Программа по предмету "Хор"

Рощина Карина Валерьевна

Программа по ХОРУ для обучающихся по предпрофессиональной программе "Хоровое пение" детских школ искусств

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Хор333.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВАЛДАЙСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА  «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»

Предметная область

ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

по учебному предмету 

ПО.01.УП.01.ХОР

Разработчик:

преподаватель ДШИ

Рощина К.В.

г.Валдай, 2017г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа        учебного предмета «Хор» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Хоровое пение».

Учебный предмет «Хор» является основным предметом обязательной части.

Актуальность этого предмета в том, что он  направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хорового пения, на эстетическое воспитание и художественное образование, духовно-нравственное развитие ученика, на овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира и Российской Федерации.

Цель и задачи учебного предмета «Хор».

Цель: развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области хорового исполнительства, а также выявление наиболее одаренных детей в области хорового исполнительства и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования по профилю предмета.

Задачи:

  • развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;
  • развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;
  • формирование умений и навыков хорового исполнительства;
  • обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению нот с листа;
  • приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и
  • публичных выступлений;
  • формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

Срок реализации учебного предмета «Хор» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет (с 1 по 8 классы). Срок освоения учебного предмета «Хор» может быть увеличен на один год при 9-летнем сроке реализации образовательной программы «Хоровое пение».

Объем учебного времени,  предусмотренный учебным планом  образовательного учреждения на реализацию предмета «Хор»:

Содержание

1-8 классы

9 класс

Количество часов на

аудиторные занятия

921

132

Количество часов на

внеаудиторные занятия

362

66

Общее количество часов на весь период обучения

1283

198

 Аудиторные занятия

1-4 кл. – 3 часа в неделю

5-9 кл. – 4 часа в неделю

Внеаудиторные занятия (самостоятельная работа)

1-5 кл – 1 час в неделю

6-9 кл. – 2 часа в неделю

Кроме выполнения домашнего задания программой предполагаются следующие виды внеаудиторной работы:

- выполнение домашнего задания;

- подготовка к концертным выступлениям;

- посещение        учреждений        культуры        (филармоний,        театров, концертных залов и др.);

- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской        деятельности        образовательного учреждения, выезды хорового коллектива на конкурсы, фестивали в другие города, в т.ч. за рубежом.

 Форма проведения учебных аудиторных занятий

Форма хоровых занятий - групповая (от 11 человек) или мелкогрупповая (от 4 до 10 человек). По ансамблевым предметам от 2 человек. Продолжительность урока – 40 минут.

При организации занятий целесообразно делить хор на два основных состава – младший и старший. При этом ученики 1 класса объединяются в отдельную группу, где получают элементарные вокально-хоровые навыки. Соединение первоклассников с учащимися 2-3 классов происходит только на сводных репетициях.

По необходимости, при достаточном количестве обучающихся, возможно проведение занятий хором следующими группами: младший хор: 1 класс

средний хор: 2-4 классы

старший хор: 5-8(9) классы

На определенных этапах разучивания репертуара возможно деление хора по партиям, что дает возможность более продуктивно прорабатывать хоровые партии, а также уделять внимание индивидуальному развитию каждого ребенка.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала);
  • наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);
  • практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной  проработки и последующая организация целого, репетиционные занятия);
  • прослушивание записей выдающихся хоровых коллективов и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающихся;
  • применение индивидуального подхода к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

 Описание        материально-технических        условий        реализации программы

Для успешной реализации данной программы необходимы:

  • просторный хоровой класс с достаточно ярким освещением, хорошо проветриваемый, с хорошей акустикой и со специальными хоровыми скамейками в три яруса;
  • рояль;
  • необходимая мебель (стол преподавателя, стулья, стеллажи и шкафы для нот, дирижерский стул, пульт, рояльный стульчик);
  • телевизор, видеомагнитофон, аудиомагнитофон, DVD-проигрыватель, а также видео-, аудиокассеты, DVD-диски и т.п.);
  • достаточное количество нотной и методической литературы;
  • наглядные пособия (портреты композиторов, стенды для просветительской и воспитательной работы и хористами);
  • наличие в классе достаточного количества партитур каждого изучаемого хорового произведения, а так же наличие не менее 25 экземпляров каждого из авторских сборников, применяемых в классной работе.

