Методическая разработка открытого урока по учебному предмету «Специальность (флейта)»

Кириченко Марина Владимировна

Программа  ДПОП учебного  предмета  «Специальность»  по  виду  инструмента «флейта», 8 класс

тема: «Работа над музыкальными произведениями»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met._razrabotka_otkrytogo_uroka_2024.docx78.89 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств» города Усинска

«Челядьлы искусств школа» Усинск

карсасодтӧд тӧдӧмлун сетан муниципальнӧй сьӧмкуд учреждение

Методическая разработка

открытого урока по учебному предмету

«Специальность (флейта)»

тема: «Работа над музыкальными произведениями»

Выполнила:

преподаватель, концертмейстер ДШИ

Кириченко Марина Владимировна

г. Усинск

2024

Технологическая карта урока

Предмет

Специальность

Класс

8 класс, ДПОП

Тип урока

Комбинированный (обобщения и систематизации ЗУН)

Вид урока

Практическое занятие, беседа

Тема

Работа над музыкальными произведениями.

Цель урока

Систематизация и обобщение знаний, умений и навыков в работе над музыкальными произведениями. Совершенствование приобретенных навыков исполнения произведений крупной формы для флейты.

Задачи урока

1. Обучающие:

- приобщение к классической музыке,

- устранение возможных технических трудностей в исполнении произведений в темпе

- закрепление умения слушать и слышать себя в процессе исполнения,

- формирование правильного воспроизведения полученных знаний на практике.

2.Развивающие:

- формирование представлений о творчестве И.Кванца и особенностях эпохи;

- развитие исполнительской техники, как необходимого средства для реализации художественного замысла композитора;

- приобретение опыта творческой деятельности и публичных выступлений;

3.Воспитательные:

- воспитании любви и интереса к старинной музыке и творчеству

И. Кванца;

- формирование высоких эстетических норм в отношениях с преподавателями и учениками;

- воспитание чувства стиля;

- способствовать формированию положительной мотивации, стойкого интереса к процессу обучения.

Формы и методы работы на уроке

1. Наглядный (показ педагогом направления работы над технически сложными местами; интернет – ресурс (прослушивание и просмотр аудио - видео файлов))

2. Практический (прорабатывание наиболее сложных мест, в том числе с применением отвлечённых упражнений).

3. Словесный (объяснение, беседа)

4. Дополнительные методы работы над техническими трудностями

Инновационный метод:

1.Здоровьесберегающая технология

2.Личностно - ориентированный подход

Опорные понятия, термины

Справочная литература музыкальных понятий и терминологии (Приложение)

Интернет-ресурс сайты: muzofond.ru; my.mail.ru; youtube.ru, wikipedia.org; insai.ru; enc-dic.com

Оборудование

Флейта, фортепиано, пюпитр, нотная литература, учебно-методическая литература. Информационно-компьютерные технологии: ноутбук, интернет (аудио - видео файлы: muzofond.ru; my.mail.ru; youtube.ru)

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

1. Формирование исполнительской техники.

Работа над выдержанными звуками, гаммами и упражнениями в различных нюансах и штрихах.

2 Работа над пьесами

Систематизировать знания, навыки и умения необходимые для успешного исполнения произведений

3. Формирование музыкального сознания (т.е. идеально воспроизводить музыкальные звуковые конструкции и давать им соответствующую содержательную интерпретацию)

4.Формировать позитивную мотивацию к исполнительской деятельности.

5. Развивать первичные навыки самоконтроля, необходимые для самостоятельной работы   в домашних условиях.

Личностные результаты:

1. Формирование установки учебно-познавательной мотивации и интереса к музицированию

2.Формирование ответственного отношения к обучению, готовности к саморазвитию и самообразованию.

Регулятивные

1.Умение организовывать свою деятельность.

2.Оценивать достигнутые результаты своего обучения

3.Владение самоконтроля, самооценки.

Коммуникативные

1.Формулирование собственного мнения и позиции, организация учебной (игровой) деятельности с педагогом

2.Формирование умений профессионально ставить вопросы, давать определение понятиям

Познавательные

1.Умение делать выводы,

2.Обобщать и исполнять музыкальный текст, логически подводить исполнение под эталон.

Межпредметные связи

 Музыкальная литература, сольфеджирование

Использованная литература

Нотная литература

1. Н. Платонов – 38 этюдов для флейты. Издательство «музыка». Москва. 2004.

