Методическое сообщение с практическим показом Тема: «Патриотическое воспитание учеников-пианистов в ДМШ»

Мамыко Виктория Михайловна

В условиях современного мира, когда происходят глобальные изменения в жизни общества, одним из важных направлений работы с подрастающим поколением становиться патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как Родина.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 555patriotich_vospit_doklad.docx542.49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Октябрьская детская музыкальная школа»

Красногвардейского района Республики Крым

Методический сообщение с практическим показом

Тема: «Патриотическое воспитание

учеников-пианистов в ДМШ»

Автор: Мамыко В.М., преподаватель фортепиано и концертмейстер

Март - 2023 год

«Патриотическое воспитание учеников-пианистов в ДМШ и ДШИ»

В условиях современного мира, когда происходят глобальные изменения в жизни общества, одним из важных направлений работы с подрастающим поколением становиться патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как Родина.

 Чувство любви к Родине возникает еще в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Младший школьный возраст -  именно тот возраст, когда закладываются возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма.

           Для определения содержания патриотического воспитания необходимо выявить его главную цель. Таковой может являться формирование патриотического сознания, включающее в себя, с точки зрения психологии

·        Знание фактов культуры, истории, воспринимаемые как события
своей истории, культуры («Я знаю, что это моё, родное»)
·        Положительное отношение к «нашим» фактам истории и культуры («Я горжусь, одобряю такие-то события, факты нашей культуры, истории») непосредственно патриотическое чувство;
·        
Готовность участвовать в развитии культуры, жизни в нашей стране (позиция «Я готов, настроен действовать на благо своей страны»)

Начиная с 2000 года в Российской Федерации разработаны и действуют более 60 программ гражданского и патриотического воспитания. Однако возможностям музыкального искусства для формирования патриотического чувства у молодежи в большинстве программ уделяется недостаточное внимание. Если в общеобразовательных школах пласт патриотического воспитания разработан достаточно полно и объемно, о чем свидетельствуют программы и методические работы учителей на затронутую проблему, то в музыкальных школах и Детских школах искусств патриотическое воспитание не выделяется в отдельное направление работы. Оно, конечно, обязательно присутствует в основной стратегии школы, в концертно-просветительской деятельности, но воспитательный потенциал искусства и творческого подхода не используется в полной мере.

Благодаря начальному воспитанию в семье, обучению в начальной и средней школе, обращаясь к наследию, воспитывая уважение к земле, на которой живёт ребёнок, у учащихся возникает гордость за свою родную землю. Согласно вышесказанному, детям необходимо знать уклад жизни, обряды, верования, историю своих предков, их культуру. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшей степени вероятности даёт возможность будущего нашей страны. Великий учёный М. Ломоносов говорил: «Человек, не знающий истории своей страны, не имеет будущего».

 Учащимся необходимо объяснить, в честь кого воздвигнуты памятники, названы города, улицы, посажены скверы. У каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живёт. Для этого необходимы экскурсии по городу, в природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребёнок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. В этом случае, большое значение приобретает знакомство учащихся с народными промыслами края, народными умельцами.

         Освоении предметов гуманитарного цикла, таких, в частности, как литература, история, музыка, изобразительное искусство, благоприятной основой для становления патриотического чувства . Именно это и является точкой «пересечения» в вопросе патриотического воспитания подрастающего поколения в общеобразовательной школе и в музыкальной школе.

      Существует понятие, что музыка прошлого, классика, песни военных лет, неинтересны молодёжи.  И «корни» такого «отношения» в выхолащивании самого понятия «патриотизм» в нашей стране, когда долгие 30 лет населению нашей страны насаждались ложные ценности иностранных государств после распада СССР. Однако,  успех  патриотического воспитания во многом зависит от личности самого воспитателя, преподавателя, от его умения помочь своим воспитанникам обогатить свой опыт при восприятии произведений музыкального искусства данного направления. Этому благоприятствует тот факт, что в ДМШ всё ещё сохраняется контингент преподавателей, получивших своё воспитание и образование в Советском Союзе. Поэтому «фундамент» для возрождения патриотического воспитания есть и достаточно прочный.

      14 декабря 2022 года Государственным Советом Республики Крым был принят Закон «О патриотическом воспитании граждан в Республике Крым».

       Настоящий Закон обеспечивает реализацию единой государственной политики в сфере патриотического воспитания граждан Российской Федерации и определяет основные цели, задачи и направления патриотического воспитания граждан, проживающих на территории Республики Крым, а также определяет полномочия органов государственной власти Республики Крым в сфере патриотического воспитания граждан.

