Конспекты уроков по музыке 2 класс

Кулиева Валерия Андреевна
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дата: 20.03.14г.                                                                                         Студентка: Кулиева Валерия

Класс: 2                                                                                                      Методист: Муталиева Л. С.

Учитель: Дударева Анастасия Владимировна                        

Тема раздела: Музыка и ты.

Тема урока: Музыкальные впечатления.

Цель: Ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, добиться понимания музыкального жанра сюита.

Эпиграф: Бабушка в лесу живёт,
Травы-зелье собирает,
Пол в избе метлой метёт.
В ступе по небу летает,
Из кости её нога.
Эту бабу звать Яга.

Задачи:

1.Обучающая: Обеспечить понимание учащихся, что музыка есть определённая конструкция, то есть музыкальная форма; применение знаний на материале исполняемом и слушаемом; способствовать формированию представления о музыкальном жанре сюита.

2.Воспитывающая: создать условия для творческой деятельности.

3.Развивающая: помочь увидеть в обычном прекрасное; способствовать развитию музыкального вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

Методы:

1.Метод ассоциаций.

2.Словесный (рассказ, пояснение).

      3.Игровой

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Формы урока: фронтальная, групповая.

Структура:

1.Орг. момент.

2.Слушание М.П. Мусоргский «Баба-Яга».

3.Пение «Баба Яга».

4. Слушание М.П. Мусоргский фрагмент «танец невылупившихся птенцов».

5. Слушание М.П. Мусоргский «Лиможский рынок».

6.Конкурс.

7.Итог.

Оборудование: фортепиано, ПК, экран и проектор, доска.

Картинки с выставки

Дирижирование:                  

                   Вокал:                      

                   Фортепиано:

Этапы

Ход урока

Хронометраж

1.Орг.момент.

2.Слушание М.П. Мусоргский «Баба-Яга».

3.Пение «Баба Яга».

4.Слушание фрагмента М.П. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов»

5.Слушание М.П. Мусоргский «Лиможский рынок».

6.Конкурс.

7.Итог

Музыкальное приветствие.

Сегодня я буду наблюдать за вашей работой на уроке. Кто будет хорошо вести себя и активно работать на уроке, тот получит диплом.

Сегодня на уроке мы познакомимся с русским композитором 19 века, М.П. Мусоргским. Родился он в Псковской губернии. Музыкальные способности у него обнаружились рано, но следуя традициям семьи (семья военных), он становится офицером гвардии. Став офицером гвардии, он приобрел известность как талантливый музыкант-любитель, пианист и композитор. Им написано много замечательных произведений, одним из них, со своей историей создания, мы сегодня познакомимся.
Сюита «Картинки с выставки». Эту сюиту он написал после смерти своего друга, художника Гартмана, когда посетил его выставку картин. Эту сюиту он посвятил его памяти.
Сюита написана в форме «прогулки» по выставки картин. Здесь Мусоргский изобразил себя, гуляющим по этой выставке от одной работы к другой, где художественные образы картин оживают в музыкальных звуках, перевоплощаясь в музыкальные зарисовки.

И вот мы посетим выставку картин. Отправляемся к первой картине.  

Бабушка в лесу живёт,
Травы-зелье собирает,
Пол в избе метлой метёт.
В ступе по небу летает,
Из кости её нога.
Эту бабу звать ...

Д: Яга.

Теперь послушаем как композитор изобразил Бабу- Ягу с помощью музыки.

У: Какая была музыка?

Д: злая, пугающая…

У: Мы послушаем это произведение еще раз, а вы изобразите ее на листе. Потом мы выберем самую лучшую картину и наградим победителя.

У меня есть для вас музыкальная загадка.

Исполняют песню «Баба-Яга»

У: Художник назвал свою работу «Избушка на курьих ножках или Баба-Яга».

Итак, следующая картина.

В.Гартман нарисовал эскиз костюмов к балету, на котором изображены юные ученики балетной школы. Одетые птенчиками, они еще не совсем освободились от скорлупы.  Посмотрите на картину.

Давайте послушаем, как композитор сумел изобразить эту сценку.

(Звучит фрагмент пьесы «Балет невылупившихся птенцов»)

- Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор?

Д: Высокий регистр, быстрый темп, причудливый ритм, много украшений)

Ещё одну музыкальную историю предлагает нам композитор.

Слушают пьесу «Лиможский рынок»

-О чём рассказала нам музыка? Что мы слышим в ней?

(Слышим суету, сутолоку, беготню, её движение быстрое, озорное…)

-Да, ребята, мы попали на рынок в маленький город в Париже в город Лимож.

-Мы видим красочную, суетливую толпу со множеством торговок и продавцов.