2. Н. Платонов.  Школа игры на флейте. Москва. «Музыка». 1988г.

3. Н. Платонов.  Школа игры на флейте / под ред. Ю. Должикова. Москва, «Музыка». 2008г.

4. П.Таффанель-Гобер Ежедневные упражнения. Editions Musicales, Paris.

5. М. Муаз. Школа артикуляции для флейты. 1999.

6. Детский альбом. Составитель Ю.Должиков -М:Музыка, 2014

7. И.Кванц Концерт G-dur для флейты с оркестром, клавир. Москва. «Музыка» 2002 г.

Учебно-методическая литература

1. Апатский В.Н. Основы теории и методики духового музыкально-исполнительского искусства. НМАУ им. П.И. Чайковского. К., 2008.

2. Шелудякова Ю. В. Развитие флейтового искусства в эпоху барокко / Искусство и образование, - 2008.

3. Шульпяков  О.Ф.  Работа над художественным произведением и формирование музыкального мышления исполнителя. «Композитор». С-Пб., 2008.

4. И.Кванц Опыт наставления игре на поперечной флейте. Перевод и комментарии Екатерины Дрязжиной

5. Ю.С.Бочаров Жанры инструментальной музыки эпохи барокко. Научно-издательский центр «Московская консерватория» Москва, 2016

6. Ю. Должиков. Методика. Техника исполнительского дыхания. Издательство «ДЕКА-ВС». Москва 2004.

Информационно-компьютерные технологии

1. Интернет-ресурс сайты: muzofond.ru;  my.mail.ru;  youtube.ru, ru.wikipedia.org; insai.ru;enc-dic.com

2.Крупнова Е.Е. Рекомендации по оформлению методических разработок. - http://www.tptt.ru

http://www.notomania.ru/

http://www.notonly.ru/

http://www.classicalmusiclinks.ru/sheet_music/

http://notes-for.ru/fam/f.htm

http://7not.ru

Ход урока

Структура

 урока

Время

Деятельность

педагога

Деятельность

 обучающегося

примечание

1

Организационный

18.0018.01

Приветствие, готовность к уроку

Приветствует педагога, проверяет свою готовность к уроку.

Определяет самостоятельно тематику урока, цель работы

Создание позитивного эмоционального настроя.

2

Вводная беседа

(постановка проблемы)

18.01-18.03

Обозначение темы, цели и задач урока. Наводящие вопросы по теме урока

Слушает. Задаёт вопросы (уточняет)

Определение направления этапов работы.

3

Основная часть

(самостоятельная практическая деятельность)

18.03-

18.10

Разыгрывание. Проверяем правильную постановку у ученика рук, пальцев, ног, корпуса, головы, осанки. Разыгрывание инструмента на длинных нотах разучиваемой хроматической гаммы. Работа над упражнениями и гаммами с применение различных вариантов – штриховых, динамических, ритмических и т. д.

Следим за правильным

исполнительским дыханием.

Играет длинные ноты в гамме G-dur (2 октавы).

Исполняет хроматическую гамму различными штрихами: detashe, legato, staccato,

2 leg. 2st., 2st. 2 leg., пунктирный ритм, триоли. Доминантсептаккорд и его обращения, трезвучие и арпеджио. Играет упражнения П.Таффанель-Гобера № 5

Останавливаемся на местах, которые вызвали затруднения в исполнении,

находим, совместно, решение проблем. Отвечает на поставленные вопросы.

Повторение.

Самоанализ.

Обсуждаем способы решения поставленных технических задач.

4

Работа над произведениями

18.10-18.35

Проверяем домашнее задание по программе выпускного класса. Работаем над целостностью исполнения произведений (формой) вместе с концертмейстером. Фрагментарно (ещё раз) прорабатываем трудные места, анализируем, просматриваем темповые указания, динамические оттенки.

Исполняет произведения с аккомпанементом:

- И.Кванц Концерт для флейты с оркестром G-dur (I часть)

- А.Алябьев «Соловей»

Останавливаемся на местах, которые вызвали затруднения в исполнении,

находим, совместно, решение проблем.

Работа над трудными местами отдельными фрагментами, уточнение художественных задач.

Обсуждаем способы решения поставленных художественных задач.

6

Рефлексия

18.35-18.38

Переключение на другие формы деятельности

Прослушивание и просмотр аудио-видео файлов.