Освоение данной программы возможно при постоянной (регулярной) последовательной творческой совместной работе хористов и преподавателей, при минимуме пропусков уроков и при активном посещении сводных репетиций.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Требования по годам (этапам) обучения

В течение учебного года планируется ряд творческих показов: открытые репетиции для родителей и преподавателей, отчетные концерты, мероприятия по пропаганде музыкальных знаний (концерты-лекции в общеобразовательных школах, в культурно-досуговых центрах и пр.), участие        в        смотрах-конкурсах,        фестивалях,        концертно-массовых мероприятиях.

За учебный год в хоровом классе хорового отделения должно быть пройдено примерно следующее количество произведений: младшая и средняя группы – 20-25; старшая группа – 18-20.

Основные принципы подбора репертуара:

Огромное значение имеет подбор репертуара. Отбирая репертуар, педагог, помимо прочего, должен помнить о необходимости расширения музыкально-художественного кругозора детей, о том, что хоровое пение – мощное средство патриотического, эстетического, нравственного воспитания учащихся. Поэтому произведения русской и зарубежной классики должны сочетаться с песнями современных отечественных композиторов и народными песнями разных жанров.

1. Художественная ценность произведения.

2. Необходимость        расширения        музыкально-художественного кругозора детей.

3. Решение учебных задач.

4. Классическая музыка в основе (русская и зарубежная в сочетании с произведениями        современных        композиторов        и        народными        песнями различных жанров).

5. Создание художественного образа произведения, выявление идейно-эмоционального смысла.

6. Доступность: а) по содержанию; б) по голосовым возможностям; в) по техническим навыкам.

7.        Разнообразие:        а)        по        стилю;        б)        по        содержанию; в) темпу, нюансировке; г) по сложности.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Младший хор

Певческая установка.

Осанка певца в хоре, свободное положение корпуса, мышц шеи, головы, спины. Навыки пения сидя и стоя.

Певческое дыхание.

Дыхание перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры. Знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном» дыхании).

Интонационные навыки.

Работа над унисоном         в хоре в произведениях с сопровождением. Вокально-интонационные упражнения на развитие качественного унисона в хоре. Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора.

Устойчивое интонирование одноголосного пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных одноголосных песен без сопровождения.

Звуковедение.

Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных; способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нон легато и легато. Нюансы (меццо-форте, меццо-пиано, пиано, форте).

Ансамбль.

Воспитание навыков понимания дирижерского жеста. Элементарные требования: указания дирижера «внимания», «дыхание», «начало», «окончание» пения; понимание требований, касающихся агогических и динамических изменений. Воспитание навыков слушания других певцов в хоре в процессе исполнения.

Дикция.

Развитие дикционных навыков. Гласные и согласные, их роль в пении. Взаимоотношения гласных и согласных в пении. Отнесение внутри слова согласных к последующему слогу. свободная работа артикуляционного аппарата детей, работа над округлением гласных, одновременное произнесение согласных в процессе пения.

Метроритм.

Выработка ритмической устойчивости при исполнении произведений с простым ритмом, ощущение ритмической пульсации в произведениях, определение сильной доли, использование при работе с хором особых ритмических фигур – пунктирного ритма, синкоп.

Формирование исполнительских навыков.

Анализ словесного текста и его содержания. Грамотное чтение нотного текста по партиям и партитурам. Разбор тонального плана, ладовой структуры, гармонической канвы произведения.

Членение на мотивы, периоды, предложения, фразы. Определение формы (куплетная,  двухчастная, трехчастная, рондо и пр.).

Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания. Взаимопроникновение двух элементов при исполнении фразы и всего произведения – динамического и агогического. Различные виды динамики. Многообразие агогических возможностей исполнения произведений: пение в строго размеренном темпе; сопоставление двух темпов (медленный, быстрый); замедление и ускорение в середине произведения; различные виды фермат. Развитие  выразительности исполнения, осмысленное артистическое исполнение программы.

