«Работа на уроке аккомпанемента с учениками, обучающимися по общеразвивающей программе в ДМШ».

Мамыко Виктория Михайловна

Тема моего открытого урока была определена, исходя из контингента учащихся, обучающихся в моём классе. На данный момент в моём классе обучаются двое учеников по общеразвивающей программе и оба в выпускных классах – 5 и 7-м. На мой взгляд было бы интересно провести специальную работу с учениками, имеющими определённые ограничения возможностей.В свете последних лет и тенденции, когда в учебных заведениях внедряются различные программы, позволяющие одновременно обучать детей с разными способностями, рассмотрение темы обучение таких детей в классе аккомпанемента может быть интересной.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_v_kl._akkompanimenta_s_uchenikami_or.docx411.86 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Октябрьская детская музыкальная школа»

Красногвардейского района Республики Крым

Открытый урок

Тема:

«Работа на уроке аккомпанемента с учениками, обучающимися по общеразвивающей программе в ДМШ».

Автор:

Преподаватель отделения фортепиано Мамыко В.М.

Тема:  «Работа на уроке аккомпанемента с учениками, обучающимися по общеразвивающей программе в ДМШ».

Тип урока:

Обобщение и закрепление знаний, умений и навыков. Применение знаний на практике.

Цель урока:

Приобретение элементарных навыков работы  при разучивании вокального произведения, произведений инструментального характера.

 

Задачи урока:

Образовательные:

  • Расширить багаж музыкальных впечатлений учащихся
  • Продолжить знакомство с музыкой В.Моцарта и А.Гречанинова.
  • Продолжить работу над рациональными приемам игры на фортепиано

Развивающие:

  • Развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора
  • Развитие мелодического, гармонического, звуковысотного слуха
  • Развитие чувства ритма
  • Развитие способности игры с педалью

Воспитательные:

  • Воспитание интереса и любви к предмету и инструменту.
  • Воспитание чувства любви и уважения к классической музыке.
  • Воспитание чувства ответственности за результаты своей работы
  • Воспитание навыков самоконтроля
  • Воспитание культуры поведения за инструментом

Этапы урока:

1. Организационный этап:

  • Приветствие. Название темы урока. Вступительное слово педагога с обоснованием выбранной темы.

2 Основной этап.

  • Исполнение пьес вокального направления:                                                                                    

- знакомство со стилем В.А. Моцарта на примере несложных песен, (исполнение преподавателем)

             -знакомство с мелодией вокалиста – чтение с листа.

- работа над штрихами и фразировкой в «Весенней песне» В.Моцарта.

- просмотр видеозаписи выступления Решидовой Тайре.

- знакомство с песней Д.Кабалевского «Наш край» (исполнение преподавателем).

- знакомство с мелодией вокалиста – чтение с листа.

- работа над фактурой песни «Наш край».

- Н.Бордюг «Петушок» - характеристика фактуры аккомпанемента. Знакомство с мелодией солист – чтение с листа.

- просмотр видеозаписи выступления Тимура Аблякимова.

                                                                                                                     

  • Исполнение пьес инструментального направления.

- Вебер. Вальс, работа над акккомпанементом, знакомство с мелодией солиста.

- А.Гречанинов, «Вальс». Знакомство с фортепианным изложением.

- Работа над фактурой в пьесе Гречанинова.

3.Заключительный этап.                                                                                        

  • Подведение итогов
  • Оценивание работы учащихся.
  • Обсуждение результатов работы.

Вступительное слово с обоснованием выбранной темы.

     Тема моего открытого урока была определена, исходя из контингента учащихся, обучающихся в моём классе. На данный момент в моём классе обучаются двое учеников по общеразвивающей программе и оба в выпускных классах – 5 и 7-м. На мой взгляд было бы интересно провести специальную работу с учениками, имеющими определённые ограничения возможностей.

     В свете последних лет и тенденции, когда в учебных заведениях внедряются различные программы, позволяющие одновременно обучать детей с разными способностями, рассмотрение темы обучение таких детей в классе аккомпанемента может быть интересной.