-К сожалению картина Гартмана не сохранилась, но мы можем увидеть улицы этого города, посмотрите.

-Ребята, а сейчас я попрошу вас прочитать названия произведений и попробовать определить какие из них лишние?

-Посмотрите внимательно на слайд. Со всеми этими произведениями вы уже знакомы. А теперь вспомните, что определяет эти произведения? (Это музыкальные пьесы, рисующие образы картин художника Гартмана). Такой жанр в музыке называется сюита.

-Прошу вас прочитать хором этот слайд и запомнить это понятие сюита.

Сюита- это произведение из нескольких номеров, имеющих названия и объединённых общим смыслом.

«Картинки с выставки» стали одним из популярнейших произведений. Многие пианисты включают это произведение в программы своих концертов. Известный французский композитор Морис Равель сделал переложение для оркестра.

Итак,сейчас будет небольшой конкурс. Перед вами лежат части картины. Вы должны собрать из этих частей картину. Чья команда соберет картину первая, та и победила. Раз, два, три, игру начни (во время конкурса фоном звучит веселая музыка) (меняются картинами и опять собирают)

Скажите, какие картины у вас получились?

Называют названия произведений.

Отлично, вы справились с заданием.

Нам пора уходить из нашей музыкальной картинной галереи.

- Какая пьеса вам понравилась больше?

Д: отвечают.

- Что сделало ее такой яркой и привлекательной?

Д: отвечают.

- Все ли «музыкальные картинки» совпали по содержанию с рисунками?

Д: отвечают.

- Сумели ли мы доказать, что композитор предложил свое видение, иногда отличающееся от рисунков своего друга?

Д: отвечают.

-что вы запомнили в ходе нашего занятия?

Д: отвечают.

Спасибо за урок (раздача дипломов).

1мин.

9мин.

6мин.

4мин.

7мин.

5мин.

8мин.



Предварительный просмотр:

Дата: 13.02.14г.                                                                                                    Студентка: Кулиева Валерия

Класс: 2                                                                                                                 Методист: Муталиева Л. С.

Учитель: Дударева Анастасия Владимировна                        

Тема раздела: Музыка и ты.

Тема урока: Встреча весны.

Цель: Знакомство с обычаями и традициями народного праздника масленица, с музыкальным фольклором (масленичные песни, частушки).

Задачи:

Воспитывающая: воспитывать уважительное отношение к обычаям и традициям русского народа.

Обучающая: учить передавать настроение музыки в пении, учить выразительно исполнять произведение; познакомить с обычаями народного праздника Масленицы.

Развивающая: развивать художественный вкус и интерес к музыкальному фольклору России; развивать духовно-нравственные качества (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональную отзывчивость.

Методы:

  1. Наглядный.
  2. Метод ассоциаций.
  3. Практический.
  4. Словесный (беседа, рассказ, пояснение).

Структура:

1.Орг. момент.

2.Слушание Свиридов «Весна и осень».

3.Физ. минутка р.н.п. «Блины».

4. Разучивание В.А. Моцарт «Весенняя песня».

5.Слушание П.И. Чайковский «Апрель».

6. Итог.

Оборудование: фортепиано, ПК, экран и проектор, доска.

Встреча весны

Дирижирование:                  

                  Вокал:                      

                  Фортепиано:

Этап

Ход занятия

Хронометраж

1.Орг. момент.

Беседа.

2.Слушание Свиридов «Весна и осень».

3.Физ минутка.

4.Разучивание В.А. Моцарт «Весенняя песня».

5.Слушание П.И. Чайковский «Апрель».

6.Итог.

Вход детей в класс.

Музыкальное приветствие:

«Здравствуйте, ребята! Здравствуйте!»

Нас скоро ожидает праздник, а вот какой - Отгадайте мою загадку:

Всюду ярмарки, гулянья,

Веселится весь народ!

Провожают зиму, холод,

Ведь весна уж у ворот!

Всю неделю отдыхают,

Всех блинами угощают!

Д: Масленица.

У: Кто из вас бывал на таком народном гулянье, знает, что же это за праздник Масленица?

Д: отвечают.

У: Почему этот праздник получил такое название?

Д: от традиции печь блины.

У: Чем хозяйки смазывают блины?

Д: маслом.

У: Есть такое выражение в народе - замаслить, значит задобрить. Кого ж надо было задобрить?

Д: зимушку.

У: Правильно!

Великий российский композитор Георгий Васильевич Свиридов очень сильно любил русскую природу и писал очень много красивых произведений. Давайте послушаем одно из них. Слушая, подумайте какое название можно дать этому произведению.

У: Так какое название дадим этому произведению?

Д: отвечают.

Вы почти угадали, это произведение называется «Весна и осень».

