О балете «Весна священная» в постановке Нижинского

Небольшая заметка о балете И. Ф. Стравинского "Весна священная" в постановка В. Ф. Нижинского. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

О балете «Весна священная» в постановке Нижинского

Видели ли вы когда-нибудь дикое язычество? Ассоциируется ли это понятие у вас с балетом? Представляли ли Вы себя древним человеком, в котором все инстинкты пробуждаются острее, в крови царит дух первобытности, жестокости, а обряды погружают тебя в гипнотическое и шаманское состояние? И это всё изображается… на сцене. Тогда Вам нужно будет окунуться в мир балета «Весна священная». Это балет русского композитора Игоря Стравинского, премьера которого оставила много толков, споров, дискуссий и поразила публику с первого показа. 29 мая 1913 года состоялась премьера балета в театре Елисейских Полей в Париже. Благодаря каким деятелям искусства балет произвёл такой фурор и одновременно шок? В постановке участвовали художник Николай Рерих (автор декораций, костюмов, либретто) импресарио Сергей Дягилев и хореограф Вацлав Нижинский.

Особый вклад в постановку внесла хореография Вацлава Нижинского. Поворотным моментом в участии Нижинского в балете стала его встреча с Сергеем Дягилевым, известным продюсером музыкальных постановок, организатором выставок. К тому времени Вацлав Нижинский блистал в балетных постановках Фокина, был уже выдающимся танцором и хореографом, одним из лучших балетмейстеров. Дягилев был глубоко вовлечен в постановку и реализацию хореографии Нижинского и был одержим идеей продвижения русской музыки и живописи за рубежом. В 1909 году, Дягилев поехал в Париж с "русскими" балетами Стравинского, среди которых была «Весна священная». Нижинский создал такую хореографию, которая была прорывом в сфере классического балета. Постановка стала революционной и вышла за рамки условностей. Во время премьеры "Весны священной" в зале вспыхнуло негодование. Публика не оценила оригинальность и сложность показа языческих обрядов посредством музыки. Толпа вела себя крайне неадекватно, все смеялись, свистели, кто-то даже падал в обморок. По словам Рериха, постановка балета и сюжет могли пробудить в людях первобытные инстинкты.

Сюжет балета был взят из языческих мифов. Главной героиней является молодая девушка, принесшая себя в жертву, танцуя до самой смерти. Как вспоминал сам композитор, идея такого сюжета пришла ему во сне. Содержание «Весны священной» излагается композитором так: «Светлое Воскресение природы, которая возрождается к новой жизни, воскрешение полное, стихийное воскрешение зачатия всемирного».

Благодаря постановке Нижинского, балет приобрел индивидуальность среди других. Все каноны классического танца были убраны, разведенные мыски ног были сведены друг на друга, изображая косолапость. Согнутые ноги балерин попросили изменить на прямые ноги. Таким образом, пропала лёгкость в прыжке. Древние люди были представлены как настоящее варварское племя, земные до мозга костей, какими породила их мать-природа. Люди бились в конвульсиях при совершении обряда, подобно первобытным шаманам.

Часто бывало, что замысел Нижинского не соответствовал движениям танцоров. Стравинский жаловался, что танцоры не следовали за музыкой, Нижинскому приходилось много работать над их пластикой, часто они расходились с ритмом и размером при счёте. Стравинский часто критиковал постановку балета, и после провала первого спектакля дал хореографу Мясину возможность поставить балет ещё раз. Позднее Стравинский признавал, что лучшей постановки, чем у Нижинского, он не видал. Несмотря на первый провал, Сергей Дягилев признал, что балет был поставлен успешно, но публика придёт к пониманию этого сочинения спустя годы.

Прошло несколько лет, «Весна Священная» обрела успех в лучших театрах и концертных залах мира. Не зря говорят, что для понимания настоящего шедевра нужно время. И оно пришло. Интерес к постановке этого балета наблюдается и, по сей день. В 2013 году балет был поставлен балетной труппой и оркестром Мариинского театра с постановкой Нижинского. Ведь именно она заставляет сердца вздрогнуть, ошеломлять публику, шокировать действием и поражать движениями.