      Субъектами патриотического воспитания граждан, осуществляющими свою деятельность в пределах полномочий, предоставленных федеральным законодательством и законодательством Республики Крым, являются:

 1) органы государственной власти Республики Крым и подведомственные им учреждения;

2) органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым и подведомственные им учреждения;

3) образовательные и научные учреждения, организации всех типов и организационно-правовых форм;

 4) учреждения культуры, искусства и кинематографии, физической культуры и спорта; и пр.

       ДМШ и ДШИ, как и другие учреждения культуры, согласно Закону, обязаны проводить патриотическое воспитание на всех отделениях, следовательно, и в программы должны быть внесены специальные дополнения.

Решая задачи патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

- непрерывность и преемственность педагогического процесса;

- дифференцированный подход к каждому ребенку,

- максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов.

 Как реализуется процесс патриотического воспитания в процессе обучения детей игре на музыкальных инструментах в классе фортепиано. Об этом пойдет речь далее.

       Музыка в жизни ребенка занимает особое место. Многовековой опыт и исследования показали, что музыка влияет и на психику, и на физиологию человека, она может оказывать успокаивающее, и возбуждающее действие, вызывать различные эмоции. В современном мире необходимо формировать творчески активную личность, способную к преобразованию мира.

Работая преподавателями в детской школе искусств, мы считаем, что патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений педагогической деятельности, направленной на становление всесторонне развитой личности учащихся. 

Формирование патриотизма на уроках специального фортепиано осуществляется в процессе изучения ребёнком репертуара, поэтому к его подбору нужно подходить с особой тщательностью, ведь истоки патриотического воспитания берут своё начало из традиционной народной культуры. 

Каждый педагог сталкивается с проблемой выбора репертуара, который отвечал бы как интересам учащихся, так и являлся при этом средством их нравственно-эстетического развития. При составлении репертуара педагог ставит перед собой следующие цели:

  • воспитание вкуса;
  • формирование нравственных и эстетических чувств;
  • постижение основных пластов мирового музыкального искусства.

Начнем с русских народных песен.

       Русская народная песня — фольклорное произведение, которое сохраняется в народной памяти и передаётся из уст в уста, продукт коллективного устного творчества русского народа. Чаще всего это обработки народных песен определённого автора. Существенная черта большинства жанров русской народной песни — непосредственная связь народной песни с бытом и трудовой деятельностью. Во многих сборниках прошлого и современности такие небольшие по своему объёму пьесы занимают достаточно большое место, исполняются начинающими обучение детьми буквально с первых академконцертов. (сб. Б.Милич, Баренбойма, Николаева) и пр.

       Как правило, это пьесы с элементами подголосочной или контрастной полифонии. Начиная с простейших попевок, потешек, прибауток, частушек («Ладушки», «Андрей – воробей», «Коровушка», «Калачи»; р.н.п.«Берёза», «Я на горку шла») и заканчивая современными народными обработками типа вариаций для начинающих из сб. Барсуковой «Ступеньки юного пианиста» на темы народных песен: «Во саду ли, в огороде», «Ах вы, сени», «Я на горку шла» и пр. очень простыми по своему изложению и доступные для освоения начинающими. Такие произведения воспитывают в детях человеческие качества и духовно-нравственные ценности: трудолюбие, любовь к животному миру и природе, гостеприимство, сопереживание, веселье.

       Дети с удовольствием любят исполнять частушки, ведь частушка занимает в жизни народа очень значимое место. Частушка оперативно и активно откликается на все события жизни. Частушка – это и бодрость, оптимизм, юмор, озорство.

      Народная музыка, сказки, былины легли в основу многих произведений великих русских композиторов, прославивших Россию: М.И. Глинки («Иван Сусанин», «Руслан и Людмила»), Н.А. Римского – Корсакова («Снегурочка», «Садко»), М.П. Мусоргского («Борис Годунов»), А.П.Бородина («Князь Игорь»), А. Лядова («Баба - яга», «Кикимора»).                

     В репертуаре учеников - пианистов присутствуют произведения отечественных композиторов – классиков:

Хор «Славься» М. Глинки, «Светлый праздник» С. Рахманинова, произведения о природе, «Жаворонок» М.Глинки, П.И.Чайковского И.Парфёнова («Времена года»), детские альбомы и пр. Множество переложений русских композиторов для скрипки и фортепиано и других дуэтов произведений, изначально написанных как сольные пьесы для пианистов.

Песни военных лет.