Давайте послушаем еще раз, а вы представляйте свои образы весенней природы.

У: А вы хотите узнать, как на Руси отмечали проводы зимы?

Д: да.

У: Давным-давно это был языческий праздник поклонения богу солнца Яриле, древние славяне почитали солнце, дающее жизнь и силу всему живому. Длится праздник целую неделю. Праздновали на Руси Масленицу шумно, разгульно, весело. В каждом доме пекли блины, оладьи, пирожки, калачи. Праздник сопровождался играми, хороводами, танцами, песнями. А кто их придумывал?

Д: Народ.

У: Как эти песни дошли до нашего времени?

Д: Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение.

У: Все дни масленой недели имеют свои названия. Первый день -  наступает встреча, -  устраивались горки, качели. В первый день наряжали масленицу. А из чего ее делали?

Д: Из соломы делали чучело, одевали в яркое женское платье, платок – и превращалось чучело в Масленицу, которую чествовали, величали, блинами угощали, в санях возили…

У: Второй день Масленицы – Заигрыш. Все гулять резвиться выходили.

У: А в какие игры играют на Масленицу?

  • Катание с гор
  • Бой мешками
  • Снежный тир
  • Кулачные бои
  • Перетягивание каната
  • Жмурки    

У: третий день - «Лакомкой зовется». Каждая хозяюшка колдует у печи. Кулебяки, сырники, пироги и блинчики делает.

У: Какое главное угощение на празднике?

Дети: Блины

У: На что блины похожи?

Д: на солнышко.

У: Блины имели особое значение: круглые, румяные, горячие – блины стали символом солнца.

Про этот праздник народ придумал много поговорок и пословиц. А вы знаете поговорки, пословицы об этом празднике?

Д: отвечают.

«Не все коту масленица, а будет и Великий пост».

У: Как вы понимаете смысл этой поговорки?

Д: отвечают.

У: «На горках покататься, в блинах поваляться».

Ребята, что то мы засиделись. Давайте немного разомнемся!

Физ минутка. Под рнп выполняем движения: присели, поклонились, пяточка носочек, наклоны в сторону, покружились похлопали, потопали, ручки к солнцу потянули.

Наступает четвертый день середина масленицы, раздольный «РАЗГУЛЯЙ».

Давайте споем веселую песню «Весенняя Песня».

ВХР:

Трудности:                                            Методы:

Интонационные:      

-скачки;                                                  Графический показ.

                                 

-поступенное движение вниз;             Проигрывание мелодии.

Ритмические:

-четверть после восьмых;                    Прохлопывание мелодии.

Дикционные:

-проговаривание всех согласных;       Игра ассоциаций.

-замыкание слов и фраз.                         Собственный показ.

У: Молодцы, ребята! Замечательная песня у нас получилась. Какой муз.инструмент  главный  на празднике? Отгадайте.

 -В руки ты ее возьмешь, то растянешь, то сожмешь, звонкая нарядная, русская двухрядная.

Д: гармонь.

У: А какой инструмент как брат гармони – только еще современнее?

У него рубашка в складку,

Любит он плясать вприсядку, 
Он и пляшет, и поет —
Если в руки попадет. 
Сорок пуговиц на нем, 
С перламутровым огнем. 
Весельчак, а не буян 

Голосистый мой …

Д: Баян.

У: какую задорную песенку каждый на празднике по куплетику может спеть? подскажите мне…

Д: частушка.

У: Ребята, а вы знаете, что такое частушки?

Д: отвечают.

У: Частушка- это веселая песенка, в которой много куплетов, появились частушки 200 лет назад, произошли они от шуточных прибауток и песен, плясовых и игровых припевок.  

Кто сочиняет частушки?

Д: отвечают.

У: Какой характер у частушек?

Д: отвечают.

У: Дети, скажите, почему на праздниках, гуляньях почти всегда поют частушки?

Д: Они веселые, задорные, шуточные. Когда поют частушки, всем весело, хочется танцевать.

У: Я сейчас спою вам несколько частушек, а вы мне подыграйте ритмично на музыкальных инструментах.

Частушки про Масленицу.

Вместе дружно мы живем,

Вам частушки пропоем.

Нынче масленку встречаем

Всех блинами угощаем.

В понедельник с ясной зорьки

Все катаются на горке.

Яства всякие жуют,

Громко песенки поют.

Мы вам спели, что хотели,

Хорошо ли, плохо ли.

А теперь мы вас попросим,

Чтоб вы нам похлопали.

У: В пятый и шестой день ходили к родственникам в гости.  

Всю неделю Масленицу славили, хвалили, а в последний седьмой день с ней прощалась.  Ребята, а какой обряд совершали в конце праздника?