Определение эмоционального настроения от результатов деятельности на уроке

Умение объективно анализировать.

Сличение с эталоном исполнения.

7

Завершение урока

18.38-18.40

Домашнее задание,

Прощание

Определение самостоятельной работы на дом

Самоанализ, самооценка.

Конспект урока

Введение 

Работа над музыкальными произведениями - многообразна. В значительной мере она зависит от самого произведения — сложности его содержания, поставленных задач при исполнении и технических трудностей. По мере овладения различными частными трудностями, основное внимание обучающейся постепенно перемещается на вопросы, связанные с целостностью исполнения, выявлением общего исполнительского замысла, то есть на содержание завершающего этапа работы (обобщения). Приёмы и всё течение работы всегда связаны с возрастом и психологией обучающегося, его одарённостью, уровнем музыкального и общего развитиям. На этапе обобщения и систематизации знаний, умений и навыков в наибольшей степени сказывается художественная индивидуальность обучающегося.  

1. Организационный момент. 

Приветствие. Создание позитивного, эмоционального настроя готовности урока.  Тема         урока: «Работа над музыкальными произведениями»                                                                        

2. Вводная беседа 

Цели и задачи урока: Систематизация и обобщение знаний, умений и навыков. Работа над музыкальным произведением — это сложный психофизиологический процесс, который воспитывает и развивает исполнительские и художественно-эстетические навыки музыканта. Развитие исполнительской техники и исполнительского дыхания, как необходимого средства для реализации художественного замысла композитора в работе над музыкальными произведениями. Определение направления этапов работы. Задача педагога на уроке - при минимальных затратах времени добиться максимальных результатов.

Сегодня наша работа будет строиться по принципу последовательности. На этапе обобщения разучиваемых произведений происходит слияние отдельных музыкальных элементов в крупные части, объединяющиеся в законченное произведение. Устанавливаются темпы, окончательно отшлифовывается фразировка, агогические оттенки. Итак, наступает не менее ответственный этап в работе над музыкальными произведениями – творческая работа, т.е. качественно новый исполнительский подход, приобретающий исполнительскую законченность.  

3. Основная часть (самостоятельная практическая работа)

Мы начнём наш урок традиционно - с разыгрывания.  Разыгрывание инструмента на длинных нотах в разучиваемых гаммах.  Играет длинные ноты в гамме G-dur (2 октавы). Исполняет хроматическую гамму различными штрихами: detashe, legato, staccato, 2 leg. 2st., 2st. 2 leg., пунктирный ритм, триоли. Доминантсептаккорд и его обращения, трезвучие и арпеджио. Играет упражнения П.Таффанель-Гобера № 5.                                              Эти подготовительные упражнения предназначены для достижения беглости, независимости, силы, равномерного развития техники исполнения штрихов, а также способствуют развитию техники исполнительского дыхания.  

4. Работа над произведениями. Переходим к следующему этапу работы. 

И.Кванц Концерт для флейты с оркестром G-dur (I часть)

С обучающимся ранее была проведена ознакомительная беседа с творчеством и биографией композитора, с исторической эпохой создания произведения, стилевыми особенностями строения концертной формы. Обучающийся рассказывает о концерте: «концерт G-dur написан немецким композитором Иоганом Кванцем в 1740 г. Иоганн Иоахим Кванц (1697-1773) - известен как талантливый флейтист-виртуоз, автор ряда трактатов, прекрасный педагог и композитор». По моему мнению, этапными произведениями крупной формы, которые нужно обязательно сыграть за период обучения в музыкальной школе, являются концерты. Было продемонстрировано исполнением педагога данного произведения, рекомендовано обучающемуся прослушать в Интернет-ресурсе на сайте youtube.ru, также других произведений данного автора, а также композиторов той же эпохи, в которой творил композитор.  Эти произведения окажут большую пользу в дальнейшем овладении техническими навыками и знаниями, которые необходимы при игре на флейте, помогут в формировании художественного вкуса учащихся и расширят рамки музыкального кругозора будущих флейтистов.

