Программа учебного предмета "Фортепиано" к дополнительной предпрофессиональной ощеобразовательной программе в области музыкального искусства "Хоровое пение"

Дюжева Инна Леонидовна

рабочая программа "Фортепиано"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fortepiano_v_oblasti_horovoe_penie_89let_1.docx88.68 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВЯЗЕМСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

им. А.С.Даргомыжского

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»

Предметная область

ПО.01 МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

Программа по учебному предмету

ПО.01.УП.02. ФОРТЕПИАНО

Срок обучения 8(9лет)

Смоленская область, г. Вязьма

2022г.

ПРИНЯТО                                 ПРИНЯТО                               УТВЕРЖДАЮ

на заседании                           на заседании                     Директор МБУДО

Методического                       Педагогического                  Вяземской ДШИ им.А.С.

совета                                 совета                                       Даргомыжского

Протокол №1                            Протокол №1                        ________Новичкова Е.А.

от 29.08.2022 г.                       от 30.08.2022г.                    Приказ №7от 01.09.2022г.

Программа учебного предмета «ФОРТЕПИАНО», срок обучения 8(9) лет, разработана на основе проекта примерной программы к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ» Министерства Культуры РФ.

Составители:

Нарышева Татьяна Георгиевна – преподаватель высшей квалификационной категории

Дюжева Инна Леонидовна – преподаватель высшей квалификационной категории

Маханькова Ирина Зиновьевна – преподаватель высшей квалификационной категории                                                                                                                                

Структура программы учебного предмета

I.        Пояснительная записка                                                                

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цели и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II.        Содержание учебного предмета                                                        

- Сведения о затратах учебного времени;

- Годовые требования по классам;

III.        Требования к уровню подготовки обучающихся                                

IV.        Формы и методы контроля, система оценок                                         

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Контрольные требования на разных этапах обучения;

- Критерии оценки;

V.        Методическое обеспечение учебного процесса                                

- Методические рекомендации преподавателям;

- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы         обучающихся;

VI.        Списки рекомендуемой нотной и методической литературы                

- Список рекомендуемой нотной литературы;

- Список рекомендуемой методической литературы.

  1. Пояснительная записка

  1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

 Учебный предмет "Фортепиано" направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно- нравственное развитие ученика.

Учебный предмет «Фортепиано» расширяет представления учащихся об исполнительском искусстве, формирует специальные исполнительские умения и навыки.

Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.

Предмет «Фортепиано» наряду с другими предметами учебного плана является одним из звеньев музыкального воспитания и предпрофессиональной подготовки учащихся. Фортепиано является базовым инструментом для изучения теоретических предметов, поэтому для успешного обучения в детской школе искусств обучающимся на отделении хорового пения необходим курс ознакомления с этим инструментом.

  1. Срок реализации учебного предмета

В соответствии с ФГТ рекомендуемый срок реализации учебного предмета для 8(9)-летнего обучения предпрофессиональной программы «Хоровое пение» составляет 8(9) лет (с 1 по 8(9) класс).

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Фортепиано»

На освоение предмета «Фортепиано» по учебному плану предлагается для учащихся отделения хорового пения - обязательная часть: 1час (40минут) аудиторных занятий с 1-6 класс, 2часа (80минут) аудиторных занятий отделения хорового пения с 7-8(9) класс.

 Программа предмета «Фортепиано» предусматривает обязательную самостоятельную работу учащегося, что предполагает наличие дома фортепиано или синтезатора. Домашняя работа должна строиться в соответствии с рекомендациями педагога, быть регулярной и систематической, контролироваться на каждом уроке. На отделение «Хоровое пение» на самостоятельную работу отводится в 1 классе - 2 часа, с 2-4 класс -3 часа, 5-8(9) класс-4 часа.  

                                                                                                                           
                                                                                                                                         
Таблица 1

Срок обучения

  8 лет

9 лет

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

1218  

1416

Количество часов на аудиторные занятия

329  

395

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

889  

1021

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий - индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.

Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, трудоспособность, эмоционально-психологические особенности.

  1. Цель и задачи учебного предмета «Фортепиано»

Цель:

развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им базовых знаний, умений и навыков в области фортепианного исполнительства.

Задачи:

  • развитие общей музыкальной грамотности ученика и расширение его музыкального кругозора, а также воспитание в нем любви к классической музыке и музыкальному творчеству;
  • владение основными видами фортепианной техники для создания художественного образа, соответствующего замыслу автора музыкального произведения;
  • формирование комплекса исполнительских навыков и умений игры на фортепиано с учетом возможностей и способностей учащегося; овладение основными видами штрихов- non legato, legato, staccato;
  • развитие музыкальных способностей: ритма, слуха, памяти, музыкальности, эмоциональности;
  • овладение основами музыкальной грамоты, необходимыми для владения инструментом фортепиано в рамках программных требований;
  • обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтению с листа нетрудного текста, игре в ансамбле;
  • владение средствами музыкальной выразительности: звукоизвлечением, штрихами, фразировкой, динамикой, педализацией;
  • приобретение навыков публичных выступлений, а также интереса к музицированию.
  1. Обоснование структуры учебного предмета «Фортепиано»

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит  следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки обучающихся;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".

  1. Методы обучения

При работе с учащимся педагог использует следующие методы:

  • словесные (объяснение, беседа, рассказ);
  • наглядно-слуховой метод (показ с демонстрацией пианистических приемов, наблюдение);
  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образных сравнений);
  • практические методы обучения (работа на инструменте над упражнениями, чтением с листа, исполнением музыкальных произведений).
  1. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Фортепиано»

Для реализации данной программы необходимы следующие условия: класс (не менее 6 кв.м) для индивидуальных занятий с наличием инструмента «фортепиано», а также доступ к нотному и методическому материалу(наличие нотной библиотеки).

Помещение для занятий должно быть со звукоизоляцией, соответствовать противопожарным и санитарным нормам. Музыкальные инструменты должны быть настроены.

II.        Содержание учебного предмета

  1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Фортепиано», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

    Таблица 2

Классы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Продолжительность

учебных занятий

(в неделях)

32

33

33

33

33

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия

(в неделю)

1

1

1

1

1

1

2

2

2

Общее количество часов на аудиторные занятия

395

Количество часов на самостоятельную

работу(в неделю)

2

3

3

3

4

4

4

4

4

Общее количество часов на самостоятельную работу

64

99

99

99

132

132

132

132

132

Общее количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

1021

Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Фортепиано» распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.

Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

Виды внеаудиторной работы:

- выполнение домашнего задания;

- посещение учреждений культуры (филармоний, концертных залов и др.);

- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

  1. Требования по годам обучения 

         Настоящая программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Фортепиано» распределяется по годам обучения (классам) в соответствии с дидактическими задачами, стоящими перед педагогом. В работе над репертуаром преподаватель должен учитывать, что часть произведений предназначаются для публичного или экзаменационного исполнения, а остальные – для работы в классе или просто ознакомления. Следовательно, преподаватель может устанавливать степень завершенности работы над произведением.

Вся работа над репертуаром фиксируется в индивидуальном плане ученика.

1 класс.

В процессе ведения первых уроков следует выделить в качестве основных

разделов работы: освоение клавиатуры; освоение ритма; организация игровых движенией, навыки без знаний нотной записи; подбор по слуху; слушание музыки (подчас с активными действиями под музыку: движением, хлопаньем в ладоши, эмоциональным дирижированием), развитие зачатков самостоятельного творчества.

Постепенно (в зависимости от индивидуального продвижения ученика)

добавляются: освоение нотной грамоты и нотной записи; чтение с листа; развитие самостоятельных и творческих навыков; освоение элементов музыкального языка и терминологии (развитие музыкального мышления, техники исполнения, грамотности); исполнение в ансамбле (с педагогом и с учеником); тщательное изучение определенных пьес намеченного репертуара.

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10-15

музыкальных произведений: народные песни, пьесы с элементами полифонии,

этюды и ансамбли.

Большое значение в этот период уделяется упражнениям в виде различных последованиях пальцев (non legato, legato, staccato).  

На промежуточную аттестацию в конце второго полугодия выносятся 2 разнохарактерных произведения.