Требования к контрольным урокам

При переходе учащихся из младшего хора в средний преподавателю необходимо        руководствоваться        оценкой        индивидуального        овладения вокально-хоровыми        навыками     каждого     ребенка        на        данном        этапе. Промежуточная аттестация проводится в конце учебного года в виде контрольного урока. Следует учитывать текущую работу ученика на протяжении всего обучения в данном хоровом        коллективе. К моменту перехода ребенка из младшего в средний хор преподаватель на переводном зачете, прослушивая каждого учащегося, должен обратить внимание на хоровые умения и знания, которыми он должен овладеть в младшем хоре:

1.Основные навыки певческой установки - пение сидя и стоя. 2.Овладение первичными навыками интонирования. 3.Начальное овладение цепным дыханием.

4. Начальное использование звуковедения legato.

Примерный репертуарный список

1.Рус. нар. песня, обр. Н.Римского-Корсакова «Ходила младешенька» 2. Рус. нар. песня, обр. В.Кикты «В темном лесе»

3. Рус. нар. песня, обр. П.Чайковского «Речка»

4. Англ. нар. песня, обр. А.Моффита «Про котят» 5. Нем. нар. песня, обр. В.Каратыгина «Весна»

6. А.Лядов, сл. народные «Зайчик»

7.А.Аренский, сл. А.Майкова «Расскажи, мотылек» 8. М.Ипполитов-Иванов «Коза и детки»

9. В.Калинников «Киска»

10. Й.Гайдн «Мы дружим с музыкой» 11. Э.Григ «Детская песенка»

12. Б.Барток «Лиса»

13. П.Хиндемит Детская опера – игра «Мы строим город»: №1 14. З.Компанеец, сл. В.Семернина «Первые ноты»

15. В.Семенов, сл. Л.Дымовой «Если снег идет» 16. Е.Подгайц «Goodnight»

17. Г.Струве, сл. Н. Соловьёвой «Моя Россия»

Примерные программы выступлений.

  1. Й. Гайдн «Мы дружим с музыкой»
  2. И. Арсеев «Я не зря себя хвалю»
  3. Ю. Тугаринов «Оркестр чудаков»
  4. В. Калинников «Тень-тень»
  5. Ж. Металлиди «В деревянном башмаке»

  1. Л. Бетховен «Малиновка»
  2. Ц. Кюи «Сквозь волнистые туманы»
  3. Д. Кабалевский «Наш край»
  4. Р.н.п. «Блины»
  5. И. Хрисаниди «Волшебная свеча»

  1. Л.Бетховен «Сурок»
  2. Й. Гайдн «Старый добрый клавесин»
  3. И. Дунаевский «Песенка о капитане»
  4. Польская н.п. «Слезы утри»
  5. И. Хрисаниди «Посидим в тишине»
  6. Л. Марченко «Рождество»

Средний хор.

Певческая установка.

Правильное положение головы, корпуса, умение правильно сидеть и стоять во время пения.

Певческое дыхание.

Дыхательные        упражнения перед началом пения. Начало звука. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера и темпа исполняемого произведения. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное        - в медленных). Знакомство с навыками «цепного дыхания» (пение выдержанного звука в конце произведения). Упражнения на активность дыхательного процесса, умение распределять свое дыхание на фразу, наполнять звук воздухом и филировать его.

Музыкальный звук.

Развитие музыкального слуха у учащегося. Работа над унисоном и единой манерой пения. Чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада. Умение хорошо слышать себя и соседа-певца, игра «эхо»; чередование по фразам пения вслух и «про себя»; «передача фразы» - исполнение мелодии целиком по очереди группами хора. Куплетная форма (запев, припев), сочетание запевов солиста или группы солистов с хором.

Дикция.

Развитие дикционных навыков. Пение скороговорок. Гласные и согласные, их роль в пении. Взаимоотношение гласных и согласных. Отнесение внутри слова согласных к последующему слогу.

Звукообразование.

Элементы работы над звукообразованием. Положение рта, свободной нижней челюсти, головной резонатор. Естественный свободный звук без крика и напряжения (форсирования). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных. Красота и естественность звучания голоса. Владение регистрами. Постепенное расширение диапазона. Способы формирования гласных в различных регистрах (головное звучание). Навыки        legato (распевание        слогов)        и        других        штрихов. Пропевание      отдельных музыкальных фраз на «legato» и «non legato», стремление к напевному звуку, кантилене.