Д: сжигали чучело в костре.

У: Для чего сжигали?

Д: Как символ победы весны, сжигали лютую зиму.

Послушайте произведение Петра Ильича Чайковского и скажите можно ли это произведение назвать весенним, какое у него настроение.

Д: отвечают.

У: Послушайте еще раз и скажите какие инструменты вы узнали.

Д: отвечают.

У: И вот, наш урок подошел к концу. Что мы сегодня узнали в результате нашего урока?  Где побывали? А какую тему мы можем дать нашему уроку?

Д: отвечают.

 А мы сейчас проверим, были вы внимательны на уроке.  Давайте отгадаем мои загадки:

Желтая тарелка на небе висит,

Желтая тарелка всем тепло дарит? (Солнце)  

И с икрой, и со сметаной –
Всякие они вкусны!
Ноздреваты и румяны –
Наши солнышки-…
(блины)

Как называются маленькие, шуточные песенки? (Частушки)

А блины на Масленице символ чего?

Дети: Символ солнца.

У: Молодцы, все загадки отгадайте. До свидания!

1 мин.

2мин.

12мин.

2 мин.

13мин.

10мин.

5мин.

 



Предварительный просмотр:

Дата: 27.02.14г.                                                                            Студентка: Кулиева Валерия

Класс: 2                                                                                        Методист: Муталиева Л. С.

Учитель: Дударева Анастасия Владимировна                        

Тема раздела: Музыка и ты.

Тема урока: Театр Оперы и Балета.

Цель: формирование основ театральной культуры через эмоциональное восприятие музыки.

Задачи:

Воспитывающая: воспитывать уважение к культуре своего народа через беседу.

Обучающая: дать детям понятия «опера» и «балет»; учить передавать настроение музыки в пении, учить выразительно исполнять произведение.

Развивающая: развивать эмоциональную отзывчивость; чувство ритма.

Методы:

  1. Наглядный.
  2. Метод ассоциаций.
  3. Практический.
  4. Словесный (беседа, рассказ, пояснение).

Структура:

1.Орг. момент.

2.Слушание «Волк и семеро козлят» М. Коваль.

3.Разучивание Буржоа Жерар «Мама - первое слово».

4. Физ. минутка П.И. Чайковский «Танец Феи Драже».

5. Слушание П.И. Чайковский «Танец Феи Драже».

6. Итог.

Оборудование: фортепиано, ПК, экран и проектор, доска.

Театр Оперы и Балета

Дирижирование:

Вокал:

Фортепиано:

Этапы

Ход урока

Хронометраж

1.Орг.момент.

2.Слушание М. Коваль «Волк и семеро козлят».

3. Разучивание Буржоа Жерар «Мама – первое слово».

4.Физ. минутка П.И. Чайковский «Танец Феи Драже».

5.Слушание П.И. Чайковский «Танец Феи Драже».

5.Итог.

У: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас не совсем обычный урок. В ходе урока мы отправимся с вами в путешествие. Это и будет темой нашего урока, которую вы должны отгадать. Будьте внимательны. Телевидение, радио, компьютер – с ними вы встречаетесь ежедневно, все это окружает вашу жизнь. А есть ли в ней место театру?

Д: отвечают.

У: Скажите, что вообще делают в театре?

Д: показывают спектакли.

У: назовите самые известные спектакли.

Д: опера, балет…

У: в нашем городе есть такой театр, где показывают музыкальные спектакли?

Д: да.

У: как называется этот театр?

Д: театр оперы и балета.

У: правильно, посмотрите на экран (картинка театра). Скажите, где он расположен?

Д: в конце Арбата.

У: Скажите, как себя ведут в театре?

Д: отвечают.

У: Запомните несколько правил посещения театра. (Сценка).

1.В театр приходи вовремя.

2.Если ты пришёл в театр с большой сумкой или пакетом, сдай их в гардероб.

3.Проходя к своему месту, иди вдоль рядов кресел лицом к сидящим зрителям. Если ты пришёл с девочкой, пропусти её вперёд.

4.Если ты уже занял своё место в зрительном зале, а мимо тебя проходят зрители на свои места, обязательно встань и дай им дорогу.

5.Садись на то место, которое указано в твоём билете.

6.Сидя в кресле, не клади руки на оба подлокотника.

7.Во время спектакля не разговаривай, не позволяй себе также шуршать конфетными обёртками, вертеть в руках номерок из гардероба.

У: правильно, посмотрите на экран(изображение театра). Посмотрите, перед входом в театр висит афиша(картинка). Скажите, что такое афиша?

Д: отвечают.

У: Афиша – это красочное объявление о спектакле. А какую информацию мы можем узнать из афиши?