Примерный репертуарный список:

         Александров А. Дождик накрапывает

Беркович И. Ехал казак на войну, Мазурка, Танец

Бер О. Темный лес

Гедике А. Заинька, Русская песня, Ригодон, Танец

Гнесина Е. «Фортепианная азбука» (пьесы по выбору)

Гречанинов А. Мазурка

Дюбюк А. Русская песня с вариацией

Игнатьев В. Песенка-марш Барбоса, Негритянская колыбельная

          Кореневская И. Дождик, Песенка, Танец

 Крутицкий М. Зима

 Кабалевский Д. Ежик

 Любарский. Курочка

Левитин Ю. Пастушок

 Майкапар С. Детская пьеса  

 Мясковский Н. Вроде вальса, Беззаботная песенка

 Руббах А. Воробей, Зайка  

 Салютринская Т. Палочка - выручалочка

 Сперонтес С. Песня  

 Томпсон Д. Пьеса  

 Тюрк Д. Песенка  

 Филипп Ф. Колыбельная

 Хаджиев П. Светляки

 Чайковский П. Мой Лизочек

 Штейбельт Д. Адажио

 Шмитц М. Марш гномиков, Прыжки через лужу

«Фортепианная игра», под общей ред. А. Николаева, ч. I(репертуар по выбору).

«Сборник пьес, этюдов, ансамблей для начинающих», сост. С. Ляховицкая ч. I (репертуар по выбору).

О. Геталова  «В музыку с радостью»(репертуар по выбору).

Фортепиано. 1 класс. Ред. Милич. Из-во «Музична Украина», Киев. 1986 г. (по выбору).

«Первая встреча с музыкой», А. Артоболевская, Из-во «Советский композитор», М., 1985 г.

Примерные переводные программы

Вариант 1

1.Ансамбль – Прокофьев С. Болтунья

2.Старокадомский М. Веселые путешественники

Вариант 2

1.Абелев Ю. Грустная песенка

2.Торопова Н. Баба- Яга

Вариант 3

1. Берлин Б. Марширующие поросята

2. Старинная французская песня обр. С. Ляховицкой.

 

2 класс

На первом плане остаются такие разделы как:

- организация игрового аппарата;

- дальнейшее овладение музыкальной грамоты и нотной записи;

- подбор по слуху;

- чтение с листа;

- чтение простейших хоровых партитур;

- развитие самостоятельных навыков;

- освоение элементов терминологии;

- исполнение в ансамбле с педагогом;

- тщательное изучение намеченных произведений учебного репертуара.

В течение учебного года педагог должен проработать 8-10 музыкальных

произведении (в том числе пьес для ознакомления);

-1 полифоническое произведения;

-1 произведение крупной формы (вариации или части легких сонатин);

-4 пьесы, из них 2 пьесы в порядке ознакомления;

- 1 ансамбль;

- 1-2 этюда.

Работа над пальцевой техникой, а также над развитием навыков свободных кистевых движений путем игры интервалов.

В конце первого полугодия проводится контрольный урок, в конце второго   – промежуточная аттестация, исполняются 2 разнохарактерных произведения, одно  из  которых  может быть  ансамблем.  

Примерный репертуарный список:

Пьесы полифонического склада

«Школа игры на фортепиано» (под общ. ред. А.Николаева):

Арман Ж. Пьеса ля минор

Аглинцова Е. Русская песня

Кригер И. Менуэт

Курочкин Д. Пьеса

Левидова Д. Пьеса

Бах И.С. Полонез соль минор; Бурре

Моцарт Л.         Волынка; Бурре; Менуэт

Гендель Г.Ф. Менуэт ре минор

Гедике А. Ригодон

Телеман Г.Ф. Гавот  

Пьесы

Бетховен Л.  Сурок

Геворкян Ю. Обидели

Глинка М. Полька

Гречанинов А. В разлуке,  Мазурка

Гедике А. Танец

Глинка М. Полька

Денисов Э. Ласковая песенка

Кабалевский Д. Клоуны, Маленькая полька

Майкапар А. Соч.28: Бирюльки, В садике, Пастушок, Мотылек, Сказочка

Моцарт В. А. Вальс G- dur

Торопова Н. Прогулка

Торопова Н. Цветок и бабочка

Шуман Р. Марш

Хачатурян А. Андантино

Штейбельт Д. Адажио

Этюды

Гнесина Е. "Фортепианная азбука"

"Маленькие этюды для начинающих"

Лешгорн А. "Избранные этюды для начинающих" соч.65

Школа игры на фортепиано под общ. ред. А. Николаева: этюды 

Ансамбли

        Смирнова Н. «Хорошее настроение»

        Смирнова Н. «Чарльстон»

        Иорданский М. «Песенка про чибиса»

        Чайковский П. «Вальс» из оперы «Евгений Онегин»

        Гречанинов А. «Весенним утром»

        Шуман Р. «Марш»

        Шуберт Ф. «Немецкий танец»

Примерные переводные программы
         Вариант 1

1. Шитте Л. Этюд соч. 108 № 17

2. Гендель Г.Ф. Менуэт ре минор

Вариант 2

1.  Беркович И. Сонатина (C-dur)

2. Дварионас О. Прелюдия

Вариант 3

1. Бетховен Л. Сонатина соль мажор

2. Виноградов. Танец медвежат

 

3 класс.

Дальнейшая работа над организацией пианистического аппарата, чтение с

листа; чтение простейших двухголосных хоровых партитур; дальнейшее изучение музыкальной терминологии; исполнение в ансамбле с педагогом; тщательное изучение намеченных произведений учебного репертуара; разнообразные формы музицирования.

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 8-10

музыкальных произведений.

Гаммы ДО мажор и ЛЯ минор в две октавы каждой рукой отдельно, тонические трезвучия аккордами по 3 звука без обращений каждой рукой отдельно.  

В конце первого полугодия проводится контрольный урок, исполняются

2 разнохарактерных произведения, одно из которых может быть ансамблем, в конце второго полугодия – зачет, исполняются полифония или крупная форма и пьеса.

Примерный репертуарный список:

Полифонические произведения 

Арнэ Т. Полифонический эскиз

Бах И.С. «Нотная тетрадь Анны Магдалины Бах» (по выбору)

Бах Ф.Э. Маленькая фантазия

Бах И.С. Полонез соль минор, Ария ре минор, Менуэт ре минор

Бём Г. Менуэт

Гедике А. Фугетты соч. 36: До мажор, Соль мажор

Гендель Г.Ф Ария

Корелли А. Сарабанда ре минор

Моцарт В. Менуэт фа мажор

Моцарт Л. Бурре ре минор, Менуэт ре минор

Перселл Г. Ария, Сарабанда

Скарлатти Д. Ария

Сен-Люк Ж. Бурре

Моцарт Л. 12 пьес под ред. Кувшинникова: сарабанда ре мажор, менуэты                                        ре мажор, ре минор

Сен-Люк Ж. Бурре

Чюрленис М. Фугетта

Произведения крупной формы

Гедике А. Сонатина  (C-dur),

Беркович  И. Сонатина

Диабелли А. Сонатина

Жилинский А. Сонатина

Кулау Ф. Сонатина До мажор

Моцарт В. Сонатина До мажор № 1, 1 ч.

Назарова Т. Вариации на тему р.н. песен 

Пьесы

Александров А. Когда я был маленьким, Новогодняя полька

Волков В.30 пьес для фортепиано: По волнам, Вечер, Песня

Гедике А. Русская песня, Соч. 36: №№ 21,23,31

Гайдн Й. Анданте

Гречанинов         А. На лужайке, Вальс

Григ        Э. Вальс ми минор

Дварионас        Б. Прелюдия

Лоншан-Друшкевич К.         Полька

Моцарт В.        14 пьес: № 8

Майкапар А. Избранные пьесы: Утром, Гавот, Песенка

Свиридов Г. Ласковая просьба

Сигмейстер         Э. Блюз

Тюрк         Д.Г.  Песенка

Чайковский П. Марш деревянных солдатиков

Шуман Р. Соч. 68: Марш, Смелый наездник

Этюды

Беренс Г. Этюд № 44, op. 70

Дювернуа Ж. Этюд № 24, op. 176

Лемуан А. Этюд № 34, op. 37

Лемуан А. Этюд № 6, op. 37

Торопова Н. Этюд «Минутка»

Торопова Н. «Весенний этюд»

Черни К. (Гермер) Этюд № 4, II тетрадь

Черни К. (Гермер) Этюд № 33, I тетрадь

Шитте Л. Этюд № 6, op. 108

Шитте Л. Этюд № 17, op. 108

Ансамбли в 4 руки

Векерлен Ж.Б. Пастораль

Бетховен Л. Афинские развалины

Моцарт В. Менуэт из оперы «Дон-Жуан»

Шуберт Ф.        Немецкий танец

Чайковский П. Танец феи Драже

Моцарт В. Ария Папагено

Примерные переводные программы

Вариант 1 

1.Бём Г. Менуэт

2.Дварионас Б. Прелюдия

Вариант 2

1.Перселл Г. Ария

2.Чайковский П.        Детский альбом: Полька

Вариант 3

1. Кулау Ф. Вариации

2. Шостакович Д. Марш

 

4 класс

Продолжается работа над осознанной художественной интерпретацией  

музыкального образа, стиля, формы исполняемого произведения.