Темп, ритм, пульс.

Продолжение работы над интонированием. Чистое интонирование ступеней мажорного и минорного лада. Особенности исполнения восходящих и нисходящих попевок. Развитие начальных навыков «слушания себя со стороны». Устойчивое        интонирование одноголосных мелодий        при        сложном аккомпанементе. Работа над координацией слуха и голоса. Пение несложных двухголосных песен с сопровождением. Навыки многоголосия. Канон. Пение несложных двухголосных произведений без сопровождения.

Пение        a        cappella.        Совершенствование        навыков        пения        без сопровождения на более сложном репертуаре.

Дирижерский жест.

Понятие и понимание дирижерских жестов. Указания дирижера: «внимание», «дыхание», «начало», «окончание», «фермата», «ritenuto», «цезура» и др. Понятия crescendo и diminuendo. Владение нюансами (филировка звука).

Партитура.

Пение нотного текста по партитуре. Пение по отдельным голосам, соединение        двух        голосов,        пропевание        отдельными        интервалами по вертикали. Умение самостоятельно, грамотно разобрать партитуру 2-3 голосного произведения. Формообразование: фраза, предложение,        цезура,        повторность,        изменяемость,  ощущение фразировки как структурной ячейки музыкальной формы. Звуковысотность: направление     движения     мелодии,        повторность звуков, поступенность, скачкообразность и др. Ритмическая организация музыки: пульс, темп. Динамические оттенки. Штрихи.

Требования к контрольным урокам

При переходе учащихся из среднего в старший хор на контрольном уроке преподаватель также в индивидуальной форме определяет готовность данного ребенка петь в старшем хоре. Основными критериями перевода учащегося на следующую ступень являются:

1.Единство звукообразования.

2.Овладение «высокой вокальной позицией». 3.Умение свободно петь двухголосные произведения.

 

4.Овладение        навыками        интонирования        произведений        без сопровождения.

5.Сформированное пение legato и non legato. 6.Развитая певческая дикция.

7.Расширение диапазона голоса.

Примерный репертуарный список

1. Рус. нар. песня, обр. А.Луканина «Как у наших у ворот» 2. Рус. нар. песня, обр. Л.Абелян «На зелёном лугу»

3. Рус. нар. песня, обр. С.Благообразова «Со вьюном я хожу» 4. Рус. нар. песня, обр. С.Прокофьева «На горе-то калина»

5. Рус. нар. песня, обр. Н.Римского-Корсакова «Я на камушке сижу» 6. Швед. нар. песня, обр. Г.Хэгга «Речной царь»

7. Швейц. нар. песня, обр. Р.Гунд «Кукушка»

8. Словац. нар. песня, обр. И.Ильина «Учёная коза»

9. Словен. нар. песня, обр. Е.Подгайца «Вечерняя песня» 10. Индонез. нар. песня, обр. Е.Верника «Прогулка с отцом» 11. Англ. нар. песня, обр. Г.Саймона «Lovesomebody»

12. Спиричуэл, обр. Г.Саймона «Колыбельная песня»

13. Ю.Тугаринов, сл. П.Синявского «Если б не было хвостов» 14. В.Семёнов «Звездная река»

15. М.Балакирев, сл. А.Арсеньева «Колыбельная песня» 16. Е.Адлер, сл. М.Карема «На мельнице жил кот»

17. Е.Подгайц, сл. Вл. Степанова «Происшествие» 18. Г.Пёрселл «Strike the viol»

19. Й.Гайдн, рус. текст Я.Серпина «Пастух»

20. Дж.Гершвин, сл. А.Гершвина «Clap your hands!» 21. Э.Григ, сл. А.Мунка «Заход солнца»

22. С.Соснин, сл. В.Степанова «Лунный зайчик»

23. Г.Струве, сл. Н.Соколова «Лягушка-попрыгушка» 24. Я.Дубравина, сл. Е.Руженцева «Родная земля»

25. М.Славкин, сл. В.Орлова «Почему сороконожки опоздали на урок» 26. М.Парцхаладзе, сл. М.Пляцковского «Лягушонок»

27. Ф.Шуберт, обр. Д.Мура «Sanctus»

28. Д.Тухманов, сл. Ю.Энтина «Зачем мальчишкам карманы» 29. М.Славкин, сл. Е.Коргановой «Баба-Яга»

30. В.Гаврилин, сл. А.Шульгиной «Мама»

31. Е.Зарицкая, сл. Н.Шумилина «Под Новый год» 32. А.Гурилев, сл. Н.Огарёва «Внутренняя музыка»

33. М.Балакирев, сл. А.Арсеньева «Колыбельная песня»

Старший хор

Певческая установка. 