 Далее обучающийся исполняет концерт наизусть. В концерте звучат темы, которые развиваются в процессе диалога между флейтой и оркестром, создавая полную композицию. Концерт состоит из трех частей, каждая из которых имеет свою уникальную мелодию и характер. I ч. Концерта написана в форме сонатного allegro, темп аллегро (быстро, 120 ударов в минуту). Сонатное аллегро – это музыкальная форма, состоящая из трех основных разделов: первая часть – экспозиция, вторая часть – разработка, третья часть – реприза. Экспозиция состоит из ГП и ПП – написана в основной тональности. ПП не вносит яркого контраста, но звучит более легко и изящно, ярко и красочно. Её дальнейшее развитие приводит к изменению тональности, т.е. модуляции. Заканчивается экспозиция в доминантовой тональности D-dur.  Весьма показательна для концерта также тщательная (виртуозная) разработка отдельных специально выделенных (солирующих) партий, рассчитанных на музыкантов, обладающих достаточно высоким уровнем исполнительского мастерства. Разработка - тонально неустойчивая часть. В разработке ГП звучит также ярко, помпезно, что и в экспозиции в приобретенной D-dur тональности, но недолго, происходит внезапное изменение в основную тональность и ПП в разработке уже снова звучит в G-dur. Дальнейшее ее развитие приводит к параллельной тональности e-moll. Нисходящая секвенция, стремительное развитие темы в гармоническом e-moll, динамика, разнообразие штрихов, трелей и форшлагов приводят к кульминации. В самом конце разработки, ПП постоянно видоизменяясь, всё же приобретает мажорный окрас основной тональности G-dur. Реприза – ГП несмотря на отдельные эпизоды, проводится в основной тональности. В целом, музыке этого произведения присущи: жизнерадостность, живость. Все разделы концерта объединены единым ритмом и бодрым настроением.

Чтобы успешно исполнить концерт на флейте, необходимо владеть основными техниками игры на инструменте. Произведение начинается с яркого и задорного вступления фортепиано, в основе которого лежит главная партия. ГП флейтовой партии - характер решительный, веселый; исполнять в темпе жизнерадостного маршевого движения. Это достигается с помощью артикуляции: ясная атака звука. И.Кванц рассматривает исполнительский компонент аппарата - язык, как «то самое средство, которое придает тонам флейты живость произнесения». Он считает, что язык «в высшей степени необходим для музыкального произнесения и исполняет ту же роль, что смычок для скрипки.

Освоение технических трудностей всегда связано с работой над атакой звука, что очень важно при исполнении различных штриховых обозначений, используемых в концерте, таких как Detache, Staccato. Технические способы использования твердой атаки языка – язык должен более энергично отталкиваться от звукообразователя, как бы произнося слоги "ту", "та", "ти" - в зависимости от высоты извлекаемого звука. Ещё один штрих используется при исполнении концерта - штрих не связанный с атакой языка: Legato. Это прием связного исполнения звуков, при котором важен плавный переход одного звука в другой без пауз и без участия языка. Освоение технических трудностей всегда связано с тем, чтобы не только найти нужные для исполнения, но и «приладиться» к ним: они должны стать для обучающегося удобными. Овладение ими, приобретение нужной ловкости, требуют большого внимания, автоматизации движений.

В своем трактате «Опыт руководства по игре на поперечной флейте» (1752 г) Иоганн Кванц буквально раскрывает все аспекты исполнения барочных произведений, и знание этого трактата является ключом к успеху при исполнении не только на флейте траверсо, но и на современной флейте. Рассмотрим варианты приемов исполнения украшений, встречаемых в концерте. Остановимся подробнее на каждом из её видов. Думаю, что практические рекомендации И.И.Кванца, касающиеся проблем исполнения украшений и сохранившие свою актуальность до наших дней, расширяют профессиональные представления молодых музыкантов и, тем самым, восполнят тот пробел, который образовался в методике преподавания игры на флейте. Наиболее ценными сведениями для современного исполнителя являются цитаты И.Кванца о исполнении форшлагов. Форшлаги (итал. appoggiature, фр. ports de voix), как известно, представляют собой украшения. По словам И.Кванца, «форшлаги являются задержаниями предыдущих нот. В зависимости от расположения предыдущей ноты, форшлаги могут браться как сверху, так и снизу. Если предыдущая нота стоит одной или двумя ступенями выше, чем следующая, перед которой стоит форшлаг, то он берётся сверху».

Каждая трель, как известно, начинается с форшлага. Трель и производные от нее украшения должны начинаться, как правило, с верхнего вспомогательного звука. Если исполнитель владеет всеми приемами игры, но не может исполнить трель, то его исполнительский уровень явно не совершенен.