        Вторым направлением в патриотическом воспитании учащихся в музыкальной школе является знакомство и исполнение песен военных лет. В годы войны и послевоенные годы созданы легендарные песни - «Священная война», «Моя Москва», «Заветный камень», «Соловьи», «Землянка», «Дороги», «Темная ночь», «Москвичи», «На безымянной высоте», «Алеша», «За того парня», «Журавли», «Хотят ли русские войны», «Поклонимся великим тем годам…«День Победы» муз.  Д.Тухманова, «Катюша» муз.  М.  Блантера, и «Воспоминание» М. Таривердиева из к/ф «Семнадцать мгновений весны», Д.Шостакович «Песня о встречном», Д.Кабалевский «Наш край» и пр.

В этом году я решила разучить с каждым из своих учеников произведение патриотического содержания. Это «Смуглянка» А.Новикова, «Землянка» К.Листова, Б.Книппер «Степная кавалерийская», С.Прокофьев «Фрагмент из оратории «На страже мира», Хор «Славься» М.Глинки. С Ансамблем скрипачей мы разучили для концерта, посвящённого Дню Защитника Отечества «Русскую песню» В.Комаровского, А с преподавателем Алиевой Л.И. записали «Песню о далёкой Родине» М.Таривердиева.

       Изучая эти произведения,   мы говорим с учениками о подвигах советского народа, героизме, о смелости, храбрости, любви к Родине, о переживаниях, о мыслях, чувствах народа. Обязательно необходимо порекомендовать посмотреть художественные фильмы, в которых были использованы песни (Например «Смуглянка» в к\ф «В бой идут одни старики»), послушать видеозапись песни «В землянке» с обязательным прочтением слов песни, ведь без знания содержания невозможно правильное, прочувственное исполнение. В «Песне о встречном» Д.Шостаковича  патриотическое содержание налицо: достаточно прочесть слова песни и представить, с каким энтузиазмом русский народ, победивший фашизм, возрождает страну! Хор «Славься» также можно послушать в исполнении хора в опере «Иван Сусанин». Такая яркая музыка воодушевляет даже начинающих учеников!

      Большое значение в патриотическом воспитании учащихся имеет подготовка и участие в массовых патриотических акциях, таких как: фестивали-конкурсы «Музыкальная Таврида», «Поклонимся великим тем годам», выступления в концертах разного уровня русской тематики.

       Совместная коллективная деятельность детей при игре в ансамбле создаёт общее эмоциональное переживание, ребята вместе переживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков.

Заключение.

 Подводя итог сказанному, можно утверждать, что, несмотря на то, что наша страна переживает очень непростые времена, патриотическое воспитание, как и воспитание в целом, возможно  благодаря целенаправленной работе преподавателей как общеобразовательных учебных заведений, так и преподавателей и работников культуры. Прежде всего благодаря собственному примеру педагога, «горению души», проявлению уважения к людям и к родной земле. Благодаря взаимопониманию и уважению ученика можно приблизить ребёнка к общечеловеческим, морально-нравственным ценностям. Изучение произведений российских композиторов в классе фортепиано воспитывают высокую гражданскую позицию, патриотизм, любовь и уважение к России. 

 

Важной частью работы по воспитанию любви к Родине является формирование у детей представлении о людях родной страны, тех людях, которые прославили нашу Родину (героях войны, писателях, художниках, композиторах, изобретателях, ученых, путешественниках).

Решение задач патриотического воспитания во многом зависит также от родителей, благодаря обеспечению условий для повышения социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей.

Если взрослые поистине любят свою Родину, преданны ей, сумеют ее защитить и на своем героическом примере показать подрастающему поколению всю важность патриотизма, можно надеяться на великое будущее нашей России.

Литература

  1. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития.  // Воспитание школьников. 2002.-№7. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2 издание, переработанное. - М.; 2006.
  2. Свирина Н.А.  О роли музыки в художественном развитии школьников.  // Петербургская консерватория в мировом музыкальном процессе 1862-2002. - СПб., 2002.
  3. Сорокина Е. Фортепианный дуэт. История жанра. - М.,1988.
  4. Чечина С.Н. Приобщение к классической музыке. Каким оно должно быть? Современные проблемы науки и образования. //-2014. - № 3.

5.    Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития.  // Воспитание школьников. 2002.-№7. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2 издание, переработанное. - М.; 2006.

6. Свирина Н.А.  О роли музыки в художественном развитии школьников.  // Петербургская консерватория в мировом музыкальном процессе 1862-2002. - СПб., 2002.

7. Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 от 29.05.2015г. №996-р.

8. Закон Республики Крым от 19.12.2022 № 377-ЗРК/2022 "О патриотическом воспитании граждан в Республике Крым