Дополнительная общеобразовательная программа кружка "Задоринка"

Мичурина Татьяна Сергеевна

Цель программы: развитие творческих способностей личности ребенка  через обучение народному танцу.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Приложение №______

Дополнительная общеобразовательная

(общеразвивающая программа)

кружка «Задоринка»

(срок реализации 3 года, возраст 7-10 лет)

Автор-составитель:

Мичурина Татьяна Сергеевна

педагог дополнительного образования

с.Зиняки

2021г

«Говорят, что танец – это всегда любовь. Повороты, наклоны, прыжки, ритмические движения – это танец. Это первичное искусство самое физическое и самое личное. Мы используем наши руки, чтобы рисовать картины на холсте или создавать формы из камня. А танец требует всего нашего тела, которое движется в пространстве.

С доисторических времен художники пытались отобразить волнение, текучесть и красоту танца на стенах пещер и храмов, но никакой рисунок, никакая скульптура не могли передать основное свойство танца – движение. Без движения танец был мертв».

Джин Келли.

1. Пояснительная записка

В системе эстетического воспитания значительная роль принадлежит танцу. Его синтетичность, неразрывная связь с музыкой, а также эмоциональность и яркая образность выделяет танец среди других видов искусств.

Народный танец – обладает широчайшим спектром возможностей воспитательного, этического, эстетического, оздоровительного воздействия на развитие воспитанников. Танцевальная культура, являясь одной из наиболее устойчивых форм народного искусства, обладает способами хранения и трансляции социально-культурных ценностей и смыслов. Картина мира, воспроизводимая в народном танце посредствам музыки и действия, дает ребенку надежные и нравственные ориентиры в окружающем его культурном пространстве.

Данная дополнительная общеразвивающая программа имеет художественную направленность. Она составлена на основе анализа типовой программы Т.Н.Овчинниковой «Танец» (Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, М.: Просвещение, 1978 год).

Особенностью данной образовательной программы является увеличение количества часов для изучения русского танца и его жанров. Вводятся разделы: «Областные особенности русского танца», «Ритмика» и «Азбука танца».

Новизна программы

Новизна данной программы заключается в овладении воспитанниками хореографическим мастерством посредством изучения как национальных традиций и обрядов, так и особенности танцевального фольклора Нижегородской области. Закладываются нравственные основы в души подрастающего поколения, в непрерывном творческом росте и создании атмосферы, в которой личность каждого воспитанника может полноценно формироваться.

Актуальность программы

Танцевальное воспитание детей предполагает не только приобретение навыков и знаний в области хореографии, умения красиво и свободно двигаться, но и формирует художественный вкус, осуществляет духовно-нравственное развитие на основе изучения народных традиций. В программе народного танца «Задоринка» детям предоставляется возможность изучить культуру русской культуры.

Педагогическая целесообразность программы народного танца «Задоринка» предполагает развитие физических способностей воспитанников (развитие осанки, умений свободно двигаться и т. д.); развитие художественного вкуса и интереса к народному танцу; формирование умений соблюдать этические нормы, а также воспитание морально-волевых качествах: терпения, настойчивости, стремления достигать поставленной цели, доброжелательности, уважения к старшим.

Цель программы: развитие творческих способностей личности ребенка через обучение народному танцу.

Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

Обучающие:

- познакомить воспитанников с основами русского народного танца;

- показать многообразие его видов и различную манеру исполнения;

- совершенствовать стиль и манеру исполнения танцевальных элементов;

Развивающие:

- развивать творческие способности воспитанников;

- развивать общую физическую подготовку;

-развивать ритмичность, музыкальность, артистичность, эмоциональную выразительность.

Воспитательные:

- формировать художественный вкус, целеустремленность, творческую дисциплину, трудолюбие, коллективизм, умение работать с партнером.

Возраст детей и продолжительность реализации программы:

Данная образовательная программа рассчитана на три года обучения. Рекомендуемый возраст детей:

-для первого года обучения – 7-9 лет;

-для второго года обучения – 8-10 лет;

-для третьего года обучения – 9-11 лет.

Программа народного танца «Задоринка» разработана с учетом возрастных особенностей детей. Дети младшего возраста физически слабы, у них недостаточно развиты первоначальные двигательные навыки, не устойчиво внимание, но их отличает большая подвижность, а также в этом возрасте дети произвольно владеют навыками выразительного и ритмического движения. Поэтому основным репертуаром для воспитанников первого года обучения являются танцы игрового характера, инсценировки детских песен, народные танцы, поставленные на несложных танцевальных элементах и простых композициях. Воспитанники второго и третьего года обучения физически более развиты и способны лучше координировать движения. Для них усложняются задания, увеличивается продолжительность занятий, вводится упражнения классического танца, а также областные особенности русского танца, так как старшими детьми накоплен музыкально-пластический, исполнительский запас танцевальных движений.

При освоении данной образовательной программы используется групповая форма организации деятельности обучающихся. На занятиях, которые обычно проводятся в игровой форме, даются первоначальные знания азов хореографии. Система упражнений выстроена от простого к сложному, с учетом всех необходимых музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения.

Форма проведения занятия:

-Занятия-беседы, на которых осуществляется знакомство с народными традициями, особенностями народного костюма и т.д.;

-Занятия-игры, на которых в игровой форме разучиваются танцевальные движения.

-Учебно-тренировочные занятия, на которых отрабатываются основы народного и классического танца, изучается техника движения.

-Композиционно-постановочные занятия, на которых строятся танцевальные композиции, отрабатываются элементы актерского мастерства и сценические движения.

Режим занятий

-На первом году обучения занятия проводятся один раз в неделю 1час.

-На втором году обучения занятия проводятся два раза в неделю по 1часу.

-На третьем году обучения занятия проводятся два раза в неделю по 1часу.

Количество детей в учебных группах составляет 15- 20 человек.

Критерии отбора в детское творческое объединение - желание родителей и детей. Основанием приема в творческое объединение являются: запись родителями на программу в системе «Навигатор.Дети 52»

#1055;ланируемые результаты

Содержание курса направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения внеурочной деятельности

Данный курс ориентирован на формирование гармонически развитой личности средствами танцевального кружка.

К числу планируемых результатов освоения курса основной образовательной программы отнесены:

  1. личностные результаты - активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями, проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей
  2. метапредметные результаты - обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления; анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения; видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека; управление эмоциями; технически правильное выполнение двигательных действий
  3. предметные результаты - выполнение ритмических комбинаций на высоком уровне, формирование музыкального восприятия, представления о выразительных средствах музыки, развитие чувства ритма, умения характеризовать музыкальное произведение, согласовывать музыку и движение.

По окончании 1 года обучения воспитанники должны:

  • знать основные позиции и положения рук и ног в русском танце;
  • знать понятия: «темп», «ритм», «такт», «затакт»;
  • уметь тактировать руками музыкальные размеры;

- уметь правильно пройти в такт музыки, сохраняя красивую осанку;

- уметь владеть центром тяжести;

- уметь ориентироваться в пространстве, передвигаясь по определенной площадке и в определенном рисунке;

- уметь изображать в танцевальном шаге повадки животных;

- освоить базовые движения русского народного танца: двойные и тройные притопы, «елочку», «ковырялочку», «маятник», «гармошку», приставные шаги, галоп, бег, подскоки.

По окончании 2 года обучения воспитанники должны:

  • знать положения и позиции рук и ног в классическом и русском танцах и уметь переводить их во время исполнения движений;
  • уметь правильно исполнять движения классического танца;
  • уметь выполнять физические и музыкально-пластические упражнения (в положениях: «лежа», «сидя на полу», «стоя»);
  • уметь исполнять движения в характере русских хороводов (владеть мягкой пластикой рук, головы, корпуса).

- освоить технику исполнения движений русского танца;

-освоить задания творческого уровня на импровизацию.