В 18 в. процветало искусство свободной импровизации. Без такого рода каденций концертная форма тогда не мыслилась. Последние десятилетия все большее внимание исполнителей привлекает проблема каденции солиста к произведениям времен барокко и венского классицизма. При этом одни исполнители сочиняют собственные каденции, которые затем звучат в концертах, фиксируются с помощью звукозаписи, публикуются в нотных изданиях. Другие разыскивают и исполняют старые рукописные или давно опубликованные (но также практически неизвестные) каденции, которые воспринимаются слушателями как новые и принадлежащие самому солисту. Третьи же обращаются с просьбой написать каденцию к знакомому композитору и т. д. Ярослав сам сочинил маленькую каденцию и сейчас он нам ее исполнит. (Мною приветствуется, если каденция написана учеником).

Инструментальный концерт в эпоху барокко — один из сложных жанров, которые проявляют себя в виде ансамблево-оркестровых сочинений, состоящих из нескольких различных по музыкальному материалу частей, связанных единством общего замысла. Концерт длится всего 4 мин., за это время исполнитель должен суметь передать слушателям эпоху и стиль Барокко. Концерт является ярким примером музыкальной эстетики XVIII века, сочетая в себе прекрасное мастерство, прекрасную форму, мелодическую красоту и ритмику.

Переходим к исполнению следующего произведения: А.Алябьев «Соловей», произведение самого известного и популярного сочинения русской музыки 1 пол. XIX века. Исполняем. Проверка выполнения домашнего задания: исполнение текста наизусть с каденцией, проверяется закрепление навыка преодоления исполнения, отработка технически сложных мест. Анализируем исполнение. В процессе исполнения выявляются возможные сложности, если таковые есть – останавливаемся для решения проблемы. Находим технически трудные места и тренируемся в исполнении, доводя до эталона звучания. Остановимся на более важных моментах данного этапа работы. Звучание флейты и развитие исполнительской техники – это два тесно взаимосвязанных понятия. Одна из весьма важных сторон работы касается технического овладения произведением. Основные рекомендации преподавателя к исполнению:

- наиболее «трудные» в техническом плане места необходимо проработать в медленных темпах различными штриховыми обозначениями, такие как: ДТШ, legato, staccato, 2 leg. 2 stac., 2 stac. 2 leg., триоли и т.д.

-  использовать специальные упражнения для работы слухового контроля над точным интонированием при больших скачкообразных интервалах. Для отработки этого материала можно использовать упражнения из прекрасных школ Марселя Моиза  (стр.16, стр.10 № 1А) и П.Таффанель-Гобера (упр.№ 5).

Техника игры на флейте включает работу над исполнительской техникой, которая должна происходить параллельно с работой над художественными задачами произведениями. Используем выразительные средства исполнения музыкального произведения. Обращаем внимание на звук, тембр, интонацию, ритм, метр, темп, агогику, артикуляцию, фразировку, динамику, нюансировку, исполнительское дыхание, штрихи, вибрато, аппликатуру, технику пальцев, губ, языка. Особое значение приобретает фразировка. Обучающийся должна воспринимать фразу как цельное построение, уметь выявить направление развития фразы и довести мысль до её ближайшей «вершины» — кульминации. Работая над художественной фразой, нужно добиваться максимально гибкой динамикой исполнения. От точного исполнения штрихов в немалой степени зависят характер исполнения как всего произведения, так и исполнение фраз, их выразительные оттенки. Динамические нюансы, проставленные композитором, должны быть тщательно выполнены, так как они органически входят в замысел композитора и произведения. Использовать очень важный и нужный приём вибрато. Есть несколько параметров по которым характеризуется хорошее вибрато: частота вибрато - волна вибрато должна быть всегда одинаковой, (волна это расстояние от самой высокой точки, до самой низкой); скорость вибрато - чем чаще идет изменение волны тем более красивее вибрато, хотя все подчиняется идее; интенсивность - чем больше само изменение звука, тем, опять же лучше. Способы исполнения: губное вибрато - с помощью губ контролировать выдуваемый воздух (это не самый правильный вариант); вибрато диафрагмой - попробуйте произносить слог "ха", как будто вы смеетесь и почувствуйте при этом сокращение мышц диафрагмы. Как будут сокращаться мышцы, такое и будет вибрато. Теперь осталось работу мышц довести до автоматизма с помощью игры вибрато на длинных звуках. Хорошие упражнения на вибрато, которые могут использовать и начинающие, есть в сборнике упражнений на вибрато и интонацию Тревора Вая.

