«Раскрытие авторского замысла в зарисовках Н.Жиганова»

Методические рекомендации к фортепианному циклу «12 зарисовок Н. Жиганова»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zinnatullina_v.m._statya.docx19.66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Зиннатуллина В.М.

«Раскрытие авторского замысла в зарисовках Н.Жиганова» - методические рекомендации к фортепианному циклу «12 зарисовок Н. Жиганова»

Творчество выдающегося татарского композитора Н. Жиганова его наследие вошло в золотой фонд отечественного многонационального музыкального искусства.

Фортепианный цикл «12 зарисовок» Назиба Жиганова.

Зарисовка – это быстрый набросок. Цель зарисовки отобразить что-то важное, уловить суть момента музыкального произведения, передать характер.

Зарисовка 1. Пьеса близка к народным песням. В ней мы видим и задушевный напев, и бесконечный мелодический разлив, и широту дыхания, спокойное повествование при глубине лирического чувства. Характер – глубокое размышление философского раздумья. При исполнении необходимо стремится петь на рояле, в партии левой руки слушать гармоническое тяготение. Подобное слышание поможет преодолеть статичность исполнения.

Пьеса основана на пентатонном ладу минорного наклонения. Минор здесь создает образ. В начале зарисовки мыслить от баса. Погрузив левую руку в рояль, ощущая движение к пятому пальцу правой руки, рисовать объединяющую линию кистью. Пальцы теплые контактируют с клавишами. Необходимо собрать и объединить фразу по лиги. «legato» исполняется неторопливо и плавно. Украшение исполнять мелодичнее, передавая тембр курая. В левой руке слушаем движение басовых ходов. В достижении красочного звучания – важная роль принадлежит педализации. Пьеса – словно погружающая в воспоминание. В «accel» необходимо показать волнение. В конце зарисовки аккорды исполнить тепло, призрачно.

Зарисовка 2. Это пьеса танцевального склада. Представляет собой остроумную народную сценку. В ней воспевается красота жизни, в которой ключом бьет радость. Тема этой пьесы является обобщением народных песен. Мелодия имеет поступенное пентатоническое движение. В ней чередуются проведение тем в разных регистрах, а всплески октавных ходов создают эффект внезапности. Все эти выразительные средства, требуют от исполнителя остроты слышания и точности звукового воплощения. Тема, написанная в характере народных песен, отличается большой динамичностью и многообразием выразительных средств. Эта зарисовка танцевальная, шутливая. В ней четко выделяются два образа: мужской и женский. Во время исполнения необходимо обращать внимание на достаточно плотное начало, выделение доли и равномерное движение шестнадцатых, не выталкивая слабую долю. В низ идущим аккордам надо придать движение, избегать статичности. При повторе темы мужского образа (4 строка) необходимо сыграть более сурово и горделиво, стремясь к завершающей фразу ноте «Соль». В этой пьесе рука должны быть, как бы говорящей, выразительной, передавая игривость мелодии. Педаль также контролируется слухом. Она должна быть не передержанной и чистой.

Зарисовка 3. Через эту зарисовку проходит единая драматическая линия - воспевается красота жизни. В ней два образно-фактурно-контрастных плана, как бы разъяты во времени. В первом – движение хорально-аккордовой ткани, во втором – вступает речитативные фразы, изложенные двухголосно в квартовом и квинтовом удвоении мелодической линии. Два плана разделены не только фактурно, но и метроритмически. Здесь важно ученику передать непрерывность смыслового движения каждого кусочка, полифоническую мысль. В этой зарисовке встречается не присущая Жиганову не симметричность строения не четных размеров 5/4, 6/4, в место обычно четных простых размеров. Необходимо уделять внимание на гибкость ритмических структур, особенно триолей. Тема заимствована из кладовой национального фольклора. В ней звучит и свойственные народным темам «бесконечный мелодический разлив» и широта дыхания, спокойствие при глубине лирических чувств. Нужно найти моменты дыхания рук и следить, чтобы оно не было утрачено. В начале представить гармонию, не торопясь играть таинственно. Можно представить заколдованный лес, где шагают не торопливо длинные аккорды (до минор и си бемоль минор), а возможно это пение грустной птицы перед рассветом. Шаги повторяются, мы все дальше и дальше входим в глубь леса, ощущая нарастающее волнение. В ответ аккордам звучит одинокая нота в верхнем регистре, как капелька с палитры,упавшая на холст. Кончик пальца в это время сосредоточен. Необходимо выстраивать длинную фразу, уметь спеть ее – тянуть, чтобы не было кусками. Педаль, запаздывающая на четвертных – после каждого аккорда. По пути необходимо слушать по нижнему голосу аккорды. Размер 4/4. Речитатив исполнять взволнованно, не терять полифоническую мысль. Исполнять плотным звуком, изображая игру двух кураев. Отделить фрагмент, проходящий в размере 6/4, играть его не навязчиво – это татарская попевка. Встречающиеся одинаковые проведения фраз необходимо разнообразить по звуку. Желательно комплексное звучание всей ткани.

Зарисовка 4. Радость бьет ключом. Моторика шестнадцатых сразу вводит в водоворот активного действия. Чтобы изобразить переполох необходимо руку поставить на позиции и играть плотным звуком. В этой зарисовке мы видим постоянную смену ритмического рисункав сочетании с непрерывной остротой пульсации. Использовать прием, напоминающий стряхивающее движения. Тема в унисон, играть плотно, вести по правой руке. Все эти выразительные средства требуют от исполнителя остроты и точности звукового воплощения. Здесь необходимо вести плотное легато в унисон с правой рукой. В завершающем такте взять активно аккорды и отчетливо крепкими пальцами уйти к последней нотки.

Зарисовка 11. Очень живая веселая, озорная пьеса - танец. Начнем с отработки по 2 такта с дальнейшем объединением в единую мысль. В пьесе видим смену размера. Встряхивающие движения очень важны. В размере 8/4 мыслим шаги восьмушек. Делая звуковой подъем, смело ведем мелодический рисунок. В размере 2/4 чувствовать движение мелодии в левой руке. Октавное изложение темы провести плотно, а заключительную часть, начиная мягко, таинственно, постепенно усиливать звук и блестяще уйти на конец крепкими четкими пальчиками.

Заключение. Хочется еще раз подчеркнуть красоту фортепианной музыки Назиба Жиганова. Его творчество связанно с народными истоками. Важно не ограничиваться постановкой и решением в них чисто технических задач, а стремиться проникнуть в интересный авторский замысел.