По окончании 3 года обучения воспитанники должны:

  • знать названия исполняемых движений классического и русского танца;
  • знать правила исполнения движений у станка и на середине зала;

- уметь профессионально исполнять движения, сохранять танцевальную осанку и манеру, владеть движениями стопы;

- уметь исполнять движения в характере музыки (четко, сильно медленно, плавно, задорно, игриво и т.д.);

- уметь исполнять движения в характере русских плясок (собранный корпус, легкие и четкие подвижные ноги);

#1057;одержание учебного предмета, курса

1-й год обучения

I. Введение

Введение в образовательную программу «Задоринка».

Теория: Цели и задачи программы народного танца «Задоринка». Правила и законы русского танца. Общие сведения о стили, характере и манере исполнения русского танца.

Форма проведения занятия: учебное занятие.

Приемы и методы занятия: словесный (объяснение, рассказ, беседа), наглядный (просмотр видеозаписей фрагментов выступления Государственного Академического ансамбля народного танца им. И. Моисеева).

Дидактический материал: таблицы (фото, рисунки танцевальных композиций «Хоровод», «Пляска», «Кадриль»), видеозапись выступления Государственного Академического ансамбля народного танца им. И. Моисеева

Инструктаж по технике безопасности.

Теория: Общие требования безопасности перед началом и во время занятия. Требования безопасности в экстремальных ситуациях. Личная гигиена. Форма и обувь для занятий.

Форма проведения занятия: занятие-беседа.

Приемы и методы занятия: словесный (объяснение, рассказ), наглядный (демонстрация плакатов, план эвакуации).

Дидактический материал: таблицы по технике безопасности, план эвакуации.

II. Ритмика.

Ритмические упражнения.

Теория: мелодия и движение, темп музыки, музыкальные размеры, контрастная музыка (быстрая - медленная, веселая – грустная).

Практика: Движения в темпе и ритме музыки. Определение характера музыки словами. Передача изменения характера музыки в движениях. Шаг на месте, вокруг себя, вправо, влево, марш. Передача хлопками простейшего ритмического рисунка (4/4, 3/4, 2/4). Ритмические акценты (громко, умеренно, тихо).

Форма проведения занятия: учебное занятие.

Приемы и методы занятия: словесный (объяснение, рассказ), наглядный (прослушивание аудиозаписей фрагментов музыкальных произведений для определения их характера, ритма и темпа).

Дидактический материал: таблицы размеров музыкальных произведений, CD-запись фрагментов музыкальных произведений.

Музыкально-пространственные упражнения.

Теория: Логика перестроения из рисунка в рисунок. Логика поворотов: вправо, влево, вокруг себя.

Практика: Построение в линии, шеренгу, колонну по одному. Перестроение из колонны по одному в пары и обратно. Построение в диагональ, две диагонали. Построение в круг, сужение и расширение круга. Свободное размещение в зале.

Форма проведения занятия: учебное занятие.

Приемы и методы занятия: словесный (объяснение, словесное сопровождение движений под музыку), наглядный, практический (отработка движений в ритме, темпе музыки).

Дидактический материал: таблицы, CD,DVD-записи музыкальных произведений.

Танцевальная азбука.

Теория: Первоначальное представление о координации движений. Знакомство с терминологией.

Практика: Позиции и упражнения классического танца на середине зала. Постановка корпуса, положение анфас. Подготовительное положение, 1, 2, 3 позиции рук. Позиции ног – 1, 2, 3, 6. Releve. Demi plie. Sote. Повороты и наклоны головы. Наклоны корпуса вперед, в сторону и назад.

Форма проведения занятия: учебное занятие.

Приемы и методы занятия: словесный (беседа, словесное сопровождение движений под музыку), наглядный, практический (отработка точного и грамотного исполнения изученных движений).

Дидактический материал: таблицы (классические позиции рук и ног), записи классических музыкальных произведений П.И. Чайковского «Мазурка», «Ноктюрн».

Музыкально-ритмические игры.

Теория: Понятия: «ритм», «темп», «такт», «затакт». Контрастная музыка. Смена действий по музыкальным частям и фразам. Ориентация в пространстве. Развитие внимания.

Практика: Развитие навыков координации исполнения движений, передача образа (танцевальные шаги в образе животных: оленя, лисы, кошки, мышки, медведя, птички), ритмические игры: «Давай дружить!», «Дразнилки», «Ежик»; игры на творчество: «Птичий двор», «Бабочки», «Дедушка и внук», «Станцуй как, Я», «Волк и козочка», «Ищи вожатого»; игры на ориентацию в пространстве: «Парад», «Кот и мыши».

Форма проведения занятия: практическая работа, импровизация, музыкальная гостиная, игра.

Приемы и методы занятия: наглядный, игровой (ритмические игры), словесный (рассказ), практический (сравнение и прослушивание музыки).

Дидактический материал: видео- и аудиоматериал: CD, DVD-записи музыкальных произведений, погремушки, бубен, маски животных.

#1056;уский танец.

Основные позиции положения рук, головы и корпуса.

Теория: Основные понятия и термины русского танца. Направления движения. План зала. Условные обозначения при записи танца.

Практика: Координация исполнения движений (по средствам выполнения движений рук, корпуса, головы в медленных и быстрых темпах). Позиции и положение рук, ног. Навыки обращения с платочком. Подготовка к началу движения. Открывание и закрывание рук.

Форма проведения занятия: учебное занятие, практическое занятие.

Приемы и методы занятия: словесный (объяснение, рассказ), практический (отработка техники исполнения переводов рук из одной позиций в другую, в медленных и быстрых темпах), наглядный (демонстрация таблиц).

Дидактический материал: презентация «Позиция ног», «Позиция рук», «Положение ноги», «Положение рук», «Положение корпуса», «Положение головы», «Положение кисти»; CD-записи музыкальных произведений: «Хорошенький, молоденький», «Матаня», «Акулинка», «Кадриль», «Смоленский гусачок», «Барыня», «Подай балалайку», «Белолица, круглолица».

  1. Элементы русского танца.

Теория: Народный танец как древнейший вид народного искусства. Связь народного танца с другими видами искусства и классическим танцем. Влияние народно-сценического танца на развитие хореографии.

Практика: Танцевальные ходы (различные сочетания шагов, исполненных в стиле, характере и манере русского танца), танцевальный бег. Подскоки по кругу и на месте, притопы - одинарный, двойной, тройной. Приставные шаги. Движения русского танца: «гармошка», «ковырялочка». «Маятник». «молоточки». «Мячики». Галоп по кругу. Галоп с остановками. Вращения на подскоках по кругу. Хлопки и удары скользящие (в ладоши). Подготовительные движения к дробям - удары поочередные стопой, каблуком, носком.

Форма проведения занятия: учебное занятие, практическое занятие.

Приемы и методы занятия: словесный, (объяснение, словесное сопровождение движений под музыку), наглядный, практический (отработка движений под музыку).

Дидактический материал: CD-запись музыкальных произведений: «Хорошенький, молоденький», «Матаня», «Акулинка», «Кадриль», «Смоленский гусачок», «Барыня», «Подай балалайку», «Белолица, круглолица».

4. Композиция постановка сюжетно-игрового танца «Семечки».

Теория: Особенности танцевального образа. Костюм. Манера и характер исполнения.

Практика: Композиция танца – парная пляска, перепляс. Танцевальные движения: приставные шаги, притопы, перетопы, припадания, различные виды «ковырялочек», ходы и проходки.

Форма проведения занятия: учебное занятие.

Приемы и методы занятия: практические (детская импровизация), игровые (творческие задания).

Дидактический материал: DVD- запись сюжетных танцев.

2-й год обучения

1. Вводное занятие.

Теория: Цели и задачи программы «Задоринка » второго года обучения. Инструктаж по технике безопасности на занятиях. Правила выполнения разминки, растяжки. Правила и законы классического танца.

Форма проведения занятия: учебное занятие.