      Аккомпанемент - очень интересная форма занятий пианистов.        Как известно, значительная часть учащихся ДМШ не планируют в будущем идти по профессиональному музыкальному путь, поэтому в средних и старших классах теряется интерес к занятиям, переключается внимание на серьёзное изучение предметов общеобразовательной школы. И вот на этом этапе, в средних классах, в заключительных классах ДМШ, появляются в программе уроки аккомпанемента. Они позволяют приобрести новые исполнительские навыки, расширить репертуарные рамки, познакомиться с произведениями вокальной и инструментальной музыки.

    Формирование концертмейстерских навыков тесно связано с освоением особенностей ансамблевой игры, поэтому к изучению аккомпанемента необходимо приступать после усвоения основных навыков исполнения в ансамбле.

    Освоение первоначальных навыков игры в ансамбле происходит с первых шагов обучения в инструментальном классе. Предмет ансамбля непосредственно связан с аккомпанементом. В начале – это ансамбль ученика и педагога, когда ученик исполняет мелодию, а педагог аккомпанирует; в таком творчестве ученик приобретает важный навык солирования.  Затем партиями меняются: простейший аккомпанемент поручается самому ученику, для того, чтобы научить его гибко сопровождать мелодию, исполняемую педагогом.  Здесь ученик приобретает навык аккомпанирования - умения отойти на второй план ради единого целого.

Более эффективным для развития концертмейстерских навыков является ансамбль с другим учеником. Это сплачивает учащихся разных возрастов, разной степени продвинутости, приучает особенно слушать друг друга, воспитывает чувство ответственности, даёт яркие эмоции. Выученное обязательно должно быть исполнено публично. Во время выступлений дети видят результаты своей работы, получают заслуженное одобрение в виде аплодисментов слушателей, среди которых любимые родственники. Это большой стимул для дальнейшего поддержания интереса к музыкальным занятиям.

   Наиболее передовые педагоги вводят в практику аккомпанемент уже после первого года обучения. Б.Барток в цикле «Микрокосмос» в первых тетрадях помещает ряд пьес, написанных на трёх строчках для пения с аккомпанементом. Приобретение навыка в этой области, несомненно, активизирует музыкальное сознание и память. Кроме того, развивается чувство гармонии и представление о правильной вокальной фразировке, что очень важно для дальнейших занятий. Наконец, аккомпанирование есть несомненный стимул и для развития детского музицирования.

     Предмет «Аккомпанемент» в работе с детьми, обучающимися по общеразвивающей программе, рассчитан на учеников 4-7 классов.

      Одним из важных постулатов в обучении детей - правильный подбор репертуара, что  способствует укреплению  уверенности в своих силах, активизирует интерес к занятиям музыкой. Особенно это важно в работе с детьми, обучающимися по общеразвивающей сокращённой программе.    Необходимо учитывать особенности этих детей: память, состояние здоровья нервной системы, развитие мышления, приспособляемость пианистического аппарата к инструменту, трудолюбие. Необходимо учитывать индивидуальные особенности учеников и их музыкальный, технический и общекультурный уровень развития.

В работе с учениками на уроках аккомпанемента необходимо выполнять определённые правила:

Как правило, работу с учеником необходимо выстраивать по этапам:

  1. знакомство с произведением,
  2. изучение партии солиста,
  3. фортепианного сопровождения,
  4. работа над трёхстрочной партитурой,
  5. исполнение с солистом,
  6. предконцертное исполнение.

2. Первые образцы произведений, должны быть самыми простыми, с минимальным по трудности текстом в спокойном темпе. У ученика должно быть время, чтобы следить за партией солиста глазами и не только за нотной строчкой, но и за текстовой, слушать ансамбль.

3. Необходимо выбирать произведения с различным типом фактуры по принципу от простого к более сложной

Типы аккомпанементов и характер фактуры сопровождений отличаются от общих видов фактуры. Их всего девять:

1.гармоническая поддержка

2.чередование баса и аккорда

3.аккордовая пульсация

4. фигурации

5. аккомпанемент смешанного типа

6. аккомпанемент дублирует сольную партию

7. аккомпанемент содержит небольшие отклонения от сольной партии

8. аккомпанемент включает отдельные звуки сольной партии

 9. мелодия сольной партии не входит в аккомпанемент.