Д: отвечают.

Давайте внимательно посмотрим на эту афишу. Скажите, с какими музыкальными спектаклями мы сегодня познакомимся?  

Д: читают.

У: Скажите, вам знакомы эти название?

Д: Да, это сказка.

У: правильно, в основе оперы лежит сказка. А кто мне назовет имя композитора, написавшего эту детскую оперу?

Д: Мариан Коваль.

У: Хорошо. И всю эту информацию мы с вами узнали из афиши. Назовите, пожалуйста, главных героев оперы-сказки «Волк и семеро козлят».

Д: мама Коза, козлята и Волк.

У: Правильно. Так как жанр спектакля опера-сказка, все герои будут петь. Давайте посмотрим фрагмент (опера «Волк и семеро козлят»). Как вы увидели, все герои поют и танцуют. Этим и характеризуется опера. В опере герои и танцуют, и поют, у них есть и декорации, и музыкальное сопровождение.

Сейчас послушайте песню и скажите о ком или о чем она.

Д: отвечают.

У: правильно. Скажите, какой характер у этой песни?

Д: отвечают.

У: правильно. Сейчас мы с вами ее разучим. Скоро праздник 8 марта, вы можете спеть ее своим мамам. Отличный получится подарок.

ВХР:

Трудности:                                            Методы:

Интонационные:      

-скачки;                                                  Графический показ.

                                 

-поступенное движение вниз;         Проигрывание мелодии.

Ритмические:

-четверть после восьмых;               Прохлопывание мелодии.

Дикционные:

-проговаривание всех согласных;       Игра ассоциаций.

-замыкание слов и фраз.                      Собственный показ.

У: что-то мы с вами засиделись, давайте сейчас разомнемся. Повторяйте движения за мной.

Узнали откуда эта музыка? Может вам что-то подсказали наши движения?

Д: отвечают.

У: Посмотрите, у меня есть еще одна афиша. Что на ней сказано?

Д: отвечают.

У: Вам знакомо это название?

Д: отвечают.

У: есть такая сказка. Назовите имя композитора, написавшего этот балет?

Д: отвечают.

У: Посмотрим фрагмент.

Вы посмотрели фрагмент. Знакома вам эта музыка?

Д: отвечают.

У: Это танец Феи Драже. Из балета «Щелкунчик». Разговаривают ли герои или может быть поют?

Д: нет.

У: Знаете, как называется такой спектакль?

Д: балет.

У: Скажите, что такое балет.

Д: отвечают.

У: Балет – театральное представление- танцы, сопровождаемое музыкой. То есть в балете не поют и не танцуют.

Мы сегодня рассмотрели 2 вида спектаклей, повторите их названия.

Д: опера и балет.

У: что такое опера?

Д: Опера – вид искусства, где герои поют и танцуют.

У: с какой оперой мы сегодня с вами познакомились?

Д: «Волк и семеро козлят».

У: Хорошо, а что такое балет?

Д: Балет – театральное представление- танцы, сопровождаемое музыкой.

У: какой балет мы сегодня видели?

Д: «Щелкунчик».

У: Скажите, где показывают такие спектакли как опера и балет?

Д: в театре оперы и балета.

У: Где в нашем городе находится этот театр?

Д: в конце Арбата.

У: как вы думаете какая тема нашего урока?

Д: Театр Оперы и Балета.

У: Молодцы. Я советую вам всем посетить этот театр. Вы получите массу удовольствия от просмотренных спектаклей. До свидания.

1мин.

12мин.

15мин.

3мин.

9мин.

5мин.



Предварительный просмотр:

Дата: 13.03.14г.                                                                          Студентка: Кулиева Валерия

Класс: 2                                                                                       Методист: Муталиева Л. С.

Учитель: Дударева Анастасия Владимировна                        

Тема раздела: Музыка и ты.

Тема урока: Волшебная палочка дирижера.

Цель: формирование целостного представления у школьников об особой роли дирижера в театре и об его возможностях.

Задачи:

1.Обучающая: закрепление понятий «опера» и «балет», дать понятие «увертюра», «оркестр», «дирижер»; учить выразительно исполнять произведение.

2.Воспитывающая: воспитывать уважительное отношение к музыкально-театральной культуре.

3.Развивающая: развивать эмоциональную отзывчивость и музыкальный вкус; чувство ритма, координацию движений.

Методы:

1.Словесный (беседа, рассказ, пояснение).

2.Метод ассоциаций.

3.Практический.

4.Наглядный.

Структура:

1.Орг. момент.

2.Разучивание В.Я. Шаинский «От улыбки».

3. Слушание Увертюра к опере «Руслан и Людмила».

4. Физ. минутка.