Приемы и методы занятия: словесный (объяснение, рассказ).

Дидактический материал: таблицы (план эвакуации при пожаре).

2. Ритмика.

Ритмические упражнения.

Теория: Характер музыки: спортивные и военные маршами; медленные и быстрые вальсы; медленные хороводы и быстрые пляски.

Практика: Движения в различных темпах. Определение характера музыки словами. Передача изменения характера музыки в движениях. Темп, речевые упражнения, динамика, метроритм, хлопки (на сильную и слабую доли). Проигрывание мелодии на ударных инструментах. Определение размера и длительности музыки.

Форма проведения занятия: учебное занятие, практическая работа.

Приемы и методы занятия: практический (музыкальная гостиная), игровой (творческие игры: «Мальчики пляшут, девочки танцуют», «Балалайка или гармошка» «Физкульт- ура!».

Дидактический материал: CD и DVD-записи разнохарактерных музыкальных произведений.

Музыкально-пространственные упражнения.

Теория: Мелодия, движение, темп. Контрастная музыка.

Практика: Маршировка в темпе и ритме музыки. Повороты на месте. Повороты с прыжком. Фигурная маршировка с перестроением. Перестроение из троек и четверок в пластический рисунок - кружочки и звездочки. Перестроения в паре: обход одним партнером другого; смена места с поворотом лицом друг к другу; обход без поворота.

Форма проведения занятия: учебное занятие.

Приемы и методы занятия: наглядный (словесное сопровождение движений под музыку), игровой (импровизация), практический (сравнение и прослушивание музыки).

Дидактический материал: видео- и аудиоматериал: CD, DVD-записи разнохарактерных музыкальных произведений.

Музыкально-ритмические игры. Мини-танцы.

Теория: Самостоятельное воплощение движения в музыке. Манера и характер передачи образа в танце.

Практика: Игры: манерные, на внимание, ритмические игры, песенно-танцевальные игры. Мини-танцы: «Хоровод по кругу», танец «Кукол», «Как у наших у ворот», «Веселая пара».

Форма проведения занятия: учебное занятие.

Приемы и методы занятия: наглядный (словесное сопровождение движений под музыку), игровой (импровизация), практический (сравнение и прослушивание музыки).

Дидактический материал: видео- и аудиоматериал: CD-записи музыкальных произведений: «Хорошенький, молоденький», «Матаня», «Акулинка», «Кадриль», «Смоленский гусачок», «Барыня», «Подай балалайку», «Белолица, круглолица».

Партерная гимнастика.

Теория: Строение голеностопного, коленного и тазобедренного суставов. Правила выполнения растяжки.

Практика: Упражнения для развития гибкости плечевого и поясного суставов (упражнения головы, плеч, кистей, рук, живота). Упражнения на укрепление мышц брюшного пресса. Упражнение на улучшение гибкости позвоночника («лодочка», «колечко», «кошечка»). Упражнения на исправление осанки (упражнение «Индивидуальный танец»). Упражнения на растяжку мышц, выворотности («бабочка», «лягушка»).

Форма проведения занятия: учебное занятие.

Приемы и методы занятия: словесный (объяснение), наглядный, практический, игровой.

Дидактический материал: CD,DVD- записи музыкальных произведений.

3. Азбука танца

Экзерсис на середине зала.

Теория: Постановка корпуса, изучение позиций рук, ног, положений головы. Основных движений экзерсиса на середине. Простейшие прыжки с двух ног на две ноги и с двух ног на одну ногу. Основные позы классического танца.

Практика Упражнения на середине зала: позиции рук – подготовительное положение, 1, 2, 3; прыжок temps leve saute по 6 позиции (2-ое полугодие по 1 позиции). Port de bras (подготовительное и первое); Повороты на двух ногах по 6 позиции, по ¼ круга.

Форма проведения занятия: учебное занятие.

Приемы и методы занятия: словесный (объяснение), наглядный (показ), практический (отработка методики и техники исполнения движений.)

Дидактический материал: таблицы («Позиции рук в классическом танце», («Позиции ног в классическом танце»), CD-записи музыкальных классических произведений П.И. Чайковского «Мазурка», «Ноктюрн»; Ф. Шапена «Классический танец», вальс «Си-минор», прелюдия «Ля-мажор»; Ф. Шуберта «Музыкальный момент».

4. Русский танец.

Основные элементы русского танца.

Теория: Танцевальные комбинации из изученных движений русского танца. Координация движения. Увеличение темпа исполнения движений. Дроби. Присядка.

Практика: Увеличения темпа исполнения комбинаций: «маталочка»; «ковырялочка» с двойным притопом, без подскоков, с подскоком, с поворотом в воздухе; «молоточки». Движения: «присядка» с «ковырялочкой»; «ключ» с двойной дробью, дробная «дорожка» с продвижением вперед и поворотом.

Приемы и методы занятия: словесный, (объяснение, словесное сопровождение движений под музыку), наглядный (демонстрация движений), практический (отработка движений с увеличением темпа).

Дидактический материал: CD-записи народной музыки: «Хорошенький, молоденький», «Матаня», «Акулинка», «Кадриль», «Смоленский гусачок», «Барыня», «Подай балалайку», «Белолица, круглолица»; авторские песни: Н. Бакалейников «Вальс «Грусть», Г. Пономоренко «Ивушка».

Хоровод. Основные движения хороводов.

Теория: Хоровод – один из основных жанров русского народного танца. Основные фигуры хороводов.

Практика: Характеристика и определение хоровода. Примеры игровых хороводов. Основные фигуры хороводов: «Круг», «Два круга рядом», «Круг в круге», «Корзиночка», «Восьмерка», «Улитка», «Змейка», «Колонна», «Стенка», «Воротики», «Гребень».

Форма проведения занятия: учебное занятие.

Приемы и методы занятия: словесный, (объяснение, словесное сопровождение движений под музыку), наглядный (демонстрация движений, просмотр видеозаписи выступления Государственного Академического ансамбля «Березка» им. Н.С. Надеждиной), практический (отработка движений).

Дидактический материал: CD-запись народной музыки: «Матаня», «Акулинка», «Кадриль», «Смоленский гусачок», «Барыня», «Подай балалайку», «Белолица, круглолица», видеозапись выступления Государственного Академического ансамбля «Березка» им. Н.С. Надеждиной.

5. Областные особенности русского танца.

Песенная и танцевальная культура Нижегородской области

Теория: История Нижегородского края. Песенная и танцевальная культура Нижегородской области. Народный женский и мужской костюм Нижегородской области. Практика: Местные особенности исполнения хороводов. Выходы, переплясы, круговое движение, импровизация.

Приемы и методы занятия: словесный (объяснение), наглядный (демонстрация движений), практический, частично-поисковый (изучение истории народных традиций, поиск информации).

Дидактический материал: CD, DVD-записи песенного материала Нижегородской области Композиционные формы хороводов.

Теория: Местные особенности и характерные черты исполнения хороводов.

Практика: Круговые хороводы «основа», «основка». Формы хороводов: «кругом», «улиткой-капусткой», «змейкой-ужом», «звездочкой», «ручейком». Создание эмоционального настроя, характера и образа посредством движения.

Форма проведения занятия: учебное занятие.

Приемы и методы занятия: словесный (объяснение), наглядный (демонстрация движений), практический (точная передача характера в танце).

Дидактический материал: CD, DVD-записи песенного материала Нижегородской области.

Основные движения корпуса и рук в хороводах.

Теория: Жесты - символы, позы, взаимодействия исполнителей .

Практика: Характер и манера исполнения движений: руки ниже пояса, руки на уровне груди и плеч, в положение выше плеч, медленное изгибание в локтях рук, поочередно до уровня груди; движения плеч вместе с корпусом вперед и назад, движение руки в любом направлении, хлопки ладонями восьмыми длительностями, четвертями, хлопки скользящими движениями ладоней вверх и вниз.

