"Работа над программными произведениями в классе фортепиано. Э.Григ "Весной" из цикла "Лирические пьесы" ор. 43"

Работа над художественным изображением картин норвежской весны. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл https://nsportal.ru/user/1126987/video26.06 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение детского образования «Детская школа искусств г. Печора»

Открытый урок

Тема: «Работа над программными произведениями в классе фортепиано. Эдвард  Григ «Весной» из цикла «Лирические пьесы» ор.43»

Подготовила: преподаватель высшей категории

                     по классу фортепиано  Богданова Н.В.

03.04. 2023 г.

г. Печора

План - конспект открытого урока:

12 апреля 2023 года

Учащаяся: Хозяинова  Мария

9 класс фортепиано

Тема: «Работа над программными произведениями в классе фортепиано».

Эдвард Григ «Весной» из цикла «Лирические пьесы»

Цель урока: понять, какое художественное содержание  вложено  в каждую часть пьесы, умение ученика изобразить различные настроения весенней природы, создать словесную программу. С помощью необходимых исполнительских приёмов и накопленных слуховых впечатлений создать образ  весны.

Задачи урока:

Образовательные:

  • формирование комплекса знаний, умений и навыков, необходимых для овладения культурой музыкального исполнительства, для умения выражать яркие музыкальные образы.  Объединение деталей в цельное выразительное исполнение.

Воспитательные:

  • вовлечь учащегося в активную практическую деятельность;
  • активизировать интерес  к занятиям на инструменте;
  • содействовать интересу к исполнительской деятельности как способу проявления творческой личности.

Развивающие:

  • развитие исполнительских навыков в соответствии с содержанием и стилистическими особенностями произведения, понимание исполнительских задач и способов их решения;

     •    формировать умение самостоятельно работать над произведением.

Реализуемые технологии: развивающего обучения, здоровъесберегающие.

Методы обучения: словесный, практический, наглядный.

Тип урока: практический, на основе включения новых знаний.

Оборудование:

•        Фортепиано;

•        Стул;

•        Сборники нот.

Ожидаемые результаты:

• Правильный  анализ произведения;

• Осмысленное и грамотное владение штрихами, динамическими оттенками при раскрытии художественного образа.

План урока:

1. Начало урока (4 минуты):

организационный момент;

сообщение темы и задач.

2. Основной этап (30мин): теоретическая часть, работа над произведением.

Физкультминутка(1 мин).

3. Заключение (5минут):

оценивание;

домашнее задание.

                                                  1. Начало урока

Организационный момент

- Здравствуй, Маша. Приготовь ноты и дневник.

Сообщение темы и постановка задач:

-  При помощи средств музыкальной выразительности сегодня на уроке мы будем создавать образ Норвежской весны. Произведение «Весной» вошло в 3 тетрадь «Лирических пьес» Эдварда Грига.

                                                  2. Основной этап

Теоретическая часть

Преклонение перед величием и красотой норвежской природы, тонкое чувство природы сказались на творчестве Э. Грига. Для него жизнь среди родной природы с ее величавыми скалами, тихими фиордами была не только удовольствием и отдыхом, но и источником творческого вдохновения. Большое значение в его  музыке преобретает программность, которая рождается из поэтических образов природы, фантастики, быта народа, живущего в его любимой стране.

Преподаватель: Скажи, Маша, где родился композитор?

Ученица: в Норвегии. В Бергене.

Преподаватель: Да, в далекой северной, суровой, прекрасной стране.

Маша, скажи, пожалуйста, сколько тетрадей Лирических пьес написано Э.Григом?

Ученица: десять тетрадей.

Преподаватель:   Какие пьесы из этих тетрадей ты слушала?

Ученица:  « Танец эльфов», «Шествие гномов», «Свадебный день в Трольхаугене».

Преподаватель:  Сейчас мы переходим к работе над пьесой «Весной»                                                                                                               Вначале ты полностью исполнишь пьесу. Затем мы продолжим работу над этим произведением.  Какова форма этого произведения и в какой тональности оно написано?

Ученица:  Форма пьесы трехчастная, написана в Fis-dur.

