Музыкальная гостиная "Смычка волшебное звучание"

Печенкина Наталья Владимировна

Музыкальная гостиная расчитана на учащихся 4-8 келассов.Беседа пойдет о струнно-смычковых инструментах.Звук на струнно-смычковых инструментах извлекается с помощью смычка. И входит в эту группу четыре инструмента: скрипка,альт, виолончель и контрабас.Струнно-смычковая группа является ведущей в оркестре. Она обладает огромными тембровыми и техническими возможностями. А что же такое оркестр? Оркестр - это музыкальный кололектив , в котором музыканты играют на различных музыкальных инструментах. В зависимости от жанра исполняемой музыки, оркестры могут быть разноообразными и иметь свои особенности.Оркестров существует множество видов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект гостиной32.59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Областное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств имени Г. Струве»

Музыкальная гостиная

«Смычка волшебное звучание»

Преподаватель по классу скрипки

Печенкина Н.В.

Железногорск 2024г.

Цели и задачи:

1.Воспитание интереса и любви к классической музыке, способности оценить ее красоту.

2.Воспитание музыкально-эстетического отклика на произведения искусства, эмоциональное отношение к нему.

3.Развитие творческих музыкальных способностей в процессе слушания струнно- смычковых инструментов, способности зрительного воображения.

4.Развитие индивидуальных качеств личности, творчества, художественного вкуса и эмоциональной отзывчивости.

Оборудование; музыкальный зал, рояль, скрипка, альт, виолончель, флешка, экран, ноутбук.

    Музыкальная гостиная рассчитана на учащихся 4-8 классов. Участниками гостиной являются учащиеся и преподаватели ОБОУ ДО «ДШИ им. Г.Струве» и преподаватель МОУ «СОШ № 13» Сафошина Анна Владимировна.

 Слайд 1. Гости и участники музыкальной гостиной заходят в музыкальный зал, рассаживаются по своим местам.

Ведущая:

Приветствую гостей и участников музыкальной гостиной «Смычка волшебное звучание».

Слайд 2

   Сегодня наша беседа будет о струнно-смычковых инструментах. Звук на струнно - смычковых инструментах извлекается с помощью смычка. И входит в эту группу четыре инструмента: скрипка, альт, виолончель и контрабас. Струнно-смычковая группа является ведущей в оркестре. Она обладает огромными тембровыми и техническими возможностями. А что же такое оркестр? Оркестр — это музыкальный коллектив, в котором музыканты играют на различных музыкальных инструментах. В зависимости от жанра исполняемой музыки, оркестры могут быть разнообразными и иметь свои особенности. Оркестров существует множество видов.

 Слайд 3

    Симфонический оркестр — большой коллектив музыкантов, исполняющих симфонические музыкальные произведения. Симфонический оркестр включает в себя три группы инструментов, такие как струнно-смычковые, духовые и ударные, и способен исполнять произведения классической музыки. Этот оркестр является одним из самых масштабных и имеет высокую степень сложности исполнения. Количество музыкантов в таких оркестрах может достигать до 110 человек. Симфонические оркестры стали формироваться на рубеже ХVIII-XIX веков.

Слайд 4

   Термин «камерный оркестр» возник в конце ХIХ века. Камерный оркестр, в свою очередь, отличается не большим количеством музыкантов и интимной атмосферой. Он специализируется на исполнении камерной музыки, которая чаще всего предназначена для небольших залов или закрытых пространств. Ка́мерный орке́стр — небольшой коллектив (обычно до 40ка человек), исполняющий камерную музыку.

Слайд 5

   Струнно-смычковые инструменты сходны по виду и окраске звука (тембру). Кроме того, звук у них извлекается смычком. Отсюда и название. Самый виртуозный и выразительный инструмент этой группы – скрипка. По звучанию она напоминает голос певца. Она отличается нежным, поющим тембром. Скрипке обычно поручают главную мелодию произведения. В оркестре есть I и II скрипки. Они играют разные партии.