Форма проведения занятий: учебное занятие.

Приемы и методы занятия: наглядный (словесное сопровождение танцевальных движений под музыку), практический (импровизация).

Дидактический материал: CD-записи народных песен: «Матаня», «Акулинка», «Кадриль», «Смоленский гусачок», «Барыня», «Подай балалайку», «Белолица, круглолица».

6. Композиция и постановки танца.

Хоровод..

Теория: Особенности русского танцевального образа. Костюм. Манера и характер исполнения.

Практика: Сочетание основных фигур хороводов: «Круг», «Два круга рядом», «Круг в круге», «Корзиночка». Танцевальные движения: ходы русского танца с ударом носка, каблука, с хлопком, с поворотов. Исполнение движений медленно, плавно.

Форма проведения занятия: учебное занятие.

Приемы и методы занятия: практические (творческие задания).

Дидактический материал: CD- запись русской народной музыки «Со вечора».

Русский танец.

Теория: Особенности танцевального образа. Костюм. Манера и характер исполнения.

Практика: Танцевальные комбинации: «маталочка»; «ковырялочка» с двойным притопом, без подскоков, с подскоком, с поворотом в воздухе; «молоточки». Движения: «ключ» с двойной дробью, дробная «дорожка» с продвижением вперед и поворотом.

Форма проведения занятия: учебное занятие.

Приемы и методы занятия: практические (творческие задания).

Дидактический материал CD- запись русской народной музыки «Калинка».

Русский хоровод (Нижегородская лексика).

Теория: Особенности танцевального образа. Костюм. Манера и характер исполнения. Особенности танцевальной лексики Нижегородского региона.

Практика: Характер и манера исполнения танцевальных движений. Женский хороводный шаг. Женские движения рук в танце. Медленное изгибание в локтях рук, поочередно до уровня груди; движения плеч вместе с корпусом вперед и назад, движение руки в любом направлении, хлопки ладонями восьмыми длительностями, четвертями, хлопки скользящими движениями ладоней вверх и вниз. Мужская присядка, «мячик»

Приемы и методы занятия: практический (импровизация), наглядный (словесное сопровождение танцевальных движений под музыку).

Дидактический материал: CD-запись русской народной песни «Порушка-Параня».

3-й год обучения

  1. Вводное занятие.

Теория: Цели и задачи программы «Задоринка» третьего года обучения. Инструктаж по технике безопасности на занятиях. Правила и законы народно-сценического танца.

Форма проведения занятия: учебное занятие.

Приемы и методы занятия: словесный (объяснение, рассказ).

Дидактический материал: таблицы (план эвакуации при пожаре).

2. Ритмика.

Ритмические и музыкально-пространственные упражнения.

Теория: Знакомство с понятиями сил звучания на динамических контрастах. Определение характера, метроритма, строения музыки и согласование ее с движением.

Практика: Музыкально-пластические игры на внимание, координацию, ловкость, скорость (игры: «Увеличительное стекло», «Танец-загадка», «Танец отдельных частей тела»). Построения и перестроения. Построения из одного круга в два концентрических. Движения в колонны по одному с разных сторон по диагонали, с переходом в центре через одного.

Форма проведения занятия: учебное занятие, игры-тренинги.

Приемы и методы занятия: наглядный (показ движений), практический (точное исполнение движений), игровой (игры-тренинги).

Дидактический материал: CD и DVD- записи музыкальных произведений.

Партерная гимнастика.

Теория: Строение суставно-мышечного аппарата. Техника дыхания во время упражнений, движений и танцев.

Практика: Партерный экзерсис в положении сидя на полу, лежа на спине, лежа на животе, сидя на стуле.

Форма проведения занятия: учебное занятие.

Приемы и методы занятия: наглядный (демонстрация упражнений), практический (техника исполнения упражнений).

Дидактический материал: CD-записи музыкальных произведений.

3. Азбука танца.

Теория: Развитие музыкальности в уроке классического танца. Освоение техники, стиля и манеры исполнения программных движений и элементов. Пространственная композиция. Правила постановки рук, группировки пальцев классического танца. Preparations.

Экзерсис на середине зала: demi, grand plie по 1 позиции; Прыжки: Temps leve coute по 1, 2, 5, позиции. Pas echappe; Вращения, повороты по 6 позиции ½ круга;

Форма проведения занятия: учебное занятие.

Приемы и методы занятия: словесный (объяснение), наглядный (показ), практический (отработка методики и техники исполнения движений).

Дидактический материал: презентации («Позиции рук в классическом танце», («Позиции ног в классическом танце»), CD-записи музыкальных классических произведений П.И. Чайковского «Мазурка», «Ноктюрн»; Ф. Шапена «Классический танец», вальс «Си-минор», прелюдия «Ля-мажор»; Ф. Шуберта «Музыкальный момент».

4. Русский танец.

#1069;лементы русского танца.

Теория: Правила исполнения упражнений в сочетании с музыкальной раскладкой. Характер музыкального сопровождения. Возможные сочетания с другими движениями. Анализ распространенных ошибок при исполнении движений и их предупреждение.

Практика: Увеличение темпа музыки, исполнения движений: дробь с соскоком, с одинарным и двойным ударом стопой на месте и с продвижением, дробная дорожка, тройные поочередные выстукивания. «Ключ» - дробный, сложный. Припадания в 1-м прямом положении; в 3-м прямом положении с подъемом на полупальцы и двумя последующими ударами полупальцами. Виды «ковырялочки»; «веревочка» простая и с переступанием; «моталочки» продольные; присядка по первой открытой позиции - основной вид и с подскоком. Присядка - «мяч» по первой открытой позиции; «метелочка»;. присядка-«подсечка»; хлопки в ладоши согнутыми в локтях руками; перед собой; справа или слева; хлопки в ладоши вытянутыми в локтях руками; спереди и сзади; вверху и внизу; скользящие хлопки в ладоши перед собой - сверху вниз; справа и слева; сверху вниз. Прыжки с поджатыми ногами.

Форма проведения занятия: учебное занятие.

Приемы и методы занятия: словесный (объяснение), наглядный (словесное сопровождение движений под музыку), практический (отработка движений в быстром темпе).

Дидактический материал: CD-записи музыкальных произведений: «Хорошенький, молоденький», «Смоленский гусачок».

Пляска. Характерные черты русской пляски.

Теория: Пляска – один из основных жанров русского народного танца. История и развитие пляски. Песня и музыкальное сопровождение пляски.

Практика: Виды русской народной пляски. Парная пляска. Одиночная пляска мужская и женская. Перепляс. Форма построения традиционного русского перепляса. Частушки в переплясе. Особенности исполнения движений в манере и характере исполнения русской народной пляски. Выходка. Проходка. «Кадриль». Импровизация в русской пляске.

Форма проведения занятия: учебное занятие.

Приемы и методы занятия: словесный (объяснение), наглядный (словесное сопровождение движений под музыку), практический (отработка движений в характере).

Дидактический материал: CD-записи музыкальных произведений: «Матаня», «Акулинка», «Кадриль», «Смоленский гусачок», «Барыня», «Подай балалайку», «Белолица, круглолица», «Калинка».

5. Областные особенности русского танца.

Танцевальная лексика Нижегородской области. Пересек.

Теория: Понятия полиритмия (пересекание и соединения двух и более разных ритмов).

Практика: Пересекание без движения на месте. Пересекание в движение. Импровизации. Пляска с частушками «Матаня».

Форма проведения занятий: практическое занятие (самостоятельная работа – самостоятельное соединение движений в танцевальные композиции), импровизация.

Приемы и методы занятия: словесный (рассказ, прослушивание фольклорно-песенного материала), наглядный (демонстрация танцевальных движений), практический.

Дидактический материал: CD-записи русских народных песен: «Девка по саду ходила», «Полоса моя, полосонька» , частушки «Матаня».

