Воспитание любви к Родине

Болюнова Рената Николаевна

 

 

 

 

 

 

Одной из важнейших задач развития личности ребенка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства, культурно-исторического опыта народа, создаваемого веками громадным количеством поколений. Изменения в экономической и социальной сферах жизни требуют подготовки подрастающего поколения, способного адаптироваться в изменяющейся обстановке, умеющего принять решения, сделать самостоятельный выбор, проявить инициативу, обладающего достаточно высоким уровнем общей эмоциональной культуры. Одним из действенных средств воспитания такого человека является русское народное творчество. В настоящее время, когда политика нашего государства направлена на возрождение духовных ценностей, приобщение детей к народной культуре становится актуальной задачей.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Воспитание любви к Родине на основе ценностей народной традиционной культуры.

Что такое Родина? Сейчас каждый старший дошкольник знает, что это место, где он родился, где живет. За последние годы произошло много событий в общественной жизни, политике, в системе государственного и местного управления. Был период , когда у подрастающего поколения наблюдалось падение интереса и уважение к прошлому Росси.

В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить…воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Когда-то традиции передавались из поколения в поколение –« из уст в уста».

В силу известных нам исторических причин, эта естественная связь была прервана. Но на протяжении всего 20 века велась работа по собиранию фольклорных и этнографических материалов о русских национальных традициях. Благодаря этому мы можем передавать детям богатый культурный опыт родного народа, через детский сад и школу.

Одной из важнейших задач развития личности ребенка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства, культурно-исторического опыта народа, создаваемого веками громадным количеством поколений. Изменения в экономической и социальной сферах жизни требуют подготовки подрастающего поколения, способного адаптироваться в изменяющейся обстановке, умеющего принять решения, сделать самостоятельный выбор, проявить инициативу, обладающего достаточно высоким уровнем общей эмоциональной культуры. Одним из действенных средств воспитания такого человека является русское народное творчество. В настоящее время, когда политика нашего государства направлена на возрождение духовных ценностей, приобщение детей к народной культуре становится актуальной задачей.

Многочисленные исследования показали, что русское народное творчество вызывает огромный интерес детей дошкольного возраста. Для педагога же фольклор может стать очень ценным дидактическим материалом в эстетическом воспитании дошкольников, в развитии музыкально-художественных способностей ребенка, а также в развитии его творческого потенциала. Возможность использования фольклора в детском саду для развития творческой активности дошкольников обусловлена спецификой содержания и форм произведений творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием детей дошкольного возраста. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

К.Д. Ушинский отмечал, что «… воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в народных произведениях первые и блестящие попытки раскрытия национальной самобытности.

В младшем возрасте слушание русских народных песен, колыбельных: «Котя,котенька, коток», «А, баиньки, баиньки», «Ах ты, береза», «Из- под дуба», «Полянка», «Русская народная мелодия», «Ах вы, сени».

   . Танцевально-игровое творчество - в начале непродолжительные по времени и несложные игровые песни и хороводы «На горе-то калина», «Пойду ль я, выйду ль я» и т.д. Затем более сложные, с развивающейся сюжетной линией «Как на тоненький ледок», «На мосточке», «Аннушка», «Во кузнице», «А я по лугу», в которых развиваются не только музыкально-двигательные навыки, но и навыки театрализованной импровизации. Работа над этим видом деятельности проходит в 2 этапа:

1 этап: Показ взрослого, как может двигаться какой-либо персонаж, а дети повторяют, подражают.

2 этап: Дети начинают придумывать свое видение персонажа, вносить свои характерные (пусть и небольшие) черты в движениях.

Русская народная игра. Очень часто в русских народных играх участвуют различные персонажи: Бабка-Ежка, Медведюшка, Зайка, Лисичка и т.д. Заранее обговариваем с детьми характер персонажей, изображаем, как они могут двигаться (несколько детей – разные варианты). Игры могут быть в сопровождении музыки и без.Здесь применимы такие творческие задания, как «Музыкальные этюды»: музыкальный руководитель играет характерную музыку, а ребенок изображает персонаж. Настроение персонажа обговаривается заранее (грустное, печальное, веселое, озорное). Музыкальные этюды проводятся на индивидуальных занятиях, занятиях с подгруппой, а также на групповых занятиях.

Игры-хороводы очень нравятся детям. Они связаны с жизнью природы, связаны с временами года, с праздниками.

Младший возраст: «Карусель»,  «Яблонька», «Завивайся, капустка», «Ходит Ваня», «Шла коза по лесу», «Снежная баба», «Дрема»

Старшим детям: «Ворон», « Гори, гори ясно», «Плетень», «Дед-дедище», «Заря-зареница», «Горшки», «Рыбы и сети», «Карусель с ленточками», «Туру, туру, пастушок», «Редька»

Русские народные пляски. Обучение русским народным танцевальным движениям, постановка народных танцев способствуют развитию такого умения, как осмысление образного содержания танца, умения выполнения движений со сменой характера музыки, умение менять ритм, темп движений. Умение раскованно, выразительно двигаться способствует развитию танцевального творчества, т.к. пока ребенок не почувствует свободу в исполнении танца, он не сможет импровизировать. Детское танцевальное творчество – это использование знакомых танцевальных движений в разных комбинациях, умение в выразительных движениях передать характер танца, игровые образы. Во многих русских народных танцах есть свободные движения: например, девочки хлопают, а мальчики танцуют, и наоборот; или сольные выступления в середине танца, где знакомые движения соединяются в различные комбинации. Танцевальному творчеству предшествует очень большая обучающая работа. Чтобы импровизировать, дети должны знать многие движения: «распашонка», «присядка», «ковырялочка», «топотушки», «шаг с припадаем», «плывущий шаг» другие. Таким образом, русские народные пляски, с их простым, ярким ритмом, выразительными мелодиями, как ничто другое способствуют развитию танцевально-игровых, музыкально-двигательных навыков..

Как итог –праздник – веками отработанный способ единения людей в коллективном сопереживании событий. Отношение русских к празднику было очень серьезным. Они считали его необходимым для человека событием в круговерти жизни: «Мы целый год трудимся для праздника»,   «Хоть все заложи, да  масленицу проводи», «Жизнь без праздника, что еда без хлеба»…

Праздник требовал подчеркнуто уважительного отношения друг к другу, проявления гостеприимства ко всем.

Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории, культуре. Народные игры, песни, хороводы способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю, культуру своего народа.

Использованная литература:

Традиционные народные праздники в образовательных учреждениях. Санкт Петербург 2008

Е.И.Шаламова  Методическая работа с кадрами по патриотическому воспитанию в ДОУ Москва 2009

«Праздники и обряды народного землевладельческого календаря»

Григорьев В. Народные игры и традиции в России М.,1991