 Задачи:  

-воспитание навыков самостоятельной работы;

-приобретение навыка концертного выступления.

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 6-10 произведений:

- 2 полифонических произведения;

- 1произведение крупной формы;

- 3-4 пьесы разного жанра и стиля;

- 2 этюда.

Гаммы до двух знаков. Исполнение в прямом движении в 2 октавы в мажоре и миноре; трезвучия с обращениями и короткие арпеджио каждой рукой.  

В конце первого полугодия проводится контрольный урок, исполняется

полифония и пьеса, в конце второго полугодия – зачет, исполняются   крупная форма и пьеса.

Примерный репертуарный список:

Полифонические произведения 

Бах И. С. Менуэт (c-moll), Полонез, Менуэт (G-dur), Менуэт (F-dur), Прелюдия (C-dur).

Бах Ф. Э. Менуэт, Фантазия, Allegro

Гендель Г. 2 сарабанды

Корелли А. Сарабанда (e-moll)

Кирнбергер И. Менуэт

Караманов Д. Птички, Канон

Свиридов Г. Колыбельная песня

Циполи Д. Менуэт

Моцарт Л. Бурре (c-moll)

Рамо Ж. Ригодон
       
Крупная форма

Андрэ А. Сонатина Соль мажор

Бенда         Я. Сонатина ля минор

Вебер К. Сонатина До мажор

Бетховен Л. Сонатина Соль мажор, 1, 2 ч.

Кулау А. Сонатина № 4

Клементи М. Сонатины До мажор, Фа мажор

Моцарт В.        Сонатина Ля мажор, Си-бемоль мажор

Мюллер А.        Сонатина, 1 ч.

Плейель Р.        Сонатина

Моцарт В.        Легкие вариации

Кикта В. Вариации на старинную украинскую песню

Пьесы

Алябьев А.        Пьеса соль минор

Мясковский Н. Беззаботная песенка

Дварионас        Б. Прелюдия

Гедике А. Скерцо

Гречанинов А. Соч. 98, № 1

Лядов А. Колыбельная

Кюи        Ц. Испанские марионетки

Кабалевский Д. Токкатина

Майкапар А. Мимолетное видение, Пастушок, Мотылек

Моцарт В.        Аллегретто Си-бемоль мажор

Николаева        Т. Детский альбом: Сказочка

Питерсон О. Зимний блюз

Роули А. Акробаты

Чайковский П. Детский альбом: Болезнь куклы, Итальянская

                          полька

Шуман Р. Первая утрата,  Смелый наездник

Хачатурян А. Андантино

Этюды

Гурлит К. Этюд Ля мажор

Гедике А. Этюд ми минор

Шитте Л. Этюды соч.160: №10,14,15,18

Геллер С. Этюды        

Гнесина Е.        Маленький этюд на трели

Гозенпуд М. «Игра» (Музыкальный альбом для фортепиано,

вып.1, сост. Руббах)

Лешгорн А. Соч. 65

Лемуан А.        Соч. 37: №№ 10-13, 20

Черни-Гермер 1 тетрадь: №№ 20-29, 30-35

Ансамбли в 4 руки

Бетховен Л. Немецкие танцы (в 4 руки)

Беркович И. Соч. 90: фортепианные ансамбли

Металлиди         Ж. Цикл пьес в 4 руки

Чайковский П.50 русских народных песен в 4 руки: №№ 1,2,6

Шмитц М.        Веселый разговор

Примерные переводные программы

Вариант 1

1.Моцарт В. Аллегретто

2. Алябьев А. Пьеса соль минор

Вариант 2 

1. Андрэ А. Сонатина Соль мажор

2. Черни-Гермер        1 тетрадь: № 29

Вариант 3

  1. Моцарт В. Сонатина Си-бемоль мажор
  2. Роули А. Акробаты

5 класс

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 6 - 10 музыкальных произведений, в том числе несколько в порядке ознакомления,   чтение с листа, чтение хоровых партитур.

Гаммы до трех знаков. Прямое движение в 2октавы; аккорды; арпеджио короткие двумя руками; длинные арпеджио каждой рукой.

Все требования индивидуальные, на усмотрение преподавателя.

В конце первого полугодия проводится контрольный урок, исполняется

полифония и пьеса, в конце второго полугодия – зачет, исполняются   крупная форма и пьеса.

Примерный репертуарный список:

Полифонические произведения

Арнэ Т. Полифонический эскиз

Бах Ф.Э. Маленькая фантазия

Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги, 1 тетр.:

До мажор, ре минор, Фа мажор;

Полонез соль минор, Ария ре минор,

Менуэт ре минор

Бём Г. Менуэт

Гедике А. Фугетты соч. 36: До мажор, Соль мажор

Гендель Г.Ф Ария

Пёрселл Г. Сарабанда

Моцарт Л. 12 пьес под ред. Кувшинникова:

Сарабанда ре мажор, Менуэты ре мажор, ре минор

Сен-Люк Ж. Бурре

Чюрленис М. Фугетта

Крупная форма

Бетховен Л. Сонатина фа мажор ч.1,2

Бетховен Л. 6 легких вариаций на швейцарскую песню

Вебер К. Сонатина (C-dur), Анданте с вариациями..

Гайдн И. Соната-партита (C-dur).

Гайдн И. Соната №42 ч.2,3.

Дюссек Я. Сонатина соч.20, № 6.

Грациоли Г. Соната (G-dur).

Клементи М. Сонатины соч.36№№ 3,4,соч. 37 №1,2.

Кулау Ф. Вариации на тему Россини”, сонатины (по выбору).

Кабалевский Д. Легкие вариации на тему словацкой народной песни        соч.51.

Моцарт В. Сонатины №№ 5,6.

Чимароза Д. Сонатины № 2(G-dur), №5ля минор

Рожавская Ю. Сонатина (A-dur).

Майкапар С. Вариации на русскую тему

Паганини Н. Вариации обр. Выгодского.

Пьесы

Глинка М. Прощальный вальс

Гурилёв Л. Две прелюдии

Дебюсси К. Маленький негритёнок

Кабалевский Д. Новелла

Кабалевский Д. Медленный вальс

Копылов А. Игра в пятнашки”.

Лядов А. Танец комара

Майкапар С. Романс, Драматический отрывок

Мелартин Э. Час голубого цвета

Прейер К. Трещотка

Тактакишвили Щ.  Утешение

Тамберг Э. Кошка крадётся

Симонова В. Листопад

Симонова В. Романс

Чайковский П. И. В церкви 

Этюды.

Бертини Г. Этюд №18, op. 100

Кабалевский Д. Этюд a- moll

Лемуан А. Этюд №6, op. 37

Лемуан А. Этюд №10, op. 37

Лешгорн А. Этюд B-dur

Тамберг Э. Этюд C-dur №9, op. 13

Торопова Н. Этюд «Коррида»

Хаджиев П. Этюд a- moll

Черни К. (Гермер) Этюд № 42, I тетрадь

Черни К. (Гермер) Этюд № 4, II тетрадь

Ансамбли

Бах И. С. «Шутка» из сюиты h- moll

Бетховен Л.   «Марш»

Бизе Ж. Пастораль f- moll

Глинка М. И. «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»

Грибоедов А. Вальс e- moll

Итальянская народная песня «Санта Лючия»

Моцарт В. А. «Ария Фигаро» из оперы «Свадьба Фигаро»

Мусоргский М. П. «Гопак» из оперы «Сарочинская ярмарка»

Штраус Й. «Анна- полька»

Шуберт Ф. «Серенада» 

Примерные переводные программы

Вариант 1

1. Диабели Д. Сонатина(d-moll)

2. Шостакович Д. Шарманка

Вариант 2

1. Кулау Ф. Вариации

2. Дейбури. Танец гоблинов 

Вариант 3

1. Дюссек И. Сонатина”(G-dur)

2. Глинка М. Прощальный вальс

 

6 класс

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 6-8 произведений:

-1 произведения полифонического стиля;

-1-2 произведения крупной формы;

-3- 4 пьесы разного характера и жанра (1 из них аккомпанемент);

-2 этюда.

Кроме того, самостоятельно подготовить 1 пьесу (по трудности на 2 класса ниже).