6. Композиция и постановки танца.

Русский танец..

Теория: Особенности танцевального образа. Костюм. Манера и характер исполнения.

Практика: Основные элементы русской пляски. Беговой шаг. Тройной притоп. Каблучный ход. «Моталочка». «Молоточки». «Ковырялочки» (с притопами, в воздухе, в повороте). Проходки. Дробные выстукивания (темп быстрый).

Форма проведения занятия: учебное занятие.

Приемы и методы занятия: словесный (прослушивание и анализ музыки, знакомство с костюмом), практические (отработка движений в характере, самостоятельное соединение движений в танцевальной композиции, творческие задания).

Дидактический материал: CD-запись произведений русской народной музыки: «Хорошенький, молоденький», «Матаня», «Акулинка», «Кадриль», «Смоленский гусачок», «Барыня», «Подай балалайку», «Белолица, круглолица»; авторские песни: Н. Бакалейников «Вальс «Грусть», Г. Пономоренко «Ивушка».

Танец.

Теория: Особенности танцевального образа. Костюм. Манера и характер исполнения.

Практика: Композиционные построения и перестроения. Круговое, хороводное движение на основе шага с прибивом. Самостоятельное сочинение комбинаций и композиций.

Форма проведения занятия: учебное занятие.

Приемы и методы занятия: словесный (прослушивание и анализ музыки, знакомство с костюмом), практические (отработка движений в характере, самостоятельное соединение движений в танцевальной композиции, творческие задания).

Дидактический материал CD- запись русской народной песни «Акулинка».

Танец».

Теория: «Матаня» - пляска с частушками. Особенности танцевального образа. Костюм. Манера и характер исполнения.

Практика: Мелкий переменный шаг. Притопы. Пересек. Хлопки. Двойной приставной шаг с прибивом. Поочередное сгибание и разгибание рук в локте. Одновременное сгибание и разгибание рук в локте. Круговые движения руками впереди корпуса, движения влево, вправо с наклоном головы на плечо. Прищелкивание пальцами одной или обеих рук. Мелкие и быстрые покачивания корпусом. Быстрое покачивание плечами и всем корпусом. Композиция круговая.

Форма проведения занятия: учебное занятие.

Приемы и методы занятия: словесный (прослушивание и анализ музыки, знакомство с костюмом), практические (отработка движений в характере, самостоятельное соединение движений в танцевальной композиции, творческие задания).

Дидактический материал: CD-запись русской народной песни «Матаня».

Форма подведения итогов и оценки занятия: отчетный концерт.

4. Учебный план

п/п

Разделы программы

Количество часов

1-й год обучения

2-й год обучения

3-й год обучения

1.

Введение

1

1

1

2.

Ритмика

10

10

10

3.

Азбука танца

-

9

9

4.

Русский танец

10

20

20

5.

Областные особенности русского танца

-

8

8

6

Композиция и постановки танца

13

20

20

7

Итого:

34

68

68

5. Календарно-тематическое планирование

1-й год обучения

Содержание

Кол-во часов

План

Факт

Ведение (1ч)

1

Введение в образовательную программу «Задоринка». Инструктаж по технике безопасности. Входная диагностика

1

Ритмика (10 ч)

2

Музыкально-ритмические игры. Упражнения на развитие координации.

1

3

Упражнение «Острые карандаши» (для развития стопы). Музыкальные игры

1

4

Определение характера музыки словами. Ритмические акценты. Понятия «ритм». «темп», «такт», «затакт»

1

5

Шаг на месте, вокруг себя, вправо, влево, марш. Ритмическая игра « Давай дружить!»

1

6

Построение в линии, шеренгу, колонну по одному. Игра на творчество « «Птичий двор»

1

7

Перестроение из колонны в пары и обратно. Игра на ориентацию в пространстве « «Кот и мыши»

1

8

Построение в круг, сужение и расширение круга. Ритмическая игра « Дразнилки»

1

9

Подготовительное положение, 1,2,3 позиции рук в классическом танце.

1

10

Позиции ног -1, 2, 3, 6. Demi plie. Sote

1

11

Повороты и наклоны головы. Наклоны корпуса вперед, в сторону, назад

1

Русский танец (10ч)

12

Упражнения на укрепление мышц брюшного пояса. Работа над постановкой корпуса.

1

13

Координация исполнения движений. Позиции и положения рук, ног.

1

14

Навыки обращения с платочком. Подготовка к началу движения, открывание и закрывание рук.

1

15

Народный танец как древнейший вид народного искусства (беседа). Промежуточная аттестация

1

16

Работа над высотой прыжка. Подскоки по кругу и на месте. Танцевальные ходы, танцевальный бег.

1

17

Притопы-одинарный, двойной, тройной. Приставные шаги.

1

18

Движения русского танца: «Гармошка», «Ковырялочка»

1

19

Движения русского танца» «маятник», «молоточки», «мячики»

1

20-21

Подготовительные движения к дробям- удары поочерёдные стопой, каблуком, носком

2

Композиция и постановка сюжетно-игрового танца «Семечки» (13ч)

22

Ходьба с высоко поднятыми коленями, на носках, подскоки, приседания.

1

23

Танцевальные движения: приставные шаги, притопы, ходы и проходки.

1

24-32

Композиция и постановка танца «Семечки»

9

33

Отработка синхронности исполнения танца

1

34

Выступление. Контрольный урок Промежуточная аттестация

1

Итого

34 ч

2-й год обучения

Содержание

Кол-во часов

План

Факт

Ведение (1ч)

1

Цели и задачи программы «Задоринка » второго года обучения. Инструктаж по технике безопасности на занятиях. Входная диагностика

1

Ритмика (10 ч)

2

Музыкально-ритмические игры. Упражнения на развитие координации.

1

3

Движения в различных темпах. Передача изменения характера музыки в движениях.

1

4

Определение характера музыки словами. Ритмические акценты. Понятие « динамика». . Хлопки на сильную и слабую доли

1

5

Маршировка в темпе и ритме музыки. Повороты на месте, с прыжком. Игра на внимание

1

6

Перестроение из троек и четверок в кружочки и звездочки. Игра на творчество « « В Африке»

1

7

Перестроение в паре: обход партнера с поворотом лицом друг к другу; обход без поворота

1

8

Мини-танец « Веселая пара»

1

9

Упражнения для развития гибкости плечевого и поясного суставов.

1

10

Упражнения на укрепление мышц брюшного пресса, на растяжкумышц

1

11

Упражнения на улучшение гибкости позвоночника» лодочка», «колечко», «кошечка»

1

Азбука танца (9ч)

12-14

Постановка корпуса. Позиции рук : подготовительное , 1,2,3.

3

15-17

Простейшие прыжки с двух ног на две ноги и с двух ног на одну.

3

18-20

Повороты на двух ногах по 6 позиции, ¼ круга

3

Русский танец (20ч)

21-22

Увеличение темпа исполнения движений «моталочка»,» ковырялочка»

2

23-24

Движения» присядка» с «ковырялочкой» .

Дробная «дорожка» с продвижением вперед.

2

25-26

Промежуточная аттестация

2

27-29

«Ключ» с одинарной дробью

3

30-32

«Ключ» с двойной дробью

3

33

Характеристика и определение хоровода.

1

34-35

Основные фигуры хороводов: «улитка», «змейка»,

2

36-37

Основные фигуры хороводов: «колонна», «стенка»

2

38-39

Основные фигуры хороводов: «два круга рядом», «круг в круге»

2

40

Основные фигуры хороводов: «стенка», «воротики»

1

Областные особенности русского танца (8ч)

41

История Нижегородского края. Песенная и танцевальная культура. Мужской и женский костюмы.

1

42

Местные особенности исполнения хороводов и плясок. Круговые хороводы «основа».

1

43-44

Формы хороводов Нижегородской области: «кругом», «улиткой-капусткой», «змейкой-ужом»

2

45-46

Характер и манера исполнения движений: руки ниже пояса, руки на уровне груди и плеч.

