Развивающая цель:

  1. Развивать способности к сопереживанию, формирванию социальной позиции обучающихся.
  2. Умение внимательно слушать музыкальное произведение, анализировать по определенным параметрам, вести записи в тетрадях и правильно профессионально выстраивать устную речь при ответе;

Воспитательная цель:

  1. развивать общекультурную компетентность обучающихся.

Активные методы обучения, используемые на занятии:

Методы анализа, сравнения,  Использование ресурсов электронного учебного курса  «Музыка вокруг нас.1 год обучения.»

Приемы и методы, используемые для создания ситуации успеха на учебном занятии: скрытое инструктирование ребенка, внесение мотива На протяжении всего занятия- похвала за выполнение учебных задач, за скорость, качество работы, сноровку, за использование знаний, полученных в других областях образования, за каждый этап работы и общий результат занятия.

Применение активных методов обучения позволяет:

  1. Актуализировать в ходе занятия опорные знания о звуке, об источниках звука,  направленные на формирование умения  анализировать, сопоставлять, сравнивать,  обобщать и применять их при слушании музыкальных произведений.

Оборудование:

  1. электронный учебный курс «Музыка вокруг нас»
  2. презентация «Источники звука»
  3. средства мультимедиа-проектор, экран, компьютер.

Анализ работы обучающихся на занятии.

  1. Тема занятия: «Звук. Источники звука. Звуки шумовые и музыкальные»

Структура занятия:

  1. Мобилизующее начало занятия

время

задача

содержание учебного материала

деятельность педагога

деятельность обучающихся

вид коммуникации

использование ИКТ на занятии

методы и приемы

форма организации учебной деятельности

3 мин

Приветствовать обучающихся. Познакомить с работой на занятиях в новом формате – с использованием  ЭУК. Зачем, что изменится, поможет ли в обучении.

         

Приветствует обучающихся, узнает их состояние и настрой на работу, актуализация ранее полученных знаний.

Приветствуют педагога, эмоционально настраиваются на работу. Высказывают свое мнение по поводу работы в новых условиях.

Устная в форме вопроса-ответа.

«Снятие страха» перед новой формой работы.

Групповая

7 мин

Ответы на вопросы, используя ранее полученные знания по предмету и общие знания

Звуки вокруг нас.

Задает вопросы

Отвечают на вопросы.

 Развитие учебно-познавательной компетенции.

Слушание звуков шумовых и музыкальных

Метод интеграции.

индивидуальная

3 мин

Подвести обучающихся к формулированию  цели занятия, постановке задач.

Перечень вопросов о том, что такое звук, его характеристики.

Задает вопросы. Создает ситуацию возможности использование полученных знаний на предмете сольфеджио.

Формулируют тему и цель, задачи занятия.

Диалог

Определении основных характеристик звуков(высота, громкость, длительность). Слушание звуков взлет вертолета и «Часы» Кошкина.

Эвристическая беседа

Групповая

  1. Основная часть занятия

         

     Формирование учебно-познавательной и специальной  компетентности обучающихся.

время

задача

содержание учебного материала

деятельность педагога

деятельность обучающихся

вид коммуникации

методы и приемы

форма организации учебной деятельности

использование ресурсов ЭУК

20 мин

  1. Слушать и анализировать музыкальные произведения.

  1. Уметь отличать звуки шумовые и музыкальные.

  1. Можно ли при помощи музыкальных звуков передать звуки шумовые.

Слушание музыки

1 Инструктирует перед выполнением работы

2. Организует обсуждение прослушанных музыкальных фрагментов

1 Записывают и читают анализ музыкального произведения, дополняют друг друга

2 Ведут осмысление и активный диалог в группе. Проводят взаимопомощь при затруднениях других ребят.

3 Внимательно слушают ответы друг друга, дополняют, принимают участие в обсуждении, делают записи в тетрадь

Взаимодействие

Взаимодействие

1.Словесные, наглядные, практические.

2.Метод эвристической беседы,

«Скрытое инструктирование ребенка»

Индивидуальная, групповая

Музыкальные фрагменты:    

1 Дельфин

2 Жаба

3слон

4 Сверчки

5 Соловей.

Просмотр презентации «Источники звука»

Слушание музыкального фрагмента Сен-Санс «Длинноухие персонажи»

III Заключительная часть занятия

Рефлексия. Подведение итогов.

время

задача

содержание учебного материала

деятельность педагога

деятельность обучающихся

вид коммуникации

методы и приемы

форма организации учебной деятельности

использование ресурсов ЭУК

5 мин

1.Актуализация полученных знаний

Какому человеку живется труднее: слепому или глухому? Почему?

Задает ситуацию

Участвуют в игре «Слепой и глухой» для формирования социальной позиции.

Обмен мнениями

Прием, создающий успех путем  использования личностных знаний по данному вопросу

Индивидуальная, групповая

Определение музыкальных и шумовых звуков по картинкам с использованием интерактивной доски.

5 мин

1.Подвести итоги своей работы. Оценить полученные знания и настроение.

Дает домашнее опережающее задание к следующему уроку вспомни, какие песни , танцы и марши ты знаешь.

индивидуальная

Кроссворды и ребусы к уроку с использованием интерактивной доски.

2 мин

Итог

Оценивает работу каждого учащегося в группе. Заполняет журнал

Технологическую карту подготовила

педагог дополнительного образования

 Талыпова Татьяна Викторовна

Методист ИМС                                                           Ветвицкая А. А.

Директор МАУ ДО «ДТДИМ»                                  Мельник О. В.