Гаммы до четырех знаков. В прямом движении в мажоре и в видах минора в 4 октавы; хроматический вид каждой рукой в 2 октавы; аккорды; арпеджио - короткие, длинные  каждой рукой отдельно на 2 октавы,     простейшие кадансы: Т- S -T или T- D- T.

  Все требования индивидуальные, на усмотрение преподавателя.

В конце первого полугодия проводится контрольный урок, исполняется

полифония и пьеса, в конце второго полугодия – зачет, исполняются   крупная форма, пьеса или этюд.

Примерный репертуарный список:

Полифонические произведения 

Арман Ж. Фугетта

Бах И.С. Нотная тетрадь Анны-Магдалены Бах;

Маленькие прелюдии до минор, ми минор

Бах Ф.Э. Анданте

Гендель Г. 3 Менуэта

Гедике А. Инвенция ре минор

Кирнбергер И.Ф. Сарабанда

Корелли А. Сарабанда

Перселл Г. Ария, Менуэт Соль мажор

Рамо Ж. Менуэт в форме рондо

Скарлатти Д. Ария ре минор

Циполи Д. Фугетта   

Крупная форма  

Андрэ А. Сонатина Соль мажор

Бенда Я. Сонатина ля минор

Бетховен Л. Сонатина Соль мажор, 1, 2 ч.

Вебер К. Сонатина До мажор

Кулау А. Сонатина № 4

Клементи М. Сонатины До мажор, Фа мажор

Кикта В. Вариации на старинную украинскую песню

Моцарт В. Сонатина Ля мажор, Си-бемоль мажор, Легкие вариации

Мюллер А. Сонатина, 1 ч.

Плейель Р. Сонатина

Пьесы

Алябьев А. Пьеса соль минор

Гедике А. Скерцо

Гречанинов А. Соч. 98, № 1

Дварионас Б. Прелюдия

Кюи Ц. Испанские марионетки

Кабалевский Д. Токкатина

Лядов А. Колыбельная

Майкапар А. Мимолетное видение, Пастушок, Мотылек

Моцарт В. Аллегретто Си-бемоль мажор

Мясковский Н. Беззаботная песенка

Николаева Т. Детский альбом: Сказочка

Питерсон О. Зимний блюз

Роули А. Акробаты

Чайковский П. Детский альбом: Болезнь куклы, Итальянская полька

Шуман Р. Первая утрата, Смелый наездник

Хачатурян А. Андантино

Этюды

Гурлит К. Этюд Ля мажор

Гедике А. Этюд ми минор

Геллер С. Этюды

Гнесина Е. Маленький этюд на трели

Гозенпуд М. «Игра» (Музыкальный альбом для фортепиано,

вып.1, сост. Руббах)

Лешгорн А. Соч. 65

Лемуан А. Соч. 37: №№ 10-13, 20

Майкапар С. Стаккато-прелюдия соч. 33 «Бурный поток»

Черни К. - Гермер Т. 1 тетрадь: №№ 20-29, 30-35

Шитте Л. Этюды соч.160: №10,14,15,18

Ансамбли в 4 руки

Бетховен Л. Немецкие танцы (в 4 руки)

Беркович И. Соч. 90: фортепианные ансамбли

Металлиди Ж. Цикл пьес в 4 руки

Чайковский П. 50 русских народных песен в 4 руки: №№ 1,2,6

Шмитц М. «Веселый разговор»

Эшпай А. Русская игровая

Примерные переводные программы 

Вариант 1

1.Бах И.С. Маленькая прелюдия ля минор №12

2.Алябьев А. Пьеса соль минор

Вариант 2

1.Моцарт В. Сонатина Си-бемоль мажор

2.Лемуан А. Этюд соч. 37, № 10

Вариант 3

1. Вебер К. Анданте с вариациями

2. Мусоргский М. Слеза

 

7 класс

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 5-8 произведений:

- 1-2 произведения полифонического плана;

- 1 произведение крупной формы;

- 3-5 характерных пьес;

- 2 этюда;

- аккомпанемент.

Кроме того, самостоятельно подготовить 1 пьесу (по трудности на 2 класса ниже).

Гаммы до пяти знаков. В 4 октавы в мажоре и в видах минора в прямом движении; хроматический вид; аккорды; арпеджио - короткие, длинные, доминантовые и уменьшенные септаккорды двумя руками в 2 октавы; развернутый каданс. Все требования индивидуальные, на усмотрение преподавателя.

В конце первого полугодия проводится контрольный урок, исполняется

полифония и пьеса, в конце второго полугодия – зачет, исполняются   крупная форма, пьеса или этюд.

Примерный репертуарный список: 

Полифонические произведения 

Гедике А. Прелюдия ля минор

Гнесина Е. Две плаксы

Гендель Г. Куранта(F-dur), Сарабанда с вариациями

Гуммель И. Анданте, Жига.

Бах И. С. «Маленькие прелюдии и фуги» (по выбору)

Бах «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах».

Кирнбергер И. Шалун, Прелюдия

Леонтович Н. Две украинские песни

Мясковский Н. Элегическое настроение

Майкапар С. Песня моряков

Циполи Д. Фугетта

Телеман Е. Moderato

Скарлатти Д. Менуэт ре минор

Пахельбель И. Сарабанда

Мартини Д. Ария
         
Крупная форма

Бетховен Л. Сонатины фа мажор, до минор, Рондо фа мажор

Вебер К. Сонатина (C-dur)

Гайдн И. Сонатина соль мажор

Гуммель И. Вариации на тирольскую тему

Гурлит В. Сонатина (G-dur)

Дюссек И. Сонатина № 4

Диабелли А. Сонатина (соль мажор)соч.151.

Клементи М. Сонатины соч. 36, №№ 2,3,4,

Кулау Ф. Сонатины- № 2соч.88,соч.20 №1,соч.55 №1

Майкапар С. Маленькое рондо

Сорокин К. Тема с вариациями

Чимароза Д. Сонаты: Es-dur, g-moll

Пьесы

Бах В.Ф. Весна

Бетховен Л. Элегия фа минор

Гедике А. Миниатюры соч.8, №№ 2,4,10

Гладковский А. Маленькая танцовщица

Глиэр Р. В полях, Ариэтта

Григ Э. Лирические пьесы: Вальс, Танец эльфов, Халлинг соль минор

Дремлюга М. Лирическая песня

Зиринг В.  Полька, Свирель, В лесу

Кабалевский Д. Шуточка, Скерцо, Токкатина

Кохан Г. Замарашка

Косенко В. Дождик, Петрушка, Мазурка, Сказка, соч.15.

Караев К. Волчок

Лак. Тарантелла

Ляпунов С. Пьеса

Маргусте А. Кусочек орехового шоколада

Майкапар С. Романс, Всадник в лесу, Мелодия, Скерцино

Металиди Ж. Маленькая балерина, Утро в горах

Прокофьев С. Сказочка, Марш, соч.65

Парцхаладзе А. 18 детских пьес, №№ 2,5,7,11,15

Пахульский Г.  В мечтах

Раков Н.  Полька

Скулте А. Ариетта

СтояновВ. Песня

Сигмейстер Э.  «Фортепианные пьесы для детей» (по выбору)

Тактакишвили Ш. Колыбельная, Вальс, Мелодия

Фрике Р. Мазурка

Чайковский П. Детский альбом: Вальс, Новая кукла, Полька, Итальянская песенка, В церкви

Шостакович Д. Гавот

Шуман Р. Смелый наездник, Охотничья песенка, Маленький романс

соч.68

Эшпай Э. Перепелочка

Этюды

Беренс Г. Этюды соч.88, №№ 6,7

Бертини А. Этюды соч. 100, № 6,17,18;соч.29 №3,8

Гедике А. Этюды соч.32, №№ 23,30,32,35;соч.47 №10-16,18,21,26

Дювернуа Ж. Этюд соч.176, № 24(C-dur)

Гнесина Е. Педальные этюды

Киркор Г. Этюд соч.15, № 4

Лемуан А. Этюды соч.37, №№ 9,23,26,48

Лешгорн А. Этюды соч.65, №№ 13,14,18,25,28,30

Майкапар С. У моря ночью, Прелюдия-стаккато соч. 33

Черни К. Избранные этюды, тетр.II (по выбору)

Шитте Л. Этюды соч.95, № 5, 10

Шитте Л. Этюды соч.68, №№ 1,4,6,8

Геллер С. Этюды”№№ 1(a-moll), 5(a-moll), 4(e-moll),6(F-dur).

