Главные вкладки
"Работа над программными произведениями в классе фортепиано. Э.Григ "Весной" из цикла "Лирические пьесы" ор. 43"
Работа над художественным изображением картин норвежской весны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://nsportal.ru/user/1126987/video | 26.06 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение детского образования «Детская школа искусств г. Печора»
Открытый урок
Тема: «Работа над программными произведениями в классе фортепиано. Эдвард Григ «Весной» из цикла «Лирические пьесы» ор.43»
Подготовила: преподаватель высшей категории
по классу фортепиано Богданова Н.В.
03.04. 2023 г.
г. Печора
План - конспект открытого урока:
12 апреля 2023 года
Учащаяся: Хозяинова Мария
9 класс фортепиано
Тема: «Работа над программными произведениями в классе фортепиано».
Эдвард Григ «Весной» из цикла «Лирические пьесы»
Цель урока: понять, какое художественное содержание вложено в каждую часть пьесы, умение ученика изобразить различные настроения весенней природы, создать словесную программу. С помощью необходимых исполнительских приёмов и накопленных слуховых впечатлений создать образ весны.
Задачи урока:
Образовательные:
- формирование комплекса знаний, умений и навыков, необходимых для овладения культурой музыкального исполнительства, для умения выражать яркие музыкальные образы. Объединение деталей в цельное выразительное исполнение.
Воспитательные:
- вовлечь учащегося в активную практическую деятельность;
- активизировать интерес к занятиям на инструменте;
- содействовать интересу к исполнительской деятельности как способу проявления творческой личности.
Развивающие:
- развитие исполнительских навыков в соответствии с содержанием и стилистическими особенностями произведения, понимание исполнительских задач и способов их решения;
• формировать умение самостоятельно работать над произведением.
Реализуемые технологии: развивающего обучения, здоровъесберегающие.
Методы обучения: словесный, практический, наглядный.
Тип урока: практический, на основе включения новых знаний.
Оборудование:
• Фортепиано;
• Стул;
• Сборники нот.
Ожидаемые результаты:
• Правильный анализ произведения;
• Осмысленное и грамотное владение штрихами, динамическими оттенками при раскрытии художественного образа.
План урока:
1. Начало урока (4 минуты):
организационный момент;
сообщение темы и задач.
2. Основной этап (30мин): теоретическая часть, работа над произведением.
Физкультминутка(1 мин).
3. Заключение (5минут):
оценивание;
домашнее задание.
1. Начало урока
Организационный момент
- Здравствуй, Маша. Приготовь ноты и дневник.
Сообщение темы и постановка задач:
- При помощи средств музыкальной выразительности сегодня на уроке мы будем создавать образ Норвежской весны. Произведение «Весной» вошло в 3 тетрадь «Лирических пьес» Эдварда Грига.
2. Основной этап
Теоретическая часть
Преклонение перед величием и красотой норвежской природы, тонкое чувство природы сказались на творчестве Э. Грига. Для него жизнь среди родной природы с ее величавыми скалами, тихими фиордами была не только удовольствием и отдыхом, но и источником творческого вдохновения. Большое значение в его музыке преобретает программность, которая рождается из поэтических образов природы, фантастики, быта народа, живущего в его любимой стране.
Преподаватель: Скажи, Маша, где родился композитор?
Ученица: в Норвегии. В Бергене.
Преподаватель: Да, в далекой северной, суровой, прекрасной стране.
Маша, скажи, пожалуйста, сколько тетрадей Лирических пьес написано Э.Григом?
Ученица: десять тетрадей.
Преподаватель: Какие пьесы из этих тетрадей ты слушала?
Ученица: « Танец эльфов», «Шествие гномов», «Свадебный день в Трольхаугене».
Преподаватель: Сейчас мы переходим к работе над пьесой «Весной» Вначале ты полностью исполнишь пьесу. Затем мы продолжим работу над этим произведением. Какова форма этого произведения и в какой тональности оно написано?
Ученица: Форма пьесы трехчастная, написана в Fis-dur.
