Методический доклад с практическим показом. Тема: «Метроном в работе пианиста» Автор: Мамыко В.М., преподаватель фортепиано

Мамыко Виктория Михайловна

          Тема, которую я постараюсь раскрыть в своей работе, на мой взгляд, недостаточно освещена в музыкальной педагогике.   В среде профессиональных музыкантов, как известно, бытует двойственное мнение по вопросу необходимости использования метронома в педагогической и исполнительской практике. Противники его применения прежде всего опасаются, что исполнение произведений, проработанных под метроном, станет сухим, лишённым главного – музыкальности. Их «опоненты» утверждают противоположное и целенаправленно используют метроном в своей работе.

          На просторах интернета мне встречался обрывочный материал, большей частью составленный непрофессионалами в области музыки.  Однако, даже эта информация зачастую оказывалась противоречивой: авторы постов выступают и «за», и «против» необходимости использования метронома по разным причинам. Поскольку мой собственный опыт позитивный, я решила изучить тему по имеющимся у меня источникам.  Во время своего студенчества мне повезло учиться у преподавателей, которые постоянно внедряли метроном в свою педагогическую практику и достигали благодаря этому замечательных результатов!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5ffff_metronom.doc873.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Октябрьская детская музыкальная школа»

Красногвардейского района Республики Крым

Методический доклад с практическим показом.

Тема: «Метроном в работе пианиста»

Автор: Мамыко В.М., преподаватель фортепиано

Содержание:

  1. Метроно́м, его разновидности  и применение………………………………1
  2. В.Макаров, глава «Как работать с метрономом» из статьи «Регина Самойловна Горовиц – педагог»)……………………………………………2
  3. Музыкальный ритм и причины неритмичной игры………………………...3
  4. Комплекс упражнений с использованием метронома:

  Метро-ритм…………………………………………………………………..5

            Темпо-ритм…………………………………………………………………..7

            Музыкально-художественный ритм……………………………………......8

            Дополнительные упражнения:……………………………………………...9

            Дирижирование и игра в ансамбле

            Игра гамм и инструктивного материала под метроном…………………11

  1. Заключение…………………………………………………………………  12
  2. Список литературы………………………………………………………… 13

 

Метроно́м: его разновидности и применение.

          Тема, которую я постараюсь раскрыть в своей работе, на мой взгляд, недостаточно освещена в музыкальной педагогике.  

          В среде профессиональных музыкантов, как известно, бытует двойственное мнение по вопросу необходимости использования метронома в педагогической и исполнительской практике. Противники его применения прежде всего опасаются, что исполнение произведений, проработанных под метроном, станет сухим, лишённым главного – музыкальности. Их «опоненты» утверждают противоположное и целенаправленно используют метроном в своей работе.

          На просторах интернета мне встречался обрывочный материал, большей частью составленный непрофессионалами в области музыки.  Однако, даже эта информация зачастую оказывалась противоречивой: авторы постов выступают и «за», и «против» необходимости использования метронома по разным причинам.

          Поскольку мой собственный опыт позитивный, я решила изучить тему по имеющимся у меня источникам.  Во время своего студенчества мне повезло учиться у преподавателей, которые постоянно внедряли метроном в свою педагогическую практику и достигали благодаря этому замечательных результатов!

          В Википедии мы находим следующее определение: метроном (от греч.) – мера, закон. – прибор,  служащий вспомогательным инструментом для установления точного темпа в музыкальном произведении. Н. Перельман говорил: «Метроном –  аппарат  для  нарезания ровных ломтиков музыки».

          "Музыкальные хронометры" появились в конце XVII века. Наиболее удачным стал метроном венского музыкального мастера И.-Н. Мельцеля,

созданный в 1810-е гг.          

          Обычный вид метронома - деревянный корпус пирамидальной формы, одна из граней которого срезана; на этом срезе находится маятник с грузиком. Позиция грузика влияет на частоту ударов метронома: чем выше грузик, тем реже удары, и, соответственно, чем грузик ниже, тем удары чаще. За маятником расположена шкала, по которой устанавливается частота ударов. Кроме механических, в настоящее время существуют и электронные метрономы. Для удобства они часто совмещаются в одном корпусе с тюнерами. Так же существует интернет-программа «Метроном», которая удобна в домашней работе учащихся, т.к. экономит финансы для покупки и не требует ремонта в случае поломки механизма.