Бургмюллер Ф. «25 этюдов» соч.100; Арабеска, Простодушие,  Успех, Тревога, Утешение,  Легкое дуновение

Примерные переводные программы

Вариант 1

1. М. Клементи. Сонатина соч.36 №3(C-dur).

2. Р. Фрике. Мазурка.

Вариант 2

1.С.Майкапар. Вариации на русскую народную тему

2. А. Даргомыжский. Табакерочный вальс

Вариант 3

2. И. Дюссек. Сонатина(G-dur).

3. М. Глинка. Прощальный вальс

Ансамбли

Аренский А. 6 пьес в 4 руки, соч. 34: Кукушечка, Сказка

Вебер К.М.         6 легких пьес в 4 руки

Глиэр Р. Менуэт, соч. 38

Глиэр Р. Мазурка, соч. 38

Гершвин Дж. Колыбельная из оперы «Порги и Бесс» (перел. в 4 руки)

Кюи        Ц. У ручья

Рахманинов С. Сирень

Шуберт Ф.        Экосезы в 4 руки, соч.33

 

8 класс 

 Этот учебный год является выпускным. Учащийся за год может пройти 2 полифонических произведения, 1произведение крупной формы (часть сонаты

или вариации), 2-3 разнохарактерные пьесы, 2 этюда на разные виды техники.

Ставятся и решаются технические задачи, а также развитие естественной рациональной техники в неразрывной связи с художественным замыслом произведения.

В первом полугодии – прослушивание двух произведений из экзаменационной программы, в марте – второе прослушивание, исполняются два других произведения экзаменационной программы, в апреле – третье прослушивание, исполняются все произведения экзаменационной программы (полифония, крупная форма, пьеса, этюд), в мае – экзамен.

В конце учебного года учащиеся играют выпускную программу по «фортепиано».

Программа состоит из 4 произведений:

-полифоническое произведение;

-крупная форма (часть сонаты или вариации);

-пьеса;

-этюд.

Примерные репертуарные списки

Полифонические произведения 

Бах И.С. Маленькая прелюдия ля минор, Фа мажор

                         Менуэты Соль мажор, до минор; «Двухголосные инвенции»:                                                                       №3 Ре  мажор, №5 Ми-бемоль мажор, №7 ми  минор, №10  Соль мажор

Гедике А. Соч. 60: инвенция, прелюдия ля минор

Гольденвейзер А. Соч. 11: фугетты Ми мажор, ми минор

Гендель Г. Сарабанда с вариациями, Фугетта

Кригер И. Сарабанда (сб. «Избранные произведения композиторов XVII, XVIII, XIX вв.», вып. 2, сост. Кувшинников)

Маттезон И. Ария, Менуэт

Моцарт В. Контрданс

Перселл Г. Танец, Менуэт, Вольта

Павлюченко С. Фугетта ми минор

Циполи Д. Сарабанда из сюиты № 2, Менуэт из сюиты № 4

Рамо Ж.Ф. Менуэт 

Крупная форма

Бетховен Л. Сонатина Фа мажор, 1, 2 ч.

Гедике А. Тема с вариациями, соч. 46

Диабелли А. Сонатина № 1; Рондо, соч. 151

Кабалевский Д. Сонатина ля минор, соч. 27

Сонатина До мажор, 2,3 ч., соч. 36

Моцарт В. Сонатина Фа мажор, 1 ч.

Мелартин Э. Сонатина соль минор

Шуман Р. Детская сонатина

Чимароза А. Сонатины ре минор, ля минор

Кулау Ф. Сонатина До мажор, соч.55 №3: 1, 2 ч.

Пьесы

Бетховен Л. Экосезы Ми-бемоль мажор, Соль мажор

          Глинка М. Полька, Чувство, Простодушие

Гречанинов А. Соч.123 «Бусинки»

Тирольская песня, соч. 107

Гайдн Й. Менуэт Соль мажор

Григ Э. Соч. 12: «Родная песня», «Песня сторожа

Гречанинов А. Соч. 123: «Грустная песенка»

Косенко В. Соч. 15: Вальс, Пастораль

                Соч. 28: Колыбельная

Майкапар А. Соч. 8: Мелодия

Мендельсон Ф. Песни без слов: № 7

Парцхаладзе М. «Осень», Танец, «Колокольчики»

Прокофьев С. Соч. 65: «Сказочка», «Дождь и радуга», «Вечер»

Раков Н. Шалун, Сказочка

Слонов Ю. Скерцино

          Селиванов В. Соч. 3 Шуточка

          Сигмейстер Э. «Фортепианные  пьесы  для  детей»: Уличные игры,  

                         Солнечный  день, Мелодии  на  банджо, Американская  

                         народная  песня  

Чайковский П. Детский альбом: Полька, Вальс

Шопен Ф. Кантабиле

Шуман Р. Альбом для юношества: Сицилийская песенка

          Шостакович  Д. «Танцы  кукол»: Шарманка, Гавот, Танец

Этюды

Гедике А. Соч. 47 №№ 10-16, 18,21,26

Соч. 58 №№ 13,18,20

Беренс Г. Соч.100 №4

Геллер С. Соч.47 №12,13

Дювернуа Ж. Соч.176 №43,44

Лак Т. Соч. 172 №№ 5-8

Лемуан А. Соч. 37 №№ 20, 23, 35, 39

Лешгорн А. Соч. 65, 2 тетрадь (по выбору)

Черни К. - Гермер Т. 1 тетрадь: №№ 30, 32, 34-36, 38, 42, 43

Шитте Л. Соч. 68 №№ 2, 3, 6, 9

Ансамбли в 4 руки

Балакирев М. 30 русских народных песен в 4 руки: «Калинушка с

малинушкой»

Мартини Дж. Гавот (перел. Гехтмана)

Шуман Р. «О чужих странах и людях» (сб. «Музыкальный альбом для

фортепиано, 1 вып., сост. А.Руббах)

Шуберт Ф. Два вальса Ля-бемоль мажор (переложение в 4 руки)

Лендлер

Чайковский П. «Не бушуйте, ветры буйные»  

Примерные выпускные программы

Вариант 1

1. Циполи Д. Менуэт из сюиты № 4

          2. Моцарт В. Сонатина ля мажор 1 ч.

          3. Глинка М. Мазурка до минор

4. А. Лешгорн «Этюд» ля мажор, соч. 66.№ 7

Вариант 2

1. Бах И.С. Маленькая прелюдия ля минор

          2. Чимароза Д. Соната ля минор

3. Мендельсон Ф. Песни без слов: № 7

4. Лемуан А. Этюд соч. 37, № 35

Вариант 3

1. Гендель Г. Фугетта

2. Кулау Ф. Сонатина До мажор, соч.55 №3: 1ч.

3. Бетховен Л. Тирольская песня, соч. 107

4.  Шитте Л. Этюд Соч. 68 №9

Вариант 4

1. Маттезон И. Ария

2. Диабелли А. Сонатина № 1; Рондо, соч. 151

3. Шопен Ф. Кантабиле

4. А. Герц «Этюд» соч. 179, № 9, ре мажор.

Вариант 5

1. Рамо Ж.Ф. Менуэт

2. Кабалевский Д. Сонатина ля минор, соч. 27

3. Раков Н. Шалун

4. Беренс Г. Соч.100 №4

9 класс

 Ученикам, которые планируют продолжить своё музыкальное образование, предоставляется возможность расширить пройденный репертуар, получить дополнительные знания, умения и навыки, продлив своё обучение.

В течение учебного года ученик должен изучить 6 – 9 произведений, в том числе этюды, полифонические пьесы, произведение крупной формы, ансамбли, а также несложные романсы и песни. Хорошо, если обучающийся научится аккомпанировать себе, так как этот навык будет весьма полезным при его дальнейшем обучении. На каждом уроке следует уделять внимание чтению с листа. 