 Слайд 6

  Скрипка имеет народное происхождение. Прародителями скрипки были арабский ребаб, испанская фидель, германская ротта, слияние которых и образовало виолу.

Формы скрипки установились в XVI веке. В ХVI и ХVII веках скрипичные мастера Италии создавали настолько прекрасные инструменты, что они по сей день считаются самыми лучшими несмотря на то, что в наш век появилось много новых технологий их изготовления. Инструменты итальянских мастеров отличаются прекрасной формой и превосходным материалом. Среди итальянских мастеров можно выделить скрипки Амати, Страдивари и Гварнери. Скрипкам принадлежит ведущее место среди струнно-смычковых инструментов  — важнейшей части современного симфонического оркестра. Пожалуй, ни один другой инструмент не обладает таким сочетанием красоты, выразительности звука и технической подвижности. Скрипка имеет четыре струны, настроенные по квинтам: соль малой октавы, ре, ля первой октавы, ми второй октавы. Тембр скрипки густой в низком регистре, мягкий в среднем и блестящий в верхнем. На скрипке можно исполнить произведения различных эпох и стилей. И сегодня уважаемые слушатели вы сможете убедиться в этом. Наши исполнители представят вашему вниманию несколько скрипичных номеров.

Слайд 7

     Итак, откроет наш концерт произведение французского композитора Даниэля Обера, творившего в ХVIII веке, прекрасно игравшего на скрипке и писавшего музыку для скрипки и виолончели.

Даниэль Обер «Тамбурин» Печенкина Н.В., концертмейстер Дмитрий Ланин (преп. Зайцева Л.Н.)

 Слайд 8

   Следующим номером нашей программы прозвучит произведение Джона Эллертона, английского композитора классической музыки, творившего в ХIX веке

Джон Эллертон «Тарантелла» Старикова Анастасия (преп.Печенкина Н.В.), концертмейстер Никишаева Е.Н.

Слайд 9

На сцену приглашается Осипенко Варвара. Варя сыграет пьесу советского композитора, пианиста и педагога XX века Дмитрия Шостаковича.

Дмитрий Шостакович «Шарманка» Осипенко Варвара (преп. Печенкина Н.В.), концертмейстер Никишаева Е.Н.

Слайд 10

  Теперь мы услышим произведение советского и российского композитора XX века, дирижера, пианиста, народного артиста Советского Союза Никиты Богословского. Никита Богословский писал музыку для кино. Сейчас прозвучит пьеса для скрипки Н.Богословского «Прогулка»

Никита Богословский «Прогулка» Печенкина Н.В., концертмейстер Бирюков Дмитрий (преп. Бушнева О.Н.)

Слайд 11

 И еще один композитор XX века - Владимир Шаинский, советский и российский композитор, пианист, певец, скрипач, народный артист РСФСР. Известен как автор множества песен и песен для детей, в том числе музыки для мультфильмов.

   Владимир Шаинский «Улыбка» Печенкина Н.В., концертмейстер Вольнягина Дарья ( преп. Гуслякова Н.В.)

Слайд 12

А теперь XXI век. Клаус Бадельт. Немецкий композитор и музыкальный продюсер. Получил известность благодаря написанию музыки к фильмам. Сегодня прозвучит музыка к фильму «Пираты карибского моря».

Клаус Бадельта «Пираты Карибскогом моря», музыка к одноименному фильму. Зайцев Егор (преп. Печенкина Н.В.), концертмейстер Никишаева Е.Н.

Слайд 13

  Альт по виду напоминает скрипку, но по размеру он не много больше и имеет более приглушённый, матовый звук. Струны альта настроены на квинту ниже скрипичных: до, соль малой октавы, ре, ля первой октавы.  В качестве сольного инструмента альт встречается относительно редко. Основная сфера применения альтов — симфонический и струнный оркестры, где они исполняют, как правило, средние голоса. Альт — обязательный участник струнного квартета, часто используется в других камерных составах. Альтистами не становятся с детства, на этот инструмент переходят в более зрелом возрасте (в конце музыкальной школы, при поступлении в музыкальный колледж или консерваторию). В основном на альт переходят скрипачи крупного телосложения с большими руками.