2

47-48

Манера исполнения движений: хлопки ладонями восьмыми длительностями, четвертями, хлопки скользящими движениями ладоней вверх и вниз.

2

Композиция и постановка танца « Русский хоровод»(20ч)

49

Особенности танцевального образа и лексики. Костюм.

1

50-51

Танцевальные композиции «Калинка» (творческие задания).

2

52-65

Постановка танца « Русский хоровод»

14

66-67

Отработка синхронности исполнения танца

2

68

Выступление. Контрольный урок Промежуточная аттестация

1

Итого

68 ч

3-й год обучения

Содержание

Кол-во часов

План

Факт

Ведение (1ч)

1

Цели и задачи программы «Задоринка » третьего года обучения. Инструктаж по технике безопасности на занятиях.

1

Ритмика (10 ч)

2-3

Музыкально-ритмические игры. Упражнения на развитие координации.

2

4

Построения и перестроения. Музыкально-пластические игры на внимание «Увеличительное стекло»

1

5

Построения из одного круга в два концентрических. Музыкально-пластическая игра « Танец-загадка»

1

6-7

Движения в колонны по одному с разных сторон по диагонали, с переходом в центре через одного.

2

8-9

Строение суставно-мышечного аппарата Партерный экзерсис в положении сидя на полу

2

10-11

Партерный экзерсис на середине зала

2

Азбука танца (9ч)

12-14

Экзерсис на середине зала: demi, grand plie по 1 позиции

3

15-17

Прыжки: Temps leve coute по 1, 2, 5, позиции

3

18-20

Вращения, повороты по 6 позиции ½ круга;

3

Русский танец (20ч)

21-22

Увеличение темпа музыки, исполнения движений: дробь с соскоком

2

23-24

Одинарный и двойной удар стопой на месте и с продвижением

2

25-26

Дробная дорожка, тройные поочередные выстукивания. «Виды «ковырялочки»;

2

27-28

Промежуточная аттестация

2

29-30

«Веревочка» простая и с переступанием

2

31

«Моталочки» продольные

1

32-33

Присядка - «мяч» по первой открытой позиции

2

34-35

Присядка-«подсечка». Прыжки с поджатыми ногами.

2

36-37

Хлопки в ладоши согнутыми в локтях руками; Перед собой; справа или слева

2

38

Скользящие хлопки в ладоши перед собой - сверху вниз; справа и слева. Прыжки с поджатыми ногами.

1

39

Форма построения традиционного русского перепляса. Выходка. Проходка

1

40

«Кадриль». Импровизация в русской пляске.

1

Областные особенности русского танца (8ч)

41

Понятия полиритмия. Пересекание без движения на месте. Пересекание в движение.

1

42

Импр Импровизации. Пляска с частушками «Матаня».

1

43-44

Формы хороводов Нижегородской области: «кругом», «улиткой-капусткой», «змейкой-ужом»

2

45-46

Характер и манера исполнения движений: руки ниже пояса, руки на уровне груди и плеч.

2

47-48

Манера исполнения движений: хлопки ладонями восьмыми длительностями, четвертями, хлопки скользящими движениями ладоней вверх и вниз.

2

Композиция и постановка танца « Русский хоровод» (20ч)

49

Основные элементы русской пляски. Беговой шаг. Тройной притоп.

1

50-51

Каблучный ход. Композиционные построения и перестроения.

2

52

Круговое, хороводное движение на основе шага с прибивом.

1

53

Мелкий переменный шаг. Притопы.

1

54-55

«Моталочка». Проходки. Дробные выстукивания (темп быстрый).

2

56

Быстрое покачивание плечами и всем корпусом. Композиция круговая.

1

57-65

Постановка танца «Матаня»

9

66-67

Отработка синхронности исполнения танца

2

68

Отчетный концерт. Итоговая аттестация

1

Итого

68 ч

6. Список литературы

Для педагога:

.

  1. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца [Текст]/М.П. Базарова, Б.П. Мей. – Л.: Искусство, 1983. – 199 с.
  2. Бекина С.Н., Ломова Т.П. Музыка и движения [Текст]/С.Н. Бекина, Т.П. Ломова. – М. «Просвещение», 1984. – 270
  3. Блок Л.Д. Классический танец. История и современность [Текст]/Л.Д. Блок. – М.: Искусство, с.

4. Веретенников И.И. Белгородские карагоды [Текст]/И.И. Веретенников. – Белгород: Везелица, 1993. – 114 с.

5. Ваганова Л.Ф. Основы классического танца [Текст]/Л.Ф. Ваганова. – СПб.: Лань, 2000. – 158 с.

6. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Этюды [Текст]: учебн. пособие для вузов/ Гусев Г.П. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 232 с.

7. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка [Текст]/ Г.П. Гусев – М.: ВЛАДОС, 2002. – 207 с.

8. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Движения и комбинации танца на середине зала [Текст]/ Гусев Г.П. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 208 с.

9. Данелюк А.Я. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников [Текст]: методические рекомендации: пособие для учителей общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. Ч.2 / А.Я. Данилюк - М.: Просвещение, 2011. - 142 с.

10. Денисова Ф. Народные танцы [Текст]/Ф. Денисова – М.: Профиздат, 1954. – 296 с.

  1. Зязюн И.О. Основы педагогического мастерства [Текст]/И.О. Зязюн – М.: Просвещение, 302 с.

12. Закон РФ Об образовании [Текст]: офиц. текст. – М.: Эксмо, 2011. – 41 с.

13. Иванченко В.Н. Занятия в системе дополнительного образования [Текст]/ В.Н. Иванченко. - Ростов-на-Дону: Учитель, 288с.

14. Климов А.А. Основы русского народного танца [Текст]/А.А. Климов. - М.: Искусство, 270 с.

15. Конвенция о правах ребенка [Текст]: офиц. текст. - М.: Кнорус,2001. – 32 с.

16. Костровицкая В.С. 100 уроков классического танца [Текст]/В.С. Костровицкая. – Л.: Искусство, с.

17. Ладыгин Л.Р. Музыкальное оформление уроков танца [Текст]/Л.Р. Ладыгин. – М.: Просвещение, 1980. – 156 с.

18. Никулина В.И., Екимова Н.В. Организация внеурочной деятельности школьников [Текст]/ В.И. Никулина, Н.В. Екимова. – Белгород: Изд-во БелРИПКППС, 2010. – 63 с.

19. Прибылов В.С. Методические рекомендации и программа по классическому танцу для самодеятельных хореографических коллективов [Текст]/ В.С. Прибылов. – М.: Просвещение», 1984. – 78 с.

20. Реан, А. А. Психология и педагогика : учеб. пособие для вузов [Текст]/ А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. - СПб. : Питер, 2008. - 432 с.

21. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: [Текст]: Учебное пособие / В.С. Селиванов – М.: Академия, 2004. – 336с.

22. Селиванов В.С. Возрастная и педагогическая психология: Детство, отрочество, юность [Текст]/В.С. Селиванов. – М.: Академия, - 2000. – 624 с.

23. Устинова Т. Русские народные танцы [Текст]/Т. Устинова. – М.: Взгляд, 1960. – 264 с.

24. Устинова Т. Беречь красоту русского народного танца [Текст]/Т. Устинова. – М.: Молодая гвардия, 1959. – 103 с.

Для обучающихся:

  1. Иова Е.П. Гимнастика под музыку [Текст]/ – М.: Просвещение, - 1984. – 167 с.

2. Пасютинская В.М. Волшебный мир танца [Текст]/В.М. Пасютинская – М.: Просвещение, 1985. – 233 с.

Дидактический материал:

CD-запись произведений русской народной музыки: «Хорошенький, молоденький», «Матаня»,

«Акулинка»,

«Кадриль»,

«Смоленский гусачок»,

«Барыня»,

«Подай балалайку»,

«Белолица, круглолица»;

авторские песни: Н. Бакалейников «Вальс «Грусть»,

Г. Пономоренко «Ивушка».