Закрепление навыков, полученных ранее. Дыхательные упражнения. Задержка дыхания перед началом пения. Исполнение пауз между звуками без смены дыхания (staccato). Работа над дыханием как важным фактором выразительного исполнения. Пение на опоре. Совершенствование навыков «цепного дыхания» на длинных фразах, не имеющих пауз; на длинных звуках или аккордах в несколько тактов; пение произведения целиком на «цепном дыхании».

Закрепление навыков звуковедения.

Развитие свободы и подвижности артикуляционного аппарат за счёт активизации работы губ, языка. Выработка дикционных навыков в быстрых и медленных темпах. Сохранение дикционной активности при нюансах пиано и пианиссимо. Контроль и освобождение певческого аппарата. Ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса.        Высокая        вокальная        позиция. Использование        скачкообразных движений и полутоновых интонаций. Совершенствование навыка пения a cappella. Умение слышать сочетание интервалов в исполнении произведения на два-три голоса.

Совершенствование        ансамбля        и        строя. 

Закрепление навыков, полученных ранее. Достижение чистоты строя в произведениях различного склада изложения и с различными средствами музыкального языка.

 Многоголосие.        

Развитие навыка интервального,        аккордового мышления. Выработка чистой интонации при двух-, трехголосном пении. Владение навыками пения без сопровождения. Для продвинутых групп – более сложные навыки многоголосия.

 Формирование исполнительских навыков.

Анализ словесного текста и его содержания. Свободное и грамотное чтение нотного текста по партиям и партитурам. Разбор тонального плана, ладовой структуры, гармонической канвы произведения.

Членение на мотивы, периоды, предложения, фразы. Определение формы (куплетная, двухчастная, трехчастная, рондо и пр.).

Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания. Взаимопроникновение двух элементов при исполнении фразы и всего произведения – динамического и агогического. Различные виды динамики. Многообразие агогических возможностей исполнения произведений: пение в строго размеренном темпе; сопоставление двух темпов (медленный, быстрый); замедление и ускорение в середине произведения; различные виды фермат.

Воспитание навыков понимания дирижерского жеста. Сознательное отношение ко всем указаниям дирижера, касающимся художественно-исполнительского плана произведения.

Вычленение кульминационных разделов. Выявление идейно-эмоционального смысла,        работа        над        художественным  образом. Использование дополнительных средств в исполнении. Использование приемов запева солиста (или группы солистов) с хором, варьирование элементов хоровой и оркестровой (фортепианной) аранжировки и пр. Использование других различных шумовых и музыкальных инструментов помимо фортепиано. Исполнительскому воплощению произведений, яркости, праздничности концерта-действа      всячески способствует      использование        элементов театрализации. Исполнительские        приемы     при        этом     должны        быть художественно оправданы, не превращаясь в развлечение или в способ демонстрации «эффектов», отвлекающих от музыки.

        Примерные репертуарные списки

1. Рус. нар. песня, обр. В.Попова «Уж вы, мои ветры»

2. Рус. нар. песня, обр. А.Новикова «Ой, да ты, калинушка» 3. Рус. нар. песня, обр. М.Анцева «Ленок»

4. Рус. нар. песня, обр. С.Благообразова «Ай, на горе дуб, дуб» 5. Рус. нар. песня, обр. В.Попова «Мои ветры»

6. Фин. нар. песня, обр. Е.Подгайца «Лебеди»

7. Укр. нар. песня, обр. Р.Скалецкого «Журавель» 8. Албан. нар. песня, обр. Т.Попатенко «Цветок»

9. Итал. нар. песня, обр. А.Свешникова, рус. текст А.Машистова «В путь» 10.Фин. нар. песня, обр. Е.Подгайца «Лебеди»