Примерный репертуарный список: 

Полифонические произведения 

Бах В.Ф. Аллегро g-moll

Бах И.С. Маленькие прелюдии, Тетрадь 1 (по выбору)

Гендель Г. Сарабанда с вариациями

Ляпунов С. Пьеса

Мясковский Н. Элегическое настроение

Пахельбель И. Сарабанда

Рамо Ж.Ф. Менуэт g-moll

Скарлатти Д. Менуэт d-moll

Циполи Д. Фугетта

Крупная форма

Бетховен Л. Сонатина для мандолины

Вебер К. Сонатина До мажор

Гайдн Й. Соната G-dur, I часть

Диабелли А. Сонатина G-dur

Кабалевский Д. соч.51, Легкие вариации на тему словацкой народной песни

Клементи Соч.36. Сонатины №№ 2, 3

Кулау Ф. Соч.88. Сонатина № 2

Майкапар С. Соч.8Вариации на русскую тему

Медынь Я. Сонатина С-dur

Моцарт В.А. Вариации C-dur

 Этюды

Беренс Г.Соч.88. Этюды №№ 6, 7

Бертини А. Соч.29. Этюды №№ 3, 8

Лемуан А. Соч. 37. Этюды №№ 9, 23, 26, 35, 48

Лешгорн А. Соч.65. Этюды №№ 8, 11, 13, 14, 18, 25, 28, 30

Черни К.Соч.718. Этюды №№ 1, 2, 4, 5, 6, 7, 11, 19

Шитте Л. Соч. 68. Этюды №№ 5, 6, 7, 12, 18

Пьесы

Григ Э. Вальс

Бетховен Л. Элегия

Верстовский А.Вальс

Майкапар С. Листок из альбома

Шостакович Д. Гавот

Косенко В. Полька

Шуберт Ф. Вальс

Пахульский Г. Мечты

Гладковский А. Маленькая танцовщица

Щуровский. Танец

Дварионас Б. Вальс

Дремлюга Н. Лирическая песня

Кабалевский Д. Шуточка, Скерцо, Токкатина

Чайковский П. Новая кукла, Итальянская песенка. В церкви

Шуман Р. Охотничья песенка, Маленький романс

Ансамбли

Рахманинов С. Итальянская полька

Прокофьев С. Вальс из оперы «Война и мир», Гавот из «Классической симфонии»

Гнесин М. Красная шапочка

Госсек Ф. Гавот

Глинка М. Краковяк из оперы «Иван Сусанин» (фрагмент)

Альбом нетрудных переложений для фортепиано в 4 руки, «Музыка» 1989 (по выбору)

Шуберт Ф. Серенада

Мендельсон Ф. Свадебный марш из музыки к комедии У.Шекспира «Сон в летнюю ночь»

Сорокин К. Полька

Хачатурян А. Танец девушек из балета «Гаянэ»

Спадавеккиа А. Добрый жук из к/ф «Золушка»

Шаинский В. Чунга-чанга из м/ф «Катерок». Улыбка из м/ф «Крошка Енот», Голубой вагон из м/ф «Шапокляк». Песенка Крокодила Гены из м/ф «Чебурашка»

Уотт Д. Три поросенка

Гладков Г. Песенка Львенка и Черепахи из м/ф «Как Львенок и Черепаха    пели песенку»

Французская народная песня «Танец утят»

Шмитц М. Буги бой

Петерсон Г. Старый автомобиль

Альбинони. Адажио

   Примерные выпускные программы 

Вариант 1

1.Бах В.Ф. Аллегро g-moll

2.Медынь Я. Сонатина C-dur 3 ч.

3.Кабалевский Д. Токкатина

4.Глинка М. Краковяк из оперы «Иван Сусанин» (фрагмент) (ансамбль)

Вариант 2 

1.Бах И.С. Маленькие прелюдии, Тетрадь 1 (по выбору)

2.Кабалевский Д. соч.51, Легкие вариации на тему словацкой народной песни

3.Бетховен Л. Элегия

4.Прокофьев С. Гавот из «Классической симфонии»(ансамбль)

Вариант 3 

1.Гендель Г. Сарабанда с вариациями 

2.Гайдн Й. Соната G-dur 1 ч.

3.Пахульский Г. Мечты

4.Рахманинов С. Итальянская полька (ансамбль)

Вариант 4 

1.Ляпунов С. Пьеса

2.Чимароза Д. Соната a-moll

3.Дювернуа. Этюд соч.120, №4

4.Моцарт В. Ария Фигаро из оперы «Свадьба Фигаро»

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Уровень подготовки обучающихся  является  результатом  освоения    программы  учебного  предмета  «Фортепиано» и  включает следующие знания, умения, навыки:

  • знание инструментальных и художественных особенностей и возможностей фортепиано;
  • знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений, написанных для фортепиано зарубежными и отечественными композиторами;
  • владение основными видами фортепианной техники, использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу;
  • знания музыкальной терминологии;
  • умения технически грамотно исполнять произведения разной степени трудности на фортепиано;
  • умения самостоятельного разбора и разучивания на фортепиано несложного музыкального произведения;
  • умения использовать теоретические знания при игре на фортепиано;
  • навыки публичных выступлений на концертах, академических вечерах, открытых уроках и т.п.;
  • навыки чтения с листа легкого музыкального текста;
  • навыки (первоначальные) игры в фортепианном или смешанном инструментальном ансамбле;
  • первичные навыки в области теоретического анализа исполняемых произведений.

        

IV. Формы и методы контроля, система оценок

  1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества реализации программы "Фортепиано" включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся.

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, на ответственную подготовку домашнего задания, правильную организацию самостоятельной работы, имеет воспитательные цели, носит стимулирующий характер. Текущий контроль над работой ученика осуществляет преподаватель, отражая в оценках достижения ученика, темпы его продвижения в освоении материала, качество выполнения заданий и т. п. Одной из форм текущего контроля может стать контрольный урок без присутствия комиссии. На основании результатов текущего контроля, а также учитывая публичные выступления на концерте или открытом уроке, выставляется итоговая отметка. Текущая аттестация проводится за счет времени аудиторных занятий на всем протяжении обучения.

Промежуточная аттестация проводится в конце каждого полугодия также за счет аудиторного времени. Форма ее проведения - контрольный урок, зачет с приглашением комиссии и выставлением оценки. Обязательным условием является методическое обсуждение результатов выступления ученика, оно должно носить аналитический, рекомендательный характер, отмечать успехи и перспективы развития ребенка. Промежуточная аттестация отражает результаты работы ученика за данный период времени, определяет степень успешности развития учащегося на данном этапе обучения. Концертные публичные выступления также могут быть засчитаны как промежуточная аттестация. По итогам проверки успеваемости выставляется оценка с занесением ее в журнал, ведомость, индивидуальный план, дневник учащегося.

Оценка за год ставится по результатам всех публичных выступлений, включая участие в концертах, конкурсах. На зачетах и контрольных уроках в течение года должны быть представлены различные формы исполняемых произведений: полифония, этюды, пьесы, ансамбли, части произведений крупных форм.

На протяжении всего периода обучения во время занятий в классе  преподавателем осуществляется проверка навыков чтения с листа нетрудного нотного текста, а также проверка исполнения гамм, аккордов, арпеджио в соответствии с программными требованиями.

  1. Критерии оценок

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы и средства контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.  

Критерии оценки качества исполнения        

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Таблица 3

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

предусматривает исполнение программы, соответствующей году обучения, наизусть, выразительно; отличное знание текста, владение необходимыми техническими приемами, штрихами; хорошее звукоизвлечение, понимание стиля исполняемого произведения; использование художественно  оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу

4 («хорошо»)

программа соответствует году обучения, грамотное исполнение с наличием мелких технических недочетов, небольшое несоответствие темпа, неполное донесение образа исполняемого произведения

3 («удовлетворительно»)

программа не соответствует году обучения, при исполнении обнаружено плохое знание нотного текста, технические ошибки, характер произведения не выявлен

2 («неудовлетворительно»)

незнание наизусть нотного текста, слабое владение навыками игры на инструменте, подразумевающее плохую посещаемость занятий и слабую самостоятельную работу

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков.

  В критерии оценки уровня исполнения должны входить следующие составляющие:

   - техническая оснащенность учащегося на данном этапе обучения;

   - художественная трактовка произведения;

   - стабильность исполнения;

   - выразительность исполнения.

Текущий и промежуточный контроль знаний, умений и навыков учащихся несет проверочную, воспитательную и корректирующую функции, обеспечивает оперативное управление учебным процессом.

V.        Методическое обеспечение учебного процесса

1.Методические рекомендации преподавателям

Предлагаемые репертуарные списки, требования по технике, программы контрольных уроков являются примерными, предполагают дополнение, варьирование со стороны преподавателей в соответствии с их методическими установками, а также с возможностями и способностями конкретного ученика.

В зависимости от желания педагога и способностей учащегося репертуар может изменяться и дополняться.

Большинство разучиваемых произведений предназначено для публичных выступлений на контрольных уроках, зачетах, концертах. Но, если позволяет время ученика, часть программы можно использовать для работы в классе или ознакомления с новым произведением.            

В течение учебного года успешно занимающиеся учащиеся имеют возможность выступать на классных и отчетных  концертах (1-2 за учебный год).