          Однако, какова же польза метронома в обучении юных музыкантов и каковы методы его использования? На эти вопросы мы можем получить ответы, обратившись к мнению выдающихся преподавателей недавнего прошлого и современности, глубоко изучивших музыкальную педагогику и получивших великолепные результаты в своей практике. В подтверждение этого обратимся к статье известного педагога-пианиста В.Л. Макарова «Регина Самойловна Горовиц – педагог».

Глава «Как работать с метрономом»

          «…У Регины Самойловны на рояле всегда стоял метроном. Кстати, метроном был постоянным атрибутом на рояле кого бы вы думали?. Шопена!  Да! Да! великого мастера рубато. Однако, я не думаю, что метроном использовался им  непременно для выработки метроритма. Я много экспериментировал с метрономом, причём в присутствии РС. И я должен сказать, что она моё экспериментирование вполне одобряла. Я использовал метроном не для выработки механического  метра, но для работы над звуком, над совершенной артикуляцией и живым ритмом.

          Существует несколько условных  уровней  работы с метрономом.

          Развитие способности слушать все возможные мельчайшие пульсации внутри метроритмической структуры разучиваемого произведения.  При этом, чем мельче  доли пульса, тем лучше;  начинать лучше с разбивания самой мелкой доли такта, либо раздела. Если, к примеру, самая, как правило, мелкая нота в сочинении- четверть, то метроном следует поставить на каждую 16 - ю. Если  8-я - на каждую 32-ю. Что даёт такая проработка?

          Во-первых,  ваше внимание к протяженности звука становится более концентрированным. И во-вторых, вы значительно лучше ощущаете сопротивление фактуры,  что в свою  очередь придает некоторую упругость метроритму  и способствует более яркой и артистичной манере игры.

          Следующий  уровень работы с метрономом связан с постепенным накоплением темпа. Этот вид занятий дает возможность выполнять все художественные задачи в очень медленном и постепенно ускоряющемся темпе.  Что очень важно для достижения совершенного качества исполнения.

          Работа с метрономом может также сыграть положительную роль в занятиях над построением  формы и  в оттачивании фразировки. К примеру, Вы можете исполнять 3-х дольное  произведение “на раз“. То есть, 3-и  доли на один удар метронома, как в вальсе.  (Сравните в том же размере с ударом метронома на каждую долю). То же в размере 6/4. Большая разница между ударом метронома на каждую четверть, на каждые три четверти, и на каждые шесть четвертей. Этот вид упражнений превращает метроном и вас в дирижёра…».

          Опираясь на опыт выдающихся музыкантов, мы рассмотрим ниже комплекс упражнений с использованием метронома для решения проблемы неритмичной игры.

Музыкальный ритм и причины неритмичной игры.

           Из вышесказанного в статье В.Л.Макарова мы понимаем, что работа с метрономом очень разнопланова в своих задачах. Но все эти задачи подчиняются одной самой важной цели – в конечном счёте музыкально-художественному исполнению учеником изучаемого произведения. Стоит подчеркнуть понятие музыкального исполнения, что исключает возможность сухой игры, чего так опасается определённое количество преподавателей, до конца не понимающих назначения метронома в современной практике.

          Прежде всего наше внимание концентрируется на проблеме ритма, а точнее проблеме неритмичной игры.  Работа с метрономом при этом, практически, является своего рода «лекарством» для учеников, имеющих эту проблему. Однако, необходимо остановиться на данном вопросе и рассмотреть подробно.          

          Известно, что музыкально-ритмическая способность или музыкальный ритм является одним из важнейших выразительных  элементов музыкальной речи.

          Ритм– один из центральных, основополагающих элементов музыки, обуславливающий  ту, или  иную закономерность в распределении (организации) звуков во времени. Музыкально – ритмическая способность, ощущение музыкального ритма человеком – это основа музыкальности. Соответственно, неритмичный ученик не может в полной мере исполнять произведение музыкально!

          Решению проблемы  музыкального ритма  посвящено множество работ известных музыковедов. Общепризнанный факт, что формирование чувства ритма у учащихся – одна из наиболее важных задач в музыкальной педагогике, от решения которой во многом зависит профессиональное развитие юного музыканта. Однако, формирование чувства ритма – одна из наиболее сложных задачЭто самый инертный компонент развития.

 Основными причинами неритмичной игры могут являться:

1.Отсутствие общей уравновешенности процессов возбуждения и торможения в центральной  нервной системе.

2.Отсутствие координации в руках и пальцах, наличие в них ненужных мышеч-ных зажимов.

3.Отсутствие исполнительской дисциплины в игре и слабая ритмическая основа   музыкально – слуховых представлений.