11.П.Чайковский, сл. А.Плещеева «Весна» 12.Ц.Кюи, сл. Ф.Тютчева «Весна»

13. А.Гречанинов, сл. И.Крылова «Музыканты» 14.Г.Пёрселл «Sing, sing ye Muses»

15.Г.Ф.Гендель, рус. текст Н.Авериной «Звуки ангелов» 16.Й.Брамс, рус. текст Н.Авериной «Как нежно льются звуки» 17.Ф.Мендельсон, рус. текст Н.Авериной «Осенняя песня» 18.М.Мусоргский, сл. А.Пушкина «Стрекотунья-белобока»

        

19.А.Рубинштейн, сл. А.Пушкина «Туча» 20. С.Танеев, сл. М.Лермонтова «Сосна»

21.С.Рахманинов, сл. Е.Бекетовой «Сирень», «Весенние воды» 22.Р.Глиэр, сл. Ф.Тютчева «Сияет солнце», «Вечер»

23. А.Гречанинов, сл. И.Белоусова «Пришла весна» 24. Р.Бойко, сл. С.Есенина «Утро»

25.В.А.Моцарт «Ave verum corpus»

26.Ф.Шуберт, рус. текст Г.Шохмана «Альпийский охотник» 27.К.Сен-Санс «Ave Maria»

28.Г.Форе «Agnus Dei»

29.Б.Бриттен, рус. текст Н.Авериной «Кукушка»

Примерные программы выступлений.

  1. Вл. Соколов «Пусть музыка льется»
  2. А. Бородин «Спящая княжна»
  3. Ж. Металлиди «Колокольный звон России»
  4. П.И. Чайковский «Я ли в поле да не травушка была»
  5. Метфессель «Привет»
  6. Г. Доницетти «Аврора»

  1. Й. Гайдн «Вот опять уходит лето»
  2. Г.Ф. Гендель «Радуйся мир, Господь грядет!»
  3. Н. Песков «Сказочка»
  4. М. Регер «Колыбельная девы Марии»
  5. Д. Кабалевский «Счастье»
  6. В. Танеев «Горные вершины»

  1. К. Глюк «Праздник хора»
  2. Р. Шуман «Лотос»
  3. Д. Паэзиэлло «La liberta a Nice»
  4. Ш. Гуно «Глория»
  5. А. Петров «Мир голубой планете» песня-кантата для детского хора с ф-но
  6. Ю. Тугаринов «Рождественский сказ» I часть «Славословие».

Требования к уровню подготовки обучающихся

Результатом        освоения        программы        учебного        предмета        «Хор»,

являются следующие знания, умения, навыки:

наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, хоровому исполнительству;

знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей        хоровых        партитур,        художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива;

знание профессиональной терминологии;

умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;

навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе,        отражающие        взаимоотношения        между        солистом        и        хоровым коллективом;

сформированные        практические        навыки        исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей;

наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива;

знание устройства и принципов работы голосового аппарата; обладание диапазоном в рамках принятой классификации;

владение всеми видами вокально-хорового дыхания;

умение грамотно произносить текст в исполняемых произведениях; слышание своего голоса в хоровой вертикали и понимание        его

функционального значения;

знание        метроритмических        особенностей        разножанровых музыкальных произведений;

навыки чтения с листа.

Основные        показатели        эффективности        реализации        данной программы:

высокий        уровень        мотивации        учащихся        к        вокально-хоровому исполнительству;

профессиональное        самоопределение        одаренных        детей        в        области музыкально-хорового образования;

творческая самореализация        учащихся, участие        вокально-хоровых коллективов и их солистов в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертно-массовых мероприятиях.

Формы и методы контроля, система оценок

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

В программе обучения младшего и среднего хоров используются две основных формы контроля успеваемости – текущая и промежуточная.

Методы текущего контроля: - оценка за работу в классе;

- текущая сдача партий;

- контрольный урок в конце каждой четверти.

Виды промежуточного контроля:

- переводной зачет в средний и старший хоры в конце учебного года. В программе обучения старшего хора также используются текущая

и промежуточная формы контроля. Методы текущего контроля: - сдача партий в квартетах.

Виды промежуточного контроля:

- контрольный урок в конце каждого полугодия.