5. Пение Буржоа Жерар «Мама-первое слово».

6. Итог.

Оборудование: фортепиано, ПК, экран и проектор, доска.

Волшебная палочка дирижера

Дирижирование:

Вокал:

Фортепиано

Этапы

Ход урока

Хронометраж

1.Орг. момент.

2.Разучивание В.Я. Шаинский «От улыбки».

3.Слушание Увертюра к опере «Руслан и Людмила».

Беседа.

4.Физ.минутка.

5.Пение Буржоа Жерар «Мама-первое слово».

Итог.

Музыкальное приветствие.

У: что-то вы не веселые сегодня. Сейчас мы все вместе улыбнемся. У меня есть для вас одна очень хорошая песня. Послушайте и скажите какое у нее настроение.

Д: отвечают.

У: сейчас мы с вами ее разучим.

ВХР:

Трудности:                                            Методы:

Интонационные:      

-скачки;                                                 Звуковысотный показ.

                                 

-поступенное движение вниз;             Проигрывание мелодии.

Ритмические:

-четверть после восьмых;                    Прохлопывание мелодии.

Дикционные:

-проговаривание всех согласных;       Игра ассоциаций.

-замыкание слов и фраз.                     Собственный показ.

У: Как хорошо у вас получилось. Раз вы такие молодцы, да еще и настроение у вас хорошее, мы отправимся с вами в удивительное волшебное путешествие. Но для того, чтобы отправиться в путь нужно вспомнить, где мы были на прошлом уроке?

Д: В музыкальном театре.

У: Что такое музыкальный театр?

Д: Музыкальный театр – это мир волшебства, мир удивительных приключений и превращений, историй, мир добрых и злых волшебников, мир в котором живёт музыка.

У: Что можно увидеть и услышать в театре, какие спектакли?

Д: Оперы и балеты.

У: Что такое опера?

Д: Опера - это музыкальный спектакль, в нем действующие лица поют в сопровождении оркестра.

У: С персонажами какой оперы мы познакомились на предыдущих уроках?

Д: С персонажами оперы «Волк и семеро козлят».

У: С персонажами какого балета мы познакомились на прошлом уроке?

Д: С персонажами балета «Щелкунчик».

У: Итак, мы отправляемся с вами в путь – в музыкальный театр, в театр оперы и балета.

В каждом крупном городе России и мира есть театр оперы и балета. В нашем городе Челябинске Театр оперы и балета был основан в 1956 году. Лучшие музыканты, певцы, танцоры, режиссёры, художники участвуют в постановке опер и балетов.

Отправляемся в зрительный зал, где начинается волшебство.

У: Это увертюра к опере «Руслан и Людмила». Увертюра это – вступление к опере, когда занавес еще не открыт. Скажите, кто исполнил эту музыку?

Д: музыкальные инструменты.

У: Мы говорим с вами сегодня о музыке в музыкальном театре. Посмотрите на это изображение (изображение симфонического оркестра).

У: Кого мы видим? Кто изображён на фотографии?

Д: оркестр.

У: Что такое оркестр?

Д: Оркестр – это коллектив музыкантов, играющих   на различных инструментах.

У: Посмотрите на экран. Как вы думаете, эти исполнители сидят, кто где захочет, или есть определенный порядок?

Д: Есть порядок, одинаковые инструменты находятся рядом.

У: Верно. Это сделано для того, чтобы исполнители одной группы инструментов хорошо слышали своих соседей и играли одновременно. Взгляните, какой большой оркестр, как много разных инструментов. Интересно, как им удается играть так согласованно? Как вы думаете, есть ли в оркестре главный музыкант?

Д: Есть.

Где он находится?

Д: Он стоит перед оркестром, отдельно.

У: Обратите внимание, у этого музыканта нет в руках инструмента, он держит…

Д: Палочку.

У: Взмахнет волшебной палочкой,

И музыка звучит,

Палочка застынет,

И весь оркестр молчит.

Палочка подскажет,

Кому пора вступать,

Палочка укажет,

Как музыке звучать.

Палочка волшебная оркестром управляет,

А как назвать волшебника, кто, ребята, знает?

Д: Дирижер.

У: Кто такой дирижёр?

Д: Дирижёр – это руководитель оркестра. 

У: Правильно, во главе оркестра стоит дирижёр. Как он руководит оркестром? С помощью чего?

Д: Дирижёр руководит оркестром с помощью жестов и дирижёрской палочки.

У: С помощью дирижерской палочки он объединяет всех исполнителей в единое целое. Дирижер должен всех видеть, всех слышать, показывать музыкантам время вступления и следить за качеством исполнения.

Давайте посмотрим на работу дирижера.