Рефлексия

Когда педагог почувствовал, что внимание обучающейся на уроке рассеивается, пришло утомление, необходимо сменить форму деятельности (например: прослушать или просмотреть аудио, - видео файл, готовиться заранее).

Завершение урока

Как ты считаешь – цель нашей работы достигнута?  Со всеми заданиями ты справился? (Ответ ученика).  В заключительной беседе обсуждаем возникшие вопросы, недопонятые моменты работы, формулируем совместно задание для дальнейшей самостоятельной работы. Задание на дом (1 мин):

  1.  Игра гамм разными штрихами.
  2. Детальная работа над обозначенными техническими сложностями, отработка штрихов.
  3. Работа над технически сложными местами с использованием метронома.
  4. Проигрывание произведения целиком только после отработки его разделов или технически сложных фрагментов.

Подведение итогов урока: анализ, самоанализ, оценка за урок (1 мин).

Прощаемся.

Приложение

Концерт (итал. concerto-, франц. concert; нем. Konzert) — один из наиболее востребованных музыкальных жанров, начиная с эпохи барокко и вплоть до наших дней.

Музыка́льная фо́рма (от лат. forma — вид; образ; красота; лат. слово происходит от др.-греч.μορφή вид, очертания; внешность; красота) — многозначный музыкальный термин, описывающий строение музыкального произведения.

Сона́тная фо́рма — музыкальная форма, состоящая из трёх основных разделов, где в первом разделе (экспозиция) противопоставляются главная и побочная партии, во втором (разработке) эти темы развиваются, в третьем (реприза) повторяется экспозиция.

Произведение состоит из отдельных музыкальных фраз — маленьких целостных музыкальных фрагментов.

Существует и более сложное структурирование:

  • мотив (мельчайший элемент музыкальной формы; один акцент 1-2 такта);
  • фраза (обычно имеет 2 акцента; 2-4 такта);
  • предложение (наименьшая часть мелодии, завершенная каким-либо кадансом;

4- 8 тактов);

  • период (законченная музыкальная мысль; 8-16 тактов; 2 предложения)

Разные способы развития и сопоставления элементов мелодии привели к образованию различных типов музыкальных форм.

Кульмина́ция (с лат. culmen – вершина) в музыке — момент наивысшего напряжения в музыкальном произведении или какой-либо относительно завершённой его части. ru.wikipedia.org 

Форшла́г (нем. Vorschlag, от vor — «перед» и Schlag — «удар») — мелодическое украшение, состоящее из одного или нескольких звуков, предшествующих какому-либо звуку мелодии, и исполняющееся за счёт длительности последующего звука (как правило, в музыке барокко) или предыдущего звука. 

Трель (итал. trillare — дребезжать) — один из наиболее употребительных мелизмов; быстрое чередование двух соседних нот, отстоящих на секунду, большую или малую. 

Музыка (греч.Μουσικήот греч.μούσα — муза) — разновидность искусства, воплощающая идейно-эмоциональное содержание в звуковых художественных образах.

Дина́мика в музыке — это совокупность понятий и нотных обозначений, связанных с оттенками громкости звучания.

Громкость (относительная)

Два базовых обозначения громкости в музыке:

  • Music dynamic forte.svg(фо́рте, итал. forte) — громко,
  • Music dynamic piano.svg(пиа́но, итал. piano) — тихо.

Умеренные степени громкости обозначаются следующим образом:

  • Music dynamic mezzo forte.svg(меццо-форте, итал. mezzo-forte) — умеренно громко,
  • Music dynamic mezzo piano.svg(меццо-пиано, итал. mezzo-piano) — умеренно тихо.

Кроме знаков f и p, есть также

  • Music dynamic fortissimo.svg(форти́ссимо, итал. fortissimo) — очень громко,
  • Music dynamic pianissimo.svg(пиани́ссимо, итал. pianissimo) — очень тихо.

Для указания ещё более крайних степеней громкости и тишины используются дополнительные буквы f и p. Так, довольно часто в музыкальной литературе встречаются обозначения fff и ppp. У них нет стандартных названий, обычно говорят «форте-фортиссимо», и «пиано-пианиссимо», или «три форте» и «три пиано».