Учет успеваемости учащихся проводится преподавателем на основе текущих занятий, их посещений, индивидуальной и групповой проверки знаний хоровых партий, участия в хоровом самоуправлении.

При оценке учащегося учитывается также его участие в выступлениях хорового коллектива. Повседневно оценивая каждого ученика, педагог, опираясь на ранее выявленный им уровень подготовленности каждого ребенка, прежде всего, анализирует динамику усвоения им учебного материала, степень его прилежания, всеми средствами стимулируя его интерес к учебе.

На протяжении всех этапов хорового обучения в настоящей программе предусмотрено два переводных контрольных урока (зачета). Первый контрольный урок (зачет) проводится после завершения обучения в младшем хоре при переводе детей в средний хор. Переводной контрольный урок (зачет) проводится при переходе учащегося из среднего хора в старший хор.

Формой промежуточной аттестации может быть зачет в виде академического концерта.

При        выведении        итоговой        (переводной)        оценки        учитывается следующее:

оценка годовой работы ученика;

оценка на зачете (академическом концерте);

другие выступления ученика в течение учебного года.

В        рамках        дополнительной        предпрофессиональной общеобразовательной программы «Хоровое пение» предусмотрена итоговая аттестация, которая предполагает экзамен по предмету «Хор». Данный экзамен может проводиться в форме отчетного концерта.

Критерии оценок

По        итогам        исполнения        программы        на        зачете, академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной системе:

Оценка

Критерии оценивания выступления

5

 («отлично»)

регулярное        посещение        хора,        отсутствие пропусков без уважительных причин, знание своей партии        во        всех произведениях, разучиваемых в хоровом классе, активная эмоциональная работа на занятиях, участие на всех хоровых концертах коллектива

4

 («хорошо»)

регулярное        посещение        хора,        отсутствие пропусков без уважительных причин, активная работа в классе, сдача партии всей хоровой программы при недостаточной проработке трудных технических фрагментов (вокально-интонационная неточность),       участие        в концертах хора

3

 («удовлет

ворительно»)

нерегулярное посещение хора, пропуски без уважительных причин, пассивная работа в классе, незнание наизусть некоторых партитур в программе при сдаче партий, участие в обязательном отчетном концерте хора в случае пересдачи партий;

2

 («неудовлет

ворительно»)

пропуски хоровых занятий без уважительных причин, неудовлетворительная сдача партий в большинстве партитур        всей программы, недопуск к выступлению на отчетный концерт

«зачет»

 (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения, соответствующий программным требованиям

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного образовательного учреждения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального        образования        в области        музыкального        хорового искусства.

При осуществлении итоговой аттестации, необходимо учитывать, что весь процесс приобретения знаний, умений, навыков в хоре предусматривает коллективное исполнительство как основную форму учебной деятельности. Итоговая аттестация проводится в конце учебного года в форме хорового концерта        для        выпускников.         Необходимо участие        в        концерте        всех выпускников. При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать        вокально-хоровые        навыки        именно        в        процессе концертного исполнения. Поэтому важно, чтобы в программе выступления хора присутствовали произведения различных музыкальных направлений. Данный вид аттестации оценивается по пятибалльной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

5 «Отлично»

1.Артистичное        и        выразительное        исполнение        всей концертной программы.

2.        Высокий        технический        уровень        владения        вокально-хоровыми навыками для воссоздания художественного образа и стиля исполнения сочинений        разных     форм        и     жанров     зарубежных     и        отечественных композиторов.

3. Внимательность и чуткость к дирижерскому жесту.

При проведении итоговой аттестации по хоровому пению также необходимо учитывать: отличное знание выпускника текущего материала, активное участие в концертах, посещение репетиционных занятий и концертных выступлений.

4 «Хорошо»

1.Недостачно        эмоциональное        пение.        Некоторые        программные произведения исполняются невыразительно.

2.Владение основными вокально-хоровыми навыками, но не во всех партитурах технически ровное звучание.

3 «Удовлетворительно»

1.Безразличное пение концертной программы. 2.Невнимательное отношение к дирижерскому показу. 3.Недостаточное овладение вокально-хоровыми навыками.