4. Фундаментом исполнения в аккомпанементе всегда является линия баса. 

Её надо отдельно проучивать, выстраивая динамический план всего произведения. Как только ученик выучил партию солиста - это надо делать в первую очередь, необходимо выразительно исполнять бас с партией солиста.

5. На уроках аккомпанемента ученик, наряду со специальностью и теоретическими предметами, продолжает знакомство с различными формами музыкальных произведений – простой и сложной 2-х и 3-х частной, формой рондо, в вокальной – куплетной. В фортепианной партии часто нет подробных указаний штрихов, педали, часто не указана динамика, зато она указана в партии солиста. Поэтому, приступая к работе над произведением, преподаватель должен разобрать с учеником форму, определить кульминацию, особенности изложения, характер звучания, смысл музыкального содержания, функции каждой партии в общей партитуре, аппликатуру, штрихи, динамику.

6. Как правило, первые произведения рассчитаны на исполнение с вокалистом. Начинать работу  в  классе  аккомпанемента  лучше  с  вокальных  произведений, т.к. стихотворный текст  помогает  лучше  раскрыть  содержание  музыки.

   Приобретя некоторый опыт аккомпанирования солисту, необходимо взять в работу произведения из альбомов инструменталистов (скрипачей, виолончелистов, духовых инструментов). На этом этапе также следует выбирать произведения с простым аккомпанементом, мелодия в которых в основном в партии инструменталиста.

7. При работе над аккомпанементами в вокальных произведениях следует обращать внимание ученика на особенности, присущие голосу. Ученик в начале работы не знает законов художественно-певческого, и дыхания как физического процесса. В жизни дыхание осуществляется непроизвольно, в пении же оно сознательно регулируется. Различные по характеру произведения требуют различного дыхания. Учащийся должен знать, что дыхание меняется и при смене темпа, оно будет по-разному взято певцом, в зависимости от того, поет он спокойную и глубокую мелодию, или быструю и энергичную. При разучивании аккомпанемента пение вокальной партии обязательно. 

Учитывая тот факт, что в представленных песнях мелодия не имеет больших протяжённых фраз, можно определить, что представленные пьесы подходят для исполнения детьми. Поэтому работа над фразировкой ведётся исходя из дыхательных возможностей юных вокалистов. Ученик должен точно знать, где у солиста начинается фраза, где её вершина и окончание. Чем кропотливее и продуманнее будет эта работа, тем точнее и быстрее будут решены музыкальные задачи. Исходя из этого, будет выстраиваться динамический план в аккомпанементе.

Основной закон ансамбля - дышать одновременно с солистом.

В аккомпанировании флейтистам, трубачам, кларнетистам и другим исполнителям на духовых музыкальных инструментах много общего с аккомпанементом вокалистам, так и там, и там звук извлекается посредством дыхания. 

8. Учащийся может аккомпанировать солисту и по нотам, и наизусть.

9. Особенно тщательно должна продумываться педализация. Применение педали в аккомпанементе обязательно, так как является дополнительным средством музыкальной выразительности.

10.Современные технологии позволяют слушать изучаемые  произведения в записи других исполнителей; расширить кругозор, слушая произведения изучаемого композитора, тем самым прочувствовав особенности стиля автора; также с помощью видеозаписи можно улучшить качество собственного исполнения, проанализировав собственную игру.

Работа с учениками на уроке аккомпанемента, обучающимися по общеразвивающей программе.

    В своей работе с Аблякимовым Тимуром (7 кл) для начала мы взяли очень несложную известную песню Д.Кабалевского «Наш край». Выбор был сделан исходя из того, насколько хорошо ученик может читать с листа, ориентироваться в пространстве клавиатуры, учитывались его технические возможности. Также была поставлена задача успеть пройти как можно больше различных произведений, учитывая невысокую трудоспособность ученика.

    Прежде всего было проведено знакомство с фортепианной пьесой из сборника для младших классов. Она изложена в виде вальса в отличии от самой песни и её аккомпанемента.