Педагог: Маша сыграй, пожалуйста, 1часть
Ученица играет 1 часть
Одним из средств выразительности здесь найдена композитором трепетно звенящая инструментальная фактура (звонкий светлый регистр и аккомпанирующие аккорды). На фоне этих аккордов звучит распевная свободная мелодия, которая создает атмосферу простора, света, воздуха. Трудность возникает там, где в другом регистре дублируется мелодия. Сыграно это должно быть различным прикосновением пальцев к инструменту. Необходимо владеть штрихом портаменто. Все время весна «капает». Цельность всей музыке придаёт это «капанье». В этом произведении много удивительных выразительных средств.
Педагог: Маша, как ты считаешь, что хотел изобразить композитор в 1 части? И какими красками, приемами он это передал?
Ученица: Пробуждение весны. Передал это настроение с помощью динамики, штрихов, регистров.
Педагог: Маша, переходим ко второй части. Затем ученица играет 2 часть.
Педагог: Здесь появляется 3 строчка. Аккорды насыщенные, они вибрируют. Время сжимается с помощью stretto. Кульминация- agitato- исполняется взволнованно. Попробуем убедительно исполнить кульминацию.
Ученица добивается выразительного звучания кульминации.
Педагог: Необходимо звучание больших длительностей поддержать длинной педалью. Фактура этой части воспринимается как оркестровая партитура.
Педагог: Маша, а что же хотел композитор изобразить во 2 части?
Ученица: Зима не сдает своих позиций. Ощущается вьюга, шум ветра, бурлящая вода в ручьях, реках.
Педагог: Какими приёмами он это передал?
Ученица: Яркой динамикой, насыщенным аккомпанементом, длинной педалью, элементами агогики, оркестровым звучанием.
Преподаватель: Молодец. Переходим к 3 части. Расскажи нам, что по-твоему хотел Григ донести до слушателей в этой части?
Ученица: Во всей красе показывает себя здесь весна. Бездонное небо, синие озера, ручейки, ослепительно белые горные вершины.
Преподаватель: Как Григ изображает в этой части ручьи и реки, бегущие между гор?
Ученица: пассажами в левой руке.
Педагог: Необходимо поработать отдельно над левой рукой в медленном темпе для более качественного исполнения пассажей. Восьмые играются объединяющим движением руки. На средней строчке происходит возвращение к капающему аккомпанементу. Верхняя строчка светлая, оживлённая, очень выразительная и красивая. Работаем над фразировкой и качеством звучания.
Ученица выполняет задание.
Преподаватель: в коде присутствует замедление, все растворяется, все замирает. Покой, тишина, умиротворение.
Преподаватель: Как ты думаешь, удалось ли композитору погрузить нас в атмосферу чудесных « музыкальных пейзажей», смог ли он отобразить любовь к своей Родине?
Ученица: Да, несомненно. Преподаватель: Что мы использовали для раскрытия содержания произведения? При помощи каких действий ты старалась создать музыкальный образ Весны?
Ученица: Здесь важно почувствовать характер, работать над штрихами, динамикой, агогикой, внимательно контролируя и слушая себя. Эти средства музыкальной выразительности помогают раскрывать образ музыкального произведения.
3. Заключение
Оценивание
Преподаватель: Молодец, ты сегодня хорошо поработала на уроке. Получила новые, закрепила прежние знания. Старалась передать в своем исполнении образ норвежской Весны, так любимой великим норвежским композитором Эдвардом Григом.
Домашнее задание: В первой части отработать лёгким портаменто аккомпанемент, добиться певучести в мелодии. Обратить внимание на агогику во 2-ой части произведения, отработать кульминацию во 2-ой части. В 3-ей части с помощью объединяющего движения руки добиться ровного лёгкого звучания пассажей в левой руке, с помощью правильной фразировки добиться выразительного звучания мелодии.
Используемая методическая литература:
1. Коган Г. Работа пианиста. Москва: «Классика-XXI», 2004 г.
2. Мильштейн Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства. Москва: «Советский композитор», 1983г.
3. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Москва: «Музыка», 1982 г.
4. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. Москва: «Музыка», 1989 г.
5. Щапов А. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. М.: Классика XXI, 2001 г.