CD –запись произведений П.И. Чайковского «Мазурка», «Ноктюрн»;

Ф. Шапена «Классический танец», вальс «Си-минор», прелюдия «Ля-мажор»;

Ф. Шуберта «Музыкальный момент».

Приложение

Оценка освоения программного материала

Усвоения программного материала детьми, и развитие других качеств обучающихся определяются по трем уровням:

  • высокий уровень – программный материал усвоен обучающимся полностью, точное знание терминологии и правил исполнения танцевальных движений, музыкальность, выразительность исполнения танцевальных композиций, умение работать в хореографическом коллективе, техника исполнения высокая, владение навыками сольного исполнения танцевального номера, имеются высокие достижения (победы в международных, всероссийских, областных конкурсах детского творчества);
  • средний уровень - неполное владение теоретическими знаниями, недостаточно точное исполнение танцевальных комбинаций, с точки зрения музыкальности, координации движений, умение работать в хореографическом коллективе, у техника исполнения низкая, участвует в фестивалях и конкурсах детского творчества на уровне образовательного учреждения, города;
  • низкий уровень – слабое усвоение теоретического программного материала, техника исполнения низкая, недостаточное владение навыками работы в хореографическом коллективе, частичный ввод в репертуар ансамбля, участвует в концерте на уровне коллектива.

7. Оценочные материалы.

Для детей 1 года обучения:

  1. Исполнение простых танцевальных движений под музыку:

хлопки ладошами, удары ногами, приседания, «марш», подъём на носки, подъём на пятки, прыжки на месте на двух ногах (ноги вместе, ноги в стороны),»пружинка» «моталочка», «бег по кругу, «галоп», подскоки.

  1. Исполнение простых танцевальных композиций и танцев :
  2. Знать основные позиции рук:

подготовительная, 1, 2, 3.

  1. Знать основные позиции ног:

1, 2, 3, 6

  1. Уметь реагировать на начало и окончание звучания музыки
  2. Начинать и заканчивать движения в соответствии с началом и окончанием музыки:

начинать двигаться с началом звучания музыки и чётко останавливаться с её окончанием.

  1. Уметь ориентироваться в пространстве, реагировать на смену частей музыки:

уметь встать в линию, колонну, круг, повернуться на право, налево.

  1. Передавать в движении характер музыки:

используя пластику своего тела передать содержание и характер звучащей музыки.

Для детей 2 года обучения:

  1. Исполнение танцевальных движений под музыку:

прыжки по 1, 2, 3, 6 позиции, прыжки по кругу, «Галоп», «Моталочки», «Ковырялочка», «Верёвочка», «Косыночка»

  1. Исполнение танцевальных композиций

Знать позиции рук:

Подготовительная,1, 2, 3.

  1. Знать позиции ног:

1, 2, 3, 5, 6.

  1. Исполнять простые вращения: вращение на месте, вращение по диагонали, вращение в подскоках вокруг себя.
  2. Уметь ориентироваться в пространстве, реагировать

на смену частей музыки: уметь перестроиться в 1 линию, в 2 линии, в 1 колонну, в 2 колонны, круг, по диагонали.

  1. Передавать в движении характер музыки в движении, эмоциями.

Для детей 3 года обучения:

  1. Исполнение сочетаний танцевальных движений под музыку: хлопки с подскоками, «Ковырялочка» с дробными выстукиваниями, «Моталочка» с выходом на каблук, «Ковырялочка» с выходом на каблук, вращение в подскоках.
  2. Исполнение танцевальных композиций
  3. Знать позиции рук:

Подготовительная,1, 2, 3.

  1. Знать позиции ног:

1, 2, 3, 6.

  1. Уметь ориентироваться в пространстве: уметь перестроиться в 1 линию, в 2 линии, в 1 колонну, в 2 колонны, по диагонали, круг, «Звёздочка».
  2. Передавать в движении характер музыки: уметь воспринимать музыку, чувствовать её настроение, характер и понимать ее содержание;
  3. Развивать музыкальную память, внимание; развитие координации движений, пла-стичности, мягкости,
  4. Уметь импровизировать под заданную музыку: танцевать, используя пластику, эмоции, танцевальные движения под заданную музыку.

С целью определения уровня усвоения образовательной программы, а также для повышения эффективности и улучшения качества учебно-воспитательного процесса проводится педагогический мониторинг в течение всего периода обучения. Программа мониторинга включает три этапа: первичная диагностика, промежуточная и итоговая аттестации. Результаты педагогического мониторинга оцениваются по 10-ти бальной системе, переводятся в оценку: 1-4 б –«3», 5-8 б –«4», 9-10 б- «5»

и фиксируются в сводных таблицах.

Итоговая аттестация второго года обучения является первичной диагностикой третьего года обучения.

1-ый год обучения

Первичная диагностика

Цель: определение общего уровня развития ребенка и его склонности к занятиям современными танцами.

Задачи:

 определение общего уровня развития ребенка;

 выявление природных способностей к танцу;

 выявление уровня информированности в области танцев;

 определение мотивации к занятиям.

Срок проведения: при поступлении в творческое объединение.

Форма проведения: собеседование, выполнение практического задания.

Содержание

Теоретическая часть: ребенку предлагают ответить на следующие вопросы:

 Нравится ли тебе танцевать?

 Кто посоветовал заниматься современными танцами?

 Имеется ли начальная хореографическая подготовка или подготовка другого вида (например, спортивная)?

Практическая часть: ребенку предлагают выполнить следующие задания:

 упражнения на ритмичность;

 упражнения на координацию;

 упражнения на ориентировку в пространстве.

Критерии оценки

Минимальный уровень (1 ─ 4 балла) ─ у ребенка не развит музыкальный и ритмический слух, минимальный уровень способностей к современным эстрадным танцам, рассеянное внимание, не дисциплинирован, нет пластичности, движения угловатые.

Средний уровень (5 ─ 8 баллов) ─ у ребенка развит музыкальный и ритмический слух, умеет концентрировать внимание, но координация движений развита недостаточно. Проявляет интерес к народным, эстрадным танцам.

Максимальный уровень (9 ─ 10 баллов) ─ ребенок показывает высокий уровень способностей к танцам, развит музыкальный и ритмический слух, проявляет интерес к занятиям.

Промежуточная аттестация

Цель: выявление соответствия уровня теоретической и практической подготовки детей программным требованиям.

Задачи:

 определение уровня усвоения детьми теоретических знаний в соответствии с данным периодом обучения;

 определение уровня сформированности практических умений в соответствии с данным этапом обучения.

Срок проведения: декабрь.

Форма проведения: контрольный урок.

Содержание

Теоретическая часть:

 знание основных элементов ритмики;

 знание основных позиций рук, ног, головы;

 знание правил поведения в танцевальном коллективе.

Практическая часть:

 определение характера музыки, темпа;

 воспроизведение на хлопках разнообразные ритмические рисунки;

 исполнение комплекса упражнений для постановки корпуса, рук, ног и головы;

 исполнение упражнений на умение держать осанку.

Критерии оценки

Минимальный уровень (1 ─ 4 балла) ─ ребенок не владеет теоретическими знаниями, не развит музыкальный и ритмический слух, не знает основные позиции рук, ног, головы.

Средний уровень (5 ─ 8 баллов) ─ ребенок отвечает на теоретические вопросы с небольшой помощью педагога, слышит музыку и ритм, согласовывает движения с музыкой, но допускает не точности в исполнении движений.

Максимальный уровень (9 ─ 10 баллов) ─ ребенок показывает высокий уровень знаний теоретического материала, сочетает музыку с движениями, выполняет движения без ошибок, знает терминологию, ориентируется в пространстве.