          Мнение авторитетных специалистов по вопросу развития чувства ритма рознятся в связи с реальными трудностями решения проблемы. «В моей практике, - говорил А.Б. Гольденвейзер, - бывали случаи, когда ученики с очень слабым ритмом развивались и делались ритмически полноценными, но все же я должен сказать, что это достигалось огромным трудом…».

          Соответственно, можно сделать вывод, что чувство  ритма развиваемо.

          Известно, что категории, в своей совокупности составляющие сущность музыкального ритма, это метро-ритм, темпо-ритм и музыкально-художественный ритм. В исполнительском искусстве они проявляются в единстве. Важно обратить внимание на то, что в процессе обучения для более интенсивного развития ритма необходимо дифференцированное воздействие на соответствующие  способности ребёнка. То есть, каждый из составляющих музыкального ритма необходимо развивать в отдельности путём целенаправленного многократного выполнения специальных упражнений с использованием метронома.   Своевременно внедрив его в свою работу, преподаватель, начиная с первых уроков, может достичь наилучших результатов в обучении ученика и при этом сэкономить массу времени и сил.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ.

Метро-ритм.

          Развитие метро-ритма у начинающего ученика предполагает воспитание у ребёнка способности к восприятию  и воспроизведению чередования временных долей в музыке и к различению в ней сильного и слабого времени. Рассмотрим некоторые упражнений, способствующих развитию метро-ритма.

 №1Упражнения выполняются на напольной клавиатуре.

Ученик исполняет простейшие мелодии преимущественно с поступенным движением мелодии от имени разных животных, декламируя известные детские стихи.

«Я люблю свою лошадку»:

«Наша Таня громко плачет»

При этом упражнения выполняются с метрономом, темп которого выставлен так, чтобы щелчок подчёркивал сильную долю.

          Здесь также необходимо обратиться к арифметическому счёту. Определив сильную и слабые доли, важно сначала проговаривать вслух, а затем про себя.  И. Гофман в своей книге «Фортепианная игра» пишет об этом: «Счет имеет  неоценимое значение, ибо  он развивает  и  укрепляет  чувство ритма лучше, чем что  –  либо другое…»

№2 а) Прохлопывание метра разучиваемых стихов, песен  и  подтекстовок с использованием метронома. Предлагаемые задания исполняются в темпе м.м. равном 40,56,68 на одну четверть.

          б) Разучивание ритма с помощью подтекстовок, проговаривания ритмослогов, отстукивание сильной доли ногой или применяя метроном.

          За  основу  берётся соответствие размера и метра размеру и ритму стиха. Традиционно эти особенности сочетания размеров в музыке и поэзии использовались в вокальной литературе:

№3 Прохлопывание ритма разучиваемых произведений (с метрономом по образцу упр №1). Исполнение этих упражнений под метроном, выставляя его скорость так, чтобы один удар метронома соответствовал одному прыжку.

          Подобные задания можно упростить, выполняя на настольной клавиатуре. Для этого  распечатывается клавиатура на бумаге. Начинающий ученик может выполнять задания, используя фигурки животных, которые перемещаются ребёнком согласно заданию по клавишам бумажной клавиатуры.

Темпо-ритм.

          Искусство темпо-ритма связано не столько со скоростью движения музыки, но, прежде всего, с внутренней пульсацией, создающей то или иное движение звучания, способствующей передаче образно-художественной сферы произведения. Чувствовать и представлять эту пульсацию – навыки, приобрести которые возможно с помощью специальных упражнений.

          Упражнение: дробление длительностей, которыми записана пьеса, на более мелкие. Пример «Колыбельная» И. Филипп.

Мелодия излагается четвертными и восьмыми длительностями. Каждую длительность можно, соответственно, представить в виде восьмых и шестнадцатых соответственно. Другими словами, устанавливаем скорость метронома так, чтобы на каждой четверти соответствовало 2 удара метронома, или 4 удара воображаемых шестнадцатых.

          Варианты упражнения: выполняется на напольной или настольной клавиатуре – 1 прыжок может соответствовать 2-м или 3-м ударам метронома.             Таким образом, ребёнок приучается ритмически точно исполнять задания, но и понимать, что каждый звук может «пульсировать», «дробиться» на несколько равных отрезков-частей.  Такое восприятие развивает способность слушать длительность звука до конца, что является основополагающим в качественном исполнении более сложных произведений: к примеру, Сонаты Моцарта, когда каждая четверть представляется четырьмя шестнадцатыми.

Музыкально-художественный ритм.