-Адик Аскарович Абдурахманов - заслуженный артист России, художественный руководитель и главный дирижер камерного оркестра(портрет).

-Валерий Васильевич Михальченко  — советский и российский дирижёр и педагогНародный артист Российской Федерации. Он так же как и мы родился в Челябинске (портрет).

-Лебедев Виктор Григорьевич. Профессор ЧГАКИ, народный артист России (портрет).

У: Это наши челябинские дирижеры. Как вы заметили, они все заслуженные артисты России, нашей с вами страны.

Что-то мы с вами засиделись, давайте немного отдохнем.

У: Сейчас мы тоже попробуем себя в роли дирижера.

Но для этого нам нужно вспомнить одну песню.

ВХР:

Трудности:                                            Методы:

Интонационные:      

-скачки;                                                  Графический показ.

                                 

-поступенное движение вниз;         Проигрывание мелодии.

Ритмические:

-четверть после восьмых;               Прохлопывание мелодии.

Дикционные:

-проговаривание всех согласных;       Игра ассоциаций.

-замыкание слов и фраз.                      Собственный показ.

Попробуем изобразить музыку с помощью жестов. Какие они будут?

Д: Мягкие, плавные…

У: По движению рук и по мимике лица дирижёра, можно определить какую музыку исполняет оркестр. По вашим жестам и мимике понятно, что песня медленная, плавная, добрая. У вас замечательно получилось.

У: Итак, мы с вами сегодня узнали, кто же такой дирижер, кто же это?

Д: отвечают.

У: Вспомните имена наших челябинских дирижеров.

Д: Михальченко, Абдурахманов, Лебедев.

У: с помощью чего дирижер передает настроение и характер исполняемого произведения?

Д: мимика и жесты.

У: С помощью чего дирижер руководит оркестром?

Д: палочки.

У: Дирижер-главный человек в оркестре. Можно сказать что он волшебник, а его палочка волшебная?

Д: да.

У: как вы думаете какая тема нашего сегодняшнего урока?

Д: отвечают.

У: вы сегодня хорошо поработали. До свидания.

1мин.

14мин.

15мин.

1мин.

10мин.

4 мин.



Предварительный просмотр:

Дата: 03.04.14г.                                                                                               Студентка: Кулиева Валерия

Класс: 2.4.10                                                                                                    Методист: Муталиева Л. С.

Учитель: Дударева Анастасия Владимировна                        

Тема раздела: 

Тема урока: Волшебный цветик-семицветик.

Эпиграф: 

Мамочка, среди цветов
Я нашла цветочек.
У него семь лепестков -
Мне сказала дочка.
Загадаю я ему
Разные желанья.
Лепесточки оторву,
Делая признанье…

Цель: формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки.

Задачи:

1.Обучающая: Познакомить детей с различными средствами музыкальной выразительности.

2.Воспитывающая: воспитывать слушательскую культуру учащихся.

3.Развивающая: Развивать музыкальные способности детей: музыкальный слух, чувство ритма, память.

Методы:

1.Метод ассоциаций.

2.Словесный (рассказ, пояснение).

      3.Метод сравнения.

          4.Наглядный метод.

Тип: сообщение и усвоение новых знаний.
Форма: фронтальная, групповая.

Структура:

1.Орг. момент.

2. Разучивание Е. Поплянова «Солнечные зайчики».

3. Слушание С.С. Прокофьев «Фея весны» из балета «Золушка».

4. Слушание С.С. Прокофьев «Раскаяние» из цикла «Детская музыка».

5. Разучивание А. Спадавеккиа «Добрый жук».

6.Итог.

Оборудование: фортепиано, ПК, экран и проектор, доска.

Волшебный цветик-семицветик

               

                   Вокал:      

Дирижирование:                

                   Фортепиано:

Этапы

Ход урока

Хронометраж

1.Орг.момент.

2. Разучивание Е. Поплянова «Солнечные зайчики».

3.Слушание С.С.Прокофьев «Фея весны» из балета «Золушка».

4.Слушание С.С.Прокофьев «Раскаяние» из цикла «Детская музыка

5.Разучивание А. Спадавеккиа «Добрый жук».

6.Итог.

Музыкальное приветствие.

У: Мамочка, среди цветов
Я нашла цветочек.
У него семь лепестков -
Мне сказала дочка.
Загадаю я ему
Разные желанья.
Лепесточки оторву,
Делая признанье:
Чтобы ПЕРВЫЙ лепесток
Подарил мне куклу,
А ВТОРОЙ чтоб мне помог
Не заметить скуку.
С ТРЕТЬИМ сяду в карусели,
Как волчок вращаясь.
А с ЧЕТВЕРТЫМ на качелях
Закричу от счастья.
С ПЯТЫМ скушаю Пломбир,
Горла не тревожа,
А ШЕСТОЙ как Мойдодыр
Вымыться поможет.
А СЕДЬМОМУ лепестку
Я секрет открою,
Что сестренку очень жду
Чтоб нас было двое.
Если смогут лепестки
Выполнить программу.
Ни капризов, ни тоски
Не увидит мама.