Промежуточная аттестация

Цель: выявление уровня усвоения детьми программного материала, соответствие прогнозируемым результатам образовательной программы.

Задачи:

 определение степени усвоения практических умений и навыков в соответствии с прогнозируемыми результатами первого года обучения;

 выявление уровня усвоения теоретических знаний;

 определение уровня развития индивидуальных творческих способностей;

 анализ полноты реализации программы первого года обучения.

Срок проведения: конец апреля

Форма проведения: контрольный урок.

Содержание

Теоретическая часть:

 знание различных типов шагов и видов бега ( шаги с носочка, на пятках, бег на полупальцах и другие, подскоки, галоп, прыжки) ;

 знание упражнений на координацию.

Практическая часть:

 исполнение простых танцевальных связок в стиле джаз-модерн;  исполнение развивающих игр-превращений, игр на ориентирование в пространстве;

 умение правильно держать осанку.

Критерии оценки

Минимальный уровень (1 ─ 4 балла) ─ обучающейся овладел менее 1/2объематеоретических знаний и практических умений, навыков предусмотренных программой.

Средний уровень (5 ─ 8 баллов) ─ обучающейся овладел не менее 1/2объематеоретических знаний и практических умений, навыков предусмотренных программой.

Максимальный уровень (9 ─ 10 баллов) ─ обучающейся показывает высокий уровень знаний теоретического материала, овладел всеми умениями и навыками, предусмотренными программой.

2-ой год обучения

Промежуточная аттестация

Цель: определение физического и эмоционального состояния ребенка после летних каникул, уровня его готовности к выполнению образовательной программы 2-го года обучения.

Задачи:

 определение уровня знаний теоретического материала и практических умений, навыков предусмотренных программой 1-го года обучения;

Срок проведения: сентябрь

Форма проведения: собеседование, выполнение практического задания.

Содержание

Теоретическая часть

 Элементы ритмики;

 Различные типы шагов и бега.

Практическая часть: ребенку предлагают выполнить следующие задания:

 исполнение упражнений на ритмичность, координацию, ориентировку в пространстве;  исполнение танцевальных комбинаций

Критерии оценки

Минимальный уровень (1 ─ 4 балла) ─ у ребенка не развит музыкальный и ритмический слух, рассеянное внимание, не дисциплинирован, нет пластичности, движения угловатые.

Средний уровень (5 ─ 8 баллов) ─ у ребенка развит музыкальный и ритмический слух, умеет концентрировать внимание, согласовывает движения с музыкой, но допускает не точности в исполнении движений.

Максимальный уровень (9 ─ 10 баллов) ─ ребенок показывает высокий уровень знаний теоретического материала, сочетает музыку с движениями, выполняет движения без ошибок, знает терминологию, ориентируется в пространстве.

Промежуточная аттестация

Цель: выявление соответствия уровня теоретической и практической подготовки детей программным требованиям.

Задачи:

 определение уровня усвоения детьми теоретических знаний в соответствии с данным периодом обучения;  определение уровня формирования практических умений в соответствии с данным этапом обучения.

Срок проведения: декабрь.

Форма проведения: контрольный урок.

Содержание

Теоретическая часть:

 знание простых элементов партерной гимнастики.

Практическая часть:

 исполнение комплекса упражнений на координацию движений;

 исполнение простых элементов партерной гимнастики;

Критерии оценки

Минимальный уровень (1 ─ 4 балла) ─ ребенок не владеет теоретическими знаниями, не выполняет комплекс упражнений на координацию движений, не выполняет простые элементы партерной гимнастики.

Средний уровень (5 ─ 8 баллов) ─ ребенок отвечает на теоретические вопросы с небольшой помощью педагога, умеет выполнять комплекс упражнений на координацию движений и простые элементы партерной гимнастики, но допускает не точности.

Максимальный уровень (9 ─ 10 баллов) ─ ребенок показывает высокий уровень знаний теоретического материала и практических навыков, умений данного этапа обучения.

Промежуточная аттестация

Цель: выявление уровня усвоения детьми программного материала, соответствие прогнозируемым результатам образовательной программы.

Задачи:

 определение степени усвоения практических умений и навыков в соответствии с прогнозируемыми результатами второго года обучения;

 выявление уровня усвоения теоретических знаний;

 определение уровня развития индивидуальных творческих способностей;

 анализ полноты реализации программы второго года обучения.

Срок проведения: конец апреля

Форма проведения: контрольный урок.

Содержание

Теоретическая часть:

 терминология основных движений классического танца и детского танца;

 основные элементы партерной гимнастики;

 музыкально-ритмическая координация движений в танцевальных элементах.

Практическая часть:

 исполнение элементов партерной гимнастики;

 исполнение танцевальных зарисовок детского танца;

 исполнение комплекса упражнений на координацию движений;

 исполнение основных танцевальных движений русского народного танца

Критерии оценки

Минимальный уровень (1 ─ 4 балла) ─ обучающейся овладел менее 1/2объема теоретических знаний и практических умений, навыков предусмотренных программой.

Средний уровень (5 ─ 8 баллов) ─ обучающейся овладел не менее 1/2объема теоретических знаний и практических умений, навыков предусмотренных программой.

Максимальный уровень (9 ─ 10 баллов) ─ обучающейся показывает высокий уровень знаний теоретического материала, овладел всеми умениями и навыками, предусмотренными программой.

3-ий год обучения

Промежуточная аттестация

Цель: выявление соответствия уровня теоретической и практической подготовки детей программным требованиям.

Задачи:

 определение уровня усвоения детьми теоретических знаний в соответствии с данным периодом обучения;

 определение уровня формирования практических умений в соответствии с данным этапом обучения.

Срок проведения: декабрь.

Форма проведения: контрольный урок.

Содержание

Теоретическая часть:

 история классического танца; русского народного танца

  • сложные элементы партерной гимнастики.

Практическая часть:

 исполнение элементов партерной гимнастики;

 исполнение комплекса упражнений для отдельных групп мышц;

 умение использовать элементы актерской выразительности;

 исполнение танцевальных комбинаций.

Критерии оценки

Минимальный уровень (1 ─ 4 балла) ─ ребенок не владеет теоретическими знаниями, не выполняет упражнения классической хореографии, держась за станок одной рукой, не выполняет сложные элементы партерной гимнастики и танцевальные связки повышенной сложности.

Средний уровень (5 ─ 8 баллов) ─ ребенок отвечает на теоретические вопросы с небольшой помощью педагога, умеет выполнять упражнения классической хореографии, держась за станок одной рукой, умеет выполнять сложные элементы партерной гимнастики и танцевальные связки повышенной сложности, но допускает не точности.

Максимальный уровень (9 ─ 10 баллов) ─ ребенок показывает высокий уровень знаний теоретического материала и практических навыков, умений данного этапа обучения.

Итоговая аттестация

Цель: выявление уровня усвоения детьми программного материала, соответствие прогнозируемым результатам образовательной программы.

Задачи:

 определение степени усвоения практических умений и навыков в соответствии с прогнозируемыми результатами третьего года обучения;

 выявление уровня усвоения теоретических знаний;

 определение уровня развития индивидуальных творческих способностей;

 анализ полноты реализации программы третьего года обучения.

Срок проведения: конец апреля

Форма проведения: Отчетный концерт

Содержание

Практическая часть:

 синхронность выполнения движений, правильная передача рисунка танца

применение элементов актерской выразительности

Критерии оценки

Минимальный уровень (1 ─ 4 балла) ─ обучающейся овладел менее 1/2объематеоретических знаний и практических умений, навыков предусмотренных программой.

Средний уровень (5 ─ 8 баллов) ─ обучающейся овладел не менее 1/2объематеоретических знаний и практических умений, навыков предусмотренных программой.

Максимальный уровень (9 ─ 10 баллов) ─ обучающейся показывает высокий уровень знаний теоретического материала, овладел всеми умениями и навыками, предусмотренными программой.