Слайд 14

Российский и советский альтист, дирижер и педагог Юрий Башмет стал первым в истории музыкантом, которому удалось доказать возможности альта как солирующего инструмента. Юрий Башмет выступает как в России, так и в ближнем зарубежье. Его игру слушали в лучших залах Европы, Австралии и США.

  А сегодня у нас есть уникальная возможность услышать этот прекрасный инструмент. Сегодня у нас в гостях альтистка Сафошина Анна Владимировна. Анна Владимировна работает в нашем городе в средней общеобразовательной школе №13, преподает музыку. Сейчас в ее исполнении мы услышим два произведения.

   Сафошина Анна Владимировна, преподаватель МОУ «СОШ № 13».

  1. Рольф Ловланд «Таинственный лес»
  2. Херердо Эрнар Матос Родригес танго «Кумпарсита»

Слайд 15

  Виолончель можно назвать “большой скрипкой”. Этот инструмент держат не на плече, как скрипку или альт, на виолончели играют сидя, ставя её перед собой и упирая в пол особой ножкой с остриём (шпилем). Звук виолончели низкий, но вместе с тем мягкий, бархатный, благородный. Строй струн виолончели: соль большой октавы, ре, ля малой октавы, то есть на октаву ниже альта. Виолончель широко распространена как сольный инструмент, группа виолончелей применяется в камерном и симфоническом оркестрах, виолончель — обязательный участник струнного квартета, в котором является самым низким из инструментов по звучанию, также часто применяется в других составах камерных ансамблей. И сейчас мы услышим этот прекрасный инструмент.

   Антонин Дворжак «Мелодия» Пашин А.И., концертмейстер Кулешова С.С.

 Слайд 16

   Контрабас — самый крупный струнно- смычковый музыкальный инструмент. Современный контрабас имеет четыре струны. Контрабас обладает густым, хриплым, но несколько глуховатым тембром, из-за чего редко используется в качестве сольного инструмента. Основная сфера его применения — симфонический оркестр, в котором группе контрабасов принадлежит важнейшая роль басового фундамента общей звучности. Оркестровый строй контрабаса — струны настраиваются по квартам (в отличие от других смычковых инструментов): ми, ля контроктавы, ре, соль большой октавы. Контрабас иногда используется в камерных ансамблях, а также в джазе и других жанрах. Приёмы игры на контрабасе и штрихи те же, что и на скрипке, однако из-за его крупных размеров и менее удобного положения смычка (на весу) техника игры на контрабасе значительно ограниченнее. На контрабасе играют стоя или сидя на высоком табурете, ставя инструмент перед собой.

 В живую услышать контрабас мы не можем. Поэтому послушаем небольшой фрагмент видео. На видео ансамбль контрабасистов исполняет известную музыку к фильму «Розовая пантера». Автор музыки американский композитор итальянского происхождения Генри Манчини. Написал музыку к почти 500 фильмам и телесериалам, получил за свою музыку 4 премии «Оскар», 2 номинации на «Эмми» и 20 призов «Гремми». Существует огромное множество вариантов исполнения этой музыки. Мне этот вариант кажется очень интересным.

Слайд 17

Видео

Слайд 18

  А теперь фото, на котором мы видим Владимира Спивакова. Владимир Спиваков российский и советский скрипач и дирижер. Владимир Спиваков неоднократно выступал в нашем городе и с камерным оркестром «Виртуозы Москвы» (1979 г основания) и с Национальным филармоническим оркестром России (2003). Владимир Спиваком является дирижером обоих этих коллективов. Я очень настоятельно рекомендую посетить концерты этих коллективов.

 И в завершении нашего концерта на сцену приглашается ансамбль скрипачей «Аллегретто».

Евгений Медведовский «Гамма -джаз». Ансамбль скрипачей «Аллегретто» (рук. Печенкина Н.В.), концертмейстер  Никишаева Е.Н.