Музыкальная культура, как основа всестороннего развития и воспитания личности ребенка.

Скляренко Светлана Евгеньевна

Музыкальная культура, как основа всестороннего развития и воспитания личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sklyarenko.docx17.79 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальная культура, как основа всестороннего развития и воспитания личности ребенка.

                                                                                                                                                    Скляренко С. Е.,

                                                                  музыкальный   руководитель МАДОУ 106

                                                                     ПДО МБУ ДО ЦРТД и Ю

                                                                      руководитель объединения

                                                                      «Хоровое пение»

Музыка – одно из важнейших средств раскрытия духовного потенциала личности, стимулирования её развития. Многовековой опыт и специальные исследования показали, что музыкально-хоровое образование, наиболее доступное для всех обучающихся, влияет на развитие познавательной активности, способствует воспитанию нравственности, национального самосознания, делает богаче духовный мир, влияет на психику, оказывает положительное влияние на здоровье человека.

Все виды искусства развивают у детей, не только художественные способности, но и «всеобщую универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется затем в любой сфере человеческой деятельности» (Э. И. Ильенков) –это способность к творчеству. И чем раньше произойдёт встреча ребёнка с искусством, тем процесс развития этой способности будет более эффективным. Искусство выступает одним из эффективных факторов развития творческого потенциала формирующейся личности, а в этом смысле детский хор является средством художественно-творческого развития детей, вовлечения их в активную творческую эстетическую деятельность.

Приоритетным аспектом современного образования является формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социально-экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, увеличивая интеллектуальный потенциал страны и восстанавливая русскую духовную культуру.

Хоровое пение – искусство уникальных возможностей. Оно является не только одним из древнейших видов творчества, но и самым демократичным видом искусства. Хоровое музицирование не требует от его участников выдающихся вокальных данных.  Каждый певец в хоре вносит свой посильный певческий вклад в его звучание. Но объединённый общей идеей исполняемого произведения, общим сопереживанием, погружаясь в его художественный образ, даже любительский хоровой коллектив может с огромной силой воздействовать на слушателей, вызывая у них эмоциональный отклик. Хоровое объединение - идеальное место для развития детей. Именно из обучающихся в хоре, часто вырастают трудолюбивые люди с крепким характером, умеющие поставить цели, знающие средства реализации их, интересные и разносторонние личности. Посредством хорового пения дети приобщаются к культурной жизни. В процессе хоровой деятельности у них развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор, дети становятся чуткими к красоте в искусстве и в жизни.Хоровой коллектив становится для подростка своеобразным социумом, в котором он моделирует свои отношения с людьми. Обстановка доброжелательности, взаимопонимания и взаимоуважения, определённая духовная комфортность способствует наиболее полному раскрытию духовного мира, формированию положительных нравственных и этических качеств личности, поэтому успех или неуспех коллектива воспринимается как событие личной жизни.

Хоровое искусство помогает формированию личности в целом, способствует гармоничному, всестороннему развитию детей:

- интеллектуальному (познавательные и функциональные возможности);

- духовно- нравственному (осознанное формирование общечеловеческих ценностей, ценностных ориентаций, описанных в «Стратегии развития воспитания Российской Федерации на период до 2025 г.» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29мая 2015 г. №996-р г. Москва), таких как: человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро, патриотизм);

- физическому (приобщение к физической культуре: здоровый образ жизни, привитие здоровых привычек)

    Хоровому пению как коллективной музыкально-исполнительской деятельности, активно влияющей на развитие, как личностных качеств, так и общей культуры обучающихся, свойственны следующие положительные особенности:

- участие в общем деле формирует у ребенка умение общаться, объективно оценивать свои действия, помогает осознать имеющиеся недостатки, как музыкальные, так и поведенческие;

- работая в хоре, ребенок формирует положительные личностные качества, необходимые для работы в коллективе, учится применять свои силы, музыкальные способности и умения с пользой для себя и для хора;

- хоровая деятельность, активная и социально-ценная, представляет существенный фактор, обеспечивающий становление в сознании ученика необходимости единства слова и дела, полезного намерения и личностных средств его осуществления;

- в процессе коллективного хорового творчества развиваются самостоятельность и чувство локтя, инициатива и другие волевые качества, так необходимые ученику, музыкальная деятельность переключает его внимание на полезное дело, значимое и для него, и для остальных участников коллектива;

- в хоровом пении согласуются и объединяются разнообразные музыкально-воспитательные средства, положительно воздействующие на ученика, что усиливает познавательные влияния и нейтрализует отрицательные;

- в хоровом, коллективном пении можно с большой степенью достоверности выявить подлинную структуру межличностных отношений обучающихся, социальный статус основной массы членов малых групп в хоре, их отношений с «верхушкой» группы, с её лидером.

- в хоровом пении, наконец, успехи и недостатки явственно могут быть прослежены и соответствующим образом отмечены поощрением или замечанием; кстати, участники хора самым положительным образом оценивают успех сверстника, если он был достигнут упорным трудом и волей; значительно меньшим энтузиазмом хористы встречают поощрения и награды, полученные, лишь благодаря природным данным.

Именно дошкольный и школьный возраст важен для последующего овладения человеком музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет развито музыкально - эстетическое сознание детей, это не пройдет бесследно для их последующего развития, духовного становления личности, а занятия хоровым пением способствуют гармоничному физиологическому и психическому развитию ребёнка.

Литература

1.Ильенков Э. В. Личность и творчество. / Фарман И.П. - М.: Издательский дом "ЯСК", 1999;

2. Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М. Прометей,1992.