Педагог: Маша сыграй, пожалуйста, 1часть

Ученица играет 1 часть

Одним из средств выразительности здесь найдена композитором трепетно звенящая инструментальная фактура (звонкий светлый регистр и аккомпанирующие аккорды). На фоне этих аккордов звучит распевная свободная мелодия, которая создает атмосферу простора, света, воздуха. Трудность возникает там, где в другом регистре дублируется мелодия. Сыграно это должно быть различным прикосновением пальцев к инструменту. Необходимо владеть штрихом портаменто.  Все время весна «капает».  Цельность всей музыке придаёт это «капанье». В этом произведении много удивительных выразительных средств.

Педагог: Маша, как ты считаешь, что хотел изобразить композитор в 1 части? И какими красками, приемами  он это передал?

Ученица:  Пробуждение весны. Передал это настроение с помощью динамики, штрихов, регистров.

Педагог: Маша, переходим ко второй части.                                                                                                  Затем ученица играет 2 часть.

Педагог:   Здесь появляется 3 строчка.   Аккорды насыщенные, они вибрируют.  Время сжимается с помощью stretto. Кульминация- agitato- исполняется взволнованно. Попробуем убедительно исполнить кульминацию.

Ученица добивается выразительного звучания кульминации.

Педагог:                                                                                                                       Необходимо звучание больших длительностей поддержать длинной педалью.  Фактура этой части  воспринимается  как оркестровая  партитура.

Педагог:  Маша, а что же хотел композитор изобразить во 2 части?

Ученица: Зима не сдает своих позиций. Ощущается вьюга, шум ветра, бурлящая вода в ручьях, реках.

Педагог: Какими приёмами он это передал?

Ученица: Яркой динамикой, насыщенным аккомпанементом, длинной педалью, элементами агогики, оркестровым звучанием.

Преподаватель: Молодец. Переходим к 3 части. Расскажи нам, что по-твоему хотел Григ донести до слушателей в этой части?

Ученица: Во всей красе показывает себя здесь весна. Бездонное небо, синие озера, ручейки, ослепительно белые горные вершины.

Преподаватель: Как Григ изображает в этой части ручьи и реки, бегущие между гор?

Ученица: пассажами в левой руке.

Педагог:      Необходимо  поработать отдельно над левой рукой в медленном темпе для более качественного исполнения пассажей. Восьмые играются объединяющим движением руки. На средней строчке происходит возвращение к капающему аккомпанементу.  Верхняя строчка светлая, оживлённая, очень выразительная и красивая. Работаем над фразировкой и качеством звучания.

Ученица выполняет задание.                                          

Преподаватель:  в коде присутствует замедление, все растворяется, все замирает. Покой, тишина, умиротворение.

Преподаватель: Как ты думаешь, удалось ли композитору  погрузить нас в атмосферу чудесных « музыкальных пейзажей», смог ли он отобразить любовь к своей Родине?

Ученица: Да, несомненно.                                                                                   Преподаватель:  Что мы использовали для раскрытия содержания произведения? При  помощи каких действий ты старалась создать музыкальный образ Весны?                    

Ученица:  Здесь важно почувствовать характер, работать над штрихами, динамикой, агогикой, внимательно контролируя и слушая себя. Эти средства  музыкальной выразительности помогают раскрывать образ музыкального произведения.  

                                             3. Заключение

Оценивание            

Преподаватель: Молодец, ты сегодня хорошо поработала на уроке. Получила новые, закрепила прежние знания. Старалась передать в своем исполнении  образ норвежской Весны, так любимой великим норвежским композитором Эдвардом Григом.

Домашнее задание: В первой части отработать лёгким портаменто аккомпанемент, добиться певучести в мелодии. Обратить внимание на агогику во 2-ой части произведения, отработать кульминацию во 2-ой части. В 3-ей части с помощью объединяющего движения руки добиться ровного лёгкого звучания пассажей в левой руке, с помощью правильной фразировки добиться выразительного звучания мелодии.

Используемая методическая литература:

1. Коган Г. Работа пианиста. Москва: «Классика-XXI», 2004 г.

2. Мильштейн Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства. Москва: «Советский композитор», 1983г.

3. Нейгауз Г.Г.  Об искусстве фортепианной игры. Москва: «Музыка», 1982 г.

4. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. Москва: «Музыка», 1989 г.

5. Щапов А. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. М.: Классика XXI, 2001 г.