В работе с учащимися используется основная форма учебной и воспитательной работы – индивидуальный урок с преподавателем. Он включает совместную работу педагога и ученика над музыкальным материалом, проверку домашнего задания, рекомендации по проведению дальнейшей самостоятельной работы с целью достижения учащимся наилучших результатов в освоении учебного предмета. Содержание урока зависит от конкретных творческих задач, от индивидуальности ученика и преподавателя.

Работа в классе должна сочетать словесное объяснение материала с показом на инструменте фрагментов изучаемого музыкального произведения. Преподаватель должен вести постоянную работу над качеством звука, развитием чувства ритма, средствами выразительности.  

Работа с учащимся включает:

  • решение технических учебных задач – координация рук, пальцев, наработка аппликатурных и позиционных навыков, освоение приемов педализации;
  • работа над приемами звукоизвлечения;
  • тренировка художественно-исполнительских навыков: работа над фразировкой, динамикой, нюансировкой;
  • формирование теоретических знаний: знакомство с тональностью, гармонией, интервалами и др.;
  • разъяснение учащемуся принципов оптимально продуктивной самостоятельной работы над музыкальным произведением.

В работе с учащимися преподавателю необходимо придерживаться основных принципов обучения: последовательности, постепенности,  доступности, наглядности в изучении предмета. В процессе обучения нужно учитывать индивидуальные особенности учащегося, степень его музыкальных способностей и уровень его подготовки на данном этапе.

Важнейшим фактором, способствующим правильной организации учебного процесса, повышению эффективности воспитательной работы и успешному развитию музыкально-исполнительских данных учащегося является планирование учебной работы и продуманный подбор репертуара. Основная форма планирования- составление преподавателем индивидуального плана на каждого ученика в начале учебного года и в начале второго полугодия. В индивидуальный план включаются разнохарактерные по форме и содержанию произведения русской и зарубежной классической и современной музыки с учетом специфики преподавания предмета фортепиано для учащихся оркестровых отделений.

В работе педагогу необходимо использовать произведения различных эпох, форм, жанров, направлений для расширения музыкального кругозора ученика и воспитания в нем интереса к музыкальному творчеству. Основной принцип работы: сложность изучаемых произведений не должна превышать возможности ученика.

Важно сочетать изучение небольшого количества относительно сложных произведений, включающих в себя новые, более трудные технические приемы и исполнительские задачи, с прохождением большого числа довольно легких произведений, доступных для быстрого разучивания, закрепляющих усвоенные навыки и доставляющие удовольствие в процессе музицирования.

Важность работы над полифоническими произведениями заключается в том, что освоение полифонии позволяет учащимся слышать и вести одновременно или поочередно самостоятельные линии голосов.

Работа над крупной формой учит способности мыслить крупными построениями, сочетать контрастные образы, свободно владеть разнообразной фактурой, получить представление о форме музыкального произведения.

В работе над разнохарактерными пьесами педагогу необходимо пробуждать фантазию ученика, рисовать яркие образы, развивать эмоциональную сферу его восприятия музыки.  

В работе над этюдами необходимо приучать учащегося к рациональному, осмысленному и точному использованию аппликатуры, создающей удобство на клавиатуре, чему должно способствовать планомерное и систематическое изучение гамм, арпеджио и аккордов. Освоение гамм рекомендуется строить по аппликатурному сходству, что дает хорошие и прочные результаты. Такая работа приводит к успешному обеспечению технических задач.

Важную роль в освоении игры на фортепиано играет навык чтения с листа. Владение этим навыком позволяет более свободно ориентироваться в незнакомом тексте, развивает слуховые, координационные, ритмические способности ученика. В конечном итоге, эта практика способствует более свободному владению инструментом, умению ученика быстро и грамотно изучить новый материал.

Большая часть программы разучивается на аудиторных занятиях под контролем педагога.

Часто необходим показ - игра нового материала, разбор и объяснение штрихов, аппликатуры, нюансов, фразировки,  выразительности музыкальной интонации и т.п. Важна игра в ансамбле с учеником: в начальных классах ученик играет партию одной руки, педагог - другой. В дальнейшем исполняются ансамбли в 4 руки, для 2-х фортепиано, аккомпанементы голосу, струнному или духовому инструменту.

2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

Самостоятельные занятия должны быть построены таким образом, чтобы при наименьших затратах времени и усилий, достичь поставленных задач и быть осознанными и результативными.  

Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом методической целесообразности, минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ общего образования. Рекомендуемый объем времени на выполнение самостоятельной работы учащимися хорового отделения по предмету "фортепиано" с учетом сложившихся педагогических традиций - 2 часа в неделю. Для организации домашних занятий обязательным условием является наличие дома у ученика музыкального инструмента, а также наличие у него нотного материала.

Самостоятельные занятия должны быть регулярными (2-3 раза в неделю). Они должны проходить при хорошем физическом состоянии учащегося, занятия при повышенной температуре и плохом самочувствии опасны для здоровья и не продуктивны.

Роль педагога в организации самостоятельной работы учащегося велика. Она заключается в необходимости обучения ребенка эффективному использованию учебного внеаудиторного времени. Педагогу следует разъяснить ученику, как распределить по времени работу над разучиваемыми произведениями, указать очередность работы, выделить наиболее проблемные места данных произведениях, посоветовать способы их отработки.

Самостоятельные домашние занятия учащегося предполагают продолжение работы над освоением произведения, которая была начата в классе под руководством педагога. Выполнение домашнего задания - это работа над деталями исполнения (звуком, техническими трудностями, педализацией, динамикой, нюансировкой, артикуляцией), а также запоминание и исполнение произведений наизусть. Для плодотворной и результативной самостоятельной работы ученику необходимо получить точную формулировку посильного для него домашнего задания, которое будет записано педагогом в дневник учащегося.

Так, для начинающих можно предложить следующие виды домашней работы: пение мелодий разучиваемых пьес с названием нот и дирижированием, игра отдельно каждой рукой, чтение с листа легкого музыкального текста, игра гамм, аккордов, арпеджио, упражнений на постановку рук, показанных педагогом и т. п.

При работе над этюдами следует добиваться технической свободы исполнения, используя оптимальную аппликатуру, предложенную педагогом. Педагог должен также указать способы проработки технических трудностей в том или ином этюде, предложить упражнения на данный вид техники.

Работа над произведениями полифонического склада заключается в игре линии каждого голоса отдельно, затем соединяя их, прослеживая соотношение данных голосов, их развитие. Полезно в многоголосных произведениях петь один из голосов, играя при этом другие.

При разучивании произведений крупной формы ученик должен с помощью педагога разобраться в его строении, разделах, характере тематического материала. Заниматься дома следует по нотам, следить за правильным исполнением штрихов, аппликатуры, нюансировки, педали и других указаний автора, редактора или педагога.

Работа над разнохарактерными пьесами должна заключаться не в многократном проигрывании их с начала до конца, а в проработке трудных мест, указанных педагогом, выполнении его замечаний, которые должны быть отражены в дневнике. Полезно повторение учеником ранее пройденного репертуара.

Результаты домашней работы проверяются, корректируются и оцениваются преподавателем на уроке.

Проверка результатов самостоятельной работы учащегося должна проводиться  педагогом регулярно.        

VI.                Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

  1. Список  рекомендуемой нотной литературы

Альбом классического репертуара. Пособие для подготовительного  и 1 классов /сост. Т. Директоренко, О. Мечетина. М., Композитор,2003

Альбом легких переложений для ф-но в 4 руки. Вып.2/сост. Э.Денисов,1962

Альбом юного музыканта. Педагогический репертуар ДМШ 1-3кл./ред.-сост. И. Беркович. Киев,1964

Артоболевская А. Первая встреча с музыкой: Учебное пособие. М.: Российское музыкальное издательство, 1996

Бах И.С.         Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. М.: Музыка, 2012

Бах И.С.         Маленькие прелюдии и фуги для ф-но. Под ред. И. А. Браудо. –СПб.: Композитор, 1997

Беренс Г.         Этюды. М.: Музыка, 2005

Беренс Г.        32 избранных этюда (соч.61, 68, 88)

Бертини А.         Избранные этюды.  М.: Музыка, 1992

Бетховен Л.   Легкие сонаты (сонатины) для ф-но. М.: Музыка, 2011

Библиотека юного пианиста. Сонаты.Средние и старшие классы ДМШ. Вып.1. Сост. Ю. Курганов. М.,1991

Ветлугина        Н. Музыкальный букварь. -М., Музыка, 1987

Веселые нотки. Сборник пьес для ф-но, 3-4 кл. ДМШ, вып. 1: Учебно-метод. пособие, сост. С.А. Барсукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007