Обозначения динамики носят относительный, а не абсолютный характер.

Например, mp указывает не на точный уровень громкости, а на то, что играть этот отрывок следует несколько громче, чем p, и несколько тише, чем mf.

Постепенные изменения

Для обозначения постепенного изменения громкости используются термины крещендо (итал. crescendo), обозначающий постепенное усиление звучания, и диминуэндо (итал. diminuendo), или декреще́ндо (decrescendo) — постепенное ослабление. В нотах они обозначаются сокращённо как cresc. и dim. (или decresc.). Для этих же целей используются особые знаки — «вилочки». Они представляют собой пары линий, соединённых с одной стороны и расходящихся с другой. Если линии слева направо расходятся (<), это означает усиление звука, если сходятся (>) — ослабление. Следующий фрагмент нотной записи указывает на умеренно громкое начало, затем усиление звука и потом его ослабление:

«Вилочки» обычно записываются под нотным станом, но иногда и над ним, особенно в вокальной музыке. Обычно ими обозначают кратковременные изменения громкости, а знаками cresc. и dim. — изменения на более долгом интервале времени.

Обозначения cresc. и dim. могут сопровождаться дополнительными указаниями poco (рус.по́ко — немного), poco a poco (рус.поко а поко — мало-помалу), subito или sub. (рус.су́бито — внезапно) и т. п.

Резкие изменения

Сфорца́ндо (итал. sforzando) или сфорца́то (sforzato) обозначает внезапный резкий акцент и обозначается sf или sfz. Внезапное усиление нескольких звуков или короткой фразы называется ринфорца́ндо (итал. rinforzando) и обозначается rinf., rf или rfz.

Обозначение fp (forte piano) означает «громко, затем сразу тихо»; sfp (sforzando piano) указывает на сфорцандо с последующим пиано.

Вибрато — это сознательное колебание воздуха (изменение высоты звука или строя), направленное на более красивое и тембрально-окрашенное звучание.

Исполнительская техника — совокупность сформировавшихся специальных навыков и умений, а также координированных слухомоторных действий и образов движений, активно участвующих в процессе звукоизвлечения и художественного интонирования.

Упражнение — повторное выполнение действия с целью его усвоения.insai.ru

Штрих (нем. Strich — черта, линия) - способ (приём и метод) исполнения нот, группы нот, образующих звук.  Штрихи определяют характер, тембр, атаку и другие характеристики звучания. 

Акцент (итал. accento) — выделение отдельных тонов посредством более сильного ударения. При письме обозначается знаком> над соответствующей нотой.

Артикуля́ция (от лат. articulo — расчленяю, членораздельно произношу) — способ исполнения последовательного ряда звуков при игре на музыкальном инструменте. 

Исполнительские средства

 Краткое описание  

Обоснование выбора  

Работа над атакой звука  

работа языка и амбушюра

при активном слуховом

контроле

Атака звука (артикуляция) характеризует начальный момент качества

звукообразования и

ориентирует исполнителя в правильном оформлении звука.

- мягкая атака языка

- язык отталкивается от звукообразователя более спокойно и плавно, как бы произнося слоги "ду", "да", "ди".

Штрихи, выполняемые мягкой атакой:

Non legato                                

Portato                              

Portamento 

- твердая атака языка

 

язык должен более энергично отталки-ваться от звукообразователя, как бы произнося слоги "ту",

"та", "ти" - в зависимости от высоты извлекаемого звука.

Штрихи, выполняемые твердой атакой:                                        Detache                                          

Marcato                                        

Martele                                      

Staccato                                          

- фрикативная атака                                    

(fricate-латинское слово - "тереть")

 необходимо "произносить" слоги, начинающиеся с согласных "ф", "к", "х", "т" в сочетании с гласными "а", "у", "и" и согласной "р", т.е. "фр", "кр", "фа", "ха" и т.д.

Штрих, выполняемый фрикативной атакой:

Frullato 

- комбинированная атака

двойная атака осуществляется парным повторением твердой и вспомогательной атаки на слогах типа "та-ка", "туку", "ти-ки" и других

Штрих, выполняемый комбинированной атакой: Двойное staccato 

 Работа над звуком без участия языка

(кроме первого звука)

прием связного исполнения звуков, при котором важен плавный переход одного звука в другой без пауз и без участия языка.  

Штрихи, не связанные с атакой: 

Legato

Legatissimo 

.