У: Посмотрите, сегодня у нас в гостях удивительный цветок «Цветик-семицветик». Этот цветок не простой, все лепестки заколдованы, но если мы с вами сможем их расколдовать, то наступит чудо, мы сможем с вами попасть в удивительную страну, которая называется Музыка.

У: Посмотрите на цветок. Что в нем самое главное?

Д: Середина.

У: совершенно верно. Если не будет сердцевины, то лепестки все рассыпятся. Поэтому, чтобы расколдовать сердцевину нужно выполнить 1 задание, вспомнить сказку «Репка».

У: Мы не случайно заговорили о сказке «Репка». Чтобы репа выросла большая, сладкая, вкусная, за ней надо ухаживать: рыхлить, поливать, любить, тогда из маленького зёрнышка она превратиться в большой, вкусный плод. Точно так же и в музыке, чтобы произведение у композитора получилась выразительное, запоминающее, композитор тоже бережёт и лелеет зёрнышко, только в музыке такое зёрнышко называется интонация.

Интонация - основа мелодии.

Мы расколдовали главную часть цветка, пора отправляться дальше и я предлагаю вам выполнить следующее задание.

1.  Темп.

У: Поем распевку «И-О-А» (учитель каждый раз ускоряет темп). Что произошло во время пения, почему некоторые ребята с заданием не справились?

Д: потому, что распевка стала звучать очень быстро.

У: ребята подскажите, пожалуйста, как называется 1 лепесток.

Д: Первый лепесток называется темп.

У: Темп – скорость звучания.

У: вы расколдовали первый лепесток. Мы познакомились с первым средством музыкальной выразительности.

2. Динамика. 

У: Чтобы расколдовать второй лепесток необходимо выполнить следующее задание.

Вам нужно исполнить 1 куплет песни «Солнечные зайчики», не просто спеть, а внимательно следить за ведущим и выполнять его команды. Послушайте.

У: Второй лепесток расколдован. Он называется Динамика – сила звучания. Динамика тоже средство музыкальной выразительности.

3.Тембр.

У: Следующее задание. Я приглашаю на импровизированную сцену 1 ученика, он отвернётся и должен будет угадать, кто из вас произнесет мое имя.

У: Почему мы с вами не видим человека, а голос его можем узнать?

Д: Ответы учащихся.

У: Мы расколдовали третий лепесток, который называется Тембр – окраска звучания. Третье средство музыкальной выразительности - тембр

 4. Лад.

У: Следующее задание. Послушайте произведения и скажите чем они отличаются.

Д: одно произведение весёлое, другое грустное.

У: Вы расколдовали третий лепесток, который называется Лад – характер мелодии (мажор –веселый, минор – грустный).

5.Регистр.

У: Следующее задание - творческое. Я изображу на фортепиано звуки, а вы отгадаете какое животное они характеризуют.

Д: зайчика, медведя.

Вывод: звуки бывают разные по высоте - высокие, средние, низкие.

Мы расколдовали 5 лепесток, который называется Регистр - высота звучания.

6.Ритм.

(На доске нарисовано несколько ритмических рисунков).

У: Следующее задание. Скажите, пожалуйста, что нарисовано на доске.

Р: Ритмический рисунок.

У: Я предлагаю вам прохлопать ритмический рисунок вместе со мной, затем самостоятельно, используя народные инструменты, ложки.

У: 6 лепесток называется Ритм - чередование сильных и слабых долей.

7. Мелодия.

У: Последнее задание. Ребята внимательно послушайте, то, что я исполню на фортепиано, а ваша задача сказать, что прозвучало.

Р: прозвучала мелодия.

У: Мелодия – душа музыки. Из мелодии рождается музыкальное произведение.

Повторим название всех лепестков. Всё это средства музыкальной выразительности, они спрятаны в маленьком музыкальном зёрнышке – интонации.

Д: повторяют названия лепестков.

У: Какая тема нашего урока?

Д: отвечают.

У: скажите, что мы делали сегодня на уроке?

Д: отвечают.

У: Скажите, что вы нового узнали сегодня на уроке?

Д: отвечают.

У: Может, кому-то было сложно на уроке что-либо делать?

Д: отвечают.

У: вы хорошо постарались. До свидания.

2мин.

8мин.

11мин.

11мин.

8мин.

5мин.