   Одной из первых задач, выполняемых при разучивании пьесы, является проигрывание мелодии (партии вокалиста). Знакомство с мелодией было проведено с помощью текста этой фортепианной пьесы, т.к. там проставлена хорошая аппликатура. Также преподавателю необходимо пропеть эту песню с аккомпанементом. Для облегчения задачи запоминания учеником мелодии, пропевание мелодии проводилось регулярно каждый урок. Так же можно прослушать песню, найдя в интернете видеозапись. Вообще, ученик должен хорошо знать песню, чтобы суметь правильно аккомпанировать вокалисту.

   Хорошим способом для освоения партии аккомпанемента будет проигрывание партии левой руки, разбив её между двумя руками: бас – для левой, терции – для правой руки. Таким образом, на начальной стадии разучивания ученик и учитель могут сыграть пьесу с полным звучанием фактуры.

     Необходимо, чтобы ученик изначально имел правильное представление о степени сложности произведения. Когда фактура становится понятной, ученик обретает уверенность в своих силах и с большим успехом осваивает материал.          

В популярной песне фортепиано имеет только аккомпанирующее значение, выполняя лишь гармоническую и ритмическую функцию.

    Затем можно приступить к работе над самой пьесой для голоса и фортепиано. Аккомпанемент в ней на первый взгляд ешё проще, чем в ф-п пьесе. Однако сложностью для Тимура оказалась четвертная пауза на 2-й доле такта. Необходимо было постоянно играть со счётом.

    Был проведён разбор формы (куплет-припев), определён характер, вид фактуры (в котором мелодия не дублируется в партии пианиста).

    Специальное проучивание потребовалось для 17-24 тактов, т.к. здесь тип фактуры меняется на гармоническую поддержку; здесь необходимо выстроить звуки по вертикали в интервалы. Ученику пришлось учить эту часть пьесы наизусть.

 Изучение произведений инструментального направления.

    Для изучения во втором полугодии в работе с Аблякимовым Тимуром был определён Вальс А.Гречанинова, переложение известной фортепианной пьесы для скрипки и фортепиано. Предварительно было проведено знакомство с фортепианной пьесой в исполнении преподавателя.

    Также можно прослушать видеозапись в интернете с обязательным визуальным знакомством с текстом.

    Очень удобно знакомиться с мелодией по нотам пьес для фортепиано, т.к. там уже проставлена хорошая аппликатура. На уроке был проведён анализ формы (простая трёхчастная- что также является большим упрощением для ученика), определение характера, темп.

    Также важной сделать акцент на басовой ноте в начале каждого из двутактов во 2-й части. В нотном примере это будут ноты «ре» и «до» малой октавы.

    Партия левой руки была специально проучена с педалью.

    Особое внимание следует уделить переходу из 2 части в третью, где появляются дополнительные голоса и подголоски, требуется определённая аппликатура для удобства исполнения, а также некоторое замедление перед началом репризы третьей части.

     В общем ученик справился с пьесой без особых затруднений. Возможно благодаря тому, что пьеса часто на слуху и хорошо запоминается, а также бОльшему количеству времени, которое ученик потратил на изучение пьесы.

     В работе с Тайре был выбран Вальс К.Вебера.

    Этот тип вальса носит концертный характер. Это можно увидеть в изложенном музыкальном материале: очень часто вступление такого рода встречается в вальсах Штрауса или Шопена, и носит «организующий» характер, как бы «притягивая» внимание слушателей. Поэтому и исполнение вступления должно быть «на подъёме».

    Не лишним будет прослушание вальсов других композиторов, чтобы рпочувствовать стиль вальса.

    Поскольку мелодия солиста носит чисто инструментальный характер (построена на широких восходящих и исходящих интервалах), это может составить большую трудность и неудобство при ознакомлении с ней самому ученику. Тайре не имеет достаточной растяжки игрового аппарата, что составляло сложность при интонировании мелодии. К тому же чтение с листа также представляет сложность. Поэтому пришлось играть с большим трудом с многократным повторением.

Однако это необходимо было сделать, т.к. подобная проработка помогла в исполнении более простых групп нот во 2-й части.