Гайдн Й. Избранные пьесы для ф-но. 1-4 кл. Ред. Ю.Камальков.-М.,1993

Гедике А.        40 мелодических этюдов для начинающих, соч.32

Гаммы и арпеджио в 2-х ч. Сост. Ширинская Н.- М.,Музыка, 2006

Григ Э. Избранные лирические пьесы для ф-но, Вып.1,2. - М.:Музыка    2011

Джаз для детей, средние и старшие классы ДМШ, вып.6: Учебно-метод. пособие / сост. С.А. Барсукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2003

Избранные этюды зарубежных композиторов.Вып 4.V-VIкл. ДМШ: Уч. пос. / редакторы – составители А.Г. Руббах и В.А. Натансон М.:Государственноемузыкальное издательство, 1962

Избранные этюды иностранных композиторов, вып.1, I-IIкл. ДМШ: Уч. пос. /сост. А.Руббах и В. Натансон. М.: Государственное музыкальное издательство, 1960        

Казановский Е. Дюжина джазовых крохотулечек: Учеб. пособие – СПб: Союз художников, 2008

Лемуан А.        Соч.37. 50 характерных и прогрессивных этюдов, М.: Музыка,2010

Лекуппе Ф. 25 легких этюдов. Соч. 17

Лещинская И. Малыш за роялем. - М.:Кифара, 1994

Лешгорн        А. Избранные этюды. Соч.65, соч.66

Металлиди Ж. «Дом с колокольчиком».Изд. «Композитор», СПб,  1994

«Иду, гляжу по сторонам», ансамбль в 4 руки. Изд. «Композитор», СПб,  1999

Фортепианные циклы для ДМШ изд. «Композитор», СПб, 1997

Милич Б.        Фортепиано 1,2,3 кл. Кифара, 2006

Милич Б.        Фортепиано 4 кл. Кифара, 2001

Милич Б.        Фортепиано 6 кл. Кифара, 2002

Музицирование для детей и взрослых, вып.2: Учебное пособие/ сост. Барахтин Ю.В. – Н: Окарина, 2008

Музыка для детей. Фортепианные пьесы: вып.2, издание 4.Сост. К. С. Сорокина – М.: Современный композитор, 1986

Музыкальный альбом для фортепиано, вып. 1.Составитель А. Руббах – М., 1972

Музыкальный альбом для ф-но, вып.2/ сост. А. Руббах и В.Малинникова–М.: Советский композитор, 1973

Музыкальная коллекция, 2-3 классы ДМШ. Сборник пьес для ф-но./Учебно-метод. пособие. Сост. Гавриш О.Ю., Барсукова С.А. – Ростов н/Д: Феникс, 2008

Музыкальная азбука для самых маленьких: Учебно-метод. пособие. Сост. Н.Н. Горошко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007

Орфей. Альбом популярных пьес зарубежных композиторов для ф-но: Сб./ сост. К.Сорокин. – М.: Музыка, 1976

Путешествие в мир музыки: Уч. пособие/сост. О.В.Бахлацкая: М.: Советский композитор, 1990

Парцхаладзе М.         Детский альбом. Учебное пособие. Педагогическая редакция А.Батаговой и Н.Лукьяновой. М.: Советский композитор, 1963

Педагогический репертуар ДМШ. Итальянская клавирная музыка для фортепиано, вып. 3. Сост. О. Брыкова, А. Парасаднова, Л. Россик. – М., 1973

Пьесы в форме старинных танцев. Сост. М. Соколов. – М., 1972

Педагогический репертуар ДМШ для ф-но. Легкие пьесы зарубежных композиторов/ Сост. Н. Семенова. СПб,1993

Педагогический репертуар  ДМШ. Этюды для ф-но 5 кл./ Ред. В.Дельновой- М.,1974

Полифонические пьесы. Педагогический репертуар ДМШ 4-5 кл./ М.,1974                                                                      

Пьесы композиторов 20 века для ф-но. Зарубежная музыка/ Ред. Ю. Холопова. - М.,1996

Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей, ч. 1. Составитель С. Ляховицкая, Л. Баренбойм. М., 1962

Свиридов Г. Альбом пьес для детей. Советский композитор, 1973

Старинная клавирная музыка: Сборник/ редакция Н.Голубовской, сост. Ф.Розенблюм-М.: Музыка, 1978

Сборник фортепианных пьес композиторов XVII – XVIII веков, вып.2.: Учеб. пособие/Сост. и редактор А.Юровский. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1962

Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетради 3,6,9,11. "Музыка", 1993

Сонаты, сонатины, рондо, вариации для ф-но 1 ч./ сост. С. Ляховицкая- М., 1961

Таривердиев М.        «Настроения». 24 простые пьесы для фортепиано. Изд. «Классика XXI век» - М., 2002

Фортепиано 5кл. ДМШ, ч.I: Учеб. пособие/ сост. - редактор Милич Б.Е. Киев: Музична Украина, 1973

Фортепиано 6кл. ДМШ, ч.II: Учеб. пособие/ сост. - редактор Милич Б.Е. Киев: Музична Украина, 1972

Фортепианная игра, 1,2 кл. ДМШ: Учеб. пособие/ сост. В.Натансон, Л.Рощина. – М.: Музыка, 1988

Хрестоматия для ф-но ДМШ 5 класс. Пьесы. Вып 1: Учебник./ Сост. М.Копчевский. – М.: Музыка, 1978

Хрестоматия для ф-но, 3 кл. ДМШ: Учебник/ сост. Н.А.Любомудров, К.С.Сорокин, А.А.Туманян, редактор С.Диденко. – М.: Музыка, 1983

Хрестоматия для ф-но, 1 кл. ДМШ: Учебник /сост. А.Бакулов, К.Сорокин. – М.: Музыка, 1989

Хрестоматия для ф-но, 2 кл ДМШ: Учебник /сост. А.Бакулов, К.Сорокин. – М.: Музыка, 1989

Хромушин О. Джазовые композиции в репертуаре ДМШ. Изд. «Северный олень», СПб, 1994

Чайковский П.         Детский альбом: Соч.39. – М.: Музыка 2006

Черни К. Сто пьес для удовольствия и отдыха. Тетр.1,2. Ред.- сост. А.Бакулов, 1992

Черни К.-Гермер Т. Этюды 1,2 тетр.

Шитте А. 25 маленьких этюдов соч.108, 25 легких этюдов соч.160

Шуман Р.         Альбом для юношества: /М.:Музыка, 2011

Школа игры на ф-но: Учебник/ сост. А.Николаев, В.Натансон. – М.: Музыка, 2011

Юный пианист. Пьесы, этюды, ансамбли для 3-5 кл. ДМШ, вып.II.:Учеб. пособие/ сост. и редакция Л.И.Ройзмана и В.А. Натансона – М.: Советский композитор, 1967

Юный пианист. Пьесы, этюды, ансамбли для 6-7 кл. ДМШ, вып.II.: Учеб. пособие/ сост. и редакция Л.И.Ройзмана и В.А.Натансона – М.: Советский композитор, 1973

Юному музыканту-пианисту, 5 кл.: Хрестоматия для уч-ся ДМШ: Учебно-метод. пособие/сост.Г.Цыганова, И.Королькова, Изд. 3-е.– Ростов- н/Д: Феникс, 2008

  1. Список рекомендуемой  методической  литературы

1. Алексеев А. Методика обучения игре на ф-но. 3-е изд. Москва, 1978

2. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.-Л., 1965

3. Баренбойм Л. "Путь к музицированию". 2- е изд. Ленинград, 1979

4. Корто А. "О фортепианном искусстве". Москва, 1965
        5. "Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном исполнительстве", Москва, 1966

6. Гофман И. "Фортепианная игра: Ответы на вопросы о фортепианной игре". Москва, 1961

7. Коган Г. "Работа пианиста". Москва, 1953

8. Маккинон Л. "Игра наизусть", Ленинград, 1967

9. Метнер Н. "Повседневная работа пианиста и композитора", Москва, 1963

10. Нейгауз Г. "Об искусстве фортепианной игры", 5 изд. Москва, 1987

11. Петрушин В. "Музыкальная психология". Москва, 1997

12. Смирнова Т. " Беседы о музыкальной педагогике и о многом другом". Москва, 1997

13. Цыпин Г. "Обучение игре на фортепиано". Москва, 1974

14. Шуман Р. "О музыке и о музыкантах". Москва, 1973

15. Шуман Р. "Жизненные правила для музыканта", Москва, 1959