2 «Неудовлетворительно»

1.Неявка на экзамен по неуважительной причине. 2.Плохое знание своей партии в исполняемой программе.

Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

Рекомендуемые хоровые сборники.

  1. Школа хорового пения, вып.1, сост. В. Попов. М. «Музыка», 1971
  2. Школа хорового пения, вып.2, сост. В. Попов. М. «Музыка», 1973
  3. Нотная папка хормейстера. «Младший хор» в 6-ти тетрадях «Золотая библиотека педагогического репертуара». М. «Музыка». 2005
  4. «Антология советской детской песни». М. «Музыка», 1988
  5. Пособия для ДШИ и ДМШ «Хоровой класс». М. «Советский композитор», 1983
  6. «Подснежник». Поет хоровая студия. М. «Всероссийское муз. общество», 1993
  7. Ю. Тугаринов «Детская хоровая музыка». М. «Современная музыка», 2002
  8. «Разноцветный мир». Центр духовного возрождения черноземного края, 1997
  9. И. Хрисаниди «Семь нот радуги». Орел, 2003
  10. Л. Марченко «Детские песни о разном», вып.1. Ростов-на-Дону «Феникс», 1999
  11. Л. Марченко «Детские песни о разном», вып.2. Ростов-на-Дону «Феникс», 2001
  12. Л. Марченко «Детские песни о разном», вып.3. Ростов-на-Дону «Феникс», 2002
  13. «Русская духовная музыка для детей». М. «Владос», 2001
  14. «Малыши поют классику», в.1. С-Пб «Композитор», 1998
  15. «Малыши поют классику», в.2. С-Пб «Композитор», 1998
  16. Р. Паулс «Птичка на ветке». Л. «Советский композитор», 1990
  17. В. Шаинский «Избранные песни». М. «Советский композитор», 1989
  18. Е. Крылатов «Прекрасное далеко». М. «Советский композитор», 1988
  19. Ю. Чичков «Ромашковая Русь», М. «Советский композитор», 1990
  20. И. Дунаевский «Чьи песни ты поешь». М. «Музыка», 1971
  21. Я. Дубравин «Огромный мир». С-Пб «Композитор», 1996
  22. А. Аренский «Детские песни». М. «Музыка», 1999
  23. Ж. Металлиди «Про луну и апельсины»
  24. Г. Струве «Я хочу увидеть музыку». М. «Всероссийское музыкальное общество», 1995
  25. «Песни для младшего хора» Сост. Захарова Г.Ф.
  26. «Двух, трехголосные хоровые примеры для чтения с листа». Сост. Захарова Г.Ф.
  27. «Русские народные песни, которые должен знать каждый хорист». Сост. Захарова Г.Ф.
  28. «Поет младший хор Валдайской ДШИ». Сост. Захарова Г.Ф.
  29. «Поет старший хор Валдайской ДШИ». Сост. Захарова Г.Ф.
  30. «Осень», сборник песен об осени. Сост. Захарова Г.Ф.
  31. «Зима», сборник песен о зиме. Сост. Захарова Г.Ф.
  32. «Весна», сборник песен о весне. Сост. Захарова Г.Ф.

Список рекомендуемой методической литературы по хору.

  1. А. Сергеев «Воспитание детского голоса». М. «Музыка», 1950
  2. К. Пигров «Руководство хором». М. «Музыка», 1964
  3. А. Свешников «Хоровое пение - искусство истинно народное». М. «Музыка», 1962
  4. Г. Струве «Школьный хор». М. «Просвещение», 1981
  5. Ю. Алиев «Пение на уроках музыки». М. «Просвещение», 1978
  6. « Музыка в начальных классах». М. «Просвещение», 1985
  7. Д. Кабалевский «Как рассказать детям о музыке». М. «Просвещение», 1989
  8. «Работа с детским хором». М. «Музыка», 1981
  9. Б. Асафьев «О хоровом искусстве». Л. «Музыка», 1986
  10. «Работа в хоре». М. «Профиздат», 1960
  11. А.А. Мосягина «Хороведение и методика  работы с хором». Тверь, 2002
  12. А. Бандина, В. Попов, Л. Тихеева «Школа хорового пения». М. «Музыка», 1973
  13. В. Попов «Советы руководителю  хора». М. «Музыка», 1971