    Здесь мы шли от более сложной задачи к простой и это помогло в определённой степени увеличить возможности правой руки, её гибкости и плавности в исполнении. Благодаря этому ученица смогла развить слуховую координацию и «объединить» в своём музыкальном восприятии партию солиста и свою собственную, что составляло определённую сложность при «наложении» восходящих и одновременно нисходящих мелодических линий, а также смогла сохранить темп при исполнении большего количества нот.

   Вообще, тип фактуры в 1 и 3 частях не представляет определённой сложности. Басовые ноты учились играть глубже, заполнения – тише, на нон легато. Партию левой руки учили с педалью на сильную долю.

   Поскольку вальс компактный по своей форме, необходимо его играть с репризами в каждой части. Чтобы звучание произведение не было однообразным, каждое повторение надо сыграть отличным образом от первого: если первое проведение было сыграно на пиано, то повтор должен быть на форте, и наоборот. Необходимо соблюсти динамический контраст.

    При завершении работы над произведением можно провести видеозапись, чтобы услышать качество исполнения и провести его анализ.

    В общем, ученица справилась с произведением неплохо, старалась выполнять все задания.

Заключение.

     Необходимо отметить, что при всей особенности работы с учениками, обучающимися по общеразвивающей программы, заметно увеличился их интерес к музыкальным занятиям, а также положительно сказалось на изучении произведений по специальности. Ученики стали стабильнее выполнять домашние задания, увереннее чувствовать себя за инструментом, стали более музыкальными и пр.

    Работа в классе аккомпанемента ставит перед учениками разнообразные задачи. Однако, на уроках аккомпанемента, в первую очередь, стоит обратить внимание на те моменты, где в партиях солиста и аккомпаниатора совпадают штрихи, и, раскрыв смысл и характерность штриха, согласовать звучание фортепиано с тембровой окраской и приёмами звукоизвлечения солирующего инструмента.

    Работая над вокальным произведением, ученик должен научиться бережному отношению к литературному тексту, вникать в замысел автора. Он должен знать, при каких обстоятельствах произведение возникло. Работа над многими вокальными произведениями поможет ученику расширить свои представления о мире человеческих чувств и отношений.

    Конечно, привить такой объем навыков за то время, которое отводятся на аккомпанемент по учебному плану трудно. Поэтому преподавателю в первую очередь надо сосредоточиться на первостепенной задаче -  способствовать музыкальному развитию, развитию эстетических вкусов учеников на лучших образцах классической русской и зарубежной музыки.

   Люди, воспитанные музыкально, имеют несомненные преимущества: им свойственна более тонкая душевная организация, что позволяет ярче, эмоциональней воспринимать окружающую действительность. А полученное музыкальное воспитание позволяет пополнять ряды подготовленных слушателей, заинтересованных любителей. Ибо известно, что «музыкальные убеждения» складываются еще в раннем возрасте. В свою очередь, приобретение начальных навыков концертмейстера и участника камерного ансамбля стимулирует художественное мышление и музыкальное сознание детей. Вспомним слова А. П. Бородина: «Я глубоко убежден, что камерная музыка представляет одно из самых могущественных средств для развития музыкального вкуса и понимания».

Список использованной литературы.

  1. Брянская Ф. Формирование и развитие навыков чтения с листа. М. 2007.
  2. Кубанцева Е. И. Концертмейстерский класс. М. 2002.
  3. Камчаткина Л.А. Развитие концертмейстерских навыков у детей дошкольного и младшего школьного возраста
  4. Кноль Н.А. Методическое сообщение «Воспитание концертмейстерских навыков в классе аккомпанимента» г. Калининград 2017
  5. Аккомпаниатор. Хрестоматия по аккомпанементу для учащихся старших классов ДШИ., сост. Е.Тебина – Спб 2009г.
  6. Визная И., Геталова О. Аккомпанемент. Авторская программа для ДШИ и ДМШ; 2012г.
  7. Мур Дж. Певец и аккомпаниатор. Воспоминания, Размышления о музыке – М.: «Сов. Композитор»,1997г.
  8. Ручьевская Е. Слово и музыка:Л., Музыка, 1960г.
  9. Шендерович Е. В концермейстерском классе. Размышления педагога: М.; Музыка, 1986г.