           Понятие музыкально-художественного ритма подразумевает такую метро- и темпо-ритмическую организацию исполняемого материала, благодаря которой возникает художественный смысл звучащей музыки, происходит процесс формообазования. Для этого очень важно развивать слух учащегося, умение интонировать исполняемую им музыку, ведь без этого обучение музыкально-художественному ритму невозможно. Произведение можно исполнять со счётом на «раз», как в вальсе, если имеется размер ¾, или на «раз-два», если размер 6/8, 6/4, 4/8 и пр., что позволяет ученику мыслить большими музыкальными построениями.

          Здесь необходимо сделать акцент на третьей составляющей смысла работы с метрономом - накопление темпа от очень медленного к среднему и затем к быстрому.  Эта же работа проводится наоборот – от быстрого возврат к медленному темпу, т.к. очень часто ученик, отработав произведение в быстром темпе, перестаёт его играть в медленном. Это ведёт к забалтыванию и негативно сказывается на качестве всего исполнения, потому что фактура оказывается непрослушанной.

Дополнительные упражнения

Дирижирование.

          «Я настоятельно рекомендую ученикам… - пишет Г. Г. Нейгауз, - поставить  ноты на пюпитр и продирижировать  вещь от начала до конца…»  Этот прием, продолжает Г. Г. Нейгауз, особенно необходим для «учеников, не обладающих достаточной способностью «организовать время… » Метроном здесь так же является «организующим началом» в работе молодых музыкантов.

Игра в ансамбле В ансамбле ученик  с  более  развитым  чувством  ритма  играет  с  учеником  более  слабым. «Чувство… ровности  движения  приобретается  всякой совместной игрой…» - писал  Н. А. Римский – Корсаков в  работе «О музыкальном образовании».

Игра гамм и инструктивного материала под метроном.

           Каждый из обучающихся в той или иной степени обращается к изучению гамм. Для большинства изучение гамм представляется не самым интересным делом, что, в свою очередь, сказывается на качестве их исполнения. И даже перспективные ученики с удивлением могут обнаружить, что большинство из них играет гаммы неровно, без метроритмической точности. В данном случае необходимо проработать гаммы в медленном темпе, где один щелчок метронома соответствует одному звуку в исполнении.  

          Так же рекомендовано играть инструктивные произведения, этюды. Таким образом, можно проверить играете ли вы действительно ровно. Затем на один удар можно играть две, три ноты (дуоли, триоли и так далее) или другие ритмические и штриховые варианты. Использование метронома поможет исполнить весь комплекс гамм в едином темпе. Кроме того, метроном поможет отслеживать прогресс.

          Начинать заниматься необходимо с более медленного темпа, а, точнее, с  темпа, в  котором  инструктивный  материал звучит без  ошибок и  погрешностей  от  начала  и  до  конца, и  постепенно  наращивать  темп.

Заключение.

          Мы рассмотрели тему «Метроном в работе пианиста». Опираясь на мнение авторитетных музыкантов, мы можем сделать вывод: благодаря  использованию метронома в обучении учащихся, можно решить ряд важнейших задач - проблему неритмичности, развить музыкально-ритмическую способность как основу музыкальности.  Работа с метрономом  помогает в развитии слуха и способности интонировать, что так же способствует обретению музыкальности. Метроном выступает в качестве «организатора  времени», что способствует формообразованию и в конечном счёте передаче художественного смысла музыкального произведения. А это -   основная цель в работе пианиста.  

          Использование метронома на уроках специальности при выполнении  заданий концентрирует внимание, организует координацию. Положительно сказывается такая работа и на мышлении начинающего ученика, всесторонне способствует его собранности.  В конечном счёте, материал осваивается более качественно и в достаточно сжатые сроки, в следствии чего исполнение изучаемых произведений происходит на более высоком уровне.

          Таким образом, можно сказать с уверенностью, что использование метронома  в  работе  пианиста  необходимо.

Список литературы:

  1. https://www.myunivercity.ru
  2. Википедия «Метроном».
  3. В.Макаров «Методика обучения игре на фортепиано в подготовительном отделении и начальной школе», Харьков, 1997г.
  4. В.Макаров, Статья «Регина Самойловна Горовиц – педагог», 2020г.
  5. И.Минц, Методическое пособие «Hello,piano!», 2015г.
  6. И. Гофман «Фортепианная игра» - М.,1961
  7. Сухова Г. Н. «Ритм – временная структура любых воспринимаемых процессов» методический доклад.

г. Краснодар